Научная статья на тему 'Эффективность государственной и муниципальной поддержки старшего поколения в муниципальных образованиях Краснодарского края'

Эффективность государственной и муниципальной поддержки старшего поколения в муниципальных образованиях Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
127
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Камбарова Е.А., Чагина А.В.

В статье рассмотрен современный уровень жизни представителей старшего поколения в муниципальных образованиях Краснодарского края. Проанализированы основные направления социальной поддержки пожилых людей в регионе и проведена оценка их эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность государственной и муниципальной поддержки старшего поколения в муниципальных образованиях Краснодарского края»

Приоритетные направления государственной политики

43

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

© Камбарова Е.А.* *, Чагина А.В.*

Новороссийский политехнический институт (филиал) Кубанского государственного технологического университета, г. Новороссийск

В статье рассмотрен современный уровень жизни представителей старшего поколения в муниципальных образованиях Краснодарского края. Проанализированы основные направления социальной поддержки пожилых людей в регионе и проведена оценка их эффективности.

Ключевые слова: социальная поддержка, старшее поколение, социальные проблемы, муниципальные образования, тенденции развития.

Во всем мире уровень жизни пожилых людей и отношение к ним в обществе считается одним из основных показателей социально-экономического развития социума.

Представители старшего поколения являются достаточно многочисленной группой населения муниципальных образований Краснодарского края, для которых характерны специфические проблемы экономического, социального, психологического и медицинского характера. При этом, уровень жизни пожилых людей напрямую связан с общем уровнем социально-экономического развития муниципальных образований и экологической обстановкой [1-7].

Проблемы пожилых людей органами государственной и муниципальной власти не всегда решаются последовательно и эффективно. В решении сложных проблем представители старшего поколения могут рассчитывать

* Доцент кафедры Государственного и муниципального управления, кандидат географических наук, доцент.

* Старший преподаватель кафедры Г осударственного и муниципального управления.

44 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ

только на себя или своих родственников. Для корректировки государственной и муниципальной поддержки старшего поколения необходим всесторонний анализ эффективности сложившейся системы. Это обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

Старшее поколение - это люди в возрасте старше 60 лет. В Краснодарском крае их численность составляет почти 1,5 млн. человек или 27,4 % от всего населения региона [8].

Распределение представителей старшего поколения по отдельным муниципальным образованиям региона неравномерно. Наибольшее количество пожилых людей проживает в крупных городах. Наименьшее количество отмечается в Крыловском, Щербиновском, Успенском и Белоглинском районах.

В советский период государство успешно справлялось с содержанием представителей старшего поколения. Однако в настоящее время пенсионная система несостоятельна в обеспечении достойной старости, а доходы пенсионеров все больше и больше отличаются от трудовых доходов непенсионеров. Если в 2000 г. средний по краю размер назначенных месячных пенсий составлял 46,8 % от средней начисленной заработной платы, то в 2013 г. -уже только 38,6 % [8]. В абсолютном выражении средние пенсии в муниципальных образованиях Краснодарского края чуть превышают размер прожиточного минимума. Это при том, что прожить на сумму, обозначенную как минимум невозможно.

Кубанские пенсионеры являются в большинстве своем не только «бедными», но и своего рода «социально исключенными». Это происходит потому, что с достижением пенсионного возраста большая их часть оставляет свои рабочие места и тем самым лишается возможности поддерживать привычные социальные связи. Это отражается на психологическом самочувствии пенсионеров. Разница между населением в целом и пожилыми людьми наблюдается в ответах на вопросы, идентифицирующие беспомощность последних. Так, пожилые люди отличаются менее позитивным отношением к себе и своим возможностям в жизни. Более трети (38 %) из них иногда чувствуют себя бесполезными.

Представители старшего поколения в Краснодарском крае много чаще населения в целом имеют хронические заболевания различных типов. Поч-

Приоритетные направления государственной политики

45

ти треть пожилых людей обладают одним диагностированным хроническим заболеванием, 44 % имеют более одного одновременно.

Усугубляются проблемы старшего поколения тем, что в современном российском обществе пошатнулись моральные устои. Уважение к старшему поколению и обязательства перед ними зачастую игнорируются не только социумом, но и членами семей пожилых людей. По результатам опросов, только треть отдельно проживающих пожилых людей в нашем регионе получают хоть какую-нибудь помощь от своих детей и внуков.

Государственная и муниципальная поддержка старшего поколения включает в себя социальную защиту, социальное обеспечение и пенсионное обеспечение.

Социальное обслуживание представлено многоуровневой системой. В 2014 году социальные услуги предоставлялись гражданам пожилого возраста в 1016 подразделениях нестационарного социального обслуживания, 38 -полустационарных и 47 - стационарных. Более 30 % зданий действующих учреждений имеют 100 % износа, 18 % зданий - дореволюционной постройки, некоторые учреждения занимают помещения, построенные в 1846 и 1880 годах. Кроме этого, только половина учреждений соцобслуживания имеет необходимые рекреационные зоны для пожилых людей, не более 30 % -оснащены эргономичным оборудованием, облегчающим уход за пожилыми людьми и обеспечивающим комфортные условия проживания [9].

В 2014 году надомное социальное обслуживание предоставлялось 56196 пожилым людям. Растет относительный показатель охвата соцобслуживанием. По данным соцзащиты, потребность в социальных услугах пожилых людей удовлетворена на 99 %. В среднем одному пожилому в месяц предоставляют 37 услуг. Наилучшие результаты соцобслуживания пожилых людей отмечены в Армавире, Сочи, Абинском, Брюховецком, Динском и Кавказском районах.

