Научная статья на тему 'Эффективность использования многозадачной методологии в работе с аутентичными источниками на занятиях английского языка со студентами неязыковых вузов'

Эффективность использования многозадачной методологии в работе с аутентичными источниками на занятиях английского языка со студентами неязыковых вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТЕНТИЧНЫЙ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПЕРВОИСТОЧНИКА / КОНЦЕПЦИЯ САМОНАПРАВЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / РАЗВИТИЕ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОТРАБОТКА КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА КОНТЕНТА / ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ / AUTHENTIC SOURCE / AUTONOMOUS INTERPRETATION OF ORIGINAL SOURCE / SELF-DIRECTED LEARNING CONCEPTION / SEARCH SKILLS DEVELOPMENT / TEACHING SUMMARIZING / FORMING PUBLIC SPEECH SKILLS / FEEDBACK PROVISION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турчина Ирина Борисовна

В статье раскрываются новые аспекты и описываются особенности нетрадиционного методологического подхода к использованию аутентичных текстов при формировании профессиональных компетенций студентов, изучающих иностранный язык в неязыковом вузе. Приведенные в статье результаты исследования об эффективности применения многозадачной методологии в работе с аутентичными материалами выступают в поддержку распространения инновационных подходов обучения в высшем профессиональном образовании, предъявляя высокие показатели результативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency of Multi-Task Methodology when Working with Authentic Sources in English Classes at Non-Linguistic Higher School

The article describes peculiarities of the non-traditional methodological approach to using authentic texts when forming non-linguistic students’ professional foreign-language competences. The conclusions are made about efficiency of multi-task methodology when working with authentic sources. The research findings justify the necessity to introduce highly effective innovative approaches in higher professional education.

Текст научной работы на тему «Эффективность использования многозадачной методологии в работе с аутентичными источниками на занятиях английского языка со студентами неязыковых вузов»

https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.4.42

Турчина Ирина Борисовна

Эффективность использования многозадачной методологии в работе с аутентичными источниками на занятиях английского языка со студентами неязыковых вузов

В статье раскрываются новые аспекты и описываются особенности нетрадиционного методологического подхода к использованию аутентичных текстов при формировании профессиональных компетенций студентов, изучающих иностранный язык в неязыковом вузе. Приведенные в статье результаты исследования об эффективности применения многозадачной методологии в работе с аутентичными материалами выступают в поддержку распространения инновационных подходов обучения в высшем профессиональном образовании, предъявляя высокие показатели результативности. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2020/4/42.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 4. C. 211-216. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2020/4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

УДК 37; 378.4 Дата поступления рукописи: 06.02.2020

https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.4.42

В статье раскрываются новые аспекты и описываются особенности нетрадиционного методологического подхода к использованию аутентичных текстов при формировании профессиональных компетенций студентов, изучающих иностранный язык в неязыковом вузе. Приведенные в статье результаты исследования об эффективности применения многозадачной методологии в работе с аутентичными материалами выступают в поддержку распространения инновационных подходов обучения в высшем профессиональном образовании, предъявляя высокие показатели результативности.

Ключевые слова и фразы: аутентичный источник информации; самостоятельная интерпретация первоисточника; концепция самонаправленного обучения; развитие поисковой деятельности; отработка краткого пересказа контента; формирование навыков публичного выступления; предоставление обратной связи.

Турчина Ирина Борисовна

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва IBTurchina@fa. гы

Эффективность использования многозадачной методологии в работе с аутентичными источниками на занятиях английского языка

со студентами неязыковых вузов

Амбициозные задачи, поставленные в сфере российского высшего образования XXI века, требуют полной самоотдачи не только от сегодняшних студентов, но и от преподавателей высшей школы, которые должны подготовить и воспитать будущих специалистов, имеющих не только высококачественную профессиональную подготовку, но и обладающих творческим потенциалом, свободно ориентирующихся в информационных технологиях и способных к эффективной межличностной и межкультурной коммуникации, в том числе и на международной арене, за счет свободного владения иностранными языками. С целью успешной реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497, требуется сосредоточить внимание на обеспечении качественного инновационного профессионального образования, отвечающего требованиям социально ориентированного развития Российской Федерации [11].

