Научная статья на тему 'Эффективность государственных программ в решении проблем занятости населения'

Эффективность государственных программ в решении проблем занятости населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1681
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / РЫНОК ТРУДА / РАБОЧАЯ СИЛА / ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ / БЕЗРАБОТИЦА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / АКТИВНАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / EMPLOYMENT / LABOR MARKET / WORKFORCE / ECONOMICALLY ACTIVE POPULATION / UNEMPLOYMENT / SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION / ACTIVE EMPLOYMENT POLICY / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / RETRAINING AND ADVANCED TRAINING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богдашкина Ирина Вячеславовна, Куспанова Адема Ержановна

Основной целью государственной социальной политики занятости становится формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечение предприятий рабочей силой через экономическую стабилизацию, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, действия государственных органов по вопросам занятости. В статье проведен анализ рынка труда г.Уральск., рассмотрены основные направления Программы «Дорожная карта занятости 2020» по решению проблем занятости населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency of state programs on employment of the population

The main aim of state social policy on employment becomes an enabling environment for employment and the provision of business workforce through economic stability, improving the quality and competitiveness of the workforce, the development of system of training, state authorities’ activity on employment. The article analyzes the labor market of Uralsk and the main trends of the «Road Map of Employment 2020» to address the problems of employment

Текст научной работы на тему «Эффективность государственных программ в решении проблем занятости населения»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

Эффективность государственных программ в решении проблем занятости населения

Богдашкина Ирина Вячеславовна

Доцент кафедры менеджмента Западно-казахстанского аграрно-технического университета имени Жангир хана, г. Уральск.

Куспанова Адема Ержановна

Магистрант специальности "Государственное и местное управление", кафедра менеджмента Западно-казахстанского аграрно-технического университета имени Жангир хана, г. Уральск.

Irina V. Bogdashkina

An associate professor of the department of Management of West Kazakhstan Agricultural Technical University named after Zhangir khan, the city of Uralsk

Adema E. Kuspanova

Undergraduate of the Public and Local Administration Master Program, the department of Management of West Kazakhstan Agricultural Technical University named after Zhangir khan, the city of Uralsk

УДК 346.26 (574)

Efficiency of state programs on employment of the population

Основной целью государственной социальной политики занятости становится формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечение предприятий рабочей силой через экономическую стабилизацию, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, действия государственных органов по вопросам занятости. В статье проведен анализ рынка труда г.Уральск, рассмотрены основные направления Программы «Дорожная карта занятости - 2020» по решению проблем занятости населения

Ключевые слова и словосочетания: Занятость, рынок труда, рабочая сила, экономически активное население, безработица, социальная защита населения, экономически активное население, активная политика занятости, малый и средний бизнес, переподготовка и повышение квалификации.

The main aim of state social policy on employment becomes an enabling environment for employment and the provision of business workforce through economic stability, improving the quality and competitiveness of the workforce, the development of system of training, state authorities' activity on employment. The article analyzes the labor market of Uralsk and the main trends of the «Road Map of Employment - 2020» to address the problems of employment.

Key words and word combinations: Employment, labor market, workforce, the economically active population, unemployment, social protection of the population, economically active population, the active employment policy, small and medium business, retraining and advanced training.

В современных условиях главным приоритетом государства, прежде всего для поддержания и развития жизнеспособности и благосостояния народа, должно стать развитие социально-экономических процессов, эффективное выполнение социальной функции.Занятость представляет собой не только экономическую, но и очень важную социальную проблему. Она играет определяющую роль в обеспечении того или иного уровня обеспечении того или иного уровня жизни населения страны, в формировании и развитии профессиональных возможностей каждого человека, становлении и раскрытии личности. Трудом создается основное богатство общества, обеспечивается его прогрессивное развитие, вносится вклад в социальный прогресс мирового сообщества.