Содействие пожилым людям в преодолении трудной жизненной ситуации осуществлялось в 23 отделения временного проживания и 6 социальнореабилитационных отделениях. В государственные дома-интернаты направлено 1027 человек. Как видно из слайда, очередность пожилых граждан и инвалидов на помещение в данные учреждения на конец 2014 года состави-

46 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ

ла 1525 человек. Наблюдается устойчивая тенденция потребности в таких услугах, которые удовлетворяются не в полном объеме [9].

В целом система поддержки пожилых граждан достаточно развита, но ее финансирования явно недостаточно. Сдерживающими факторами также являются невысокий уровень межведомственного взаимодействия. Кроме того, родственники пожилых людей перекладывают ответственность по уходу за престарелыми с семьи на социальные службы, что значительно повышает нагрузку на них.

Бесплатное медицинское обслуживание, которое гарантировано пожилым гражданам, является низкокачественным. А платные медицинские услуги многим пенсионерам не по карману. По результатам социологических исследований, из-за нехватки денег четверть пенсионеров, в семьях которых возникала необходимость получения платной медицинской помощи, не смогли в 2014 г. позволить себе стационарное лечение, около половины - купить лекарства и лишь четвертая часть смогла оплатить все необходимые им медицинские услуги.

В крае у 187 тыс. человек пенсия ниже прожиточного минимума. Мизерные социальные пособия тоже не могут решить материальные проблемы пожилых людей. Система материальной поддержки в крае неэффективна, а в некоторых случаях и унизительна для старшего поколения.

Некоторое улучшение в поддержке пожилых людей в нашем крае было связано с реализацией целевой программы «Старшее поколение», которая закончилась в 2013 году [10]. Сейчас господдержка пожилых людей значительно сокращена и осуществляется в рамках госпрограммы Краснодарского края «Социальная поддержка граждан». На муниципальном уровне целевые программы по поддержке старшего поколения тоже практически повсеместно ликвидированы.

Для оценки эффективности поддержки представителей старшего поколения нами использовался анкетный опрос. По его результатам выявлено, что среди пожилых людей довольно высоки ожидания помощи со стороны государственной и муниципальной власти. Около половины опрошенных (49 %) считают, что власть должна заботиться обо всех пожилых людях. Большая часть представителей старшего поколения считает меры их под-

Приоритетные направления государственной политики

47

держки недостаточными и неэффективными. Эффективность государственной и муниципальной поддержки сильно снижает низкий уровень осведомленности старшего поколения о мерах поддержки.

Для повышения эффективности системы государственной и муниципальной поддержки старшего поколения необходимо дальнейшее развитие института приемных семей для престарелых граждан. Такие семьи на Кубани существуют больше 5 лет, их на сегодняшний день насчитывается более 250. Для одиноких пожилых людей - это возможность найти свой дом, семейное тепло и заботу, продлить жизнь в домашней обстановке, получить различные виды помощи и передать свой накопленный жизненный опыт другим членам семьи. К сожалению, финансирование поддержки таких семей сильно сократилось с окончанием краевой программы «Старшее поколение» в 2013 году. В настоящее время выплаты приемным семьям составляют 3000 рублей в месяц. Безусловно, это ничтожная сумма не может быть хорошим стимулом.

Нужно создание информационной системы «Старшее поколение», которая будет включать информацию об экономических, социальных, психологических и медицинских проблемам пожилых.

Необходимо принятие регионального и муниципальных стандартов социального обслуживания, устанавливающих перечень услуг, гарантируемых пожилому населению бесплатно или на льготных основаниях.

Список литературы:

1. Камбарова Е.А., Кулебякина О.А., Чагина А.В. Анализ уровня комплексного социально-экономического развития прибрежных территорий Краснодарского края // Казанская наука. - 2013. - № 4. - С. 41-43.

2. Камбарова Е.А. Социально-экономические и экологические проблемы развития крупных рекреационных центров Краснодарского края // Региональная экономика. Юг России. - 2011. - № 12. - С. 321-334.

3. Камбарова Е.А. Анализ уровня комплексного социально-экономического развития городских территорий Краснодарского края // Региональная экономика. Юг России. - 2013. - № 2. - С. 225-229.

48 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ

4. Камбарова Е.А. Анализ социально-экономического развития сельских территорий Краснодарского края // Аграрная география в современном мире: сборник научных трудов. - Краснодар: КубГУ 2014. - С. 194-197.

5. Камбарова Е.А. Современный уровень социально-экономического развития городов-курортов Краснодарского края // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы: сборник материалов международной конференции. - Краснодар: КубГУ, 2011. - С. 149-150.

6. Камбарова Е.А. Современный уровень социально-экономического развития прибрежных территорий Краснодарского края // Региональная экономика. Юг России. - 2014. - № 1. - С. 211-215.

7. Дьяченко В.В., Дьяченко Л.Г., Малыхин Ю.А. Проблемы загрязнения ландшафтов Краснодарского края и здоровье населения // Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 101 - C. 1217-1222.

8. Социально-экономическое положение городских округов и муниципальных районов Краснодарского края: статистический сборник. - Краснодар: Краснодарстат, 2014. - 220 с.

9. Социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов в стационарных, полустационарных и нестационарных условиях [Электронный ресурс] // Официальный сайт министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края. - Режим доступа: http://new.sznkuban.ru/ dep_osn200910 (дата обращения: 12.10.2015).

10. Паспорт долгосрочной краевой целевой программы «Старшее поколение» на 2009-2013 годы утверждена постановлением главы администрации Краснодарского края от 3 июня 2009 г. № 473 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/461605722 (дата обращения: 12.10.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.