Безусловно, упомянутые факторы нашли свое отражение и в проекте концепции модернизации содержания и технологий преподавания иностранных языков, в том числе и в высших учебных заведениях, где «иностранный язык рассматривается как часть профессии, а владение им - как допуск к современному труду, который в существенной степени является международным» [8].

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) высшего профессионального образования третьего поколения, выпускники вузовского курса со степенью бакалавра должны владеть профессионально ориентированной межкультурной коммуникативной компетенцией иностранного языка согласно общеевропейской шкале. Принято считать, что минимальный ожидаемый уровень компетенции по иностранному языку согласно этой шкале должен соответствовать уровню В1 [2].

Наряду с этим нельзя забывать о необходимости формирования общекультурных и профессиональных компетенций, которые являются неотъемлемой частью подготовки студентов неязыкового вуза по иностранному языку, в соответствии с теми же Федеральными государственными образовательными стандартами [10]. Важно отметить, что изучение иностранных языков в неязыковых вузах, как правило, носит профессионально ориентированный характер, то есть акцентировано на ту область иностранного языка, которая, согласно Е. Н. Потаповой [7], используется для осуществления профессиональной коммуникации в определенной специальной сфере c соответствующими ей лексическими терминами.

Каким же образом, в рамках тех задач, что определены профессионально ориентированными компетенциями, мотивированный и увлеченный преподаватель иностранного языка неязыкового вуза может реализовать свой творческий потенциал и увлечь студентов своим предметом? Один из вариантов ответа на этот вопрос представлен в данной статье, где описывается нетрадиционный методологический подход к использованию аутентичных источников новостной информации на уроках английского языка, а также приводятся результаты проведенного в этом контексте исследования. Целью исследования является измерение эффективности использования многозадачной методологии в работе с аутентичными новостными текстами, то есть установление уровня положительного отклика у студентов при применении инновационного подхода в ходе учебного процесса. Для этого были поставлены задачи: изучить и проанализировать активность студентов при выполнении задания в соответствии с требованиями новой методологии, а также продемонстрировать отношение студентов к новым приемам и видам работы, которые не являются типичными для традиционного урока иностранного языка. Научная новизна работы обусловлена показательными результатами проведенного количественного исследования, свидетельствующими об эффективности применения нового подхода в обучении с использованием аутентичных материалов на уроках английского языка. Ценность результатов данного исследования заключается в том, что описываемая в статье методология может успешно применяться в любом вузе неязыковой направленности в рамках освоения студентами иностранного языка как части будущей профессии.

Прежде чем перейти к подробному описанию исследованной многозадачной методологии в работе с аутентичными источниками, стоит рассмотреть и проанализировать современные тенденции, завоевывающие все большую популярность в лидирующих мировых учреждениях высшего образования, поскольку именно они подчас заставляют преподавателя современного российского вуза искать новые подходы и методы работы. Одним из ярких и довольно часто используемых примеров передового западного образовательного опыта является индивидуальная самостоятельная работа студента в сотрудничестве и под руководством преподавателя. Инновационный подход к обучению в вузе, зародившийся на Западе в конце 90-х годов прошлого столетия и известный как "self-directed learning" (SDL), что можно перевести как «самонаправленное обучение», все больше проникает и в российскую вузовскую среду. Отличительной чертой «самонаправленного обучения» являются индивидуальные психологические установки студента на получение знаний и поиска путей решения означенной проблемы [18]. Студенты, ориентированные на такой вид обучения, обычно более активны в работе с обучающими онлайн-материалами, они с удовольствием выполняют групповые задания и с интересом занимаются планированием и анализом собственных достижений в процессе обучения [16]. При этом необходимо подчеркнуть, что подавляющее большинство современных студентов принадлежат к так называемым поколениям Y (миллениалы - родившиеся в 1980-1995 годах) и Z (постмиллениалы - родившиеся после 1995 года) [15].

