Научная статья на тему 'Актуальные проблемы и перспективы развития сферы культуры и досуга населения муниципального образования пригорода мегаполиса'

Актуальные проблемы и перспективы развития сферы культуры и досуга населения муниципального образования пригорода мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1308
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ДОСУГ / УПРАВЛЕНИЕ / АДМИНИСТРАЦИЯ / УЧРЕЖДЕНИЯ / ПРОГРАММЫ / НАСЕЛЕНИЕ / МЕГАПОЛИС / ПРИГОРОД / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / ПУШКИН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов Михаил Олегович

В статье раскрыты актуальные проблемы развития сферы культуры и досуга населения на уровне муниципального образования, определены направления совершенствования экономических и административных процессов в данной сфере с учетом специфики ситуации в конкретном пригороде мегаполиса г. Пушкин, Санкт-Петербург. В России администрирование большинства социально-экономических процессов в сфере культуры и досуга населения делегировано на уровень конкретных локальных мест. В этом свете исследование проблем и выявление возможных перспектив развития в данной части социальной сферы следует осуществлять в соответствии с реальной ситуацией в определенном административно-территориальном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы и перспективы развития сферы культуры и досуга населения муниципального образования пригорода мегаполиса»

ЭКОНОМИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОТРАСЛЯМИ, КОМПЛЕКСАМИ: КУЛЬТУРА

УДК 332.122:379.8:008

Смирнов М. О.

Актуальные проблемы и перспективы развития сферы культуры и досуга населения муниципального образования пригорода мегаполиса

В статье раскрыты актуальные проблемы развития сферы культуры и досуга населения на уровне муниципального образования, определены направления совершенствования экономических и административных процессов в данной сфере с учетом специфики ситуации в конкретном пригороде мегаполиса - г. Пушкин, Санкт-Петербург. В России администрирование большинства социально-экономических процессов в сфере культуры и досуга населения делегировано на уровень конкретных локальных мест. В этом свете исследование проблем и выявление возможных перспектив развития в данной части социальной сферы следует осуществлять в соответствии с реальной ситуацией в определенном административно-территориальном образовании.

Ключевые слова: культура, досуг, управление, администрация, учреждения, программы, население, мегаполис, пригород, муниципальное образование, Санкт-Петербург, Пушкин.

ГРНТИ: Экономика/Экономические науки: 06.71.41 Экономика культуры.

ВАК: 08.00.05

Smirnov M. O.

Current issues and prospects for the development of the culture and leisure sphere for the metropolitan suburbs municipality population

The article deals with the problems of the culture and leisure sphere at the municipal level, the directions for the economic and administrative processes improvement in Pushkin, St. Petersburg are identified. In Russia the most social and economic processes administration in the culture and leisure sphere has been transferred to the local level. The study of current problems and the identification of possible development

© Смирнов М. О., 2018 © Smirnov M. O., 2018

prospects in this part of the social sphere should be carried out in accordance with the actual situation in a certain administrative-territorial formation.

Key words: culture, leisure, management, administration, facilities, suburb metropolis population, municipality, St. Petersburg, Pushkin.

JEL classifications: H 49, Z 10

В последнее время стала очевидной концентрация многих экономических и административных процессов в сфере культуры и досуга населения на муниципальном уровне. В этой связи представляется актуальным и для теоретиков, и для практиков государственного управления в сфере услуг рассматривать проблематику управления данными процессами и их развития именно на низовом уровне административно-территориального деления. В качестве типового примера предлагаем рассмотреть текущую ситуацию в МО город Пушкин (Санкт-Петербург).

Отметим, что еще более 10 лет назад, в 2005 г., территория одного из мегаполисов Российской Федерации - г. Санкт-Петербурга - была разделена на 18 районов. Сегодня в границах данных районов располагаются 111 внутригородских муниципальных образований: 81 округ, 9 городов, 21 поселок. В рассматриваемом нами в качестве пригорода Санкт-Петербурга Пушкинском районе проживает порядка 150 тыс. человек или около 3 % населения города, в том числе непосредственно в границах муниципального образования МО г. Пушкин -примерно 100 тыс. человек [14; 17].

