Научная статья на тему 'ОЦЕНИВАНИЕ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ОЦЕНИВАНИЕ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНИВАНИЕ / ОЦЕНКА / ДОСТИЖЕНИЯ / РЕЗУЛЬТАТЫ / МОТИВАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гараева Нармина Рамизовна

В данной статье рассматривается оценивание как процесс взаимодействия между главными субъектами образовательного процесса, как учитель и учащийся; как совокупность ключевых принципов, которые формируют особое мировоззрение на свои достижения; как мотивация для дальнейшей деятельности. Модернизация образования, которая активно осуществляется в нынешнем мире и изменяет представления о модели оценивания, способствовала пересмотру методов и приемов, используемых на уроках в школах многих стран. Чаще всего, когда речь заходит об оценивании, говорят только об учебных достижениях, отделяя тем самым способности и творческое мышление. А ведь и они подлежат оценке и направлены давать мощную мотивацию обучающимся. Образование сейчас представляется как ценность, система, процесс и результат. Если рассматривать в качестве ценности, то здесь выделяются гуманистические качества личности, необходимость и важность получения знаний для их дальнейшей реализации. И это лишь малый список того, что можно учитывать при оценивании. Если рассматривать как систему, то это непрерывность и преемственность получаемых знаний. Или в качестве процесса, как неотъемлемой части любого человека, который обучается на протяжении всей жизни. И, конечно же, как результат, который помогает отслеживать, описывать и прогнозировать свои действия в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT AS AN IMPORTANT COMPONENT IN MODERN EDUCATION

This article considers evaluation as a process of interaction between the main subjects of the educational process, as a teacher and a student; as a set of key principles that form a special outlook on their achievements; as motivation for further activities. The modernization of education, which is actively carried out in the current world and changes the perception of the assessment model, has contributed to the revision of the methods and techniques used in the lessons in schools in many countries. Most often, when it comes to assessment, they only talk about academic achievements, thus separating abilities and creative thinking. But they are also subject to evaluation and are aimed at giving a powerful motivation to students. Education is now presented as a value, a system, a process, and a result. If we consider it as a value, then the humanistic qualities of the individual, the need and importance of obtaining knowledge for their further implementation are highlighted here. And this is just a small list of what you can take into account when evaluating. If we consider it as a system, then this is the continuity and continuity of the knowledge obtained. Or as a process, as an integral part of any person who learns throughout their life. And, of course, as a result, which helps to track, describe and predict your actions in the learning process.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНИВАНИЕ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»

ОЦЕНИВАНИЕ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Гараева Н.Р. Email: Garaeva6114@scientifictext.ru

Гараева Нармина Рамизовна - магистрант, Институт естествознания и географии Казахский Национальный педагогический университет им. Абая, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в данной статье рассматривается оценивание как процесс взаимодействия между главными субъектами образовательного процесса, как учитель и учащийся; как совокупность ключевых принципов, которые формируют особое мировоззрение на свои достижения; как мотивация для дальнейшей деятельности. Модернизация образования, которая активно осуществляется в нынешнем мире и изменяет представления о модели оценивания, способствовала пересмотру методов и приемов, используемых на уроках в школах многих стран. Чаще всего, когда речь заходит об оценивании, говорят только об учебных достижениях, отделяя тем самым способности и творческое мышление. А ведь и они подлежат оценке и направлены давать мощную мотивацию обучающимся. Образование сейчас представляется как ценность, система, процесс и результат. Если рассматривать в качестве ценности, то здесь выделяются гуманистические качества личности, необходимость и важность получения знаний для их дальнейшей реализации. И это лишь малый список того, что можно учитывать при оценивании. Если рассматривать как систему, то это непрерывность и преемственность получаемых знаний. Или в качестве процесса, как неотъемлемой части любого человека, который обучается на протяжении всей жизни. И, конечно же, как результат, который помогает отслеживать, описывать и прогнозировать свои действия в процессе обучения.

Ключевые слова: оценивание, оценка, достижения, результаты, мотивация, образовательный процесс.

ASSESSMENT AS AN IMPORTANT COMPONENT IN MODERN

EDUCATION Garaeva N.R.