Чтобы лучше разобраться в психологических особенностях молодых людей, условно относимых специалистами к вышеозначенным поколениям, необходимо понимать, что они не мыслят своего существования без Интернета, смартфонов и свободного доступа в социальные сети и цифровые медиа [20, р. 2]. Отличительными чертами представителей миллениалов являются их уверенность в себе, чувство собственного достоинства, настойчивость и ориентированность на достижение результата, они любят групповую/командную работу и не представляют своей повседневной жизни без информационных технологий [17; 21]. Специалисты отмечают, что более молодое поколение Z способно полноценно функционировать как в реальном, так и в виртуальном мире, моментально переключаясь с одного на другой, поскольку они воспринимают их как комплементарные [15]. Как следствие, представители поколения Z имеют возможность с легкостью найти или проверить ту информацию, которая им требуется. С той же легкостью они делятся информацией с другими, непрерывно находясь в процессе коммуникации в социальных сетях или иных доступных электронных приложениях-коммуникаторах. Следует подчеркнуть, что исследования также указывают на то, что вследствие активного использования электронных приложений, обеспечивающих многозадачность, представители поколения Z подчас испытывают затруднения с конкретизацией информации, концентрацией внимания и запоминанием информации [14, р. 69].

Совокупность перечисленных психологических особенностей современных студентов, безусловно, определяет отношение и требования, предъявляемые представителями молодого поколения к процессу обучения, и выступает драйвером для поиска новых форматов организации учебного процесса в вузе.

Принято считать, что для удовлетворения желания и потребности молодого поколения в обучении его представителей необходимо постоянно удивлять и заинтересовывать, а это означает, что преподавателю следует постоянно искать новые форматы обучения, известные на Западе как L&D-форматы (Learning and Development). Уход от аудиторного формата работы и неформальный стиль общения преподавателя и студентов имеют принципиальное значение для образовательного процесса сегодняшнего дня. Наряду с сугубо профессиональными дисциплинами, подход «самонаправленного обучения» распространяется и на изучение иностранных языков и, в частности, английского языка. Язык международного общения приобрел особую значимость в эпоху глобализации и информационных технологий, поскольку знание английского языка выступает одним из обязательных критериев отбора выпускников неязыковых вузов при приеме на работу и в дальнейшем карьерном росте. Также необходимо отметить, что определенная часть современных студентов, заинтересованных в личностном росте, зачастую изучают английский язык самостоятельно, в гораздо большем объеме, определенном вузовской программой. Это также усложняет задачу преподавателя, который должен быть готов удовлетворить потребности в знаниях амбициозного и компетентного студента. Преподавателю английского языка сегодняшнего дня в неязыковом вузе следует искать новые формы учебной деятельности с целью разнообразить семинарские занятия и заинтересовать студентов выполнением домашних заданий. С целью повышения мотивации студентов в освоении английского языка на уровне коммуникативной компетенции по модели, которую Е. Н. Соловова характеризует как профессионально-карьерную [9, с. 25], преподавателю стоит задуматься о привлечении в утвержденную вузом учебную программу дополнительных заданий, отличающихся от стандартных и требующих определенных творческих усилий со стороны студента.

Какие же типы заданий смогут одновременно соответствовать критериям «самонаправленного обучения» и являться эффективным способом изучения английского языка? Одним из проверенных и доказавших свою эффективность заданий подобного типа является самостоятельно подготовленный студентом новостной репортаж, созданный на основе аутентичного источника. Рассмотрим преимущества заданий данного типа и попробуем проследить эффективность их применения в качестве дополнительного образовательного ресурса к вузовской программе профессионально-карьерной модели.