Характеризуя объект нашего внимания, необходимо отметить, что сам город Пушкин (бывш. Царское Село) обладает богатым культурно-историческим наследием, на его территории располагается множество дворцово-парковых ансамблей, памятников архитектуры и искусства, музеев и других учреждений культуры. В настоящее время фактически

на территории МО г. Пушкин расположены восемь учреждений культуры, однако в ведении местной администрации находятся только два муниципальных бюджетных учреждения, не имеющих историко-культурной ценности: Муниципальное бюджетное учреждение «Куль-турно-досуговый центр «София» (МБУ КДЦ «София») и Муниципальное бюджетное учреждение «Спортивно-культурный центр имени А.А. Алёхина» (МБУ СКЦ им. А.А. Алёхина) [10; 13; 15].

В лице учредителя указанных учреждений местная администрация осуществляет следующие функции: принимает решение о создании, реорганизации, ликвидации учреждения (его филиалов); формирует и утверждает государственное (муниципальное) задание. Все подведомственные муниципальному образованию учреждения действуют на основании Уставов муниципальных бюджетных учреждений, утвержденных постановлениями Администрации МО г. Пушкин. Непосредственная координация работы в сфере культуры и досуга населения осуществляется сотрудниками отдела местной администрации МО г. Пушкин, при этом, помимо данного спектра задач, в ведении данного подразделения находятся и иные направления деятельности администрации: благоустройство, социальная работа и др. [9].

В настоящее время организация и проведение культурно-массовых мероприятий, наряду с созданием условий для развития физической культуры и спорта на территории МО г. Пушкин, отмечены в приоритетных направлениях бюджетной политики муниципального образования, однако при этом в структуре расходов бюджета анализируемой административно-территориальной единицы Санкт-Петербурга в рассматриваемый период наблюдалась тенденция сокращения финансирования данного направления [10].

Объем финансирования из бюджета муниципального образования г. Пушкин, предоставляемый учреждениям в виде субсидий, представлен в табл. 1 (сост. на основе данных [10]).

Таблица 1

Бюджетное финансирование учреждений культуры и организации

досуга населения МО г. Пушкин

Наименование учреждения Объем бюджетного финансирования, тыс. р.

2015 г. 2016 г. 2017 г.

Муниципальное бюджетное учреждение «Культурно-досуговый центр «София» 21889,0 22122,7 34 992,0

Муниципальное бюджетное учреждение «Спортивно-культурный центр имени А.А. Алёхина» 11955,1 12 172,5 12 482,7

Как видно из таблицы, объем финансирования учреждений год от года возрастал, однако на наш взгляд, эти изменения по факту не превышали текущий уровень реальной среднегодовой инфляции в стране. Это не позволяет говорить о позитивных тенденциях в плане предоставляемой учреждениям в виде субсидий финансовой поддержки. Исключением здесь является значительное увеличение финансирования (в муниципальных масштабах) КДЦ «София» в 2017 г., что позволяет говорить о некоторых положительных тенденциях в данной области в прошлом году.

Всего в МБУ КДЦ «София», согласно отчетам учреждения за 2017 г., занимается 653 человек в 11 клубных образованиях. В 2017 г. МБУ КДЦ «София» организовало и провело 91 мероприятие, в том числе досуговых мероприятий на безвозмездной основе - 76, на плат-

ной основе - 15. Коллективы МБУ КДЦ «София» приняли в 2017 г. участие в конкурсах и фестивалях. В рамках муниципального задания обеспечивалось звуковое сопровождение общегородских мероприятий и прочие [13]. Отметим, что еще в 2015 г. МБУ КДЦ «София» выполнили ряд ремонтных работ, а также обновление материально-технической базы, в т. ч. был проведен ремонт в лекционном зале и малом лекционном зале, закуплена новая мебель [13].

МБУ СКЦ им. А.А. Алёхина работает по двум направлениям - детская шахматная школа и организация работы с разновозрастными любителями шахмат, для которых организуются шахматные турниры, приуроченные к различным памятным и праздничным датам. Всего в МБУ СКЦ им. А.А. Алёхина обучаются 220 детей в том числе на бесплатной основе 194 человек и 26 человек на платной основе [15]. В 2017 г. на базе МБУ СКЦ им. А.А. Алёхина проведено 175 спортивных мероприятий (турниров) для детей, ветеранов, взрослого населения. Работа клуба в выходные и праздничные дни, позволяет жителям города разнообразить свой досуг в том числе и игрой в шахматы [15].

