Научная статья на тему 'Модель сопровождения проекта образовательного учреждения по теме: «Формирование культуры здорового образа жизни»'

Модель сопровождения проекта образовательного учреждения по теме: «Формирование культуры здорового образа жизни» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
530
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мотина А. Г., Животова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель сопровождения проекта образовательного учреждения по теме: «Формирование культуры здорового образа жизни»»

Культура здорового образа жизни

Мотина А.Г.,

заместитель директора по УВР Животова С.В.,

заместитель директора по УВР МОУ Средняя общеобразовательная школа №1

г. Ливны

МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

Проводимая в стране модернизация школьного образования декларирует «приоритет сохранения здоровья учащихся», что регламентировано законом РФ «Об образовании» ст.54, ст.24; Конвенцией о правах ребенка ст. 3, п.3. Следуя этому, образовательное учреждение, наряду с обеспечением учащихся необходимым уровнем знаний формирует у них готовность к безболезненной интеграции во взрослое общество, к адекватному воздействию с социальной средой, к полноценному выполнению основных социальных функций, т. е. способности к социальной адаптации

Основные этапы роста и развития ребенка приходятся на период школьной жизни - от 6,6 до 18 лет. Поэтому система организации учебной и воспитательной деятельности учреждения имеет первостепенное значение для охраны здоровья детей, формирования культуры здорового образа жизни. Здоровье достаточно многогранная категория. По определению Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем понимают «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». Если тело здорово, но нет ощущения радости и полноты жизни, то это уже болезнь.

Здоровый образ жизни предполагает оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, искоренение вредных привычек, любовь к близким, позитивное восприятие жизни. Он позволяет до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Успешное функционирование учреждения образования с учетом сегодняшнего состояния здоровья детей невозможно без создания единого профилактического пространства, обеспеченного взаимодействием педагогов, психолога, медицинских работников, врачей, учащихся и родителей, которые согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя ответственность за результаты. Обеспечить здоровье - сбережение можно только комплексом профилактических мероприятий на всех этапах обучения, начиная с первого года жизни. Комплексное обеспечение здоровьесбережения предполагает совокупность педагогических, санитарногигиенических и медицинских мер. направленных на

оптимизацию процесса обучения, охрану и оздоровление окружающей школьной среды, формирование у обучающися ценностного отношения к своему здоровью и здорового образа жизни. Методология воспитания культуры здоровья школьников основана на:

> Обеспечение грамотности в вопросах здоровья,

> Формировании мотивации на ведение здорового образа жизни,

> Воспитании ответственности за собственное здоровье и здоровье своих близких.

Созданный в ОУ проект - «Школа содействия здоровью» направлен на достижение целей в области формирования культуры здоровья, где задействованы все участники образовательного процесса, взаимодействующие в пределах должностных обязанностей и профессиональной компетентности на основе общего концептуального подхода в рамках действующей модели.

Главную роль в формировании культуры ЗОЖ на всех этапах обучения выполняет учитель, понимая, что здоровье школьников - одно из важных условий ее успешности на рынке образования. Обеспечение здоровья в школе включает в себя все средства, которые используются для поддержки обучающихся, а также для пропаганды знаний о здоровье.

Комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни позволяет:

- представить работу в виде комплексной системы взаимосвязанных действий;

- увидеть весь спланированный процесс объемно;

- обеспечить преемственность в деятельности (детский сад, школа - 1,2,3 - ступени обучения).

- определить функциональные обязанности каждого специалиста на соответствующий этап работы;

- освоить методы здоровьесбергающих технологий;

- осуществить анализ результатов различных учебных проектов.

С 2004 года МОУ Средняя общеобразовательная школа №1 участвует в областном эксперименте по проблеме « Содействие полноценному развитию личности на разных этапах жизни ребенка » по теме . Формирование культуры здорового образа жизни.

106

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

Культура здорового образа жизни

Цель: Формирование ценностного отношения к своему здоровью и здорового образа жизни, профилактику злоупотребления психоактивными веществами.

