Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1449
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колодин Виктор Семенович, Зайцева Елизавета Евгеньевна

В настоящее время никто не сомневается, что рыночная экономика не может успешно развиваться без участия государства. Более того, значение государственного регулирования возрастает, особенно в кризисные периоды. Пандемия COVID-19 изменила мир и потребовала укрепления регулирующей роли государства. В 2020 г. государству пришлось взять на себя организацию и финансирование здравоохранения, бесплатную вакцинацию и бесплатные лекарства, выплаты на детей, поддержку работников, отправленных в неоплаченный отпуск, субсидирование и льготное кредитование фирм. В мире появился запрос на этатизм - идеологию, рассматривающую государство как наивысший результат и цель существования общества. В настоящее время состояние российской экономики характеризуется низкими темпами экономического роста, отсутствием частных инвестиций, падением реальных доходов населения. В этих условиях особую актуальность приобретают исследования, связанные с проблемой эффективности применяемых инструментов государственного регулирования экономики. В статье рассмотрено место государства в системе общества, определены его функции и цели, объекты и субъекты, показаны административные и экономические инструменты государственного регулирования экономики, выявлены проблемы функционирования экономики страны в последнее десятилетие, оценены эффективность и действенность используемых инструментов государственного регулирования экономики в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF STATE ECONOMY REGULATION TOOLS IN CONTEMPORARY RUSSIA

It has now become obvious that market economy is not able to develop successfully without government support. Moreover, state regulation is becoming increasingly important, particularly in the periods of recession. The pandemic of COVID-19 has changed the world and required strengthening the regulatory function of the state. In 2020, the government had to provide for organizing and financing the national health care system, free vaccination and medicines for the public, allowances to families with children and to people on unpaid leaves, as well as subsidies and reduced-rate lending to businesses. The demand for statism - a doctrine that the political authority of the state is the objective and result of social development - is a new trend in the world. Russian economy currently features a slow pace of growth, a lack of private investments, and a decrease of real disposable income. In this context, studies of efficiency of economy regulatory tools used by the state are becoming topical. The article analyzes the role of the state in the society, determines its functions and objectives, objects and subjects, and describes its administrative and economic regulatory tools. The authors point out the country’s economic problems of the recent decade and estimate the efficiency of the economy regulation tools used by the state.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

Научная статья

УДК 631.158:658.32

DOI 10.17150/2411-6262.2021.12(4).6

В.С. Колодин

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Е.Е. Зайцева

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана,

г. Москва, Российская Федерация

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

АННОТАЦИЯ. В настоящее время никто не сомневается, что рыночная экономика не может успешно развиваться без участия государства. Более того, значение государственного регулирования возрастает, особенно в кризисные периоды. Пандемия COVID-19 изменила мир и потребовала укрепления регулирующей роли государства. В 2020 г. государству пришлось взять на себя организацию и финансирование здравоохранения, бесплатную вакцинацию и бесплатные лекарства, выплаты на детей, поддержку работников, отправленных в неоплаченный отпуск, субсидирование и льготное кредитование фирм. В мире появился запрос на этатизм — идеологию, рассматривающую государство как наивысший результат и цель существования общества. В настоящее время состояние российской экономики характеризуется низкими темпами экономического роста, отсутствием частных инвестиций, падением реальных доходов населения. В этих условиях особую актуальность приобретают исследования, связанные с проблемой эффективности применяемых инструментов государственного регулирования экономики. В статье рассмотрено место государства в системе общества, определены его функции и цели, объекты и субъекты, показаны административные и экономические инструменты государственного регулирования экономики, выявлены проблемы функционирования экономики страны в последнее десятилетие, оценены эффективность и действенность используемых инструментов государственного регулирования экономики в России.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Экономика, государство, государственное регулирование, инструменты государственного регулирования, эффективность государственного регулирования.