Следует отметить, что рассматриваемые учреждения находятся в удовлетворительном техническом состоянии - здания учреждений не находятся в аварийном состоянии и не требуют проведения капитального ремонта.

При анализе работы учреждений культуры и досуга, подведомственных администрации МО г. Пушкин, стоит учитывать тот факт, что эффективность деятельности данных учреждений в немалой степени зависит от уровня образования, творческого потенциала, опыта и самоотдачи их сотрудников и руководителей. Количество сотрудников учреждений согласно их штатному расписанию за последние годы можно охарактеризовать как стабильное [10].

При этом, несмотря на общее стабильное количество сотрудников учреждений в последнее время, в штате организаций практически отсутствует молодежь (менее 10 % от общего числа сотрудников). Причиной непривлекательности работы в рассматриваемых учреждениях МО г. Пушкин, на наш взгляд, является относительно низкий уровень заработной платы их сотрудников. Согласно имеющимся данным, средняя заработная плата сотрудников учреждений культуры и досуга МО г. Пушкин за 2016-2017 гг. по факту лишь незначительно превышала 30000 р. Да, она планомерно повышалась год от года, однако при этом данный уровень заработной платы не соответствует среднему уровню заработной платы в регионе: в Санкт-Петербурге по итогам 2017 г. данный показатель составлял порядка 47200 р. Заметим, при этом, что в статистике доходов сотрудников в сфере культуры по муниципальным образованиям в официальной отчетности по Пушкинскому району Санкт-Петербурга приведены фантастические для сферы культуры значения - в среднем, более 50000 р. в месяц. Показатели, которые пока в объективной реальности, в основном, недостижимы для анализируемых нами организаций, как и для культурно-досуговой сферы в целом [10; 18].

Анализ квалификационного состава работников учреждений культуры МО г. Пушкин показал, что только 25 % от общего числа всех сотрудников имеют высшее образование. Соответственно, в этом плане относительно кадрового состава сотрудников учреждений культуры и досуга МО наблюдаются определенные проблемы.

Помимо самих культурно-досуговых учреждений, значительную роль в развитии сферы культуры и досуга населения муниципального образования играют различные целевые программы. Последнее время на территории МО г. Пушкин реализуются четыре целевые программы в области культуры и организации досуга населения.

Данные программы разрабатываются и утверждаются сроком на один год, следовательно, в зависимости от объемов финансирования программ, меняется и перечень программных мероприятий. Исполнители программ определяются в порядке, установленном федеральным законом РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», рассмотрим данные программы более подробно.

Первая программа - ведомственная целевая программа по организации и проведению местных и участие в организации и проведении городских праздничных и иных зрелищных мероприятий «Календарь знаменательных дат». Основной целью данной программы является организация местных и участие в организации и проведении городских праздничных и иных зрелищных мероприятий на территории муниципального образования город Пушкин, привлечение жителей муниципального образования города Пушкина и гостей города, к участию в культурно-досуговых мероприятиях города, а также ознакомление с историей города, театральной, художественной, музыкальной и спортивной деятельностью.

В ходе достижения данной цели программой решаются следующие задачи: организация и проведение местных и участие в организации и проведении городских праздничных и иных зрелищных мероприятий; поздравление граждан с соответствующим праздничным днем и знаменательной датой; повышение самоуважения граждан, как жителей замечательного г. Пушкина (Царского Села), с его многовековой историей, а также воспитание у жителей уважительного отношения к землякам и согражданам [10].

В 2017 г. в рамках программы было проведено более 52 мероприятий, в т. ч. Крещение, День освобождения Ленинграда от блокады,

Масленица, День Победы, День основания Царского Села, Международный День пожилых людей, День матери, Международный День инвалидов, Новый год и пр. [9].

Вторая программа - ведомственная целевая программа по организации и проведению мероприятий по сохранению и развитию местных традиций и обрядов «Традиционные местные мероприятия». Основной целью программы является задействование населения, проживающего на территории муниципального образования город Пушкин, к участию в конкурсах местного масштаба.

