Научная статья на тему 'РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЭКОНОМИСТОВ-МЕЖДУНАРОДНИКОВ'

РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЭКОНОМИСТОВ-МЕЖДУНАРОДНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
игровые технологии / ролевая игра / деловая игра / коммуникативная компетенция / активная форма обучения / профессионально значимые навыки / simulation technologies / action role play / business situation simulation / communicative competence / active teaching method / professional skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коровина Лариса Валентиновна

Данная статья посвящена роли игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции экономистов-международников. Этот метод обучения иностранному языку получил широкое распространение в последнее время, поскольку он повышает интерес к предмету, мотивирует речевую деятельность, способствует развитию навыков работы в команде. Цель исследования – показать, что игровые технологии являются эффективным методом обучения, т.к. в данном случае процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности, создаются благоприятные условия для применения творческого потенциала обучающихся, а главный акцент делается на формирование профессионально значимых умений и навыков. Новизна данного подхода заключается в моделировании ситуаций общения в рамках делового контекста, отражающих современные реалии экономики и бизнеса. В работе делается вывод о том, что игровые технологии являются не только действенным способом закрепления изученного материала и развития коммуникативной компетенции, но также представляют собой мощный стимул активизации самостоятельной работы студентов по совершенствованию профессиональных знаний и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коровина Лариса Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SIMULATION TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS MAJORING IN INTERNATIONAL ECONOMICS

The article focuses on the role of simulation technologies in the development of communicative competence of students majoring in international economics. This method of teaching a foreign language has been widely used recently since it raises interest in the subject, motivates speaking activity and contributes to the development of teamwork skills. The research is aimed at demonstrating that simulation technologies are an effective method of teaching as in this case the learning process is close to real practical environment; moreover, favourable conditions are created for application of students’ creative potential, and the main stress is put on the development of professional knowledge and skills. The novelty of this approach consists in modelling communication situations within business context that reflect current realities in economy and business. The paper concludes that simulation technologies are not only an effective way to revise the material studied and develop communicative competence but they are also a powerful stimulus to activate self-study process aimed at enhancing professional knowledge and skills.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЭКОНОМИСТОВ-МЕЖДУНАРОДНИКОВ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11029 КОРОВИНА Лариса Валентиновна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры английского языка № 2 Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России,

e-mail: korovina_larisa_@mail.ru

РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЭКОНОМИСТОВ-МЕЖДУНАРОДНИКОВ

Аннотация. Данная статья посвящена роли игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции экономистов-международников. Этот метод обучения иностранному языку получил широкое распространение в последнее время, поскольку он повышает интерес к предмету, мотивирует речевую деятельность, способствует развитию навыков работы в команде. Цель исследования - показать, что игровые технологии являются эффективным методом обучения, т.к. в данном случае процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности, создаются благоприятные условия для применения творческого потенциала обучающихся, а главный акцент делается на формирование профессионально значимых умений и навыков. Новизна данного подхода заключается в моделировании ситуаций общения в рамках делового контекста, отражающих современные реалии экономики и бизнеса. В работе делается вывод о том, что игровые технологии являются не только действенным способом закрепления изученного материала и развития коммуникативной компетенции, но также представляют собой мощный стимул активизации самостоятельной работы студентов по совершенствованию профессиональных знаний и навыков.

Ключевые слова: игровые технологии, ролевая игра, деловая игра, коммуникативная компетенция, активная форма обучения, профессионально значимые навыки.

