Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛУЧШИХ ГОРОДСКИХ ПРАКТИК И КЕЙСОВ ВНЕДРЕНИЯ ZERO WASTE ПРОГРАММ И ТЕХНОЛОГИЙ В ГОРОДАХ ЕВРОСОЮЗА И РОССИИ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛУЧШИХ ГОРОДСКИХ ПРАКТИК И КЕЙСОВ ВНЕДРЕНИЯ ZERO WASTE ПРОГРАММ И ТЕХНОЛОГИЙ В ГОРОДАХ ЕВРОСОЮЗА И РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
317
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ZERO WASTE / НОЛЬ ОТХОДОВ / УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ЭКОМОДЕРНИЗАЦИЯ / WASTE MANAGEMENT / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT / ECOMODERNIZATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ермолаева Ю.В.

В статье рассмотрено применение zero waste концепции на основе реальных кейс-стади европейских и российских городов. Материал структурирован на основе данных отчетов организаций, формировавших лучшие практики zero waste, где было выделено 7 сценариев в зависимости от стадии развития политики управления отходами в городах. Города ЕС обладают большими возможностями в автономности организации РСО, и большим процентом переработки, в России количество таких городов - единицы, а переработка не превышает 60%. И в ЕС, и в России предполагается, что успешные сценарии могут быть разнообразны, но они зависят от тщательно проведенного анализа жизненного цикла образования отходов, морфологии и степени заинтересованности и ресурсов существующих стейкхолдеров. Приоритет должен быть организован за РСО и переработкой с радикальным уходом от МСЗ и мусоросортировки. Успех повышает введение экономических стимулов для всех стейкхолдеров в обеспечении РСО, отказ от одноразовых предметов, проработка инфраструктуры РСО для решения индивидуальных экологических проблем городов, разработка подходящего логистического и коммунального тарифа, активная социальная политика за продвижение РСО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE BEST URBAN PRACTICES AND CASES OF IMPLEMENTING ZERO WASTE PROGRAMS AND TECHNOLOGIES IN THE CITIES OF THE EUROPEAN UNION AND RUSSIA

The article discusses the understanding and application of the zero waste concept based on real case studies of European and Russian cities. The material is structured on the basis of reports from organizations that have formed the best practices of zero waste, scenarios were identified depending on the stage of development of the waste management policy. EU cities have great opportunities in the autonomy of the organization of the NNO, and a large percentage of processing, in Russia there are only a few cities, with recycling 60%. In both the EU and Russia, it is assumed that there may be a variety of successful scenarios, but its depend on a thorough analysis of the waste life cycle, morphology and the level of interest and resources of existing stakeholders. Priority should be given to WSS and recycling with a radical move away from incinerators and waste sorting. Success increases the introduction of economic incentives for all stakeholders in providing separate waste collection, the abandonment of disposable items, the development of separate waste infrastructure to solve individual environmental problems of cities, the development of a suitable logistics and utility tariff, an active social policy for the promotion of separate waste infrastructure.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛУЧШИХ ГОРОДСКИХ ПРАКТИК И КЕЙСОВ ВНЕДРЕНИЯ ZERO WASTE ПРОГРАММ И ТЕХНОЛОГИЙ В ГОРОДАХ ЕВРОСОЮЗА И РОССИИ»

Сравнительный анализ лучших городских практик и кейсов внедрения zero waste программ и технологий в городах Евросоюза и России