Эффективную занятость трудоспособного населения нельзя обеспечить без целенаправленных усилий

государства по перераспределению, обучению и социальной поддержке и защите граждан. Однако эти усилия должны согласовываться со свободой деятельности субъектов рыночных отношений, соответствовать требованиям рынка труда.

Следовательно, среди основных задач государственного регулирования занятости необходимо выделить: «обновление системы правового регулирования занятости и трудовых отношений путем изменений и дополнений трудового и социального законодательств, ориентации людей на самостоятельную активную позицию граждан в сфере занятости и гарантий социальной защиты наиболее уязвимым категориям граждан;

«макроэкономическое регулирование экономики, то есть совершенствование отраслевой структуры экономики на основе создания новых производств и реформированием перспективных через приватизацию, реорганизацию, перепрофилирование, проведение финансовой и налоговой политики, согласованных с политикой занятости, поддерживающей стимулирование создания дополнительных рабочих мест;

«поддержка и активное стимулирование развития малого и среднего бизнеса, создающего дополнительные рабочие места, в том числе за счет привлечения иностранного капитала;

«формирование системы социального партнерства главных участников рынка труда - государства, работодателей, работников в обеспечении гарантий занятости, решения оплаты, условий и режимов труда.

В Республике Казахстан системой правового регулирования занятости является Закон №149-3 «О занятости населения», принятый 23 января 2001г..Со времени принятия данного Закона в республике произошли значительные социально - экономические преобразования. В законе Республики Казахстан «О занятости населения» определение «государственная политика в сфере занятости» заключается в достижении продуктивной и свободно избранной занятости граждан. Участие в труде вносит важный вклад в достижение целей свободы и защищённости личности, а политика занятости решается через сферу формирования спроса и предложения рабочей силы - рынка труда.

Государство, осуществляя политику занятости на республиканском и региональном уровне, должно преследовать стратегические и тактические цели. Стратегическая цель заключается в достижении высокого уровня жизни, создании условий для всестороннего развития человека на основе повышения эффективности экономики. Тактическая цель - сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на основе спроса и предложения рабочих мест, обеспечение полной, продуктивной и эффективной занятости.

Политика занятости на республиканском уровне, в первую очередь, должна быть направлена на решение первоочередной задачи - обеспечение полной, но эффективной занятости как необходимой предпосылки достижения высокого уровня жизни на основе учета действия как рыночных, так и нерыночных факторов.

Долгосрочная политика государства включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально приемлемом уровне, подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям рынка и научно-технического прогресса, разработке и осуществлению крупных программ, проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов, и др.

Политика занятости на региональном уровне также должна преследовать стратегические и тактические цели, более полно использовать имеющиеся возможности и искать нетрадиционные пути решения проблем занятости. Среди них можно назвать следующие: устранение административных ограничений на перемещение рабочей силы; подготовка и переподготовка рабочей силы; поддержка (налоговая и другая) деятельности по созданию рабочих мест; расширение диапазона общественных работ; налаживание долгосрочного сотрудничества между администрациями трудоизбыточных и трудонедостаточных регионов по временному использованию рабочей силы на основе контрактов с последующим возвращением ее в родные места и с гарантией предоставления на родине жилья, других материальных благ на заработанные средства, а также предоставления в случае необходимости работы; государственная поддержка (административная, налоговая и другая) привлечения иностранного капитала в регионы, страдающие от повышенной безработицы, в том числе для развития малого бизнеса, подготовки для него рабочей силы и т.п. Главным направлением политики занятости в переходный период является создание экономически целесообразных рабочих мест. Они будут определять спрос на труд и постепенно обеспечат его сбалансированность с предложением рабочей силы.

В условиях рыночных отношений рынок труда обеспечивает соединение рабочей силы со средствами производства. Тем самым удовлетворяется потребность работодателей в рабочей силе, а экономически активного населения - в заработной плате. Когда предложение превышает спрос, возникает безработица. В условиях рыночной экономики рынок труда обладает способностью распределения и перераспределения трудовых ресурсов, выполняет роль регулятора занятости населения через конкуренцию в процессе трудоустройства и свободу действий работодателей. При дисбалансе испытываются трудности в трудоустройстве

лиц, обращающихся в службы занятости в поисках работы.

