Научная статья на тему 'ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваль Оксана Ивановна, Соловьева Ольга Борисовна

В статье обосновывается необходимость применения игровых методов при обучении профессионально ориентированному языку студентов нелингвистических специальностей. Являясь одной из интерактивных технологий, игровое моделирование основывается на построении моделей взаимодействия коммуникантов. Отмечается особое значение применения интерактивных методов в обучении профессиональной коммуникации, так как это позволяет имитировать реальное общение специалистов в ситуациях профессионального взаимодействия. У обучающихся появляется возможность применить полученные знания в контексте профессиональной деятельности. Авторы определяют структурные компоненты игрового моделирования и его этапы. В статье приводятся примеры практического применения рассматриваемой технологии. Моделирование ситуаций профессионального общения и решение коммуникативной задачи в ходе проведения игр способствует интеграции обучающихся в сферу профессиональной деятельности. Авторы приходят к выводу, что игровое моделирование стимулирует познавательную мотивацию и способствует достижению дидактических и воспитательных целей. У студентов формируются и развиваются навыки профессионально ориентированного общения, формируются речевое и ролевое поведение. Игровые технологии также влияют на личностное развитие студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коваль Оксана Ивановна, Соловьева Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME METHODS IN THE PROCESS OF TEACHING PROFESSIONAL COMMUNICATION TO ENGINEERING STUDENTS

The article substantiates the necessity of using game methods in teaching a professionally oriented language to students of non-linguistic specialties. Being one of the interactive technologies, game modeling is based on the construction of models of interaction between communicants. The special importance of the use of interactive methods in teaching professional communication is noted, as this allows simulating the real communication of specialists in situations of professional interaction. Students have the opportunity to apply the acquired knowledge in the context of professional activities. The authors define the structural components of game modeling and its stages. The article provides examples of the practical application of the technology under consideration. Modeling situations of professional communication and solving a communicative task during games contributes to the integration of students into the sphere of professional activity. The authors come to the conclusion that game modeling stimulates cognitive motivation and contributes to the achievement of didactic and educational goals. Students form and develop the skills of professionally oriented communication, speech and role behavior. Gaming technologies also influence the personal development of students.

Текст научной работы на тему «ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

Педагогика

УДК 372.881.11

кандидат психологических наук, доцент Коваль Оксана Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волжский государственный университет водного транспорта» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Соловьева Ольга Борисовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волжский государственный университет водного транспорта» (г. Нижний Новгород)

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ

ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. В статье обосновывается необходимость применения игровых методов при обучении профессионально ориентированному языку студентов нелингвистических специальностей. Являясь одной из интерактивных технологий, игровое моделирование основывается на построении моделей взаимодействия коммуникантов. Отмечается особое значение применения интерактивных методов в обучении профессиональной коммуникации, так как это позволяет имитировать реальное общение специалистов в ситуациях профессионального взаимодействия. У обучающихся появляется возможность применить полученные знания в контексте профессиональной деятельности. Авторы определяют структурные компоненты игрового моделирования и его этапы. В статье приводятся примеры практического применения рассматриваемой технологии. Моделирование ситуаций профессионального общения и решение коммуникативной задачи в ходе проведения игр способствует интеграции обучающихся в сферу профессиональной деятельности. Авторы приходят к выводу, что игровое моделирование стимулирует познавательную мотивацию и способствует достижению дидактических и воспитательных целей. У студентов формируются и развиваются навыки профессионально ориентированного общения, формируются речевое и ролевое поведение. Игровые технологии также влияют на личностное развитие студентов.

Ключевые слова: профессиональная коммуникация, коммуникативная компетенция, игровое моделирование, сферы профессионального взаимодействия, ролевые игры, деловые игры.

Annotation. The article substantiates the necessity of using game methods in teaching a professionally oriented language to students of non-linguistic specialties. Being one of the interactive technologies, game modeling is based on the construction of models of interaction between communicants. The special importance of the use of interactive methods in teaching professional communication is noted, as this allows simulating the real communication of specialists in situations of professional interaction. Students have the opportunity to apply the acquired knowledge in the context of professional activities. The authors define the structural components of game modeling and its stages. The article provides examples of the practical application of the technology under consideration. Modeling situations of professional communication and solving a communicative task during games contributes to the integration of students into the sphere of professional activity. The authors come to the conclusion that game modeling stimulates cognitive motivation and contributes to the achievement of didactic and educational goals. Students form and develop the skills of professionally oriented communication, speech and role behavior. Gaming technologies also influence the personal development of students.

Key words: professional communication, communicative competence, game modeling, areas of professional communication, role-playing games, business games.

