Научная статья на тему 'Оптимизация управления и финансирования городского культурного комплекса'

Оптимизация управления и финансирования городского культурного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
345
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / ГОРОД / ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / SWOT-АНАЛИЗ ТЕРРИТОРИИ / МАРКЕТИНГ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов Михаил Олегович

В статье рассматриваются проблемы повышения эффективности управления и финансирования организаций культуры на уровне городского поселения, определены направления оптимизации их деятельности в современной экономической ситуации. Значительное количество социально-экономических процессов в сфере культуры сосредоточено на уровне конкретных локальных мест, в частности городов. В этом свете эффективный менеджмент такими процессами следует осуществлять, ориентируясь на специфику городских поселений, особенности их населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация управления и финансирования городского культурного комплекса»

ЭКОНОМИКА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: КУЛЬТУРА

УДК 338.246:008

Смирнов М. О.

Оптимизация управления и финансирования городского культурного комплекса

В статье рассматриваются проблемы повышения эффективности управления и финансирования организаций культуры на уровне городского поселения, определены направления оптимизации их деятельности в современной экономической ситуации. Значительное количество социально-экономических процессов в сфере культуры сосредоточено на уровне конкретных локальных мест, в частности городов. В этом свете эффективный менеджмент такими процессами следует осуществлять, ориентируясь на специфику городских поселений, особенности их населения.

Ключевые слова: оптимизация, управление, финансирование, культура, культурный комплекс, учреждения культуры, город, партнерство, социальный заказ, SWOT-анализ территории, маркетинг населения.

ГРНТИ: Экономика / Экономические науки: 06.71.41 Экономика культуры.

ВАК: 08.00.05

Smirnov M. O.

The optimization of the management and financing of the city culture complex

The article deals with the actual problems of the improving the efficiency of the culture facilities management and funding on the city level, the directions of the optimization of their activity in modern economy situation are identified. Most of the social and economy processes are working on the local place level, such as city level. And the effective management of that processes should be realize looking at the specificity of the cities and towns, their population characteristics.

Key words: optimization, management, economy, financing, culture, culture complex, culture facilities, city, partnership, social order, SWOT-analysis of the place, population marketing.

JEL classifications: R58, L82

© Смирнов М. О., 2017 © Smirnov M. O., 2017

Экономический кризис национальной экономики наряду с глобальными социальными изменениями в современном обществе в значительной степени оказывают влияние на сферу культуры, эффективность функционирования её элементов, что требует совершенствования процессов управления и финансирования участников социально-культурного процесса. В настоящее время федеральной и региональной властью Российской Федерации уделяется достаточно много внимания оптимизации деятельности субъектов экономики. Актуальна она и в аспекте управления культурным комплексом, в том числе городского масштаба [3; 5].

Оптимизация процессов управления и экономики сферы культуры на уровне города предполагает решение ряда основных задач: совершенствование нормативно-правовой базы в области управления сферой культуры на городском уровне; повышение эффективности партнерства - взаимодействия между культурой и бизнесом с целью расширения участия частных лиц в различных программах и проектах; создание подразделений городской администрации либо отдельных рабочих мест, специализирующихся на поиске альтернативных источников финансирования культурных проектов и программ; повышение квалификации руководителей и специалистов властных структур городского уровня в соответствии с современными требованиями к менеджерам культурных объектов; содействие в создании и эффективном функционировании различных фондов, развитие меценатской деятельности для поддержки учреждений культуры города.

Отметим, что городская культурная политика в целом, конкретные мероприятия в области культуры могут быть эффективными лишь в случае их интеграции с текущей социально-экономической политикой городской власти, которая должна быть построена, в свою очередь, с учетом современных основ культурной политики страны. При этом направления культурного развития определенной административно-территориальной единицы должны по возможности полностью использовать социально-культурный потенциал конкретной городской территории и соответствовать запросам населения города. В этих целях в городе необходимо сформировать систему приоритетов культурного развития, местную культурную политику, которая органично сочетала бы в себе учет общероссийских тенденций и городской территориальной специфики [1; 3].

