Научная статья на тему 'Эффективность государственного регулирования регионального АПК'

Эффективность государственного регулирования регионального АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
658
508
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / МЕХАНИЗМЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / GOVERNMENT REGULATION OF AGRICULTURE / THE EFFECTIVENESS OF STATE REGULATION / MECHANISMS AND FORMS OF STATE REGULATION / AND INDICATORS FOR THE EFFECTIVENESS OF STATE-STATE REGULATION OF AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жангоразова Ж. С., Устова Дж А.

В статье обосновываются эффективные механизмы и формы государственного регулирования аграрного сектора в соответствии со стратегическими целыми развития конкретных территорий и с учетом возможных изменений в структуре АПК региона. Дается оценка эффективности государственной бюджетной поддержки аграрного сектора Кабардино-Балкарской республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effectiveness of state regulation of regional agriculture

In the article the effective mechanisms and forms of state regulation of the agricultural sector in line with the strategic development of the whole and specific areas, taking into account possible changes in the structure of agribusiness in the region. Assesses the effectiveness of state budget support to the agricultural sector of the Kabardino-Balkaria.

Текст научной работы на тему «Эффективность государственного регулирования регионального АПК»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК

ЖАНГОРАЗОВА Ж.С.,

доктор экономических наук, профессор, Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В.М. Кокова,

е-mail: zhangorazova@list.ru;

УСТОВА ДЖ.А.,

соискатель,

Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В.М. Кокова,

е-mail: ustova_da@narod.ru

В статье обосновываются эффективные механизмы и формы государственного регулирования аграрного сектора в соответствии со стратегическими целыми развития конкретных территорий и с учетом возможных изменений в структуре АПК региона. Дается оценка эффективности государственной бюджетной поддержки аграрного сектора Кабардино-Балкарской республики.

Ключевые слова: государственное регулирование сельского хозяйства; эффективность государственного регулирования; механизмы и формы государственного регулирования; показатели и индикаторы эффективности государственного регулирования агропромышленного комплекса.

In the article the effective mechanisms and forms of state regulation of the agricultural sector in line with the strategic development of the whole and specific areas, taking into account possible changes in the structure of agribusiness in the region. Assesses the effectiveness of state budget support to the agricultural sector of the Kabardino-Balkaria.

Keywords: government regulation of agriculture; the effectiveness of state regulation, mechanisms and forms of state regulation; and indicators for the effectiveness of state-state regulation of agriculture.

Коды классификатора JEL: Q12, Q13, Q18.

Необходимость государственного регулирования и поддержки аграрного сектора сегодня очевидна. Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя набор хозяйственных и социальных функций, что в первую очередь отражается в его экономической политике. Государственная экономическая политика, в свою очередь, является инструментом реализации стратегии государства. И именно она конкретизирует принципы государственного вмешательства в экономику для реализации стратегических целей. Таким образом, в каждый конкретный период развития экономики направления государственного регулирования, соответственно формы и методы, а также их соотношения различны. Неизменными должны оставаться только принципы и стратегические ориентиры государственного регулирования. В настоящее время основными (значимыми) механизмами государственного регулирования АПК России являются: государственное программирование (различные федеральные и региональные программы развития, поддержки отдельных отраслей или сфер АПК) и прямые субсидии. Основными задачами, которые необходимо решать путем государственного вмешательства на современном этапе развития аграрного сектора являются:

S формирование новой инновационно-инвестиционной и структурной политики, проведение адекватной финансово-кредитной и инвестиционной политики, обеспечение налоговых льгот для АПК в период его восстановления на новой технической и технологической основе;

S развитие рыночной и производственной инфраструктуры;

S управление эффективностью аграрного производства и поддержание доходов сельскохозяйственных товаро-

производителей, с учетом регионального и зонального разнообразия и на основе принципов протекционизма по отношению к отечественным товаропроизводителям;

S пересмотр региональной политики и разработка новой модели оптимизации как территориального размещения АПК, так и оптимальной модели внутри агропромышленного комплекса. Так поддержка отдельных отраслей, путем реализации государственных программ, например, «Развития животноводства» приводит к структурным изменениям внутри сельского хозяйства, т.е. увеличивается продукция животноводства и если пропорционально данному увеличению не

© Ж.С. Жангоразова, Дж.А. Устова, 2011

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

178

Ж.С. ЖАНГОРАЗОВА, ДЖ.А. УСТОВА

расширяются производственные мощности перерабатывающих предприятий или, скажем не создаются соответствующие логистические условия, эффективность от реализации программы, безусловно, не достигается.