Garaeva Narmina Ramizovna - Undergraduate, INSTITUTE OF NATURAL SCIENCE AND GEOGRAPHY ABAI KAZAKH NATIONAL PEDAGOGICAL UNIVERSITY, ALMATY, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: this article considers evaluation as a process of interaction between the main subjects of the educational process, as a teacher and a student; as a set of key principles that form a special outlook on their achievements; as motivation for further activities. The modernization of education, which is actively carried out in the current world and changes the perception of the assessment model, has contributed to the revision of the methods and techniques used in the lessons in schools in many countries. Most often, when it comes to assessment, they only talk about academic achievements, thus separating abilities and creative thinking. But they are also subject to evaluation and are aimed at giving a powerful motivation to students. Education is now presented as a value, a system, a process, and a result. If we consider it as a value, then the humanistic qualities of the individual, the need and importance of obtaining knowledge for their further implementation are highlighted here. And this is just a small list of what you can take into account when evaluating. If we consider it as a system, then this is the continuity and continuity of the knowledge obtained.

Or as a process, as an integral part of any person who learns throughout their life. And, of course, as a result, which helps to track, describe and predict your actions in the learning process.

Keywords: assessment, achievements, results, motivation, educational process.

Оценивание - это взаимодействие, которое вовлекает в себя два главных субъекта «учителя» и «учащегося» в процесс сбора, интерпретации и использования данных о том, каким образом постигать вершину знаний и измерить динамику деятельности, с тем чтобы содействовать дальнейшему обучению в течение определенного периода времени. Оценка в современном образовании хорошо зарекомендовала себя, и, даже является глубокой областью исследований и практической деятельности. В оценивании участвуют те, кто связан с интеллектуальной или технической сферой, где правильные и проверенные критерии, помогают получить диапазонов баллов. На сегодняшний день квалифицированные педагоги интересуются обучением ради самого себя и несут ответственность за то, чтобы дать возможность ученикам продемонстрировать свои достижения. Оценка имеет две роли. Она воодушевляет и расстраивает профессиональных преподавателей и учителей, которые на протяжении всей жизни демонстрируют приверженность к своему делу, оказывая помощь в достижении наилучших результатов. И, как это ни удивительно, во многих странах вопрос оценивания не обсуждается в рамках многих программ подготовки преподавателей на всех уровнях образования. Однако стоит в полной мере признать важность оценки - запланированного и систематического процесса сбора и интерпретации данных об обучении, с тем чтобы вынести главное суждение об образовательной и экономической политике любой страны и выявить спорный характер взаимосвязи между принятыми системами оценки формального образования и педагогическими подходами, используемыми в учебных заведениях [1, с. 3].

Совсем недавно группа ученых, собравшаяся в Новой Зеландии, согласовала следующее определение: оценка знаний является частью повседневной практики учащихся, преподавателей и сверстников, которые ищут, обдумывают и реагируют на информацию, полученную в результате диалога, способами демонстрации и наблюдения, способствующими непрерывному обучению.

Если говорить о формативной оценке, то можно изобразить ее эволюцию и охарактеризовать как:

1. Оценка уровня знаний, которая дает информацию о процессе обучения;

2. Оценка позволяет получить информацию, которую преподаватели могут использовать для принятия решений по вопросам обучения;

3. Оценка способствует повышению успеваемости и успешности в процессе обучения;

4. Оценка стимулирует и вдохновляет.

Если рассматривать оценку в качестве ключевых принципов, то они гласят следующим образом:

1. Она является частью эффективного планирования;

2. Сосредоточена на методах обучения учащихся;

3. Является центральным элементом учебной практики;

4. Является одним из ключевых профессиональных навыков;

5. Является объективной и конструктивной;

6. Способствует формированию мотивации;

7. Содействует пониманию целей и критериев;

8. Помогает учащимся научиться совершенствоваться;

9. Развивает потенциал для самостоятельной оценки (или взаимному оцениванию);

10. Описывает все образовательные достижения [1, с. 9-10].

