УДК 796.011.3:796.012.2 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10909
МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ «КООРДИНАЦИОННОЙ ЛЕСТНИЦЫ»
Ю.Н. Серикова, А.Ю. Нечаева, М.Ю. Мухамедова
Предложена методика совершенствования координационных способностей студентов основной группы здоровья на основе применения «координационной лестницы» в рамках обязательных занятий физической культурой. Представлен комплекс специальных упражнений, направленных на развитие двигательных качеств.
Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, координационные способности, «координационная лестница».
METHODS OF IMPROVING THE COORDINATION ABILITIES OF STUDENTS BASED ON
APPLICATION OF THE "COORDINA TION LADDER"
Y.N. Serikova, senior lecturer, miss17.91@ mail.ru, Russia, Moscow, Russian Technological University - MIREA, A.Y. Nechaeva, senior lecturer, anzhelyk@ mail.ru, Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation,
M.Y. Mukhamedova, senior lecturer, nexty 767@yandex.ru, Russia, Moscow, Bauman Moscow State Technical University
A methodology for improving the coordination abilities of students of the main health group based on the use of the "coordination ladder" within the framework of systematic compulsory physical culture lessons is proposed. A set of special exercises aimed at the development of motor qualities is presented.
Key words: students, physical education, coordination abilities, "coordination ladder".
Серикова Юлия Николаевна, старший преподаватель, miss17.91@mail.ru, Россия, Москва, Российский технологический университет - МИРЭА (РТУ - МИРЭА), Нечаева Анжела Юрьевна, старший преподаватель, anzhelyk@mail.ru, Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ,
Мухамедова Мария Юрьевна, старший преподаватель, nexty767@yandex.ru, Россия, Москва, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
Совершенствование средств и методов физической культуры и спорта, используемых в образовательном процессе вуза, является приоритетным направлением исследований. Очевидна и необходимость поиска нетрадиционных альтернативных средств работы со студентами, способствующих повышению заинтересованности студентов в посещении занятий по физической культуре.
Наряду с этим нельзя не отметить
к
недостаточность внимания к развитию координационных способностей обучающихся в рамках учебного процесса по физическому воспитанию в вузах. В ряде исследований достигнут эффект положительного переноса качественной стороны координационных способностей на другие двигательные качества [1, 2, 8]. Также установлена прямая взаимосвязь координационных и психомоторных способностей, которые определяют профессиональные качества будущих выпускников [1, 3, 4, 7].
Процесс физического воспитания в вузе представляет собой многокомпонентную систему. В большинстве вузов физическая культура представлена в форме общей физической подготовки (ОФП), занятия включают упражнения, направленные на развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости и координационных способностей. Возникает необходимость использования комбинированных упражнений на развитие физических качеств, следовые эффекты которых будут сочетаемы и не окажут противоположного воздействия [1, 3, 4].
Одним из таких многокомпонентных и многофункциональных упражнений является «координационная лестница». «Координационную лестницу» используют в тренировочном процессе для повышения общей физической подготовки в футболе, гандболе, баскетболе, теннисе, лыжном спорте, регби и др. Данная система упражнений преимущественно направлена на совершенствование координационных способностей (динамического и статического равновесия, временной ориентации) и быстроты реагирования.
Цель исследования - разработать методику совершенствования координационных способностей студентов основной группы здоровья на основе применения «координационной лестницы».
Проблема отсутствия разнообразия физических упражнений в процессе физического воспитания студентов на занятиях по ОФП, а также недостаточность влияния на координационные способности является повсеместной. Так, одной из наиболее удобных и эффективных форм улучшения процесса занятий физической культурой в вузе является использование «координационной лестницы». Данный вид упражнений является универсальным средством воздействия на организм студентов. Методика использования «координационной лестницы» позволяет разнообразить процесс, увеличить его моторную плотность, а также расширить двигательный фонд занимающихся, воздействуя на координационные способности. Также использование методики на основе применения «координационной лестницы» позволит повысить интерес и мотивационную составляющую у студентов к занятиям физической культурой в рамках образовательного процесса.
Занятия с использованием «координационной лестницы» могут проводиться как в подготовительной части, так и в основной. «Координационная лестница» является универсальным средством и чаще всего применяется на разных этапах многолетнего тренировочного процесса спортсменов, является эффективным средством реабилитации после травм. Некоторые специалисты предлагают применять методику с использованием «координационной лестницы» в качестве совершенствования координационных способностей студентов специальной медицинской группы здоровья.