Все программы поддержки АПК принято разделять на две группы:

1) Меры, направленные на увеличение выручки производителей, например, прямые субсидии производителям, интервенции на рынках.

2) Меры направленные на снижение издержек сельскохозяйственных товаропроизводителей: компенсация затрат на средства производства, субсидирование кредита и т.д.

Таблица 1

Динамика и структура бюджетных ассигнований в сельское хозяйство КБР (тыс. руб.)

2008 г. 2009 г. 2010 г.

план факт план факт план факт

Экономика в целом 1758026,6 1647353,5 4703856,9 4079389,8 4072227,2 3794286,4

Сельское хозяйство и рыболовство 336996,0 306904,9 1016974,2 981872,9 1488273,5 1449439,7

Государственная поддержка сельского хозяйства 431787,2 423906,4 879 844,6 851 043,0 1307990,3 1276013,2

Доля бюджетных ассигнований на поддержку сельского хозяйства в общем объеме ассигнований в экономику КБР, % 24,6 25,7 18,7 20,8 32,1 33,6

Федеральные целевые программы 9666,7 9666,7 40 640,0 39 809,5 21 327,3 21 320,0

Субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ (средства регионального бюджета) 2879,6 2879,6 139 503,0 139 289,3 29 204,5 26 021,7

Доля бюджетных ассигнований в сельское хозяйство республики фактически увеличилась с 25,7% до 33,6%, то есть на 7,9% или на 852,1 млн. руб. В целом бюджетные ассигнования в экономику КБР увеличились в 2,3 раза, а объем государственной поддержки сельского хозяйства в 3 раза.

Анализ субсидий на меры, направленные на снижение издержек сельскохозяйственного производства в республике, показывает, что уровень компенсаций по всем направлениям значительно увеличивается: от 2,2 раза по субсидиям на закладку многолетних насаждений до 13,7 раза на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам. Значительно увеличилась поддержка региональных программ развития сельского хозяйства за счет средств республиканского бюджета. Это в основном программы поддержки овцеводства и развития виноградарства и виноделия в КБР.

Таблица 2

Динамика субсидий в разрезе отдельных мероприятий по поддержке сельского хозяйства

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2008/2010 гг.

Государственная поддержка отраслей сельского хозяйства 423906,4 851043,0 1276013,2 В 3 раза

Субсидии на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на уплату процентов по кредитам 48071,9 155900,0 131413,8 В 2,7 раза

Возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям АПК части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам 24583,7 221491,9 337 959,3 В 13,7 раза

Субсидии на поддержку племенного животноводства 12040,0 96875,0 63434,0 В 5,2 раза

Субсидии на поддержку элитного семеноводства 1227,5 6355,7 8990,4 В 7,3 раза

Субсидии на закладку и уход за многолетними насаждениями 6108,4 61444,0 13693,8 В 2,2 раза

Субсидии на компенсацию части затрат на страхование урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений 18065,9 39625,0 56170,6 В 3,1 раза

Поддержка экономически значимых региональных программ 554,7 139289,3 524757,3 В 946 раз

В структуре расходов на аграрный сектор продолжают преобладать меры прямой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей - меры «желтого ящика» (в терминах ВТО). Доля же расходов на формирование институтов и инфраструктуры сельского хозяйства все еще остается невысокой. Таким образом, отличительной особенностью расходов на аграрный сектор является, то что они растут в постоянных ценах, причем этот рост не сопровождается адекватным ростом ни объемов производства, ни эффективности агропромышленного комплекса. Основной проблемой бюджетной политики в области поддержки сельского хозяйства является отсутствие адекватных механизмов определения объемов и направлений финансирования АПК. Еще большую проблему представляет собой оценка эффективности государственного регулирования. Формально, оценка дается по данным мониторинга выполнения той или иной программы или мероприятия, то есть оценивается «что выполнено из запланированных

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК

179

мероприятий» в части использования бюджетных средств. А самый главный вопрос «что это дало для развития АПК» остается открытым. Оценивать эффективность государственной поддержки сельского хозяйство и осуществлять контроль за государственными расходами в аграрном секторе крайне сложно еще и вследствие несоответствия формы отражения бюджетных расходов в структуре бюджета применяемым государственным программам и декларируемым целям аграрной политики. В используемых в настоящее время мониторингах результатов выполнения программ отсутствует система качественных и количественных индикаторов для оценки степени достижения целей каждой из программ. Информация, используемая в мониторинге не отвечает потребностям анализа ни по релевантности, ни по пертинентности. Безусловно, что при оценке эффективности государственного регулирования АПК традиционные подходы, основанные на соизмерении эффекта (результата) с затратами, не могут быть использованы. В данном случае, необходимо оценивать степень достижения стратегических целей.

