Перечисленные приоритеты необходимо учитывать при выработке государственно-управленческих решений в контексте социальной, промышленной, инновационно-инвестиционной и научно-технической политики для решения проблемы обеспечения экономического роста используя потенциал инвестиционной деятельности региона.
Список использованной литературы:
1. Мамутов Р.М. Определение приоритетных направлений по повышению инвестиционной привлекательности региона (на примере Республики Крым)// Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции. - Симферополь: КФУ им В.И. Вернадского, 2017. №1, С. 102-110
2. Сорокина Н.А. Место управления инвестиционной деятельностью в системе регионального стратегического планирования// Федерализм, Москва: Про-принт. - 2019. № 4, С. 22-40
3. Инвестиционная привлекательность регионов - 2018: полюсы риска. URL: https://raex-a.ru/ratings/regions/2018/att1
4. Калаврий Т.Ю. Методические подходы к классификации мегапроектов социально-экономического развития // Вестник РЭУ. 2014. № 10. С. 89-97.
5. Матушевская Е.А. Инвестиционная привлекательность города Севастополя в контексте обеспечения устойчивости его развития// Экономика и управление: Проблемы, решения, Севастополь: ООО "Издательский дом "Научная библиотека", 2016. С 90-98
© Дзина М.А., 2022
УДК 332
Егорова И.С.
аспирант ТвГТУ, г. Тверь, РФ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫМ
КОМПЛЕКСОМ РЕГИОНА
Аннотация
В эпоху цифровой трансформации управление земельно-имущественным комплексом становится определяющим вектором государственной политики, которая формируется с использованием данных Единого государственного реестра недвижимости для обеспечения качества и интеграции сведений об объектах недвижимости, защиты прав и соблюдения интересов субъектов земельно-имущественных отношений, решения экономических и социальных проблем. В статье раскрывается аспекты создания эффективной системы управления на основе разработки организационно-управленческого механизма повышения качества данных информационного ресурса.
Ключевые слова
Земельно-имущественный комплекс, Единый государственный реестр недвижимости, качество данных, дорожная карта, объект недвижимости
Управление региональным земельно-имущественным комплексом с целью устойчивого экономического развития и повышения инвестиционной привлекательности России - одна из приоритетных задач органов государственной власти и местного самоуправления. Важным инструментом эффективного управления здесь выступает Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН),
ISSN 2410-6070
международный научный журнал «инновационная наука»
№ 7-1 / 2022
как единственный источник достоверной, актуальной и полной информации об объектах недвижимости.
Более 44 миллионов объектов недвижимости в настоящее время не имеют сведений о правообладателях, что не позволяет в полной мере осуществлять налогообложение, наполнять доходную часть бюджетов. В свою очередь, немаловажными препятствием для оперативного решения управленческих задач являются многочисленные реестровые и технические ошибки, устаревшие картографические материалы, унаследованные несоответствия сведений от предыдущих реестров, отсутствие установленных границ, медленное межведомственное информационное взаимодействие, переход на новую систему государственной кадастровой оценки.
Таким образом, данные ЕГРН - это флагман в вопросах функционирования системы по управлению земельно-имущественным комплексом в регионе, поэтому исключительно сложной и многогранной проблемой является качество информационного ресурса.
Понятие «земельно-имущественный комплекс» носит дискуссионный характер, так как указанное определение не закреплено в законодательстве Российской Федерации. В научной литературе понятие «земельно-имущественный комплекс» - многоаспектное, которое содержит различные элементы управления в зависимости от определенных факторов и принадлежности к территории или конкретному предприятию.
С.И. Сай в своих исследованиях отмечает, что, будучи объектом всеобщих интересов и «сквозным» фактором процесса воспроизводства, земельно-имущественный комплекс становится центральным базовым элементом общественных отношений [1, с. 9]. Земельные отношения в структуре
общественных отношений занимают центральное положение, регулирующие экономическую, социально-демографическую, политическую и иные сферы общественного воспроизводства.