Ермолаева Юлия Вячеславовна

научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, mistelfrayard@mail.ru

В статье рассмотрено применение zero waste концепции на основе реальных кейс-стади европейских и российских городов. Материал структурирован на основе данных отчетов организаций, формировавших лучшие практики zero waste, где было выделено 7 сценариев в зависимости от стадии развития политики управления отходами в городах. Города ЕС обладают большими возможностями в автономности организации РСО, и большим процентом переработки, в России количество таких городов - единицы, а переработка не превышает 60%. И в ЕС, и в России предполагается, что успешные сценарии могут быть разнообразны, но они зависят от тщательно проведенного анализа жизненного цикла образования отходов, морфологии и степени заинтересованности и ресурсов существующих стейк-холдеров. Приоритет должен быть организован за РСО и переработкой с радикальным уходом от МСЗ и мусоросортировки. Успех повышает введение экономических стимулов для всех стейкхолдеров в обеспечении РСО, отказ от одноразовых предметов, проработка инфраструктуры РСО для решения индивидуальных экологических проблем городов, разработка подходящего логистического и коммунального тарифа, активная социальная политика за продвижение РСО. Ключевые слова: zero waste, ноль отходов, управление отходами, рациональное природопользование, экомодернизация

В конце XXI века модель управления отходами в Европе характеризовались тщательным выбором ценных материалов и отправкой остатков на мусоросжигательные заводы (далее - МСЗ), в то время как в России 90 % отходов отправляется на полигоны. 30 лет назад успешным показателем раздельного сбора отходов (далее-РСО)в муниципалитетах было уже 25%, а уже сегодня реально уменьшить образование отходов на 30-50%, и даже 90%[1].

Централизованное управление ресурсами с линейной схемой экономики признается более неэффективным в плане регулирования политики ресурсоэффектив-ности. По мере того как увеличивались темпы урбанизации и миграции населения, города стали стоками ресурсов производства товаров и услуг[3]. Глобализация расширила цепочки поставок в геометрической прогрессии что привело к усилению централизации власти, макдо-низалиции, где заинтересованные сообщества в экологизации производственных циклов оказались отстранены. Системы производства и потребления тратят огромное количество жизненно важных ресурсов, одновременно производя отходы [4]. В противоположность централизованному управлению начала развиваться идея управление распределенными ресурсами. Как альтернатива централизованному управлению ресурсами, возникает концепция децентрализованных систем управления, которая дает заинтересованным сообществам в рациональном природопользовании больше власти и контроля над управлением ресурсами и влияния на местную экономику[5]. Биоэкономика в основе децентрализованного управления восстановит круговорот ресурсов с помощью вновь созданных банков материалов (вторичного сырья). Цифровая экономика дополняет экономику замкнутого цикла для оптимизации системы, а грань между производителями и потребителями постепенно начнет стираться - потребители станут производителями в процессах передачи энергии и вторичных материалов.

В 2007 году Капаннори (Италия) был первым европейским городом, объявившим себе цель нулевых отхо-дов[6,7, 8]. Инициатор проекта - Россано Эрколини, лидер местной группы, президент Zero Waste Europe прокладывал путь международному этому движению, которое распространилось и на Россию. В концепцию безот-ходности производства значительный вклад внесли советские и российские ученые (А. Е. Ферсман, Н. Н. Семенов, И. В. Петрянов-Соколов, Б. Н. Ласкорин, В. А. Зайцев).[9, 10] Несмотря на то что в настоящее время в России перерабатывается 10% ТКО, есть малые и средние города, которые смогли успешно организовать РСО и выйти напрямую на ответственных переработчиков. (Мытищи, Новокузнецк, Пермь, Саранск)[11].

Методы. Опыт организаций ISWA (International solid waste organization)[12], Zero waste, UNEP[1-4] и российский опыт позволил сопоставить сценарии управления

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м о

о

CS

о

CS

о ш m

X

3

<

m О X X

отходами для местных сообществ и заинтересованных стейкхолдеров, диагностируя стадии и начальные точки дорожной карты управления отходами в городе(от отсутствия инфраструктуры до повышения степени эффективности на развитых систем управления отходами). Основной метод - кейс стади (case study), в данном случае предметом исследования выступают инструменты безотходных технологий управления, заложенные в сценариях.