Введение. Целью обучения иностранному языку в вузе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, что предполагает формирование и развитие навыков и умений общения на иностранном языке. В неязыковых вузах перед преподавателями стоит задача формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов в сфере будущей профессиональной деятельности, то есть умения решать профессиональные вопросы с иностранными партнерами на изучаемом языке [1]. Одной из проблем, которую отмечают выпускники вузов при поступлении на работу, является трудность перехода от учебной к профессиональной деятельности, когда надо применить полученные знания и сформированные навыки и умения на практике. Молодой специалист вступает во взаимодействие с коллегами в рамках профессиональной деятельности, успех которого во многом зависит от грамотной коммуникации. Профессиональная компетентность инженера включает в себя и коммуникативные способности [2]. Таким образом, обучение профессионально ориентированному общению на иностранном языке задача интегративная: кроме языкового и профессионального аспектов, необходимо принимать во внимание умение вступить в коммуникацию, умение правильно вести диалог с партнером. Проблема профессиональной готовности выпускников заставляет искать пути, способствующие более быстрой адаптации к профессиональной деятельности.

Мы считаем, что для эффективного решения этой задачи в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе необходимо применять интерактивные технологии, когда студент становится не объектом, а субъектом учебного процесса, а информация - средством для профессиональной коммуникации [3]. Интерактивные технологии можно разделить на две группы: по наличию в образовательном процессе роли или модели профессиональной деятельности. По второму признаку технологии подразделяются на неимитационные и имитационные. В основе имитационных технологий лежит моделирование, то есть воспроизведение в учебных условиях ситуаций реальной действительности. Для обучения профессиональной коммуникации будущих инженеров предполагается воспроизведение ситуаций профессионального взаимодействия. Игровое моделирование является интерактивной технологией профессиональной готовности обучающихся к производственной деятельности [4]. Актуальность данной технологии очевидна, так как в игре моделируются реальные ситуации, моделируется будущая профессиональная деятельность инженера, обыгрываются различные модели поведения. Студенты учатся выстраивать как деловые, так и личностные взаимоотношения, учатся решать поставленные перед ними производственные проблемы, а также включаются в рефлексивный анализ и самоорганизацию.

Изложение основного материала статьи. Основным структурным компонентом игрового моделирования является проблемное содержание игры, что подразумевает определение проблемы, постановку ситуационных задач, создание игровой среды и организацию участников игры. Обязательным компонентом игрового моделирования является рефлексия, или анализ обучающимися своих действий и результатов.

К игровым технологиям относят ролевые и деловые игры и проект. В данной статье мы рассмотрим деловую игру, считая ее одной из эффективных форм моделирования профессиональной деятельности инженера [5]. Деловая игра - это моделирование реальной ситуации общения, бытовой или производственной. Во время подготовки и проведения игры происходит развитие не только творческого мышления, но и профессионального. В игре воспроизводятся ситуации профессиональной деятельности, моделируется поведение участников в зависимости от выбранной роли, отбираются оптимальные методы для решения производственной проблемы, которая является структурной единицей деловой игры. В

ходе игры обучающиеся получают более полное представление о функциональных обязанностях представителя той или иной профессии, получают возможность «примерить» на себя определенную профессиональную роль. Кроме того, студенты учатся сотрудничать, находить компромиссы, аргументировать свою точку зрения и вырабатывать коллективное решение [6]. В игре моделируются не только профессиональные, но и социальные и межличностные отношения, то есть воссоздаются предметный, психологический и социальный аспекты будущего профессионального взаимодействия.

Важно отметить, что в деловой игре воссоздаются предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, а также моделируется система производственных отношений. Основной целью деловой игры в вузе по подготовке будущих инженеров является развитие профессиональных и коммуникативных компетенций, а деловая игра ставит обучаемого в ситуацию реального использования изучаемого языка [7]. В процессе игры студенты вступают во взаимодействие, учатся работать в команде, анализировать заданную ситуацию и находить пути решения проблемы. Данная форма работы позволяет усилить прикладное значение иностранного языка как средства пополнения и углубления профессиональных знаний. В деловой игре происходит интеграция профессионального и языкового аспектов.

Очевидно, что в неязыковых вузах для достижения цели обучения по формированию у студентов иноязычной коммуникативной компетенции, необходимо учитывать профиль вуза и профессиональную сферу деятельности будущего специалиста. Отсюда следует, что выбор тематики деловой игры должен осуществляться с учетом профессиональной направленности вуза и конкретных специальностей. Моделирование профессиональной деятельности, в нашем случае инженера водного транспорта, выражается в большом количестве вариантов производственных ситуаций. Поэтому при разработке игры важно определить степень сложности моделируемых аспектов профессионального взаимодействия [8]. Очевидно, что степень сложности материала и планируемой темы должны соответствовать уровню подготовки обучающихся, кроме того для успешной коммуникации должна быть сформирована достаточная языковая база. Цикл профильных дисциплин в неязыковом вузе начинается с третьего курса. Следует отметить, что, в вузах по подготовке специалистов морского флота английский язык изучается до пятого курса, а на специальности «Судовождение» включен в государственный экзамен. Поэтому аспект «английский для специальных целей» вводится в программу с третьего курса, а темы, включенные в программу по иностранному языку, синхронизированы с темами профильных дисциплин.