В ходе достижения данной цели программой решаются следующие задачи: награждение и поздравление граждан города Пушкина за многолетнюю и добросовестную работу; награждение и поздравление организаций, в том числе и общественных, длительное время работающих на территории муниципального образования в области здравоохранения, образования, социальных, жилищно-коммунальных, физической культуры и спорта и других направлениях; поддержка реализации проектов и программ социальной направленности, в том числе литературных таланты жителей города, касающиеся истории города Пушкина (Царского Села), Великой Отечественной Войны и др. В 2017 г. в рамках программы проведено более 10 мероприятий [9; 10].

Третья программа - ведомственная целевая программа по организации и проведению досуговых мероприятий для жителей муниципального образования. Основной целью программы является привлечение детей и подростков, проживающих на территории муниципального образования, к участию в культурно-досуговых мероприятиях города, а также ознакомление с историей города, театральной, художественной, музыкальной деятельностью.

В ходе достижения данной цели программой решаются следующие задачи: задействовать жителей в проведении городских досуго-вых мероприятиях; выявлять и поддерживать таланты; организовывать отдых в период школьных каникул детей, в том числе находящихся под опекой (попечительством); развивать семейные формы организации досуга населения; просвещение жителей в области культуры и др. В 2017 г. проведено более 25 мероприятий в рамках данной программы [9; 10].

Четвертая программа - ведомственная целевая программа по обеспечению условий для развития на территории муниципального образования физической культуры и массового спорта, организация и проведение официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципального образования.

Главной целью этой программы является создание условий для эффективного использования возможностей физической культуры и спорта во всестороннем физическом и духовном развитии личности, укреплении здоровья и профилактике заболеваний, рациональном проведении досуга, адаптации к условиям современной жизни, формировании потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, создание для этого необходимых условий.

В ходе достижения данной цели программой решаются следующие задачи: организация мероприятий спортивного направления для населения муниципального образования город Пушкин; пропаганда здорового образа жизни среди молодежи; улучшение информационного сопровождения мероприятий по физической культуре и спорту на территории муниципального образования город Пушкин; создание

и VI V V V

условий для занятий физической культурой и спортом для жителей муниципального образования Пушкина. В соответствии с отчетностью

местной администрации в 2017 г. в ходе реализации программы проведено более 10 мероприятий [9; 10].

В целом, данные программы направлены на повышение активности населения в общественной жизни муниципального образования, развитие и поддержку культурно-исторических традиций муниципального образования, повышения уровня культуры у жителей и гостей города Пушкин.

Следует отметить, что все реализуемые программы полностью финансируются из средств бюджета МО г. Пушкин (табл. 2, сост. на основе данных [8; 10]).

Как видно по данным таблицы, объем финансирования всех рассматриваемых целевых программ с каждым годом сокращается.

Таблица 2

Финансирование целевых программ в области культуры и организации досуга населения МО г. Пушкин

Наименование программы Объем финансирования, тыс. р.

2015 г. 2016 г. 2017 г.

Программа 1 6 800 3 474 3 170

Программа 2 1000 961 740

Программа 3 2 703 1 865 3 230

Программа 4 1130 806 401

Итого 11633 7106 7541

Совокупный объем финансирования за рассматриваемый период резко сократился в 2016 г., однако в 2017 г., мы можем наблюдать незначительный рост данного показателя (рисунок).

14000 12000 10000 8000 6000 4000

11633

7R/I1

/±иь

2015 год

2016 год

2017 год

Рисунок. Динамика объема финансирования целевых программ

в области культуры и организации досуга населения МО г. Пушкин, тыс. р.

Данная ситуация, на наш взгляд, связан, в первую очередь, с раи и и П V V

дикальнои оптимизациеи затрат бюджетов всех уровней в Российской Федерации в последнее время, что, безусловно, негативным образом сказывается на финансировании большинства отраслей социальной сферы страны, в том числе и культурно-досуговой составляющей сферы культуры.

Сокращение объемов финансирования муниципальных программ в сфере культуры и организации досуга населения приводит к сокращению перечня программных мероприятий, направленных на их реализацию. В конечном итоге в рамках реализации мероприятий задействуется меньшее количество человек - жителей и гостей города Пушкин, что негативным образом сказывается на развитии культуры рассматриваемого муниципального образования.

