Научная статья на тему 'Электронная газета как средство обучения студентов профессионально-ориентированному чтению в неязыковом вузе'

Электронная газета как средство обучения студентов профессионально-ориентированному чтению в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
332
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА / ВИРТУАЛЬНЫЙ СМИ-ДИСКУРС / НОВОСТНАЯ СТАТЬЯ / СИСТЕМАТИЗАТОР / THE ELECTRONIC NEWSPAPER / VIRTUAL MASS-MEDIA-DISCOURSES / NEWS ARTICLE / SYSTEMATIZATOR

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бурганова Наталия Сергеевна

В статье рассматривается актуальность применения электронной газеты в профессиональном иноязычном обучении студентов неязыкового вуза. Автор представляет массмедиа как аутентичный ресурс профессиональной и общеупотребительной лексики. Кроме того, автор предлагает составлять систематизатор в качестве схемы основных идей и ключевых фраз новостной статьи. Чтение и анализ таких текстов поможет будущим экономистам в их профессиональной подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The electronic newspaper like professional-training reading means of education of students in the not-language university

The paper considers an actual theme connected with the electronic newspaper in professional English education of students in the not-language University. The author presents Mass-media as an authentic resource with plenty of economic terms and common lexicon. Besides, the author offers making the systematizator like scheme of main ideas and key-phrases of news article. Reading and analyzing of such texts will help future economists in their professional training.

Текст научной работы на тему «Электронная газета как средство обучения студентов профессионально-ориентированному чтению в неязыковом вузе»

УДК 37(045)

Н. С. Бурганова

ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ЧТЕНИЮ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

В статье рассматривается актуальность применения электронной газеты в профессиональном иноязычном обучении студентов неязыкового вуза. Автор представляет массмедиа как аутентичный ресурс профессиональной и общеупотребительной лексики. Кроме того, автор предлагает составлять систематизатор в качестве схемы основных идей и ключевых фраз новостной статьи. Чтение и анализ таких текстов поможет будущим экономистам в их профессиональной подготовке.

The paper considers an actual theme connected with the electronic newspaper in professional English education of students in the not-language University. The author presents Mass-media as an authentic resource with plenty of economic terms and common lexicon. Besides, the author offers making the systematizator like scheme of main ideas and key-phrases of news article. Reading and analyzing of such texts will help future economists in their professional training.

Ключевые слова: электронная газета, виртуальный СМИ-дискурс, новостная статья, систематизатор.

Keywords: the electronic newspaper, virtual mass-media-discourses, news article, systematizator.

Принципиальные изменения в экономике, обусловленные возрастающей ролью знаний, революцией в информационно-коммуникационных технологиях, становлением глобального рынка труда диктуют новые требования к специалистам. Так, современный специалист должен уметь трансформировать приобретаемые знания в инновационные технологии; знать, как получить доступ к глобальным источникам знаний, владеть современными информационными технологиями; иметь мотивацию к обучению на протяжении всей жизни, обладать навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации (уметь учиться); владеть методологией и аналитическими навыками; обладать необходимыми гражданскими и социальными компетенциями [1].

И потому основное внимание в подготовке высококвалифицированного специалиста должно уделяться развитию у студентов тех интересов, потребностей и ценностных ориентаций, с которыми связано освоение профессии.

Под профессионально-личностным обучением понимается процесс приобретения студента-

© Бурганова Н. С., 2011 68

ми знаний, умений и навыков, способствующих скорейшей адаптации к профессиональной деятельности, а также развитие личности в процессе обучения, обретение ею профессионально-личностных ценностных ориентаций. Профессионально-ориентированное обучение придает теоретическую глубину, практическую направленность учебно-воспитательному процессу, расширяет область познания.

На современном этапе развития общества понятие «конкурентоспособный специалист» всецело связано с овладением студентами иностранными языками и конкретно языком специальности. Данное объективное требование объясняется тем, что владение иностранным языком рассматривается как средство успешной профессиональной деятельности. Данное положение особенно важно для неязыковых вузов.

