Научная статья на тему 'Эффективность деятельности органов местного самоуправления в сфере культуры: проблемы и основные характеристики'

Эффективность деятельности органов местного самоуправления в сфере культуры: проблемы и основные характеристики Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
890
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СФЕРА КУЛЬТУРЫ / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Тарасова И.А.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами отношений органов местного самоуправления и учреждений культуры. Рассмотрены предложения по разработке проекта многофункционального культурного центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Тарасова И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность деятельности органов местного самоуправления в сфере культуры: проблемы и основные характеристики»

168 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ

управление в XXI веке: Теория, методология, практика. - 2014. - № 14. -С. 114-119.

9. Шугрина Е.С. Контроль за деятельностью и ответственность власти: муниципальный уровень. - М., 2012. - 159 с.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ: ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

© Тарасова И.А.*

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

г. Владивосток

В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами отношений органов местного самоуправления и учреждений культуры. Рассмотрены предложения по разработке проекта многофункционального культурного центра.

Ключевые слова органы местного самоуправления, муниципальная сфера культуры, учреждения культуры.

Острота внимания к проблеме эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере культуры обусловлена рядом факторов. Задача переориентации командно-административного управления сферой культуры на управление в современных условиях является делом неотложным и принципиальным. Ведь без создания эффективной системы влияния государства на эти процессы невозможна реализация новой государственной и муниципальной сферы культуры. Сегодня необходимо переосмыслить роль местного самоуправления в сфере культуры, в связи с тем, что существовавшая ранее система управления, на уровне муниципалитетов в частности, не учитывает изменения, которые произошли в культуре и нашем обществе в начале XXI века.

Деятельность органов местного самоуправления в сфере культуры направлена на создание, распространение и сохранение культурных ценностей на территории муниципального образования. Органы местного самоуправления в своей работе должны руководствоваться тем, что Российская Федерация признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей. Народы и иные этнические общности в Российской Федерации име-

* Студентка кафедры Государственное и муниципального управления.

ют право на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания [1, с. 6].

Городской округ закрытое административно-территориальное образование (ГО ЗАТО) Фокино является муниципальным образованием, единой административно-территориальной единицей в составе Приморского края, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется устав, муниципальная собственность, местный бюджет, выборные и иные органы местного самоуправления.

Основная цель культурной политики городского округа - сохранение и развитие культурного потенциала, создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала города, сохранение культурного наследия и культурных традиций, создание единого культурного пространства.

Органы местного самоуправления ГО ЗАТО Фокино рассматривают культурно-досуговые учреждения как фактор развития территории. Задача органов местного самоуправления заключается в практике создания культурной среды города, сохранении и приумножении культурных традиций и местной идентичности, в создании условий для социальной интеграции всех слоев местного сообщества. Вся работа направлена на повышение качества предоставляемых услуг и максимальный охват населения культурными мероприятиями, создание благоприятных комфортных условий для работы учреждений культуры.

Отдел культуры администрации городского округа ЗАТО Фокино является структурным подразделением администрации городского округа, созданным для решения вопросов местного значения в области культуры, охраны и сохранения объектов культурного наследия муниципального значения. Возглавляет отдел культуры начальник отдела, назначаемый главой администрации г. Фокино.

Учреждения культуры г. Фокино работают в соответствии с программой «Сохранение и развитие культуры и искусства городского округа ЗАТО г. Фокино на 2013-2015 гг.» С 2013 г. в городе работает Муниципальная целевая программа «Организация и проведение городских праздников и культурно-массовых мероприятий городского округа ЗАТО город Фокино на 20132016-ые годы».

Услуги культуры населению городского округа ЗАТО город Фокино предоставляют 6 учреждений культуры: одно муниципальное казённое учреждение и пять муниципальных бюджетных учреждений, автономных учреждений на территории городского округа нет.

