Научная статья на тему 'МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВУШЕК 17–18 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ'

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВУШЕК 17–18 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современная хореография / изоляция / уровни / кросс / части занятия / modern choreography / isolation / levels / cross / parts of the lesson

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Вера Валерьевна

Раскрыта методика развития координационных способностей у девушек-студенток 17–18 лет с использованием средств современной хореографии в условиях дополнительного образования. Рассмотрены отличительные особенности занятий современной хореографией контрольной и экспериментальной групп. Приведены данные констатирующего эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисова Вера Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF DEVELOPING THE COORDINATION ABILITIES OF GIRLS AGED 17–18 BY MEANS OF MODERN CHOREOGRAPHY

The article reveals the methodology of developing coordination abilities in female students aged 17–18 using the means of modern choreography, used in institutions of additional education. The distinctive features of modern choreography classes of control and experimental groups are considered. The data of the ascertaining experiment are given.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВУШЕК 17–18 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА

УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-4-3-9

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВУШЕК 17-18 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ

В.В. Борисова

Раскрыта методика развития координационных способностей у девушек-студенток 17-18 лет с использованием средств современной хореографии в условиях дополнительного образования. Рассмотрены отличительные особенности занятий современной хореографией контрольной и экспериментальной групп. Приведены данные констатирующего эксперимента.

Ключевые слова: современная хореография, изоляция, уровни, кросс, части занятия.

METHODS OF DEVELOPING Борисова Вера Валерьевна, канд. пед. наук,

THE COORDINATION ABILITIES доц., borisovav5@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский госу-

OF GIRLS AGED 17-18 BY MEANS дарственный педагогический университет им. Л.Н. Тол-OF MODERN CHOREOGRAPHY стого

Borisova V.V., candidate of pedagogical sci- r^

ences, associate professor, borisovav5@ Танец сопровождает человека на

rambler.ru, Russia, Tula, Tula State Peda- протяжении всей его жизни [2, 6, 7].

gogical University of l.n. Tolstoy в настоящее время танец можно отнести

The article reveals the methodology of devel- и к искусству, и к пр°фессии, и к тера-oping coordination abilities in female stu- певтическому средству и методу, а также

dents aged 17-18 using fe теаш °f ^dem можно его рассматривать и как развлече-

choreography, used in institutions of addi- ft- t-

tional education. The distinctive features of ние и спорт [1, 4, 9].

modern choreography classes of control and Сегодня существует множество

experimenta1 groups are considered. The data

ofphe ascertainmgexperiment are given. разновидностей и направлений в танце-

вальном искусстве. Среди них можно

Key words: modern choreography, isolation, особо выделить современную хореогра-

levels, cross, parts of the lesson.

фию, которую специалисты в области физической культуры рассматривают как эффективное средство развития координационных способностей [5, 8]. Тем не менее, в научной литературе недостаточно сведений методического характера по использованию средств современной хореографии для развития координационных способностей девушек-студенток.

Таким образом, актуальными, на наш взгляд, являются исследования, посвященные обобщению методического опыта по использованию средств современной хореографии для повышения уровня развития коор -динации движений.

Цель исследования заключалась в разработке экспериментальной методики развития координационных способностей с использованием средств современной хореографии девушек-студенток 17-18 лет, занимающихся танцами на начальном этапе подготовки (констатирующий экс -перимент).

Задачи исследования на данном этапе экспериментальной работы (констатирующий эксперимент) заключались в следующем:

1) структурировать на основе анализа учебной и научно-методической литературы экспериментальную методику развития координационных способностей с использованием средств современной хореографии девушек-студенток 17-18 лет, занимающихся танцами на начальном этапе подготовки;

2) провести констатирующий эксперимент с целью формирования контрольной и экспериментальной групп;

3) внедрить в тренировочный процесс девушек-студенток, занимающихся танцами, экспериментальную методику.

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что если в процессе занятий танцами с девушками-студентками 17-18 лет использовать средства современной хореографии, то это будет способствовать повышению уровня их координационных и других способностей, по сравнению с девушками, занимающимися танцами по традиционной методике.

Методика и организация исследования. С мая по август 2020 года на базе Дворца детского и юношеского творчества г. Тулы проводился первый этап педагогического эксперимента. В качестве контин -гента испытуемых были выбраны девушки 17-18 лет, только пришедшие в танцевальный коллектив и не имеющие опыта в современной хореографии. Были сформированы две группы - контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) по 10 человек в каждой. Занятия проводились специалистами по хо -реографии равной квалификации три раза в неделю по 1,5 часа. Осуществлялся контроль за выполнением экспериментальной программы, а также проводилось тестирование показателей координационной подготовленности девушек до эксперимента.

Контрольная группа занималась по программе, в которую входили только основы современной хореографии, экспериментальная группа - по расширенной программе, созданной на основе базовой программы, в кото -рую вошли дополнительные средства современной хореографии.

