Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактивные методы обучения / высшая школа / гибкие навыки / interactive teaching methods / higher school / soft skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Е. Панаев, А.Е. Воронцова

В статье описывается актуальность использования интерактивных игровых методов преподавателями на занятиях в высшей школе. Авторы предполагают, что одной из современных проблем высшего образования в стране является недостаточная эффективность используемых методов обучения в образовательном процессе. На основе результатов опроса среди обучающихся первого курса, определено, что игровые интерактивные методы обучения, такие как ролевые и деловые игры, способствуют развитию универсальных компетенций обучающихся и оптимизации учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.Е. Панаев, А.Е. Воронцова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF THE INTRODUCTION OF GAMING INTERACTIVE TEACHING METHODS IN HIGHER SCHOOL

The article describes the relevance of the use of interactive gaming methods by teachers in classes in higher education. The authors suggest that one of the modern problems of higher education in the country is the insufficient effectiveness of the teaching methods used in the educational process. Based on the results of a survey among first-year students, it was determined that game-based interactive teaching methods, such as role-playing and business games, contribute to the development of universal competencies of students and optimization of the educational process.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

А.Е. Панаев, преподаватель А.Е. Воронцова, преподаватель Югорский государственный университет (Россия, г. Ханты-Мансийск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-3-250-253

Аннотация. В статье описывается актуальность использования интерактивных игровых методов преподавателями на занятиях в высшей школе. Авторы предполагают, что одной из современных проблем высшего образования в стране является недостаточная эффективность используемых методов обучения в образовательном процессе. На основе результатов опроса среди обучающихся первого курса, определено, что игровые интерактивные методы обучения, такие как ролевые и деловые игры, способствуют развитию универсальных компетенций обучающихся и оптимизации учебного процесса.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, высшая школа, гибкие навыки.

На сегодняшний день система высшего образования в России находится в процессе активной трансформации и развития, поиска эффективных способов формирования знаний и компетенций у обучающихся. Реализация федеральных государственных образовательных стандартов направлена на формирование не только фундаментальных профессиональных компетенций, но и развитие у обучающихся «гибких навыков». Соответственно, меняются условия для организации качественного образовательного процесса, предъявляются новые требования к использованию педагогами эффективных методов преподавания. В этой связи все более значимая роль отводится интерактивным методам обучения, которые позволяют вовлечь в образовательный процесс каждого обучающегося, создать возможности для проявления его активности.

Естественные изменения и развитие высшего образования в стране предполагает ряд последствий, проявляющихся в противоречиях и проблемных ситуациях. На сегодняшний день одной из актуальных проблем высшего образования является неэффективность применяемых методов и форм преподавания на практических и лекционных занятиях в высшей школе. Это проявляется в снижении уровня качества усвоения знаний, неудовлетворенностью образовательным процессом, низкой мотивацией и активностью обучающихся.

Цель данной статьи - проанализировать эффективность использования игровых интерактивных методов обучения в рамках дисциплины «Основы личной и профессиональной эффективности».

Эффективные игровые технологии группового обучения, возможности интерактивных методов в рамках образовательного процесса, анализ возможностей повышения качества образования путем использования игровых методов находят научно-теоретическое обоснование в работах таких ученых, как Маллаева З.А. [5], Чиниева С.А. [7], Бизунков А.Б., Криштопова М.А. [1], Трофимова Е.Д. [6], Голубкова О.А. [3], Зайцев В.С. [4] и др.

Слово «интерактив» происходит от английского слова «interact». «Inter» переводится как «взаимный», а «act» означает действовать. Интерактивность - это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером).

По мнению Б.М. Бим-Бада, интерактивное обучение - это обучение, организованное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта [2].

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности

студентов. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Одна из целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

В сравнении с классическими формами ведения занятий, в интерактивном обучении изменяется роль преподавателя, его взаимодействие с обучающимися: активность педагога снижается, а индивидуальная и командная активность обучающихся возрастает. Основная задача педагога заключается в создание условий для проявления их инициативы.

Все технологии интерактивного обучения делятся на неимитационные (неигровые) и имитационные (игровые). Неимитационные технологии не предполагают построение моделей изучаемого явления и деятельности. В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения процессов, происходящих в реальной системе. В основу классификации положен признак воссоздания (имитации) контекста профессиональной деятельности, ее модельного представления в обучении.

О.А. Голубкова, А.Ю. Прилепо классифицируют интерактивные методы обучения на основе их коммуникативных функций, разделяя их на три группы: дискуссионные

методы (диалог, групповая дискуссия, разбор и анализ жизненных ситуаций); игровые методы (дидактические игры, творческие игры, в том числе деловые, ролевые игры, организационно-деятельностные игры, контригры); психологическая группа интерактивных методов (сенситивный и коммуникативный тренинг, эмпатия) [3].

