Научная статья на тему 'Эффективное управление земельными ресурсами - основа государственности и богатства народа'

Эффективное управление земельными ресурсами - основа государственности и богатства народа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1191
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / УПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ТЕРРИТОРИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОХРАНА / ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ЭКОНОМИКА / АСПЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комов Николай Васильевич

Обширная территория российской федерации располагает огромным запасом земельных ресурсов различных видов и подвидов. их рациональное и эффективное использование, а также охрана являются неотъемлемой частью государственной политики в области социально-экономического развития страны. такое положение вызывается еще и тем, что земельные ресурсы являются важнейшим природным ресурсом, главным богатством народа. поэтому разработка организационно-экономических и других мер социального, экологического и так далее характера, направленных на формирование комплексной системы управления земельными ресурсами в рыночной экономике страны, все в большей степени приобретает неотложную необходимость. в этой связи в предлагаемой статье автором достаточное внимание уделено процессу формирования системы управления земельными ресурсами страны в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The extensive territory of the Russian Federation has a huge inventory of land resources of different types and subspecies. Their rational and effective use, and also protection is an integral part of state policy in the field of social and economic development of the country. Such provision is caused also by the fact that land resources are the major natural resource, the main wealth of the people. Therefore development of organizational and economic and other measures social, ecological and so on nature, directed to forming of a complex management system by land resources in market economy of the country everything more purchase urgent need. In this regard, in the author offered article the sufficient attention is paid to process of forming of a management system by land resources of the country in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Эффективное управление земельными ресурсами - основа государственности и богатства народа»

Экономика и планирование

территориальных

УДК 631.251

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ - ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И БОГАТСТВА НАРОДА

Обширная территория Российской Федерации располагает огромным запасом земельных ресурсов различных видов и подвидов. Их рациональное и эффективное использование, а также охрана являются неотъемлемой частью государственной политики в области социально-экономического развития страны.

Такое положение вызывается еще и тем, что земельные ресурсы являются важнейшим природным ресурсом, главным богатством народа. Поэтому разработка организационно-экономических и других мер социального, экологического и так далее характера, направленных на формирование комплексной системы управления земельными ресурсами в рыночной экономике страны, все в большей степени приобретает неотложную необходимость.

В этой связи в предлагаемой статье автором достаточное внимание уделено процессу формирования системы управления земельными ресурсами страны в современных условиях.

Ключевые слова: земельные ресурсы, управление, организация, территория, эффективность, охрана, формы хозяйствования, экономика, аспекты.

The extensive territory of the Russian Federation has a huge inventory of land resources of different types and subspecies. Their rational and effective use, and also protection is an integral part of state policy in the field of social and economic development of the country.

Such provision is caused also by the fact that land resources are the major natural resource, the main wealth of the people. Therefore development of organizational and economic and other measures social, ecological and so on nature, directed to forming of a complex management system by land resources in market economy of the country everything more purchase urgent need.

In this regard, in the author offered article the sufficient attention is paid to process of forming of a management system by land resources of the country in modern conditions.

Key words: land resources; management; organization; territory; efficiency; protection; managing forms; economy; aspects.

Обеспечить стабильное экономическое развитие России и сделать ее богатой, мощной и авторитетной державой мира - мечта каждого россиянина и всего общества. И одно из главных направлений отводится ничем не заменимому огромному национальному богатству - земельным ресурсам страны.

Н.В. Комов

Российская академия наук

Так уж распорядилась матушка-природа, что Россия стала самой крупной земельной мировой державой. Площадь ее территории составляет 1710 млн га земли и 420 млн га континентального шельфа. Наша страна занимает 13% суши земного шара, 10% всех распаханных земель в мире и 21% мировых лесопокрытых территорий. Мы располагаем 55% самых плодородных черноземных почв мира, 50% запасов пресной воды и 60% запасов древесных хвойных пород. В недрах земли хранятся огромные запасы полезных ископаемых. По биоклиматическому потенциалу с учетом обеспечения нормальной жизни россиян Россия располагает емкостью территориального пространства, пригодного для нормального жизнеобеспечения не менее 1,0 млрд человек. Поэтому такой прекрасный «зеленый континент», как наша страна, многим в мире сегодня не дает покоя.