Существует огромное разнообразие типов деловых игр, по продолжительности, количеству участников, типу руководства, направленности деятельности и предметной содержательности. Поэтому перед преподавателем, во-первых, стоит задача выбора конкретного типа деловой игры с учетом цели обучения, этапа обучения, уровня языковой подготовки студентов

Работа по подготовке и реализации деловой игры происходит поэтапно. На первом этапе определяется тема игры и проблема (проблемы), которая должна быть решена в конечном итоге, цели и задачи, количество участников, роли. Следующий этап - этап отбора материала и конструирования хода игры, разработки сюжета. Третий этап - этап реализации или сама игра. Здесь важно отметить необходимость контроля и самоконтроля обучающихся. И заключительный этап предполагает анализ результатов и успеха/неуспеха выполненной работы. Важно, что во время игры студенты учатся взаимодействовать друг с другом, слушать партнеров, прогнозировать их действия. Как правило, деловая игра проходит в благоприятной психологической обстановке, что позволяет обучающимся быстрее адаптироваться к процессу изучения иностранного языка.

В качестве примера приведем деловую игру «Поисково-спасательная операция», проведенную со студентами, обучающимися на специальности «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования». Целью игры было развитие навыков профессиональной коммуникации в рамках темы «Связь в ситуациях бедствия». Проблема, лежащая в основе игры - поиск затерявшегося судна. Студенты, выполнявшие роли радиооператоров, осуществляли радиообмен с целью обнаружения судна. Задания в виде карточек с пошаговым описанием действий студенты получили прямо на уроке. В карточках также содержались технические параметры (местоположение судов, ведущих переговоры, их скорость и т.д.).

Создание деловой игры требует тщательной подготовки, которая состоит из нескольких этапов: 1) определение цели игры, содержания, объема и сроков, а также формулировка проблемы, которую предстоит решить; 2) создание сюжетной линии и описание ролей; 3) конкретизация условий, в которых происходит профессиональная коммуникация; 4) определение объема информации, необходимой для решения заданной проблемы и подбор материала.

Игра проводилась в течение одного занятия. По окончании был проведен анализ игры, подведены итоги. Следует отметить благоприятный микроклимат во время обсуждения результатов игры. В деловой игре воссоздаются не только определенные действия по решению профессиональной задачи, но и развивается профессиональное мышление и профессиональные качества.

Также следует отметить необходимость использования наглядного материала (схемы, карты), технических средств обучения, мультимедийных средств и, по возможности, реальных приборов. Также по договоренности с профильными кафедрами целесообразно проводить деловые игры в специализированных лабораториях для создания профессиональной атмосферы и погружения участников игры в среду будущей профессиональной деятельности.

Выводы. Опыт применения игрового моделирования на занятиях по иностранному языку в вузе по подготовке инженеров водного транспорта позволяет сделать вывод, что деловая игра способствует систематизации знаний обучающихся по конкретной проблеме и стимулирует интерес как к предмету «Иностранный язык», так и профильным дисциплинам. В процессе игры происходит профессиональная самореализация будущих специалистов, решаются психологические проблемы коммуникации, достигается воспитательная цель обучения. Игры обеспечивают комплексное развитие предметно-речевых и социально-речевых способностей. Игровое моделирование, как разновидность игровой технологии, способствует активизации познавательной деятельности студентов, самоорганизации и творческому самовыражению, что, в свою очередь повышает усвояемость изучаемого материала и эффективность учебного процесса в целом.

Литература:

1. Волкова, В.В. Лексический аспект обучения иностранному языку в техническом вузе / В.В. Волкова, О.И. Коваль, О.Б. Соловьева // Комплексное взаимодействие лингвистических и выпускающих кафедр в техническом вузе. Международная научно-практическая конференция, посвященная 125-летию РУТ (МИИТ). - Москва, 2021. - С. 107-111

2. Гуро-Фролова, Ю.Р. Формы организации лексического материала для его эффективного освоения будущими специалистами водного транспорта / Ю.Р. Гуро-Фролова // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. - 2015. - Т. 42. - № 42. - С. 124-127

3. Орлова, Л.Г. Повышение эффективности работы с лексикой на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе / Л.Г. Орлова, Е.С. Корнилова // Труды Международного научно-промышленного форума «Великие реки». - 2018, ННГАСУ, 2019. - 4 с.