Основные методы, которые использовались на данном этапе исследования:

- анализ и синтез научно-методической литературы;

- педагогическое наблюдение;

- тестирование показателей координационных способностей;

- методы математической статистики.

В качестве основных тестов, определяющих показатели развития координационных способностей девушек-студенток 17-18 лет, выступали стандартные контрольные испытания, применяемые в тренировочном про -цессе в современных танцах [3].

Результаты исследования и их обсуждение. Как уже отмечалось ранее, контрольная группа занималась по программе, в которую входили только основы современной хореографии (рисунок).

Контрольная группа

Подготовительная часть:

разогрев

1

Основная часть:

упражнения на развитие подвижности позвоночника; уровни; кросс;

разучивание/повторение комбинаций, танца

Заключительная часть:

индивидуальная импровизация; дыхательные упражнения

Экспериментальная группа

Подготовительная часть:

разогрев

I

Основная часть: изоляция;

упражнения на развитие подвижности позвоночника; уровни; кросс;

разучивание/повторение комбинаций, танца

Заключительная часть:

контактная импровизация; дыхательные упражнения

Структурно-содержательные особенности программ контрольной и экспериментальной групп

Программа контрольной группы включала:

1) базовые принципы современной хореографии: исходные положе -ния, позиции рук, ног, головы, корпуса, шаги, технические приемы contraction и release;

2) обучение упражнениям для разогрева стретчингового характера;

3) упражнения из классического экзерсиса для разогрева мышц ног (pli, releud, battementtendu, battementjetd и т. д.);

4) упражнения на расслабление мышц позвоночника (скручивание);

5) упражнения для развития подвижности отделов позвоночника (наклоны, повороты туловища);

6) кросс: шаги, прыжки, вращения.

Экспериментальная группа занималась по расширенной программе, созданной на основе базовой программы, в которую вошли дополнительные средства современной хореографии, способствующие повышению уровня развития координационных способностей (см. рисунок):

Программа экспериментальной группы включала:

1) изоляцию - перемещение одной части тела относительно непод -вижного тела или другой части тела;

2) уровни - упражнения из различных исходных положений: стоя, сидя, стоя на четвереньках, стоя на коленях, лежа, а также упражнения на смену уровней;

3) контактную импровизацию - форма танца, в котором импровизация строится вокруг точки контакта с партнером.

Таким образом, разработанная нами методика развития координа -ционных способностей у девушек-студенток 17-18 лет с использованием средств современной хореографии, применяемая в учреждениях дополни -тельного образования, как уже отмечалось выше, имела отличительные особенности.

Занятия современной хореографией проводились 3 раза в неделю по 90 мин для каждой из групп (контрольной и экспериментальной) в соответствии с расписанием. В экспериментальной группе применялась дозировка физической нагрузки, обусловленная задачами частей занятия и имевшая отличия от нагрузки, используемой в контрольной группе.

Разработанная методика развития координационных способностей у девушек-студенток 17-18 лет с использованием средств современной хореографии, применяемая в учреждениях дополнительного образования приведена в таблице, из которой видно, что занятия в контрольной и экспериментальной группах отличаются по содержанию и дозировке средств.

Кроме того, на основании вышеизложенного были разработаны практические рекомендации по применению элементов современной хореографии в тренировочном процессе девушек 17-18 лет, занимающихся танцами.

1. В основе тренировочного процесса по современной хореографии должен лежать принцип постепенности («от простого к сложному»).

2. Новый материал необходимо осваивать после полного усвоения пройденного, так как это создает оптимальную базу («школу движений») для освоения нового.

3. В тренировочном процессе необходимо использовать весь арсе -нал средств современной хореографии.

Методика развития координационных способностей у девушек-студенток 17-18 лет

№ п/п Раздел занятия Дозировка, мин

КГ ЭГ

Подготовительная часть

1 Разогрев 15 10

Основная часть

2 Изоляция - 15

3 Упражнения на подвижность позвоночника 20 10

4 Уровни - 10

5 Кросс (передвижение) 20 15

6 Разучивание/ повторение комбинаций, танца. 25 20

Заключительная часть

7 Индивидуальная импровизация 5 -

Контактная импровизация - 5

8 Дыхательные упражнения 5 5

4. Необходимо осуществлять точный подбор музыкальных произ -ведений при проведении занятий. Музыкальные фрагменты должны быть со сложным ритмическим рисунком, это будет способствовать лучшему развитию чувства темпа и ритма у занимающихся.

5. Необходимо при изучении танцевальных связок использовать принцип «зеркального показа», а также выполнять изученную связку как в одну, так и в другую сторону.

6. Необходимо соблюдать принцип регулярности занятий, так как соблюдение этого принципа будет способствовать постепенному повышению мастерства занимающихся и созданию обширной двигательной базы.

7. Необходимо предусмотреть в тренировочном процессе регуляр -ные занятия по общефизической подготовке, так как они будут являться базой для развития координационных способностей - специальных способностей для этого вида спортивной деятельности.