СЦЕНАРИЙ 1 - ничего нет

Отсутствие инфраструктуры и определенной стратегии имеет несколько плюсов: нет необходимости исправлять уже совершенные ошибки, разрушать существующие коммуникации, позволяет учесть удачный опыт внедрения zero waste в городах со схожими проблемами, создать более устойчивую инфраструктуру и проработать план со стейкхолдерами, готовыми действовать по договоренности здесь и сейчас. Вызовы:

• нет информации о морфологии образуемых отходов и реализуемой политики профилактики образования отходов

• граждане и бизнес не имеют экономических инструментов для РСО

• нет РСО, нет инфраструктуры для сбора материалов и переработки

Отходы вывозятся на свалки или бесконтрольно сжигаются. Низкие затраты на утилизацию такого рода -главное препятствие по сравнению с переработкой. Нужно создать план по эффективной профилактической политике просчитать инвестиции для изменения системы и планирования инфраструктуры, которые окупаются в кратчайшие сроки.

В 2014 году Любляна стала первой европейской столицей, которой с нуля удалось достичь колоссальных показателей[13]. Городу удалось увеличить РСО органических отходов и сократить количество отходов на утилизацию на 59%. Такой результат был достигнут благодаря компании Snaga, которая приняла три основные стратегии:

-внедрение системы сбора отходов «от двери до двери», специально ориентированной на сбор органических отходов.

-была снижена частоту сбора там, где это было возможно, снизив траты на услуги по вывозу

-создана коммуникационная стратегия, направленная на предотвращение и повторное использование для вовлечения граждан.

Спустя 10 лет образование отходов уменьшилось на 15%. Среднее количество переработанных или компостированных отходов выросло до 61%. Количество отходов, отправляемых на полигон, уменьшилось на 59%.

В г. Ижевске в России два общественных инициатора в 2014 г. (646 тыс. жителей) купили контейнеры для рСо на свои деньги, договорившись с администрацией города и управляющими компаниями. Далее совместно с ними было организовано 10 контейнеров, а уже в 2019 г. - 1000 контейнеров. Доступ к РСО имели около 80% жителей. За год в тысячу контейнеров набиралось около 50 тыс. кубометров вторсырья, сначала половина из них были неперерабытываемыми, но процент снижается до 20-30%. В Удмуртии действуют несколько предприятий по переработке вторсырья, однако вторсырье отвозится компаниям в других городах, имеющим большую конкурентоспособность, надежность и окупаемость. Несколько компаний, с которыми сотрудничали активисты,

прекратили свою деятельность по экономическим причинам, что усложнило поиск новых компаний переработчиков. Сформированная активистами гражданское сообщество поддержало идею активистов с РСО, что в итоге позволило Управлению природных ресурсов Ижевска, Министерству природных ресурсов и Министерству ЖКХ Удмуртии совместно с региональным оператором внедрить 3-х контейнерную систему. Была проанализирована морфология образования отходов на всех предприятиях, гос. учреждениях, предприятий - переработчиках, и организована логистика и схема обращения с оставшимися отходами. Активисты Зеленого паровоза предложили для магазинов сбор органических отходов, а так же строительство биогазового реактора[10].

СЦЕНАРИЙ 2 - Сделаны начальные шаги

В этом случае внедрены меры, препятствующие появлению некоторых видов одноразовых товаров, есть РСО, но его показатели низки, или вторичные материалы по каким то причинам неликвидны. Вызовы:

• Граждане и бизнес не имеют экономических стимулов для РСО

• Инфраструктура РСО и переработки существуют, но работают неэффективно, не наполняет объемы производства (переработка только до 30%)

Не смотря на формальное существование инфраструктуры, темпы рециркуляции остаются низкими, и большая часть отходов закапывается или сжигается, потому что не налажена коммуникация между основными акторами: гражданами, бизнесом, существует рассогласование интересов или недостаток мотивации к РСО. Заинтересованным местным инициативам необходимо «найти политическую поддержку для организации перемен», проанализировать удобство инфраструктуры в городе, восстановить потерянные коммуникационные и метаболитические связи. В данном случае нужны краткосрочные и долгосрочные планы, которые занимаются организацией РСО, стратегиями профилактики образования отходов, планированием увеличения инфраструктуры и обеспечение плавного перехода к прогрессирующему снижению образования неперерабатываемых отходов. Zero Waste Europe предлагает начать с тотального запрета на предметы одноразового использования.

