Современные технологии обучения русскому языку китайских студентов
Ян Лифэн,
аспирант, кафедра «Методика преподавания русского языка и литературы», Северо-восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова E-mail: yanglifeng666@mail.ru
На современном этапе происходит расширение межкультурных и образовательных связей России и Китая, что обуславливает актуальность потребности обучения китайских студентов к владению русским языком на основе внедрения новых технологий на уровне межкультурной коммуникации. Данная статья посвящена проблеме применения современных технологий при обучении русскому языку китайских студентов. Целевыми ориентирами обучения русскому языку являются формирование коммуникативной и культурологической компетенции китайских студентов. Приоритетным принципом - принципа коммуникативности. Раскрыто содержание современных образовательных технологий, к которым относятся технологии проблемного обучения, игровые технологии, технологии проектного обучения, интерактивные технологии, информационно-коммуникационные технологии, каждая из которых отличается формами, средствами, методами и приемами организации образовательного процесса. Поведен анализ современных образовательных технологий обучения русскому языку китайских студентов. Показана модель интегративного практико-ориентированного обучения китайских студентов на историческом материале с использованием комплекса современных интерактивных образовательных технологий, направленных на формирование коммуникативной компетенции. Представлена эффективная лингвокультурологическая методическая система обучения китайских студентов русскому языку на материале семейных обрядов русской и китайской культур. По итогам статьи сделан вывод о том, что современные образовательные технологии обучения китайских студентов русскому языку строятся на коммуникативных принципах межкультурного диалога с применением интегративных практико-ориентированных технологий обучения.
Ключевые слова: русский язык, диалог культур, современные технологии, интерактивное обучение, проблемное обучение, игровые технологии, веб-квест технология.
Язык, являясь порождением культуры, инструментом ее познания и сохранения, предполагает овладения русским языком китайскими студентами как иностранного в тесном единстве «язык-культура». Как пишет С.А. Петрова, «изучение языка и культуры в единстве, в целостности способно сделать иностранный язык действительно образовательной дисциплиной» [5, с. 16].
В контексте изучения языка как порождения культуры в современной методике преподавания русского языка как иностранного целевыми ориентирами становится развитие коммуникативной и культурологической компетенции китайских студентов, а приоритетным принципом обучения -принцип коммуникативности. Е.И. Пассов писал, что реализация принципа коммуникативности происходит при условии, когда образовательный процесс характеризуется следующими признаками: «мотивированность, целенаправленность, личностный смысл, индивидуальность отношений, речемыслительная активность, взаимодействие, контактность, ситуативность, информативность, новизна, эвристичность, функциональность, про-блемность» [4, с. 167]. Лингвометодическая концепция обучения русскому языку как иностранному А.Н. Щукина основывается на совокупности методических принципов, к которым, помимо принципа коммуникативности, относятся принципы «учета родного языка учащихся, устного опережения, взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности, профессиональной направленности обучения, аппроксимации, ситуативно-тематической организации материала, учёта уровней владения языком» [6, с. 165].
Современная методика преподавания русского языка как иностранного включает инновационные образовательные технологии, эффективность которых обоснована при обучении русскому языку китайских студентов. Образовательная технология в самом общем виде определяется в качестве системы взаимодействия субъектов образовательного процесса для решения определенных дидактических задач и достижения запланированных результатов [3]. Классические технологии обучения русскому языку в большей степени ориентированы на трансляцию учебной информации от преподавателя к студенту посредством объяснительно-иллюстративных методов обучения. В отличие от классических технологий обучения, современные образовательные технологии обучения русскому языку ориентированы на активный характер образовательного процесса, в основе которого лежат субъект-субъектные взаимоотношения участников образовательного процесса. Опишем некоторые из них:
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
• технологии проблемного обучения, активирующих познавательную активность китайских студентов посредством проведения проблемных лекций, бинарных лекций, при которых материал излагается в форме диалогического общения субъектов образования, практических занятий в форме практикумов, направленных решение комплексной учебно-познавательной задачи, практических занятий на основе кейс-метода;
• игровые технологии, предполагающие организацию образовательного процесса в форме моделирование игровых учебно-профессиональных ситуаций посредством проведения деловых игр, «мозгового штурма», ролевых и имитационных игр, предполагающих интерактивность и активность обучения;
• технологии проектного обучения;
• интерактивные технологии, которые реализуются в условиях саморазвивающейся информационно-ресурсной среды;
• информационно-коммуникационные технологии, предполагающие использование специализированных программных и технических средств обучения.
Отдельного рассмотрения требуют вопросы методов контроля качества знаний по русскому языку у китайских студентов. Наряду с традиционными методами оценки знаний, для проверки лексико-грамматических и коммуникативных умений и навыков применяются тестовые задания, которые имеют культурологическую и коррекцион-ную направленность [1].
В настоящее время в отечественных вузах внедряются различные технологии обучения русскому языку китайских студентов, в которых реализуются принципы межкультурного взаимодействия на основе применения совокупности современных образовательных технологий. Признавая важность формирования лексических и грамматических навыков и умений, которые являются необходимыми элементами для эффективного речевого общения, важным является формирование коммуникативных компетенций межкультурного взаимодействия китайских и российских студентов. В этой связи интерес представляет лингвокульту-рологическая методическая система обучения китайских студентов русскому языку на материале семейных обрядов русской и китайской культур, представленная в исследовании А.С. Петровой [5].
