ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
В СФЕРЕ ТУРИЗМА Петрухина Ольга Дмитриевна, студент Макарова Светлана Николаевна, к.э.н., доцент Сибирский федеральный университет, г.Красноярск, Россия
В данной статье раскрываются особенности государственных программ краевого и федерального уровня на территории Красноярского края с учётом эффективности использования бюджетных средств.
Ключевые слова: государственная программа, подпрограмма, туризм, туристический продукт, туристско-рекреационная зона, инвестиционная привлекательность, субсидия, бюджетные средства.
Территориальная протяжённость, многонациональность и историческая специфика России делает страну привлекательной для туристов. Необъятность нашей страны побуждает людей двигаться всё дальше в глубь России, в самые неизведанные её части. Красноярский край и есть такая территория.
В настоящее время туристическая отрасль перспективна и приносит доходы, около 3,5 % ВВП по 2018 год. По данным Ростуризма общий вклад туризма в ВВП РФ к 2025 году должен составить 5,93%. Для достижения этих показателей темпы роста объемов услуг внутреннего и въездного туризма должны вдвое опережать темп роста экономики РФ. Однако, средняя доля туризма в мире составляет 13,55 % от ВВП. Россия занимает 155 место из 173 стран [1].
Только с 1992 года рынок туристических услуг в крае начал развиваться. Большая часть доходов от выездного туризма переходит в сферу экономики других стран, оставляя бесценные туристские ресурсы края без использования. Красноярский край занимает 11-е место в рейтинге регионов России по туристическому потенциалу и инвестиционной привлекательности [2].
Для развития внутреннего туризма требуется крупная инвестиционная поддержка со стороны государства. Например, строительство качественных дорог, коммуникаций и другой инфраструктуры. Либо субсидирование бизнеса на создание туристкой инфраструктуры. А бизнес в свою очередь будет способствовать образованию новых рабочих мест и самозанятости населения.
Красноярский край располагает культурно-историческим наследием и природными рекреационными ресурсами. На его территории находятся около 98 особо охраняемых природных территорий регионального значения. Например, уникальные природные объекты: Столбы, плато Потурена, Шушенский бор. А также, множество культурно-исторических объектов: г.
Енисейск, историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское», Красноярская ГЭС, что в свою очередь обеспечивает высокий потенциал роста туристской отрасли в крае, который дает возможность реализации госпрограмм в сфере туризма.
Государственные программы федерального и краевого значения разрабатываются в соответствии со стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года [3]. Муниципальные образования вправе создавать благоприятные условия для туризма по реализации госпрограмм или развивать отрасль за счёт собственных средств.
Для реализации задачи по продвижению туристического продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы» создан творческий проект Сибирский культурно-туристский форум на период 2017-2018 гг. [4].
В 2017 году в форуме участвовало 100 человек, количество посетителей составляло более 5 000 человек, количество распространённой полиграфической продукции о регионе 600 экз. В 2018 году количество участников увеличилось в 2 раза, а гостей стало на 1000 человек больше, полиграфической продукции о регионе было распространённо 650 экз.
Продвижение российского туристского продукта, образование дополнительного потребительского спроса, повышение потребительской и инвестиционной привлекательности туристской отрасли края происходит благодаря значительному и большому проекту в рамках федеральной госпрограммы, при котором формируется имидж и узнаваемость Красноярского края.
В сфере туризма Красноярского края разработаны две подпрограммы региональной государственной программы «Развитие культуры и туризма» [5].
Первая подпрограмма «Подготовка к 400-летию города Енисейска в 2019 году» с задачей содействия развитию туризма в городе Енисейске создана в 2013 году (Таблица 1).
В целях реализации подпрограммы в августе 2019 года пройдет празднование дня города Енисейска, которому исполнится 400 лет. Для этого масштабного события город подготовит ряд обновлений, в частности реставрация музеев и центральной части архитектуры города, восстановление дорог. Это способствует продвижению рекламы города по средствам развития туристско-рекреационного кластера.
Получателем средств по 1 разделу является бюджет муниципального образования города Енисейска, который на 2018 год выполнил план реализации программы по непосредственным результатам.
Так, из 28 100 тыс. руб.: 71,3 % использованы на обустройство туристских маршрутов на территории г. Енисейска, а 28,7 % на продвижение ту-
ристско-рекреационного потенциала и продуктов города (сопровождение туристско-информационного портала, участие в мероприятиях туристской направленности, полиграфию и другое).
