Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НЕЗРЯЧИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НЕЗРЯЧИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
37
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛАБОВИДЯЩИЕ И НЕЗРЯЧИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попова Анна Владимировна, Шнейдер Ольга Сергеевна, Чистякова Ирина Сергеевна

Целью представленного в статье исследования является определение особенностей физического развития и физической подготовленности школьников 8-16 лет с депривацией зрения, как показатель эффективности адаптивного физического воспитания в современной образовательной организации. Представлены изменения морфофункционального развития (масса и длина тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, кистевая динамометрия) детей с депривацией зрения на этапах обучения в школе-интернате, обнаружены отставания от возрастных норм по ряду показателей. Кроме того в статье представлены показатели физической подготовленности данного контингента детей. Обнаружены отрицательная динамика приростов по этапам обучения в развитии кондиционных способностей (общая выносливость, скоростно-силовые способности, гибкость), в развитии координационных способностей (ориентация в пространстве на основе локализации звукового сигнала, ориентация в пространстве и дифференцирование собственных движений, равновесие) обнаружена незначительная динамика. Также в статье представлены предполагаемые научные пути решения обнаруженных проблем в физическом состоянии школьников 8-16 лет с депривацией зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Попова Анна Владимировна, Шнейдер Ольга Сергеевна, Чистякова Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY AND WAYS OF IMPROVING MODERN ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION OF BLIND AND VISUALLY IMPAIRED SCHOOLCHILDREN OF BOARDING SCHOOL STUDENTS

The purpose of the study presented in the article is to determine the features of physical development and physical fitness of schoolchildren 8-16 years old with vision deprivation, as an indicator of the effectiveness of adaptive physical education in a modern educational organization. Changes in the morphofunctional development (weight and length of the body, chest circumference, vital capacity of the lungs, carpal dynamometry) of children with vision deprivation at the stages of education in a boarding school are presented, lagging behind age norms in a number of indicators is found. In addition, the article presents the indicators of physical fitness of this contingent of children.Negative dynamics of increments by stages of training in the development of conditional abilities (general endurance, speed-strength abilities, flexibility), in the development of coordination abilities (orientation in space based on the localization of the sound signal, orientation in space and differentiation of one’s own movements, balance) were found to have insignificant dynamics. Also, the article presents the proposed scientific ways to solve the problems found in the physical condition of schoolchildren 8-16 years old with vision deprivation.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НЕЗРЯЧИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Эффективность и пути совершенствования современного адаптивного физического воспитания незрячих и слабовидящих школьников обучающихся школы-интерната

Попова Анна Владимировна,

к.п.н., доцент Дальневосточная государственная академия физической культуры E-mail: kot_av@mail.ru

Шнейдер Ольга Сергеевна,

к.п.н., доцент, заведующая кафедрой, Дальневосточная государственная академия физической культуры E-mail: schneyder.o@yandex.ru

Чистякова Ирина Сергеевна,

преподаватель, Дальневосточная государственная академия

физической культуры

E-mail: chistyakovairana@mail.ru

Целью представленного в статье исследования является определение особенностей физического развития и физической подготовленности школьников 8-16 лет с депривацией зрения, как показатель эффективности адаптивного физического воспитания в современной образовательной организации. Представлены изменения морфофункционального развития (масса и длина тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, кистевая динамометрия) детей с депривацией зрения на этапах обучения в школе-интернате, обнаружены отставания от возрастных норм по ряду показателей. Кроме того в статье представлены показатели физической подготовленности данного контингента детей. Обнаружены отрицательная динамика приростов по этапам обучения в развитии кондиционных способностей (общая выносливость, скоростно-силовые способности, гибкость), в развитии координационных способностей (ориентация в пространстве на основе локализации звукового сигнала, ориентация в пространстве и дифференцирование собственных движений, равновесие) обнаружена незначительная динамика. Также в статье представлены предполагаемые научные пути решения обнаруженных проблем в физическом состоянии школьников 8-16 лет с депривацией зрения.

