Научная статья на тему 'К вопросу об эффективном использовании факторов производства на предприятиях сферы услуг информационного сервиса'

К вопросу об эффективном использовании факторов производства на предприятиях сферы услуг информационного сервиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ / СИСТЕМА АВТОМАТИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / INFORMATION RESOURCES / INFORMATION PRODUCTS / AUTOMATION OF BUSINESS PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валентейчик Д. В., Елисеева Т. П.

Показано, что использование информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов способствует распространению новых технологий и расширению способов занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the efficient use of production factors in the service industries of the information service

Shown that the use of information resources and created on the basis of their information products contribute to the spread of new technologies and ways to expand employment.

Текст научной работы на тему «К вопросу об эффективном использовании факторов производства на предприятиях сферы услуг информационного сервиса»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СФЕРЫ УСЛУГ ИНФОРМАЦИОННОГО СЕРВИСА

ВАЛЕНТЕЙЧИК Д.В.,

аспирант, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, 346500, г. Шахты, Ростовская обл., ул. Шевченко, 147;

ЕЛИСЕЕВА Т.П.,

доктор экономических наук, профессор, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, e-mail: tpeliseeva49@mail.ru

Показано, что использование информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов способствует распространению новых технологий и расширению способов занятости.

Ключевые слова: информационные ресурсы; информационные продукты; система автоматизации бизнес-процессов.

Shown that the use of information resources and created on the basis of their information products contribute to the spread of new technologies and ways to expand employment.

Keywords: information resources; information products; automation of business processes.

Коды классификатора JEL: L86, O32.

Приоритетное место при разработке основ современной экономической политики занимают проблемы информатизации общества. Государственная политика в сфере информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития Российской Федерации, поддержку проектов и программ информатизации, содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения и привлечению инвестиций. Определяющая роль в решении этих проблем принадлежит предприятиям информационного сервиса, назначение которых — организация процесса трансформации и передачи информации, информационных ресурсов и услуг всем членам общества согласно их индивидуальным потребностям.

В соответствии с законодательством РФ, информационные услуги — это действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами. Таким образом, информационная услуга ориентирована на удовлетворение информационных потребностей пользователей путем предоставления информационных продуктов для выработки и принятия решений и/или удовлетворения культурных, научных, производственных, бытовых и других потребностей человека.

Развитие сферы информационных услуг в последние годы приобретает стремительный характер. Информационные услуги охватывают операции, связанные с обработкой данных и информационных сообщений. Это: базы данных — создание, хранение, обработка данных, консалтинг в области вычислительной техники и оборудования, разработка и внедрение программного обеспечения, эксплуатация и ремонт вычислительной техники, услуги информационных агентств и т.п. Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.

Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов, определяемых как совокупность данных, сформированная производителем в соответствии с потребностями пользователей и представленная в форме товара для распространения в вещественной или невещественной форме. Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой матери-

© Д.В. Валентейчик, Т.П. Елисеева, 2011

альный продукт, с помощью услуг, следовательно, информационная услуга должна рассматриваться как получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

Распространение новых технологий расширяет возможности людей работать как индивидуально, так и коллективно и изменяет представление о месте и роли надомной занятости в условиях современного производства. Рассмотрение дистанционной занятости позволяет уяснить, почему это форма занятости трактуется как модель построения функциональных отношений обществе, где преобладает третичный сектор экономики, который базируется на новых технологиях.

Деятельность организаций, в том числе сферы информационных услуг, основана на использовании в различных сочетаниях факторов производства и получении от их использования определенных результатов. В экономической теории факторами производства считают используемые в производстве ресурсы, от которых в определяющей мере зависят результаты хозяйственной деятельности.

