Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОК'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОК Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
95
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
танцы / хореографическая подготовка / координационные способности / тесты / dances / choreographic training / coordination abilities / tests

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Борисова Вера Валерьевна

Предложена методика развития координационных способностей студенток 17–18 лет, занимающихся танцами на начальном этапе подготовки, с использованием средств современной хореографии. Выявлены тесты для определения координационных способностей в контрольной и экспериментальной группах, что позволяет в ходе эксперимента подтвердить эффективность предложенной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Борисова Вера Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF USING THE MEANS OF MODERN CHOREOGRAPHY FOR THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' COORDINATION ABILITIES

A technique for developing the coordination abilities of female students aged 17–18, who go in for dancing at the initial stage of training, using the means of modern choreography, is proposed. Tests for determining coordination abilities in the control and experimental groups have been identified, which allows us to confirm the effectiveness of the proposed methodology during the experiment.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОК»

УДК 796.012.2 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-6-10-17

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОК

В.В. Борисова

Предложена методика развития координационных способностей студенток 17-18 лет, занимающихся танцами на начальном этапе подготовки, с использованием средств современной хореографии. Выявлены тесты для определения координационных способностей в контрольной и экспериментальной группах, что позволяет в ходе эксперимента подтвердить эффективность предложенной методики.

Ключевые слова: танцы, хореографическая подготовка, координационные способности, тесты.

THE EFFECTIVENESS OF USING THE MEANS OF MODERN CHOREOGRAPHY FOR THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' COORDINATION ABILITIES

Borisova V.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, borisovav5@ rambler.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy

A technique for developing the coordination abilities of female students aged 17-18, who go in for dancing at the initial stage of training, using the means of modern choreography, is proposed. Tests for determining coordination abilities in the control and experimental groups have been identified, which allows us to confirm the effectiveness of the proposed methodology during the experiment.

Key words: dances, choreographic training, coordination abilities, tests.

Борисова Вера Валерьевна, канд. пед. наук, доц., borisovav5@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Современные условия жизни человека предъявляют повышенные требования к его двигательной деятельности, протекающей в условиях, когда нужно быстро реагировать, проявлять находчивость, смелость, точно выполнять какие-либо движения, уметь перестраивать свои действия в изменяющихся условиях [3, 8]. Все это в полной мере проявляется в таком виде двигательной активности, как современная хореография. Следовательно, элементы современной

хореографии можно и следует использовать в качестве эффективного средства развития координации движений в любом возрасте, в том числе и в студенчестве [1, 6, 9]. Данное обстоятельство подтверждается результатами научно-методической литературы, которые указывают на то, что возраст 17-18 лет для девушек является сенситивным в развитии координационных способностей [7, 9].

Кроме того, многочисленные научные исследования свидетельствуют, что современные танцы и хореография являются отличным средством повышения мотивации к спортивным занятиям, особенно в студенческие годы [2, 10].

Использование сложнокоординационных движений, присущих современной хореографии, способствует формированию разносторонне развитой личности и приобщает студенток к регулярным занятиям физической культурой и спортом [4, 11].

Нами была сформулирована цель исследования, которая заключалась в выявлении эффективности экспериментальной методики развития координационных способностей с использованием средств современной хореографии у девушек-студенток 17-18 лет, занимающихся танцами на начальном этапе подготовки.

В качестве основных задач исследования выступали:

1) изучение научно-методической литературы по вопросам приме -нения средств современной хореографии в процессе занятий танцами девушек 17-18 лет;

2) проведение формирующего эксперимента;

3) выявление эффективности методики использования средств современной хореографии для развития координационных способностей у студенток 17-18 лет, занимающихся танцами в учреждениях дополнительного образования.

Методика и организация исследования. Экспериментальная часть работы (формирующий эксперимент) осуществлялась в период с мая 2020 года по апрель 2021 года. В эксперименте, который проходил на базе государственного образовательного учреждения дополнительного образо -вания Тульской области «Центр дополнительного образования детей», принимали участие две группы: контрольная (КГ, п=10 чел.) и экспериментальная (ЭГ, п=10 чел.).

В экспериментальной группе тренировочный процесс по танцевальной подготовке осуществлялся по экспериментальной методике, направленной на использования средств современной хореографии для раз -вития координационных способностей студенток 17-18 лет в учреждениях дополнительного образования. Контрольная группа занималась по стандартной программе.