В свою очередь, «земельно-имущественный комплекс» - это многогранное, системообразующее понятие, представленное сложноорганизованной структурой, опирающийся на земельные ресурсы, как пространственный базис существования человечества и хозяйственной деятельности, где взаимоувязаны объекты недвижимости, имущественные права/ограничения, субъекты управления и правоотношения.
Исходя из вышеизложенного, выведем универсальную формулу, которая наиболее точно характеризует земельно-имущественный комплекс как единое целое (рис. 1):
с
Земельный участок
Объекты недвижимости, как улучшения ЗУ
Имущественные права/
ограничения
с 4
ЗИК
V )
Субъект управления
Субъект права
Рисунок 1 - Формула, характеризующая земельно-имущественный комплекс
При таком подходе земельно-имущественный комплекс рассматривается как совокупность, созданная в определенных пространственно-временных условиях, здесь базой совокупности и основным элементом выступает земельный участок, а другими активными элементами в существующей совокупности взаимосвязей всей системы являются люди как субъекты управления и права.
В системе управления земельно-имущественным комплексом на современном этапе развития первоочередная роль отводится формированию информационного пространства. Одним из ведущих принципов правового регулирования отношений, как в информационном пространстве, так и в системе управления земельно-имущественным комплексом является достоверность информации и
своевременность ее предоставления.
Разработка организационно-управленческого механизма наполняемости и повышения качества данных ЕГРН невозможна без детального анализа современного состояния информационного обеспечения системы управления. Выявление специфических особенностей способствует созданию более эффективной методологии.
Исследование состояния информационного обеспечения разделим на следующие сферы: общая характеристика региона; состояние и использование земель; учетно-регистрационная сфера; повышение качества данных; кадастровая оценка; цифровизация; кадровый потенциал; экономическая эффективность.
В результате анализа современного состояния информационного обеспечения земельно-имущественного комплекса региона выявляются основные проблемы и приоритетные направления разработки организационно-управленческого механизма наполняемости и повышения качества данных ЕГРН - Дорожной карты.
При Дорожном картировании определены цели, задачи, план мероприятий и ключевые показатели эффективности. Основополагающие аспекты Дорожной карты представлены (см. в табл.1).
Таблица 1
Разработка проекта «Дорожной карты»
Название Дорожной карты «Данные Единого государственного реестра недвижимости как фактор развития системы управления земельно-имущественным комплексом региона»
Цель дорожной карты формирование полных и точно определенных данных Единого государственного реестра недвижимости для принятия оперативных и эффективных решений в системе управления земельно-имущественным комплексом региона
Основные задачи повышение наполняемости информационного ресурса качественными и точно определенными сведениями об объектах земельно-имущественного комплекса
внедрение эффективного и оперативного межведомственного информационного взаимодействия
создание дополнительных инструментов, цифровых технологий, инноваций для упрощения и автоматизации услуг повышение доходной части бюджетов региона от налогов и сборов
совершенствование кадровых компетенций для обеспечения эффективного предоставления государственных услуг и решения управленческих задач
Императивы «Комплексность», «Достоверность», «Технологичность», «Оперативность», « Результативность»
Сроки реализации Ответственные исполнители
3 года Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, органы государственной власти, органы местного самоуправления, бюджетные учреждения в сфере кадастровой оценки
Организационно-управленческий механизм наполняемости и повышения качества данных об объектах недвижимости - является основным ориентиром Дорожной карты. Цель, задачи и императивы определяют основные мероприятия, необходимые для достижения ключевых показателей внедрения указанного проекта.
В заключении отметим, что использование Дорожной карты позволяет проводить эффективную деятельность в системе управления земельно-имущественным комплексом, и в конечном итоге, способствует достижению основной цели - формирование полной и достоверной инфраструктуры об объектах недвижимости для содействия социально-экономическому развитию регионов и страны в целом.
Список использованной литературы:
1. Сай С. И. Земельно-имущественный комплекс России как объект регулирования // Журнал «Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование». - 2001.- №4(9).- С. 5-12.
© Егорова И.С., 2022