KOROVINA Larisa Valentinovna,

Candidate of Economic Sciences Associate Professor of English Language Department № 2 Moscow State Institute of International Relations (University) of the MFA of Russia

THE ROLE OF SIMULATION TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS MAJORING IN INTERNATIONAL ECONOMICS

Annotation. The article focuses on the role of simulation technologies in the development of communicative competence of students majoring in international economics. This method of teaching a foreign language has been widely used recently since it raises interest in the subject, motivates speaking activity and contributes to the development of teamwork skills. The research is aimed at demonstrating that simulation technologies are an effective method of teaching as in this case the learning process is close to real practical environment; moreover, favourable conditions are created for application of students' creative potential, and the main stress is put on the development of professional knowledge and skills. The novelty of this approach consists in modelling communication situations within business context that reflect current realities in economy and business. The paper concludes that simulation technologies are not only an effective way to revise the material studied and develop communicative competence but they are also a powerful stimulus to activate self-study process aimed at enhancing professional knowledge and skills.

Key words: simulation technologies, action role play, business situation simulation, communicative competence, active teaching method, professional skills.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

В условиях растущей конкуренции на рынке труда все большую значимость приобретают те практические навыки и компетенции, которые студенты приобретают во время обучения. В настоящее время научное и педагогическое сообщество делает акцент на практическую направленность образовательного процесса. В этой связи, в процессе обучения уделяется внимание прикладной направленности образовательной политики, связи науки и практического мира бизнеса. В профессиональном сообществе ценятся специалисты со знанием иностранного языка, в особенности те, кто владеет языком профессии. «В условиях растущего взаимодействия представителей различных профессий с зарубежными партнерами, социализации человека в межнациональном и межкультурном пространстве одним из главных требований к подготовке специалистов во всех отраслях становится овладение иностранным языком, прежде всего, языком для специальных целей или языком специальности [8, с. 18]. Конечно же, интеграция иностранного языка и предметного содержания образовательных программ вызвана быстрыми темпами развития эмпирики профессиональной мобильности в условиях глобализации, которая становится вполне рядовой социальной практикой [9, с. 249]. Следовательно, конкурентоспособность экономистов-международников определяется их умением осуществлять коммуникацию на иностранном языке в рамках их профессиональных целей и задач. «К факторам конкурентоспособности будущих специалистов-международников относится и их готовность осуществлять международную коммуникацию с контрагентами посредством иностранного языка, руководствуясь при этом как соображениями профессиональной целесообразности, так и осознанием уникальности и значимости национальных культурных ценностей при одновременном учете специфики иноязычной культуры и толерантном отношении к ее представителям» [5, с. 94]. В этой связи, особую значимость приобретает развитие коммуникативной компетенции студентов-международников.

«Коммуникативная компетенция - это умение организовать коммуникативную деятельность адекватно ситуации общения; владение механизмами, стратегиями и тактиками, необходимыми для ее обеспечения» [7, с. 167]. Данная компетенция также подразумевает «способность решать средствами иностранного языка актуальные для учащихся задачи общения в бытовой, учебной, производственной и культурной жизни; умение учащегося пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения [11, с. 109]. Для будущих экономистов-международников особую значимость приобретает формирование навыков

общения в рамках делового дискурса, а именно навыки ведения деловой беседы и проведения переговоров, которые развиваются на занятиях делового английского. Одним из наиболее эффективных способов развития коммуникативной компетенции в рамках делового контекста являются игровые технологии, включающие ролевые и деловые игры.

Ролевые игры - один из методов активного обучения. «Использование игр, игровых форм и игровых приемов на уроках иностранного языка делает обучение языку содержательным, более качественным и интеллектуально насыщенным» [10, с. 201]. Ролевые игры способствуют развитию речевых навыков и умений в условиях, максимально приближенных к ситуации реального общения. В данном случае в процессе обучения иностранному языку главный акцент делается на свободную импровизацию в рамках заданной ситуации, поскольку ни один из участников не владеет всей соответствующей информацией, что мотивирует речевую деятельность учащихся. Особенно эффективен данный вид деятельности для тех студентов, которые предпочитают «отмалчиваться» на занятиях, и отвечают только, когда преподаватель обращается непосредственно к ним.