Как отмечено в Стратегии «Казахстан - 2050», общество в переходный период столкнулось с серьёзными проблемами, которые имеют место и сегодня: безработица, низкий уровень жизни части населения, недостаточная социальная защищённость. Политика занятости в этой сложной обстановке имела целью создание экономических и организационных условий осуществления конституционного права на свободу труда, на социальную защиту от безработицы. Занятость не может складываться сама по себе.

Общими приоритетами в политике занятости являются: содействие трудоустройству путём повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда (их обучение, информированность о спросе на рабочую силу по профессиям); обеспечение целевой поддержки и защиты безработных на рынке труда, особенно слабо защищённых лиц.

Государственное регулирование рынка труда в условиях повышения требований к уровню квалификации трудовых ресурсов осуществляет следующие направления: создание системы переподготовки кадров из числа безработных; развитие малого бизнеса и микрокредитование в целях обучения безработных предпринимательской деятельности; развитие образовательной системы как фактора повышения кадрового потенциала страны.

Характерными особенностями современного рынка труда являются: рост предложения и незначительный спрос на рабочую силу; много занятых в неформальном секторе экономики (самозанятость); низкая цена рабочей силы (с отставанием от стоимости жизни); рост зарегистрированных безработных в службах занятости; большое число безработных женщин; наличие среди безработных молодёжи, выпускников учебных заведений; значительная часть не имеющих работы граждан остаётся не зарегистрированной в органах занятости.

Ответственность за проведение политики занятости лежит прежде всего на государственных органах. Рабочие места создаёт государство как работодатель, а также акционерные общества и частные предприниматели. На органы занятости населения по закону возлагается направление на созданные и вакантные рабочие места. В законе Республики Казахстан №149-3 «О занятости населения» от 23 января 2001г. на этот счёт предусмотрены правовой статус и компетенции этих органов, обязанности работодателей по предоставлению органам занятости сведений о наличии свободных рабочих мест (должностей), а также извещений о приёме или отказе в приёме на работу направленных граждан.

Общественное благополучие в создаваемом Обществе Всеобщего труда предполагается достичь, применяя новые подходы. Все большее распространение в мире получает сочетание социальных гарантий государства с личной ответственностью. Государство делает все для того, чтобы открыть перед гражданами новые возможности. Но личный успех каждого зависит от получения современного образования,трудолюбия и ответственности.

Исходя из этого, во-первых, основным средством социальной защиты и поддержки человека, если он трудоспособен, является обеспечение доступа к труду или к другой деятельности, приносящей доход. Этому во много отвечает реализуемая по поручению Главы государства комплексная программа повышения эффективности казахстанского рынка труда - «Дорожная карта занятости 2020», которая направлена на обеспечение занятости:

1) через развитие инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства (капитальный, средний и текущий ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально- культурных объектов, инженерно-транспортной инфраструктуры; строительство фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий в сельской местности; благоустройство сельских населенных пунктов);

2) через развитие сельского предпринимательства. Для точечной поддержки инициатив сельчан по созданию или развитию своего дела предоставляются микрокредиты до 5 млн. тенге;

3) через обучение и переселение. Мероприятия данного блока направлены на содействие занятости самостоятельно занятых, малообеспеченных и безработных граждан. Для этого используются прямое трудоустройство на существующие вакансии и рабочие места, создаваемые в рамках важнейших государственных и отраслевых программ; подготовка, переподготовка и повышение квалификации; переселение в опорные населенные пункты; молодежная практика и открытие социальных рабочих мест.