Остановимся на том, что представляет собой задание - подготовка новостного репортажа на основе аутентичного источника? Приведем пример из опыта использования такого задания в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации на факультете международных экономических отношений. Преподаватель предлагает студентам в качестве домашнего задания самостоятельно найти и выбрать заинтересовавшую его новость или небольшую статью (от 1000 до 2000 печатных знаков) в предлагаемом, но не ограниченном списке аутентичных источников. Учитывая профессиональную направленность и соответствующее развитие предметных компетенций, в список источников включаются издания финансово-экономической

тематики, такие как "The Financial Times", "The Economist", "Bloomberg News and Businessweek", а также финансово-экономические разделы новостных сайтов "BBC", "CNN", "Euronews" и др. Выбрав статью, студент читает ее, переводит, если необходимо, составляет глоссарий и затем делает краткий пересказ содержания текста (summary), сохраняя неизменной главную информационную мысль прочитанного. Подготовив краткий пересказ содержания новости, студент должен продумать, в каком формате он представит собственную интерпретацию прочитанной статьи в классе перед своими сокурсниками и преподавателем. Рекомендуется предоставить студентам полную свободу выбора формата устной интерпретации, не ограничивая возможности проявить творческий потенциал. Презентация интерпретируемой новости или статьи возможна в виде небольшой публичной речи, ролевой игры, с использованием заранее подготовленных слайдов или инфографи-ки. Допускается индивидуальная, парная и групповая работа над заданием. Главной целью задания является освоение и совершенствование компетенций в английском языке профессиональной направленности. Как следствие, акцент этой творческой самостоятельной работы должен быть сделан на хорошо артикулированной, связной и последовательной передаче информации аутентичного первоисточника, представленной аудитории на безошибочном с лексико-грамматической точки зрения английском языке.

Каковы же преимущества самостоятельной работы с аутентичными новостями по сравнению с традиционными учебными материалами? Первой отличительной чертой подготовки интерпретации аутентичной новости является формирование начальных компетенций поисковой деятельности (research work). Студент, имея свободу выбора первоисточника в заданных рамках профессиональной направленности, ищет новость или статью по теме или заголовку, первоначально сканируя контент статьи и приступая к детальному чтению только тогда, когда окончательно делает выбор заинтересовавшего его материала. Безусловно, данный вид работы опирается на самостоятельную работу студента, его собственную инициативу, любознательность и разнообразие интересов, что полностью соответствует требованиям ФГОС. От преподавателя ожидается в основном направляющая деятельность, в виде постановки задачи и предоставления рекомендаций относительно списка аутентичных источников в рамках профессиональной тематики и перечня дополнительных информационных ресурсов.

Как уже было замечено, современные студенты отдают предпочтение работе с онлайн-версиями источников информации, в связи с этим оптимальным решением для преподавателя будет предоставление студентам электронных ссылок на сайты рекомендуемых источников информации. Желательно строго не ограничивать поисковую деятельность студентов рекомендуемым списком первоисточников, поскольку свобода выбора информации предоставляет молодым людям неограниченные возможности самореализации. Например, если студент использует в качестве первоисточника политический новостной репортаж "ВВС", "CNN", "Euronews" и др., его инициативу нужно приветствовать, поскольку ознакомление и последующее освещение новости из тех сфер жизнедеятельности, которые выходят за рамки профессиональных интересов, способствуют установлению междисциплинарных связей, составляющих дидактическую основу объединения общего и профессионального образования [4; 6].

Новости, публикуемые в печатных изданиях и Интернете, представляют собой неисчерпаемый источник информации, за счет которого возможно значительно расширить учебную программу и деятельность, связанную с освоением профессиональных компетенций в изучении английского языка в вузе. Что-то новое происходит ежедневно, поэтому использование новостей на уроке никогда не будет скучным и однообразным. Газеты и журналы, как и их онлайн-версии, бесспорно, являются лучшими источниками мировой новостной информации. Для преподавателя английского языка новостные статьи представляют особый интерес, поскольку могут быть названы «живым учебным пособием» [19]. Работа с новостями, в первую очередь, позволяет студентам ориентироваться в контексте актуального современного английского языка, существенно отличающегося от языка, используемого в традиционных учебниках. За счет использования этого материала расширяется словарный запас, формируются понятия о современных речевых оборотах и грамматических конструкциях. Следует заметить, что эффективность взаимодействия с первоисточниками во многом определяется индивидуальной работой студента, его заинтересованностью темой, желанием обращаться к словарю, при наличии в статье новых слов и выражений, а также способностью к запоминанию незнакомых ранее лексико-грамматических конструкций. Поэтому максимальная отдача от такого типа заданий возможна только при добросовестном отношении студента к его выполнению. Практика показывает, что уровень самоотдачи студента при выполнении задания возрастает, если выполняемое задание не является рутинным, а представляет собой некую увлекательную задачу (challenge).