Включать в образовательный процесс данную методику рекомендуется два раза в неделю. Основными методическими принципами является обучение от простого к сложному (преемственность), доступность, индивидуализация процесса исходя из уровня подготовленности и скорости освоения, систематичность. Отдых между подходами (1 подход -это проходка в обе стороны) зависит от восстановительных способностей организма, а также от общего уровня подготовки. Не рекомендуется отдыхать более 60 с. При этом необходимо учитывать, что использование «координационной лестницы» преимущественно совершенствует координационные способности, а в данном случае нельзя допускать переутомления, что может повлечь за собой ошибки и, куда хуже, травмы у занимающихся. При повышении координационной сложности также необходимо учитывать уровень сформированности ранее обученных двигательных комбинаций и действий. Необходимым условием использования «координационной лестницы» является учет психоэмоционального состояния и его регулирование во время выполнения упражнений с целью не допустить травмы у студентов.
Вначале основной задачей является обучение технике выполнения простейших упражнений. На этапе совершенствования необходимо усложнять передвижение за счет увеличения скорости.
Основными средствами методики являются:
1. Ходьба:
- в спокойном темпе: переступающим шагом, приставными шагами, из стороны в сторону, спиной вперед;
- ходьба с ускорением: переступающим шагом, приставными шагами по образцу, из стороны в сторону, спиной вперед.
2. Прыжки: на двух ногах, на одной ноге, комбинированные по схеме (на двух ногах и на каждой), с поворотами.
3. Бег:
- равномерный: забегание и выбегание (лицом вперед), забегание и выбегание (лицо в сторону);
- с ускорением: стандартный, забегание и выбегание (лицом вперед), забегание и выбегание (лицом в сторону).
4. Комбинация ходьбы, прыжков, бега.
5. Эстафеты, подвижные игры с элементом соревнования.
6. Ритмические комбинации под музыку средней интенсивности с добавлением активных амплитудных движений руками.
7. Упражнения с партнером.
Упражнения выполняются подходами и повторениями: 2-4 прохождения составляют 1 подход. Упражнения, выполняемые лицом в сторону - по 4 раза (2 на левую и 2 на правую). Упражнения лицом вперед (или назад) можно при необходимости выполнять в нечетном количестве
подходов. Для повышения сложности упражнения, увеличения нагрузки на мышцы ног занимающиеся могут совершать выпрыгивания, предварительно согнув ноги в коленном суставе (чем глубже приседание, тем сложнее).
При выполнении любого движения важно держать туловище прямо, не наклоняться. Необходимо следить за смещением центра тяжести, за движением рук: совершать ими маховые движения для более мощного движения. При выполнении движений ногами следить за амплитудой движений руками, от повторения к повторению ее увеличивая. Также для повышения координационной сложности упражнений на этапе совершенствования можно включать дополнительный инвентарь в виде гимнастических палок, теннисных мячей, с ударом об пол, перебрасыванием из одной руки в другую при перемещении.
Использование эстафет или усложненных подвижных игр позволяет совершенствовать полученные в ходе занятия навыки, при этом данные упражнения являются высокоэмоциональным компонентом, способствующим эмоциональной разгрузке студентов [5].
Также уровень координационной сложности можно повысить за счет использования музыкального сопровождения и добавления ритмических комбинаций. На основе ходьбы, бега, прыжков можно выполнять комбинации в определенном ритмическом рисунке [7].
Упражнения с партнером - более усложненный вариант. К примеру, здесь можно использовать движение одним из занимающихся спиной вперед, при этом перебрасывая теннисный мяч партнеру, тогда как второй занимающийся двигается прыжком вперед на правой, левой ноге.
Мы полагаем, что применение методики, основой которой является использование «координационной лестницы», в качестве совершенствования координационных способностей и быстроты у студентов вузов основной группы здоровья позволит существенно повысить уровень данных двигательных качеств, разнообразить учебно-тренировочной процесс в рамках физической культуры в вузе. Преимущество данной методики заключается в ее многофункциональности и многокомпонентно-сти. Помимо воздействия на координационные способности, благодаря возможности использования вариативности упражнений, можно увеличить показатели силы и выносливости.
Представленные упражнения могут использоваться для студентов как основной группы, так и подготовительной и специальной. Методика позволяет регулировать нагрузку, усложняя или упрощая виды и формы упражнений. Необходимо контролировать уровень частоты сердечных сокращений у студентов с целью повышения эффективности их работы на занятиях по физической культуре, а также исключения у них переутомления и отрицательного эффекта от занятий, учитывать индивидуальные особенности и возможности обучающихся.