Знание и владение одним или двумя иностранными языками дает студенту возможность не только получать профессионально значимую информацию, но и узнавать особенности культуры и традиций страны изучаемого языка, расширять собственный кругозор, формировать способности к принятию новых, самостоятельных, нестандартных решений, проходить повышение квалификации в стране изучаемого языка.

Существующая технология учебного процесса по ИЯ в неязыковых вузах на материале проф-ориентированных монологических учебных текстов на ИЯ специальности не в полной мере соответствует практическим целям обучения ИЯ.

В последние годы исследователи всё больше внимания уделяют описанию газетно-публицис-тического стиля и разработке методики обучения иностранному языку на аутентичном газетном материале (А. Н. Васильева, И. М. Булатова, В. Г. Костомаров, Е. Д. Матрон, Г. В. Яцков-ская, Л. Г. Вишнякова, Н. И. Плотникова и др.).

К аутентичным текстам для чтения, заимствованным из повседневной и профессиональной жизни носителей языка и несущим достоверную лингвострановедческую информацию в области изучаемой профессии, в частности, относятся новостные статьи. Такого рода тексты позволяют аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности.

С точки зрения средства обучения ИЯ, новостные статьи привлекают к себе внимание тем, что они насыщены как профессиональной терминологией, так и общеупотребительной современной лексикой, обилием цитат. Язык газетной статьи отличается стремлением к экспрессии, которое подразумевает противопоставление стандартному значению слова, стремлением к отсутствию повторов, лексической монотонности, кли-

шированностью. Таким образом, новостная статья в полной мере соответствует профессионально-ориентированному обучению будущего специалиста, она создает иллюзию приобщения к естественной языковой среде, что является одним из главных факторов в успешном овладении иностранным языком.

Электронная иноязычная газета для российских студентов является более доступным ресурсом информации, чем ее аутентичный печатный вариант. Возможность выбора аутентичных иноязычных новостных статей, предназначенных для прочтения, анализа, рефлексии и интерпретации, предоставляет сеть Интернет. Остановимся на данном источнике информации более подробно.

Интернет представляет собой глобальную компьютерную сеть, объединяющую на основе единых протоколов межсетевого взаимодействия более сорока тысяч различных сетей, которые, в свою очередь, состоят из соединенных друг с другом компьютеров, взаимодействующих при помощи специальных средств связи.

Социологи характеризуют Интернет как особую информационную и коммуникативную среду, отличающуюся совокупностью следующих признаков: виртуальностью (под ней понимают и «идеальность», знаковость, заместительность, и новый тип символического существования человека и социума, в результате которого формируется «параллельный мир»); интерактивностью (возможной активностью пользователя-реципиента, отличающей Интернет как «гипермедиа» от обычных массмедиа); гипертекстуальностью (Интернет выступает как принципиально новая открытая система текстов, баз данных, ссылок и т. д. и выполняет функцию запоминания и хранения информации, становясь глобальной памятью человечества); глобализацией (при этом стираются политические, экономические и другие границы между пользователями); мозаичностью (отсутствием центра и периферии, сетевой дискурс фрагментарен и посредством гипертекстуальности объединяется пользователем в бесконечное множество фигур) [2].

Остановимся подробнее на такой характеристике Интернета, как виртуальность.

Само слово «виртуальный» все более широко и активно используется в различных языках -философском, научном, политическом, обыденном. Далее вслед за Е. А. Кротовой [3] мы будем использовать термин «виртуальный», относя его к значению «все, что связано с использованием компьютерной техники, а также телевидением (особенно в плане его конвергенции с компьютерными системами)».

В современной культуре возникает новый тип дискурса - виртуальный. Он становится самостоятельной дискурсивной практикой, которая

ассимилирует иные дискурсы и оказывается основным посредником для доступа к ним, формирует особый тип виртуальной идентичности, через которую формируются иные типы культурной идентичности, и имеет сложное, многослойное полидискурсивное строение [4].

