Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В СРЕДНИХ ШКОЛАХ КАЗАХСТАНА'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В СРЕДНИХ ШКОЛАХ КАЗАХСТАНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НАЦИЯ / ОЦЕНИВАНИЕ / ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧЕНИКОВ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КЛАССЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амирова Амина Слямхановна, Измагамбетова Раиса Кудайбергеновна

В статье рассматривается эффективность использования методов формативного оценивания в общеобразовательных школах Казахстана, выявляются новые перспективы развития, исходя из будущего нации, цели развития общества, требований времени, всех изменений в обществе. В качестве одной из таких масштабных программ выделена Государственная программа развития образования и науки в Республике Казахстан на 2020-2025 годы, значимость которой определяется выводом Казахстана на уровень государства с конкурентоспособным человеческим капиталом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амирова Амина Слямхановна, Измагамбетова Раиса Кудайбергеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFICIENCY OF USING FORMATIVE ASSESSMENT METHODS IN SECONDARY SCHOOLS OF KAZAKHSTAN

The article discusses the effectiveness of the use of formative assessment methods in general education schools in Kazakhstan, identifies new development prospects based on the future of the nation, the goals of society development, the requirements of the time, all changes in society. As one of such large-scale programs, the importance of the State Program for the Development of Education and Science in the Republic of Kazakhstan for 2020-2025 is associated with the education of citizens and the withdrawal of Kazakhstan to the level of the state with competitive human capital.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В СРЕДНИХ ШКОЛАХ КАЗАХСТАНА»

УДК 373.5

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В

СРЕДНИХ ШКОЛАХ КАЗАХСТАНА

Амирова А. С.

Казахский Национальный педагогический университет имени Абая

(г. Алматы, Республика Казахстан) Измагамбетова Р.К.

Казахский национальный женский педагогический университет

(г. Алматы, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье рассматривается эффективность использования методов формативного оценивания в общеобразовательных школах Казахстана, выявляются новые перспективы развития, исходя из будущего нации, цели развития общества, требований времени, всех изменений в обществе. В качестве одной из таких масштабных программ выделена Государственная программа развития образования и науки в Республике Казахстан на 2020-2025 годы, значимость которой определяется выводом Казахстана на уровень государства с конкурентоспособным человеческим капиталом.

Ключевые слова: интеллект, интеллектуальная нация, оценивание, формативное оценивание, мотивация, учебная мотивация, функциональная грамотность учеников, психологический климат в классе.

THE EFFICIENCY OF USING FORMATIVE ASSESSMENT METHODS IN SECONDARY SCHOOLS OF KAZAKHSTAN

Amirova A.S.

Kazakh National Pedagogical University named after Abai

(Republic of Kazakhstan, Almaty) Izmagambetova R.

Kazakh National Women's Pedagogical University (Republic of Kazakhstan, Almaty)

Summary. The article discusses the effectiveness of the use of formative assessment methods in general education schools in Kazakhstan, identifies new development prospects based on the future of the nation, the goals of society development, the requirements of the time, all changes in society. As one of such large-scale programs, the importance of the State Program for the Development of Education and Science in the Republic of Kazakhstan for 2020-2025 is associated with the education of citizens and the withdrawal of Kazakhstan to the level of the state with competitive human capital.

Key words: intelligence, intellectual nation, assessment, formative assessment, motivation, learning motivation, functional literacy of students, psychological climate in the classroom.

С момента обретения независимости наша страна добилась достойного места на мировой арене, реализовав множество новаторских идей, добившись многих достижений в экономической, социальной, общественной и политической сферах. Все изменения в обществе исходят из будущего нации, цели развития общества, требований времени и определяют новые перспективы развития. В качестве одной из таких масштабных программ большое значение имеет Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы [1]. Основная идея национального проекта - воспитать новое поколение граждан и вывести Казахстан на уровень государства с конкурентоспособным человеческим капиталом.