Следующими этапами нашего исследования являются оценка исходного уровня координационных способностей и быстроты по тестовым нормативным упражнениям, внедрение разработанной методики в образовательный процесс студентов после оценки ее эффективности. Кроме того, одним из важных этапов оценки эффективности внедрения методики на основе применения «координационной лестницы» будет являться анкетирование студентов на предмет выявления факторов повышения интереса к занятиям физической культурой, а также анализ посещаемости студентов в результате использования данной методики.
Внедрение и апробация методики проходит на базе Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана. Результаты исследования по оценки эффективности экспериментальной методики будут представлены в следующих работах.
Список литературы
1. Афанасьева И.В. Методика совершенствования профессионально значимых координационных способностей у будущих специалистов дизайнеров: дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 197 с.
2. Горская И.Ю., Афанасьева И.В., Ревенко Е.М. Оценка и совершенствование координационных способностей у студентов: монография. Омск: СибАДИ, 2014. 213 с.
3. Коваль Т.Е., Ярчиковская Л.В., Лукина С.М. Новые направления в комплексе оздоровительных программ в вузе (на примере аэрофитнеса) // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. № 11 (129). С. 126-129.
4. Кусякова Р.Ф. Развитие координационных способностей студентов на основе применения средств классического танца: дис. ... канд. пед. наук. Набережные Челны, 2014. 140 с.
5. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. М.: ТВТ Дивизион, 2006. 290 с.
6. Серикова Ю.Н., Александрова В.А. Методика совершенствования координационных способностей студенток 18-20 лет средствами хип-хоп хореографии // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 12 (154). С. 244-248.
7. Серикова Ю.Н., Александрова В.А., Нечаева А.Ю. Координационные способности: определение, основные подходы к изучению, современные средства и методы развития // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 6 (160). С. 224-231.
8. Старкова Е.В. Модульная технология развития двигательных ко-ординаций у студенток в процессе физического воспитания: дис. ... канд. пед. наук. Малаховка, 2006. 189 с.
References
1. Afanas'eva I.V. Metodika sovershenstvovaniya professional'no znachimyh koordi-nacionnyh sposobnostej u budushchih specialistov dizajnerov [Methods of improving professionally significant coordination abilities of future design specialists]: dis. ... cand. ped. sciences. M., 2008. 197 p.
2. Gorskaya I.Yu., Afanas'eva I.V., Revenko E.M. Ocenka i sovershenstvovanie koordinacionnyh sposobnostej u studentov [Assessment and improvement of students' coordination abilities]: monograph. Omsk: SibADI, 2014. 213 p.
3. Koval' T.E., Yarchikovskaya L.V., Lukina S.M. Novye napravleniya v komplekse ozdorovitel'nyh programm v vuze (na primere aerofitnesa) [New directions in the complex of health programs at the university (by the example of aerofitness)] // Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft]. 2015. No. 11 (129). P. 126129.
4. Kusyakova R.F. Razvitie koordinacionnyh sposobnostej studentov na osnove pri-meneniya sredstv klassicheskogo tanca [The development of students' coordination abilities based on the use of classical dance means]: dis. ... cand. ped. sciences. Naberezhnye Chelny, 2014. 140 p.
5. Lyah V.I. Koordinacionnye sposobnosti: diagnostika i razvitie [Coordination abilities: diagnosis and development]. M.: TVT Division, 2006. 290 p.
6. Serikova Yu.N., Aleksandrova V.A. Metodika sovershenstvovaniya koordinacionnyh sposobnostej studentok 18-20 let sredstvami hip-hop horeografii [Methodology for improving the coordination abilities of 18-20 year old female students by means of hip-hop choreography] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft]. 2017. No. 12 (154). P. 244-248.
7. Serikova Yu.N., Aleksandrova V.A., Nechaeva A.Yu. Koordinacionnye sposobnosti: opredelenie, osnovnye podhody k izucheniyu, sovremennye sredstva i metody razvitiya [Coordination abilities: definition, basic approaches to the study, modern means and methods of development] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft]. 2018. No. 6 (160). P. 224-231.
8. Starkova E.V. Modul'naya tekhnologiya razvitiya dvigatel'nyh koordinacij u stu-dentok v processe fizicheskogo vospitaniya [Modular technology of motor coordination development among female students in the process of physical education]: dis. ... cand. ped. sciences. Malakhovka, 2006. 189 p.