Ключевые слова: слабовидящие и незрячие школьники, показатели физического развития, уровень физической подготовленности, физическое состояние, возрастные нормы, физическая подготовка, адаптивное физическое воспитание

Введение

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями [9] образовательным организациям необходимо реали-зовывать одновременно как процесс образования, так и коррекцию отклонений детей от возрастных норм развития. При высокой эффективности обоих процессов будет происходить полноценная адаптация и интеграция детей в общество, повысится уровень их физической культуры личности, что позволит предотвратить и уменьшить вторичные отклонения, развить сохранные анализаторы, а также сформировать важные навыки [2, 4, 8].

Современные педагогические коллективы, учитывая особенности контингента и возможностей образовательной организации сами формируют содержание адаптированных образовательных программ, которые должны быть ориентированы на межотраслевое взаимодействие, учитывать научно-методические достижения здравоохранения, образования и адаптивного спорта [7, 9, 10], направлены на реализацию дифференцированного и деятельностного подходов. Данные подходы позволят восполнить все потребности обучающихся, с учетом особенностей каждого ребенка.

Для решения проблемы повышения уровня физического состояния детей с депривацией зрения посвящены научные работы [3, 4, 5, 6, 7 и др.], в которых предложены различные способы для решения широкого круга задач от коррекции отклонений осанки, до обучения элементам рок-н-ролла для развития координации движений детей и использования тифлопереводов при выполнении физических упражнений. Ряд авторов для данного контингента детей рекомендуют при реализации программ по адаптивному физическому воспитанию, кроме комплексов физических и психофизических упражнений для профилактики и коррекции отклонений, решать задачу создания положительного эмоционального фона при общении с детьми, так как от этого зависит психическое и социальное благополучие детей. При этом, для стимуляции положительных эмоций в ходе физкультурно-спортивной деятельности нужно создавать ситуации успеха, переклю-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

чение внимания, использование музыко-, арт-, сказкотерапии и др. [1].

Однако, несмотря на прилагаемые усилия образовательных организаций, у подавляющего большинства детей с депривацией зрения физические отклонения остаются и, со временем, развиваются [1, 4, 7], что подтверждается результатами проведенных ранее научных исследований. Данная тенденция в целом подтвердилась и в результатах исследований, которые проведены в КГБОУ ШИ 2 г.Хабаровска, в 2022-2023 учебному году. Показатели физического состояния были определены у 122 слабовидящих и незрячих детей школьного возраста (8-16 лет).

Результаты исследования и их обсуждение

В результате анализа полученных данных о физическом развитии слабовидящих и незрячих школьников было определено, что анатомические показатели массы тела не имеют существенных отличий от возрастных норм, отставание отмечено только у девочек 8-10 лет в пределах 3,2%. А к старшему школьному возрасту у девочек отмечено среднее превышение массы тела на 7,5%. У мальчиков значительных отклонений от возрастных норм не было обнаружено. Наибольшая разница в превышении составила в средних классах (11-14 лет) на 5,6%. В показателях длины тела тоже не обнаружено значительных отличий слабовидящих и незрячих детей от возрастных норм. Окружность грудной клетки наиболее близко к возрастным нормам оказались у девочек. А у мальчиков до 14 лет наблюдается небольшое превышение норм в пределах 5,6%, и, уже в старших классах отмечено небольшое отставание на 2,1%. Достоверность различий средних величин показателей независимых выборок определяли с помощью параметрического Т-критерия Стъюдента.

Показатели жизненной емкости легких имеют отставание от норм на протяжении всего периода обучения в школе. Только у мальчиков 2 и 3 классов определено превышение нормы на 5,7%, далее с 11 до 16 лет у детей обоих полов выявлено в среднем 20% отставание показателей жизненной емкости легких, что свидетельствует о пониженной функциональной активности дыхательной системы. В качестве показателей зрелости нервной и мышечной систем являются данные кистевой динамометрии. В целом они соответствуют возрастным нормам и в 11-14 лет у мальчиков имеют незначительные превышения норм до 8,5%.

