Научная статья на тему 'Эффективность использования трудовых ресурсов на предприятиях сферы услуг'

Эффективность использования трудовых ресурсов на предприятиях сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4899
561
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА / СФЕРА УСЛУГ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валентейчик Д. В.

Освещены теоретические и методологические вопросы эффективности использования трудовых ресурсов наиболее важного производственного фактора сферы услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность использования трудовых ресурсов на предприятиях сферы услуг»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СФЕРЫ УСЛУГ

Д.В. ВАЛЕНТЕЙЧИК

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса,

аспирант

Ростовская обл., г. Шахты, ул. Шевченко, 147

Освещены теоретические и методологические вопросы эффективности использования трудовых ресурсов — наиболее важного производственного фактора сферы услуг.

Ключевые слова: эффективность; факторы производства; сфера услуг; трудовые ресурсы.

Коды классификатора JEL: L84.

Предпринимательская деятельность основывается на использовании факторов производства (земля, труд, капитал). Наиболее важным фактором производства, оказывающим решающее воздействие на возможность, результативность и эффективность хозяйственной деятельности предприятий сферы услуг, является труд, так как у большинства предприятий сферы услуг расходы на оплату труда (совместно с отчислениями на социальное страхование) занимают наибольший удельный вес в себестоимости продукции. В экономической теории под трудом как фактором производства подразумеваются любые умственные и физические усилия, прилагаемые людьми в процессе хозяйственной деятельности с целью производства полезного результата.

Функционирование сферы услуг определяется рядом особенностей и условий развития. Изучение и обобщение экономической литературы по управлению трудовыми ресурсами показывает, что до сих пор полностью не решен вопрос оценки эффективности использования трудовых ресурсов по технико-экономическим факторам предприятий сферы услуг. Данные обстоятельства обусловливают необходимость разработки теоретических и методических рекомендаций в сфере решения названых вопросов. Требуется разработка и обоснование новых методик и подходов для оценки эффективности использования факторов производства, адекватных современным тенденциям развития сферы услуг.

Необходимо иметь в виду, что в Российской Федерации по сравнению с развитыми странами мира рабочая сила является сравнительно дешевой, и это отставание весьма существенно. В условиях рыночных отношений долго этот процесс продолжаться не может, поэтому в перспективе следует ожидать повышения средней заработной платы в России и постепенное ее приближение до уровня развитых стран. Эта тенденция является закономерностью, поэтому в перспективе есть все основания ожидать повышения доли заработной платы, а следовательно, и отчислений на социальное страхование в себестоимости продукции.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в будущем роль эффективного использования трудовых ресурсов, экономии заработной платы для снижения себестоимости продукции, работ, услуг будет возрастать. Реализовать в полной мере этот резерв снижения себестоимости продукции можно только на основе достижений научно-технического прогресса, который влияет на экономию заработной платы через рост производительности труда (выработки) за счет механизации и автоматизации производственных процессов, внедрения более производительной техники и технологии. При этом экономия по заработной плате будет только в том случае, если темпы роста производительности труда будут опережать темпы роста средней заработной платы.

В связи с тем что в настоящее время предприятия сферы услуг функционируют в изменившихся социальноэкономических условиях, произошла трансформация рыночной среды, обусловленная ростом потребностей населения в расширении объемов и номенклатуры услуг, необходимо создание новых организационноэкономических механизмов управления эффективностью использования трудовых ресурсов. Поскольку экономическая эффективность — это получение больших результатов при тех же затратах (или — снижение затрат при получении того же результата), то, обращаясь к проблеме эффективности использования трудовых ресурсов, необходимо прежде всего выяснить, что представляют собой затраты и что следует понимать под экономическим эффектом.

Существуют различные мнения о показателях, характеризующих эффективность использования трудовых ресурсов. Одно из них заключается в том, что из всех показателей эффективности использования трудовых ресурсов наиболее обобщающим является производительность труда. Это весьма важный и емкий показатель в экономике вообще. Производительность труда является также одним из важнейших показателей экономической эффективности. Производительность труда — это выработка продукции на одного работающего в единицу времени или затраты труда на производство единицы продукции.

Существующие методики оценки эффективности использования трудовых ресурсов предприятий сферы услуг включают ряд показателей, рассчитанных в основном с позиций ресурсного подхода. Реже в практике применяется оценка эффективности использования трудовых ресурсов на основе затратного подхода. Следует отметить, что в настоящее время в экономической литературе отсутствует системный комплексный подход к оценке эффективности использования трудовых ресурсов с позиций как ресурсного, так и затратного подходов.

Применение затратного подхода построения показателей эффективности использования трудовых ресурсов предприятий сферы услуг имеет особую значимость, так как соизмерение результатов, учитываемых в разных единицах измерения (руб. и чел.), ограничивает круг возможных для расчета показателей эффективности,

© Валентейчик Д. В., 2009

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

40

Д.В. ВАЛЕНТЕЙЧИК

которые не встречаются в экономической литературе, а следовательно, и не рассчитываются в ходе проведения оценки эффективности деятельности предприятий сферы услуг.