Помимо чтения и письма индивидуальная интерпретация новостной статьи помогает развивать и закреплять навыки краткого пересказа текста (summary). С методической точки зрения рекомендуется обозначить конкретные временные рамки, отводимые на презентацию новости на уроке, таким образом возможно добиться максимального результата. Практика показывает, что оптимальное время для выступления с новостным репортажем в классе - 1,5-2 минуты. Преподавателю рекомендуется использовать таймер во время предъявления презентации, любой выход за временные рамки должен отражаться на общей оценке задания. В ситуации, когда студент четко знает, сколько времени ему отведено на выступление, он соответствующим образом планирует свою работу с новостным материалом. Студент должен поставить перед собой задачу за ограниченное время заинтересовать свою аудиторию тем, почему данная новость заслуживает внимания. Краткий пересказ должен сохранить структуру оригинального текста и его основную аргументацию. Пересказ должен быть сделан своими словами, желательно с использованием новой лексики, и донесен до слушателя на внятном, хорошо сформулированном и грамматически правильном английском языке таким образом, чтобы аудитория способна была понять контент новостного материала, не будучи знакомой с оригинальным источником информации.

Еще одним достоинством подготовки новостного репортажа является возможность приобретения и развития навыков публичной речи/выступления. При этом в устном изложении содержания новости должно присутствовать максимальное число характеристик, являющихся неотъемлемыми атрибутами публичного выступления (public speaking), а именно громкость и тембр голоса, темп речи, интонация, использование пауз, жестов, визуальный контакт с аудиторией. Поскольку выступление перед аудиторией - непростая задача, часто сопряженная с труднопреодолимым волнением и подчас фобиями, возможность тренировки и оттачивания навыка публичных выступлений в процессе обучения в университете, безусловно, способствует развитию ценных компетенций для будущей профессиональной деятельности выпускников вуза, связанной не только с руководящей работой [12; 13].

И, наконец, нужно отметить, что публичное выступление студента предоставляет ему возможность получить обратную связь в отношении выполненного задания как от преподавателя, так и от сокурсников. Для данного вида работы можно рекомендовать выработать стандартные критерии оценки, которые будут универсально применяться к каждому выступлению, либо сделать выбор в пользу спонтанных оценок. Реакция аудитории на выступление является крайне важным и нужным аспектом, поскольку исследования показывают, что представители поколения Z высоко ценят возможность получения обратной связи. Самовыражение через Интернет вошло у современных молодых людей в привычку, они постоянно что-то комментируют и ожидают подобного в свой собственный адрес, поскольку видят этот процесс коммуникации двухсторонним [15]. Задание, связанное с презентацией студентом собственной интерпретации аутентичной новости перед аудиторией, как нельзя лучше отвечает запросу на получение обратной связи о выполненной работе и одновременно развивает в студентах навык и компетенцию анализировать и комментировать работу других, выделяя достоинства и недостатки.

Для оценки достоинств и недостатков использования многозадачной методологии в работе с аутентичными новостями и создания объективной картины в вопросе эффективности ее применения было проведено количественное ситуационное исследование (case study) с использованием индивидуального анкетирования (вопросника). Основной целью исследования было выявление уровня эффективности использования описанной в статье методологии работы с аутентичным материалом. Исследование проводилось в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации на факультете международных экономических отношений с участием 53 студентов 1, 2 и 3 курсов, изучающих дисциплину «Иностранный язык». В течение семестра 2019-2020 учебного года студенты получали дополнительное домашнее задание - подготовить интерпретацию новости из аутентичного источника и представить ее в классе. Задание было поурочным, вне зависимости от того, представлял ли студент выполненное задание на предыдущем семинаре. В среднем за время занятий в семестре студенты имели возможность представить собственную интерпретацию новости перед аудиторией 2-3 раза. В конце семестра было проведено анкетирование с целью выявить эффективность использования данного вида заданий для повышения компетенций в сфере овладения профессиональным английским языком. Студентам предлагалось ответить на 5 вопросов, используя в качестве ответов предложенную оценочную шкалу. Ниже приводятся вопросы, использованные в индивидуальных анкетах.

