ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
УДК 332:142.4
Сергей Волков,
академик РАН, доктор экономических наук, профессор, ректор, Дмитрий Шаповалов,
доктор технических наук, профессор, проректор, Павел Клюшин,
доктор сельскохозяйственных наук, профессор, Государственный университет по землеустройству, г. Москва
ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ — ОСНОВА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
В статье рассматривается роль, значение и состояние земельных ресурсов как главного национального богатства и достояния Российской Федерации. Подчеркивается роль и значение эффективного и рационального использования и охраны земельных ресурсов, особенно в условиях продовольственной безопасности России. Предлагаются рекомендации по решению накопившихся проблем в области эффективного использования земельных ресурсов и землеустройства на основе большого накопленного опыта. Даются предложения по совершенствованию управления земельными ресурсами страны с целью повышения эффективности их использования.
S u m m a r y
The article examines the role, importance and condition of land resources as the main national wealth and wealth of the Russian Federation. The role and importance of effective and rational use and protection of land resources is stressed, especially in the context of Russia's food security. Recommendations are offered for solving the accumulated problems in the field of effective use of land resources and land management based on the large accumulated experience. Proposals are given on improving the management of the country's land resources in order to increase the efficiency of their use.
Ключевые слова: земельные ресурсы и их состояние, эффективное управление земельными ресурсами, продовольственная безопасность, рекомендации. Keywords: land resources and their condition, effective land management, food security, recommendations.
Введение
Земля всегда занимала особое место среди других ресурсов, используемых в общественном производстве, особенно в сельском хозяйстве. Общемировые запасы сельскохозяйственных угодий составляют порядка 5 млрд га (из них пашня — 1,4 млрд га). В Российской Федерации находится 9,5% мировой пашни.
Российская Федерация обладает колоссальными земельными ресурсами. По состоянию на 1 января 2016 г. площадь земельного фонда страны составляет 1712,5 млн га, в том числе 383,7 млн га земель сельскохозяйственного назначения, 1126,3 млн га лесного фонда, 47,0 млн га земель особо охраняемых территорий и объектов, 89,7 млн га земель запаса, 28,1 млн га земель водного фонда, а также 20,3 млн га земель населенных пунктов и 17,4 млн га земель промышленности, транспорта и иного специального назначения (табл. 1, 2).
Объект исследования
и результаты обсуждения
Россия имеет высокую обеспеченность земельными ресурсами. В России на одного человека приходится около 12 га территории, в том числе 1,3 га сельскохозяйственных угодий, из них свыше 0,8 га пашни, в то время как в среднем по миру на одного человека приходится 0,14 га пашни. Обладая колоссальными земельными ресурсами, имея, по-прежнему, земли больше, чем любая другая страна Европы, Азии и Америки, Россия не осознает и не использует своего геополитического преимущества, земельно-хозяйственного потенциала, стоит на пути земельных междоусобиц, на экономическом перепутье, не имеет четко ориентированной земельной политики и не обо-
значила контуров будущего земельного строя. Поэтому «земельный вопрос» остается первым в политике, экономике и социальной сфере России в нынешнем столетии [1, 2, 3, 4].
Из данных таблиц 1 и 2 видно, что за анализируемый период площадь сельскохозяйственных угодий в Российской Федерации сократилась на 2,2 млн га (без учета Республики Крым). Это произошло, частично, за счет отвода земель для несельскохозяйственных целей. Так, только в 2001-2015 гг. для несельскохозяйственных нужд было отведено 595,3 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в том числе под строительство и расширение предприятий промышленности, транспорта, энергетики и иных объектов специального назначения — 201,0 тыс. га; для развития населенных пунктов — 162,4 тыс. га; для других нужд — 231,9 тыс. га.
За период с 1990 по 2016 гг. площадь залежи в Российской Федерации увеличилась с 347,2 тыс. до 4,9 млн га. Основная причина такого положения заключается в прекращении деятельности значительного числа сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств из-за отсутствия финансовых, трудовых и материальных ресурсов по поддержанию пашни в надлежащем качественном состоянии и по ее обработке.