Во-вторых, для стабилизации рынка труда и удовлетворения потребностей экономики в трудовых ресурсах особое значение имеет повышение качества трудовых ресурсов, в т.ч. с участием работодателей. В рамках «Дорожной карты занятости 2020» принимаются меры по развитию трехзвенной системы профессиональной подготовки - на предприятиях непосредственно; курсах и учебных циклах для подготовки и переподготовки целевых групп населения, организуемых Центрами занятости; в учебных заведениях.

Для обеспечения соответствия знаний, умений и навыков специалистов требованиям современного рынка труда и запросам работодателей Правительством Республики Казахстан с привлечением социальных партнеров на период до 2020 года принят План поэтапной разработки национальной системы квалификаций.

В рамках Плана будут разработаны профессиональные стандарты по всем видам экономической деятельности.

Они включают в себя требования к квалификации работника, которые могут предъявляться к нему в целях осуществления его профессиональной деятельности. Для подтверждения соответствия специалиста профессиональному стандарту будет введена сертификация. Стандарт для получения сертификата будет единым, государственным, а оценка специалиста - соответствует он профессии или нет - будет проводиться независимыми комиссиями, в состав которых войдут представители и государства, и бизнеса.

В-третьих, в соответствии с поручениями Главы государства предстоит создать новую эффективную модель социально - трудовых отношений, основанную на «партнерстве государства, частного сектора и профессиональных объединений». Отличительными чертами новой модели являются безопасные условия для высокопроизводительного труда, соблюдение трудовых прав, сочетание социальной защищенности с экономической эффективностью, обеспечение стабильности на основе социального диалога .

В этом отношении начата работа по реформированию системы управления охраной труда и переходу от компенсационной модели к системе управления профессиональными рисками, позволяющей реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья работников на производстве и сократить все виды издержек, связанных с неблагоприятными условиями труда. С учетом изменившихся условий и требований современного производства совместно с социальными партнерами актуализируется перечень вредных производств и предприятий, по которым осуществляется обязательное страхование от несчастных случаев. Совместно с социальными партнерами обсуждаются вопросы обязательной аккредитации организаций, осуществляющих оценку состояния условий труда рабочих мест, планируется внедрение добровольного декларирования работодателями соответствия условий труда нормативным требованиям, направленным на стимулирование заинтересованности работодателей в улучшении условий труда и повышение ответственности участников производства за соблюдение правил безопасного труда.

В-четвертых, предстоит изменить идеологию социального обеспечения и социальной поддержки. Безусловная помощь будет предоставляться тем гражданам, которые действительно нуждаются или оказались в трудной жизненной ситуации и не могут по объективным причинам выйти из неё.

Претендентам на получение помощи, сохранившим трудоспособность, поддержка будет предоставляться с условием участия в активных программах. Это может быть профессиональная подготовка, направление на социальные рабочие места и трудоустройство. Проведение активной политики занятости относится к одному из основных социальных приоритетов деятельности Правительства Республики Казахстан. Обеспечение достойной занятости - основа социальной защиты населения, важнейшее условие развития и реализации потенциала человеческих ресурсов, главное средство роста общественного богатства и повышения качества жизни.

Отчет о финансировании Программы «Дорожная карта занятости - 2020» по официальным данным ГУ «Отдел занятости и социальных программ» г.Уральск представлен в рисунке 1.

На реализацию Программы «Дорожная карта занятости-2020» из средств республиканского бюджета за 2013 год было выделено 43570 тыс. тенге, из них 28 000 тыс. тенге были направлены на развитие малого бизнеса. Отчет о численности обратившихся за содействием в трудоустройстве по Программе «Дорожная

карта бизнеса - 2020» по официальным данным ГУ «Отдел занятости и социальных программ» г.Уральск представлены в таблице 1. Таблица 1Содействие в трудоустройстве по Программе Дорожная карта бизнеса 2020 по официальным данным ГУ «Отдел занятости и социальных программ» г.Уральск.

