Научная статья на тему 'Эффективность и справедливость как направления реформирования подоходного налогообложения'

Эффективность и справедливость как направления реформирования подоходного налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модернизация налоговых систем / налоговые отношения / подоходное налогообложение / modernization of tax systems / tax relations / income taxation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марина Руслановна Дзагоева, Алана Анатольевна Габараева

Налогообложение представляет собой элемент нынешней финансовой политики государства. Все налоги в совокупности формируют внутри любой страны налоговую систему. НДФЛ является федеральным прямым налогом, которые плательщики платят из своих средств, одним из самых крупных источников формирования доходов в бюджет РФ. В связи с этим уменьшение показателя роста налоговых доходов, связанное с недобором налогов и значительно обострившееся в непростой период, на который пришлись и экономический кризис, и экономические санкции, и пандемия, актуализирует потребность в том, чтобы разработать четкий механизм налогообложения доходов физических лиц, который позволит сочетать интересы как налогоплательщиков, так и бюджетов, что сейчас для нашей страны важно, как никогда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency and fairness as directions for reforming income taxation

Taxation is an element of the current financial policy of the state. All taxes together form a tax system within any country. Personal income tax is a direct federal tax that taxpayers pay out of their own funds, one of the largest sources of income generation to the budget of the Russian Federation. In this regard, the decrease in the growth rate of tax revenues associated with a shortage of taxes and significantly aggravated during a difficult period, which included the economic crisis, economic sanctions, and a pandemic, actualizes the need to develop a clear mechanism for taxation of personal income that will combine the interests of both taxpayers and budgets, What is more important for our country now than ever.

Текст научной работы на тему «Эффективность и справедливость как направления реформирования подоходного налогообложения»

Научная статья УДК 336.22

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-170-174 EDN: https://elibrary.ru/koazfl NIION: 2015-0066-2/24-972 MOSURED: 77/27-011-2024-02-171

Эффективность и справедливость как направления реформирования подоходного налогообложения

Марина Руслановна Дзагоева1, Алана Анатольевна Габараева2

1,2 Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,

Владикавказ, Россия

1 dzagoeva1971@mail.ru

Аннотация. Налогообложение представляет собой элемент нынешней финансовой политики государства. Все налоги в совокупности формируют внутри любой страны налоговую систему. НДФЛ является федеральным прямым налогом, которые плательщики платят из своих средств, одним из самых крупных источников формирования доходов в бюджет РФ. В связи с этим уменьшение показателя роста налоговых доходов, связанное с недобором налогов и значительно обострившееся в непростой период, на который пришлись и экономический кризис, и экономические санкции, и пандемия, актуализирует потребность в том, чтобы разработать четкий механизм налогообложения доходов физических лиц, который позволит сочетать интересы как налогоплательщиков, так и бюджетов, что сейчас для нашей страны важно, как никогда.

Ключевые слова: модернизация налоговых систем, налоговые отношения, подоходное налогообложение

Для цитирования: Дзагоева М. Р., Габараева А. А. Эффективность и справедливость как направления реформирования подоходного налогообложения // Вестник экономической безопасности. 2024. № 2. С. 170-174. https://doi. org/10.24412/2414-3995-2024-2-170-174. EDN: KOAZFL.

Original article

Efficiency and fairness as directions for reforming income taxation

Marina R. Dzagoeva1, Alana A. Gabaraeva2

1,2 Vladikavkaz Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation,

Vladikavkaz, Russia

1 dzagoeva1971@mail.ru

Abstract. Taxation is an element of the current financial policy of the state. All taxes together form a tax system within any country. Personal income tax is a direct federal tax that taxpayers pay out of their own funds, one of the largest sources of income generation to the budget of the Russian Federation. In this regard, the decrease in the growth rate of tax revenues associated with a shortage of taxes and significantly aggravated during a difficult period, which included the economic crisis, economic sanctions, and a pandemic, actualizes the need to develop a clear mechanism for taxation of personal income that will combine the interests of both taxpayers and budgets, What is more important for our country now than ever.

Keywords: modernization of tax systems, tax relations, income taxation

For citation: Dzagoeva M. R., Gabaraeva A. A. Efficiency and fairness as directions for reforming income taxation. Bulletin of economic security. 2024;(2):170-4. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-170-174. EDN: KOAZFL.