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 22 октября 2021 г.; дата принятия к печати 23 ноября 2021 г.; дата онлайн-размещения 30 декабря 2021 г.

Original article

V.S. Kolodin

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

E.E. Zaitseva

Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russian Federation

EFFICIENCY OF STATE ECONOMY REGULATION TOOLS IN CONTEMPORARY RUSSIA

ABSTRACT. It has now become obvious that market economy is not able to develop successfully without government support. Moreover, state regulation is becoming increasingly important, particularly in the periods of recession. The pandemic of COVID-19 has changed the world and required strengthening the regulatory

© Колодин В.С., Зайцева Е.Е., 2021

function of the state. In 2020, the government had to provide for organizing and financing the national health care system, free vaccination and medicines for the public, allowances to families with children and to people on unpaid leaves, as well as subsidies and reduced-rate lending to businesses. The demand for statism - a doctrine that the political authority of the state is the objective and result of social development - is a new trend in the world. Russian economy currently features a slow pace of growth, a lack of private investments, and a decrease of real disposable income. In this context, studies of efficiency of economy regulatory tools used by the state are becoming topical.

The article analyzes the role of the state in the society, determines its functions and objectives, objects and subjects, and describes its administrative and economic regulatory tools. The authors point out the country's economic problems of the recent decade and estimate the efficiency of the economy regulation tools used by the state.

KEYWORDS. Economy, state, state regulation, state regulatory tools, efficiency of state regulation.

ARTICLE INFO. Received October 22, 2021; accepted November 23, 2021; available online December 30, 2021.

Прежде чем рассматривать инструменты государственного регулирования экономики, необходимо определить объекты и субъекты государственного регулирования экономики. Используем теорию систем, в соответствии с которой общество как система состоит из трех подсистем: экономика, политика и социум.

«Экономика» — это совокупность хозяйствующих субъектов и связей между ними. При этом хозяйствующими субъектами являются фирмы и некоммерческие организации, а также домохозяйства. Экономика выполняет хозяйственную функцию и обеспечивает жизнедеятельность каждого человека и общества в целом, производя товары и услуги.

«Социум», или гражданское общество, представляет собой совокупность сообществ, созданных по инициативе граждан, и выполняет функцию самоорганизации граждан.

Под политикой понимаются институты/структуры, выполняющие в обществе властную функцию, обладая законным правом на насилие. В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»1. Таким образом, государство является политическим институтом, выполняющим властную функцию. Оно обладает аппаратом управления и принуждения.

В науке нет однозначного определения понятия «государство». В толковом словаре Ожегова сказано, что государство — это «основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры» [1].

Оксфордский словарь (Oxford Languages) определяет государство как политическую организацию господствующего класса страны во главе с правительством и его органами, имеющими задачей охрану общественного порядка и подавление классовых противников, а также сама страна с такой политической организацией.

Большой юридический словарь трактует государство как «определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организацию публичной, политической власти, распространяющуюся на все общество, выступающую его официальным представителем и опирающегося на средства и меры принуждения» [2].

1 Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : (ред. от

01 июля 2020) // Российская газета. 2020. № 144.

Важнейшие экономические функции государства:

— разработка правовой основы хозяйственной деятельности;

— перераспределение доходов и материальных благ, обеспечение социальной защиты граждан (установление минимальной заработной платы, пенсий и пособий);

— поддержка конкуренции;

— стабилизация экономики (снижение безработицы, сглаживание инфляции, поддержание стабильных цен) и стимулирование экономического роста;

— регулирование распределения ресурсов в общественных интересах (оборона, транспортная и энергетическая инфраструктура, образование, здравоохранение, культура, наука), организация производства товаров и услуг, которые не производятся частным сектором.

С одной стороны, государство разрабатывает институциональные рамки, так называемые «правила игры» в сфере экономики, с другой стороны, выступает в роли собственника в отношении организаций, относящихся к сектору экономики государственному (государственные унитарные предприятия, государственные корпорации, государственные учреждения).