Таким образом, проанализировав деятельность администрации МО г. Пушкин по управлению сферой культуры, а также современное состояние подведомственных администрации учреждений культуры и досуга, можно сделать вывод, что полноценному развитию сферы

культуры и досуга населения в рассматриваемом муниципальном образовании препятствует ряд проблем, в том числе:

• отсутствие четкого разграничения полномочий между сотрудниками отдела местной администрации МО г. Пушкин, занимающегося вопросами развития культуры и организации досуга населения;

• сокращение объемов финансирования муниципальных программ в области культуры и организации досуга населения;

• стабильность спектра программ развития культуры и физической культуры и спорта;

• финансирование целевых программ МО г. Пушкин лишь за счет средств местного бюджета;

• кадровая проблема учреждений МО в сфере культуры и досуга населения.

Даже несмотря на относительно высокий уровень культуры социально-трудовых отношений, отмеченный исследователями в данной области для Санкт-Петербурга, молодые, инициативные и квалифицированные специалисты не спешат идти в сферу культуры, прежде всего, по причине относительно низкой заработной платы. Этот факт негативным образом отражается на качестве предоставляемых культурных услуг, вследствие чего наблюдается неудовлетворенность населения в культурно-досуговом аспекте [3; 5].

Между тем, именно удовлетворенность населения качеством реализуемых им услуг выступает интегральным показателем успешной работы администрации территории в сфере услуг. Для культурно-досуговой сферы МО г. Пушкин оценка степени удовлетворенности проводилась посредством опроса местного населения по ряду показателей: условия доступа к услугам в сфере культуры и досуга; техническое обеспечение процесса предоставления услуг; открытость и доступность информации об услугах; разнообразие услуг.

По результатам опроса в целом население МО удовлетворено качеством оказываемых услуг, практически все показатели в 2018 г. составили 70 % и более, однако о полном удовлетворении культурно-досуговых запросов населения, как и о позитивной динамике данных показателей в последнее время говорить не приходится. Важно учитывать тот факт, что многие из потенциальных потребителей данных услуг не являются жителями МО, это могут быть жители других муниципальных образований и районов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также туристы, поэтому результаты комплексного анализа качества культурно-досуговых услуг с учетом мнения потенциальных потребителей могут быть более негативные.

Соответственно, в целях развития сферы культуры и досуга МО г. Пушкин, на наш взгляд, необходимо нивелировать, прежде всего, ряд проблем системы управления и финансирования рассматриваемой составляющей сферы услуг административно-территориального образования.

Как было отмечено ранее, в настоящее время отдел по работе с населением и организациями выполняет задачи разнонаправленного характера без необходимой концентрации на решении проблем в сфере услуг культурно-досугового характера. Следует отметить тот факт, что закрепление за каждым сотрудником определенных обязанностей -важный показатель результативности деятельности администрации муниципального образования. Специализация сотрудников на выполнении определенных видов деятельности, разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности, позволяет сконцентрировать усилия по достижению заданных целей, четко осознать роль и необходимость каждого сотрудника в администрации, накапливать опыт и знания в определенной сфере деятельности. В этой связи, на наш взгляд, необходимой модификацией штатного расписания администрации

МО г. Пушкин является введение должности специалиста по культуре и организации досуга населения. Четкая формулировка должностных обязанностей сотрудника администрации позволит ему сконцентрировать усилия на достижении целей развития сферы культуры и досуга на территории МО г. Пушкин, расширить перечень программ и программных мероприятий в области своей ответственности, повысить показатели качества культурно-досуговых услуг в рамках уже запланированных проектов. Также такая концентрация работы администрации на решении конкретных проблем в сфере культуры и досуга именно для МО г. Пушкин, с его значительным культурно-досуговым потенциалом, позитивным образом отразится на развитии всего города.

Здесь следует учитывать и тот факт, что современный менеджмент в социально-культурной сфере обоснованно относит культуру к экономическим ресурсам, в том числе локомотивным для развития определенных территорий. Поэтому и другим государственным и муниципальным служащим в своей работе следует уделять больше внимания изучению состояния культурных ресурсов, разрабатывать управленческие технологии и конкретные предложения по тому как культура может сформировать специфику места, улучшить имидж территории, стать интересными и для местного сообщества, и для туристов, количество которых только за один год для г. Пушкин превышает его население более чем в 10 раз [1; 2].