Игровой метод способствует развитию и совершенствованию навыков устной коммуникации, поскольку дает возможность использовать неподготовленную речь. Существенно меняется поведение учащихся - оно становится произвольным. В ролевой игре учащиеся не чувствуют той напряженности, которую они могут ощущать при обычном ответе; присутствует большая раскрепощенность и свобода.

Ролевая игра совершенствует навыки сотрудничества и работы в команде. «В процессе ролевой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу. В процесс ролевой игры развивается логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться друг с другом» [12, с. 161].

«Ролевые игры способствуют формированию следующих умений:

- принять и исполнить роль;

- ориентироваться в ролях партнеров;

- выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией;

- проводить и отстаивать свою точку зрения;

- склоняться к компромиссу;

- предусматривать конфликт и находить пути для его устранения;

- формулировать проблему и предлагать пути ее решения;

- менять тактику своего поведения;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

- владеть стратегией общения (уместно употребить речевые и этикетные формулы; знать формулы обращений; уметь выражать благодарность, просьбу, согласие, возражение и др.)» [3, с. 242].

Ролевая игра обладает значительными обучающими возможностями: во-первых, это наиболее точная модель общения, поскольку именно здесь речевое и неречевое поведение партнеров переплетается тесным образом; во-вторых, она обладает большими возможностями мотивацион-но-побудительного плана. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в коммуникации на иностранном языке, и в этом смысле выполняет мотивационно-побуди-тельную функцию, т.к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-то сказать, спросить, выяснить.

В ролевой игре выделяются три этапа: подготовительный, который предусматривает знакомство с ролевой ситуацией, деление участников на группы, распределение и раздачу ролевых карточек; собственно игра и заключительный.

Роль преподавателя в процессе ролевой игры - это роль организатора и наблюдателя. В конце данного вида деятельности обычно подводится итог и дается оценка. Как правило, ролевые игры проводятся после прохождения определенной темы или блока учебного материала и являются одним из способов закрепления и усвоения пройденного материла. Они открывают простор для инициативы и творчества студентов: обучаемые должны решить, какую лексику им использовать, как будет развиваться действие. Ролевые игры способствуют применению теоретических знаний на практике и эффективны для совершенствования профессиональных навыков. В процессе ролевых игр студенты имеют возможность применить полученные ими знания не только по иностранному языку, но и по специальным дисциплинам. Таким образом, иностранный язык задей-ствуется для достижения профессиональных целей, что способствует формированию языка профессии. В данном случае устраняется разрыв между теорией и практикой, что повышает мотивацию студентов к изучению иностранного языка. Изучение иностранного языка перестает быть чем-то абстрактным и обособленным от других знаний и начинает быть органично встроенным в целостную систему знаний, навыков и умений, имеющих конкретное практическое применение, что повышает интерес к предмету.

В курсе делового английского в конце каждого блока присутствует ролевая игра, которая является не только своеобразной проверкой усвоенного материала, но и демонстрацией знаний по

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

специальным предметам. Как правило, студентам предлагается исполнить роль либо продавца, либо покупателя, обсуждая условия сделки, такие как цены, сроки поставки, условия платежа и др. При этом предполагается, что они должны стремиться к тому, чтобы заполучить наиболее выгодные для своей роли условия, применяя соответствующие знания по экономическим дисциплинам. Важным моментом здесь также является использование уместных речевых оборотов для поддержания деловой беседы. Ниже приводится пример ролевой игры из учебника делового английского «Коммерческий английский = Commercial English» под редакцией Л.С. Пичковой [6, с. 247].

Role play

The Sellers and the Buyers discuss the Buyers' order and the Sellers' General Conditions of Sale. Bear in mind that the Order is to contain variable terms and conditions such as the price, terms of delivery, quantity and so on and the General Conditions are to contain all the fixed terms and conditions.

Одной из технологий, формирующих коммуникативную компетенцию, являются также деловые игры. Деловая игра - это одна из форм активного обучения, которая побуждает учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе освоения учебного материала.