Задачи:

1. Формирование навыков ЗОЖ в ходе реализации программы «Здоровье» при использовании методического комплекта под редакцией В.Н. Касаткина и др. Проект «Школа содействия здоровью».

2. Организация методического обеспечения здоровьесберегающих образовательных технологий.

3. Расширение видов двигательной активности обучающихся в ходе учебной и внеурочной деятельности.

4. Организация родительского всеобуча по вопросам здоровьесбережения.

5. Разработка и проведение мониторинга показателей уровня сформированности культуры ЗОЖ участников ОУ.

Сроки реализации: 2004-2009 гг.

Ожидаемые результаты: формирование сознательного отношения к своему здоровью как общественной ценности всех участников образовательного процесса.

Пути решения главных задач

1. Рациональная организация учебного времени

2. Организация внеклассной и внеурочной деятельности

3. Здорорвьесберегающие инфраструктуры.

В образовательном учреждении создана модель сопровождения личности по проблеме формирования культуры здорового образа жизни.

При структурировании модели главными составляющими являются:

Работа с кадрами и родителями, обеспечивающими полноценную образовательную воспитывающую и оздоровительную среду.

Организация деятельности происходит по следующим направлениям:

• курсы ИУУ,

• семинары,

• педагогические советы,

• индивидуальные консультации,

• школьный родительский комитет,

• лекторий для родителей,

• родительские собрания,

• Совет содействия здоровью.

Педагогический коллектив школы, опираясь на поддержку родителей, сопутствующих организаций (ЦРБ, ППМС центра), направляет усилия на эффективную работу по сохранению и укреплению здоровья, формирование культуры ЗОЖ, обеспечению безопасности.

В школе имеются хорошие условия: действует спортивный и тренажерный залы, спортивная площадка, оборудованное помещение для занятий СМГ, работают спортивные секции. Медицинское обслуживание осуществляют квалифицированные кадры: врач-стоматолог, две медицинские сестры. Работает стоматологический кабинет, логопедический пункт.

Проводятся осмотры, прививочные процедуры. Профилактические мероприятия, витаминизация детей, санитарно - просветительская работа.

Работа с обучающимися строится в соответствии с разработанной комплексной программой при соблюдении возрастных особенностей по 3 ступеням (младшее звено, среднее, старшее) по следующим аспектам:

• обучающий

• воспитывающий

• оздоровительный

Модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в ОУ состоит из следующих блоков:

1- блок -здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения;

2- блок- рациональная организация учебного процесса;

3- организация физкультурно- оздоровительной работы;

4- просветительско - воспитательная работа с учащимися

5- организация системы прсветительской и методической работы с педагогами . родителями

6- профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья.

Концепция Программы:

1 Назначение программы, цель и задачи развития:

Проблемы, стоящие перед образовательным учреждением, потребовалиизмененияучебно-воспитательного процесса. Они ставят перед школой задачу подготовить личность, которая будет иметь не только высокий уровень полученного образования, но и овладеет умением принимать ответственные решения, работать в проблемном поле, проявлять готовность к самореализации. Важнейшими приоритетами социума сейчас являются безопасность, физический и психологический комфорт для детей. Таким образом, если данному обществу требуется формирование нового круга способностей и возможностей, необходимо создать такую систему воспитания и обучения, которая организует эффективное функционирование новых типов воспроизводящей деятельности, школу адаптивной системы, где смогут реализовать себя и одаренные дети, и обычные, и те, кто нуждается в коррекционно-развивающем обучении, дети с проблемами здоровья.

Школа ставит своей целью - воспитать разносторонне развитую личность, здоровую, способную творчески участвовать в социальных преобразованиях, готовую к интеллектуальному труду, умеющую вести здоровый образ жизни.

Главная цель Программы состоит в организации образовательного процесса, позволяющего обеспечить целостное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его здоровья как одного из важнейших факторов, определяющих успех самореализации выпускников школы в их самостоятельной жизни, создание образовательно-воспитательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

107

Культура здорового образа жизни

I ступень

рефлексия мониторинг

108

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

Культура здорового образа жизни

Для достижения цели определены следующие приоритетные задачи:

Реализация целевых программ по формированию здоровой личности в условиях образовательного пространства.