Основными методами исследования на данном этапе работы (этап формирующего эксперимента) выступали: педагогический эксперимент, педагогические испытания (тесты) и методы математической статистики.

Программа исследования [5] (контрольные тесты) представлена в табл. 1.

Результаты исследования и их обсуждение. В ранее опубликованных работах была рассмотрена разработанная нами методика использования средств современной хореографии для развития координационных способностей студенток 17-18 лет, занимающихся танцами в учреждениях дополнительного образования. В качестве примера приводим комплекс упражнений современной хореографии, который использовался в педаго -гическом эксперименте.

Таблица 1

Тесты для определения координационных способностей в процессе эксперимента

№ Название теста Критерии оценки

п/п

1 Челночный бег Время определяется с помощью секундомера с точно-

3^10 метров стью до 0,1 с

Равновесие, стоя Время определяется с помощью секундомера с точно-

на одной, другая стью до 0,1 с

2 согнута у колена, глаза закрыты (тест «Фламинго»)

3 Двойной пируэт По линии оставленной ступней определяется величина

на правой/левой ноге вращения (оборота) в градусах

Оценка производится в баллах:

0-20 - потеря координации;

21-40 - потеря координации и незначительное по вре-

Прыжок вперед мени нахождение в стойке;

4 с переходом в стойку 41-60 - потеря координации с последующей фикса-

на одну ногу цией в стойку; 61-80 - незначительная потеря координации; 81-100 - прыжок с переходом в стойку без потери координации, точный расчет силы прыжка

Оценка производится в баллах от 0 до 100, в зависимо-

5 Импровизация сти от ритмичности, разнообразия, сложности и ампли-

под музыку тудности элементов, а также от умения перестроить движения в соответствии с музыкой

Система разогрева:

1) упражнения у станка: различные наклоны и повороты туловища, demi-plie и grandplii по параллельным и выворотным позициям, упражнения, способствующие разминке стоп и голеностопов;

2) разогрев на середине зала: большие волны из различных исход -ных положений и в различных направлениях, наклоны, упражнения на на -пряжение и расслабление, упражнения, заимствованные из урока класси -ческого танца, элементы стретчинг-гимнастики на мышцы спины;

3) в партере: упражнения стретчинг-гимнастики в исходных положениях: сед; сед с упором сзади; стоя на коленях; упор стоя на коленях; лежа на спине, животе; упражнения стретч-характера, упражнения для стоп и голеностопов.

Разогрев у станка:

1) Plie: и.п. ноги в I позиции, левая рука на опоре, правая рука свободно опущена вниз;

1 - стоять неподвижно;

2 - поднять правую руку вперед и провести в сторону на уровне талии, повернув кисть ладонью вверх. Одновременно немного повернуть голову вправо и слегка наклонить ее к правому плечу;

3 - приподнять правую руку, провести немного вперед и опустить на талию, повернув кисть ладонью внутрь. Одновременно повернуть голову в и.п. ;

2) и.п.: ноги в IV позиции (правая перед левой), левая рука на опоре, правая рука свободно опущена вниз:

1 - поставить правую вперед на пальцы, вытянуть колено и подъем;

2 - поставить правую на пятку, согнуть подъем;

3 - поставить правую вперед на пальцы, вытянуть колено и подъем;

4 - приставить правую к левой (правая впереди);

3) и.п.: ноги в VI позиции (правая перед левой), левая рука на опоре, правая рука во II позиции:

1 - наклон вперед, правая рука через сторону вниз;

2 - выпрямиться, перевести руку через I в III позицию;

3 - наклон назад с рукой;

4 - выпрямиться;

5 - согнуть туловище от станка, перевести руку во II позицию;

6 - выпрямиться;

7 - согнуть туловище к станку, перевести руку в III позицию;

8 - вернуться в и.п.

4) и.п.: стоя лицом к опоре в IV позиции, обе руки на опоре :

1-2 - сделать grand-plie на левой и одновременно поставить выво-ротно правую ногу назад, скользить пальцами по полу;

3 -6 - остаться в grand-plie;

7-8 - вернуться в и.п.;

- повторить то же с другой ноги.

Все упражнения повторяются по 4 раза из каждой позиции.

В результате проведенного эксперимента были получены статистические данные, которые подверглись дальнейшей статистической обра -ботке и анализу. Эффективность проведенного эксперимента определялась по приросту показателей тестирования координационных способностей участниц эксперимента, которые представлены в табл. 2.