Таким образом можно констатировать, что морфологические признаки развития детей находятся в пределах возрастной нормы, а вот показатель дыхательной системы развивается не достаточно интенсивно, что, по нашему мнению, обусловлено 5 низким объемом двигательной активности.

Далее проводились исследования показателей м физической подготовленности данного континген-еЗ та детей, на основе которых определено, что при-^ росты результатов теста на общую выносливость

(6 мин бег на электрической дорожке) имеют тенденцию к снижению из года в год. Если за период обучения детей в первом классе результаты этого теста увеличились на 8,8%, то у старшеклассников 9 и 10 классов результаты снизились на 13,7%.

Показатель скоростно-силовых способностей, в тесте прыжок в длину с места толчком двумя ногами, имеет почти на всем протяжении обучения приросты. Самые существенные увеличения результатов обнаружены у детей начальных классов и составляют у первоклассников 7,5%, а у второклассников 8,6%. Далее динамика прироста этого показателя несколько снижается. Наибольшую тревогу вызывает изменение гибкости. Так, данные теста наклон вперед из положения сидя на полу с прямыми ногами практически не имеют тенденций к росту и, начиная с 4-го класса, снижаются, у учащихся 9 и 10 классов отмечено снижение показателя за год на 54,1%.

Далее были определены уровни развития координационных способностей детей школы-интерната. В исследовании использовались три теста (ориентация в пространстве на основе локализации звукового сигнала, ориентация в пространстве и дифференцирование собственных движений, равновесие). Анализируя полученные данные по трем тестам можно констатировать, что ярко выраженная динамика роста показателей координационных способностей на протяжении обучения в школе отсутствует. А в показателях теста на равновесие и вовсе является отрицательной.

Так, показатель ориентирования в пространстве на основе локализации звукового сигнала у первоклассников составил 4,2 балла, а у старшеклассников он проявился лучше, но всего на 0,3 балла. Вот по второму показателю ориентации в пространстве и дифференцированию собственных движений отличия между первоклассниками и старшеклассниками являются более существенными (0,9б), тем не менее, максимального балла по этому качеству старшеклассники так и не достигли. Причем с 7-го по 12-й класс тенденция к росту этого показателя вообще не выражена. Данные по удержанию детьми равновесия имеют схожую волну различий. Так, максимальные показатели приходятся на детей 3-го и 4-го классов, и составляют 21,5с и 18,7с, а далее этот показатель уменьшается и становится у 11-12-классников даже несколько ниже, чем у первоклассников (14,2с и 12,6с соответственно). Таким образом, на основе полученных данных было выявлено, что 60% детей имеют уровень развития координационных способностей ниже среднего.

Опрошенные специалисты-практики (12 человек) по адаптивному физическому воспитанию тоже указали на трудности в развитии физических качеств у слабовидящих и незрячих детей. Несмотря на введение научно-методических инноваций в процесс физической подготовки, при развитии физических способностей у данного контингента детей наименьшие показатели эффективности

дают координационные способности. Они отметили, что для более интенсивных улучшений физического состояния детям необходимы более частые (ежедневные), более продолжительные (до 90 минут) занятия и индивидуальный сопровождающий. А в современных условиях занятия по адаптивному физическому воспитанию проводятся с группами детей, и под руководством одного педагога. Также для успешного развития координационных способностей важную роль играет наличие разнообразного инвентаря, оборудования и технических устройств, которые помогали бы детям повышать самостоятельность в двигательной деятельности.

