DOI 10.22394/1726-1139-2022-11-9-9 |
Эффективность государственного управления: |
взгляд экономиста ^
о
Efficiency of Public Administration: The Economist's View
В общем виде эффективность управленческой деятельности принято определять через оценку результатов функционирования системы управления в рамках анализа результирующей составляющей при осуществлении управленческой деятельности и при адекватном учете затрат.
В экономической теории понятие «эффективного результата» измеряется деньгами и предполагает, что затраты сведены к такой величине, при которой оптимальным считается сочетание минимальных затрат с максимумом экономического результата.
На стыке экономического управления и государственного управления существуют достаточно строгие, иногда математические подходы к анализу эффективности.
Однако реальные практики экономического управления существенно сложнее экономических моделей. Что же происходит? Идет «размывание» экономической эффективности политическими задачами. Это является абсолютно неизбежным и связано с тем, что к экономической эффективности добавляются критерии из иных сфер общественной и государственной жизни.
Политическая целесообразность в большинстве случаев учитывает общественные интересы. Таким образом, противопоставление политической логики экономической эффективности методологически неверно. Отказаться от политических приоритетов в конечном счете невозможно по экономическим причинам, так как именно в политической сфере формируются экономические цели развития общества. Собственно, перед нами не российская, а мировая проблема.
В результате проблема, которая могла бы иметь математическое измерение и четкое экономическое объяснение, переходит в управленческий и политологический форматы. В сложные, скажем прямо, в критические моменты часть управленческих решений, связанных с политическими приоритетами, традиционно возрастает, а экономическая часть становится менее рациональной.
Формула «пушки вместо масла» придумана и реализована вне границ нашего государства в любом его историческом названии. С экономической точки зрения эта формула означает, что издержки растут, и этот рост признается нормальным следствием мобилизационных усилий — до тех пор, пока не достигнуты политические или военно-политические цели.
Выскажем еще одну гипотезу: текущие управленческие новации — это не только желание адаптироваться к современной ситуации, но и реализация отложенной управленческой реформы, для запуска которой был необходим масштабный и общеочевидный повод.
А. Д. Хлутков
директор Северо-Западного института управления РАНХиГС,
доктор экономических наук, председатель редакционного совета
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ . № 11 . 2022
9