Существующая система управления услугами в сфере культуры на уровне городских поселений в нашей стране объективно требует перехода от традиционного административного управления к гибкому регулированию культурных процессов, созданию децентрализованной системы управления, по возможности максимально демократичной в своей основе, с активным участием населения в

решении важнейших вопросов общественной жизни. На наш взгляд, это принципиальный момент, необходимый для позитивных измене-

и V I V V

нии в данной сфере - культурный комплекс, достаточно свободный по своей природе. Фактически необходимо формирование таких структур управления, которые будут отвечать сложившимся в XXI в. принципам и функциям управления: вместо централизованных структур управления - децентрализованные, вместо линейных и функциональных - матричные и проектные. На наш взгляд, все перечисленные тенденции актуальны и применимы для систем управления и экономики культурного комплекса города [7; 8].

Также в целях эффективного менеджмента здесь требуется использование современных инструментов маркетинга территорий, в первую очередь SWOT-анализа территории, который позволяет определить конкурентные преимущества административно-территориальной единицы и возможности учреждений культуры города в сфере услуг, максимально учитывая таким образом специфику конкретной городской территории. В свете относительно высокой степени неповторимости и оригинальности услуг сферы культуры, их необязательности и достаточно слабых возможностей для стандартизации, привязка к культурному пространству какого-либо места поможет частично устранить неопределенность, создаст информационную базу для взвешенных, эффективных решений городской администрации и иных заинтересованных субъектов культурного комплекса. Актуальным здесь будет и использование маркетинга населения, который позволит учитывать традиции, взгляды и культурные потребности жителей, гармонично проводить в жизнь местную культурную политику.

Оптимизация взаимодействия различных уровней управления сферой культуры на территории города, разграничение их власти, полномочий и ответственности являются на данный момент действительно актуальными проблемами, и для того чтобы система управления и финансирования городского культурного комплекса функционировала результативно, на наш взгляд, должен быть создан механизм, позволяющий всем её элементам эффективно взаимодействовать.

Решение организационно-экономических проблем городского культурного комплекса, на наш взгляд, следует достигать в том числе посредствам внедрения в процессы управления программно-проектных технологий и социального заказа. В основании социального заказа лежит идея формирования эффективной социальной политики, построенной на поддержании и стимулировании гражданских инициатив. По сути, именно на уровне конкретных территорий и происходит экономическая реализация социального заказа, делается акцент на территориальную специфику в процессе принятия

управленческих решений в сфере культуры, осуществляется реализация социального заказа по трем основным направлениям: территориальная локализация; составление временных графиков реализации; определение бюджетных и внебюджетных источников финансирования конкретных мероприятий. Городской социальный заказ является одним из механизмов оптимизации использования бюджетных средств в рамках реализации целевых (ведомственных) программ в условиях отсутствия или недостаточного уровня финансирования учреждений культурного комплекса города. По сути, такой социальный заказ в сфере культуры - это заключенные на конкурсной основе государственные или муниципальные контракты на оказание услуг сферы культуры любыми физическими или юридическими лицами за счет бюджетных и привлеченных средств [2].

Важно отметить, что социальная эффективность такого способа управления городским культурным комплексом требует адекватной оценки культурного пространства территории. Культурное пространство определенной территории - столь же неотъемлемый признак территориальных общности, как и хозяйственно-экономические связи. Следует иметь в виду, что в своем историческом развитии культурный потенциал места приобретает большую открытость и контактность с другими местами и административным центром, чем социально-экономическая привлекательность. Кроме того, на наш взгляд, культурное пространство и культурный потенциал территории отличается большей устойчивостью в силу более тесной ассоциации с местом и его своеобразием. Культурное пространство в современном мире включает в себя все специфические черты человеческой деятельности, формирует личность. Именно в культурном пространстве происходит соединение культуры прошлого и настоящего. «Сохраняя прошлое, создаем будущее», - один из вариантов перспективного слогана нашего университета, - здесь эта крылатая фраза как никогда к месту [4].

Богатство культурного наследия в виде памятников истории и архитектуры, уникальных природных ландшафтов, исторических и современных достопримечательностей, ритуалов и обрядов, праздников, этнических ремесел наряду с современным искусством серьезно влияет на привлекательность города для бизнеса, инвестиций, туризма и жизни.