Осознавая это, наш великий государственный деятель и реформатор Петр Аркадьевич Столыпин все свои помыслы и дела направил на земельные преобразования, считая что «земля - это залог нашей силы в будущем, земля - это Россия». У кого земля -у тех и власть, говорил он. Поэтому все силы и законодателя и правительства должны быть обращены к тому, чтобы поднять производительные силы единственного источника нашего благосостояния - земли. Основной площадкой для проведения земельной реформы было земство. Он понимал, что мощное развитие России могут и способны обеспечить ее две главные составляющие - земельные и трудовые ресурсы. Бесплатная приватизация земли, низкие налоги, дешевые кредиты и государственные субсидии были основой не только массового развития предпринимательства и освоения огромных территорий, но и создания среднего класса общества как созидательной основы государства.

Для этого правительством были разработаны необходимые нормативно-правовые документы для осуществления «столыпинского земельного курса», а точнее полный комплекс землеустроительных дел на всей территории страны. С учетом предложений с мест были созданы необходимые информационные, экономические и административные условия для проведения преобразований. В этих целях в 1905 году министерство земледелия и госимущества было преобразовано в главное управление землеустройства и земледелия, в состав которого входило переселенческое управление, что позволило сосредоточить весь комплекс земельных дел в одном ведомстве. Основополагающим документом был закон о землеустройстве. Как раз такие действия правительства крайне нужны сегодня для России. Еще более 110 лет назад Россия избавилась от монополии имущественного ведомства в земельной сфере страны. Это также давно решили многие развитые страны.

Земля - это не товар, а национальное природное богатство. В расчете на численность населения Россия по этому показателю занимает первое место в рейтинге самых богатых стран мира. Мы богаче США в два раза, Германии - в 6 раз, Японии - в 22 раза.

Земля - один из важнейших геополитических факторов нашего государства. Земля - это «скреп» России. Она первична. Нефть, газ, лес, вода, уголь, золото, недвижимость вторичны. Это прекрасно понимал П.А. Столыпин. Так почему же мы не понимаем сегодня, что земля как объективно существующий природный объект выполняет экологическую и ресурсную функции, как место и условие жизни человека -социальную функцию, как единая территория государства - пространственно-политическую функцию, как объект хозяйствования - экономическую функцию.

В то же время, имея такое реальное богатство, страна ведет поиск ресурсов, за счет которых возможно модернизировать экономику и обеспечить ее рост, за счет чего пополнить бюджет. К великому сожалению, это происходит в самой крупной и самой богатой земельной державе мира с огромной рентной составляющей. Поэтому для прорыва страны в будущее ставка должна быть сделана не только на человеческий, но и на земельный фактор. Еще древнекитайский философ Лао-цзы, живший в VI-V веках до

н.э., говорил, что государство может быть благополучным, процветающим и мощным только при наличии трех составляющих: земля, народ и эффективное управление.

В большинстве развитых стран земельные платежи в местные и федеральные бюджеты являются самым устойчивым источником финансовых поступлений. В США и Канаде они составляют около 80% доходной части. В Дании, Нидерландах, Австралии -половина их бюджетов. Главным образом, это местные налоги. А государство на своем уровне регулирует лишь правила их взимания. Видимо, настала пора и нам уйти от крайне неэффективной краткосрочной земельной политики и от безграмотного раздела территорий на земельные участки без комплексного проведения работ и перейти к стратегическому управлению земельными ресурсами как единым территориально-пространственно-природным базисом развития России и сложным социально-эколого-экономическим объектом государственного управления.