По казатели/человек Число обратившихся по вопросам участия в Программе 2011 699Q 2012 762Q 2013 7995 2013/2011 гг, в % 114,4

Число трудоустроенных граждан 3283 3Q74 2865 87,3

Направлены на молодежную практику 677 946 662 97,8

После завершения МП трудоустроены на работу 255 322 197 76,1

Направлены на соц. раб места 528 239 195 37

После завершения СРМ, трудоустроены на работу 454 258 233 51,3

Согласно данным ГУ «Отдел занятости и социальных программ» по статистике, активно применяются такие эффективные механизмы обеспечения занятости, как социальные рабочие места и молодежная практика. Это временные рабочие места, субсидируемые государством. Работодатели при приеме на работу отдают предпочтение более опытным кадрам, имеющим практический стаж.

На молодежную практику за 2011-2013 годы направлено около 2285 молодых выпускников, из них 774 после прохождения практики трудоустроены на постоянные рабочие места. В этом отношении временное трудоустройство за счет бюджетных средств по полученной специальности становится действенной мерой на пути получения необходимого первоначального опыта и закрепления на рабочих местах.

Для организации социальных рабочих мест в рамках Программы занятости заключаются договоры с работодателями, в соответствии с которыми по городу за 2011-2013 годы трудоустроены около 962 человек из числа безработных граждан, из них 945 человек после окончания договора трудоустроены на постоянные рабочие места.

Отчет об организации профессионального обучения и обучения основам предпринимательства по официальным данным ГУ «Отдел занятости и социальных программ» г.Уральск представлены в таблице 2.

Таблица 2 Организация профессионального и предпринимательского обучения по официальным данным ГУ «Отдел занятости и социальных программ» г.Уральск

„ „„„„ „„,„ 2013/2011 гг,

Показатели/человек 2011 2012 2013 „,

в %

Приступили к обучению 644 589 422 65,5

Завершили обучение 63Q 581 42Q 66,6

Из числа завершивших обучение трудоустроено на постоянные рабочие места 54Q 49Q 385 71,3

Обучение основам предпринимательства - - 80

В рамках третьего направления предусматривается: консультации по вопросам обучения основам предпринимательства и трудоустройства, поиск подходящих вакансий и содействие в трудоустройстве, направление на бесплатные курсы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, предоставление субсидий обучающимся на проезд до места обучения и проживание. За 2011-2013 годы на обучение было направлено 1655, из них 1415 в рамках программы трудоустроены на постоянные рабочие места. В данное время проходят обучение по следующим специальностям: парикмахер, повар, бухгалтер, закройщик, крановщик, электромонтер, газоэлектросварщик, водитель всех категорий, каменщик и т.д.

Следует отметить, что данное направление распределяет ответственность между государством, работодателями, учебными заведениями и участниками программы. Обучение безработных осуществляется в образовательных учреждениях, где практикуется принцип дуального обучения, т. е работодатель предоставляет базу для практики, таким образом принимает участие в обучении и несет ответственность за трудоустройство после обучения будущего работника.

Таблица 3 Информация о получателях микрокредитов в рамках Программы «Дорожная карта занятости - 2020» по состоянию на 2013г, по официальным данным ГУ «Отдел занятости и социальных программ» г.Уральск.

Наименование приоритетных направлений развития предпринимательства

Сумма выданных микрокредитов, в тыс .тг

Кол-во участн. Программы получивш их микрокредиты

На открытие со бствен. дела

Всего, млн

28000 (100%)

12

Н а ра с ш и рен и е собственн. дел а

Ведение ателье 8100 (29%) 3 1 2

Расширение производства 2700 (9,6%) 1 1

Животноводство 14000 (50%) 6 4 2

Ремонт компьютеров 900 (3,2) 1 1

Расширение теплич. хоз. 2300 (8,2%) 1 1

6

6

В рамках реализации Дорожной карты предоставляется финансовая поддержка, направленная на создание или расширение собственного дела. Количество участников Программы, получивших микрокредиты за 2013 год, составило 12 человек. На 2013 год предусмотрено 28млн.тенге. Уровень безработицы по официальным данным ГУ «Отдел занятости и социальных программ» г.Уральск представлена в рисунке 2.