Одним из показателей эффективности групповых физкультурных занятий является плотность общей и моторной активности обучающихся. Во время уроков по адаптивной физической культуре в классах детей с депривацией зрения определили, что на действия связанные с организацией школьников (по 8-10 человек) уходит в среднем 25,4% времени, данный показатель незначительно снижается к концу учебного года. С детьми 8-12 классов он уменьшается до 15,6%. Таким образом время, затраченное на выполнение двигательного задания, составляет не более 20 минут, что является не достаточным для полноценного развития физических качеств.

Выводы и рекомендации

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что в процессе физической подготовки школьников с депривацией зрения необходимо увеличить объемы времени для развития функций дыхательной системы и гибкости. А процесс развития координационных способностей детей нуждается в существенной коррекции, так как прирост данного качества является самым незначительным на фоне приростов других физических качеств.

По нашему мнению, наиболее перспективными в данном направлении будут исследования по разработке искусственно-управляемой среды для групповых и самостоятельных физкультурных занятий данного контингента детей, где педагог будет вносить параметры задания, а после выполнять роль активного наблюдателя за группой детей. Для этого необходима разработка и модификация ряда тренировочных устройств, которые позволят незрячим детям безопасно и самостоятельно преодолевать разнообразные полосы препятствий, развивая координационные способности, а также выполнять упражнения для развития силовых способностей, самостоятельно, с помощью приборов, контролировать амплитуду движений и скорость перемещений, чтобы точно выполнять упражнения для развития силы и отслеживать эффективность упражнений на быстроту. Кроме того, эта среда, должна быть оснащена сенсорными ориентирами и тифлокомментариями по запросу ребенка.

Литература

1. Антоновская, Е.Ю. Применение здоровьесбе-регающих технологий в воспитательно-образовательном процессе школы III-IV вида / Е.Ю. Антоновская, Л.А. Крахмелец, Н.В. Овча-рова. // Сибирский педагогический журнал. -№ 7. - 2010. - С. 64-70.

2. Баряев, А.А. Реабилитационно-социализирую-щий потенциал спортивной деятельности лиц с нарушением зрения: автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.04: [НГУ им. П.Ф. Лесгафта] / Баряев, Алексей Алексеевич. - СПб, 2021. - 50с.

3. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. / Ермаков В.П., Якунин Г.А. - М.: Гиц Владос, 2000. - 240 с.

4. Макаренко, О.И. Реабилитация слабовидящих детей 13-15 лет в условиях школы-интерната средствами физического воспитания: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04: [НГУ им. П.Ф. Лесгафта] / Макаренко, Оксана Ивановна. - СПб, 2000. - 22с.

5. Николаева, К.И. Использование элементов рок-н-ролла в развитии специфических координационных способностей младших школьников с депривацией зрения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04: [НГУ им. П.Ф. Лесгафта] / Николаева, Ксения Игоревна - 2016. - 206с.

6. Петрова, Е.В. Пространственная ориентация незрячих детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04: [НГУ им. П.Ф. Лесгафта] / Петрова, Евгения Васильевна. - СПб, 2000. - 22 с.

7. Попова, О.С. Особенности процесса физического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения в образовательных организациях / О.С. Попова, А.А. Горелов, Т.В. Пономарева // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 4. -с. 142-145.

8. Сапего, А.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие / А.В. Сапего, О.Л. Тарасова, И.А. Полковников; Кемеровский государственный университет. -Кемерово: [б. И.], 2014. - 228с.

9. Селитреникова, Т.А. Управление процессом адаптивного физического воспитания детей с поражениями сенсорной системы на основе комплексного контроля: автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.04: [НГУ им. П.Ф. Лесгафта] / Селитреникова, Татьяна Анатольевна. - СПб, 2015. - 43с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: приказ министерства образования и науки российской федерации от 19.12.2014 № 1598 // консультантплюс: [сайт]. - url: http://www.consultant.ru/document/

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

cons_doc_law_175495/ 20.06.2023).

(дата обращения:

EFFICIENCY AND WAYS OF IMPROVING MODERN ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION OF BLIND AND VISUALLY IMPAIRED SCHOOLCHILDREN OF BOARDING SCHOOL STUDENTS

Popova A.V., Shneider O.S., Chistyakova I.S.