В настоящее время наиболее доступными интерактивными игровыми методиками в практике высшей школы являются ролевые и деловые игры. Первые деловые игры были разработаны еще в 1932 г. в СССР с целью обучения предварительному анализу в лабораторных условиях возможностей внедрения в жизнь организационных мероприятий, выявления возможных трудностей и путей их устранения. В 1938 г. деловые игры в нашей стране были запрещены, и возврат к этой технологии обучения произошел только в 1960-е гг., как использование зарубежного опыта [4].

Для того чтобы проанализировать эффективность использования игровых интерактивных методов обучения в рамках дисциплины «Основы личной и профессиональной эффективности» был проведен опрос. Необходимо отметить, что обучающиеся являются студентами первого курса очной формы обучения. В ходе анкетирования приняли участие 187 респондентов разных направлений обучения: «Лингвистика», «Туризм», «Экономическая безопасность», «Психолого-педагогическое образование», «Физическая культура», «Менеджмент».

Ниже в таблице представлены результаты опросника.

Таблица. Результаты опросника

Предложенные вопросы Ответы опрошенных в % соотношении

Оцените от 0 до 5 (0 - не полезно, 5 - полезно), насколько полезны были для вас игровые методы в ходе обучения? 5 - 89% 4 - 11% 3 - 0% 2 - 0% 1 - 0% 0 - 0%

Какой из интерактивных методов обучения показался вам наиболее интересным? Ролевые, «деловые» игры - 73% Кейс-метод - 13% Метод проектов - 7% «Мозговой штурм» - 7%

Какие темы оказались для вас наиболее актуальными? Эмоциональное выгорание - 44% Эмоциональный интеллект - 27% Целеполагание - 11% Конфликты - 8% Мотивация - 5% Эффективные коммуникации - 5%

Способствуют ли игровые методы обучения оптимизации учебного процесса? Да - 98% Нет - 0% Затрудняюсь ответить - 2%

Анализ результатов опроса демонстрируют, что положительные ответы значительно преобладают над отрицательными. Сегодняшние студенты принадлежат к поколению, которое никогда не знало жизни без компьютеров и Интернета. Использование игровых технологий охватывает практически все аспекты повседневной жизни, включая и обучение. Как уже отмечалось, игры поднимают настроение, способствуют творчеству и повышают моральный дух учащихся, на основании чего можно сделать вывод о том, что, по мнению студентов, интерактивные методы обучения являются эффективными. Наиболее значимым методом оказались ролевые, «деловые» игры. В целом, 98% опрошенных уверены в

реализации дисциплины «Основы личной и профессиональной эффективности» способствует оптимизации учебного процесса.

Таким образом, в последние годы в связи с быстрым развитием информационно-коммуникационных технологий, интерактивные методы обучения постепенно становятся неотъемлемой частью образовательного процесса и способствуют развитию универсальных компетенций: системное и критическое мышление, коммуникация, разработка и реализация проектов, командная работа, самоорганизация и саморазвитие. Однако перспективами данного исследования является анализ стратегий и методических технологий применения игрового метода в рамках учебной программы.

том, что игровые технологии в ходе

Библиографический список

1. Бизунков А.Б., Криштопова М.А. Анализ возможностей повышения качества образования путем использования игровых методов обучения // Вестник ВГМУ - 2021. - №4.

2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

3. Голубкова О. А. Использование активных методов обучения в учебном процессе: учебно-методическое пособие. - СПб., 1998. - 42 с.

4. Зайцев В.С. Игровые технологии в профессиональном образовании: учеб.-ме-тод. пособие. - Челябинск: Б-ка А. Миллера, 2019. - 23 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elib.cspu.ru/xmlui/ ЬкзЛеат/:Кап01е/12345б789/7090/Зайцев%20В.С.%20Игро-вые%20технологии. pdf?sequence=1&isA11owed=y (дата обращения: 24.04.2024).

5. Маллаева З. А. Возможности интерактивных методов обучения в правовом образовании // Вестник ГУУ - 2013. - №18.

6. Трофимова Е.Д. Интерактивные образовательные стратегии и методические приемы обучения в вузе // АРЫОЫ. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - №4.

7. Чиниева С.А. Эффективные игровые технологии группового обучения // Наука и образование сегодня. - 2020. - №3 (50).

EFFICIENCY OF THE INTRODUCTION OF GAMING INTERACTIVE TEACHING

METHODS IN HIGHER SCHOOL

A.E. Panaev, Lecturer A.E. Vorontsova, Lecturer Yugra State University (Russia, Khanty-Mansiysk)

Abstract. The article describes the relevance of the use of interactive gaming methods by teachers in classes in higher education. The authors suggest that one of the modern problems of higher education in the country is the insufficient effectiveness of the teaching methods used in the educational process. Based on the results of a survey among first-year students, it was determined that game-based interactive teaching methods, such as role-playing and business games, contribute to the development of universal competencies of students and optimization of the educational process.

Keywords: interactive teaching methods, higher school, soft skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.