Отдельного внимания заслуживают информационно-коммуникативные технологии, которые сегодня нашли широкое применение в образовательном процессе отечественных вузов. В качестве примера приведем организацию в учебном процессе вуза виртуальной экскурсии портретной галереи русских царей для отработки лексических 5 навыков китайских студентов по исторической те-5 ме, представленного в исследовании Лю Цянь [3].
Современные педагогические инновации ори° ентированы на интегративные педагогические ав технологии, которые включают комплекс различ-
ных форм и методов обучения. Например, в основе веб-квест технологии обучения русскому языку как иностранному лежит проектный метод, который интегрирует в себе групповой, проблемный и коммуникативный методы. Опыт апробации веб-квестов в сфере обучения иностранному языку позволяет «развивать навыки информационной деятельности, формировать положительное эмоциональное отношение к процессу познания, повысить мотивацию обучения, качество усвоения знаний по изучаемому предмету, развивать творческий потенциал студентов, формировать общие умения овладения стратегией усвоения учебного материала» [2, с. 15].
Интегративная практико-ориентированная модель обучения с использованием материалов исторического содержания и применения современных образовательных технологий обучения русскому языку китайских студентов представлена в исследовании Лю Цянь. Данная модель включает такие современные образовательные технологии, как дискуссия, ролевые игры, виртуальная учебная экскурсия, обсуждение кинофильмов и спектаклей на историческую тему, что способствовало развитию коммуникативной компетенции китайских студентов [3].
Таким образом, современные образовательные технологии обучения китайских студентов русскому языку строятся на коммуникативных принципах межкультурного диалога с применением интегра-тивных практико-ориентированных технологий обучения.
Литература
1. Антонова Ю.А., Руженцева Н.Б., Ли Минь. Тестовые задания по стилистике и культуре русской речи: учебное пособие для китайских студентов, изучающих русский язык; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2011. -147 с.
2. Багузина Е.И. Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности: на примере студентов неязыкового вуза: автореф. диссертации ... кандидата педагогических наук. - Москва, 2011. - 24 с.
3. Лю Цянь. Обучение китайских студентов-филологов устной речи с использованием материалов исторического содержания: диссертация . кандидата педагогических наук. - Москва, 2015. - 286 с.
4. Пассов Е.И. Терминосистема методики, или Как мы говорим и пишем. - СПб.: Златоуст, 2009. - 124 с.
5. Петрова А.С. Диалог культур в обучении русскому языку китайских студентов на материале темы «Семейные обряды»: диссертация . кандидата педагогических наук, СПб. - 2017. -233 с.
6. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для пре-
подавателей и студентов. - М.: Филоматис, 2007. - 476 с.
MODERN TECHNOLOGIES FOR TEACHING RUSSIAN TO CHINESE STUDENTS
Yang Lifeng
Northeast Federal University named after M.K. Ammosova
At the present stage, the expansion of cross-cultural and educational ties between Russia and China is taking place, which determines the urgency of the need to teach Chinese students to speak Russian on the basis of the introduction of new technologies at the level of intercultural communication.
This article is devoted to the problem of applying modern technologies in teaching Russian to Chinese students. The targets for teaching the Russian language are the formation of the communicative and cultural competence of Chinese students. The priority principle is the principle of communication. The content of modern educational technologies is disclosed, which includes problem-based learning technologies, game technologies, project-based learning technologies, interactive technologies, information and communication technologies, each of which differs in the forms, means, methods and techniques of organizing the educational process. The analysis of modern educational technologies for teaching Russian to Chinese students is carried out. A model of integrative practice-oriented teaching of Chinese students on historical material using a complex of modern interactive educational technologies aimed at the formation of communicative competence is shown. An effective linguistic and cultural methodological system of teaching Chinese students the Russian language based on the material of family rites of Russian and Chinese cultures is presented. The article concludes that
modern educational technologies for teaching Chinese students Russian are based on the communicative principles of intercultural dialogue with the use of integrative practice-oriented learning technologies.
Keywords: Russian language, dialogue of cultures, modern technologies, interactive learning, problem-based learning, game technologies, web-quest technology.
References
1. Antonova Yu.A., Ruzhentseva NB, Li Ming. Tests on the style and culture of Russian speech: a textbook for Chinese students studying Russian; FSBEI HPE «Ural. state ped un-t.» - Yekaterinburg, 2011. - 147 p.
2. Baguzina E.I. Web-quest technology as a didactic tool for the formation of foreign-language communicative competence: for example, students of a non-linguistic university: abstract. dissertations ... of a candidate of pedagogical sciences. - Moscow, 2011. - 24 p.
3. Liu Qian. Teaching Chinese students-philologists of oral speech using materials of historical content: the dissertation . candidate of pedagogical sciences. - Moscow, 2015. - 286 p.
4. Passov E.I. The terminology of the methodology, or As we say and write. - SPb .: Zlatoust, 2009. - 124 p.
5. Petrova A.S. Dialogue of cultures in teaching Russian to Chinese students on the material of the topic «Family Rites»: the dissertation . candidate of pedagogical sciences, St. Petersburg. - 2017. - 233 p.
6. Schukin A. N. Teaching foreign languages: Theory and practice: A manual for teachers and students. - M.: Filomatis, 2007. -476 p.