В настоящее время большинство ученых к производственным факторам относят: труд; землю; капитал; предпринимательскую способность; научно-технический прогресс. Факторы производства, называемые экономическими ресурсами, выступают также в качестве факторов роста. Эти факторы взаимосвязаны, и в ряде случаев бывает сложно определить долю участия каждого из них в отдельности. Экономическая теория в изучении человеческого общества исходит из того, что человек является одновременно и производителем и потребителем экономических ценностей. За счет использования трудовых ресурсов создаются условия для использования техники и технологии, предъявляющие, в свою очередь, новые требования к уровню развития трудовых ресурсов, включая физические и интеллектуальные возможности человека. Ускорение развития в последнее десятилетие информационной техники и информационных технологий становится главным действующим механизмом научно-технического прогресса и базой для новых технологий, осуществляя процесс преобразования всех видов производств и процессов, играя ведущую роль в повышении производительности труда, снижении себестоимости продукции и услуг.

В экономической теории постиндустриального общества в классификации факторов производства выделяют информационный и экономический факторы. Оба они тесно связаны с достижениями современной науки, которая сама по себе тоже выступает в качестве самостоятельного фактора, так как оказывает решающее воздействие на уровень эффективности производства, процесс подготовки квалифицированной рабочей силы и повышение уровня и возможностей человеческого капитала. Информация обеспечивает систематизацию знаний, материализованных в систему механизмов, машин, оборудования, моделей менеджмента и маркетинга.

Взаимозаменяемость факторов обусловлена не только спецификой потребностей и конструктивных особенностей продукции, но и главным образом ограниченностью ресурсов, с одной стороны, и эффективностью их использования - с другой. Многовариантность использования факторов производства обусловлена научно-техническим прогрессом и состоянием рынка факторов производства. Рост эффективности, т.е. получение большего результата при меньших затратах характеризует экономический прогресс общества в условиях ограниченности ресурсов. В последние годы предприятия сферы информационных услуг столкнулись с рядом проблем, решение которых обусловливает повышение эффективности деятельности и роста объемов продаж оказываемых услуг.

Эффективность деятельности предприятий сферы услуг можно оценить по степени использования производственных ресурсов. Основными составляющими производственных ресурсов предприятий сферы информационных услуг являются: материалы, энергия, труд, информационные ресурсы. Пути повышения производительности труда будут конкретными для каждого предприятия сферы информационных услуг, однако общими для них будут следующие:

• механизация и автоматизация производственных процессов, использование передовых технологий на основе достижений научно-технического прогресса;

• увеличение объема реализации услуг и расширение номенклатуры оказываемых услуг при наличии спроса, достаточный их объем для полной загрузки производственной мощности;

• улучшение качества оказываемых услуг, в том числе за счет внедрения прогрессивных форм обслуживания, установление наиболее удобного режима работы предприятий и их подразделений;

• максимальное приближение услуг к потребителям;

• рост до оптимального размера уровня специализации, кооперирования и комбинирования;

• совершенствование организации управления, труда и производства;

• экономическое, материальное и моральное стимулирование повышения производительности труда.

Производственная система может иметь свой относительный комплексный показатель, например, интегральный коэффициент эффективности предприятия, включающий коэффициенты эффективности информационных ресурсов, коэффициент эффективности технологических процессов, коэффициент эффективности по использованию материалов, трудовых ресурсов, энергии и других.

Рынок информационных продуктов и услуг можно представить как систему экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

основе. В качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов. В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются: техническая и технологическая составляющая; нормативно-правовое и информационное обеспечение, а также организационная составляющая — это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.

Сектор обеспечивающий информационные системы и средства, состоит из следующих частей: программных комплексов; технических средств; разработки и сопровождения информационных систем и технологий; консультирования по различным аспектам информационной индустрии; подготовка источников информации.

Выделение части инновационного потенциала в общем потенциале предприятия сферы услуг нуждается в существенных исследованиях. Инновационный потенциал составляет ядро всего потенциала, органически входя в каждую его часть. Элементы интеллектуального потенциала предприятия тесно взаимоувязаны и играют ключевую роль в формировании инновационного потенциала.