Одновременно с сокращением площади пахотных земель в Российской Федерации стало происходить уменьшение площадей посева сельскохозяйственных культур, площадей орошаемых и осушаемых земель и рост площадей под мелиорированными землями, находящимися в неудовлетворительном состоянии. В то же время площадь всех сельскохозяйственных угодий России на 01.01.2016 г. составили
192,7 млн га. Если же проследить по составу, то на пашню приходится 60,54%, на кормовые угодья — 36,66%, тогда как под многолетними насаждениями всего 0,94%, что крайне недостаточно для обеспечения населения страны своими ягодами и фруктами (рис. 1).
Большой резерв в решении проблемы продовольственной безопасности должны сыграть мелиорированные земли. Так, во всех категориях земель числится 11,33 млн га мелиорированных площадей, из них в неудовлетворительном состоянии находится 3,73 млн га (33,0%). В стадии мелиоративного строительства и восстановления плодородия почв в целом по Российской Федерации на 1 января 2016 г. находилось 418,7 тыс. га сельскохозяйственных угодий.
В то же время в составе земель сельскохозяйственного назначения имеются и следующие резервы (земельные участки), пригодные для более интенсивного использования или включения в сельскохозяйственный оборот:
• неиспользуемые сельскохозяйственные угодья — 42,5 млн га;
• невостребованные земельные доли — 17,2 млн га пашни;
• земли фонда перераспределения — 43,7 млн га, в том числе 11,9 млн га сельскохозяйственных угодий; из них 3,5 млн га пашни;
• сельскохозяйственные угодья, находящиеся в других категориях земель — 24, 4 млн га, в том числе 6,2 млн га пашни;
• земли обанкротившихся сельскохозяйственных организаций — 15,9 млн га.
Всего насчитывалось 111,9 млн га (21,5% площади, используемой в сельскохозяйственном производстве) этих земель, а ориентировочное число земельных участков, которые подлежат
12 -
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 4/2017
www.mshj.ru
Таблица 1
Распределение земель Российской Федерации по категориям*
№ п/п Категории земель На 01.01.1991 г. На 01.01.1996 г. На 01.01. 2001 г. На 01.01.2008 г. На 01.01.2016 г.
млн га % млн га % млн га % млн га % млн га %
1. Земли сельскохозяйственного назначения 639,1 37,4 656,7 38,4 406,0 23,8 403,2 23,6 383,7 22,4
2. Земли населенных пунктов 7,5 0,5 38,7 2,3 18,7 1,1 19,2 1,1 20,3 1,2
3. Земли промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения 16,0 0,9 17,6 1,0 17,3 1,0 16,7 1,0 17,4 1,0
4. Земли особо охраняемых территорий и объектов 17,4 1,0 28,8 1,7 32,0 1,9 34,4 2,0 47,0 2,8
5. Земли лесного фонда 895,5 52,4 843,8 49,4 1096,8 64,1 1105,0 64,6 1126,3 65,8
6. Земли водного фонда 4,1 0,2 19,4 1,1 27,8 1,6 27,9 1,6 28,1 1,6
7. Земли запаса 130,2 7,6 104,8 6,1 111,2 6,5 103,4 6,1 89,7 5,2
Итого земель 1709,8 100,0 1709,8 100,0 1709,8 100,0 1709,8 100,0 1712,5 100,0
*Примечание: При составлении таблицы, характеризующей использование земель, применялись материалы Государственных (национальных) докладов «О состоянии и использовании земель в Российской Федерации» за соответствующие годы (1990-2015 гг.). М.: Госкомзем (Росреестр), 1991-2016.
Таблица 2
Динамика и структура сельскохозяйственных угодий
Виды угодий На 1 января 1991 г. На 1 января 1996 г. На 1 января 2001 г. На 1 января 2008 г. На 1 января 2016 г.*
млн га % млн га % млн га % млн га % млн га %
Пашня 132,3 59,5 130,2 58,7 124,4 56,3 121,6 55,1 122,8 55,3
Залежь 0,3 0,1 1,5 0,7 3,9 1,8 5,1 2,3 4,9 2,2
Многолетние насаждения 1,9 0,9 2,0 0,9 1,9 0,8 1,8 0,8 1,8 0,8
Кормовые угодья 87,9 39,5 88,2 39,7 90,9 41,1 92,1 41,8 92,5 41,7
Итого сельскохозяйственных угодий 222,4 100,0 221,9 100,0 221,1 100,0 220,6 100,0 222,0 100,0
*Примечание: с учетом Республики Крым.