Государство берет на себя такие сферы, как оборона и охрана общественного порядка, осуществляет прямое управление объектами национального достояния: природными ресурсами, объектами культурно-исторического наследия. Под эгидой государства находятся организации инженерной инфраструктуры (железнодорожный транспорт, связь), институты кредитно-денежной сферы, например, Центробанк, государственные учреждения в сфере образования, здравоохранения, науки и культуры.

Государство выполняет роль регулятора не только государственного, но и частного секторов экономики. Поэтому под государственным регулированием экономики следует понимать систему мер воздействия на функционирование национальной экономики как единого целого.

Таким образом, объектами государственного регулирования экономики являются (рис. 1):

— организации и предприниматели;

— отрасли экономики;

Организации и предприниматели

О

Отрасли

Регионы

Социально-экономические процессы

Национальная экономика

Структура форм собственности

Структура социальная, производственная, отраслевая, региональная Экономический цикл, инвестиции, НИОКР, платежный баланс Государственный сектор экономики, окружающая среда Денежное обращение, цены, инфляция Конкурентная среда, предпринимательство

Занятость, кадры, социальная сфера, трудовые отношения, соцзащита Внешнеэкономическая деятельность

Рис. 1. Объекты государственного регулирования [3]

— регионы;

— социально-экономические процессы.

Субъекты государственного регулирования экономики — это органы государственной власти, т.е. система законодательных, исполнительно-распорядительных и контрольно-надзорных органов власти. Полномочия органов государственной власти прописаны в Конституции Российской Федерации.

Государственное регулирование экономики предполагает достижение определенных целей. Государственное целеполагание должно формироваться, ориентируясь на интересы всех экономических субъектов, но интересы господствующего в экономическом отношении класса становятся приоритетными.

«Государство, являясь выразителем интересов господствующего в экономическом отношении класса, в ситуации, когда этот класс слаб или только формируется, полностью находится на его стороне и открыто его поддерживает» [4, с. 21—22]. Господствующим классом в России является класс крупных собственников (банкиры, владельцы сырьевых холдингов), они представляют национальную экономическую элиту. Аналитики Внешэкономбанка и ВШЭ подсчитали, что 89—92 % финансовых активов (акции предприятий, облигации), банковских вкладов и наличных сбережений сосредоточены в руках 3 % богатейших граждан России [5].

На наш взгляд, цели государственного регулирования экономики должны соответствовать основным функциям государства. Цели государственного регулирования экономики можно разделить на генеральные и стратегические (рис.2).

Генеральные цели

Обеспечение экономической стабильности

Обеспечение социальной стабильности

Стратегические цели

Стабильность цен

Высокий уровень занятости

Экономический рост

Сбалансированность внешнеэкономических операций

Рис. 2. Цели государственного регулирования экономики

Четыре перечисленные стратегические цели известны под названием «магический четырехугольник» или «общеэкономическое равновесие».

Стабильность цен означает ограничение показателя инфляции четким верхним пределом, например, в Германии это 1 % . Высокая занятость оценивается по показателю безработицы. Безработица в размере 3—7 % считается нормальной. Экономический рост измеряется годовыми темпами роста ВВП. Годовой рост ВВП в 3—4 % считается успехом экономической политики государства. Сбалансирован-

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета

2021. Т. 12, № 4 ISSN 2411-6262 2 0 21, vol. 12, no. 4

ность внешнеэкономических операций определяется положительным внешнеторговым балансом, т.е. превышением экспорта над импортом.

В Указе Президента РФ В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» сформулированы экономические цели:

— вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира;

— обеспечение темпов экономического роста выше мировых;

— сохранение инфляции на уровне 4 %;

— снижение уровня бедности в два раза.

Для достижения целей государственного регулирования экономики используются определенные методы и инструменты. Под инструментами будем понимать целевые средства воздействия на объект преобразования.

