Научная статья на тему 'Эффективность использования основных средств предприятия'

Эффективность использования основных средств предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6409
614
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА / ПОКАЗАТЕЛИ / АНАЛИЗ / ДОХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанова Елена Сергеевна

Все предприятия, которые занимаются производством, должны следить за эффективностью использования своих основных средств. Пути их повышения могут быть разными, но зависят они от возможностей самого предприятия. Главная цель, которую преследуют предприятия, это совершенствование условий для повышения эффективности использования основных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность использования основных средств предприятия»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

ПРЕДПРИЯТИЯ Степанова Е.С.

Степанова Елена Сергеевна - студент магистратуры, кафедра учета, анализа и аудита, Институт систем управления Самарский государственный экономический университет, г. Самара

Аннотация: все предприятия, которые занимаются производством, должны следить за эффективностью использования своих основных средств. Пути их повышения могут быть разными, но зависят они от возможностей самого предприятия. Главная цель, которую преследуют предприятия, - это совершенствование условий для повышения эффективности использования основных средств.

Ключевые слова: эффективность использования, основные средства, показатели, анализ, доход.

Основные средства - это та часть производственных фондов, которая участвует в процессе производства продолжительное время, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на изготовляемый продукт постепенно, по мере использования [1, с. 19].

Основные средства определяются следующими признаками:

- они используются для производства товаров и услуг;

- они могут сдаваться в аренду другим предприятиям;

- принимают участие в хозяйственной жизни предприятия более года;

- могут сохранять свою натурально-вещественную форму длительное время;

- их стоимость постепенно переносится на изготавливаемую продукцию;

- их стоимость более сорока тысяч рублей для бухгалтерского учета и более ста тысяч рублей - для налогового.

Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств» [2, с. 2], существует группировка по классификационным признакам:

- здания;

- сооружения;

- передаточные устройства;

- машины и оборудование;

- транспортные средства;

- инструмент;

- хозяйственный инвентарь;

- прочие.

Эффективность использования основных средств определяется получением максимальной прибыли от эксплуатации производственных фондов за выбранный период времени. Экономический эффект заключается во взаимодействии между доходами и расходами.

Технический уровень производства определяется состоянием и степенью использования основных средств, а эффективность их использования можно определить темпом и масштабом развития.

Повышение эффективности использования основных средств проявляется в увеличении объема выпуска продукции, т.е. отдачей основных средств [3, с. 42].

Эффективность использования основных средств зависит от нескольких факторов:

- от структуры, другими словами - от доли оборудования в общей стоимости основных средств, поскольку именно оно определяет количество выпущенной продукции;

- от начальных характеристик, которые показывают необходимость установки оборудования;

- от текущих характеристик и состояния основных средств;

- от уровня использования основных средств на предприятии.

Полную и наглядную информацию использования основных средств можно получить, анализируя показатели в динамике и в сравнении со среднеотраслевыми значениями.

Показатели эффективности использования основных средств делятся на те, которые показывают состояние основных средств и те, которые показывают эффективность использования основных средств. Рассмотрим первую группу, она в свою очередь делиться на коэффициенты: износа, годности, прироста, выбытия и фондовооруженности.

Коэффициент износа - определяет уровень утраты первоначальных характеристик основных средств за весь период эксплуатации. Рассчитывается:

сумма износа за весь период эксплуатации

Ки =---—------*100 (1)

первоначальная или восстановительная стоим ОС

Коэффициент годности - показывает, долю основных средств еще не поддавшихся износу. Если коэффициент годности растет, а коэффициент износа падает, это означает, что предприятие стало эффективнее использовать основные средства [4, с.136]. Формула расчета:

Кгод = 1- Ки (2)

Существует ещё моральный износ - это обесценивание стоимости до того, как наступит физический износ или закончится срок службы оборудования (устаревшие станки). Данный износ предполагает сокращение затрат на воспроизводство основных средств, что не приводит к убыткам, или внедрение научно-технического прогресса в производство, что может привести к убыткам. Ведь в этом случае придется менять основные средства до истечения срока износа из-за того, что они становятся устаревшими по своим характеристикам. Для профилактики морального износа нужно стремиться к максимальной производительности основных средств, в этом случае они принесут максимальную полезность до наступления износа.

Коэффициент прироста основных средств - показывает процент основных средств, который был введен в эксплуатацию в текущем периоде. Рассчитывается по формуле:

ОС введенные

Кввода = —- (3)

ОС на конец года

Коэффициент выбытия основных средств - показывает выбывшую долю основных средств (продажа, износ).

ОС выбывшие

Квыбыт =- (4)

ОС на начало года

Коэффициент фондовооруженности - показывает долю основных средств, приходящихся на одного работника.