В узком значении виртуальный дискурс - это «текст, погруженный в ситуацию общения в виртуальной реальности» [5]. В настоящем исследовании мы вслед за Л. Ф. Компанцевой под виртуальным дискурсом понимаем не просто текст, но «коммуникативное событие сети Интернет, коммуникативную ситуацию, зафиксированную в гипертексте; системный процесс корреляции символически-речевого общения виртуальных коммуникантов, способ представления виртуальных языковых личностей в единстве психологических, социальных, национальных, этических и других характеристик» [6]. Из определения становится понятным, что функционирование виртуального дискурса основывается на процессе многосторонней передачи информации в сети Интернет. При этом наблюдается появление такого феномена, как виртуальная языковая личность, обладающая набором определенных качеств и характеристик.

Виртуальный дискурс становится полем дис-курсопровождения, источником самых разнообразных дискурсивных образований, отличающихся огромной коммуникативной интенсивностью: рядом соседствуют и взаимодействуют новостной, политический, рекламный, медицинский, развлекательный, СМИ и другие виды дискурса. При этом грань между данными дискурсивными образованиями является условной и наличествует только в сознании реципиента.

Виртуальный СМИ-дискурс также обладает разветвленной структурой. На сегодняшний день исследователи выделяют следующие виды медийных сетевых СМИ:

1) электронные сетевые версии представительства традиционных СМИ (электронные версии печатных изданий, интернет-представительства ТВ- и радиокомпаний, традиционных информационных агентств);

2) собственно сетевые СМИ, т. е. не имеющие аналога среди традиционных СМИ, которые можно подразделить на две группы:

- сетевые СМИ, содержание которых создается, размещается и контролируется группой лиц (редакция) в соответствии с единой концепцией интернет-проекта (сетевые журналы и газеты, ленты новостей, сетевые информационные агентства, порталы и т. п.);

- сетевые СМИ, содержание которых создается самими пользователями, при этом материалы и их содержание не проходит редакционной обработки (тематические форумы, чаты, списки,

рассылки, гостевые книги, электронные доски объявлений и т. п.);

3) гибридные проекты - совместные проекты компаний, специализирующихся на информационных технологиях и традиционных СМИ.

Современная система СМИ претерпевает ряд изменений, главное из которых - «креативное разрушение» ("creative destruction"). Смысл этого «разрушения» состоит в том, что популярность Интернета - новостных сайтов онлайн в частности - возрастает, одновременно традиционные массмедиа (телевидение, бумажная пресса, радио и кабельное телевидение) проигрывают в размере зрительской/читательской аудитории [7].

Тенденции, прослеживающиеся в современном мире средств массовой информации, получили общее название «медиаконвергенции», под которой понимается: а) слияние технологий, использование которых позволяет осуществлять доставку информации реципиенту при помощи различных технических носителей: кабельных или телефонных сетей, беспроводной спутниковой связи и т. д.; б) слияние прежде различных и разобщенных медиа: появление интернет-радио, словарей как на компакт-дисках, так и интернет-словарей, электронных рекламных сообще-

ний, принимаемых сотовыми телефонами и т. д.; в) создание нового интегрированного рынка, на котором неразрывными связями скрепляются мультимедийные услуги, сетевое обслуживание, создание программных продуктов [8].

Ранее популярные средства массовой информации (печатные газеты, телевидение, радио) в чистом виде утратили свою актуальность, о чем свидетельствуют значительное снижение рейтингов и, как следствие, сокращение объемов производства и печати. Ученые говорят о переходе не только к новым средствам распространения информации, но и к новой стратегии мышления реципиентов.

Новость, оставаясь наиболее действенным и востребованным способом получения известий о событиях, меняет свой облик, приобретая виртуальные характеристики и меняя среду обитания на электронную. Появившись однажды в сети Интернет, новость как жанр наряду с теперь уже традиционными статьями в сетевых изданиях или электронных газетах может быть представлена другими способами: в посте блога (новость, публикуемая так называемыми «гражданскими журналистами», не имеющими специального образования и являющимися по сути простыми людьми, желающими поделиться определенной инфор-

Электронные сетевые версии

• Периодические издания:

- газеты,

- журналы,

- альманахи,

- сборники и т. д.

• Информагентства

• ТВ

• Радио

• Канал новостей

• Порталы

• Списки рассылки

• Смешанные виды ит. д.