Условно методы государственного регулирования подразделяются на две группы: прямые (административные) и косвенные (экономические). Специфика административных методов заключается в том, что меры, которые они предусматривают, являются обязательными для исполнения по отношению ко всем субъектам экономической деятельности. Административные методы — меры запрета и ограничения, исключают или значительно ограничивают свободу экономического выбора субъектов хозяйствования.

Напротив, косвенные экономические методы не ограничивают свободу выбора субъектов хозяйствования, а создают такие правовые рамки их деятельности, в которых она может быть выгодной или невыгодной.

Рассмотрим инструменты административного воздействия на экономику (рис. 3.), наиболее часто применяемые органами государственной власти в России:

Административные инструменты

н

1. Принятие нормативно-правовых актов

2. Управление госсобственностью:

- государственное предпринимательство (управление государственными предприятиями и учреждениями, а также акциями корпораций с участием государства)

- государственные контракты (госзаказ)

- государственные прямые инвестиции

- государственное субсидирование

3. Лицензирование и квотирование

4. Финансовые санкции

5. Меры по охране окружающей среды

Рис. 3. Основные административные инструменты государственного регулирования экономики

Разработка правовой основы хозяйственной деятельности является основной функцией государственного регулирования экономики, а принятие нормативно-правовых актов — основным административным инструментом, обеспечивающим функционирование рыночных и государственных структур. Реализация любого инструмента госрегулирования неизбежно базируется на одном или нескольких правовых актах. Например, использование инструмента «государственные контракты» основано на федеральном законе о госзакупках2.

2 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Федер. закон от 05 апр. 2013 г. № 44-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

Инструментом прямого административного воздействия на экономику является управление государственными корпорациями, предприятиями и учреждениями, а также акциями акционерных обществ с участием государства.

Государственные контракты являются широко используемым административным инструментом. Все закупки товаров и услуг для нужд государства осуществляются через систему госзакупок. В 2020 г. объем госзакупок в России составил 11,1 трлн р. [6, с. 2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государственные прямые инвестиции — это капиталовложения, осуществляемые государственными органами власти и предприятиями, находящимися в государственной собственности, за счет бюджетных средств.

По данным Росстата, объем инвестиций в основной капитал в РФ по итогам 2018 г. составил 17,595 трлн р., из которых 2,428 трлн р. (13,8 %) — государственные капиталовложения3.

Для развития прямых государственных инвестиций в России создан «Фонд прямых инвестиций» (РФПИ). Так, разработка вакцины против коронавирусной инфекции «Спутник V» профинансирована РФПИ.

Прямые государственные субсидии — это безвозмездные денежные выплаты из федерального или регионального бюджета на софинансирование фундаментальных научных исследований в виде грантов, опытно-конструкторских работ, модернизацию производства.

Лицензирование — это инструмент контроля со стороны государства за видами деятельности, при осуществлении которых может быть нанесен ущерб жизни и здоровью граждан, безопасности государства, экологии и культурному наследию страны. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»4 выделяет 50 направлений деятельности, подлежащих лицензированию.

Квотирование означает количественное ограничение проведения определенной деятельности, например, экспорт, импорт.

Финансовые санкции — это меры государственного принуждения возмещения недополученных бюджетом денежных средств и наказания нарушителей налогового и бюджетного законодательства в соответствии с Бюджетным кодексом РФ5.

Административным инструментом регулирования экономики являются также меры ограничения влияния деятельности человека на окружающую среду.

Нас, прежде всего, интересуют экономические инструменты государственного регулирования экономики. Косвенные экономические инструменты госрегулирования, во-первых, менее строгие, чем административные, во-вторых, это меры не принуждения, а меры, направляющие хозяйствующие субъекты на решение задач экономической политики государства. Экономические инструменты воздействуют на экономические интересы участников производства.