Согласно «Лингводидактическому энциклопедическому словарю» А.Н. Щукина, деловая игра - это «педагогический прием моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, имеющих целью обучение отдельных личностей и групп принятию решений на занятиях по языку. Деловая игра используется при обучении профессиональному общению для различных ситуаций общения и стимулирования учащихся к высказыванию в рамках заданных ситуаций» [11, с. 70]. Деловая игра - это средство развития профессионального творческого мышления, в ходе которого человек учится анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи, т.е. «при организации деловой игры моделируются условия профессиональной или профильно-ориентированной ситуации, в которой учащиеся выполняют соответствующие функциональные роли в целях решения определенной проблемной задачи» [4, с. 255].

В отличие от других методов обучения, деловые игры позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты их решения, оценивать данные варианты, принимать решение и определять механизм его реализации.

Они дают возможность тренировать такие важные для успешной работы качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной быстро меняющейся ситуации, работать в команде.

Деловые игры создают благоприятные условия для развития творческого потенциала, способствуют развитию интереса к предмету, а также являются стимулом активизации самостоятельной работы учащихся по приобретению профессиональных знаний и навыков, а процесс обучения при этом максимально приближен к реальной практической деятельности.

Можно выделить следующие положительные моменты деловых игр:

- создание командного духа;

- обеспечение возможности отработки на практике навыков коммуникации в профессиональном контексте;

- активизация творческого мышления.

«Главное преимущество любой деловой

игры заключается в том, что в ней воспроизводятся в учебных целях реально существующие ситуации. Материал усваивается в профессионально значимом контексте, при этом язык выступает как инструмент профессионального общения, но служит решению мыслительной задачи» [3, с. 245].

Основные цели использования деловых игр:

- передача целостного представления о профессиональной деятельности;

- обучение коллективной мыслительной и практической работе, навыкам индивидуального и совместного принятия решений;

- создание возможности моделирования проблемы, а также реализация возможности рассмотрения различных вариантов ее решения и выявления наиболее эффективного из них.

В курсе делового английского языка студентам предлагается деловая игра, в рамках которой они должны привлечь инвестора для реализации товара или бизнес-идеи. В процессе игры студенты могут примерить на себя роль специалиста по маркетингу, менеджера по продажам, бухгалтера, финансового директора и т.д. Данный вид деятельности воспринимается с интересом и большим энтузиазмом, поскольку обучаемым предоставляется возможность продемонстрировать умение вести коммуникацию в профессиональном контексте, используя свои экономические знания для аргументации своей позиции. «Аргументирование - наиболее трудная фаза деловой беседы. Она требует профессиональных знаний и общей эрудиции, концентрации внимания, выдержки, решительности и корректности» [1, с. 230]. Студенты предлагают действительно оригинальные продукты и бизнес-идеи. Следует отме-

тить тот факт, что они действительно вживаются в исполняемую ими роль и серьезно стремятся к достижению поставленной цели, что демонстрируется не в последнюю очередь используемым ими стилем делового общения и деловым дресс-кодом, поскольку «самопрезентация в форме одежды - один из важнейших факторов эффективности межличностного взаимодействия» [2, с. 162].

Таким образом, игровые технологии есть эффективный способ формирования коммуникативной компетенции экономистов-международников, поскольку происходит повышение не только уровня овладения иностранным языком, но и совершенствование профессиональных навыков и умений. Данный метод усиливает мотивацию к изучению иностранного языка, способствует развитию навыков устной коммуникации, а также позволяет обучаемым эффективно интегрироваться в деловую среду.

Список литературы:

[1] Аминов И.И. Психология делового общения: учеб. пособие. - 4-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2007. - 304 с.

[2] Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Социальные коммуникации: учеб. пособие. -М.: Гардарики, 2008. - 279 с.

[3] Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. учреждений высшего образования. - 8-е изд., испр. и доп. - М.: ИЦ «Академия», 2015. - 368 с.