Внимание к объектам сферы культуры и досуга, кооперация учреждений культуры и досуга МО с организациями смежных отраслей, к примеру, с предприятиями сферы туризма, позволят улучшить территориальную среду муниципального образования, развивать культурный туризм, привлечь инвестиции и тем самым создать новые рабочие места, способствовать решению различных социально-экономических проблем административно-территориального образования.

Следует отметить, что в сложившейся системе финансового обеспечения учреждений культурно-досуговой сферы, в условиях дефицита бюджетных средств и низкой платежеспособности населения, усилившейся в период кризисных явлений в экономике, требуется новый подход к организации финансирования программ развития культуры и непосредственно формированию бюджетов учреждений культуры и досуга, предполагающий поиск альтернативных источников финансирования [4], например, фандрайзинга.

В связи с этим одним из вариантов может быть включение в должностные обязанности вновь введенного в штат специалиста по культуре и организации досуга населения функций по формированию стратегии и проведению фандрайзинговых кампаний для привлечения средств на реализацию муниципальных программ развития сферы культуры и досуга населения, а также других проектных мероприятий по данному направлению. В процессе реализации обязанностей по привлечению дополнительных источников финансирования специалист по культуре и организации досуга населения будет выполнять следующие функции: определение стратегического планирования и контроль, подготовку фандрайзинговых документов; ведение переговоров с потенциальными донорами; составление плана фандрайзин-говой кампании; изучение и привлечение потенциальных благотворителей среди частых гостей мероприятий, проводимых МО г. Пушкин; сбор и обработку информации о потенциальных донорах и работа с ними; предоставление отчетов о фандрайзинговой деятельности. Привлеченные в рамках реализации фандрайзинговой деятельности специалиста по культуре и организации досуга населения средства могут поступать в бюджет муниципального образования, и далее, по необходимости, в бюджет учреждений культуры и досуга.

Приоритетные направления расходования фандрайзинговых средств можно определить, исходя из позиций получателей средств -учреждения культуры и самого муниципального образования. Для бюджета муниципального образования это будут следующие направления: расширение перечня муниципальных программ развития сферы культуры и организации досуга населения; расширение перечня программных мероприятий существующих программ развития сферы культуры и организации досуга населения; увеличение размера субсидий подведомственным МО г. Пушкин учреждениям культуры и организации досуга населения; материальное стимулирование ответственного сотрудника администрации. Для учреждений культуры и досуга населения целесообразны другие направления расходования средств: увеличение заработной платы сотрудников учреждений, в первую очередь непосредственно занятых в процессе оказания культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных услуг; обновление материально-технической базы учреждений.

Отметим, что специалисты финансового менеджмента различают два вида фандрайзинговых кампаний - проектные и оперативные. В связи с особенностями организации финансовых процессов на уровне муниципального образования следует отметить, что для решения актуальных проблем МО г. Пушкин оптимальным вариантом внебюджетного финансирования будет проектный фандрайзинг, задачи которого сводятся к поступлению средств под реализацию конкретных проектов, при этом четко определены цели использования средств, возможность привлечения финансовых источников при низких расходах на фандрайзинг [6; 7].

Таким образом, поскольку в настоящее время существуют значительные возможности для развития фандрайзинговой деятельности по финансированию культурных организаций и мероприятий, то при при-

менении предлагаемого системного подхода на уровне муниципального образования (задачи, ответственный, полномочия, средства) данный источник финансирования может позволить решить проблему сокращения бюджетного финансирования объектов и проектов в культурно-досуговой сфере. Следует отметить, что внедрение предложенного комплекса мер не требует ежегодных дополнительных расходов бюджета муниципального образования МО г. Пушкин, так как для осуществления фандрайзинговой деятельности не планируется дополнительного расширения штатного расписания рассматриваемого муниципального образования сверх предложенной ранее модификации, а дополнительное стимулирование ответственного сотрудника, на наш взгляд, может финансироваться как раз из привлеченных средств. Однако, для формирования плана фандрайзинга и его реализации на профессиональной основе, специалисту необходимо получение дополнительного образования в данной области. В ходе анализа путей повышения квалификации потенциального сотрудника, удалось установить, что средняя цена курсов повышения квалификации в области фандрайзинга составляет порядка 30000 р., что подразумевает расходы со стороны Администрации МО на дополнительную подготовку специалиста. При этом, прогнозные показатели дополнительных доходов от фандрайзинга в среднегодовом выражении, по мнению ряда экспертов, могут на порядок превышать затраченную на обучение сумму [11; 12; 16].