Экономические инструменты государственного регулирования можно разделить на пять групп:

— инструменты бюджетно-налоговой политики;

— инструменты кредитно-денежной политики;

— инструменты таможенной политики;

— инструменты государственного планирования и программирования.

3 Инвестиции в России — 2019 год // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b19_56/Main.htm.

4 О лицензировании отдельных видов деятельности : Федер. закон от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

5 Бюджетный кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 31 июля 1998 г. N° 145-ФЗ : (ред. от 30 апр. 2021) // СПС «КонсультантПлюс».

Налоги выполняют две функции — фискальную и экономическую. С их помощью формируется государственный бюджет, который является экономической основой расходов государства. С другой стороны, налоги являются действенным средством воздействия на экономику. Рост налогов снижает предпринимательскую активность, приводит к росту цен, а, следовательно, отрицательно влияет на уровень жизни населения. Американский экономист А. Лаффер установил закономерность, что с определенного момента дальнейшее повышение налоговых ставок приводит не к росту налоговых поступлений, а к их снижению.

Инструменты налоговой политики:

— налоговые ставки;

— налоговые льготы;

— налоговая база.

Налоговая база — это сумма дохода, подлежащая налогообложению, а налоговая ставка — это доля дохода (%), подлежащая зачислению в бюджет.

Основные виды налогов: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых. Государство заинтересовано в установлении таких ставок, которые обеспечивают развитие рыночной экономики и максимальное поступление средств в бюджет.

Субъектом кредитно-денежной политики является Центробанк, который осуществляет денежную эмиссию (выпуск в обращение денег), устанавливает ставку рефинансирования — процент, под который Центробанк выдает кредиты коммерческим банкам, осуществляет валютные интервенции. Поэтому основными инструментами кредитно-денежной политики являются:

денежная эмиссия;

ключевая ставка (ставка рефинансирования);

валютные интервенции.

В соответствии с «денежным правилом», сформулированным М. Фридманом [7, с. 40], процент прироста денег в обращении должен соответствовать приросту цен и национального дохода. Дефицит денег в обращении сдерживает экономический рост, а их избыток разгоняет инфляцию.

Ставка рефинансирования определяет инвестиционный климат в стране. На май 2021 г. Центробанк установил ставку рефинансирования в размере 5 %, а уже в октябре 2021 г. она составила 7,5 %. При этом минимальная кредитная ставка в Сбербанке составляет 11,9 %. При такой ставке кредит недоступен для большинства предприятий России. Для сравнения, в США при ставке рефинансирования — 0,25 % бизнес получает банковские кредиты под 2—3 % годовых.

Валютные интервенции проводятся при резком росте спроса на иностранную валюту для стабилизации валюты национальной.

Основным инструментом таможенно-тарифного регулирования является таможенный тариф, который представляет собой перечень ставок экспортных и импортных таможенных пошлин. Повышение экспортных пошлин предотвращает нехватку товаров внутри страны и истощение природных ресурсов. Рост импортных пошлин является протекционистским инструментом защиты внутреннего рынка.

Таможенное регулирование включает также запреты и ограничения. Например, запрет на вывоз необработанной древесины с 2022 г. изменит структурно экономику России, стимулируя развитие отрасли глубокой переработки леса. Таможенная политика тем самым является элементом структурной перестройки экономики.

Государственное планирование осуществляется в виде директивного планирования или индикативного планирования. При директивном планировании план

имеет силу юридического закона, обязательного для исполнения, с ответственностью должностных лиц за его невыполнение. В СССР общий перечень показателей, определяющих темпы и пропорции развития народного хозяйства, объемы производства и роста уровня жизни народа, разрабатывались Госпланом и принимались на съездах КПСС.

Индикативное планирование направлено на информирование экономических субъектов о приоритетах в сфере социально-экономической политики. Индикативное планирование реализуется через разработку прогнозов, бюджетных планов и государственных программ.