Медийные сетевые проекты

Гибридные проекты

Сетевые проекты, не имеющие аналога

• Тематические форумы

• Чаты

• Гостевые книги

• Электронные доски объявлений

ит. д.

Медийные сетевые проекты

мацией с общественностью (Wikipedia)); новость, размещаемая на непрофильных сайтах (на неновостных сайтах, например на сайтах университетов) с помощью твиттера («интернет-сайта, представляющего собой систему микроблогов, позволяющего пользователям отправлять короткие текстовые заметки, используя веб-интерфейс, SMS, службы мгновенных сообщений или сторонние программы-клиенты») (Wikipedia); так называемая «мобильная» новость, рассылаемая на сотовые телефоны при помощи различного рода приложений; потоковое мультимедиа (live-streaming), видео в режиме реального времени (real-time video) и т. д.

Описанные способы публикации, наравне с размещением новостных статей на сайтах электронных газет, накладывают определенные ограничения на стиль и структуру предоставляемой вербальной и невербальной информации. Несмотря на обилие различных способов размещения информации в сети Интернет, в фокусе нашего исследования оказывается структура новостных статей онлайн-газет, поскольку именно этот способ является основным в количественном отношении.

В сложившейся экономической и социальной ситуации практически все мировые массмедийные издания имеют свои новостные сайты в Сети в силу экономической выгоды, обусловленной предоставлением возможности получения читателями большего объема сведений за относительно небольшую плату либо бесплатно. Как отмечают авторы электронной версии газеты «Washington Post», «обычная газета - это относительно небольшой объем информации, представленной в удобной для просмотра форме, тогда как сетевое издание должно обеспечивать доступ к гораздо большему количеству информации» [9].

Каждый электронный новостной сайт в информационном отношении не является точной копией издания на бумажном носителе, при этом структура электронных новостей схожа со структурой печатных новостей, однако информация на сайте массмедийного издания имеет свои особенности, отличающие этот тип информации от «бумажных» СМИ.

Е. А. Кротова [10] отмечает, что в случае рассмотрения корпуса электронных текстов может иметь место значительное смещение принципов схемы новостного текста, а именно, функциональная организация текста. Так, при сохранении главенства заголовка и вводки новое значение могут приобрести такие элементы, как контекст, история и события, предшествующие описанному и связанные с ним. Подобное изменение Е. А. Кротова объясняет следующим образом: использование исходящих гипертекстовых ссылок существенно повышает возможность обращения к контекстуальной информации, благодаря чему

можно менять местами текст и контекст, рассматривать другие статьи на сходную тему, обращаться к истории вопроса и т. д., что обеспечивает нелинейную форму чтения.

Таким образом, электронная новость является полимодальным конструктом, объединяющим аудио-, видео-, вербальную и авербальную информацию. Все это меняет восприятие и способствует появлению чувства сопричастности к описываемому у реципиента, который, в свою очередь, интериоризирует сообщение.

Чаще всего структура новостной статьи электронной газеты - «перевернутая пирамида» (либо кустовая структура, по Ф. Данешу), когда основная информация, главные мысли расположены в начале статьи, далее в тексте идет раскрытие перечисленных фактов, приводятся мнения специалистов, дается краткое заключение.

Подобная структура обусловлена тем, что читатель, просматривая большое количество статей в сети Интернет в поисках интересной и нужной для него информации, обращает внимание на заголовок, первые пару абзацев и зачастую не дочитывает статью до конца.

Чтение аутентичного профессионально ориентированного текста газетной статьи предполагает наличие у студента умений извлекать из предложенного материала необходимую профессиональную информацию с целью дальнейшего использования её в своей деятельности.

В современной методике обучения иностранным языкам чтение признается одним из основополагающих умений, без освоения которого невозможно дальнейшее обучение. Чтение как речевая деятельность всегда целенаправленно, его целью является извлечение информации, содержащейся в записанном речевом произведении - тексте. Кроме того, на базе читаемого текста можно обучать и другим видам речевой деятельности: говорению, аудированию, письму на изучаемом языке. Таким образом, перед преподавателями иностранных языков в высшей школе сегодня остро стоят задачи выработки методов обучения чтению, соответствующих современным требованиям.

