Научная статья на тему 'Формирование координационных способностей студентов на занятиях физической культурой'

Формирование координационных способностей студентов на занятиях физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2168
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кусякова Р.Ф.

Формирование координационных способностей студентов происходит в процессе занятий по физической культуре, политехнического университета, которые включают в себя целый комплекс специальных упражнений классического танца, помогающих развитию координации и способствующих формированию основных физических качеств. Одно из самых важных качеств любого студента ловкость, большую роль в развитии ее играют возможности центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы, которые являются основным фактором, дающим представление об уровне развития координации и, как следствие, имеют особое значение при оценке его координационной способности. Методы исследования: анализ научной литературы, инструментальные и педагогические методы, тестирование. Материалы. Координационная способность студентов оценена с помощью контрольных тестов, которые помогают определить уровни сформированности различных координационных качеств. Серии контрольных тестов выбраны в соответствии с целями, уровнем готовности, полом, уровнем физической подготовленности студентов и другими факторами. Заключение. Статья раскрывает содержание процесса формирования координационных способностей студентов политехнического университета на занятиях физической культурой. Основное внимание авторы акцентируют на использование во время занятий физической культурой возможностей хореографии для формирования координационных способностей студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование координационных способностей студентов на занятиях физической культурой»

УДК 796

ФОРМИРОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Р.Ф. Кусякова - доцент кафедры физической культуры Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Пермь

FORMATION OF STUDENTS COORDINATION ABILITIES ON

OCCUPATIONS OF PHYSICAL CULTURE

R.F. Kusyakova - associate professor of physical culture Perm national research polytechnical university

Perm

e-mail: panachev@pstu. ru

Ключевые слова: комплекс упражнений, физические качества, классический танец.

Аннотация. Формирование координационных способностей студентов происходит в процессе занятий по физической культуре, политехнического университета, которые включают в себя целый комплекс специальных упражнений классического танца, помогающих развитию координации и способствующих формированию основных физических качеств. Одно из самых важных качеств любого студента - ловкость, большую роль в развитии ее играют возможности центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы, которые являются основным фактором, дающим представление об уровне развития координации и, как следствие, имеют особое значение при оценке его координационной способности.

Методы исследования: анализ научной литературы, инструментальные и педагогические методы, тестирование.

Материалы. Координационная способность студентов оценена с помощью контрольных тестов, которые помогают определить уровни сформированности различных координационных качеств. Серии контрольных тестов выбраны в соответствии с целями, уровнем готовности, полом, уровнем физической подготовленности студентов и другими факторами.

Заключение.Статья раскрывает содержание процесса формирования координационных способностей студентов политехнического университета на занятиях физической культурой. Основное внимание авторы акцентируют на использование во время занятий физической культурой возможностей хореографии для формирования координационных способностей студентов.

Keywords: complex of exercises, physical qualities, classical dance.

Annotation. Formation of coordination abilities of students happens in the course of classes in physical culture, polytechnic university which include the whole complex of special exercises of

the classical dance helping development of coordination and promoting formation of the main physical qualities. One of the most important qualities of any student - agility, large role in development is played by possibilities of the central nervous system, cardiovascular system which are the major factors giving an idea of coordination development level and, as a result, have special value at an assessment of its coordination ability.

Research methods: analysis of scientific literature, tool and pedagogical methods, testing.

Research materials. Coordination ability of students is estimated by means of control tests which help to define various coordination qualities levels. Series of control tests are chosen according to the purposes, readiness level, a floor, level ofphysical readiness of students and other factors.

Conclusion. The article opens the content process of polytechnic university students' coordination abilities formation at lessons of physical culture. Authors focus the main attention for choreography opportunities during lessons physical culture to formation students' coordination abilities.

Введение.В многообразных ситуациях на производстве, в быту предъявляются повышенные требования к координации движений [1-9]. Наиболее эффективный и доступный способ формирования координации движений на занятиях по физической культуре удалось выявить, определить и обосновать с помощью средств классического танца для развития координационных способностей студентов [6]. Процесс формирования координационных способностей студентов на занятиях физической культурой в Пермском национальном исследовательском политехническом университете осуществлялся при условии:

- определения сущности развития координации движений студентов на занятиях физической культурой как гармоничного сочетания чувствительности вестибулярного анализатора к поддержанию равновесия (в статике и динамике), сохранения равновесия в статических позах (статическая координация), управлении движением в трехмерном пространстве (пространственная координация), быстрой и своевременной двигательной реакции в процессе осуществления двигательного акта (рефлексометрия);

- применения средств классического танца для развития координациии движений студентов на занятиях физической культурой;

- эффективности развития координационных способностей для управления телом в пространстве в пяти активных точках антропологического строения тела;

- сочетания теоретических знаний и средств классического танца в учебно-тренировочных занятиях студентов для решения различных двигательных задач.