Выводы. Обобщая вышесказанное, можно констатировать:

1. Возрастной период 17-18 лет для девушек относится к сенситивному периоду развития координационных способностей. Данное обстоятельство позволяет утверждать, что девушки в этом возрасте легко «схва -тывают» новые элементы, в частности элементы современной хореогра -фии. Поэтому на занятиях с экспериментальной группой следует использовать все разнообразие танцевальных упражнений из арсенала современной хореографии.

2. Изучение литературы по современной хореографии позволило выявить отличительные особенности этого вида деятельности:

- использование сложных в координационном отношении движений, формирование всесторонне развитой гармоничной личности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- специфический движенческий словарь, обусловленный органиче -ским соединением элементов других танцевальных систем танца.

3. Предложенная методика учитывает возрастные особенности раз -вития двигательных функций девушек 17-18 лет, такие как:

- окончательное формирование костной системы;

- большую подвижность нервных процессов;

- относительно «малое» сердце, изменения в дыхательной системе.

4. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что перед началом эксперимента по всем тестам достоверных разли -чий между контрольной и экспериментальной группами зафиксировано не было, что свидетельствует об их однородности.

5. По окончании эксперимента планируется проверить предположение, что если в процессе занятий танцами с девушками-студентками 17-18 лет использовать средства современной хореографии, то это будет способствовать повышению уровня их координационных и других способностей по сравнению с девушками, занимающимися танцами по традиционной методике.

Список литературы

1. Александрова В.А., Шиян В.В. Некоторые виды координационных способностей спортсменов-танцоров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2014. № 6 (112). С. 12-17.

2. Бахто С.Г. Ритмика и танец: программа для отделений общеэстетического образования и хореографических отделений школ искусств. М., 2018. 170 с.

3. Козырева Я.А. Сборник оценочных материалов по хореографии. Кемерово, 2020. 20 с.

4. Кусякова Р.Ф. Развитие координационных способностей студентов на основе применения средств классического танца: дис. ... канд. пед. наук. Набережные Челны, 2014. 140 с.

5. Лоськова Е.С., Кравцова Л.М. Воспитание координационных способностей средствами танцевальной аэробики у детей 10-11 лет // Молодой ученый. 2021. № 21 (363). С. 429-432.

6. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. М.: ТВТ Дивизион, 2006. 290 с.

7. Никитин В.Ю. О некоторых проблемах обучения дисциплине «Современный танец» в российской хореографической педагогике // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 1 (99). С. 172-180.

8. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: учеб. пособие. М.: Издат. центр «ВЛАДОС», 2003. 254 с.

9. Хореография в художественной гимнастике, ее значение и направленность // А.В. Титова [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2020. № 12. С. 43.

References

1. Aleksandrova V.A., Shiyan V.V. Nekotorye vidy koordinacionnyh sposobnostej sportsmenov-tancorov [Some types of coordination abilities of athletes-dancers] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2014. No. 6 (112). P. 12-17.

2. Bahto S.G. Ritmika i tanec: programma dlya otdelenij obshcheesteticheskogo ob-razovaniya i horeograficheskih otdelenij shkol iskusstv [Rhythm and dance: a program for departments of general aesthetic education and choreographic departments of art schools]. M., 2018. 170 p.

3. Kozyreva Ya.A. Sbornik ocenochnyh materialov po horeografii [Collection of evaluation materials on choreography]. Kemerovo, 2020. 20 p.

4. Kusyakova R.F. Razvitie koordinacionnyh sposobnostej studentov na osnove pri-meneniya sredstv klassicheskogo tanca [Development of coordination abilities of students based on the use of classical dance means]: dis. ... cand. ped. sciences. Naberezhnye Chelny, 2014. 140 p.

5. Los'kova E.S., Kravcova L.M. Vospitanie koordinacionnyh sposobnostej sredstvami tanceval'noj aerobiki u detej 10-11 let [Education of coordination abilities by means of dance aerobics in children aged 10-11 years] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2021. No. 21 (363). P. 429-432.

6. Lyah V.I. Koordinacionnye sposobnosti: diagnostika i razvitie [Coordination abilities: diagnostics and development]. M.: TVT Division, 2006. 290 p.

7. Nikitin V.Yu. O nekotoryh problemah obucheniya discipline «Sovremennyj tanec» v rossijskoj horeograficheskoj pedagogike [On some problems of teaching the discipline "Modern dance" in Russian choreographic pedagogy] // Vestnik Moskovskogo gosudarstven-nogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2021. No. 1 (99). P. 172-180.

8. Purtova T.V., Belikova A.N., Kvetnaya O.V. Uchite detej tancevat' [Teach children to dance]: textbook. allowance. M.: Publishing house. center "VLADOS", 2003. 254 p.

9. Horeografiya v hudozhestvennoj gimnastike, ee znachenie i napravlennost' [Choreography in rhythmic gymnastics, its meaning and direction] // A.V. Titova [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2020. No. 12. P. 43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.