Привлеченные средства на основе существующих нормативно-правовых оснований могут расходоваться по усмотрению руководства администрации муниципального образования прежде всего на развитие культуры и организацию досуга населения согласно обозначенным ранее приоритетным направлениям, что вовлечет в культурные процессы большее количество людей из числа проживающих на террито-

рии МО г. Пушкин, а также нерезидентов административно-территориального образования. Это, на наш взгляд, подтверждает определенный потенциал данных мер и в плане социальной эффективности. Основным критерием социально-экономической эффективности различных проектов в социальной сфере, как правило, является степень удовлетворения конечных потребностей общества и, в первую очередь, потребностей, связанных с развитием человеческой личности. По нашим представлениям, в результате обозначенные ранее показатели удовлетворенности населения МО г. Пушкин предоставляемыми услугами в сфере культуры и досуга могут возрасти на 3-5 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, реализация данного комплекса административно-экономических мер позволит стабилизировать сложившуюся в настоящее время сложную в данном муниципальном образовании ситуацию снижающейся культурно-досуговой удовлетворенности населения, вызванную недостаточным финансированием объектов и проектов в сфере культуры и досуга, и разрешить ряд проблемных моментов в управлении процессами реализации культурно-досуговых услуг жителям и гостям рассмотренного пригорода Санкт-Петербурга. По нашему глубокому убеждению, предложенные мероприятия по привлечению дополнительных источников финансирования, наряду с кадровыми изменениями в администрации МО г. Пушкин, при качественном исполнении позитивным образом отразятся на качестве жизни его населения, а данный опыт может быть востребован в аналогичных ситуациях в других муниципальных образованиях, в том числе не имеющих таких развитых культурных экономических ресурсов.

Список литературы

1. Барсуков Д.П., Носкова Н.А., Холодкова К.С. Управление сферой культуры // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 6-1. -С. 141-142.

2. Рудченко В.Н. Многоуровневый подход в формировании туристского продукта // Общество. Среда. Развитие. - 2012. - № 4(25). - С. 21-24.

ЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА: науч. журн. 2018. №1 (Вып. 9). С. 66

3. Соколова О. В. Особенности рационализации взаимодействия элементных составляющих механизма стратегического управления деятельностью учреждений культуры // Вестник Чувашского университета. - 2008. - № 4. - С. 452-547.

4. Холодкова К. С. Современное состояние и проблемы развития учреждений культурно-досугового типа России // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - № 1. -С. 426-431.

5. Черкасская Г. В. Культура социально-трудовых отношений в мегаполисе (на примере Санкт-Петербурга) // XXI Царскосельские чтения: материалы международной научной конференции, 2017. - С. 139-145.

6. Adrián Sargeant, Elaine Jay. Fundraising management: analysis, planning and practice. London: Routledge, 2014.

7. Куликовская Ю.П. Фандрайзинг в сфере культуры [Электронный ресурс]. -URL: https://cyberleninka.rU/article/n/fandrayzing-v-sfere-kultury (дата обращения: 23.02.2018).

8. Муниципальный вестник МО г. Пушкин. № 8. 2017 [Электронный ресурс]. -URL: http://mo-gorodpushkin.ru/d/857005/d/vestnik_8.pdf (дата обращения: 20.02.2018).

9. Отчет о деятельности местной администрации МО г. Пушкин за 2017 г. [Электронный ресурс]. - URL: mo-gorodpushkin.ru/d/857005/d/otchet_o_deyatelnosti_ ma_mo_v_2017g_prezentatsiya.ppt (дата обращения: 15.02.2018).

10. Официальный сайт Администрации МО г. Пушкин. - URL: http://mo-gorodpushkin.ru (дата обращения: 12.02.2018).

11. Официальный сайт АНО ДПО «АРТ-СПб». - URL: http://centrart.ru (дата обращения: 23.02.2018).

12. Официальный сайт АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет». - URL: http://moi-universitet.ru (дата обращения: 23.02.2018).