Методы и организация исследования. В соответствии с этим решались следующие задачи:

1. Определение сущности, структуры и содержания координационных способностей студентов на занятиях физической культурой.

2. Исследование педагогических возможностей классического танца в формировании координационных способностей студентов на занятиях физической культурой, сравнив двигательную подготовленность и функциональное состояние студентов контрольной и экспериментальной групп.

3. Обоснование экспериментальной методики реализации педагогических возможностей классического танца в формировании координационных способностей студентов на занятиях физической культурой.

4. Эффективность влияния средств классического танца на координационные способности студентов.

При этом применялись теоретические исследования ученых и практиков [1-9] физической культуры в образовании и спорте; эмпирические: наблюдения, анкетирование, интервьюирование, тестирование, индивидуальные и групповые беседы по технике управления движениями в будущей профессии и быту, индивидуальные интересы занятий

студентов в спорте, выполнение научно-исследовательских учебных заданий и упражнений в период учебно-экспериментального процесса с оценкой их качественных достижений в формировании двигательных функций и в индивидуальной работе по принципу обратной связи (педагог - студент).

Результаты.В результате исследованиябыла разработана система средств классического танца, обладающая координационно-развивающей направленностью, и методика учебно-тренировочных занятий, обеспечивающая эффективное формирование координационных способностей в педагогическом процессе физического воспитания студентов. Включение в физическое воспитание студентов хореографических упражнений, выполняемых с открытыми и закрытыми глазами, обеспечивает высокий уровень формирования координационных и физических способностей на занятиях физической культурой. Определены педагогические возможности классического танца в формировании координационных способностей студента. В учебно-тренировочном процессе выявлена закономерная связь: эффективное положительное влияние упражнений из средств классического танца на формирование координационных способностей студентов в педагогическом эксперименте, что является основой для включения упражнений классического танца в процесс физического воспитания для реализации задач по формированию координационных способностей студентов на занятиях физической культурой.

Практическая значимость исследования заключается в следующем: 1. Разработаны средства и методика формирования координационных способностей студентов. 2. Анализ результатов исследования позволяет рекомендовать разработанные средства и методику как эффективные в физическом воспитании студентов на занятиях физической культурой, включая их в содержание учебной программы и спортивно-оздоровительные занятия. 3. Полученные результаты можно использовать и в средних профессиональных учреждениях для развития профессиональных навыков, специальных физических качеств, направленных на повышение прикладной физической подготовленности.

Для определения идентичности координационных способностей и физической подготовленности наблюдаемых групп студентов, а также адекватности методических приемов был проведен констатирующий эксперимент, результаты которого представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели двигательных функций, отражающие координационные способности и

физические качества студентов

Показатели Контрольная группа (КГ) (п = 50) Экспериментальная группа (ЭГ) (п=50) Р

ПКСи (интегрированный показатель), мм 24,83±0,73 26,20±0,97 >0,05

ПКСо с открытыми глазами, мм 14,76±0,98 17,90±1,18 <0,05

ПКСз с закрытыми глазами, мм 33,56±1,66 30,69±1,85 >0,05

ПКСпо после стандартной нагрузки с открытыми глазами, мм 19,74±1,28 19,60±1,17 >0,05

ПКСпз после стандартной нагрузки с закрытыми глазами, мм 29,98±1,49 33,11±1,86 >0,05

Статическая координация (СК), с (проба Ромберга) 84,36±0,30 83,74±0,35 >0,05

Чувствительность вестибулярного анализатора (ЧВА), (проба Яроцкого) 82,08±2,32 76,60±3,11 >0,05

Рефлексометрия, см 18,40±0,42 19,30±0,49 >0,05

Высота прыжка с места, см (по Абалакову) 52,38±0,87 52,7±1,19 >0,05

Длина прыжка с места, см 197,98±3,25 211,14±2,21 <0,05

Как видно, параметры пространственной и статической координации, чувствительности вестибулярного анализатора, рефлексометрии и высоты прыжка между студентами КГ и ЭГ не различались ^>0,05).

Различие было значимым лишь в показателях прыжка в длину и ПКСо (с открытыми глазами) при Р < 0,05 (табл. 2). С учетом констатирующего эксперимента были сформированы две равноценные группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), обозначены функциональная модель и основные педагогические условия проектирования экспериментальной методики по формированиию координационных способностей (КС) студентов.

Результаты основного эксперимента (таблица 2) подтвердили эффективность используемых хореографических упражнений в развитии КС и физических качеств студентов на занятиях физической культурой.