На Портале госпрограмм РФ дается определение «Государственная программа — это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации»6.

В настоящее время в России реализуется 46 государственных программ. Так, одним из инструментов реализации Государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» является создание и развитие особых экономических зон, а Государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» — формирование опорных зон развития.

Особые экономические зоны (ОЭЗ) создаются для привлечения инвесторов в приоритетные отрасли путем создания для их резидентов различных преференций (снижение налогов, освобождение от таможенных пошлин, льготные кредиты, низкие ставки на коммунальные услуги и аренду). Создание инфраструктуры на территории ОЭЗ, прежде всего транспортной, берет на себя государство.

Территория опережающего развития (ТОР) — это часть территории, на которой устанавливается особый правовой режим ведения предпринимательской деятельности — упрощенные административные процедуры и льготное налогообложение.

И особые экономические зоны, и территории опережающего развития создаются с помощью механизма государственно-частного партнерства. Примером успешного использования механизма государственно-частного партнерства через создание особых экономических зон и зон свободной торговли является Китай.

Оценить успешность применения инструментов государственного регулирования экономики возможно, опираясь на анализ развития экономики России в сравнении с другими странами и в динамике за ряд лет.

К сожалению, с 2013 г. в России началась рецессия. За 2013-2020 гг. темп роста российской экономики был существенно ниже среднемирового уровня и многократно ниже, чем в развивающихся странах (табл. 1).

Источник информации: Вклад отдельных стран и групп стран в прирост мировой экономики в 2019 г. Основные показатели развития мировой экономики — 2020. URL: https://www.imemo.ru/publications/electronic-resources/oprme/ archive/2020/mir-v-2019-g (дата обращения: 20.05.2020).

Внутренние инвестиции в российскую экономику замедлились еще в 2012 г., а с 2014 г. из-за санкций до минимума сократились иностранные инвестиции. Более того, из страны постоянно шел отток капитала. Так, по данным Центробанка, только в 2020 г. чистый отток капитала из России превысил 47 млрд дол., что в два раза выше, чем в 2019 г.

6 Портал госпрограмм РФ. URL: https://programs.gov.ru/Portal/government_program.

Таблица 1

Вклад отдельных стран и групп стран в прирост мировой экономики в 2019 г.

Доля в мировом ВВП, % Темп прироста ВВП, %

МИР 100 2,8

РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ 44,8 1,8

США 15,9 2,2

Япония 4,1 0,7

Германия 3,5 0,6

Франция 2,4 1,5

Италия 2,0 0,3

Великобритания 2,4 1,5

РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ 47,9 3,8

Китай 17,4 6,1

Индия 7,1 4,2

Бразилия 2,4 1,1

СТРАНЫ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ 7,3 4,6

Россия 3,1 1,3

Замедление экономики не могло не сказаться на уровне жизни населения. В 2020 г. по данным Росстата реальные доходы граждан России снизились по сравнению с 2013 г. на 10,6 %. Длительное снижение доходов порождает социальную напряженность и снижает потребительский спрос. Растет инфляция, по данным Росстата в 2020 г. она составила 4,91 % (табл. 2).

Таблица 2

Показатели инфляции и безработицы в странах мира в 2020 г.

Уровень инфляции, % Уровень безработицы, %

США 1,36 6,7

Япония -0,98 3,3

Германия 0,5 4,3

Франция 0,5 8,9

Италия 0,1 9,0

Великобритания 0,8 5,1

Китай 2,5 5,2

Индия 7,35 7,1

Бразилия 2,7 13,4

Россия 4,91 5,9

Источник информации: Уровень инфляции // СтатБюро. иИЪ: https://www.statbureau.org/ru.

Анализируя представленные выше показатели, можно констатировать, что российская экономика по всем признакам (замедление экономического роста, высокая инфляция, отток капитала, рост безработицы, снижение уровня жизни) уже много лет находится в состоянии стагнации.