Таблица 1 - Расходы по реализации подпрограммы «Подготовка к 400-летию города Енисейска в 2019 году»
Мероприятия подпрограммы Расходы по годам реализации программы, тыс. руб.
2016 год 2017 год 2018 год 2019 год* 2020 год 2018 - 2020 годы
1 РАЗДЕЛ Предоставление субсидии бюджету муниципального образования город Енисейск на создание условий для развития туризма в городе Енисейске 12 549,00 20 000,00 28 100,0 15 000,0 - 43 100,0
2 РАЗДЕЛ Мероприятия по формированию комфортной туристской среды, информационному обеспечению туризма и продвижению туристского продукта 16 772,00 10 000,00 8 079,0 15 679,0 - 23 758,0
Примечание: *прогнозируемые данные
Получателем средств по 2-му разделу является КГКУ «Туристский информационный центр Красноярского края», который также на 2018 год выполнил план реализации программы по непосредственным результатам. Так, из 8 079,0 тыс. руб.: 3,7 % использованы на повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта, 96,2 % на мероприятия по информационному обеспечению туризма и продвижению туристских возможностей и продуктов г. Енисейска.
Вторая подпрограмма «Развитие внутреннего и въездного туризма» создана в 2014 году (Таблица 2).
Таблица 2 - Перечень субъектов туристкой деятельности и муниципальных образований Красноярского края, получивших субсидии по госпрограмме «Развитие культуры и туризма»
Наименование Объем субсидий, тыс. рублей
2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2015-2018 годы
Субъекты туристкой деятельности Красноярского края
Бурмак и компания «Альтамира», коммандитное товарищество 1 072,00 500,00 1 500,00 865,70 3 937,70
Общество с ограниченной ответственностью «Саянское кольцо Центр» 474,00 474,00
Общество с ограниченной ответственностью «Меридиан» 5 210,80 2 502,75 750,00 8 463,55
Общество с ограниченной ответственностью «Адвентуретурс СФУ» 2 100,00 2 100,00
Общество с ограниченной ответственностью «Центр туризма и обучения «Спутник» 1 654,05 942,715 1 997,10 4 593,865
Общество с ограниченной ответственностью «Золотая Сибирь» 1 497,045 1 497,045
Окончание таблицы 2
Общество с ограниченной ответственностью «Клуб путешествий «Дюла-тур» 750,00 1 900,00 2 650,00
Общество с ограниченной ответственностью «Сибирские узоры» 1 317,04 1 317,04
Общество с ограниченной ответственностью «Информационный центр Диалог» 1 994,00 1 994,00
Муниципальные образования Красноярского края
Балахтинский район 1 136,353 293,29 1 429,643
Большемуртинский район 500,00 500,00
Борский сельсовет Туруханского района 125,00 125,00
Верхнеусинский сельсовет Ермаковского района 1 250,00 1 250,00
город Дивногорск 2 500,00 2 500,00
город Красноярск 2 930,30 2930,3
город Лесосибирск 500,00 500,00
город Минусинск 500,00 500,00
Енисейский район 1 500,00 1 500,00
Ермаковский район 500,00 500,00
Казаченский район 736,40 500,00 1 236,4
Краснотуранский район 6 225,00 6 225,00
Курагинский район 4 26,303 426,303
Минусинский район 500,00 500,00
Саянский район 306,71 306,71
Сухобузимский район 2 743,84 1 000,00 990,00 1 000,00 5 733,84
Шарыповский район 1 117,01 4 440,644 5 557,654
Шушенский район 1 982,35 2 940,00 4922,35
Эвенкийский муниципальный район 1 500,00 1 500,00
На развитие мероприятий социальной направленности в области краеведения и социального туризмадля социально незащищенных групп населения (учащиеся, студенты, пенсионеры, инвалиды и др.) региональными туроператорами созданы субсидируемые туры.
С 2015 по 2018 гг. субсидии субъектам туристской деятельности (региональным туроператорам) края составляли 50% затрат, связанных с формированием и реализацией туристского продукта. Их получили около 9 туристических компаний, в размере около 27 027,2 тыс. руб. за весь период действия подпрограммы (по 6 756,8 тыс. руб. в год). Потребителями туристского продукта стали около 4 000 туристов.
Так же, бюджетам муниципальных образований предоставляются субсидии на организацию туристско-рекреационных зон на территории края для повышения инвестиционной привлекательности и социальной направленности.
