Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русский литературный язык / неспециалист / синквейн / оратор / культура речи / «риторическое» словообразование / инновационные приемы.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирзаев Р.

В данной статье рассматривается организация уроков на основе использования инновационных методов в формировании культуры общения студентов вузов, повышение способности профессионала соответствовать нормам русского литературного языка. Также обсуждается эффективность использования инновационных методов в обучении студентов-неспециалистов при обучении русскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирзаев Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»

Мирзаев Р. ассистент

кафедра узбекского языка и социальных наук

факультет экономики Андижанский институт экономики и строительства

Узбекистан, г.Андижан

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Аннотация. В данной статье рассматривается организация уроков на основе использования инновационных методов в формировании культуры общения студентов вузов, повышение способности профессионала соответствовать нормам русского литературного языка. Также обсуждается эффективность использования инновационных методов в обучении студентов-неспециалистов при обучении русскому языку.

Ключевые слова. Русский литературный язык, неспециалист, синквейн, оратор, культура речи, «риторическое» словообразование, инновационные приемы.

Mirzaev R. teacher

department of Uzbek language and social sciences

Faculty of economics Andijan institute of economics and construction

Uzbekistan, Andijan

THE EFFECTIVENESS OF THE USE OF INTERACTIVE METHODS IN THE ORGANIZATION OF THE RUSSIAN LANGUAGE LESSON FOR HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Annotation. This article discusses the organization of lessons based on the use of innovative methods in the formation of a culture of communication among university students, increasing the ability of a professional to comply with the norms of the Russian literary language. The effectiveness of using innovative methods in teaching non-specialist students in teaching the Russian language is also discussed.

Keywords. Russian literary language, layman, synquine, speaker, culture of speech, "rhetorical" word formation, innovative techniques.

Прежде чем думать о роли молодежи в создании нового просвещенного общества Узбекистана, поговорим о ряде реформ,

направленных на поддержку молодежи. Как известно, в нашей стране помощь молодежи стать лидерами и найти свое место в любой сфере, формирование из них зрелых кадров возведено в ранг государственной политики. Наглядным доказательством внимания к молодежи является принятый Законодательной палатой в 2016 году Закон № ОРПК-406 «О государственной политике в отношении молодежи». Целью данного Закона являлось регулирование отношений в сфере государственной политики в отношении молодежи. На основе этого Закона главой нашей страны принят ряд постановлений и указов в целях поддержки молодежи. В то же время разработан ряд мер, направленных на дальнейшее совершенствование русского языка, чтобы молодые люди стали зрелыми специалистами, патриотическими кадрами, гордостью нации. В результате таких указов президента, начиная с 2021 учебного года, предмет «Русский язык» будет включен в программу для студентов нефилологических специальностей в высших учебных заведениях.

Данная тематика играет важную роль в формировании культурного дискурса учащихся, развитии письменной грамотности кириллицы. Известно, что русский алфавит на основе кириллицы до сих пор используется в различных государственных организациях.

В современных условиях всё больше внимания уделяется изучению иностранных языков. Это касается всех сфер жизни страны, а особенно тех, где иностранный язык являются ключом для развития международных экономических, научных и культурных отношений. В связи с этим к выпускникам неязыковых вузов выдвигаются дополнительные требования относительно владения иностранным языком в профессиональной деятельности. Это предопределяет необходимость поиска новых конструктивных идей для решения проблемы оптимизации и интенсификации обучения иностранному языку, получения новых знаний и совершенствования уровня языковой подготовки. Для достижения высокого уровня владения иностранным языком необходима фундаментальная языковая подготовка в высшей школе. Поэтому преподавателю крайне необходимо владеть новейшими методами преподавания иностранного языка, специальными учебными технологиями и приемами, чтобы оптимально подобрать тот или иной метод преподавания для достижения главной цели - овладения иностранным языком на профессиональном уровне. При этом основной проблемой остается пассивность и инертность студентов в процессе обучения, поскольку не все даже самые современные педагогические технологии, методы и средства могут в полной мере обеспечить высокую активность учебно -познавательной деятельности субъектов обучения.

Современная высшая школа сталкивается с проблемой формирования активной позиции личности, формирования мотивации и интереса у студентов. Поэтому процессы активизации учебно-

познавательной деятельности в высших учебных заведениях с учетом специализации и особенностей учебных программ являются одним из приоритетных направлений улучшения учебно-воспитательного процесса.

Одним из эффективных методов является использование различных инновационных образовательных методик в обучении студентов русскому языку. Поэтому основной целью обучения русскому языку студентов высших учебных заведений является формирование культуры свободного общения на языке Пушкина и Лермонтова. При этом учащегося не следует заставлять повторять знания, данные по пособиям, на каждом занятии, а создавать на основе этих знаний новые навыки и умения, открывать для себя что-то новое. Потому что наша цель - сформировать речевую культуру специалиста в своей области.