Несомненно, на экономическую ситуацию в России повлияли международные санкции, но в большей степени сказалось низкое качество государственного управления, несовершенство инструментов госрегулирования.

Основным драйвером развития экономики являются инвестиции, в результате которых создаются рабочие места, растут доходы населения, пополняется налога-

ми государственный бюджет. Регуляторами инвестиционного процесса выступают, во-первых, налоговая система, а, во-вторых, кредитно-денежная система государства. Именно они должны выступать стимулирующими инструментами привлечения частных инвестиций, от них зависит инвестиционный климат в стране.

По Кейнсианской модели во время циклического спада экономики государство должно проводить политику снижения налоговой нагрузки на бизнес, но в России в последние годы налоговая нагрузка на бизнес только возрастала. В 2019 г. базовая ставка НДС выросла с 18 до 20 %. Это негативно сказалось на экономической активности. Так, по данным Минэкономразвития, с августа 2018 по август 2019 г. в стране закрылось 667,9 тыс. юридических лиц [8], в основном это малый и средний бизнес. В 2021 г. повысились ставки налога на добычу полезных ископаемых, проиндексированы акцизы на бензин, автомобили, алкоголь.

Для того, чтобы инвестиции шли в реальный сектор экономики, нужны банковские кредиты. При этом процентная ставка за кредит должна быть ниже нормы рентабельности. Центральный банк России, подняв в 2014 г. ключевую ставку до 17 % , по словам академика С. Глазьева, «убил инвестиции». Многие предприятия, которые брали кредиты, разорились. И даже в 2021 г., при временном снижении Центробанком ключевой ставки до 5 % , кредиты по-прежнему были недоступны для российских предпринимателей, а, значит, рублевые инвестиции в реальный сектор экономики невозможны.

В табл. 3 представлены ключевые ставки центральных банков других стран, из которой следует, что только в Турции ключевая ставка выше, чем в России.

Таблица 3

Ключевые ставки центральных банков

Центральный банк Страна Ключевая ставка Дата вступления в силу

Резервный банк Австралии Австралия 0.25 20.03.2020

Центральный банк Бразилии Бразилия 2.25 17.06.2020

Банк Англии Великобритания 0.10 19.03.2020

Национальный банк Дании Дания 0.05 19.01.2015

Европейский центральный банк Еврозона 0.00 16.03.2016

Резервный банк Индии Индия 4.00 22.05.2020

Банк Канады Канада 0.25 27.03.2020

Народный банк Китая Китай 3.85 20.04.2020

Банк Мексики Мексика 5.00 26.06.2020

Резервный банк Новой Зеландии Новая Зеландия 0.25 16.03.2020

Центральный банк Российской Федерации Россия 7.50 22.10.2021

Федеральная резервная система США < 0.25 16.03.2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Центральный банк Турции Турция 8.25 21.05.2020

Национальный банк Швейцарии Швейцария -0.75 15.01.2015

Банк Швеции Швеция 0.00 19.12.2019

Южно-Африканский резервный банк ЮАР 3.75 21.05.2020

Банк Японии Япония -0.10 03.08.2016

Источник информации: Ключевые ставки центральных банков // MFD.RU. https://mfd.ru/ calendar/rates.

Таким образом, кредитно-денежная политика, которую осуществляет Центробанк России, не является инструментом развития национальной экономики, а выступает в качестве его блокатора.

Среди основных проблем, сдерживающих развитие российской экономики, является доминирование монополий и чрезмерно высокая степень ее огосударствления (по разным оценкам, госсектор в России составляет от 46 до 60 % ВВП). В этих условиях перестают работать рыночные механизмы. Для примера, цены на газ на британской площадке National Balancing Point в апреле 2020 г. резко снизились, но поскольку в России рынок монопольный и цены на газ регулирует государство, оптовые цены «Газпрома» в регионах страны превысили мировые в 1,5 раза [9]. Таким образом, страны-импортеры получили конкурентное преимущество перед отечественными производителями.