Придавая особую значимость земле, как главной базовой составляющей стабильного развития России, наш президент В.В. Путин на заседании Президиума Государственного совета РФ в октябре 2012 года определил главные направления повышения эффективности использования богатейших земельных активов, прежде всего, в интересах народа и устойчивого развития общества и экономики. Но сегодня, отметил он, этот мощный земельный потенциал используется малоэффективно: «Люди пишут, что невозможно найти информацию о свободных землях, что они находятся в положении бесправных просителей, что с их запросами и потребностями никто не считается и что надо помучиться от трех и более лет, прежде чем получить участок. В результате земля остается нереализованной и не работает в полную силу. Произвол и коррумпированность чиновников гасят, тормозят полноценное развитие земельных отношений в России. И, как следствие, замедляется продвижение страны в целом». Такова оценка состояния дел в земельной сфере, данная высшим руководителем государства. Одновременно президент требует принять дополнительные меры, устранить барьеры, которые мешают гражданам свободно и без волокиты получать земельные участки, пользоваться ими.

Главные из них: разграничить государственную собственность на землю, сформировать единый информационный ресурс о земельных участках, выработать условия, ускоряющие и упрощающие предоставление земельных участков в собственность или в аренду, и эффективно и комплексно использовать землю для строительства жилья. «Без решения вопроса о земле мы и жилищный вопрос также не решим никогда», - сказал В.В. Путин.

Но, к великому сожалению, до сих пор государственная собственность не разграничена. Не определены территории, подлежащие резервированию для федеральных и других государственных нужд, а также для решения местных задач. В то же время продолжаются «захваты» ценных земель с использованием понятия «неразграниченная государственная собственность». При этом выбираются лучшие участки, а остальные территории в большинстве своем забрасываются. И таких земель многие миллионы гектаров. Только сельхозземель не используется более 40 млн га, а это площадь пашни такой высокоразвитой страны, как Канада. Думаю, не надо пояснять, какое количество продукции теряет Россия, тратя в то же время миллиарды долларов на закупку продовольствия извне. Да плюс к этому многие сельские жители остаются без работы.

Не храня главное «народное добро», землю, которая, по расчетам российских ученых, оценивается в более чем 200 триллионов долларов, страна теряет огромные средства. А могли бы иметь как минимум второй бюджет. Это реальный мощный земельный актив страны, с помощью которого умеючи можно быстро сделать Россию сытой, богатой и цивилизованной. Игнорирование значимости земли - это огромная стратегическая ошибка государства. По сути, она и привела к тем глубоким провалам в земельной политике страны, на которые указал президент России.

Земля как единая территория государства с ее огромными лесными и водными богатствами, запасами недр и недвижимостью - это неразрывный и неделимый

природный организм (ресурс), важнейший геополитический плацдарм и «скреп» государства, главное средство производства. Это единая мощная «земельная цепь» России. Ее нельзя разорвать на отдельные «клочья». Все попытки это сделать для любого государства всегда заканчиваются неудачей и огромными потерями для народа, общества и страны в целом. Такое в разные периоды происходило с Японией, Англией, США и рядом других стран.

Земельный капитал - самый надежный источник инвестиций. Его размеры во многих странах составляют более трети валового внутреннего продукта, а в местных бюджетах - более половины. Надо ли это России? Ответ однозначный: «Надо». Так почему же он не работает? Ведь только при строительстве жилья земельный фактор составляет почти половину его стоимости. Это ли не резерв, используя который можно как минимум в два раза снизить стоимость жилья и сделать его доступным для большинства граждан.

«Если земля не работает, давайте будем передавать ее другим собственникам, в том числе муниципалитетам, они ближе к людям и вполне способны решить, где дом построить, где картошку посадить или как то по-другому использовать землю с пользой для людей и для страны», - отметил президент.

Как специалист-земельщик с огромным опытом практической работы, уверен, что такой земли, которую необходимо в ближайшее время передать муниципалитетам, не менее 200 млн гектаров. И это не только сельхозземли, но и лесные, водные и другие территории. Кто нам мешает создавать, например, лесные фермы, как это делается в Канаде, Швеции, Финляндии, США? Это будет гораздо эффективнее, чем если они не используются совсем, а значительные площади лесов захламлены. Лесные фермы играют там значительную роль в системе комплексного ведения лесного хозяйства на своей земле. Но для этого проводится полная инвентаризация всех земель страны, которая отражает их реальное состояние. В США она проводится раз в три года, в Китае - раз в пять лет. Известно, что без учета земли, которого в России давно нет, нельзя проводить зонирование территорий, планировать эффективное использование земли и ее оценку, а соответственно и охранять ее, как это предусмотрено Конституцией РФ и федеральным земельным законодательством.