Оценка в обучении также известна как суммативная оценка, которая является мерилом успеха результатов окончания курса обучения, программы, на примере выпускных экзаменов в школе или рефлексия. Почти всегда это формальный процесс, который может включать в себя как оценку преподавателя, так и анализ собственных результатов. В большинстве стран традиционно проводится тщательная оценка успеваемости учащихся в определенный момент времени в сопоставлении с набором стандартов. Наиболее часто используемыми инструментами являются тесты и экзамены, но это сужает диапазон возможностей. В этот список также можно включить дифференцированные задания, портфолио достижений, результаты формативной оценки, посещаемость и т.д. Если рассмотреть опыт оценивания в образовательной системе разных стран, то можем увидеть, что суммативная оценка используется в США и Австралии, а в Великобритании в рамках ее недавно введенной программы совершенствования, она появилась относительно недавно [1, с. 14].

Надлежащая подготовка инструментов оценивания имеет решающее значение для оценки процесса обучения. Особу значимость в этом процессе выделяют отбору содержания и навыков, обеспечивающие все важные элементы программы обучения должным образом. Это означает, что следует избегать конструирования неполного представления, когда оценивается только часть контекста - обычно то, что легче всего проверить, и конструировать релевантность, где оценивается посторонний компонент, например, навыки чтения в математическом тесте, включающий решение задачи.

Стандарты в процессе оценивания. Оценка успеваемости учащихся проводится в соответствии со стандартами, отражающими уровень спроса в системе образования. Они могут представляться различными способами, а также отражать глубину и многообразность знаний, которые учащиеся должны демонстрировать, - то, что они узнают и постигают в ходе изучения курса или учебного предмета. Стандарты успеваемости относятся к тому, чего на самом деле достигают учащиеся - как хорошо они показали то, что они знают и способны использовать полученные знания в деле. Общая метафора, которая описывает связь между учебной программой и стандартами является безусловной. Они диктуют, насколько высок будет барьер; а если говорить о стандартах эффективности, то отражают количество людей, которые могут преодолеть этот «барьер» и достигнуть определенных результатов. Установление стандартов эффективности является одной из самых сложных задач в области оценки, особенно если инструмент оценивания используется впервые, а оценивающие лица (то есть учителя и преподаватели) располагают в прошлом лишь несколькими инструментами. В этом контексте важно говорить о значимости использования ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), как о новом инновационном подходе в образовательной среде.

Стандарты могут основываться на нормах, в соответствии с которыми определенный процент учащихся, как утверждается, достигает на каждом уровне, или на критериях, в которых описывается то, насколько хорошо ученики достигают результатов и зависит от того, насколько они справляются с поставленными задачами [1, с. 16-17].

Какую роль играет непрерывная оценка в оценивании? Непрерывная оценка выступает в качестве связующего звена между формативной и суммативной оценкой. Если учащиеся в рамках своего обучения создают постепенно завершенные этапы, которые включают в себя портфолио достижений и информации о полученных отметках, то такая оценка способствует достижению сразу двух целей. Первая -указывает на динамику и изменения в процессе обучения, вторая - создает основу для применения этих же результатов в саморазвитии и самосовершенствовании. Такой подход позволяет учащимся анализировать свою деятельность и брать на себя ответственность за собственное обучение и ожидаемые результаты. Одновременно с этим учителям оказывается помощь в отслеживании прогресса учащихся, а не в том,

чтобы ждать окончания четверти или модуля, с тем, чтобы в сумме выяснить, как много знаний было усвоено.

Если говорить об оценке способностей, то она предназначена для измерения когнитивных навыков, предрасположенности к обучению и скорости освоения новых знаний. Достижение здесь означает то, что кто-то знает и может использовать полученные знания в решении повседневных задач [1, с. 27].

Что такое способности и почему они оцениваются? Способности рассматриваются в качестве потенциала человека в плане развития навыков или приобретения знаний. Обычно ассоциируемые с общим интеллектом, способности воспринимаются как набор стабильных, фиксированных и наследственных черт. Важно учитывать индивидуальные и возрастные особенности каждого обучающегося, которые способствуют правильному формированию отношений к критике и самокритике [1, с. 31-32].

Список литературы / References

1. Issacs Tina, Zara Catherine and Herbert Graham with Coombs Steven J. and Smith Charles. Key Concepts in Educational Assessment, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.