Научная статья на тему 'Эффективность использования производственного потенциала сельскохозяйственных организаций'

Эффективность использования производственного потенциала сельскохозяйственных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пархомчук М. А., Миляева М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность использования производственного потенциала сельскохозяйственных организаций»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

М.А. Пархомчук, кандидат экономических наук, доцент Курский государственный университет

М.В. Милясва

Курская государственная сельскохозяйственная академия имени профессора И.И. Иванова

Маркетинг в АПК - одна из важнейших сфер функционирования и системы управления сельским хозяйством региона. Эффективен он при условии осуществления всех составляющих системы менеджмента объектов управления на уровне предприятия и региона. Обусловлено это тем, что важно не только произвести количество и качество востребованной рынком продукции, но довести её до потребителя. Эти функции и должен осуществлять агромаркетинг на региональном уровне, охватывая всех производителей продукции (крупные предприятия, малый бизнес, фермерские и личные подсобные хозяйства т.д.).

До настоящего времени сбыт основных видов продукции сельского хозяйства практически находится под территориальным контролем частных владельцев предприятий переработки и торговли и (или) перекупщиков. Они диктуют такие условия сбыта, которые приводят к убыточности и сокращению производства продукции, ресурсного потенциала товаропроизводителей. Так, большую часть всех видов плодов и ягод, овощей и фруктов, другой продукции у частных садоводов и владельцев личных подсобных хозяйств скупают перекупщики на мес-

те производства и даже на автостоянках рынков. В то же время местные заводы по переработке плодов и ягод, молока, мяса, картофеля, на грани банкротства или уже прекратили свою деятельность.

Изложенная ситуация характерна и для сельхозпроизводителей Курской области. Доля основных видов продукции (зерно, сахарная свёкла, молоко и мясо) в денежной выручке в 2006 г. составили 66 %, в том числе зерно -27%. Это нарушает оптимальное соотношение отраслей в структуре производства. Причинами этой тенденции являются факторы, как внутренней среды, так и внешней. Так, сельхозпроизводители (кроме узкоспециализированных хозяйств - птицефабрик) стали получать доход в основном за счёт зерна. При этом эффективность производственной и маркетинговой деятельности по видам продукции значительно различается и не даёт должного эффекта (табл.).

Производство зерна в 2006 г. в сравнении с 2000 г. в Курской области увеличилось на ! 1, а реализация - на 44 %. В основном это произошло за счёт увеличения уровня товарности зерна до 83 %. Данную ситуацию нельзя счи-

Таблица - Эффективность производственной и маркетинговой деятельности товаропроизводителей основных видов сельскохозяйственной продукции Курской области

Наименование показателя 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Зерно

Произведено, тыс. ц 12157 13328 16552 11218 13061 15054 13497

Продано, тыс. ц 7739 9109 11945 9508 9247 11933 11182

Уровень товарности, % 64 68 72 85 71 79 83

Уровень рентабельности, % 97 49 13 51 40 8 21

Сахарная свёкла

Произведено, тыс. ц 9663 7444 9928 10210 10147 10569 23305

Продано, тыс. ц 5067 4452 7143 7146 7019 7648 19808

Уровень товарности, % 52 60 72 70 69 72 85

Уровень рентабельности, % 8 -20 -13 -14 -12 -2 29

Молоко

Произведено, тыс. ц 1974 2082 2079 1895 1830 1726 1689

Продано, тыс. ц 1375 1525 1510 1409 1421 1380 1366

Уровень товарности, % 70 73 73 74 78 80 81

Уровень рентабельности. % -12 -13 -26 -12 -5 1 -3

Крупный рогатый скот

Произведено, тыс. ц 146 153 153 137 121 106 104

Продано, тыс. ц 163 133 163 189 152 135 149

Уровень товарности, % 112 87 106 138 126 127 143

Уровень рентабельности, % -39 -28 -31 -37 -29 -19 -20

В целом сельское хозяйство Уровень рентабельности (+).