Такая работа была проведена в нашей стране очень давно, еще в 1993 году в соответствии с указом Президента РФ №480 и «Положением о порядке проведения инвентаризации земель», утвержденным постановлением Совета Министров -Правительства РФ № 659 «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам». Проведение инвентаризации на всей территории страны было поручено Комитету Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству с участием органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов в течение 1993-1995 годов с целью определения возможности предоставления их гражданам для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей. Финансирование работ осуществлялось за счет средств от взимания земельного налога и арендной платы за землю.

Для проведения инвентаризации во всех регионах были созданы комиссии в составе председателя районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству (председатель комиссии), представителей природоохранного органа, архитектурно-градостроительной и санитарно-эпидемиологической служб, органов сельского и лесного хозяйств, представителя органов местного самоуправления, а также собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и ряда других служб. На основании проведенных работ комиссией разработаны предложения по дальнейшему использованию выявленных в ходе инвентаризации земель.

По результатам инвентаризации на каждое землепользование заведено землеустроительное дело с обосновывающими расчетами, картографическим материалом,

площадью и подписанным всеми членами комиссии актом проведения инвентаризации земель. Форма акта утверждается Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству. Обобщенные материалы с предложениями по дальнейшему использованию земель и установлению их правового режима рассматриваются местной администрацией с участием представителя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству субъекта Российской Федерации и направляются в органы исполнительной власти субъекта РФ для утверждения и принятия решения о дальнейшем использовании земель. В тот период, используя материалы инвентаризации, более 45 млн граждан России получили земельные участки. Это была, по сути, «земельная революция».

И чрезвычайно важно, что утвержденные материалы инвентаризации земель являются основанием для регистрации (перерегистрации) прав на землю и внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию. А из этого следует, что данные инвентаризации служат надежной и реальной основой земельно-информационной системы, государственного учета и оценки земли, планирования использования земли, землеустройства, градостроительной документации, проектов комплексного освоения территорий, земельного контроля и других целей, связанных с повышением эффективности использования земельного фонда страны. Они также являются и основной налогооблагаемой базой на местах, которая позволяет в короткие сроки в разы увеличить финансовые поступления в основном в местные бюджеты. Кроме того, резко сократятся затраты на такие бюрократические действия чиновников, как выбор и согласование участков, принятие часто необъективных решений, рассмотрение и утверждение материалов, максимально сократится произвол и коррумпированность чиновников всех мастей, бюрократизм и волокита при получении участков, на что как раз и указал президент страны.

Для реализации вышеуказанных задач государства в России, как самой крупной земельной державе мира, всегда был независимый надведомственный государственный земельный орган страны, с помощью которого и были созданы система государственного учета, оценки и планирования использования земли, землеустройства, подготовки высококвалифицированных землеустроительных кадров, землеустроительная наука. Многие страны (Китай, Монголия, Вьетнам, Индия и другие) внедрили нашу систему, а мы с помощью Запада ее наоборот разрушили. А теперь удивляемся, как могла великая Россия ликвидировать одну из важнейших для государства и ее народа земельную службу страны. Ведь она была примером для многих стран, в том числе и для наших соседей. Известно, что без специалистов-земельщиков нельзя обеспечить изучение обширных российских земельных просторов, комплексное планирование, оценку и проектирование использования земли, проведение землеустройства, ведение кадастра и оформление прав, а в целом эффективное использование каждого клочка российской земли, на что нас нацеливает президент страны.