4. Пахомова, О.В. Игровые технологии в процессе обучения иностранному языку студентов не профильных направлений / О.В. Пахомова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2021. - Т. 4. - № S (82). - С. 62-64

5. Седова, Е.А. Обучение монологической речи студентов нелингвистического вуза посредством метода кейсов ( на примере специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок») / Е.А. Седова // В сборнике: Актуальные вопросы обучения профессионально ориентированному иностранному языку в морском вузе: проблемы и перспективы. Материалы I научно-практической конференции. Под общей редакцией С.С. Соколова. - Петербург. - 2021. - С. 175-185

6. Соколова, Е.Г. Интеграция как основа создания лингвистической образовательной среды в неязыковом вузе / Е.Г. Соколова // Государство и право в изменяющемся мире: законодательные, правоприменительные, интерпретационные технологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Н. Новгород, ПФ ФГБОУВО «РГУП», 31 марта 2021 г.). - Н. Новгород: Издательство «Автор», 2022. - С. 498-503

7. Степанова, А.С. Иноязычная профессиональная подготовка студентов как гуманитарный компонент высшего образования / А.С. Степанова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2021. - Т. 3. -№ S (81). - С. 89-92

8. Volkova, V.V. Сharacteristics of strategies for teaching marine engineers professional communication at English lessons / V.V Volkova., O.I. Koval, O.B. Soloveva // Materials of the I All-Russian Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of S.S. Sokolov. - St. Petersburg, 2021. - Pp. 165-174

Педагогика

УДК 376.42

кандидат психологических наук, доцент Конева Ирина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат психологических наук, доцент Кисова Вероника Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СОПРОВОЖДЕНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Аннотация. Проблем, поднимаемые в статье, касаются психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в дошкольных образовательных учреждениях. Интеграция детей с РАС в образовательную среду делает актуальным решение вопросов методического обеспечениям сопровождения детей данной категории. На настоящем этапе развития педагогической науки приходится констатировать недостаток унифицированных программ сопровождения детей с РАС, необходимых методических материалов. Своевременная групповая и индивидуальная коррекционно-развивающая помощь детям с РАС оптимизирует их развитие. Целью эмпирического исследования явилась оценка наиболее важных параметров психического развития младших дошкольников с РАС. В частности, были исследованы особенностей уровней эмоционального развития, навыков сотрудничества и следования нормам и правилам поведения, развития моторных навыков у младших дошкольников с РАС. Во всех указанных сферах были выявлены дефициты и искажения. На основе полученных результатов была разработана программа сопровождения. Основными методами реализации программы стали метод жетонов и карточек PECS. Разработанная программа сопровождения показала свою потенциальную эффективность применительно к младшим дошкольникам.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, младший дошкольный возраст, сопровождение, жетон, карточки PECS.

Annotation. The problems raised in the article relate to the psychological and pedagogical support of children with autism spectrum disorders (ASD) in preschool educational institutions. The integration of children with ASD into the educational environment makes it relevant to address the issues of methodological support for accompanying children in this category. At the present stage of the development of pedagogical science, we have to state the lack of unified programs for supporting children with ASD, the necessary methodological materials. Timely group and individual correctional and developmental work with children with ASD optimizes their development. The purpose of the empirical study was to evaluate the most important parameters of the mental development of younger preschoolers with ASD. In particular, the features of the levels of emotional development, the skills of cooperation and following the norms and rules of behavior, the development of motor skills in younger preschoolers with ASD were studied. In all these areas, deficits and distortions were identified. Based on the results obtained, an accompanying program was developed. The main methods for implementing the program were the method of PECS tokens and cards. The developed support program has shown its potential effectiveness in relation to younger preschoolers.

Key words: autism spectrum disorders, primary preschool age, accompaniment, token, PECS cards.

Введение. В последние десятилетия в российском образовании происходит процесс гуманизации образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Отношение к таким детям стало принципиально иным: образование стало доступным всем детям без исключения, в том числе детей с ОВЗ [4; 71. Интеграция детей с РАС в образовательную среду делает актуальным решение вопросов методического обеспечениям сопровождения детей данной категории. Своевременная групповая и индивидуальная коррекционно-развивающая помощь детям с РАС оптимизирует их развитие, вхождение в социальную среду, повышает их потенциальные возможности, расширяет диапазон психического развития [2; 31.

На настоящем этапе развития педагогической науки приходится констатировать недостаток унифицированных программ сопровождения детей с РАС, необходимых методических материалов, включающих методологические и организационно-методические, содержательные аспекты коррекционно-педагогического процесса, коррекционно-развивающей помощи детям данной категории [1; 61.

Анализ имеющихся исследований и психолого-педагогического опыта в сфере исследования и педагогической практики с детьми с РАС свидетельствует о том, что данная категория детей весьма неоднородна: дети демонстрируют диапазон аутистических расстройств от едва уловимых до глубокой аутизации и сопряженные с первичным дефектом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.