По динамике изменений информационной внешней среды организации XXI в. является веком суперскоростей. Это обусловлено бурным развитием информационных технологий, услуг связи и мультимедийных услуг, которые позволяют существенно модифицировать рабочее место каждого сотрудника и организовать его практически в любой точке мира, что оказало значительное влияние на дальнейшее совершенствование и оптимизацию транснациональных корпораций. Затраты на информационные и коммуникационные технологии по ЮФО и Ростовской обл. обобщены в табл. 1. Затраты на информационные и коммуникационные технологии в 2008 г. Ростовской обл. составили 5027,8 млн руб., или почти одну третью затрат по ЮФО.

Важным направлением в повышении эффективности является оптимизация механизма мотивации и использования трудовых ресурсов в сфере информационного сервиса. В качестве основы для построения системы мотивации персонала предприятия, занимающегося оказанием информационных услуг, предлагается внедрить систему ключевых показателей эффективности деятельности. Создание механизма мотивации на основе системы ключевых показателей эффективности деятельности (КПЭ), позволит использовать все возможности. Для эффективной организации мотивации эта система должна быть многоуровневой, то есть содержать показатели для различных уровней управления бизнесом.

Таблица 1

Затраты на информационные и коммуникационные технологии по ЮФО (млн. р.)

затраты на икт — всего В том числе, на:

приоб- ретение вы- числи- тельной техники приоб- ретение про- грамм- ных средств оплату услуг связи из них оплата доступа к сети интернет обу- чение сотруд- ников оплату услуг сторонних организаций и прочие затраты

Российская Федерация 372733,4 102514,6 59339,3 116968,6 24447,7 2948,3 65120,2 25842,4

Южный федеральный округ 17120,7 5202,8 2667 5729,2 1091,3 94,4 2760,6 667,3

Республика Адыгея 160,9 51,8 27,9 57,8 16,4 0,5 15,9 7,1

Республика Калмыкия 158,6 38,2 15,3 75,5 16,4 0,6 9,9 19,0

Краснодарский край 6888,9 2437,5 1073,4 2342,4 418,0 24,8 840,8 169,9

Астраханская область 826,1 173,0 133,5 340,6 75,4 6,6 96,1 76,2

Волгоградская область 4002,4 843,4 611,4 1152,3 203,6 21,7 1180,1 193,5

Ростовская область 5027,8 1616,7 803,9 1750,2 358,1 38,8 617,3 200,9

Для оптимизации бизнес-процессов в условиях конкретного предприятия целесообразно внедрить автоматизированную информационную систему управления предприятием AVA ERP компании «AVASystems», — это программа автоматизации учета и анализа деятельности предприятия, которая позволяет интегрировать все бизнес-процессы предприятия в рамках единой информационной системы. Число персональных компьютеров на 100 работников в ЮФО представлено в табл. 2. Ростовская область по данному показателю находится на втором месте.

Таблица 2

Число персональных компьютеров в ЮФО (на 100 работников, штук)

Персональных компьютеров — всего в том числе с доступом к сети Интернет

2005 2006 2007 2008 2005 2006 2007 2008

Российская Федерация 23 26 29 32 7 9 11 13

Южный федеральный округ 18 23 25 28 5 6 8 10

Республика Адыгея 21 23 25 27 4 5 6 8

Республика Калмыкия 20 25 26 32 3 5 6 8

Краснодарский край 17 21 25 26 5 6 8 10

Астраханская область 19 24 27 32 4 5 8 9

Волгоградская область 19 22 24 27 5 6 7 9

Ростовская область 21 25 27 30 6 8 10 12

Стремительный рост «индустрии знаний» в экономиках развитых стран привел к изменению пропорции между материальным производством и сферой услуг. Современный период характеризуется все более масштабным использованием интернет-технологий, электронных библиотек, учебно-методических мультимедийных материалов, удаленных лабораторных практикумов и др. — это свидетельствует о высоких темпах развития электронного образования. В настоящее время сетевое обучение предлагают более 70% учебных заведений.

Интернет-обучение начинает постепенно заменять его традиционные формы на всех уровнях образования. Особенно широкие возможности оно создает для представителей возрастных и социальных групп, которые вынуждены отдавать предпочтение обучению без отрыва от основной трудовой деятельности. Применение информационных и телекоммуникационных технологий стирает грань между традиционными и дистанционными формами обучения и профессиональной подготовки, что является характерным для системы открытого образования.

