Научная статья на тему 'Эффективность использования современных коммуникативных технологий в политической жизни общества'

Эффективность использования современных коммуникативных технологий в политической жизни общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
966
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЛАСТЬ / ОБЩЕСТВО / POLITICAL COMMUNICATION / MODERN COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES / POWER / SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Наталия Алексеевна

В статье автор рассматривает особенности развития политических коммуникаций, использование коммуникативных технологий в современной политической жизни общества.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кузнецова Наталия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author considers particularities of the development of political communications, communicative technologies using in modern political life of society.

Текст научной работы на тему «Эффективность использования современных коммуникативных технологий в политической жизни общества»

Информация и общество

Наталия КУЗНЕЦОВА

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

В статье автор рассматривает особенности развития политических коммуникаций, использование коммуникативных технологий в современной политической жизни общества.

In the article the author considers particularities of the development of political communications and communicative technologies using in modern political life of society.

Ключевые слова:

политическая коммуникация, современные коммуникативные технологии, власть, общество; political communication, modern communicative technologies, power, society.

КУЗНЕЦОВА Наталия Алексеевна — к.полит.н., доцент кафедры международных отношений и политологии им. Н.А. Добролюбова kuku@kis.ru

В настоящее время коммуникация изучается на основе теории информационного общества (Д. Белл, З. Бжезинский и др.), которая рассматривает средства информации в качестве важнейшего стимула и источника социального развития. Однако жизненно важным для реализации демократических целей современного общества является последовательное расширение границ политико-коммуникационного пространства. Второй современный подход к изучению коммуникации сложился в рамках так называемой «понимающей» социологии, утверждающей, что основным результатом коммуникации является взаимопонимание между людьми.

Учитывая способность коммуникации ориентировать реципиента на передаваемое ему сообщение, принято выделять два типа информации:

— побудительная политическая информация (выражается в приказе или просьбе, совете), которая рассчитана на стимулирование ответных действий (активацию, дестабилизацию);

— констатирующая политическая информация (выступает в форме нейтрального сообщения)1.

Существует два основных способа, с помощью которых отправитель сообщения стремится не только передать информацию, но и заставить реципиента видоизменить структуру своего сознания в соответствии с сообщением: логические убеждения (как, например, в науке, где процесс коммуникации всегда опирается на доказательный характер разумных доводов); эмоциональные убеждения, воздействующие на систему ценностных ориентаций личности. Большинство сообщений в политической печати и других средствах массовой пропаганды ориентированы на воздействие на эмоциональные стороны человеческой натуры, чтобы заставить людей поступать в соответствии с определенной системой политических ценностей2.

Политическая информация, получаемая реципиентом, может быть им остановлена, подвергнута «личной цензуре» и воспринята лишь частично. Вместе с тем при определенных условиях она вос-

1 Ирхин Ю.В., Зотов Д.В., Зотова Л.В. Политология. — М.: Юрист, 2002, с. 314.

2 Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические факторы эффективной политической рекламы. — Калуга, 1999, с. 57.

принимается потребителем без должной критической переработки.

Вероятность изменения мнения в желаемом направлении тем выше, чем больше доверия к себе вызывает коммуникатор. Доверие основывается на экспертных способностях, т.е. способности точно формулировать проблему; впечатлении о правдивости передаваемой информации, усиливающемся от свободного владения материалом; доверии к информатору.

Эффективность воздействия поданной информации выше, если коммуникатор сначала выражает те же взгляды, что и аудитория. То, как она воспринимает говорящего, может повлиять на ее отношение к сообщению.

Политологи и психологи обращают внимание на важность политической информации, рассчитанной на определенного индивида, ту или иную социальную группу1. Недостаточно выступить с заявлением в средствах массовой информации, имеющих массовую аудиторию; цель выступления будет достигнута только в том случае, если сообщение — полностью или не полностью, с акцентом на содержание или на вызываемую им эмоциональную реакцию — будет воспринято и распространено на уровне малых групп, в повседневных разговорах, лидерами общественного мнения, если оно не будет задержано или цензурировано в результате селективного восприятия2.

Принципиальным является ценностное измерение политической коммуникации, ее основных потоков, их целей и направленности. Культурная политика в области политической коммуникации должна основываться на таких принципах, как приоритетность качеств и ценностей данной культуры.