ср.годовая стоимость основных средств

Кфонд =--- (5)

среднесписочная численность работников

Другая группа показывает эффективность использования основных средств, и делится на фондоемкость, фондоотдачу и рентабельность.

Фондоотдача - показывает количество продукции, которое приходится на единицу основных средств. Величина фондоотдачи отражает рост выпуска продукции, улучшение ее качества, изменение стоимости основных средств и характеризует эффективность применения основных средств в производстве продукции. Рассчитывается:

выпуск продукции

Фондоотдача =- (6)

ср.годовая стоимость основных средств

Фондоемкость - показатель, обратный фондоотдаче, т.е. показывает, какая стоимость основных средств участвовала в создании одного рубля продукции.

ср.годовая стоимость основных средств

Фондоемкость =- (7)

выпуск продукции

Рентабельность - показываает, сколько прибыли приходиться на стоимость основных фондов [5, с. 110].

прибыль от реализации

Яос =-------*100% (8)

ср. годовая стоимость основных средств

Чтобы предприятию увеличить свои доходы и рентабельность, необходимо повысить эффективность использования основных средств. Следовательно, для получения дохода необходимо постоянно совершенствовать условия эффективности использования основных средств. Для этого существует несколько предложений, используя которые можно обеспечить эффективность работы основных средств, и обновление производства.

Уменьшение простоев в производстве. Это делается за счет работы в производстве только того оборудования, которое имеет высокую производственную мощность. Таким образом, это облегчит ведение учета, а срок эксплуатации будет соответствовать фактическому износу.

Ликвидация незадействованного или изношенного оборудования. Можно продать или сдать в аренду, тогда этот процесс принесет дополнительные средства. Можно сделать консервацию основных средств, тогда не будет начисляться амортизация, что позволит снизить расходы.

Автоматизация производства. Для этого необходимы свободные денежные средства, которые можно получить путем повышения квалификации сотрудников, это позволит провести кадровую модернизацию и сократить расходы на оплату труда. А неизрасходованные средства можно направить на обновление оборудования.

Можно сделать вывод, что повышение эффективности использования основных средств напрямую зависит от готовности предприятия меняться. Фактически все предложения по увеличению рентабельности требуют много затрат и времени на их внедрение. Но это быстро окупается, только при условии, что все нововведения соблюдаются в своем первоначальном виде.

Для получения прибыли и постоянного ее увеличения предприятию необходимо регулярно проводить анализ и оценку своих основных средств. Это позволит выявлять новые пути повышения эффективности их использования. Ведь актуальные предложения сегодня могут стать устаревшими уже завтра.

Список литературы

1. Фролова Т.А. Экономика предприятия: конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009. 112 с.

2. Приказ Министерства Финансов РФ «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01)» от 30.03.2001 № 26н (в ред. от 27.11.2006 г. № 156н, от 24.12.2010 г. № 186н с бухгалтерской отчетности за 2011 г.).

3. Экономика организации: учебник/ под ред. Н.А.Сафронова 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экономиста, 2006. 251 с.

4. Экономика предприятия: учебник для вузов / Горфинкель В.Я. М.: ЮНИТИ, 2006. 670 с.

5. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник для вузов / Шеремет А.Д. М.: ИНФА-М., 2008. 416 с.

БУДУЩЕЕ МАРКЕТИНГА: НЕЙРОННЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ Балашов М.К.

Балашов Максим Константинович — студент, кафедра комплексной безопасности и специального приборостроения, подразделение бизнес-аналитики, Московский технологический университет, г. Москва

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы понятия нейронные сети, их основные преимущества и недостатки. Приведен обзор о целесообразности их применения в сфере маркетинга как инструмента обслуживания клиентов.

Ключевые слова: маркетинг, информационные технологии, нейронные сети, компьютер, интернет, обслуживание, клиент, эмпатия.

Введение

Что-то изменит мир в ближайшее время, что-то - в далекой перспективе. Изучая новые современные направления информационных технологий, можно предположить, как изменится мир в будущем. В маркетинге, безусловно, одним из таких направлений будут являться нейронные сети.

Люди давно занимаются исследованием сферы искусственного разума. Нейронные сети являются одним из направлений этого исследования. Способы формирования данных сетей лежат в основе «копирования» общечеловеческой нервной системы. Главная особенность этих сетей заключается в том, что они готовы к самообразованию. То есть, простыми словами, смогут функционировать на основе ранее полученной информации.

Целью данной статьи является: показать, что такое нейронные сети, их применение в сфере маркетинга.

Понятие нейронной сети

Нейронная сеть [1]— это набор клеток, связанных между собой синапсами. Структура нейронной сети в сфере информационных технологий, а именно программировании, берет свое начало из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.