УДК 504.064.45
Диканская О.П., Еремина Е.А., Тихонова И.О.
ЭФФЕКТИВНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ГРАЖДАН К РАЗДЕЛЬНОМУ СБОРУ ОТХОДОВ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКОЙ
Диканская Ольга Павловна, студентка 2 курса магистратуры факультета биотехнологии и промышленной экологии, e-mail: [email protected]
Еремина Елена Александровна, студентка 2 курса магистратуры факультета биотехнологии и промышленной экологии;
Тихонова Ирина Олеговна, к.т.н., доцент кафедры промышленной экологии; Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия
Сфера обращения с твердыми коммунальными отходами с помощью региональных операторов требует дополнительных нововведений. В статье рассмотрены способы эффективного стимулирования людей к раздельному сбору отходов с помощью поддержки государства. В результате уровень переработки коммунальных отходов будет увеличен, финансовое благосостояние граждан улучшено за счет снижения коммунальных платежей, количество размещаемых отходов будет постепенно снижаться. Ключевые слова: твердые коммунальные отходы, раздельный сбор.
EFFECTIVE STIMULATION OF CITIZENS TO SEPARATE WASTE COLLECTION WITH PUBLIC SUPPORT
Dikanskaya O.P, Eremina E.A, Tikhonova I.O.
D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia
The area of solid municipal waste management with the help of regional operators requires additional innovations. The article discusses ways to effectively stimulate people to separate waste collection using state support. As a result, the level ofprocessing of municipal waste will be increased, the financial well-being of citizens will be improved by reducing utility bills, and the amount of waste disposed of will gradually decrease. Keywords: municipal solid waste, separate waste collection.
В настоящее время объем коммунальных отходов увеличивается такими темпами, что уже через 6 лет не останется полигонов для их размещения, а в отдельных субъектах это произойдет намного раньше. Ежегодно образуется примерно 4 млрд тонн отходов производства и потребления, из которых 55-60 млн тонн составляют твердые коммунальные отходы. Увеличивается количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а размещаются на полигонах и свалках, что приводит к выводу продуктивных сельскохозяйственных угодий из оборота. Около 15 тыс. санкционированных объектов размещения отходов занимают территории общей площадью примерно 4 млн га, и которые ежегодно увеличиваются на 300-400 тыс. га. Емкости имеющихся полигонов в 10 субъектах Российской Федерации будут исчерпаны с 2020 по 2024 год [1].
С 1 января 2019 года стартовала новая реформа по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО). Создан единый оператор новой отрасли - публично-правовая компания «Российский экологический оператор» (РЭО), а также внедрены системы региональных операторов. На 2019 год были запланированы работы по ликвидации 16 несанкционированных свалок в границах городов и 17 наиболее опасных объектов окружающей среде. Федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» предполагает увеличение к 2024 году долю утилизируемых твердых коммунальных отходов до 36%, а направленных на обработку — до 60%. Для этого планируется ввести в эксплуатацию 31,7 млн
тонн мощностей по обработке ТКО и 23,1 млн тонн мощностей по утилизации отходов и фракций после обработки ТКО.
Вместе с тем, как показал анализ плана мероприятий по реализации федерального проекта «Комплексная система обращения с ТКО» [2], не учтены необходимые мероприятия, направленные на решение задачи по формированию комплексной системы обращения с ТКО, включая создание условий для вторичной переработки. Только в апреле 2020г. заместитель председателя Правительства РФ Виктория Абрамченко одобрила первый проект федеральной схемы обращения с ТКО. По оптимистичным планам РЭО к 2024 г. на обработку планируется направлять— 5 8 млн т ТКО, что составит более 80% отходов, в то время как в 2019 году направлялись на обработку всего лишь 18,2% отходов. Однако полностью отказаться от захоронения отходов не получится, и проект федеральной схемы обращения с отходами включает в себя строительство полигонов для размещения отходов. Проект предполагает строительство и реконструкцию 868 «мусорных» объектов (700 новых), включая 148 предприятий по сжиганию мусора общей мощностью 4,3 млн т/год. Минимальная стоимость инфраструктуры оценена в 101 млрд руб. Также в планах — постройка и модернизация 351 полигона (253 новых) мощностью 22,9 млн тонн и 355 сортировочных станций — всего в РФ образуется порядка 70 млн тонн ТКО в год, из них 35% составляют пищевые отходы. 53 станции предполагают компостирование отходов, 24 станции
— производство топлива RDF (измельчение и прессование полезных фракций для того же сжигания). Предприятий же по переработке среди новых объектов — не более десяти, в основном это также мощности по компостированию или производству RDF. В этом виде документ явно противоречит и целям реформы управления отходами, и обновленному на старте «мусорной» реформы законодательству — в нем сжигание и захоронение отходов стоят на последнем месте в перечне приоритетов государственной политики.