Вопрос Варианты ответа

1. Насколько интересным вы считаете задание по подготовке собственной интерпретации аутентичных новостей? 5 - очень интересным 4 - умеренно интересным 3 - малоинтересным 2 - совершенно неинтересным 1 - затрудняюсь ответить

2. Согласны ли вы с утверждением, что работа с новостями развивает навыки чтения и письма, обогащает словарный запас и знакомит с новыми грамматическими формами? 5 - полностью согласен 4 - частично согласен 3 - скорее не согласен 2 - категорически не согласен 1 - затрудняюсь ответить

3. Насколько полезной для себя вы находите работу над заданием, связанным с интерпретацией аутентичных новостей? 5 - очень полезной 4 - полезной 3 - малополезной 2 - бесполезной 1 - затрудняюсь ответить

4. Какие компетенции, на ваш взгляд, вы смогли улучшить в результате выполнения заданий по подготовке интерпретации новости из аутентичного источника? Выберете 3 из перечисленных вариантов. 1 - чтение и письмо 2 - поисковые навыки 3 - навыки составления краткого пересказа (summary) текста 4 - навыки публичной речи 5 - навыки предоставления обратной связи

5. Какой вид деятельности при подготовке индивидуальной интерпретации новостей вы считаете самым интересным и увлекательным? Выберете один из предложенных вариантов. 1 - поиск статьи 2 - чтение статьи 3 - краткий пересказ (summary) статьи 4 - публичная презентация содержания статьи/выступления 5 - предоставление обратной связи сокурснику по итогам представленной презентации

Проведенное исследование показало, что из общего числа опрошенных студентов 67,92% заявили, что считают задание, связанное с интерпретацией аутентичных новостей, очень интересным. При этом 22,64% опрошенных оценили задание как умеренно интересное. 73,58% студентов отметили, что полностью согласны

с утверждением о том, что работа с новостями развивает навыки чтения и письма, обогащает словарный запас и знакомит с новыми грамматическими формами. При этом 22,64% заявили, что согласны с этим утверждением частично. Очень полезной для себя работу с данным видом заданий нашли 77,35% опрошенных, и 16,98% указали, что такой вид работы они считают полезным. Согласно самооценке опрошенных студентов, 73,58% заявили, что, выполняя задание, они смогли повысить свои компетенции в чтении и письме; 33,96% заметили улучшение компетенций в поиске информации; 58,49% отметили, что положительную динамику приобрели их навыки составления краткого пересказа (summary) аутентичного текста; 79,24% подчеркнули, что заметили прогресс в компетенции публичного выступления; 52,83% отметили улучшение навыка предоставления обратной связи. В качестве самого увлекательного компонента задания 26,41% опрошенных указали публичную презентацию новости; 22,64% - чтение статьи; 18,86% - поиск новости; 16,98% - краткий пересказ текста и 15,09% - предоставление обратной связи.

Необходимо отметить, что опыт использования аутентичных новостей на уроках английского языка в вузе упоминается в работах целого ряда авторов, таких, как А. А. Гильманова [3], которая рассматривает технологию работы с аутентичной статьей при обучении английскому языку студентов неязыковых вузов; C. B. Кузнецова [5], которая оценивает использование аутентичных текстов профессиональной направленности в процессе обучения иностранному языку; Н. С. Бурганова [1], которая анализирует электронную газету как средство обучения студентов профессионально-ориентированному чтению.

Настоящая статья представляет новый взгляд на эту тему и детально раскрывает аспекты многозадачной методологии при работе с аутентичными новостными материалами, доказывая ее эффективность.