• Улучшение качества образовательного процесса и формирование устойчивого интереса и потребности в приобретении здорового образа жизни.

• Получение качественного образования для всех учащихся без ущерба для их здоровья.

• Обеспечение в условиях экспериментальноинновационной деятельности мониторинга новейших педагогических технологий и их апробация в рамках образовательного учреждения.

• Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, непрерывное повышение профессиональной компетентности педагогов в этом направлении.

• Развитие личности учащихся, создание потребной мотивации быть здоровым, сохранить здоровье окружающих;

• Обеспечение школы необходимой материальнотехнической базой для осуществления непрерывного образования и оздоровления учащихся.

Таким образом, наше образовательное учреждение - это школа, где:

• Прежде всего заботятся о телесном и душевном здоровье учеников.

• Качественно учат по всем предметам.

• Уважают личность ученика.

• Обеспеченно качественное питание.

• Господствует толерантный и доброжелательный психологический климат.

• Существует порядок и дисциплина.

• И учителю и ученику предоставлена возможность творчества.

• Каждый чувствует себя счастливым.

Программа определяет стратегию приоритетного

развития системы образования и меры по ее реализации предсавляет собой долгосрочный нормативноуправленческий документ, характеризующий имеющие уже достижения, проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации учебно-воспитательного процесса, инновационных преобразований, основные планируемые конечные результаты, критерии качества результатов.

Процесс развития проектируется на основе реализуемых блоков.

Содержание деятельности ОУ по проблеме формирование культуры ЗОЖ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Блоки:

1. Образовательный

2. Воспитательная работа

3. Оздоровительный

Образовательный блок состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации, определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению.

В план работы ОУ внедрена программа утвержденная Минобразованием РФ, Минздравом РФ, Российской академией медицинских наук в 2000- году федеральной междисциплинарная программа « Здоровье» .

Разделы программы:

1. - самопознание;

2. - Я и другие;

3. - Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний;

4. - Питание и здоровье

5. - Основы личной безопасности и профилактика травматизма

6. - Культура потребления медицинских наук;

7. - Предупреждение употребления психоактивных веществ

Уроки здоровья ведутся со 2 по 7 классы. Программа 1-11 классы .

Учебно - методическое пособие для учителей 1 -11 кл./Под редакцией В.Н.Касаткина, Л.А.Щеплягиной. Ярославль: Аврс Пресс,2003, 2 - е изд. допол. и ис-правл., 446 стр.;ил.

В календарно-тематическом планировании: по истории, биологии, математике, введены модули, Используются следующие УМК:

1. Митькин А.С., Неудахина А.Е. здоровье: Вопросы здоровья в школьном курсе истории 5 - 9 классы. Методическое пособие для учителей. М., 2003, 192 стр.

2. Калинова Г.С.,Мсечкова А.Н., Реброва Л.В., Редникова В.З., Хрипкова А.Г. Здоровье: Вопросы здоровья в школьном курсе биологии 5 - 9 классы. Методическое пособие для учителя. М., 2003, 180 стр.

3. Алимова Т.М. Здоровье. Сборник заданий по математике на тему «Здоровье», 5 - 9 кл.: Методическое пособие. М, 2003, 160 стр.

Составитель серии «Здоровье» доктор медицинских наук, профессор В.Н.Касаткин

Регулярное проведение уроков здоровья ( УМК под редакцией В.Н. Касаткин и др.) во 2-7кл способствует повышению у обучающихся ответственного отношения к своему здоровью, приобретению навыков повышения работоспособности и снятию нервного напряжения. стимулирует двигательную активность обучающихся, улучшает общее самочувствие.

Спецкурсы, лектории, элективные курсы носят профилактический характер, направленный на преодоление вредных привычек.

Содержание курса в плане ОБЖ «Основы медицинских знаний» направлено на высокую продуктивность полового воспитания девушек подросткового возраста, формирование у них здоровой, мотивационной и смысловой сферы сексуальности. Лектории, подготовленные старшеклассниками по теме «Вредные привычки», позволяют учащимся среднего и старшего звена быть более информированными в плане вреда, причиненного в результате курения, приема алкоголя, ПАВ.