Far Eastern State Academy of Physical Culture

The purpose of the study presented in the article is to determine the features of physical development and physical fitness of schoolchildren 8-16 years old with vision deprivation, as an indicator of the effectiveness of adaptive physical education in a modern educational organization. Changes in the morphofunctional development (weight and length of the body, chest circumference, vital capacity of the lungs, carpal dynamometry) of children with vision deprivation at the stages of education in a boarding school are presented, lagging behind age norms in a number of indicators is found. In addition, the article presents the indicators of physical fitness of this contingent of children.

Negative dynamics of increments by stages of training in the development of conditional abilities (general endurance, speed-strength abilities, flexibility), in the development of coordination abilities (orientation in space based on the localization of the sound signal, orientation in space and differentiation of one's own movements, balance) were found to have insignificant dynamics. Also, the article presents the proposed scientific ways to solve the problems found in the physical condition of schoolchildren 8-16 years old with vision deprivation.

Keywords: visually impaired and blind schoolchildren, indicators of physical development, level of physical fitness, physical condition, age norms, physical training, adaptive physical education.

References

1. Antonovskaya, E. Yu. The use of health-saving technologies in the educational process of the III-IV type school / E. Yu. Antonovskaya, L.A. Krakhmelets, N.V. Ovcharova. // Siberian Pedagogical Journal. - No. 7. - 2010. - P. 64-70.

2. Baryaev, A.A. Rehabilitation and socialization potential of sports activities of persons with visual impairment: author. dis. ... doc. ped. Sciences: 13.00.04: [NSU im. P.F. Lesgaft] / Baryaev, Alexey Alekseevich. - St. Petersburg, 2021. - 50 p.

3. Ermakov, V.P. Fundamentals of typhlopedagogy: development, training and education of children with visual impairments. / Ermakov V.P., Yakunin G.A. - M.: Gits Vlados, 2000. - 240 p.

4. Makarenko, O.I. Rehabilitation of visually impaired children aged 13-15 in a boarding school by means of physical education: author. dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.04: [NSU im. P.F. Lesgaft] / Makarenko, Oksana Ivanovna. - St. Petersburg, 2000. - 22 p.

5. Nikolaeva, K.I. The use of rock-n-roll elements in the development of specific coordination abilities of junior schoolchildren with visual deprivation: dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.04: [NSU im. P.F. Lesgaft] / Nikolaeva, Ksenia Igorevna - 2016. -206p.

6. Petrova, E.V. Spatial orientation of blind children of preschool age in the process of physical education: author. dis. . cand. ped. Sciences: 13.00.04: [NSU im. P.F. Lesgaft] / Petrova, Evgenia Vasilievna. - St. Petersburg, 2000. - 22 p.

7. Popova O.S. Features of the process of physical education of children of primary school age with visual impairments in educational organizations / O.S. Popova, A.A. Gorelov, T.V. Ponomareva // Physical culture, sport - science and practice. - 2019. - No. 4. - p. 142-145.

8. Sapego, A.V. Private methods of adaptive physical culture: study guide / A.V. Sapego, O.L. Tarasova, I.A. Colonels; Kemerovo State University. - Kemerovo: [b. I.], 2014. - 228s.

9. Selitrenikova, T.A. Management of the process of adaptive physical education of children with lesions of the sensory system on the basis of complex control: Ph.D. dis. ... doc. ped. Sciences: 13.00.04: [NSU im. P.F. Lesgaft] / Selitrenikova, Tat-yana Anatolyevna. - St. Petersburg, 2015. - 43 p.

10. Federal State Educational Standard of Primary General Education for Students with Disabilities: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 19, 2014 No. 1598 // consultant plus: [website]. - url: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_law_175495/ (date of access: 06/20/2023).

o с

u

CM

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.