Основная цель работы с новостной статьей -научить учащихся читать про себя с беспереводным пониманием, так как только такой вид чтения дает возможность сосредоточиться на смысловой стороне текста, научить извлекать из текста информацию. Перевод же не содействует, а зачастую мешает понять смысл текста, так как отвлекает учащихся на операцию по перекодированию иноязычного текста в родной язык, поэтому следует обращать внимание студентов на то, что можно понять читаемое без знания всех слов, прибегая к языковой догадке, к вычленению ключевых и опорных слов и словосочетаний, не фиксируя внимания на неизвестных словах.

Экспрессивное заглавие текста, концентрация основных идей в начале статьи, взаимосвязи логических цепочек, мнения разных специалистов по тематике статьи позволяют применять приемы активного чтения на практике. Так, при работе с on-line статьями уместно учить студентов составлять схемы систематизатора. В рамках нашего исследования разработана система упражнений поэтапного обучения работе с новостной статьей электронной газеты с помощью создаваемого систематизатора, который, в свою очередь, является одним из способов структурирования текста.

По мере чтения и анализа текста составляется систематизатор - схематичное нелинейное (часто иерархичное) представление основных идей, фактов, мнений, данных, представленных в статье. Отображая отдельные части текста, систематизатор показывает его целостность.

Систематизатор как способ графической организации информации может выступать в качестве письменного варианта оформления актуального членения текста. Используя сверхфразовые единства, когерентность (взаимосвязь частей текста), систематизатор раскрывает смысловую непрерывность текста статьи. Сохраняется триада познания (по Р. Солсо): приобретение, структурирование, оперирование знаниями.

Кроме того, использование систематизатора позволяет осмыслить большой пласт информации в неиссякаемом потоке Интернета; увеличить скорость обработки информации; повысить избирательность в процессе приема информации, выступая в качестве средства преодоления информационной перегрузки.

Для наглядности приведем пример отрывка новостной иноязычной экономической статьи электронной газеты «ВВС» и его составленного систематизатора.

Geithner Bets on AIG, MetLife Stock in U.S. Bailout Wind-Down

Oct. 1 (Bloomberg) - U.S. Treasury Secretary Timothy F. Geithner's plan to recoup taxpayer bailout funds is increasingly dependent on the stock price of insurers American International Group Inc. and MetLife Inc.

The government's stake in AIG will rise to 92 percent from about 80 percent under the revision to the New York-based insurer's rescue announced yesterday. The Treasury Department must find buyers for $49.1 billion in AIG stock and $8.7 billion in MetLife equities starting next year [11].

Систематизатор.

Geithner Bets on AIG, MetLife Stock in U.S. Bailout Wind-Down.

Hugh Son.

BBC, October 01, 2010

http://www.businessweek.com/news/2010-10-01/ geithner-bets-on-aig-metlife-stock-in-u-s-bailout-wind-down.html

Схема систематизатора позволяет быстро восстановить в памяти основное содержание новостной статьи, способствует накоплению профессионального тезауруса будущего специалиста.

Если вести работу по составлению систематизатора текста систематически, учащиеся будут легко видеть структуру текста, анализировать основные идеи статьи, работать со словосочетаниями, а не с изолированными словами и отдель-

American International Group Inc. and MetLife Inc.

А. В. Ханжин, М. П. Бандаков. Методические подходы к разработке содержания.

ными терминами. Учащиеся становятся активными участниками учебного процесса.

Проведенная в рамках исследования входящая и итоговая диагностика подтвердила эффективность использования систематизатора при работе с аутентичной иноязычной новостной статьей. Так, у студентов экспериментальной группы улучшились следующие показатели: характеристики внимания: эффективность работы, уровень концентрации внимания, скорость выбора, точность избирательности внимания (по результатам корректурной пробы); индивидуальные особенности восприятия (полезависимость-поле-независимость (фигуры Готтшальдта)); повысилась профессиональная мотивация и др.