вовлечению в сельскохозяйственный оборот, равняется 9,7 млн ед. [5, 7].
Как видно из вышеизложенного, в России имеются большие резервы для решения проблемы продовольственной безопасности страны. В связи с этим хотелось бы обратиться к ее истории, когда Россия ровно век назад обеспечивала продовольствием полмира. Так, только на экспорт она поставляла на 30% зерна больше, чем вместе взятые зерновые страны, такие как США, Канада и Аргентина. И это возможно, тем более, что начинает, хотя и медленно, но возрождаться сельское хозяйство страны, в том числе и фермерский сектор. За последние 10 лет посевные площади возросли на 9 млн га. При этом за последние 5 лет посевные площади увеличились на 126%, или среднегодовой рост составил 907 тыс. га (рис. 2) [6, 8].
Если же рассмотреть структуру производства сельскохозяйственной продукции, то сельскохозяйственные организации производят 89,0% сахарной свеклы, 72,7% зерна и 70,3% семян подсолнечника. Доля крестьянских (фермерских) хозяйств в суммарном производстве зерна в России достигает 26,3%, семян подсолнечника — 29,3% и овощей — 15,1%. А в про-
изводстве картофеля и овощей основной вклад вносят подсобные хозяйства населения страны — 77,6 и 67,0% соответственно.
Необходимо отметить и положительный момент. Так, в последние годы как с фермерским сектором, так и в целом по использованию сельскохозяйственных угодий наметилась устойчивая положительная тенденция. По итогам 2015 г., сельское хозяйство стало лидирующим сектором по росту производства — производство сельхозпродукции увеличилось на 3,5%. Аналогичная ситуация сохранилась и в 2016 г.
Объемы импорта продовольствия в Россию за время действия продовольственного эмбарго в 2014-2016 гг. снизились в 3 раза — с 60 до 20 млрд долл. За 10 лет Россия увеличила экспорт сельхозпродукции в 6 раз — с 3 млрд в 2005 г. до 20 млрд долл. по итогам 2015 г.
По итогам 2016 г. сбор урожая зерновых и зернобобовых культур составил 119,1 млн т, что на 13,7% больше 2015 г. (104,8 млн т). В том числе впервые в истории России собрано 73,3 млн т пшеницы. Это крупнейший урожай зерновых за 38 лет — больше урожай был только в 1978 г. — 127 млн т, что было рекордом за всю историю страны.
В 2016 г. Россия вышла на первое место в мире по экспорту пшеницы (в сельскохозяйственном году с 1 июля 2015 г. по 30 июня 2016 г. российский экспорт составил 24-25 млн т). Таким образом, впервые за последние 50 лет Россия сместила с первого места по экспорту пшеницы США. За 15 лет, с начала 2000-х годов, доля России на мировом рынке пшеницы выросла в 4 раза — с 4 до 16% [9].
Важную роль в обеспечении продовольственной безопасности страны играет масштаб продовольственных потерь. По оценкам Рос-стата, ежегодно потери картофеля составляют около 6-7% произведенного объема, овощей и бахчевых — около 3-3,5%, зерна — около 1%. В странах Европы и в Российской Федерации, по данным ФАО, основными факторами потерь продовольствия являются: потери на стадии уборки (около 11%), на стадии потребления (10%), на стадии переработки и упаковки (4%).
Вместе с тем всего из 57,46 млн земельных участков, сведения о которых внесены в Государственный кадастр недвижимости (по состоянию на 01.01.2016 г.), в обороте в целом по Российской Федерации находится только 4,89 млн ед. или 8,5% от их общего числа с колебаниями
25000
20000
15000
ЮООО
5000
2169
13191 16331 ~^ 20800 18578
15270
50Э8 6501 _> 6009 ! ^^ 10888 9851
/ 5061 >34 а 5903
Рис. 1. Состав сельскохозяйственных угодий России в хозяйствах всех категорий на 01.01.2016 г., тыс. га
МСХЖ — 60 лет!