С 2015 по 2018 гг. субсидии, которые составляют от 99 до 98 % суммы субсидии, в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности, из краевого бюджета, получили 19 муниципальных образований, совместно они получили около 39 143,2 тыс. руб. за весь период действия подпрограммы (в 2015 -5 843,2 тыс. руб.; с 2016 - 2018 гг. по 11 100,00 тыс. руб. в год). На указанную сумму было построено 27 туристско-рекреационных зон.
По госпрограмме об эффективности бюджетных средств можно судить по целевым показателям, заложенным в неё. Однако, иногда только их недостаточно.
Так в заявке, которую подают муниципальные образования для получения субсидий по госпрограмме, заложены суммы больше нежели они получают. Из-за этого муниципальные образования вынуждены создавать туристско-рекреационную зону поэтапно или же вовсе отказываются от субсидий на её создание.
Многие муниципальные образования не имеют возможности найти подрядчика, из-за этого субсидии на организацию туристско-рекреационных зон переносятся из квартала в квартал. Нередко случаются ситуации, когда создание зон уже поздно начинать из-за климатических особенностей (создание парковки для размещения гостей парка отдыха). Тогда перед муниципальными образованиями встает вопрос отказывается от субсидий вовсе или же выполнять малую часть большого проекта, поданного в заявке?
Для увеличения эффективности бюджетных средств муниципальным образованиям следует обратить внимания на федеральную государственную программу, а также анализировать не только свои возможности, но и возможности бизнеса и будущих инвестиций территории.
Красноярский край не полностью используют свой туристический потенциал, на сегодняшний момент туризм не является значимым фактором инвестиционной привлекательности и экономического роста.
Наряду с положительными тенденциями, увеличением потока туристов и созданием туристических зон, продвижению имиджа края через выставки и форумы, выполнение стратегических задач по развитию туристской инфраструктуры затрудняется наличием определённых факторов и нерешённых проблем. По факту, износ материальной базы существующих туристских объектов, высокая стоимость транспортных услуг и низкий сервис туристского обслуживания, малая информативность туристского продукта, включение кризиса в число надежных драйверов роста внутреннего туризма, опора на базовые факторы туристической привлекательности, ориентация на «мега-проекты» на фоне неразвитой локальной инфраструктуры.
Туризм вносит существенный вклад в обеспечение устойчивого социально-экономического развития и социальной стабильности. Кроме того, подъем туризма в Красноярском крае способствует развитию других смежных отраслей (сферы транспорта и услуг).
Список литературы
1. Мировой атлас данных [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://knoema.ru/ atlas. (дата обращения 18.11.2018);
2. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2014 № 941-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года»;
4. Постановление Правительства РФ от 02.09. 2011 № 644 «О федеральной целе-войпрограмме «Развитие внутреннего и въездного туризма в РоссийскойФедерации в период 2011 - 2018 годов»;
5. Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 511-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие культуры и туризма».
Petrukhina Olga Dmitrievna, student
Makarova Svetlana Nikolaevna, Ph. D., associate Professor
Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia
THE EFFECTIVENESS OF BUDGETARY FINANCING OF THE STATE PROGRAM OF THE KRASNOYARSK TERRITORY IN TOURISM
This article describes the features of the state programs of the regional and Federal level in the Krasnoyarsk territory, taking into account the effectiveness of the use of budgetary funds.
Keywords: state program, subprogram, tourism, tourist product, tourist and recreational zone, investment attractiveness, subsidy, budget funds.
УДК 332.1
АНАЛИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1 Положенцева Юлия Сергеевна, к.э.н., доцент (e-mail:polojenceva84@mail.ru) Некипелов Тимофей Сергеевич, студент (e-mail: timofeynekipelov@mail.ru) Клевцова Мария Геннадьевна, к.э.н., доцент (e-mail: klevtsovam@mail.ru) Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия
В данной статье рассматривается сущность территорий опережающего развития (ТОР) и их влияние на развитие социального и экономического состояния региона. Приводится сравнительный анализ трех инструментов регионального развития России: территорий опережающего развития (ТОР), зон территориального развития (ЗТР) и особых экономических зон (ОЭЗ). Статья подводит итоги создания и влияние на регионы РФ приведенных экономических зон.
Ключевые слова: территория опережающего развития (ТОР), зона территориального развития (ЗТР), особая экономическая зона (ОЭЗ) налоговые преференции, резидент ТОР, инвестиции в территории опережающего развития.
Анализ развития территориального развития регионов России имеет большое значение в современной России. Преодоление отставаний в ре-
1 Исследование выполнено при поддержке Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский фонд фундаментальных исследований» (РФФИ) № 17-02-50127-ОГН «Управление дифференциацией экономического пространства регионов в период становления неоиндустриализма в России»