Прежде всего, в ЭГ выявлено значительное (?< 0,001) улучшение интегрального показателя, отражающего четкость взаимодействия всех сенсорных систем и уровня меж- и внутримышечной координации двигательного аппарата. При этом возрастает теснота связи, рассчитанная корреляционным анализом. Если до начала эксперимента величины зависимости находились в пределах: г = 0,157-0,238 (р > 0,05), то в конце они составляли 0,264-0,562 ^>0,05^0,05). В целом улучшение качества составило 28,0 % ф< 0,001).

В этой же группе (ЭГ) аналогичные показатели после стандартной нагрузки существенно возросли (до 21,1 %; p< 0,001) в отличие от контрольной группы. После выполнения стандартной нагрузки улучшение данного показателя по сравнению с исходным уровнем составило 28,3 % (Р < 0,001). Чувствительность вестибулярного анализатора в ЭГ до и после эксперимента различалась на 13,28 % (Р < 0,001), в контрольной группе - на 5,5 % (?< 0,05), при наименьшей эффективности развития этого качества. Быстрота двигательной реакции в ЭГ улучшилась на 15,85 % (Р < 0,001). В контрольной группе существенных изменений не произошло (Р > 0,05).

Таблица 2

Показатели координационных способностей и физических качеств студентов на заключительном этапе формирующего эксперимента

(Х1-Х2 в %, Эг=50 чел; Х3-Х4 в %, Кг=50 чел.)

Показатели Экспериментальная группа (ЭГ - 50 чел.) Контрольная группа (КГ - 50 чел.) Различие конечных результатов между ЭГ и КГ

до эксп. Х1 ±х после эксп. Х2±Х /Х1 -Х2 / в % Р Р до эксп. Х1 ±х после эксп. Х2±х /Х1 -Х2 /в % Р Р Х2 ЭГ и Х2 КГ t Р

ПКСи (интегрированный), мм 26,20±0, 97 18,84± 0,7 28, 09 <0,0 01 24,83±0, 73 24,91± 0,66 00, 32 >0, 05 6,1 6 <0,0 01

ПКСо с открытыми глазами, мм 17,90±1, 18 14,68± 0,85 17, 98 <0,0 01 14,76±0, 98 13,86±1 ,08 77, 45 <0, 05 0,8 4 >0,0 5

ПКСз с закрытыми глазами, мм 30,69±1, 85 22,75±1, 38 25, 87 <0,0 01 33,56±1, 66 33,02±1 ,72 11, 60 >0, 05 4,4 3 <0,0 01

ПКСпо после стандартной нагрузки с открытыми глазами, мм 19,60±1, 17 15,46±0, 75 21, 12 <0,0 01 19,74±1, 28 19,88±0 ,85 00, 20 >0, 05 33, 82 <0,0 01

ПКСпз после стандартной нагрузки с закрытыми глазами, мм 33,11±1, 86 23,73±1, 26 28, 32 <0,0 01 29,98±1, 49 30,75±1 ,71 22, 56 >0, 05 3,2 7 <0,0 1

Статическая координация, с 83,74±2, 46 89,14±0, 85 66, 44 <0,0 5 84,36±2, 09 83,08±2 ,46 11, 51 >0, 05 2,3 <0,0 5

Чувствительность вестибулярного анализатора, с 76,60±3, 11 86,78±1, 4 13, 28 <0,0 01 82,08±2, 32 86,60±1 ,53 55, 50 <0, 05 0,0 9 >0,0 5

Рефлексометрия, см 19,30±0, 49 16,24±0, 43 15, 85 <0,0 01 18,40±0, 42 18,54±0 ,43 00, 76 >0, 05 3,4 5 <0,0 1

Высота прыжка, см 52,7± 1,19 57,78±1, 03 9,6 3 <0,0 01 52,38±0, 87 52,02±0 ,84 00, 68 >0, 05 4,2 9 <0,0 01

Длина прыжка, см 211,14± 2,21 219,10± 2,06 33, 77 <0,0 01 197,98± 3,25 197,6±2 ,53 0,1 9 >0, 05 6,4 9 <0,0 01

Условные обозначения: 1 - ПКСи - интегрированный показатель, мм; 2 - ПКСо - с открытыми глазами, мм; 3 - ПКСз - с закрытыми глазами, мм; 4 - ПКСпо - после стандартной нагрузки с открытыми глазами, мм; 5 - ПКСпз - после стандартной нагрузки с закрытыми глазами, мм; 6 - СК - статистическая координация, с; 7 - ЧВА - чувствительность вестибулярного анализатора, с; 8 - рефлексометрия, см; 9 - высота прыжка, см; 10 - длина прыжка, см.

Итоговый анализ конечных результатов между экспериментальной и контрольной группами студентов по ПКСи выявил высокую степень развития в ЭГ при X 6,16 (р< 0,001). Наиболее сложные условия координации движений с закрытыми глазами - ПКСз и ПКСпз -после стандартной нагрузки при X 4,43 (р < 0,001); X 3,82 (р < 0,001) и 3,27 (р< 0,01) подтвердили высокий уровень улучшения в развитии сенсорных (чувствительных) и точностных двигательных функций у студентов экспериментальной группы.