Полученные результаты исследования демонстрируют довольно высокий уровень положительного отклика у студентов в отношении использования инновационного подхода обучения. Это свидетельствует о том, что описанная в статье многозадачная методология, применяемая в работе с аутентичными материалами, включающая в себя следующие компоненты: 1) поисковую деятельность при отборе новостной статьи; 2) чтение статьи и составление глоссария (при необходимости); 3) краткий пересказ статьи (summary); 4) устную презентацию (самостоятельную интерпретацию) контента новостной информации перед аудиторией; 5) предоставление обратной связи относительно предъявленного материала, - доказала высокую эффективность своего использования на занятиях английского языка в неязыковом вузе.

В высшей степени положительные результаты исследования подтверждают научную новизну использования многозадачной методологии при работе с аутентичными новостными материалами. Ценность результатов исследования заключается в том, что описанная в статье методология может использоваться в качестве эффективного педагогического приема в обучении английскому языку по профессионально-карьерной модели в любом неязыковом вузе, поскольку она вносит разнообразие и элемент новизны в учебный процесс, отвечая запросам современного студента и повышая его интерес к учебе.

Список источников

1. Бурганова Н. С. Электронная газета как средство обучения студентов профессионально-ориентированному чтению в неязыковом вузе [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/elektronnaya-gazeta-kak-sredstvo-obucheniya-studentov-professionalno-orientirovannomu-chteniyu-v-neyazykovom-vuze/viewer (дата обращения: 30.01.2020).

2. Васильева М. М. Три «М»: методология - методика - метод [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/tendentsii-razvitiya-vysshego-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 25.01.2020).

3. Гильманова А. А. Технология работы с аутентичной статьей при обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-raboty-s-autentichnoy-gazetnoy-statiey-pri-obuchenii-angliyskomu-yazyku-studentov-neyazykovyh-spetsialnostey/viewer (дата обращения: 30.01.2020).

4. Котова H. H. Междисциплинарные связи как средство реализации интеграционного подхода изучения дисциплины «Естествознание» [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdistsiplinarnye-svyazi-kak-sredstvo-realizatsii-integratsionnogo-podhoda-izucheniya-distsipliny-estestvoznanie (дата обращения: 26.01.2020).

5. Кузнецова C. В. К вопросу об использовании аутентичных текстов профессиональной направленности в процессе обучения иностранному языку в вузе [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7k-voprosu-ob-ispolzovanii-autentichnyh-tekstov-professionalnoy-napravlennosti-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-vuze/ viewer (дата обращения: 30.01.2020).

6. Нуриева Э. Н., Бакеева Л. В. Междисциплинарные связи как способ формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdistsiplinarnye-svyazi-kak-sposob-formirovaniya-obschekulturnyh-i-obscheprofessionalnyh-kompetentsiy/viewer (дата обращения: 26.01.2020).

7. Потапова Е. Н. Цели и задачи обучения иностранному языку в рамках корпоративных учебных программ [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tseli-i-zadachi-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-ramkah-korporativnyh-uchebnyh-programm-1/viewer (дата обращения: 26.01.2020).

8. Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Иностранные языки». Учебный предмет «Иностранный язык» [Электронный ресурс]. URL: http://www.predmetconcept.ru/public/f48/download/Proekt_nauchno-obosnovannoj_koncepcii_modernizacii_Inostrannyj_ jazyk.pdf (дата обращения: 25.01.2020).

9. Соловова Е. Н. Создание авторских элективных программ и курсов: актуальная задача и острая необходимость современного этапа развития языкового образования [Электронный ресурс] // Английский язык в школе. 2004. № 1 (5). С. 21-31. URL: https://www.titul.ru/uploads/journal/5/journal_05_21_31.pdf (дата обращения: 26.01.2020).

10. Суслова О. И. Образование в течение жизни - актуальность и проблемы последипломного обучения иностранным языкам выпускников неязыковых вузов // Современные тенденции в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе / под ред. А. А. Ворошиловой. Красноярск: Сибирский гос. аэрокосм. ун-т им. академ. М. Ф. Решетнева, 2013. С. 122-127.

11. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]: утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497. URL: http://static. government.ru/ media/files/uSB6wfRbuDS4STDe6SpGjaAEpM89lzUF.pdf (дата обращения: 25.01.2020).

12. Arnold J. Stress to Success: Public Speaking Anxiety and Its Relationship to Perceived Leadership [Электронный ресурс]. URL: https://ir.stthomas.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1110&context=caps_ed_lead_docdiss (дата обращения: 30.01.2020).