Целью национального проекта Государственной программы развития образования и науки в Республике Казахстан на 2020-2025 годы является воспитание нового поколения казахстанцев, развитие интеллектуального потенциала нации. Направление стратегического развития государства в области образования состоит из трех составляющих: вывод системы образования на путь инновационного развития; мощная информационная революция, т.е. формирование парка информационных и инновационных технологий; духовное воспитание молодежи [2].

Корни трех основных аспектов, которыми руководствуется эта программа (качественное образование, информационная революция и духовное развитие молодежи), напрямую связаны со школьной проблематикой. В целях обновления содержания современного среднего образования школьные учителя участвуют в масштабных проектах и занимают значительное место в TIMSS -Trends in Mathematics and Science Study. Рейтинг TIMSS — это международное исследование, которое оценивает качество естественнонаучного и математического образования учащихся 4-х и 8-х классов.

В 2019 году Республика Казахстан приняла участие в четвертом цикле международных исследований TIMSS. 505 учащихся 4-х классов и 360 учащихся 8-х классов из 11 школ области, 357 учащихся 4 классов и 296 учащихся 8 классов из 15 школ ВКО приняли участие в Исследовании. Казахстанские восьмиклассники заняли по математике и естествознанию 7 и 9 места соответственно среди 39 стран мира. Результат по естественным наукам казахстанских 4-классников составил 55 баллов и 43 балла - по математике. Это 8-ая и 12-ая позиции среди 49-ти стран-участниц исследования. По республике TIMSS - 2019 учащиеся из ВКО вышли на 4 место, уступив г. Алматы, Кызылординской и Жамбылской области. Учащиеся школ ВКО показали результат 588 баллов в 8-х классах и 574 балла в 4-х классах, что позволило занять 2 место среди 16 регионов и трех городов республиканского значения.

Среди ключевых принципов обновления содержания образования - повышение функциональной грамотности учащихся, внедрение в школьную практику 7 модулей, включающих идеи уровневой программы, распространение опыта Интеллектуальных школ в общеобразовательных школах, рациональное использование инновационных педагогических технологий.

В настоящее время очевидна необходимость совершенствования системы эффективной оценки результатов обучения в сфере повышения качества образования. В современных школах учителя используют разные методы оценивания. Педагоги, прошедшие уровневые курсы повышения квалификации, знакомятся с теоретическими основами формативных, суммативных, критериальных форм оценивания и внедряют их в свою практику.

Формирующее оценивание - оценивание для обучения [4]. Опыт школы доказывает, что методы формативного оценивания эффективны в стимулировании мотивации учащихся к обучению и являются одним из механизмов совершенствования педагогической деятельности учителей. Это видно по отчетам преподавателей, прошедших уровневые курсы, коучинг, мастер-классы.

Особенности формирующей оценки тесно связаны с психоэмоциональным настроем. И психологическая ситуация является одним из важнейших факторов в образовательном процессе. Чтобы ученик преуспел, в первую очередь необходимо его мотивировать и поощрять. Известно, что пословица «Лошадь на водопой отвести можно, а напоить трудно заставить» образовалась не зря.

Например, во время урока учащиеся отвечают на каждый ответ: «Ваше мнение очень ценно», «Это очень интересная идея», «Ваше мнение было уникальным!», «Это очень редкий ответ!», «У всех мнение ценно!», «Вы выделяетесь этим качеством!», «Большое спасибо за ответ!», «Вы

заметили, что ваше понимание углубилось!» Видно, что они помогают укрепить уверенность в себе и волю.

И теперь, даже если некоторые из них дают неверные ответы, им говорят: «Хорошо! Мы все растем и учимся!», «Вы расширяете горизонты познания!», «Мы все учимся», «Это особое мнение, давайте сравним, у кого разные мнения», «Мы не боимся ошибок», «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». Важно уметь использовать приемы формативной оценки, поддерживающую обратную связь, например, «Мы меняемся, преодолевая ошибки».