^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^
Годы
Рис. 2. Посевные площади фермерского сектора в России, тыс. га
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 4/2017
LAND RELATIONS AND LAND MANAGEMENT
по федеральным округам — от 1% (Приволжский федеральный округ) до 14% (Южный федеральный округ). Примерно половина земельных участков, находящихся в обороте, относится к землям сельскохозяйственного назначения, что свидетельствует о неустойчивости сельскохозяйственного землепользования.
Кроме этого, Росреестром в 2016 г. зарегистрировано общее число обращений к сервису автоматизированной информационной системы Фонда данных государственной кадастровой оценки земель, равное 6424657, а число заявлений, поступивших в Комиссии по рассмотрению спора о результатах определения кадастровой стоимости при территориальных органах Рос-реестра составило 57849 ед. по 123682 земельным участкам, что больше чем в 2015 г. почти в 2 раза. В 2016 г. «Са11»-центром было принято также 4,5 млн телефонных обращений по земельным делам.
Таким образом, в качестве объекта земельных отношений в АПК Российской Федерации выступает территория, превышающая 520 млн га с числом земельных участков, достигающих 59,29 млн ед., а в качестве субъектов земельных отношений выступает более 40 млн собственников земли, землевладельцев и землепользователей, занимающихся сельским хозяйством и проживающих в сельской местности.
Рекомендации
Для дальнейшего развития земельных отношений в России, обеспечивающих сохранение и охрану экологической среды, необходимо использовать три основных механизма: правовые, организационные и финансовые (экономические).
Правовые механизмы. В качестве основных правовых механизмов, необходимых для качественного улучшения земельных отношений, способствующих сохранению почвенного покрова и охране окружающей природной среды, необходимо:
• разработать и принять новую редакцию Федерального закона «О землеустройстве»;
• внести изменения в Земельный кодекс Российской Федерации;
• внести дополнения в Федеральный закон «О кадастровой деятельности», определив в качестве обязательной процедуру постановки земельного участка на кадастровый учет;
• обеспечить правовое сопровождение решения проблемы земельных долей и неэффективно используемых земель сельскохозяйственного назначения;
• разработать и принять закон «Об охране почв». Организационные механизмы. Важнейшим
организационным механизмом должно быть формирование в стране федеральной земельной службы, основной целью которой должна быть разработка и реализация государственной концепции использования земельных ресурсов, мониторинга использования земель, ведения кадастра недвижимости на все земли страны.
Финансово-экономические механизмы. Финансирование природоохранных мероприятий, связанных с использованием и охраной земельных ресурсов, в основном может осуществляться за счет финансирования обязательных проектов землеустройства на территорию сельскохозяйственных предприятий.
Наряду с разработкой проектов землеустройства необходимо проведение природоохранных мероприятий с учетом результатов мониторинга земель. Эти работы следует проводить за счет средств самих землепользователей или с привлечением муниципальных субсидий.
Наилучшим источником финансирования может служить федеральная целевая программа по охране и восстановлению почв Российской Федерации или за счет средств, выделенных на разработку и реализацию Генеральной схемы использования земель Российской Федерации, разработку которой необходимо инициировать в ближайшее время.
Совершенствование методики государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения. Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения является одной из наиболее трудных практических задач с точки зрения методологии оценки, так как существующая методика недостаточно проработана, порой противоречива, а иногда и не выполнима. Также оценщики сталкиваются с проблемой обеспечения достаточности и достоверности исходной информации по количественным и качественным характеристикам объектов оценки, а также неразвитостью и информационной непрозрачностью рынка.
Срочно устранить отсутствие необходимых информационных ресурсов о земле при проведении работ по определению направлений развития сельскохозяйственного производства. Практически на всех объектах проектирования в сельской местности отсутствует доброкачественная плановая картографическая основа в бумажном или цифровом виде, что требует сведения всех ортофотопланов (планшетов) и создания нового планово-картографического материала в электронном виде для проведения землеустроительных работ. Это необходимо как для применения точных расчетов, так и для возможного использования при землеустроительном проектировании картометрического метода. Практика показала, например, что подготовка плановой картографической основы для установления сельскохозяйственных регламентов и выделения особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий занимает в среднем 2-4 человеко-дня на 1000 га земель в зависимости от масштаба карт и контурности угодий, качества исходного планово-картографического материала. В большинстве случаев (около 50% в муниципальных районах и около 80% в сельских населенных пунктах) не были установлены границы этих объектов землеустройства, что потребовало межевания земель (рис. 3).