13. Bodie G. A racing heart, rattling knees, and ruminative thoughts: Defining, explaining, and treating public speaking anxiety // Communication Education. 2010. Vol. 59. № 1. P. 70-105.

14. Csobanka Z. The Z Generation // Acta Technologica Dubnicae. 2016. Vol. 6. № 2. P. 63-76. DOI: 10.1515/atd-2016-0012.

15. Dolot A. The characteristic of Generation Z [Электронный ресурс]. URL: http://dx.doi.org/10.15219/em74.1351 (дата обращения: 12.03.2020).

16. Geng S., Law K. M. Y., Niu B. Investigating self-directed learning and technology readiness in blending learning environment [Электронный ресурс]. URL: https://educationaltechnologyjournal.springeropen.com/articles/10.1186/s41239-019-0147-0 (дата обращения: 12.03.2020).

17. Kaifi B., Nafei W., Khanfar N., Kaifi M. A multi-generational workforce: Managing and understanding millennials // International Journal of Business & Management. 2012. № 7 (24). Р. 88-93.

18. Long H. B. Resources related to overcoming resistance to self-direction in learning // New Directions for Adult and Continuing Education. 1994. Iss. 64. P. 13-21.

19. Roberts R. How to use newspaper articles in language class [Электронный ресурс]. URL: https://www.britishcouncil.org/ voices-magazine/how-use-newspaper-articles-language-class (дата обращения: 30.01.2020).

20. Singh A. P., Dangmei J. Understanding the generation Z: The future workforce // South-Asian Journal of Multidisciplinary Studies. 2016. Vol. 3. Iss. 3. Р. 1-5.

21. Smith T., Nichols T. Understanding the Millennial Generation [Электронный ресурс] // Journal of Business Diversity. 2015. Vol. 15 (1). Р. 39-47. URL: https://www.researchgate.net/publication/324922926_Understanding_the_Millennial_Generation (дата обращения: 12.03.2020).

Efficiency of Multi-Task Methodology when Working with Authentic Sources in English Classes at Non-Linguistic Higher School

Turchina Irina Borisovna

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

IBTurchina@fa. ru

The article describes peculiarities of the non-traditional methodological approach to using authentic texts when forming non-linguistic students' professional foreign-language competences. The conclusions are made about efficiency of multi-task methodology when working with authentic sources. The research findings justify the necessity to introduce highly effective innovative approaches in higher professional education.

Key words and phrases : authentic source; autonomous interpretation of original source; self-directed learning conception; search skills development; teaching summarizing; forming public speech skills; feedback provision.

УДК 372.881.1; 378.147 Дата поступления рукописи: 13.02.2020

https://doi.Org/10.30853/filnauki.2020.4.43

Статья посвящена проблемам методики преподавания иностранного языка в неязыковом вузе и организации самостоятельной работы обучаемых в частности. Рассматриваются преимущества и возможности внедрения обучающих онлайн-программ и компьютерных технологий в процесс обучения. Приводятся результаты применения одной из существующих на данный момент на рынке образовательных платформ по английскому языку. Предлагается модель создания интерактивного образовательного ресурса по дисциплине «Иностранный язык» для оптимизации деятельности преподавателя и студента в части организации продуктивной работы над иноязычным текстом в рамках домашнего чтения по специальности.

Ключевые слова и фразы: обучение иностранным языкам; самостоятельная работа обучаемых; обучающая онлайн-платформа; компьютерные технологии в обучении иностранным языкам; работа с иноязычным текстом; мотивация в обучении иностранному языку.

Шерсткова Ирина Александровна, к. филол. н., доц. Зиятдинова Наталья Александровна

Уфимский государственный нефтяной технический университет oia0131@mail.т; ziatdinovanat@yandex.т

Оптимизация самостоятельной работы обучаемых по дисциплине «Иностранный язык» в техническом вузе

В настоящее время все больше возрастают требования к овладению будущими специалистами иностранными языками. В условиях жесткой конкуренции с открытыми образовательными программами-платформами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.