Налоговые системы представляют собой постоянно развивающийся комплекс институтов, в которых отражаются как производственные отношения, так и основные направления общественного развития. На этот процесс влияют как объективные, так и субъективные факторы, обусловливающие основания, условия и механизмы модернизации налоговых правоотношений. В основе реформирования систем налогообложения

© Дзагоева М. Р., Габараева А. А., 2024

лежат особые алгоритмы, позволяющие изучать и учитывать разнообразные внешние и внутренние условия, моделировать и направлять процессы становления и развития налоговых правоотношений, а также их импле-ментацию в ходе осуществления государством определенной налоговой политики.

Грамотно разработанная налоговая система позволяет сделать доходы государства стабильными за счет

реализации фискальной функции. Также она позволяет осуществлять целенаправленную социально-экономическую политику благодаря регулирующим возможностям системы налогообложения. Кроме того, она должна обеспечивать гарантированную поддержку макроэкономической устойчивости и тем самым способствовать поступательному экономическому развитию за счет эффективного дополнения других механизмов государственного регулирования.

Для того чтобы решить подобные задачи, следует понимать общественный консенсус в части принятия справедливости и эффективности как по отдельности, так и в их определенном сочетании. Это позволит оценить, насколько реформируемая система налогообложения приблизилась к своему оптимуму.

Для того чтобы избрать направления налогового реформирования, следует изучить теоретические и практические предпосылки, накопленный исторический опыт, и на этом основании прогнозировать ключевые направления реформирования мировой экономики направлений налоговой реформы также.

Такой фактор, как труд, представляет собой, с одной стороны важную предпосылку и необходимое условие экономического развития и роста. С другой же стороны, труд является способом реализации социального компонента в жизнедеятельности человека.

На сегодняшний день в экономической практике вопросы, связанные с налогообложением оплаты труда, активно изучаются. Налоги, связанные с зарплатой работающего населения, зависят от показателей занятости в стране, от числа экономически активных и неактивных граждан, от того, как занятые распределяются по областям экономической деятельности, а также от средней номинальной зарплаты в государстве, минимальной зарплаты и иных показателей.

В соответствии с данными за 1990-2022 годы на сегодняшний день самый большой процент доходов граждан РФ приходится на оплату труда - свыше 60 %. Причем в 2017 и 2019 она неуклонно снижалась. Самой большой волатильности в структуре доходов граждан подвергся доход, который приносит предпринимательская деятельность.

В силе основных показателей на рынке труда следует назвать распределение числа работающих граждан по сферам экономики. Изученные статистические данные свидетельствуют о том, что численность граждан, осуществляющих деятельность в области сельского хозяйства, проанализированных статистических данных, в 2021 г. в сравнении с 2001 г. значительно уменьшилась -на целых 34 %. Число работающих в области промышленности сократилось на 33 %. При этом число граждан, работающих в сфере услуг, постоянно и значительно увеличивается. Процент работающих в сфере услуг к концу 2021 года был равен 60,59 %, в промышленном секторе - 23,71 %, в сельскохозяйственном секторе - 9,33 %.

Конечно, в настоящее время эта тенденция имеет место почти во всех государствах мира: процент лю-

дей, работающих в сфере услуг, ежегодно увеличивается. Поэтому данная сфера является самой налогоемкой (процент добавленной стоимости здесь больше аналогичного показателя в материалоемких сферах), а значит, ожидаемым в ближайшем будущем является опережающее возрастание рост налогов от доходов граждан.

Вопросы, связанные со всем увеличивающимся неравенством в мире, становятся объектом практических и теоретических споров по поводу реализации через существующие налоговые системы принципа справедливости налогообложения, который первыми выдвинули классики теории экономики еще в XVIII столетии.

Одновременно исследователи говорят о том, что следует с наибольшей эффективностью распределять и использовать общественные ресурсы, поскольку они являются ограниченными.

Проблема определения механизмов и способов, позволяющих сгладить волатильность кривой Лоренца относительно вектора, в котором отражается оптимальное соотношение доходов разных категорий населения, стала наиболее актуальной после того, как в мире разразился кризис 2008-2010 гг. Этот вопрос до сих пор остается в центре внимания руководства развитых и развивающихся государств.

Урегулирование вопросов, связанных с социальным неравенством, представляет собой один из основных векторов налогового реформирования современных экономик. Это обусловлено тем, что налоговая система с давних времен была одним из основных средств решения проблемы излишней концентрации богатств.

При этом рассматриваемый метод обеспечения равенств в современных условиях сопряжен с многочисленными ограничениями.

Прежде всего, ученые говорят о том, что в условиях глобализации у граждан появляется все больше способов уклонения от выплаты подоходного налога. Согласно статистическим данным, самые богатые люди укрывают от налогообложения в совокупности около 7,6 трлн долл. США.