убыточности (-) продаж, % 8 2 -8 0,3 5 2 12

Уровень рентабельности производственно-коммер-

ческой деятельности, % -2 -74 -16 -9 1 -0.2 3

Устойчивость экономиче-

ского роста (+,-), % -1 -3 -10 -7 0,6 -5 -1

тать позитивной, так как это приводит к негативным последствиям: нарушению севооборотов, снижению плодородия почв, сокращению размеров кормовой базы и производства продукции животноводства, снижению эффективности производственной и коммерческой деятельности. Гак, уровень рентабельности зерна за анализируемый период имеет значительные колебания и тенденцию к снижению. 11ри таких условиях сбыта предприятия вынуждены продавать зерно по низким ценам. До потребителя молоко доходиг в 2-3 раза выше цены закупки у производителя, мясо - в 3 более раз.

В Курской области приняла программа восстановления производства и увеличение доли рынка сырья сахарной свёклы. Реализация программы привела к определённым позитивным тенденциям. Однако, объём производства и продажи свеклосахарного сырья увеличивается, но произошло это за счёт повышения товарности на 33 %, цен реализации и снижения себестоимости производства продукции. В результате этого функционирование ограсли стало прибыльным только в 2006 г. Это свидетельствует только о некотором улучшении условий

ебьгга продукции, но не всегда выгодным для всех товаропроизводителей этого вида продукции.

Сложившиеся тенденции в отрасли растениеводства привели к негативным последствиям в молочном скотоводстве. Производство и реализация молока и крупного рогатого скота снизилось, а окупаемость затрат (уровень убыточности) не повышается даже при увеличении товарности и цен реализации на рынке продовольствия. В целом это привело сельское хозяйство области к уровню окупаемости затрат, не обеспечивающему устойчивость экономического роста аграрной отрасли.

Нами проведен факторный анализ влияния на размер прибыли и уровень доходности сельскохозяйственного производства изменений объёма продаж, цен реализации и себестоимости основных видов продукции за 2005-2006 гг. Выявлено, что за счёт изменения объема продаж (по зерну и молоку наблюдается сокращение, по сахарной свёкле и крупному рогатому скоту - повышение) увеличение прибыли от продаж составило 1138 млн. руб. За счёт увеличения рыночных цен дополнительная прибыль составила 1013 млн. руб. Повышение себестоимости продукции (кроме сахарной свёклы)

сократило прибыль на 198 млн. руб. В целом размер прибыли в 2006г. в сравнении с 2005г. за счёт влияния указанных факторов увеличился на 1953 млн. руб. В итоге можно сказать, что внешние и внутренние факторы рыночной экономики отрасли не привели к существенным результатам, обеспечивающим достаточный для экономического рос та уровень доходности.

Наши исследования позволили предложить основные направления стратегии и тактики эффективного агромаркетинга региона, обеспечивающие оптимальное развитие производства и сбыта продукции для повышения устойчивости экономического роста отрасли.

1. Разработка и внедрение региональной модели агромаркетинга, включающей организационную структуру и функции информационно-консультативного центра с участием органов управления АПК, научных и образовательных учреждений, товаропроизводителей. Центр (кроме производственных и сбытовых задач) может осуществлять внедрение нововведений, повышение квалификации кадров, консультационные услуги по менеджменту, информации, маркетингу и др.

2. Проведение маркетинговых исследований с целью оценки факторов внешней и внутренней среды функционирования участников аграрного рынка региона (выявление сильных и слабых сторон), в том числе по видам продукции.

3. Экономическое обоснование маркетинговых стратегий современного менеджмента АПК: формирование рационального спроса на продовольствие; стимулирование производства и реализации необходимого объёма, ассортимента и качества продукции в соответствии с требованиями рынка; финансирование программ из различных источников; отбор целевых рынков продукции; организация рекламы и др.

4. Внедрение достижений науки и техники в производство и управление.

5. Стимулирование сбыта продукции за плановый и дополнительный товарооборот работников производства и сферы обращения, а управленческого персонала предприятий - за производство и сбыт продукции выше порога рентабельности, ассортимент и качество и др.

Наши расчёты показали, что внедрение в практику предложенных мероприятий по Курской области к 2010году потребует дополнительного вложения в производство 3,1 млрд. руб. оборотных средств. Дополнительная прибыль составит 3,6 млрд. руб. Окупаемость дополнительных вложений составит 1,16 руб. Уровень рентабельности по сельскому хозяйству области по основным видам продукции увеличится с 14 до 66 %, а устойчивость экономического роста составит 10-12%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.