Политическая коммуникация, являясь способом, средством существования и передачи политической культуры, в свою очередь, опосредуется ценностями и нормами последней. Характер политических коммуникаций в обществе, уровень их развития во многом определяются состоянием общей и политической культуры. Это взаимообусловливающие друг друга процессы. Ценностные качества полити-

1 Власов А.И. Политические манипуляции. История и практика средств массовой информации. США. - М. : Мысль, 1993, с. 81.

2 Прилутская О.А. Социальные страхи у населе-

ния. — Оренбург, 1997, с. 117.

ческой коммуникации зависят от культуры данного общества, мирового развития; вместе с тем они ранжируются и политически переосмысливаются правящими элитами, бюрократией в своих интересах и целях.

Благодаря общественным связям, существующим в определенных формах, общество и государство решают задачи социального взаимодействия, социального контроля, в ряду которых — формирование личности, снятие психологического напряжения у людей, влияние на общественное сознание и настроение и, как следствие, изменение отношения общества к власти. Этим влияниям задаются определенные ориентиры мышления, чувств и поведения. Формы общественных связей влияют на создание и настроение членов общества тем, что вырабатывают сумму знаний, представлений, мифов, имидж, доносят их до людей, добиваясь определенных мыслей, чувств, поступков.

Существенную часть информационных процессов составляют средства массовой информации. Это сложная система источниковых сообщений и их получателей, связанных между собой разнообразными каналами движения информа-ции3. В средства массовой информации включены: периодическая печать, радио, телевидение, звукозапись, видеозапись, компьютерные накопления, обработка, передача и прием информации, система Интернет и др.

Среди ведущих общественно-политических направлений функционирования СМИ необходимо отметить функции обеспечения общества как конкретной политической информацией, так и информацией в различных политических целях, по разным направлениям и для разнообразных политических процессов, т.е политическое манипулирование информацией. Средства массовой информации служат для сбора, распространения информации, формирования общественного мнения, обеспечения легитимности политических структур, выступают важным атрибутом оппозиционной политической деятельности, служа источником стабильности или нестабильности общества. Основные функции политических коммуникаций:

3 Козина Е.С. СМИ и выборы: Ресурс и угрозы политического мифотворчества. — М., 2005, с. 67.

— распространение идейно-политических ценностей, знаний о политике, политическое информирование;

— интеграция и регулирование политических отношений;

— формирование общественного (политического) мнения;

— распространение политической культуры, ее развитие у индивидумов;

— политико-культурный обмен;

— подготовка общественности к участию в политике1.

Характер и направленность деятельности СМИ во многом зависит от политической ориентации их владельца (владельцев), характера общества и соответствующих законов.

В современных условиях ведущую роль среди СМИ играет телевидение2. Телевидение обладает средствами, не доступными другим СМИ, опередив их и по масштабам аудитории, и по объему уделяемого времени, и по способности концентрации общественного внимания. Радио и телевидение имеют следующие общие черты, которые отличают их от газет и журналов.

1. Оперативность, возможность информировать людей с места событий. В данном случае они выступают не только как прямые каналы передачи происходящего, но и как комментаторы, причем комментарий часто сопровождает ход событий.

2. Радио- и телетрансляции передают с документальной точностью эмоции участников происходящего, создают эффект присутствия, что придает им максимальную убедительность.

3. Оба канала имеют возможность прямого обращения практически к неограниченной аудитории. Они несут информацию и знания даже тем людям, которые в силу различных причин оторваны от общественной жизни3.

Специфические особенности радио и телевидения как средств массовой коммуникации активно используются для воздействия на широкую аудиторию. Теле- и

1 Связи с общественностью в политике и государственном управлении / под общ. ред. В.С. Комаровского. — М. : Изд-во РАГС, 2006, с. 315.

2 Кузнецова Е.И. Структурно-функциональный анализ электронного масс-медийного дискурса в региональном политическом процессе России : дис. ...к.полит.н. — Нижний Новгород : ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2002.

3 Власов А.И. Указ.соч., с. 81.

радиосообщения требуют значительно меньшего напряжения и усилий для понимания и восприятия информации, чем, например, при чтении. Именно поэтому результаты многочисленных опросов, проводимых в различных странах, одинаково свидетельствуют о том, что аудитория считает телевидение самым объективным и наиболее полно информирующим.

Каждое средство массовой коммуникации имеет свои преимущества, каждому присущи свойства, позволяющие эффективно выполнять определенные социально-политические функции. В силу различия выразительных свойств и условий восприятия аудиторией информации ни одно из них не может заменить другое. И тем не менее многочисленные социальные исследования показывают, что именно телевидению принадлежит ведущая роль в современной системе средств политической коммуникации4. Особо следует отметить интерактивное телевидение: двустороннюю связь «телецентр — владелец телевизора и телефона (компьютера)».