В свете современных тенденций в экономике и управлении следует относиться к культуре в том числе и как к экономическому ресурсу. Поэтому необходимо уделять больше внимания изучению состояния культурных ресурсов, разрабатывать управленческие технологии и конкретные предложения о том, как культурное наследие и актуальная культура могут сформировать специфику места,

изменить имидж города, стать интересными и для горожан, и для гостей.

Именно культура аккумулирует позитивные эффекты в разных сферах, позволяет превратить слабые стороны в сильные; кооперация организаций культуры с субъектами других сфер (к примеру с организациями сферы туризма) позволяет улучшать городскую среду, развивать культурный туризм, привлекать инвестиции и тем самым инициировать создание новых рабочих мест, помогать решению социально-экономических проблем. При этом задача экономистов и менеджеров социально-культурного профиля, ведущих свою административную деятельность на федеральном, региональном и муниципальном уровне власти, состоит в том, чтобы с помощью актуальных рыночных механизмов, при заинтересованной поддержке государства превратить этот важнейший ресурс в движущую силу дальнейшего социально-экономического развития населения.

В последнее время перспективным направлением повышения эффективности бюджетного финансирования организаций, сферы культуры, оказывающих услуги считается применение механизмов государственно-частного партнерства. На взгляд многих финансовых менеджеров, это лучший способ удовлетворения значительных и постоянно растущих потребностей организаций сферы культуры в финансовых ресурсах, особенно в условиях сохраняющегося в настоящее время дефицита бюджетных средств. Поэтому, учитывая современную затруднительную экономическую ситуацию в Российской Федерации, следует ориентироваться на совместное финансирование сферы культуры - как из бюджетов различных уровней, так и посредством привлечения других заинтересованных субъектов [8].

Государственно-частное партнерство в области городского культурного комплекса - достаточно новый и в то же время востребованный способ привлечения инвестиций в сферу культурных услуг, поскольку партнерства такого типа могут способствовать не только росту экономики города, но и эффективному развитию социально-культурной сферы в интересах общества путем объединения ресурсов и опыта каждой из сторон, реализуя общественно значимые проекты. Определение круга участников, системы взаимосвязей, путей их формирования является основой становления, развития и функционирования государственно-частного партнерства в сфере культуры. В целях привлечения инвесторов к инвестиционным проектам сферы культуры, реализуемым посредством применения механизмов государственно-частного партнерства, государство на федеральном и региональном уровне, а при некоторых изменениях существующей нормативно-правовой базы - и местные власти, могут применять стимулирующие инвестора меры: льготное

налогообложение, субсидии, субвенции, частичное возмещение инвестиционных затрат и др. [2; 6].

Формирование и развитие эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса в сложившихся экономических и политических условиях в России является одним из факторов стабилизации и, в перспективе, устойчивого развития страны, повышения ее конкурентоспособности и роста благосостояния населения, что обусловливает актуальность проработки качественно новых методов хозяйственных отношений на основе партнерства бизнеса и государства. Внедрение современных механизмов управления и финансового обеспечения субъектов городского культурного комплекса на основе государственно-частного партнерства позволит эффективно функционировать и развиваться организациям и учреждениям отрасли.

Концептуально схема механизма государственно-частного партнерства в сфере культуры на городском территориальном уровне основана на проектной технологии с гибко настраиваемой величиной доли финансирования организаций и проектов в данной отрасли. В целом предложенный для использования в сфере культурных услуг механизм должен быть основан на современных технологиях управления в социальной сфере: фандрайзинг, управление проектами, пиар-технологии, SMM. Центральным звеном такого механизма должны стать специфические некоммерческие социальные организации города, которые будут вести свою финансовую деятельность в рамках механизма государственно-частного партнерства. В своей работе данные общественные организации смогут скоординировать деятельность представителей органов городской власти и частного бизнеса, творческих организаций, других заинтересованных в участии в программах и проектах субъектов, выполняя роль коммуникационных и организационных площадок, создавая условия для эффективного взаимодействия субъектов городского культурного комплекса [6; 9].