Как видно из табл. 2, перед началом эксперимента по подавляю -щему большинству тестов, оценивающих показатели развития координа -ционных способностей девушек 17-18 лет, достоверных различий между контрольной и экспериментальной группами зафиксировано не было, что свидетельствует о чистоте эксперимента.

Таблица 2

Результаты эксперимента (май 2020 года - апрель 2021 года)

Тесты Группа n Этапы эксперимента

Начало (октябрь 2020 г.) Конец (апрель 2021 г.)

M±m t P M±m t P

Челночный бег 3^10 метров ЭГ 10 8,6±0,05 0,1 >0,05 8,88±0,06 0,5 >0,05

КГ 10 8,93±0,03 8,68±0,56

«Фламинго», с ЭГ 10 40,4±1,05 0,8 >0,05 60,1±1,68 3,58 <0,01

КГ 10 41,5±0,98 44,1±1,52

Двойной пируэт на правой/левой ноге, ° ЭГ 10 314±11,83 0,96 >0,05 683±12,68 1,05 >0,05

КГ 10 299±10,14 489±42,78

Прыжок вперед с переходом в стойку на одну ногу, балл ЭГ 10 48,7±2,53 0,19 >0,05 80,5±2,7 2,48 <0,05

КГ 10 47,8±3,88 69,3±3,63

Импровизация под музыку, балл ЭГ 10 37,2±2,96 0,48 >0,05 83,3±1,77 4,41 <0,001

КГ 10 39,4±3,47 71,7±1,95

Анализ данных, характеризующих координационные способности, по окончании эксперимента показал, что во всех тестах результаты девушек экспериментальной группы оказались лучше результатов девушек контрольной группы. Причем в трех тестах из пяти показатели координа -ционных способностей девушек ЭГ положительно изменились на достоверном уровне, по сравнению с КГ, остальные результаты имели тенден -цию к улучшению.

Так, достоверные различия (Р<0,01) между контрольной и экспериментальной группами обнаружены в показателях следующих тестов:

- «равновесие, стоя на одной, другая согнута у колена, глаза закрыты - «фламинго»», характеризующему способность к статическому равновесию (Р<0,05);

- «прыжок вперед с переходом в стойку на одну ногу», характеризующему способность к восстановлению равновесия и точность мышеч -ных усилий (Р<0,05);

- «импровизация под музыку», характеризующему способность перестраивать свои действия (Р<0,001).

Данное обстоятельство, на наш взгляд, можно объяснить эффективным воздействием средств и методов современной хореографии (pli, releud, battement tendu, battement jetd и т. д.) на развитие координационных способностей девушек 17-18 лет в экспериментальной группе и недостаточ -ным использованием данных средств в контрольной.

По окончании эксперимента в тесте на динамическое равновесие (двойной пируэт на одной ноге) не установлены достоверные изменения (Р>0,05), однако обе группы улучшили свои результаты (контрольная - в 1,6 раза, экспериментальная - в 2,1 раза).

По нашему мнению, это обстоятельство можно объяснить тем, что занятия современной хореографией эффективно влияют на данную спо -собность всех занимающихся.

В тесте «Челночный бег 3*10 метров», характеризующему способность к быстрой и четкой перестройке своих двигательных действий в зависимости от требований внезапно меняющихся условий, в обеих группах не выявлено достоверных изменений (Р>0,05). Тем не менее, необходимо отметить, что в экспериментальной группе отмечалась тенденция к улучшению этого показателя.

Выводы. В результате проведенного формирующего педагогического эксперимента можно заключить следующее:

1. Разработанная методика использования средств современной хореографии для развития координационных способностей студенток 17-18 лет, занимающихся танцами в учреждениях дополнительного обра -зования, является весьма эффективной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. В экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, наблюдался равномерный, статистически достоверный прирост по трем тестам из пяти. Это свидетельствует о том, что по показателям, характери -зующим способность к восстановлению равновесия, точность мышечных усилий, статическому равновесию, способности к ритму, ориентации в пространстве, способности перестраивать свои действия преимущество было за экспериментальной группой.

3. По другим двум тестам, характеризующим уровень развития координационных способностей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, наблюдалась тенденция к улучшению данных показателей.

Список литературы

1. Александрова В.А., Шиян В.В. Некоторые виды координационных способностей спортсменов-танцоров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2012. № 6 (112). С. 12-17.