В результате совершенствования системы автоматизации бизнес-процессов и услуг в сфере информационного сервиса, структурной перестройки экономика переходит в новое состояние, которое характеризуется ее качественно новой структурой и новым экономическим ростом. Именно качество роста, отражающееся в эффективности использования ресурсов, в повышении благосостояния населения, в использовании новых технологий и развитии сфер, направленных на удовлетворение разнообразных потребностей человека, становится реальным отражением экономического развития страны.

Экономический результат, отражающий структуру экономики России и уровень развития, наиболее наглядно показывает рейтинг из 131 страны по индексу глобальной конкурентоспособности и его слагаемых (табл. 3.).

Таблица 3

Рейтинг стран по индексу глобальной конкурентоспособности

Показатели Россия США Герма- ния Велико- британия Фин- ляндия

Индекс глобальной конкурентоспособности 58 1 5 9 6

Качество институтов 116 33 7 15 1

Инфраструктура 65 6 1 13 10

Макроэкономическая стабильность 37 75 60 46 9

Здоровье и начальное образование 60 34 40 21 1

Высшее образование и профессиональная подготовка 45 5 20 15 1

Эффективность рынка товаров и услуг 84 12 14 13 10

Эффективность рынка труда 33 1 47 7 29

Развитость финансового рынка 109 11 14 2 17

Технологический уровень 72 9 21 16 11

Размер внутреннего рынка 9 1 5 6 49

Конкурентоспособность компаний 88 7 1 13 11

Инновационный потенциал 57 1 7 14 3

* Составлено по: Michael E. Porter, Klaus Schwab, and Xavier Sala-I-Martin The Competitiveness Report 2007-2008. World Economic Forum, Geneva, 2007. Р. 14-20.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

Результат функционирования экономики России показывает существенный разрыв со странами с развитой рыночной экономикой. Изменение сложившейся ситуации в стране возможно только под воздействием влияния научной и инновационной деятельности, образования, наукоемких и информационных технологий на структуру экономики, государство, общество и обретение ими качественно новых характеристик.

О масштабах распространения и направлениях использования информационных и коммуникационных технологий организациями ЮФО и Ростовской обл. свидетельствуют данные, приведенные в табл. 4. Под информационными и коммуникационными технологиями понимаются технологии, использующие средства микроэлектроники для сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных, текстов, образов и звука.

Таблица 4

Число организаций, использовавших информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) по ЮФО.

Число обследованных организаций, всего Организации использовавшие

персо- нальные компью- теры ЭВМ других типов локальные вычисли- тельные сети гло- бальные инфор- маци- онные сети из них-Интернет Организации, имевшие веб-сайт

Российская Федерация 169880 159158 24660 100668 126979 125165 38812

Южный федеральный округ 15465 14279 2244 9110 11848 11775 3109

Республика Адыгея 368 368 48 216 300 300 80

Республика Калмыкия 494 474 63 349 278 278 65

Краснодарский край 4239 4068 678 2539 3589 3580 1040

Астраханская область 1009 909 148 570 734 724 224

Волгоградская область 3651 3201 573 1918 2535 2521 595

Ростовская область 4946 4627 662 3173 3996 3956 1030

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Установлено, что система автоматизации бизнес-процессов — это четкие, логичные принципы работы компании, реализованные в виде программного продукта, которые позволяют отследить причинноследственную связь во всех процессах и на выходе получить инструменты для анализа и принятия решений. В Ростовской области значительное число организаций используют информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), более 80% обследованных организаций работают в сети Интернет и каждое пятое предприятие имеет веб-сайт.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гринберг А.С., Шестаков В.М. Информационные технологии моделирования процессов управления в экономике. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

2. Ерохина Л.И., Башмачникова Е.В. Предприятия в сфере сервиса. Управление прогнозируемыми процессами (теория и практика): учеб. пособие для вузов. М.: Флинта; МПСИ, 2005.

3. Костевич Л.С. Математическое программирование: информационные технологии оптимальных решений. Мн.: Новое знание, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.