Однако уже в начале 90-х гг. стало очевидным, что персональные компьютеры отвлекли внимание значительной части их пользователей от телевизионных экра-нов5. Персональные компьютеры становятся серьезными конкурентами телевидения. Диалектическое совмещение ПК и ТВ знаменовало новый шаг в развитии современных коммуникационных технологий и их использование в политике.

При изучении современных политикокоммуникационных процессов широко используются достижения компьютерных технологий, которые включают в себя как приемы и методики достижения немедленного локального результата (тактика), так и получение глубинного, глобального, длительного политического эффекта (стратегия) посредством использования специальных компьютерных моделей и программ.

Вступление человечества в информационную эпоху, высокие требования, предъявляемые к скорости и качеству обработки информации, с одной стороны, и появле-

4 Россия: трансформирующееся общество : сборник статей / под ред. В.А. Ядова. ИС РАН. — М. : КАНОН-Пресс-Ц, 2001.

5 Смолян Г.Л., Черешкин Д.С. и др. Путь России к информационному обществу (предпосылки, проблемы, индикаторы, особенности). — М., 2005.

ние компьютерной техники — с другой, сделали весьма актуальными разработку и применение компьютерных технологий в политике. Использование политическими лидерами и институтами передовых компьютерных технологий может существенно повышать эффективность их политической деятельности и влияние на политику в целом.

Важно, что компьютерные технологии позволяют использовать принцип не только однолинейной, но и многофункциональной, диалоговой связи, создающей новые возможности для участия в политико-информационном обмене. Ряд информационно-аналитических центров исполнительных органов используют технологии двусторонней политической коммуникации и при их широком распространении и использовании раскрывают их явные достоинства.

Россия в использовании современных информационных технологий в государственных структурах отстает от Запада, но догоняет его весьма интенсивно. Согласно исследованиям IDC (International Data Corporation)1, количество пользователей сети Интернет в России с 2006 по 2010 г. выросло в 8 раз.

Сетевые информационные технологии в службах по связям с общественностью наиболее эффективно можно использовать на государственном уровне. Прежде всего, следует отметить, что в настоящее время в России создан сервер органов государственной власти Российской Федерации «Официальная Россия»2, предоставляющий полную информацию о деятельности президента РФ, трех ветвей власти, Совета безопасности РФ, региональных органов государственной власти РФ, а также Собрание законодательных актов РФ. На заглавной странице сервера каждой их перечисленных составляющих соответствует фотография и гипертекстовая ссылка, открывающая всю совокупность сведений о каждом субъекте власти.

Обратившись к органам законодательной и судебной власти на сер-

1 International Data Corporation // http://www.idc. com/home.jsp

2 Сервер органов власти РФ // http://www.gov.ru/

вере «Официальная Россия», можно открыть информационные каналы Государственной Думы, Совета Федерации, Высшего арбитражного суда. Интересно отметить, что на всех трех каналах имеется гостевая книга, в которую можно послать сообщения для соответствующего органа государственной власти.

Считалось, что для формирования позитивного имиджа власти, поддержки проводимой политики необходимо установить контроль над средствами массовой коммуникации. Идея управления репутацией через подконтрольные каналы коммуникации изначально зародилась в недрах политического РЯ. Однако в настоящее время данная теория уступает свои доминирующие позиции разработкам в области административного ресурса, который сегодня и представляет ведущую силу в политическом процессе.

Анализ роли средств массовой коммуникации в осуществлении политики приводит к следующим выводам.

1. Ни одна общественно-политическая группа (институт) не добьется значительных успехов в открытой политике, если не будет иметь возможность ее апробации на телевидении и других средствах массовой информации.

2. Ни один кандидат в представительные общенациональные политические органы не будет иметь серьезных шансов на избрание, если не сможет использовать средства массовой информации, прежде всего телевидение.

3. Используя возможности средств массовой коммуникации, можно повысить рейтинг не только отдельного кандидата в политики, но и всей политической власти в целом.

Таким образом, использование современных коммуникативных технологий в политической жизни общества позволяет существенно усиливать воздействие властных и специальных политико-аналитичес-кихструктур наразличные параметры политического развития, улучшать взаимную информированность в системе «власть — общество», что в конечном итоге способствует увеличению эффективности взаимодействия этой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.