Приемы невербального общения также должны очень рационально и эффективно использоваться в педагогических навыках учителя (мимика, жесты, тактика, кивание головой, поднятый вверх большой палец, аплодисменты и т. д.). Входить в аудиторию с улыбкой, выражать неподдельную радость от встречи со школьниками, расспрашивать об их повседневных делах, делать комплименты, уметь промолчать, выслушивать их мнения даже в неформальной обстановке, проявлять интерес к их мнению, поздравлять с достижениями при публике очень важно и значительно. Одной из основных особенностей формативного оценивания является то, что оно всегда создает положительную психологическую атмосферу на уроке, иногда с примерами, которые поднимают настроение, и всегда остаются положительными.

На уроках учителя часто используют формирующие методы оценивания: «Две звезды, одно желание», «Знаю, хочу знать, узнал», «Пять строк стихов», «Интересно, ценно, трудно», «Круг радости», «Аплодисменты», «Сэндвич» и др.

Формирующее оценивание основано на методе «Сэндвич», при котором учащемуся сначала выделяются сильные и слабые стороны, а затем даются предложения в виде наводящих на размышления вопросов.

Основная функция формативного оценивания заключается в обеспечении положительной обратной связи. Из такой обратной связи можно извлечь много информации, например: повышение уровня компетентности, коммуникативных навыков, а также уровня овладения и принятия инновационных идей студентов и преподавателей.

Ценность формирующего оценивания можно рассматривать в увязке с его рефлексивной деятельностью. Например, «Лестница успеха» - это универсальный инструмент оценки, используемый каждым человеком для оценки себя, оценки работы своей команды, оценки работы всей группы. Например, после объяснения новой темы, после группового обсуждения, или при постоянном использовании «Лестницы успеха» при рефлексивной обратной связи, и учитель, и учащиеся могут заметить эффективность и результативность своих учебных действий, или, пробелы, недостатки.

Формирующие виды оценивания можно классифицировать как письменные, устные, иллюстративные, невербальные. Например, использование «Моста Блоб» относится к формирующему подходу оценки. Ученик может написать объяснение, почему он так нарисовал свой «Мост Блоба», и сделать рефлексию. С помощью таких способов формативного оценивания можно понять, насколько школьнику удалось погрузиться в контекст темы, тем самым преобразовать задания и выбрать различные виды формативного оценивания.

Важность формативного оценивания для учителя заключается в его влиянии на повышение профессионального творчества. Применительно к каждой педагогической ситуации учитель должен уметь выбирать наиболее эффективный из различных подходов. Такой выбор направлен на развитие специальных творческих способностей учителя.

Лидерские качества руководителей школ играют важную роль в привлечении школьных учителей к инновациям. Поэтому в каждом из областных центров Казахстана открыты центры педагогического мастерства, и помимо повышения квалификации учителей проводятся курсы по лидерским качествам и управленческим ценностям руководителей школ.

В связи с большой продолжительностью курсов подготовки руководителей школ в их работе широко используются дистанционная и производственная формы формативного оценивания. Если формирующее оценивание в дистанционной форме проводится через Интернет, то тренеры, проводившие курс в производственной форме, выезжают в школу, возглавляемую каждым руководителем, и видят эффективность работы руководителя на рабочем месте и дают

формирующую оценку. Также, в итоговой форме формативного оценивания руководитель школы получает отзывы о своей работе, достижениях и недостатках и старается в результате улучшить свою работу.

В этом контексте стоит отметить, что уровневые курсы дают прекрасную возможность совместить педагогическую теорию и практику, способствуют развитию дополнительных направлений профессионального развития.

Руководителям школ формирующее оценивание проводилось как в режиме онлайн, через интернет-сообщество, так и во время непосредственных посещений школ. Как инструмент быстрой формирующей оценки и непрерывного общения на расстоянии, через WatsApp, через непрерывную работу профессионального интернет-сообщества можно наблюдать повышение мотивации и развитие инфокоммуникационных компетенций.

Благодаря такому общению руководители школ могут превратить в непрерывный процесс формирующую оценку и поддержку достижений друг друга и работы тренеров. Благодаря этим связям, были выявлены широта и эффективность формативного оценивания.