А все это случилось после принятия в 2001 году нового Земельного кодекса РФ, где земля как природный объект и природный ресурс получила еще и статус товара. Сразу же земельный кадастр был заменен кадастром недвижимости. А этой недвижимости в России чуть более 1%. Применив повсеместно неприемлемую для нас «западную модель», страна потеряла главное - саму землю как единую территорию государства и наших регионов, а специалисты-земельщики остались не у дел. Такого еще не было ни в одной цивилизованной стране мира. А результат таков. Государство вот уже полтора десятка лет не может создать единый объект недвижимости, а соответственно и ввести единый налог на землю и недвижимость. В результате «сарай» остался самостоятельным объектом, а участок функционирует отдельно, т.е. земельная рента учитывается в их стоимости дважды, соответственно и в налоге. При этом получается, грубо нарушается Земельный кодекс РФ (ст. 1), но никто за такие «упражнения» с землей и российским народом никакой ответственности не понес. А ведь они очень дорого обходятся стране и народу. Государство сегодня должно в корне изменить земельную

политику, создав для ее реализации единый земельный орган страны, и сделать так, чтобы земельные проблемы решали высококвалифицированные земельщики, как это было при столыпинской реформе, да и совсем недавно, в начале реформ в 90-х годах прошлого столетия. Но здесь нужно политическое решение руководства страны и активные действия всех ветвей власти, но их пока нет.

И еще. С 1 января 2017 года в стране вводится единая система регистрации недвижимости. Даже неопытному человеку понятно, что без формирования единого объекта недвижимости нельзя на всей территории страны создать такую систему. Это опять сделано без совета со специалистами и учеными в сфере земельных отношений и самое главное - с гражданами страны. А ведь этот диалог во многом определил бы реальный наш собственный российский эффективный земельный строй, с которым страна будет жить как минимум в XXI веке. Это сегодня центральный вопрос государства. Он связан с природой цивилизованной системы жизнеобитания и жизнеобеспечения российского народа. И нет ничего важнее этого вопроса, так как без земли нет и самой жизни.

С земельным активом связан и еще один не менее важный вопрос - какую банковскую систему Россия будет иметь: как в Германии - долгосрочную эффективную инвестиционно-банковскую или менее эффективную англо-саксонскую торгово-банковскую модель. Первая предоставляет кредиты под активы производителей товаров, дающих доход, чтобы уплатить за кредит, а вторая предоставляет кредит под залог недвижимости, т.е. земли как товар, не созданный человеком. В США, например, около 70% банков ипотечное кредитование осуществляют под залог недвижимости, что не позволяет создавать новые активы. Земельная рента здесь изымается банковской системой, а не обществом через отчуждение собственности за неуплату долгов. И вместо того, чтобы финансировать модернизацию сельского хозяйства и промышленность, как в Германии, банковская система там обременяет экономику долгами. Поэтому во многих развитых странах азиатского континента, да и в ряде стран Европы земля в залог не сдается. Хорошо ли это для России, также требует серьезного осмысления и совета ученых и гражданского общества.

Государство должно определиться и с ролью частной собственности на землю. Бытует мнение, что частная земельная собственность является основой экономического роста. Это далеко не так. Многие не понимают разницы между частным использованием земли и частным присвоением земельной ренты, которое ведет к неоправданному обогащению одних и ухудшению жизни других. Тем более что в соответствии с Конституцией РФ (ст. 8) в нашей стране признаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Нужно более внимательно посмотреть и на роль государственной, муниципальной и земельной собственности.

Очень важным для развития территорий являются инвестиции капитала на арендованных землях в виде партнерских отношений частных предпринимателей с государственным сектором. Такая система объединяет энергию и таланты частных предпринимателей и коллективный вклад общественного сектора. Но обеспечивается все это за счет формирования специальных государственных земельных фондов и государственных финансов за счет взимания земельной ренты в доход общества. Эти меры позволят в рыночных условиях реализовать огромные возможности государства, за счет земельных активов решать на местах многие социальные проблемы. Максимально эффективно решает эти проблемы Китай, где одной из важнейших функций министерства земельных и природных ресурсов, созданного еще в 1998 году, является сбор ренты за использование ресурсов, и нормативно-правовое регулирование, и контроль за использованием этих средств. Эти меры позволяют государству использовать преимущества свободного рынка, а обществу - максимально исключить негативные антисоциальные явления, которые процветают при приватизации земельной

ренты. Это для России, где 92% государственной собственности, очень важно.