Кроме того, налоги на имущество тоже обеспечивают структурное налогообложение. Есть государства, в еоторых наиболее богатые слои населения выплачивают самые низкие ставки по налогам за столетие. Это вызвано тем, что в основном их состояние вложено в финансовые активы, в частности, акции; одновременно ставки корпоративных налогов в основном бывают меньше, чем ставки подоходного налога.

Исследователи отмечают, что подобное положение дел способствует выводу из-под обложения подоходными налогами почти 200 млрд американских долларов. Утечки данных в ЕС, множество разоблачений NewYorkTimes в отношении уклонения от выплаты налогов Д. Трампом, легализованное приобретение гражданства в государствах, предусматривающих самые низкие ставки по налогам, указывают на то, что государствам будет непросто проводить реформирование системы налогов «на состоятельных».

Также бытуют многочисленные теории, являющиеся оправданием оппортунистического поведения лиц, владеющих капиталами, которое основывается на концепции А. Парето о том, что если состоятельные будут еще богаче, все общество тоже станет более богатым.

И наоборот, излишнее обложение налогами состоятельных людей вынудит их прекратить осуществление своих инвестиционных программ, что негативно скажется на благосостоянии всего общества в целом.

Но, учитывая все возрастающее неравенства, ученые и международные компании наподобие МВФ говорят о наличии широких возможностей для налогообложения наиболее состоятельных людей без вреда для экономического роста. Также они указывают на то, что подобное перераспределение позволит решить проблему неравенства.

На основании кривой Лоренца, сформированной для РФ (рисунок 1), мы можем отметить, что доход в нашей стране распределяется неравномерно. При этом показатель неравенства не является критичным и свидетельствует в основном о небольшом среднем уровне доходов граждан страны, а не об имущественном расслоении, для устранения которого требуется прогрессивное налогообложение.

При этом концепции в сфере теории налогообложения, рассматривающие принцип его справедливости, указывают на то, что разная предельная польза дополнительной единицы дохода при отличиях располагаемых доходов не позволит осуществить данный принцип.

Для того чтобы решить эту задачу, правительства во все времена пользовались тремя основными способами:

1. Повысить предельную ставку подоходного налога;

2. Использовать разнообразные подходы и правила при обложении налогом имущества.

3. Введение дополнительных либо повышенных налогов на предметы роскоши.

Можно отметить, что перераспределение налогового бремени между состоятельными и несостоятельными гражданами осуществляется в рамках определения самого подходящего для общественного консенсуса дизайна системы налогообложения и устранения противоречий между доходной (подразумевающей прямые

Рис. 1. Кривая Лоренца, 2020

налоги) и расходной (подразумевающей косвенные налоги) теориями налогообложения.

На сегодняшний день в теориях осуществления принципа справедливости при подоходном налогообложении больших доходов и состояний необходимы исследования его регрессивности, прогрессивности и пропорциональности.

Увеличение неравенства и потребность в изучении возможностей обложения налогом богатых по повышенным ставкам представляет собой извечный вопрос политической борьбы, главным образом во время выборов.

Начиная с зародившейся в XX столетии концепции предельной полезности по отношению к разной ценности дополнительных доходов для лиц, имеющих разный имущественный статус, а значит, и разные последствия применения ко всем объемам дохода одного размера подоходного налога, практически все исследователи в настоящее время считают успешной и эффективной теорию прогрессивной шкалы подоходного обложения налогом.

Споры и дискуссии при этом ведутся вокруг размера максимальных ставок и градации показателей дохода для использования ступенчатых шкал.

Современной истории знакомы многочисленные демарши, которые устраивали состоятельные граждане, когда правительства пытались закрепить повышенное налогообложение их сверхдохода. Так было, к примеру, с известным французским актером знает много демаршей обеспеченных граждан Жераром Депардье, который, выступая против того, чтобы на его родине устанавливали высокий подоходный налог, стал гражданином России. Аналогичные ситуации случаются и с другими известными людьми. Намного больше случаев, когда люди «по-тихому» сменяют налоговое резидент-ство в целях уменьшения налогового бремени.

Изучив статистические данные, мы можем сделать вывод, что в развитых государствах маржинальная ставка подоходного налога составляет более 50 % дохода. В государствах, в которых действует самая большая маржинальная налоговая нагрузка, отмечен и наиболее высокий показатель доходов на душу населения. Конечно, в случае с подоходным налогообложением нельзя говорить о едином подходе во всех государствах. Следует подчеркнуть, что в развитых странах проблема справедливости при обложении налогом доходов населения решается при помощи прогрессивной шкалы.