На наш взгляд, переход в экономике и управлении сферой культуры к таким механизмам при активном использовании программно-проектных технологий, современных средств маркетинговых коммуникаций даст возможность городской администрации существенно расширить свое влияние на происходящие в социально-культурной сфере процессы, привлекать к разработке и реализации проектов новых субъектов социально-культурной деятельности, в большей степени учитывать актуальные тенденции в экономике города и запросы его населения. При этом отметим, что частью рассматриваемых управленческих технологий является конкурсный подход, что позволит определять оптимальные программы и проекты в соответствии с городской культурной политикой. Их бюджет будет носить

целевой характер и формироваться из различных источников, эффективный мониторинг за исполнением программ и проектов позволит в случае обнаружения признаков неэффективности своевременно закрыть программу или проект.

В целом переход к практике управления городским культурным комплексом на основе программно-проектной технологии наряду с применением механизмов государственно-частного партнерства и прогрессивных маркетинговых инструментов даст возможность городской власти выйти за границы традиционного администрирования, перейти к современному, эффективному менеджменту в сфере культуры.

Список литературы

1. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: указ Президента РФ № 597 от 07.05.2012 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2012/05/09/soc-polit-dok.html (дата обращения: 01.09.2017).

2. Оптимизация муниципального управления сферой культуры и досуга в муниципальном образовании на примере Ямальского района ЯНАО [Электронный ресурс]. - URL: http://mobile.studbooks.net/1045629/pravo/ (дата обращения: 04.09.2017).

3. Основы государственной культурной политики. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 [Электронный ресурс]. - URL: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2016/0SN0VI-PRINT.NEW.indd.pdf (дата обращения: 01.09.2017).

4. Официальный сайт ЛГУ им. А.С. Пушкина [Электронный ресурс]. - URL: http://www.lengu.ru (дата обращения: 02.09.2017).

5. Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://mkrf.ru (дата обращения: 02.09.2017).

6. Предпринимательская и инновационная деятельность в сфере культуры и искусства: учебное пособие / Л. И. Рудич. - Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2013.

7. Управление сферой культуры: учебное пособие / Д.П. Барсуков, Н.А. Носкова, К.С. Холодкова. - СПб.: Изд-во СПбГИКиТ, 2015.

8. Холодкова К.С. Особенности функционирования учреждений культурно-досугового типа в современных экономических условиях // Петербургский экономический журнал. - 2015. - № 1. - С. 122-128.

9. Adrián Sargeant, Elaine Jay. Fundraising management: analysis, planning and practice. - London: Routledge, 2014.

References

1. O meropriyatiyakh po realizatsii gosudarstvennoy sotsial'noy politiki:. ukaz Prezidenta RF № 597 ot 07.05.2012. URL: http://www.rg.ru/2012/05/09/soc-polit-dok.html (reference date: 01.09.2017).

2. Optimizatsiya munitsipal'nogo upravleniya sferoy kul'tury i dosuga v munitsi-pal'nom obrazovanii na primere Yamal'skogo rayona YaNAO. URL: http://mobile.studbooks.net/1045629/pravo/ (reference date: 04.09.2017).

3. Osnovy gosudarstvennoy kul'turnoy politiki. Utverzhdeny Ukazom Prezidenta Rossiîskoî Federatsii ot 24 dekabrya 2014 goda № 808. URL: http://mkrf.ru/ up-load/mkrf/mkdocs2016/0SN0VI-PRINT.NEW.indd.pdf (reference date: 01.09.2017)

4. Ofitsial'nyy sayt LGU im. A.S. Pushkina. URL: http://www.lengu.ru (reference date: 02.09.2017).

5. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva kul'tury Rossiyskoy Federatsii. URL: http://mkrf.ru (reference date: 02.09.2017).

6. Predprinimatel'skaya i innovatsionnaya deyatel'nost' v sfere kul'tury i iskusst-va: uchebnoe posobie. L.I. Rudich. Kemerovo: Kemerovskiy gosudarstvennyy uni-versitet kul'tury i iskusstv, 2013.

7. Upravlenie sferoy kul'tury: uchebnoe posobie / D.P. Barsukov, N.A. Noskova, K.S. Kholodkova. St. Petersburg: SPbGIKiT Publ., 2015.

8. Kholodkova K.S. Osobennosti funktsionirovaniya uchrezhdeniy kul'turno-dosugovogo tipa v sovremennykh ekonomicheskikh usloviyakh. Peterburgskiy ekonomicheskiy zhurnal, 2015, № 1, p. 122-128.

9. Adrian Sargeant, Elaine Jay. Fundraising management: analysis, planning and practice. London: Routledge, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.