Элективные курсы «Лекарственные растения в жизни человека», «Экология человека» и др. позволяют школьнику приблизиться к живой природе, научиться брать от природы, необходимое для жизни и здоровья.

Личностноориентированный поход

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

109

Культура здорового образа жизни

Деятельность всех учителей - предметников с учащимися по основным программам а так же включение в разделы программы модулей по истории, математике, биологии , обществознанию носит просветительский характер, пропагандирует здоровый образ жизни. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках позволяет повышению уровня знаний по различным предметам, сохранению здоровья.

Блок. Воспитательная работа В плане воспитательной работы действует программа « Школа выживания» для учащихся 5-7, 8-9х классов» , целью которой является предупреждение насилия в школе. Программа « Будь Здоров» для обучающихся 1-4 классов, направленная на формирование ценности здоровья по следующим блокам: гигиена тела, профилактика курения, основы безопасности жизнедеятельности.

Психологическая служба использует пособие «Психологическое сопровождение образовательной программы Здоровье». Авторский коллектив Т.П.

Симонятова, И.А. Паршутин. Разработана программа для родителей « Магический треугольник»,действует лекторий « Родительский ликбез» Работа школьной социально - психологической службы востребована по многим направлениям вне- и внутришкольного взаимодействия между участниками образовательного процесса и родителями учащихся: во первых, ведется развивающая работа со всеми школьниками, включающая тренинги и различные виды групповой деятельности, психологическое консультирование и сопровождение детей и их родителей, психологическую поддержку педагогического процесса; и во-вторых, психологически целостная помощь детям групп риска.

Первое направление в решении проблемы в младшем и среднем звене базируется на взаимодействии с педагогом и семьей ученика, в старшем возрасте -

опирается на взаимодействие школьного психолога и работу со старшеклассниками. Эффективно работают программы:

- психолого-педагогического сопровождения развития личности обучающихся: профилактика вредных привычек «Все цвета кроме черного» под ред. (М.Безруких, А.Г. Макеева Т.А. Филлипова), «Обучение жизненно - важным навыкам» (авт. Н,Н,Майорова, Е.Е.Чепурных); «Магический треугольник»

Воспитывающий аспект формирует у детей бережное отношение к своему здоровью, понимание ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, побуждение и рост желаний следовать здоровому образу жизни.

Используемые воспитательные программы классных руководителей; программы клубов: «Юный эколог», «Подросток», «Семья», «Общение» позволяют найти ответы на целый ряд, волнующих подростков, вопросы.

Одной из важных задач ОУ является мобилизация социума на решение актуальных проблем через различные организации города: СЮТ, Дом детского, творчества, ДЮСШ, ЦРБ, СЮТ .

Блок 3. Спортивно - оздоровительный состоящий в профилактике наиболее распространенных заболеваний, увеличении часов двигательной активности, проведении игр, подвижных перемен, динамических пауз, спортивных праздников, соревнований, Дней здоровья, работа СМГ, проведение секций и т. д.

Основной причиной успешности в данном направлении, является наличие систематичности. Это проявляется, прежде всего тем, что физкультурные мероприятия включены в систему воспитательной и образовательной работы.

110

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

Культура здорового образа жизни

Большое внимание уделяется патронажной службе (шефство старшеклассников над малышами) при организации спортивных мероприятий, что способствует проявлению самостоятельности у старшеклассников, выявлению уровня сформированности культуры ЗОЖ.

Здоровье человека определяется множеством влияний, однако решающее значение принадлежит двигательной активности. Два действующих начала содержат самые различные виды двигательной активности - информацию и энергию. Работа мышц - это не только механические действия, это источник информации, которую воспринимает каждый орган и каждая ткань организма. В результате этих импульсов улучшается их состояние и жизнедеятельность.