Долгое время даже само понятие «раздельный сбор» в РФ было вне законодательных формулировок. Лишь в 2017 году в основном законе об отходах -Федеральном законе № 89-ФЗ [3] появились соответствующие термины и полномочия у органов власти. Согласно ст. 13.4 раздельное накопление -накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов. Места (площадки) накопления должны соответствовать требованиям законодательства. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Обустройство мест накопления ТКО регламентируется Постановлением
Правительства РФ от 31.08.2018 г. N 1039 «Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».
Отходы граждан относятся к IV классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду [3], базовая ставка платежа за который составляет 689,7 руб./тонну [4]. Во избежание роста тарифов для граждан в Минприроды РФ предлагают зафиксировать до 2024 года размер платы за НВОС на уровне 95 руб./тонну. В дальнейшем предполагается, что в течение 7 лет ставка будет расти на 15% в год [5]. Но вряд ли это приведет к повышению степени сортировки ТКО до значений, запланированных в Национальном проекте «Экология» [6]. В сложившейся ситуации операторам выгоднее размещение отходов на полигонах, чем развитие сортировки и обработки.
В мире существует множество методик расчета и взимания платы за вывоз и утилизацию мусора, которые базируется на соблюдении баланса интересов государства и общества. С одной стороны, государство должно обеспечить выполнение экологических стандартов и минимальных требований к экологической безопасности в части обращения с отходами. С другой стороны, утилизация отходов - это услуга, и население (основной источник образования отходов) заинтересовано в сокращении своих расходов по оплате этой услуги. Для достижения баланса интересов в Европе стали применят систему оплаты услуг по обращению с отходами, которая позволяет формировать размер коммунального платежа, исходя из количества
выбрасываемого каждым плательщиком мусора - «pay as you throw» (PAYT), или «плати столько, сколько выбрасываешь». Эта система основана на осознанном подходе населения к самостоятельной сортировке производимых отходов (раздельный сбор отходов). PAYT принципиально отличается от классического подхода к формированию платы за вывоз мусора, когда регулярные платежи определяются расчетным путем исходя из нормативов образования отходов и не учитывают индивидуальных показателей образования отходов для каждого человека.
Подход PAYT является экономическим инструментом, который реализует принцип «платит загрязнитель» на уровне конкретного муниципалитета. Согласно этому подходу потребитель (собственник отходов) платит за услуги по обращению с отходами, исходя из количества определенных видов отходов, которые он представляет для сбора местным властям. Основной задачей PAYT является стимулирование населения к сокращению количества выбрасываемых отходов: чем меньше потребитель производит отходов, тем меньше он платит за их вывоз и утилизацию. Как правило, население платит за услугу по обращению с так называемыми «хвостами» (отходами, не подлежащими дальнейшей переработке),
органическими отходами и крупногабаритными отходами.
Исходя из международного опыта, в России требуется изменение системы государственного регулирования в сфере обращения с ТКО. Например, если гражданин отсортировал свои отходы по фракциям (пластик, стекло, бумага и прочее), отнес в пункт приема вторсырья в шаговой доступности (важна именно шаговая доступность, т.к. многие отказываются прибегнуть к сортировке ввиду удаленности от пункта приема), в этом же пункте приема в зависимости от веса сданного вторсырья получил купон с QR-кодом, который может реализовать в одном из нескольких направлений, предложенных ниже.
В Москве и Московской области контейнеры с синей наклейкой и надписью «Вторсырье» предназначены для отходов, которые подлежат переработке (бумага, пластик, стекло и металл), а контейнеры с серой наклейкой и надписью «Смешанные отходы» предназначены для всех остальных ТКО, включая: пищевые отходы, средства личной гигиены, неперерабатываемые емкости из-под продуктов питания и другое.