Поскольку курс руководителей школы длится девять месяцев, он делится на аудиторный и практический этапы. Аудиторные занятия длятся два месяца, а остальные семь месяцев продолжаются в практическом или производственном плане. В ходе такого длительного курса выделяются следующие направления формирующего оценивания:

- документы; организация занятий;

- учебно-познавательная деятельность обучающихся;

- работа с родителями;

- освоение директором стандартов руководителя.

Понимание директором основных принципов и ценностей школы определяет его знание о роли современного руководителя. В рамках такой формирующей оценки было определено соответствие требуемых международных стандартов руководителя школы критериям успешности.

Однако профессиональное развитие учителей и руководителей школ должно стать непрерывным процессом, так как известно, что по законам андрогогики часть людей раскрываются постепенно, накапливая знания и опыт в течение всей своей жизни. Узнать, насколько быстро идет процесс развития, несложно, задавая различные вопросы высокого уровня в личных интервью, нужно только заранее разработать систему специальных вопросов.

Можно с уверенностью сказать, что школьники являются главными показателями успешности, ведь их ответы всегда правдивы, они могут свободно делиться своими мыслями, не стесняясь. При опросе детей они свободно общаются и очень восприимчивы к формирующей оценке.

Воздействие формативного оценивания на развитие учебной деятельности учащихся можно обосновать следующими принципами:

- Формативное оценивание направлено на развитие и формирование знаний и личности учащегося.

- Главное условие эффективности формативного оценивания - взаимоуважение, доверие и терпение.

- Универсальность формативного оценивания, можно использовать различные формы: индивидуальная, в парах в группах. Формативное оценивание основано на принципах солидарности и доброты.

- За счет формативного оценивания повышается учебная и познавательная активность учащихся, что способствует процессу личностного развития.

- Главный принцип формативного оценивания - проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь, позволяет корректировать учебный процесс.

- Формативное оценивание - оценивание в процессе обучения.

Таким образом, в современных школах, как показывает анализ процесса формативного оценивания, оптимизировано управление педагогическим процессом, предоставляется свобода изменения структуры уроков. Задача состоит не в том, чтобы сохранить сбалансированность

структуры урока, а в том, чтобы повысить интерес учащихся к обучению и развить их интеллектуальный потенциал в каждом классе.

Библиографический список

1. Государственная программа развития образования и науки в Республике Казахстан на 2020-2025 годы.

2. Формирование интеллектуального потенциала нации в условиях высшей школы: Сб.науч.тр. - Алматы: Изд-во «¥лагат» КазНПУ имени Абая, 2012. - 336 с.

3. Официальный сайт Министерства образования и науки Республики Казахстан. http://edu.gov.kz/kz/news/main/timss-2015-zharatilistanu-matematikalik-bilim-beru-sapasin-bagalaitin-halikaralikzertteulerinin-natizheci-boiinsha-kazakstan-alemnin-en.

4. Формативное оценивание на уроках. Практическое пособие для учителя/ Сост. Р.Х., Шакиров, М.Ф. Кыдыралиева, Г.Н. Сахарова, А.А. Буркитова. - Б.: «Билим», 2012. - 76 с.

Амирова Амина Слямхановна, доктор педагогических наук., профессор, Казахский Национальный педагогический университет имени Абая (Республика Казахстан, г. Алматы).

Amirova Amina Slyamkhanova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Kazakh National Pedagogical University named after Abai (Republic of Kazakhstan, Almaty).

Измагамбетова Раиса Кудайбергеновна, старший преподаватель, Казахский национальный женский педагогический университет (Республика Казахстан, г. Алматы).

Izmagambetova Raisa, master of pedagogical sciences, Senior Lecturer, Kazakh National Women's Pedagogical University (Republic of Kazakhstan, Almaty). e-mail: izmagambetova1988@mail.ru

Дата поступления статьи: 06.05.2022

© Амирова А. С., Измагамбетова Р.К., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.