Главный земельный документ в Китае - генеральный план использования земли, а по российским понятиям, это план землеустройства, который составляется на всю территорию страны и ее регионы, всенародно обсуждается, законодательно утверждается и подлежит обязательному исполнению. В нем проводится зонирование территорий с указанием целевого назначения каждого участка и его оценкой. Все показатели вносятся в единую земельно-информационную систему, куда может свободно обратиться любой гражданин или юридическое лицо. Выбрав необходимый вариант, он направляет запрос во властные структуры, которые в установленный срок обязаны принять соответствующие решения. Роль чиновников - всего лишь подготовить соответствующее решение. В Китае трудятся около 200 тыс. землеустроителей, из них в сфере услуг 90%, остальные за счет бюджета. В России все наоборот. Требуют пересмотра и условия предоставления земельных участков в собственность или аренду, как по срокам, так и по порядку оформления. В стране отсутствует четкая обязанность органов местного самоуправления формировать земельные участки с учетом комплексного освоения территорий. Бюджетные расходы на это не предусматриваются, иногда, видимо, и специально. Имеется в виду весь процесс оформления - от выбора участка и принятия решения до его постановки на кадастр и регистрации права. Сегодня эта система разорвана. Решение принимают в основном местные органы, а права оформляют -федеральные. Здесь и кроются многие негативные явления, о которых говорил президент. И этот узел следует срочно развязать законодательно, передав ряд функций государства на места, т.е. ближе к людям.

Огромная для страны и граждан проблема - это использование земли под строительство жилья. Государство поставило цель в ближайшие годы обеспечить предоставление комфортабельного и доступного жилья 60% российских семей. Очевидно, что при помощи точечной застройки эту проблему не решить. Нужно переходить к комплексному освоению территорий, как сельской, так и пригородной. При этом активнее нужно развивать малоэтажное строительство.

Необходимо также провести и разумную переселенческую политику, расселить по территории страны внутренних и вынужденных переселенцев и беженцев из Украины, Молдавии, Средней Азии, прибалтийских республик и др. Проводниками же всей земельной политики государства опять же должны быть специалисты-землеустроители, объединенные в единую государственную земельную службу, которая была еще во времена Ивана IV (Грозного), то есть примерно в 1550-х гг.

Землеустроители были первыми при освоении целинных и залежных земель, в ходе мелиорации Нечерноземья, Приволжских степей, на землях Средней Азии и Кавказа. Благодаря российским землеустроителям был установлен новый земельный строй в Китае, Монголии, Вьетнаме, на Кубе, ряде восточно-европейских и африканских государств. В России также есть реальные возможности завершить земельное реформирование, начатое в 90-х годах прошлого столетия. Но их нужно превратить в конкретные дела.

Какие первоочередные задачи в наведении должного порядка в земельной сфере страны должно решить государство? Их несколько, но они неотложные.

1. Выполнить поручения Президиума Госсовета РФ «О повышении эффективности управления земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц» (октябрь 2012 года) и данные на нем поручения президента В.В. Путина.

2. Разработать и законодательно утвердить концепцию (основные направления) земельной политики Российской Федерации на период до 2035 года, где признать, что земельные ресурсы страны являются мощным фактором социально-экономического развития России. Основные положения земельной политики включить в стратегию развития России на долгосрочную перспективу.