Россия и Белорусия в последние несколько лет использовали плоскую шкалу налогообложения. Следует, однако, отметить, что в нашей стране с 01.01.2021 г. правительство ввело прогрессивную шкалу НДФЛ, отменив плоскую шкалу. Также правительство установило ставку 15 % для лиц, получающих доход от 5 млн рублей ежегодно (416,7 рублей в месяц). Решение о том, чтобы увеличить налоговую нагрузку, было принято правительством в связи с тем, что в результате пандемии доходы в бюджет резко сократились. Кроме того, с 1 января начал действовать закон о налогообложении

процентов физических лиц по вкладам в банках, если их размер составляет более одного миллиона рублей. Правительство оценило выгоду от данных решений приблизительно в 160 млрд руб. Доходы от увеличения НДФЛ (60 млрд руб.) пополнили государственный бюджет уже в 2021 г. Выплаты же по исчисленным за год налогам от доходов по вкладам в банках стали поступать в бюджет в 2022-м.

Учитывая наличие ограничений и возможностей прогрессивной шкалы, а также тот факт, что состоятельные граждане активно лоббируют свои интересы, нетрудно понять, что, для того чтобы увеличить маржинальную налоговую ставку, потребуются общественный консенсус и время.

Некоторые исследователи-институционалисты говорят о том, что закрепление налога в размере 15 % для сверхприбыли в нашей стране легитимизирует предоставление на основании общественного договора дополнительных благ, которые государство гарантирует данным плательщикам.

Для обеспечения справедливого налогообложения дохода граждан следует предусмотреть повышенное налогообложение имущества, принадлежащего самым богатым гражданам. Это решение разные правительства осуществляют по своему, учитывая накопившийся исторический опыт.

Устанавливая налогооблагаемую базу в отношении имущества, следует принимать во внимание следующие факторы:

- наличие «нематериализованных» активов;

- сложности, не позволяющие справедливо оценить стоимость активов;

- процессы глобализации, затрагивающие мирохозяйственные связи, за счет чего граждане могут владеть имуществом в разных юрисдикциях.

История свидетельствует, что самым реальным из всех разновидностей активов представляется обложение налогом недвижимости. Основная сложность при установлении налогооблагаемой базы заключается в том, чтобы дать правильную оценку недвижимым объектам.

В настоящее время для решения этой проблемы предусматриваются реестры недвижимости. Кроме того, осуществляется его массовая оценка, после которой налоги взимаются, принимая во внимание объективно установленную базу. Понятно, что, для того чтобы формировать и поддерживать подобные реестры, понадобятся большие начальные капиталовложения.

Цена недвижимого имущества является не единственной проблемой при обеспечении равенства и справедливости. Важными представляются в том числе проблемы, связанные с используемыми налоговыми ставками.

Практически во всех развитых государствах тоже используются разные ставки в отношении разных объектов, а также вычеты по аналогии с не подлежащим обложению минимумом в подоходных налогах (в том числе вычеты обязательств, позволяющие определить чистые активы). При этом необходимо отметить, что

вычеты обязательств при установлении чистого имущественного налога нередко противоречат остальным налоговым планам, в частности, подоходному налогу.

Есть юрисдикции, в которых необходима декларация баланса плательщика (проводится сравнение активов и обязательств), и на этом основании устанавливается налоговая база на чистую стоимость (активы, из которых вычли пассивы) в процентах от чистой стоимости либо в процентах от чистой стоимости активов, которые превышают установленный показатель.

Конечно, при реформировании обложения налогом имущества важной является такая проблема, как несоответствие доходов и стоимости имеющегося у гражданина имущества. К примеру, престарелые граждане, живущие в дорогих квартирах, далеко не всегда бывают в состоянии платить налоги от рыночной стоимости этих квартир. А значит, системы налогообложения должны принимать во внимание особенности имущественного положения таких граждан.

Многие государства, включая РФ, говорят о том, что следует предусмотреть опциональное увеличение налога на «роскошь», а также на товары, которые с ней ассоциируются. Кроме того, вводятся и дополнительные налоги, среди которых - транспортный налог на дорогие машины, специальный налог на пришвартовывание дорогостоящих яхт в некоторых портах и пр.

Необходимо подчеркнуть, что налог на трудовые доходы граждан постепенно снижается спустя несколько посткризисных лет роста. Для того чтобы реформировать налоговую систему, следует расширить налоговые льготы, которые позволят выровнять ситуацию на рынке труда, повышая его прогрессивность.