В настоящее время существование сферы культуры дает возможность стабильного производства муниципальных услуг в области культуры, наполнения культурной среды. Но сама сфера культуры нуждается в реформи-

170 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ

ровании, в более точном позиционировании своей деятельности на рынке культурных услуг в городе и регионе.

В городском округе проживает 31565 человек. Детей в возрасте от 4 до 17 лет - 4347 человек (возраст активного участия в творческих коллективах и кружках).

Анализ отчётов учреждений культуры показал, что в сфере дополнительного образования занято человек:

1. Дом детского творчества - 1187 человек.

2. МОУ ДОД «Детская школа искусств г. Фокино», МОУ ДОД «Детская школа искусств г. Фокино п. Дунай» - 578 человек.

3. МБУ ЦКИ «Спутник», МБУ Д/К «Восход», МБУ Д/К «Путятин» -670 человек.

Итого в сфере дополнительного образования занято 2435 человек, остальные 1912 человек в возрасте от 4 до 17 лет, проживающие на территории городского округа, не имеют возможность для самореализации и участия в творческих проектах [2].

Были проанализированы технические документы учреждений культуры и сделан вывод о том, что площадь учреждений культуры (кроме Школ искусств в г. Фокино и п. Дунай) города недостаточна. Не все имеющиеся учреждения культуры отвечают современным требованиям.

Значительной проблемой становится старение кадрового ресурса учреждений, отсутствие у сотрудников и руководителей навыков инновационной деятельности, управленческой подготовки, которая позволила бы выстроить новую успешную стратегию деятельности учреждения, основанную на принципе самостоятельного поведения на рынке услуг, понимании стратегических задач всей муниципальной культурной политики.

Дальнейшему процессу развития учреждений культуры мешают следующие проблемы:

- отсутствие сформированной системы мониторинга процессов в сфере культуры, отражающей потребности жителей города и качественные показатели деятельности учреждений культуры;

- слабое развитие системы привлечения в муниципальную систему культуры внебюджетного финансирования;

- отсутствие системы повышения квалификации кадров в сфере менеджмента культуры;

- низкий, в целом, уровень материально-технической оснащенности учреждений культуры;

- отсутствие в городе современного концертного зала с соответствующим техническим оснащением для проведения значительных социально-культурных событий регионального уровня;

- площадь учреждений культуры города недостаточна. Не все имеющиеся учреждения культуры отвечают современным требованиям.

Опыт последних лет реальной практики становления системы местного самоуправления в Российской Федерации показывает, что эти проблемы можно решить с помощью строительства многофункционального центра культуры.

Многофункциональный центр (МФКЦ) - принципиально новый подход к развитию культуры города. В Многофункциональный культурный центр городского округа ЗАТО город Фокино будет входить: многофункциональный зрительный зал (театрально--зрелищный, кинозал, лекционный зал), музей, выставочный зал, медиатека.

Многофункциональный культурный центр ГО ЗАТО Фокино должен стать новой формой организации культурного досуга, он будет совмещать функции учреждения культуры (проводить выставки, спектакли, кинопоказы) и образовательного центра (предлагать населению услуги медиатеки, курсы, творческие студии и мастерские). Кроме того, многофункциональный центр станет общественным пространством, предлагая площадки для досуга, проведения дискуссионных клубов, самоорганизации жителей.

Реализация проекта по размещению МФКЦ позволит создать благоприятные условия для полноценного межнационального культурного обмена, повышения качества жизни граждан и создания комфортной среды, развития городской инфраструктуры и создания новых рабочих мест, предотвращения оттока населения, особенно молодежи, повышения качества услуг сферы культуры, туризма, физкультуры и спорта.

Список литературы:

1. Игнатьева Е.Л. К вопросу об уточнении полномочий органов власти в области культуры / Е.Л. Игнатьева// Справочник руководителя учреждений культуры. - 2011. - № 7. - С. 5-13.

2. Официальный сайт администрации МО ЗАТО г. Фокино [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ht:tp://ht:tp://www. adm.fokino-prim.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.