Однако предложенная в настоящее время система раздельного сбора по видам («сухие» и «мокрые») [7] отходы не воспринимается жителями. Социальные сети пестрят записями, фото и видео, на которых отходы из двух баков загружаются в одну машину. Граждане не понимают, что данные отходы могут и будут отсортированы на сортировочных станциях, закрадывается подозрение, что приложенные усилия по сортировке (а в идеальном случае - и отмывке) мусора оказались напрасными, а отходы в конечном счете попадут на полигон для размещения.
Направления для реализации могут быть различными, но крайне необходима государственная поддержка. В первую очередь, жителей городов стимулирует получение скидки на оплату коммунальных услуг и скидка/полный билет на любой из видов транспорта. Т.к. плата за размещение отходов юридически не входит в тариф, однако фактически включена в эту сумму, справедливо было бы снижать эту величину пропорционально количеству сданного вторсырья на переработку. Ведь гражданин сам отсортировал свой мусор и отнес в пункт приема, значит, фактически количество отходов, попавших на ОРО, снизилось в общей массе.
Существует также немалое количество людей, живущих в арендуемом жилье, поэтому скидка на коммунальные услуги им будет неактуальна, но в то же время транспортными услугами пользуется большинство.
Рассмотрим ситуацию, когда гражданин живет на съемной квартире в шаговой доступности от работы и транспортом не пользуется. Здесь существует два пути: скидка на услуги в культурно-образовательной сфере (снижение стоимости оплаты за государственный детский сад или секции, скидка на посещение театров, кино, музеев) или скидка на товары народного потребления (молоко, крупы, хлеб) / на весь чек (исключая алкоголь и табачную продукцию). Но в случае со скидкой на продовольствие возникает нюанс - для скидки необходимо либо договориться с производителем товара (тогда скидка будет ограничивать покупателей в выборе производителя), либо покрывать недостаток выручки производителя за счет государственного бюджета.
Возможно, будут люди, которые откажутся от сортировки отходов по каким-либо своим причинам (недостаток места в жилье или времени для сортировки, а может быть финансы позволяют или человеку безразлично). В подобной ситуации гражданин вправе выбросить несортированный мусор, но заплатить за это будет обязан в полной мере. Т.к. за него необходимо будет провести сортировку, а может часть отходов будет невозможно переработать ввиду загрязненности сырья, следовательно, отходы придется размещать на объекте размещения отходов. Тогда при оплате повышенной ставки за отходы часть этой суммы может покрывать предоставленные скидки для вышеуказанных категорий граждан.
Не менее важно провести масштабную рекламную компанию, чтобы все граждане были оповещены о возможностях получения скидки в обмен на вторсырье. Это может быть реклама в платежных квитанциях на оплату коммунальных услуг, рекламные ролики по телеканалам, в метро, в газетах, социальных сетях. Также многие из опрошенных нами жителей отмечали необходимость создания небольших памяток по сокращению образования отходов в повседневной жизни (какие из предметов
обихода можно заменить, как правильно сортировать отходы и т.д.).
Таким образом, при внедрении системы эффективного стимулирования граждан, уровень переработки ТКО будет увеличен, финансовое благосостояние граждан улучшено за счет снижения коммунальных платежей, количество размещаемых отходов на полигонах будет постепенно снижаться.
В своем отчете [1] Счетная палата Российской Федерации указала на отсутствие мер и целевых показателей по стимулированию раздельного сбора отходов, в первую очередь пищевых, что препятствует эффективной работе предприятий по переработке отходов, являющихся для них сырьем. В мае 2020г. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации направило проект [8] для согласования в заинтересованные ведомства, в котором предлагает освободить от оплаты за вывоз мусора россиян, которые сортируют свои отходы. Надеемся, точка зрения, отраженная в статье, совпадает с видением Минприроды.
Список литературы
1. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг хода реализации мероприятий национального проекта «Экология», в том числе своевременности их финансового обеспечения, достижения целей и задач, контрольных точек, а также качества управления», Счетная палата Российской Федерации, 2020.
2. Паспорт федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами». Утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол № 16 от 24.12.2018.
3. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
4. Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах».
5. Постановление Правительства от 29.06.2018 № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твёрдых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
6. Паспорт национального проекта «Экология». Утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол № 16 от 24.12.2018;
7. Распоряжение № 350-РВ от 26.06.2019 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области».
8. Письмо Минприроды России от 30.04.2020 № 01-25-07/10257 «О внесении проекта Плана мероприятий «дорожная карта».