У1

Уровень оезраоопщы

Проводимые мероприятия по реализации Программы «Развития территорий» и Программы «Дорожная карта занятости-2020» дали положительные результаты на рынке труда. За время реализации программ уровень безработицы по городу Уральск составил 0,5%.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что, как показывает мировой опыт, будущее политики занятости за активными формами содействия занятости и чем быстрее вся система государственного регулирования занятости в нашей республике будет перестроена в направлении активной политики, тем больше уверенности в том, что массовая безработица в Казахстане будет предотвращена.

Здесь необходимо взаимодействие всех рычагов и инструментов рыночного хозяйства, формирование социального партнерства между главными субъектами рынка труда, включающее поощрение государством работодателей, создающих новые рабочие места, особенно для социально-уязвимых слоев населения, стимулирование профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы путем предоставления информации о вакансиях, адресов работодателей и служб занятости других регионов, оплачивая расходы по переезду в случае необходимости.

Надо обозначить, что успех в области занятости зависит не только от эффективной работы заинтересованных ведомств, но в большей степени от макроэкономической политики государства и стабилизации экономики. Ведь проблемы в организации той или иной помощи безработным являются следствием общей нестабильности, экономического кризиса и спада производства. Обновление таким образом затронет все составляющие уровни жизни и потребует значительных усилий для реализации поручений Главы государства по повышению благосостояния граждан.

Библиографический список:

1. Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 149-III «О занятости населения» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.01.2014 г.).

2. Послание Президента от 10 июля 2012 года Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда Глобальный тренд социальной модернизации.

3. Послание Президента Республики Казахстан-Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана Стратегия «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства от 14 декабря 2012 года.

4. Послание Главы государства Нурсултана Назарбаева народу Казахстана, Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее, от 17 января 2014 года.

5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2013 года № 636, Об утверждении Программы «Дорожная карта занятости - 2020».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Борвик,В.С., Ермакова,Е.Е. Учебное пособие / Занятость населения, Борвик,В.С., Ермакова,Е.Е.издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2008г.-С.238-256.

7. Верменичев,А. «Маршруты «Дорожной карты». Эффективность государственных программ и инициатив налицо», Верменичев,А. газета № 22, «Лидер» от 13 декабря 2013г.

8. Демеуова,Г.Т. Анализ рынка труда в Казахстане: приоритеты и перспективы, Демеуова,Г.Т.// Вестник Университета международного бизнеса 2013г.-№3-С.20-33, ISSN 1990-5580.

9. Дуйсенова,Т.К. Повышение благосостояния народа - основная задача государства, Дуйсенова,Т.К. от 8 февраля 2013 год, № 48-49, С.1-6, (27322-27323).

10. Дуйсенова,Т.К. Тезисы к выступлению Министра труда и социальной защиты населения 16 февраля 2013г. Дуйсенова,Т.К.// Казахстанская правда. - № 59-60, С.1-4, (27333-27334).

11. Муфтигалиева,А.А.Мелекова,А.Т. Проблемы и пути совершенствования регионального рынка труда, Муфтигалиева,А.А.Мелекова,А.Т.,'ылым жЩне бшм, 2013г-№2(31)- с. 129-133, ISSN 2305-9397;, 2008г.-№4-С.35-45.

12. Омаров,О. Государство в регулировании рынка труда: определение роли и значимости, Омаров,О. // Поиск - 2011г.-№1-С.51-54.

13. Троценков,К. Возвращение надежды. «Дорожная карта занятости-2020» уже помогла сотням тысяч казахстанцев» Троценков К. // Central Asia Monitor от 6 декабря 2013г.- №55.-С.33.

14. uralsk-akimat.kz, Официальный сайт акимата Западно-Казахстанской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.