2. Бабич С.С., Кучикова Г.Б. Элементы ритмики на занятиях в детском хореографическом коллективе: хрестоматия. Костанай: Изд-во КГПУ им. У. Султангазина, 2020. 108 с.

3. Бахто С.Г. Ритмика и танец: программа для отделений общеэсте -тического образования и хореографических отделений школ искусств. М., 2018. 170 с.

4. Касиманова Л.А. Культуросообразность содержания современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2021. 620 с.

5. Козырева Я.А. Сборник оценочных материалов по хореографии. Кемерово, 2020. 20 с.

6. Кусякова Р.Ф. Развитие координационных способностей студентов на основе применения средств классического танца: дис. ... канд. пед. наук. Набережные Челны, 2014. 140 с.

7. Лоськова Е.С., Кравцова Л.М. Воспитание координационных способностей средствами танцевальной аэробики у детей 10-11 лет // Молодой ученый. 2021. № 21 (363). С. 429-432.

8. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и разви -тие. М.: ТВТ Дивизион, 2006. 290 с.

9. Москалева К.А. Технология постановки хореографических ком -позиций в стиле хип-хоп. Екатеринбург: Изд-во УралГПУ, 2017. 58 с.

10. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: учеб. пособие. М.: Гум. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. 254 с.

11. Титова А.В., Борисова В.В., Архипова С.А. Применение средств аэробики в тренировочном процессе в художественной гимнастике // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 3 (56). С. 353-358.

References

1. Aleksandrova V.A., Shiyan V.V. Nekotorye vidy koordinacionnyh sposobnostej sportsmenov-tancorov [Some types of coordination abilities of athletes-dancers] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2012. No. 6 (112). P. 12-17.

2. Babich S.S., Kuchikova G.B. Elementy ritmiki na zanyatiyah v detskom horeo-graficheskom kollektive [Elements of rhythm in the classroom in a children's choreographic group]: an anthology. Kostanay: Publishing House of the KSPU named after. U. Sultangazina, 2020. 108 p.

3. Bahto S.G. Ritmika i tanec: programma dlya otdelenij obshcheesteticheskogo ob-razovaniya i horeograficheskih otdelenij shkol iskusstv [Rhythm and dance: a program for departments of general aesthetic education and choreographic departments of art schools]. M., 2018. 170 p.

4. Kasimanova L.A. Kul'turosoobraznost' soderzhaniya sovremennoj professional'noj podgotovki pedagogov-horeografov [Cultural conformity of the content of modern professional training of choreographers]: dis. ... dr. ped. sciences. St. Petersburg, 2021. 620 p.

5. Kozyreva Ya.A. Sbornik ocenochnyh materialov po horeografii [Collection of evaluation materials on choreography]. Kemerovo, 2020. 20 p.

6. Kusyakova R.F. Razvitie koordinacionnyh sposobnostej studentov na osnove pri-meneniya sredstv klassicheskogo tanca [Development of coordination abilities of students based on the use of classical dance means]: dis. ... cand. ped. sciences. Naberezhnye Chelny, 2014. 140 p.

7. Los'kova E.S., Kravcova L.M. Vospitanie koordinacionnyh sposobnostej sredstvami tanceval'noj aerobiki u detej 10-11 let [Education of coordination abilities by means of dance aerobics in children aged 10-11 years] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2021. No. 21 (363). P. 429-432.

8. Lyah V.I. Koordinacionnye sposobnosti: diagnostika i razvitie [Coordination abilities: diagnostics and development]. M.: TVT Division, 2006. 290 p.

9. Moskaleva K.A. Tekhnologiya postanovki horeograficheskih kompozicij v stile hip-hop [The technology of staging choreographic compositions in the style of hip-hop]. Ekaterinburg: Publishing House of the Ural State Pedagogical University, 2017. 58 p.

10. Purtova T.V., Belikova A.N., Kvetnaya O.V. Uchite detej tancevat' [Teach children to dance]: textbook. allowance. M.: Gum. ed. center "VLADOS", 2003. 254 p.

11. Titova A.V., Borisova V.V., Arhipova S.A. Primenenie sredstv aerobiki v tre-nirovochnom processe v hudozhestvennoj gimnastike [The use of aerobics in the training process in rhythmic gymnastics] // Biznes. Obrazovanie. Pravo [Business. Education. Right]. 2021. No. 3 (56). P. 353-358.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.