Русский язык в неязыковом вузе имеет большое значение для формирования всесторонне развитого и компетентного специалиста. В процессе работы над профессионально-ориентированными текстами студенты получают новую информацию и систематически пополняют терминологический словарный запас. Практика преподавания в неязыковых вузах свидетельствует о недостаточной содержательной базе и основе имеющихся учебных пособий, унификации заданий по усвоению терминологической лексики. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости создания реальных условий обучения, чтобы каждый студент мог в полной мере использовать и раскрыть свой индивидуальный потенциал. Как мы упоминали выше, роль интерактивных методов неоценима.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д. В таком понимании интерактивное обучение как форма образовательного процесса действительно способно оптимизировать сущность, содержание и структуру педагогических взаимодействий. В чём состоит технология интерактивного обучения? Под технологией интерактивного обучения (ТИО) мы понимаем систему способов организации взаимодействия педагога и обучающихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания обучающимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер. Важно квалифицированно направить педагога на достижение поставленных учебных целей.

Изначально использование метода «Вставка» более эффективно в развитии устной и письменной речи учащихся. Этот метод служит для соединения знаний, полученных учащимся на начальном этапе обучения, со знаниями, приобретенными сегодня.

Метод «Интеграция» также является эффективным методом развития устной речи учащихся. Для него необходимо дать ученику образцы художественного характера. В частности, использование стихов А.С.Пушкина заставляет задуматься. Потому что в этих стихотворениях «восприятие языка существует прежде всего в виде знакового, смыслового, модального образа мира для человека».

Метод «Кластер» является важным методом развития как устной, так и письменной культурной речи. На доске написано слово о специальности студента. Студент должен написать его синонимы. С помощью этого метода можно увеличить словарный запас учащегося и уменьшить количество «паразитических» слов в его речи.

Использование образцов стихов, созданных методом аллитерации, (например, стихи поэтов В.Маяковского, Ф.Тютчева, С.Есенина) также имеет особое значение в развитии устной речи будущих специалистов. Этот метод исключает излишние паузы, повторения и повторения в речи ученика. Потому что в этой поэзии все слова состоят из одних и тех же букв.

На местах необходимо уделить особое внимание основам документооборота при обучении русскому языку. Потому что студенты -это будущие профессионалы. Использование раздаточных материалов в учебных типах документов очень эффективно. Практические задания, которые построены на основе интерактивных технологий дают возможность эффективно изучать учебный материал. Таким образом, создаются условия для изучения иностранного языка на качественно новом и высоком уровне и для использования этих сформированных навыков на практике. Студенты учатся общаться на иностранном языке, участвуют в дискуссиях, используют грамматические конструкции, активизируют свой активный (пассивный) словарный запас в процессе коммуникативной деятельности. Таким образом, использование в учебном процессе интерактивных технологий помогает студентам достичь плавного перехода от приобретения лексических речевых умений до включения их в самостоятельную коммуникативную деятельность на более высоком профессиональном уровне.

Подводя итог, следует указать, что интерактивные методы целесообразно и оправдано использовать в процессе подготовки будущих специалистов, поскольку они являются перспективными технологиями в обучении иностранному языку и определяют диалог как ведущую форму учебно -познавательного интерактивного взаимодействия.

Следует подчеркнуть, что эти технологии позволяют значительно интенсифицировать процесс обучения и становятся условием повышения качества обучения. Воспитание будущих специалистов своего дела, будущих хозяев нового Узбекистана, воспитание из них творческих мыслителей и самостоятельных личностей - важнейшая и актуальная задача педагогов. При этом использование интерактивных методов играет

ключевую роль в эффективности обучения и подготовки кадров ожидаемого качества.

Использованные источники:

1.Овезова У.А. Методы интерактивного изучения иностранных языков как средство формирования языковой компетенции студентов неязыковых вузов // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6 https://mir-nauki.com/PDF/60PDMN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

2.Пассов Е. И., Кузовлев В. П., Кузовлева Н. Е., Царькова В. Б. Мастерство и личность учителя: на примере преподавания иностранного языка. 2-е изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука, 2001. 240 с.

3. Добрынина Д. В. Инновационные методы обучения студентов вузов как средство реализации интерактивной модели обучения // Вестник Бурятского государственного университета. - Улан-Удэ, 2010. № 5. С. 172-176.

4. LT Toshhonov, HT G'ofurova. Forming negation with the prefixes. Вопросы науки и образования, 2020. 32-36

4. "Development of multy-language competence of university students" L.T. Toshxonov - Академическая публицистика, 2019, 260-262

5. "Ritorik argumentativ nutqning B.Rassel asarlarida ifodalanishi" L.T Toshxonov. Экономика и социум-2022, 408-412

6. "Badiiy matnda inkorni ifodalashning lingvistik vositalari". L.T. Toshxonov. Экономика и социум-2021, 275-278

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.