13. Официальный сайт Культурно-досугового центра «София». URL: http://mbykdcsofia.ru/ (дата обращения: 25.02.2018).

14. Официальный сайт Совета муниципальных образований Санкт-Петербурга. URL: http://sovetmo-spb.ru (дата обращения: 11.03.2018).

15. Официальный сайт Спортивно-культурного центра им. А.А. Алёхина. -URL http://chesspushkin.ru/ (дата обращения: 25.02.2018).

16. Официальный сайт Центра развития некоммерческих организаций. - URL: http://crno.ru (дата обращения: 23.02.2018).

17. Портал государственных и муниципальных услуг Санкт-Петербурга. -URL: http://gu.spb.ru (дата обращения: 11.02.2018).

18. Управление Федеральной службой государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. - URL: http://petrostat.gks.ru (дата обращения: 15.02.2018).

References

1. Barsukov D.P., Noskova N.A., Kholodkova K.S. Upravlenie sferoj kul'tury. Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija. 2016. № 6-1. S. 141-142.

2. Rudchenko V.N. Mnogourovnevyj podhod v formirovanii turistskogo produkta. Obshhestvo. Sreda. Razvitie. 2012. № 4(25). P. 21-24.

3. Sokolova O.V. Osobennosti racionalizacii vzaimodejstvija jelementnyh sostavlja-jushhih mehanizma strategicheskogo upravlenija dejatel'nost'ju uchrezhdenij kul'tury. Vestnik Chuvashskogo universiteta. 2008. № 4. P. 452-547.

4. Kholodkova K.S. Sovremennoe sostojanie i problemy razvitija uchrezhdenij kul'turno-dosugovogo tipa Rossii. Audit i finansovyj analiz. 2015. № 1. S. 426-431.

5. Cherkasskaja G.V. Kul'tura social'no-trudovyh otnoshenij v megapolise (na pri-mere Sankt-Peterburga). XXI Carskosel'skie chtenija. Materialy mezhdunarodnoj nauch-noj konferencii. 2017. P. 139-145.

6. Adrian Sargeant, Elaine Jay. Fundraising management: analysis, planning and practice. London: Routledge, 2014.

7. Kulikovskaja Ju.P. Fandrajzing v sfere kul'tury. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7fandrayzing-v-sfere-kultury (reference date: 23.02.2018).

8. Municipal'nyj vestnik MO g. Pushkin. №8. 2017. URL: http://mo-gorodpushkin.ru/d/857005/d/vestnik_8.pdf (reference date: 20.02.2018).

9. Otchet o dejatel'nosti mestnoj administracii MO g. Pushkin za 2017 g. URL: mo-gorodpushkin.ru/d/857005/d/otchet_o_deyatelnosti_ma_mo_v_2017g_prezentatsiya.ppt (reference date: 15.02.2018).

10. Oficial'nyj sajt Administracii MO g. Pushkin. URL: http://mo-gorodpushkin.ru (reference date: 12.02.2018)

11. Oficial'nyj sajt ANO DPO «ART-SPb». URL: http://centrart.ru (reference date: 23.02.2018).

12. Oficial'nyj sajt ANO DPO «Innovacionnyj obrazovatel'nyj centr povyshenija kvalifikacii i perepodgotovki «Moj universitet». URL: http://moi-universitet.ru (reference date: 23.02.2018).

13. Oficial'nyj sajt Kul'turno-dosugovogo centra «Sofija». URL: http://mbykdcsofia.ru/ (reference date: 25.02.2018).

14. Oficial'nyj sajt Soveta municipal'nyh obrazovanij Sankt-Peterburga. URL: http://sovetmo-spb.ru (reference date: 11.02.2018).

15. Oficial'nyj sajt Sportivno-kul'turnogo centra im. A.A. Aljohina. URL http://chesspushkin.ru/ (reference date: 25.02.2018).

16. Oficial'nyj sajt Centra razvitija nekommercheskih organizacij. URL: http://crno.ru (reference date: 23.02.2018).

17. Portal gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug Sankt-Peterburga. URL: http://gu.spb.ru (reference date: 11.02.2018).

18. Upravlenie Federal'noj sluzhboj gosudarstvennoj statistiki po Sankt-Peterburgu i Leningradskoj oblasti. URL: http://petrostat.gks.ru (reference date: 15.02.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.