Таким образом, эффективность государственного регулирования АПК должна рассматриваться с трех позиций:

■ степень достижения стратегических целей;

■ рост эффективности в отраслевом разрезе (по каждой программе или мероприятию);

■ достижение устойчивого развития территории.

Анализ и оценка по этим направлениям включает систему количественных и качественных индикаторов, а также экспертных оценок. При анализе, необходимо учитывать также возможность возникновения в процессе поддержки отдельных отраслей сельского хозяйства диспропорций внутри сфер АПК. Необходимо исследовать соотношения между отраслями сельского хозяйства и производственными мощностями перерабатывающих предприятий (особенно это касается увеличения доли скоропортящихся продуктов) и емкостью регионального аграрного рынка.

Эффективность государственного регулирования регионального АПК в конечном итоге отражается в устойчивом развитии сельских территорий, в росте социальных показателей и уровня жизни населения региона. Система индикаторов, характеризующая эффективность, представлена в табл. 3.

Таблица 3

Динамика уровня социально-экономического развития КБР

Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Валовой региональный продукт, млн руб. 43309,7 48908,7 58093,4 66427,1 74100,0

- на душу населения, руб. 48517,7 54872,3 65137,1 74377,8 86192,9

Продукция сельского хозяйства, млн руб. 14555,7 16746,0 19458,6 20504,7 24136,0

- продукция растениеводства 8119,9 9128,8 11161,0 10930,3 13628,2

- продукция животноводства 6435,8 7617,3 8297,6 9574,4 10507,8

Доля продукции сельского хозяйства в ВРП, % 33,6 34,2 33,5 30,9 32,6

Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб. 5080,1 6643,1 8589,3 9581,8 11309,2

Среднемесячная начисленная заработная плата, в экономике в целом, руб. 5851,4 7213,9 9033,9 10777,4 11663,2

- в сельском хозяйстве 3379,9 4253,4 5142,9 6574,4 7141,4

Расходы консолидированного бюджета КБР, всего, млн руб. 10561,6 14566,3 19258,8 22321,4 23198,8

- в сельское хозяйство 221,1 306,9 523,6 997,3 1464,4

- % в общих расходах 2,1 2,1 2,7 4,5 6,6

Сальдированный финансовый результат деятельности организаций, всего, млн руб. -384,4 408,3 -390,2 -606,2 -630,2

- сельскохозяйственные предприятия -83,4 -81,9 45,2 6,7 -66,0

Таким образом, эффективность государственного регулирования проявляется:

S во-первых, в темпах роста, улучшении структуры (отраслевой, по сферам АПК, рыночной, в части спроса и предложения), в росте занятости, росте доходов, как хозяйствующих субъектов, так и населения, в повышении жизненного уровня;

S во-вторых, в уровне социальной напряженности, в оценке деятельности государства, в качестве жизни населения и т.п. Эффективность использования государственных бюджетных средств во многом зависит не только от контроля за целевым использованием средств, но и от мониторинга именно эффективности. Для создания системы мониторинга эффективности расходов в АПК необходимо привести в соответствие: программы господдержки со стратегическими целями развития аграрного сектора; формы отражения бюджетных расходов реализуемым государственным программам и целям аграрной политики; повысить прозрачность бюджета; отражать все расходы на аграрный сектор в одном разделе бюджетного классификатора в явном виде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузнецова О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов // Вопросы экономики. 2002. № 4.

2. Перспективы реформирования аграрной политики России. М.: ИЭПП, 2004.

3. Устойчивое развитие сельских территорий: вопросы стратегии и тактики / Под ред. В.М. Баутина. М.: ФГНУ «Росинформанро-тех», 2004.

4. Экономическое мышление: философские предпосылки / Е.Н. Калмычкова, И.Г. Чаплыгина. М.: ИНФРА-М, 2005.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.