[4] Гальскова Н.Д. Основы методики обучения иностранным языкам: учеб. пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. - М.: КНОРУС, 2020. - 390 с.

[5] Гринева М.В. Профессионально ориентированный курс домашнего чтения в свете реализации предметно-языкового интегрированного обучения // Человеческий капитал. - 2015. - № 09 (69). - С. 94-98.

[6] Коммерческий английский = Commercial English: учеб. / под ред. Л.С. Пичковой. - М.: МГИ-МО-Университет, 2018. - 1043 с.

[7] Ларина Т.В. Основы межкультурной коммуникации: учеб. для студ. учреждений высшего образования. - М.: ИЦ «Академия», 2017. - 192 с.

[8] Пичкова Л.С. Роль предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) в формировании новых образовательных технологий в высшей школе // Человеческий капитал. - 2017. - № 6 (102). - С.17-20.

[9] Шагбанова Х.С., Шагбанов И.Ф. Внедрение CLIL в образовательный процесс российских вузов // Образование и право. - 2018. - № 6. - С. 249-252.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

[10] Шамов А.Н. Методика обучения иностранным языкам: практикум. - Ростов н/Д.: Феникс, 2017. - 269 с.

[11] Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц. - М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. - 746 с.

[12] Щукин А.Н. Методы и технологии обучения иностранным языкам. - М.: Изд-во ИКАР, 2017. - 240 с.

Spisok literatury:

[1] Aminov I.I. Psihologiya delovogo obsh-cheniya: ucheb. posobie. - 4-e izd., ster. - M.: Ome-ga-L, 2007. - 304 s.

[2] Bolotova A.K., Zhukov Yu.M., Petrovskaya L.A. Social'nye kommunikacii: ucheb. posobie. - M.: Gardariki, 2008. - 279 s.

[3] Gal'skova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika: ucheb. posobie dlya stud. uchrezhdenij vysshego obrazovaniya. - 8-e izd., ispr. i dop. - M.: IC «Akadem-iya», 2015. - 368 s.

[4] Gal'skova N.D. Osnovy metodiki obucheniya inostrannym yazykam: ucheb. posobie / N.D. Gal'skova, A.P. Vasilevich, N.F. Koryakovceva, N.V. Akimova. - M.: KNORUS, 2020. - 390 s.

[5] Grineva M.V. Professional'no orientirovannyj kurs domashnego chteniya v svete realizacii pred-

metno-yazykovogo integrirovannogo obucheniya // Chelovecheskij kapital. - 2015. - № 09 (69). - S. 94-98.

[6] Kommercheskij anglijskij = Commercial English: ucheb. / pod red. L.S. Pichkovoj. - M.: MGI-MO-Universitet, 2018. - 1043 s.

[7] Larina T.V. Osnovy mezhkul'turnoj kommunikacii: ucheb. dlya stud. uchrezhdenij vysshego obrazovaniya. - M.: IC «Akademiya», 2017. -192 s.

[8] Pichkova L.S. Rol' predmetno-yazykovogo integrirovannogo obucheniya (CLIL) v formirovanii novyh obrazovatel'nyh tekhnologij v vysshej shkole // Chelovecheskij kapital. - 2017. - № 6 (102). - S. 17-20.

[9] Shagbanova H.S., Shagbanov I.F. Vnedrenie CLIL v obrazovatel'nyj process rossijskih vuzov // Obrazovanie i pravo. - 2018. - № 6. - S. 249-252.

[10] Shamov A.N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: praktikum. - Rostov n/D.: Feniks, 2017. - 269 s.

[11] Shchukin A.N. Lingvodidakticheskij enciklo-pedicheskij slovar': bolee 2000 edinic. - M.: Astrel': AST: Hranitel', 2007. - 746 s.

[12] Shchukin A.N. Metody i tekhnologii obucheniya inostrannym yazykam. - M.: Izd-vo IKAR, 2017. - 240 s.

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

л_

-

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ПЬгагу.

/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.