ВЫВОДЫ. 1. Анализ научно-методической литературы и материалов, предшествующих исследованию, показал, что в практике физического воспитания студентов политехнического университета отсутствуют научно-обоснованные подходы к использованию классического танца и вспомогательных упражнений, являющихся эффективными средствами формирования координационных способностей, ряда двигательных качеств, физической подготовленности в целом.

2. Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют об идентичности уровня физической подготовленности и координационных способностей студентов контрольной и экспериментальной групп. Исключение составляют параметры с открытыми глазами и чувствительности вестибулярного анализатора. Полученные результаты составили основу для разработки экспериментальной методики, определяющей структуру и содержание средств классического танца в физическом воспитании студентов.

3. Разработана система средств классического танца и вспомогательных упражнений, методика их применения, обеспечивающая высокий положительный эффект в развитии координационных способностей и физических качеств студентов в процессе обучения в вузе на занятиях физической культурой.

4. Создана функциональная модель развития и оценки координационных способностей, с помощью которой обеспечивается целенаправленное формирование двигательного и функционального потенциала студентов.

5. Выявлена высокая эффективность используемых средств и методов экспериментальной методики в физическом воспитании студентов.

Литература

1. Бобырева, М. М., Анализ физической подготовленности студенток первого курса Западно-Казахстанского государственного медицинского университета имени Марата Оспанова / М.М. Бобырева, Д. Абрамов, А.Т. Шиганаков, Н.А. Молдагазина // Альманах современной науки и образования. Тамбов : Грамота. - 2013. - № 9 (76). - C. 23-27.

2. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. - М. : ФиС, 2007. - 271 с.

3. Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л.П. Матвеев. - Киев : Олимпийская литература, 2005. - 318 с.

4. Матвеев, Л. П. Теория и методика спорта / Л.П. Матвеев. - М. : ФиС, 2007. -416 с.

5. Назаренко, Л. Д. Место и значение точности как двигательно-координационного качества / Л.Д. Назаренко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - № 2. - С. 30-35.

6. Назаренко, Л. Д. Содержание и структура равновесия как двигательно-координационного качества / Л.Д. Назаренко // Теория и практика ФК. -2000. - № 1. - С. 54-58.

7. Назаренко, Л. Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков / Л.Д. Назаренко. - М. : Изд-во : Теория и практика ФК, 2001. - 320 с.

8. Назаренко, Л. Д. Место и значение точности двигательно-координационного качества / Л.Д. Назаренко // ФК: воспитание, образование, тренировка. -2001. - № 2. - С. 30-35.

9. Назаренко, Л. Д. Теоретическое обоснование и методика развития ритмичности / Л.Д. Назаренко, Ш.А. Игнатьева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2000. - № 1. - С. 45-50.

Bibliography

1. Bobyreva, M. M., Analysis of physical readiness of the first course students of the West Kazakhstan state medical university of a name of Marat Ospanov / M M. Bobyreva, D. Abramov, A.T. Shiganakov, N. A. Moldagazina // Almanac of modern science and education. Tambov: Diploma. - 2013 . - No. 9 (76). - P. 23-27.

2. Matveev, L. P. Basis of sports training / L.P. Matveev. - M.: FIS, 2007. - 271 p.

3. Matveev, L. P. Basis of the general theory of sports and training system of athletes / L.P. Matveev. - Kiev: Olympic literature, 2005. - 318 p.

4. Matveev, L. P. Theory and technique of sports / L.P. Matveev. - M.: FIS, 2007. -416 p.

5. Nazarenko, L. D. Place and value of accuracy as motive and coordination quality / L.D. Nazarenko // Physical culture: education, training. - 2001 . - No. 2. - P. 30-35.

6. Nazarenko, L. D. Contents and balance structure as motive and coordination quality / L.D. Nazarenko // Theory and practice of FC. -2000 . - No. 1. - P. 54-58.

7. Nazarenko, L. D. Development of motive and coordination qualities as factor of improvement of children and teenagers / L.D. Nazarenko. - M.: Publishing house: Theory and practice of FC, 2001. - 320 p.

8. Nazarenko, L. D. Place and value of motive accuracy and coordination quality / L.D. Nazarenko//FC: education, training. -2001. - No. 2. - P. 30-35.

9. Nazarenko, L. D. Theoretical justification and technique of rhythm development / L.D. Nazarenko, Sh. A. Ignatyeva // Physical culture: education, training. - 2000. - No. 1. - P. 45-50.

Статья поступила в редакцию: 4.12.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.