Ожидаемые результаты реализации мероприятий. В результате реализации намеченных мероприятий по совершенствованию управления земельными ресурсами и землеустройства
в Российской Федерации будут проведены землеустроительные работы, обеспечивающие:
• установление границ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, что даст возможность определить сферу деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в области управления земельными ресурсами и вовлечения земель в экономику регионов;
• разграничение государственной собственности на землю;
• вовлечение в сельскохозяйственный оборот не менее 30 млн га неиспользуемых земель;
• организацию рационального использования и охрану земель, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности;
• завершение земельной реформы на 383,7 млн га земель сельскохозяйственного назначения;
• развитие рынка земель сельскохозяйственного назначения с включением в оборот не менее 5 млн земельных участков;
• обоснованное предоставление и изъятие земельных участков, перевод земель из одной категории в другую, резервирование земельных участков, консервацию деградированных земель;
• постановку земельных участков в сельской местности на кадастровый учет, что позволит оптимизировать налогооблагаемую базу и за счет этого увеличить поступление земельного налога, не менее чем на 30%, а также привлечь дополнительные инвестиции в АПК под залог земельных участков в объеме не менее 50 млрд руб. в год;
• использование земель по целевому назначению;
• установление ограничений, обременений и сервитутов в использовании земельных участков сельскохозяйственного назначения;
• повышение эффективности использования и охрану сельскохозяйственных угодий;
• организацию рационального использования земель в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации [3]. В результате осуществления намеченных
землеустроительных мероприятий существенно увеличится гражданский оборот земель сельскохозяйственного назначения, будут созданы условия для реализации земельными собственниками своих прав, сократится число земельных споров и судебных разбирательств по отводу земельных участков, возрастут объемы
Схема землеустройства муниципального образования
Схема (план) зонирования с сельскохозяйственными регламентами (правилами землепользования)
1 -
Проект межхозяйственного землеустройства (перераспределения земельных участков)
I Г
Проекты внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных организаций и хозяйств граждан Проекты межевания < земельных участков
> 1
Рабочие проекты по осуществлению отдельных землеустроительных мероприятий Межевой план земельного участка
Рис. 3. Виды необходимой документации на землях сельскохозяйственного назначения (уровень муниципального образования)
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 4/2017
www.mshj.ru
инвестиции в развитие агропромышленного комплекса страны, будет предотвращен самовольный захват земель, организовано их рациональное использование и охрана.
Литература
1. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2014 году. М.: Минсельхоз России, 2016. С. 22-26.
2. Прогноз научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года / Минсельхоз России; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2017. 140 с.
3. Волков С.Н., Хлыстун В.Н. Земельная политика: как сделать ее эффективной? // Международный сельскохозяйственный журнал. 2014. № 1-2. С. 3-6.
4. Волков С.Н., Комов Н.В., Хлыстун В.Н. Как достичь эффективного управления земельными ресурсами в России? // Международный сельскохозяйственный журнал. 2015. № 3. С. 3-7.
5. Волков С.Н. Современное состояние земельных отношений, землепользования и землеустройства в Российской Федерации и научное обоснование основных направлений их регулирования в АПК: материалы к докладу на заседании Президиума Российской академии наук 28 марта 2017 года. М.: ГУЗ, 2017. 72 с.
6. Варламов А.А., Гальченко С.А., Клюшин П.В. Современные проблемы развития агропромышленного комплекса России // Инновационное развитие аграрной
науки и образования: мировая практика и современные приоритеты: материалы международной научно-практической конференции, посвященной объявленному в 2015 г. «Году сельского хозяйства» в Азербайджане, 2324 октября 2015 г. Гянджа, Азербайджан, 2015. С. 272-276.
7. Хлыстун В.Н., Волков С.Н., Комов Н.В. Проблемы управления земельными ресурсами в Российской Федерации: сборник докладов V Всероссийского конгресса экономистов-аграрников, 21-22.11.2013 г. М.: РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева — Государственный университет по землеустройству (ГУЗ), 2014. Том 1. 181 с.