В условиях стремительного развития науки и техники, быстрого накопления и обновления информации, бесконечного виртуального интернет-дискурса, ежедневно меняющейся экономической картины страны и мира невозможно обучить человека на всю жизнь, необходимо заложить в нем интерес к накоплению знаний, научить его учиться.

Реалии современного мира требуют новых подходов к обеспечению профессионального становления личности, позволяющих обучающимся в процессе профессиональной подготовки сформировать личностные качества, способствующие адаптации к постоянно меняющемуся социуму.

Этот социальный заказ общества вносит изменения в систему образования, приоритетом которой становится обучение, ориентированное на саморазвитие, самообразование и самореализацию личности будущего специалиста. Поэтому введение в систему вузовского образования работы с новостными медиатекстами электронных газет в рамках дисциплины «Английский язык» способствует подготовке будущих профессионалов к дальнейшей активной творческой самостоятельной деятельности.

Примечания

1. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 28.

2. Литневская Е. И., Бакланова А. П. Психологические особенности Интернета и некоторые языковые особенности чата как исконного сетевого жанра // Вестник МГУ. Сер. 9. «Филология». 2005. № 6. С. 46-61.

3. Кротова Е. А. Формат новостного интерент-дис-курса // Современные проблемы взаимодействия языков и культур: материалы междунар. науч.-практ. конф. Благовещенск, 12-13 ноября 2010 г. // Current Issues of Languages Interraction. Conference Proceedings. Благовещенск: Изд-во Амур. гос. ун-та, 2010. С. 116.

4. Галкин Д. В. Виртуальный дискурс в культуре постмодерна // Критика и семиотика. Новосибирск, 2000. № 1-2. С. 26-34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Лутовинова О. В. К проблеме категорий виртуального дискурса // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. Волгоград, 2006. С. 21.

6. Компанцева Л. Ф. Гипертекст и виртуальный дискурс как ключевые понятия интернет-лингвистики // Ученые записки Таврического национального ун-та им. В. И. Вернадского. Сер. «Филология». 2007. Т. 20 (59). № 4. С. 41.

7. Pew Research Center Biennial News Consumption Survey. Access mode: http://people-press.org/reports/pdf/ 215.pdf.-2004.

8. Костюченко А. А. Создание конвергентной редакции в региональном медиа-холдинге. URL: http:// mediart.ru/blog/diplomi/963-1-sozdanie-konvergentnoi-redaktsii-v-regionalnom-mediaholdinge.html

9. McAdams M. Inventing an Online Newspaper // Interpersonal Computing and Technology: An Electronic Journal for the 21st Century. 1995. Vol. 3. № 3. P. 72.

10. Кротова Е. А. Указ. соч. С. 119.

11. Hugh Son. Geithner Bets on AIG, MetLife Stock in U.S. Bailout Wind-Down // BBC, October 01, 2010 -Access mode: http://www.businessweek.com/news/ 2010-10-01/geithner-bets-on-aig-metlife-stock-in-u-s-bailout-wind-down.html

УДК 378.1:53

А. В. Ханжин, M. П. Бандаков

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Статья посвящена анализу системы физической подготовки военнослужащих силовых ведомств России в современных условиях. Авторы изучают состояние вопроса взаимосвязи уровня физической подготовленности военнослужащих силовых структур и готовности к профессиональной деятельности. В статье обосновывается необходимость проведения профессиографических исследований с целью разработки профессиограммы военнослужащих силовых ведомств России как условия для обоснования содержания профессионально-прикладной физической подготовки.

The article is devoted to the analysis of the system of Russian military men's physical training in modern condition. The authors study a condition of the interrelation between a physical readiness of military men and a readiness to the professional activity. The necessity of conduct of a рrоfessiography for aim of creation of a professiogramma for Russian military men's profession as a condition for basis of the content of a professional-physical training is proved in this article.

Ключевые слова: военнослужащий, физическая подготовка, готовность к профессиональной деятельности, профессиографические исследования, про-фессиограмма, профессионально-прикладная физическая подготовка.

Keywords: the military man, physical training, readiness to the profession, рrоf essiography, professiogramma, professional-physical training.

© Ханжин А. В., Бандаков М. П., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.