Традиционный набор показателей эффективности использования трудовых ресурсов предприятий сферы услуг можно дополнить такими показателями, как отдача заработной платы и емкость затрат на содержание трудовых ресурсов предприятия. Эти показатели характеризуют объем затрат на оплату труда, или на содержание трудовых ресурсов, необходимый для получения единицы продукции, работ, услуг, и учитываются при обосновании планового совокупного уровня затрат предприятия под плановый объем оборота предприятия. Методика расчета этих показателей представлена в табл. 1.

Таблица 1

Система показателей эффективности использования трудовых ресурсов предприятия сферы услуг

Ресурсы

Примененные Потребленные

Показатель Методика расчета На основе фонда заработной платы На основе затрат на содержание трудовых ресурсов

Показатель Методика расчета Показатель Методика расчета

Производительность труда Отдача заработной платы работников т°~ФШ Отдача затрат на содержание трудовых ресурсов "'-¿г

Производи-тельностьтруда рабочих пт-і Отдача заработной платы рабочих зп° ФЗП, Отдача затрат на содержание рабочих ЗТР"

Прибыль на одного работника л,,-# Рентабельность затрат на оплату труда работников ЕфШ “ ФЗП Рентабельность затрат на содержание трудовых ресурсов

Прибыль на одного рабочего П>Т, Рентабельность затрат на оплату труда рабочих Рентабельность затрат на содержание рабочих V, №

Зарплатоемкость Емкость затрат на содержание трудовых ресурсов предприятия Я...Ї

где: В — объем произведенной (реализованной) продукции, работ, услуг;

Ч — численность работников предприятия;

Чр — численность рабочих предприятия;

П — прибыль от реализации продукции, работ, услуг;

ФЗП — фонд оплаты труда работников;

ФЗПр — фонд оплаты труда рабочих;

ЗТР — затраты на содержание трудовых ресурсов.

Таким образом, предложенная система показателей эффективности использования трудовых ресурсов на основе ресурсного и затратного подходов построения показателей позволяет осуществлять всесторонний глубокий анализ данных ресурсов и принимать оперативные решения по эффективному управлению трудовыми ресурсами предприятия сферы услуг. Если анализ динамики индикаторов выявит неудовлетворительные тенденции, следует изменить систему мотивации персонала. Для этого нужно провести детальный анализ работы каждого мастера и выявить, какое количество клиентов он обслужил, какой доход принес фирме, были ли рекламации на его работу.

Для разработки системы мотивации можно использовать следующие показатели: отклонение от среднего объема работ, отклонение от средней выручки, отклонение от среднего числа рекламаций. Предложенные показатели следует увязать с системой премирования и учитывать индивидуальный вклад каждого в общие результаты работы предприятия. Многочисленные факторы повышения производительности труда следует свести к двум группам — внешним, не зависящим от работника, и внутренним, зависящим от интенсивности его труда.

Резервы роста производительности труда в зависимости от уровня деятельности можно свести к межотраслевым, отраслевым и внутрихозяйственным. Пути повышения производительности труда, при всем их различии для каждого предприятия сферы услуг, имеют и некоторые общие проявления:

механизация и автоматизация производственных процессов, использование передовых технологий на основе достижений научно-технического прогресса;

увеличение объема реализации услуг и расширение номенклатуры оказываемых услуг при наличии спроса, достаточный их объем для полной загрузки производственной мощности;

улучшение качества оказываемых услуг, в том числе за счет внедрения прогрессивных форм обслуживания, установление наиболее удобного режима работы предприятий и их подразделений; максимальное приближение к потребителям услуг;

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ НА предприятиях... 41

^ рост до оптимального размера уровня специализации, кооперирования и комбинирования;

^ совершенствование организации управления, труда и производства;

^ экономическое, материальное и моральное стимулирование повышения производительности труда (хотя сам рынок является универсальной стимулирующей системой, но в рамках отдельных предприятий должны быть свои стимулирующие системы с учетом конкретных условий их функционирования);

^ внедрение научно-обоснованного нормирования и организации труда.

Рациональное использования трудовых ресурсов является важным условием повышения эффективности деятельности предприятия. При этом эффективность использования трудовых ресурсов должна быть полностью охарактеризована системой взаимосвязанных показателей, исчисление которых основано на единых методологических принципах, учитывает их сопоставимость и соразмерность применительно к различным условиям деятельности субъектов хозяйствования сферы услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1.Крылов Э.И.,Власова В.М., ЖуравковаИ.В. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов предприятия и расходов на оплату труда: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2006.

2. Комисарова Т.А. Управление человеческими ресурсами: учеб. пособие. М.: Дело, 2002.

3. Мордовия С.К. Человеческий потенциал: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2005.

4. Сафина Т.Н. Сфера услуг: трансформация в рыночной экономике: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.

5. СлезингерГ.Э. Труд в условиях рыночной экономики: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2006.

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.