3. Сформировать современную систему государственного управления земельными

ресурсами с включением в ее состав подсистем:

- информационного обеспечения, в том числе инфраструктуры пространственных данных кадастра недвижимости и землеустройства;

- ведения кадастра недвижимости и регистрации прав и сделок с обязательностью постановки на учет и регистрации всех земельных участков независимо от их принадлежности;

- развития инфраструктуры земельного рынка;

- прогнозирования и планирования рационального использования земель и их охраны на всех уровнях государственного и муниципального управления;

- землеустройства с завершением разграничения земель, находящихся в государственной, муниципальной и частной собственности, и установлением границ и иных характеристик земельных участков;

- мониторинга земельных ресурсов;

- создания эффективного контроля (надзора) за использованием и охраной земель;

- администрирования земельных платежей на базе научно обоснованной оценки

земли;

- изъятия земельной ренты и контроля ее расходования;

- научного и кадрового обеспечения в области земельных отношений и управления земельными ресурсами;

- международного сотрудничества в сфере управления земельными ресурсами.

4. Сформировать в структуре правительства Российской Федерации единый государственный орган по управлению земельными ресурсами, обеспечивающий реализацию долгосрочной земельной политики государства, организацию рационального использования земель и их охрану.

5. Провести сплошную инвентаризацию земельных ресурсов страны, обеспечить закрепление в государственную и муниципальную собственность бесхозных и неиспользуемых земельных участков, невостребованных земельных долей, с последующим представлением их в собственность или аренду эффективным собственникам, землевладельцам и землепользователям.

6. Разработать и принять в кратчайшие сроки новую редакцию закона «О землеустройстве» с установлением перечней землеустроительных действий, входящих в прерогативу государства, органов местного самоуправления и правообладателей земельных участков.

В свою очередь профессионалы и ученые в сфере земельных отношений и управления земельными ресурсами примут самое активное участие в подготовке и реализации мер по совершенствованию использования земельных ресурсов, как мощного фактора экономического и социального развития страны в интересах граждан, общества и государства. Ускорение этого процесса зависит от каждого из нас.

Литература

1. Комов, Н.В. Управление земельными ресурсами в новой России. - Казань : РИВЦ, 2011. - 566 с.

2. Комов, Н.В. Российская модель землепользования и землеустройства. - М. : Институт оценки природных ресурсов, 2001. - 622 с.

3. Комов, Н.В., Шарипов, С. Эффективное управление земельными ресурсами -неотложная задача государства // АПК: Экономика, управление. -2016. - №4. - С. 24-31.

4. Волков, С.Н., Комов, Н.В., Хлыстун, В.Н. Как организовать эффективное управление земельными ресурсами в Российской Федерации // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2015. - №3.

5. Комов, Н.В. Роль земельных ресурсов в устойчивом развитии России // Экономика и экология территориальных образований. -2015. - №4. - С. 7-14.

6. Струков, Д.Б. Столыпин. На пути к великой России. - М. : Вече, 2012. - 320 с.

Literature

1. Komov N. V. Management of land resources in new Russia. Kazan: RIVTs, 2011, page 566.

2. Komov N. V. Russian model of land use and land management. M.: Institute of assessment of natural resources, 2001, page 622.

3. Komov N. V., Sharipov S. Effective management of land resources - a pressing task of the state. Agrarian and industrial complex: Economy, management. No. 4. 2016. Page 24-31.

4. Wolkov S.N., Komov N. V., Hlystun V. N. How to organize effective management of land resources in the Russian Federation. International agricultural magazine. No. 3. 2015.

5. Komov N. V. A role of land resources in sustainable development of Russia. Economy and ecology of territorial educations. Scientific and practical magazine. No. 4. From 7-14., Rostov-on-Don.

6. Strukov D. B. Stolypin. On the way to great Russia. - M.: A veche, 2012, - 320 pages. (Great historical persons).

Николай Васильевич Комов - доктор экономических наук, профессор, академик РАН, экс-председатель Госкомзема России, почетный землеустроитель России.

Nikolay Vasilyevich Komov - the Doctor of Economics, professor, the academician of the Russian Academy of Sciences, the ex-chairman Goskomzema of Russia, the honourable land surveyor of Russia.

119334, Москва, Ленинский просп., д. 14, 119334, Moscow, Leninsky Avenue, 14.

Тел.: (495) 664-25-50; e-mail: vt789@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.