8. Шаповалов Д.А., Варламов А.А. Совершенствование системы управления земельно-имущественным комплексом как информационная основа экономического развития РФ // Власть. 2010. № 1. С. 69-74.
9. http://ruxpert.ru/ Сельское хозяйство России
УДК 332.37
Виктор Непоклонов,
доктор технических наук, и.о. проректора по научной работе,
Ирина Хабарова,
старший преподаватель,
Денис Хабаров,
магистрант,
Сергей Дручинин,
аспирант,
Московский государственный университет геодезии и картографии, Светлана Воробьева, Алена Гилюк, Виталий Киойбаш,
бакалавры,
Государственный университет по землеустройству, г. Москва
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ШИРИНЫ ВОДООХРАННОЙ ЗОНЫ И ШИРИНЫ ПРИБРЕЖНОЙ ЗАЩИТНОЙ ПОЛОСЫ НИЖНЕКАМСКОГО ВОДОХРАНИЛИЩА
Определяется эффективность работ по формированию границ водоохранных зон на примере Нижнекаменского водохранилища. Изложены основные положения методики описания границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос Нижнекамского водохранилища, а также правила выбора опорных точек для описания самой границы, нумерации опорных точек, определения их координат и описания условий прохождения границы водоохранной зоны на местности. Определена оценка влияния водоохранных зон на кадастровую стоимость объектов недвижимости на основе анализа и обобщения материалов гидрометеорологической изученности и проведения картографических работ с определением положения береговой линии водоема. В процессе работы поставленные задачи решались с применением методов описательной статистики, аналитического, геоинформационно-картографического, расчетного. Рассматриваются теоретические положения эффективности и эффекта от государственного кадастрового учета зон с особыми условиями использования территорий. Для защиты водных объектов от воздействия разнообразных антропогенных источников необходимо создание водоохранных зон и прибрежных защитных полос, позволяющих максимально снизить негативное влияние и оптимизировать процесс водопользования в соответствии с российским законодательством. Большое значение приобретает учет влияния обременений на стоимость земельных участков, полностью или частично находящихся в зонах с особыми условиями использования территорий, к которым в соответствии с Градостроительным кодексом РФ также относятся и водоохранные зоны. Объектам хозяйственной деятельности во времени свойственна очень высокая изменчивость: наряду с прекращением деятельности одних объектов возможно появление новых. Необходим системный планомерный эколого-географический мониторинг подобных изменений для целей оперативного контроля.
S u m m a r y
This article determines the effectiveness of the work to establish the boundaries of water protection zones on the example of Nizhnekamenskoe reservoir. This article outlines the main provisions of the methodology of the description of the boundaries of water protection zones and coastal shelterbelts of the Nizhnekamsk reservoir, as well as rules for the selection of reference points for the description of the border, numbering of reference points, determine their coordinates and describe the conditions of boundaries of water protection zones on the ground. In this article the estimation of influence of water protection zones on the cadastral value of real estate objects on the basis of analysis and generalization of materials of hydrometeorological knowledge and conduct cartographic works with determining the position of the shoreline of the reservoir. In the process, the tasks were solved using the methods of descriptive statistics, analytical, GIS-mapping, estimated. This article examines the theoretical issues of the effectiveness and impact of the state cadastre of zones with special conditions of use. To protect water bodies from the impact of a variety of anthropogenic sources, it is necessary to create water protection zones and coastal protection belts that will minimize the negative impact and optimize the water use process in accordance with Russian legislation. It is important to take into account the impact of encumbrances on the value of land plots that are completely or partially located in zones with special conditions for the use of territories to which water protection zones also belong, in accordance with the Town Planning Code of the Russian Federation. e objects of economic activity in time are characterized by very high volatility: along with the cessation of the activity of some objects, the appearance of new ones is possible. Systematic ecological and geographic monitoring of such changes is necessary for the purposes of operational control.
Ключевые слова: методические подходы, водоохранная зона, объект землеустройства, береговой линии участков, прибрежная защитная полоса, опорные точки, системы координат.
Keywords: methodological approaches, water protection zone, land management unit, coast lines, coastal protective strip, reference point, coordinate system.
МСХЖ — 60 лет!
- 15
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 4 / 2017