Отсутствие нейтрального обложения налогом сбережений можно проиллюстрировать проектированием предельной эффективной ставки по налогу для 40 государств - участников ОЭСР и основных государств-партнеров по некоторым потенциальным вариантам сбережений. Результаты исследования говорят о наличии существенной разницы между показателями предельной эффективной налоговой ставки. Частные пенсионные фонды в основном представляют собой самую выгодную форму сбережений. А по отношению к жилому недвижимому имуществу, которое занимает владелец, предусматриваются большие льготы.

В отличие от жилого недвижимого имущества, в отношении арендуемого недвижимого имущества нередко действуют достаточно высокие налоговые ставки.

Что касается банковских счетов и корпоративных облигаций, то в отношении них в большинстве государств тоже предусмотрены достаточно высокие налоги. Существующие системы налогообложения, как правило, отдают преимущество сбережениям домохозяйств, которые находятся в устойчивом финансовом положении. К примеру, менее богатые домохозяйства чаще, чем богатые, предпочитают хранить существенную часть своих капиталов на счетах в банках; при этом данные счета облагаются большими налогами. При этом более со-

стоятельные домохозяйства в основном помещают свои средства в инвестиционные фонды, пенсионные фонды и акции. Поэтому налогообложение их богатства бывает несколько проще.

Тот факт, что недавно в нашей стране был введен автоматический обмен данными, связанными с финансовыми счетами, между налоговыми органами, скорее всего, не позволит налогоплательщикам в ближайшее время так легко уклоняться от выплаты налогов, укрывая свои богатства и доходы в оффшоре. Благодаря этому государства не будут склонны взимать налоги с дохода от капиталов. А страны, которые уже не применяют прогрессивное обложение налогом дохода от капиталов (боясь подобных уклонений от налоговых выплат), могут снова начать пользоваться прогрессивной шкалой.

Можно улучшить справедливость в системе налогов на сбережения, принадлежащих домохозяйствам. К примеру, налоговые вычеты, закрепленные в отношении частных пенсионных взносов, а также выплат по процентам от ипотеки, можно сделать налоговыми льготами. При этом самые состоятельные плательщики не будут получать несоразмерно крупные выгоды от таких льгот в сравнении с несостоятельными.

В идеале важно, чтобы налоговые льготы были возмещаемые по своему характеру и гарантировали плательщикам, у которых отсутствуют достаточные налоговые обязательства в определенному году, получение полной выгоды в форме налоговых льгот.

Для того чтобы устранить негативные последствия экономического кризиса, обусловленного пандемией, следует реформировать налогообложение в части доходов, которые получают малоимущие слои населения. Это, в свою очередь, указывает на необходимость обеспечить справедливое налогообложение, чтобы оно выполняло функцию максимально равномерного распределения доходов.

Важно, чтобы эта система позволяла поддержать фактор «труд» и гарантировала экономическое развитие за его счет.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и 2. в редакции 2023 г. [Электронный ресурс]. https:// base.garant.ru/10900200/ (дата обращения: 05.11.2023).

2. Лукьянова Н. В. Теоретические основы налогового регулирования: налоговый потенциал факторов производства. Минск : Энциклопедикс. 2008. 188 с.

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/ folder/11192 (дата обращения: 01.11.2023).

4. Джабиева А. А. Дзагоева М. Р. Бюджет и бюджетная политика в условиях модернизации экономики // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2-12. № 2. С. 402-406.

Bibliographic list

1. Tax Code of the Russian Federation. Parts 1 and 2. as amended in 2023 [Electronic resource]. https://base. garant.ru/10900200/ (accessed: 11.05.2023).

2. Lukyanova N. V. Theoretical foundations of tax regulation: tax potential of production factors. Minsk : Encyclopedics. 2008. 188 p.

3. Official website of the Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11192 (accessed: 01.11.2023).

4. Dzhabieva A. A. Dzagoeva M. R. Budget and budget policy in the context of economic modernization // Bulletin of the North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov. 2-12. № 2. P. 402-406.

Информация об авторах

М. Р. Дзагоева - профессор кафедры «Налоги. Бухгалтерский учет» Владикавказского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор;

А. А. Габараева - студентка Владикавказского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Information about the authors

M. R. Dzagoeva - Professor of the Department «Taxes. Accounting» of the Vladikavkaz Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Doctor of Economic Sciences, Professor;

A. A. Gabaraeva - Student of the Vladikavkaz Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 01.02.2024; одобрена после рецензирования 19.03.2024; принята к публикации 05.04.2024.

The article was submitted 01.02.2024; approved after reviewing 19.03.2024; accepted for publication 05.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.