Таким образом, весь двигательный аппарат представляет собой самый крупный орган чувств — ведь только мышцы составляют почти половину (около 2/5) массы всего тела, а если учесть еще и кости, связки и сухожилия, то эта величина превысит 50%. Информация, возникающая в процессе мышечной деятельности, т.е. сигналы, поступающие от мышц, имеет жизненно важное значение: она стимулирует обмен веществ и энергии, повышает работоспособность тканей.

Важной составной частью валеологического образования школьников является физическое воспитание.

Работа школьной социально - психологической службы востребована по многим направлениям вне- и внутришкольного взаимодействия между участниками образовательного процесса и родителями учащихся: во первых, ведется развивающая работа со всеми школьниками, включающая тренинги и различные виды групповой деятельности, психологическое консультирование и сопровождение детей и их родителей, психологическую поддержку педагогического процесса; и во-вторых, психологически целостная помощь детям групп риска.

Первое направление в решении проблемы в младшем и среднем звене базируется на взаимодействии с педагогом и семьей ученика, в старшем возрасте -опирается на взаимодействие школьного психолога и работу со старшеклассниками. Эффективно работают программы: - психолого- педагогического сопровождения развития личности обучающихся: профилактика вредных привычек «Все цвета кроме черного» под ред. (М.Безруких, А.Г. Макеева Т.А. Филлипова), «Обучение жизненно - важным навыкам» (авт. Н.Н. Майорова, Е.Е.Чепурных); «Магический треугольник».

Анализируя работу по всем направлениям можно констатировать следующие изменении:

- происходит значительное психо - эмоционального состояния как учащихся так и учителя;

- повышается уровень психологической комфортности педагогического

взаимодействия в системе «ученик - учитель»;

- у детей возрастает мотивация получения знаний по вопросам сохранения и улучшения здоровья, соблюдения принципов ЗОЖ;

- возрастает физическая активность детей;

- проявляется общественная активность учащихся;

Работа с кадрами дала возможность внедрить в процесс новые оздоравливающие педагогические технологии добавить в учебные планы и расписание уроки здоровья, элективные курсы, факультативы, 3-ий час физической культуры во вторых классах с учетом всех требований.

Все это позволило укрепить здоровье школьников, изменить социальный климат в школе. За последние 3 года в ОУ отмечается значительное снижение числа острых простудных заболеваний, уменьшение количества часто болеющих детей. В лучшую сторону изменился социальный и психологический климат, произошла смена ценностных установок учащихся, педагогов и родителей.

Результаты мониторинга показали:

1. Обычное здоровье школьников оценивается как «хорошее» или «удовлетворительное». Треть подростков считают, что отношения между ребятами в классе дружные меньше стало «натянутых» и «прохладных» отношений.

Удовлетворенность учеников своими учебными успехами несколько выше, чем в среднем по стране, а ученики более критичны по отношению к самим себе. Им легко в классном коллективе. По мнению учеников «Школа здоровья» статистически значительно чаще воспитывает личность, характер и интеллигентность, а так же создает условия для жизнедеятельности детей и подростков.

2. Родители более информированы в вопросах здо-ровьсбережения детей, более оптимистичны в своих оценках, что касается их позитивного отношения к учебному процессу.

3. Больше всего педагоги удовлетворены по совокупности отношениями с обучающимися, отношениями с коллегами, отношениями с родителями, отношением к своему здоровью.

Учитель, социальный педагог, родители должны помочь школьникам выбрать место для занятий атлетической гимнастикой, аэробикой, спортивными играми, плаванием, нетрадиционными видами двигательной активности и дать право свободного выбора вида физкультурной деятельности с учетом их интересов и наклонностей. Задача социального педагога в сотрудничестве с учителем физкультуры заключается в том, чтобы помочь учащимся сделать правильный выбор рода занятий, более адекватно поставить перед собой задачу (цель) физического самосовершенствования, вооружить его необходимой информацией о здоровом образе жизни

На нас лежит ответственность за то, чтобы мы сами, родители, учащиеся и широкая общественность были довольны тем, насколько эффективно школьные программы обучения здоровью удовлетворяют потребностям учащихся и развивают их способности и умения заботиться о собственном здоровье.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.