Необходимо снижение роли госсектора через ужесточение антимонопольного законодательства и поэтапную приватизацию государственных унитарных предприятий. Это приведет к снижению тарифов на газ и электричество, снизит стоимость подключения к сетям инфраструктуры, а значит, будет снижать затраты российских производителей, делая их более конкурентоспособными на внутреннем и мировом рынке.

Значение государственного регулирования экономики во всем мире возрастает. Пандемия COVID-19 ярко продемонстрировала то, что лишь государство в кризисной ситуации может прийти на помощь своим гражданам и бизнесу. Государство может быть не только макроэкономическим стабилизатором, ориентируясь на сбалансированный бюджет и низкую инфляцию, но и механизмом, стимулирующим экономический рост на основе инвестиций.

Список использованной литературы

1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — Москва : А ТЕМП, 2016. — 944 с. — URL: http://slovarozhegova.ru.

2. Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. — Москва : ИНФРА-М, 2002. — 704 с.

3. Мансурова Т.Г. Государственное регулирование экономики : учеб. пособие / Т.Г. Мансурова, Э.И. Абдуллина. — Набережные Челны : Изд-во Набережночелнинского ин-та (филиала) К(П)ФУ, 2014. — 124 с.

4. Государственное регулирование рыночной экономики : учеб. пособие / отв. ред. И.И. Столяров. — Москва : Дело, 2001. — 280 с.

5. Шаповалов А. Все, кто нажили непосильным трудом / А. Шаповалов // Коммерсант. — 2019. — 12 апр.

6. Сапожков О. Закупки прыгнули в последний вагон / О. Сапожков // Коммерсант. — 2021. — 8 февр. — С. 2.

7. Фридман М. Количественная теория денег / М. Фридман ; пер. с англ. — Москва : Эльф пресс, 1996. — 131 с.

8. Алмакунова Р. Без юрлица: в России за год закрылось почти 700 тыс. предприятий / Р. Алмакунова // Известия^. — 2019. — 25 окт. — URL: https://iz.ru/935870/roza-almakunova/bez-iurlitca-v-rossii-za-god-zakrylos-pochti-700-tys-predpriiatii.

9. Чуркина Н. Монополии не оставляют шансов российской экономике в кризис / Н. Чуркина // Газета.т. — 2020. — 27 апр. — URL: https://www.gazeta.ru/ comments/2020/04/27_a_13064659.shtml.

Информация об авторах

Колодин Виктор Семенович — доктор экономических наук, профессор, кафедра отраслевой экономики и управления природными ресурсами, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: kolodinvs@bgu.ru, SPIN-код: 3289-4794, Scopus Author ID: 56835547800, ResearcherlD: AAB-3766-2021.

Зайцева Елизавета Евгеньевна— студент, направление подготовки 38.03.02 - Менеджмент, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (Национальный исследовательский университет), г. Москва, Российская Федерация.

Authors

Viktor S. Kolodin — D.Sc. in Economics, Professor, Department of Sectoral Economics and Natural Resources Management, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: kolodinvs@bgu.ru, SPIN-Code: 3289-4794, Scopus Author ID: 56835547800, ResearcherID: AAB-3766-2021.

Elizaveta E. Zaitseva — Student, Training Program 03.38.02 Management, Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russian Federation.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Колодин В.С. Эффективность использования инструментов государственного регулирования экономики в современной России / В.С. Колодин, Е.Е. Зайцева. — DOI 10.17150/2411-6262.2021.12(4).6 // Baikal Research Journal. — 2021. — Т. 12, № 4.

For Citation

Kolodin V.S., Zaitseva E.E. Efficiency of State Economy Regulation Tools in Contemporary Russia. Baikal Research Journal, 2021, vol. 12, no. 4. (In Russian). DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(4).6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.