В Каталонском городе Аргентона (12 000 жителей) вплоть до 2004 года компания Argentona перерабатывала менее 20% всех своих отходов, так как большая часть образовавшихся отходов отправлялась на местный МСЗ. Возможность отказаться от этой системы появилась после того, как МСЗ начал переполняться[14]. Муниципалитет создал более тщательную систему сбора отходов от двери до двери а так же совместили ее с система Pay-As-You-Throw (PAYT), которая объединяет часть несортированного вторсырья в остаточные отходы.

Показатели рециркуляции в этом районе выросли более чем вдвое, достигнув отметки 68,5% в 2012 году. Количество рабочих мест увеличилось втрое, что позволило улучшить социальную интеграцию и повысить экологическую осведомленность общества. Муниципалитету удалось сэкономить до 35000 евро в год. Неутили-зируемые отходы уменьшились на 15%.

Г. Пермь в России заняла 13-е место в общем рейтинге и 2-е место среди городов-миллионников. 759 из 1400 площадок в жилом секторе оборудованы контейнерами для вторсырья (56%). Правительством проводилась «Пропаганда культуры обращения с твердыми бытовыми отходами на территории города Перми», к ним

присоединились общественные организации, треть отходов обеззараживается, треть складируется и треть перерабатывается в Перми на данный момент, но планируется увеличивать показатели [10]. СЦЕНАРИЙ 3 - Средний уровень В этом случае действуют запреты на некоторые одноразовые предметы, но нет плана предотвращения образования отходов или они не всегда выполняются. Вызовы:

• есть РСО, и доходит до 40% до 60%, но еще недостаточно оптимизирован

• У граждан и предприятий мало экономических стимулов РСО и экономии ресурсов

• Стоимость утилизации превышает 50 евро за тонну Действует система РСО, но часть ценного вторсырья

все еще находится в смешанных отходах, а качество отдельно взятых собранных фракций может быть лучше. Необходимо начать работать над достижением более амбициозных целей, которая состоит в радикально увеличении количества и качества вторичного сырья. Помимо оптимизации технологической стороны рСо с помощью установки баков, проработки логистики, нужны устойчивые кооперации с переработчиками и новые стимулы для граждан, которые сводятся к ужесточению мер политики уменьшения образования одноразовых отходов и определенные прибыли для сдачи образующегося вторсырья. В этом сценарии предлагается ориентироваться на самую большую фракцию отходов - биоотходы, т. к. пищевые отходы и садовые отходы вместе составляют от 25 до 50% всех отходов в Европе (в России около 30%). Можно организовать централизованный сбор органических отходов или создать возможности доступного приобретения домашних компостеров ля граждан, в этом случае качество других потоков отходов будет расти в «геометрической прогрессии», поскольку они будут более чистыми.

В испанской провинции Понтеведра, в которую входит 61 муниципалитет, в течение долгого времени наблюдались низкие результаты: только 9% отходов собиралось отдельно, а оставшиеся 91% нужно было вывозить на расстояние более 100 километров, сжигать или захоранивать[15].

Чтобы отказаться от этой неустойчивой, централизованной и дорогостоящей системы управления отходами и соблюдать обязательства ЕС по переработке, провинция запустила проект под названием «RevitaNza», в рамках которого была построена децентрализованная, управляемая сообществом система компостирования биоотходов с учетом трех ключевых факторов:

-организация подходящего места для проведения процесса компостирования, адаптированного к конкретным потребностям граждан и условиям местности.

-разработка и внедрение эффективной системы экологического мониторинга и менеджмента для обеспечения успеха процесса путем выявления и решения проблем, возникающих на этапе внедрения новых установок. В 2019 году всего за 3 года Провинция добилась амбициозных результатов: на месте было переработано более 2000 тонн биологических отходов а проект реализован в более чем двух третях муниципалитетов провинции.

В г. Владимире в России с 2014 г. инициаторами РСО была компания «Спецтранс», которая поставила контейнеры для стекла, пластика, одежды, батареек, картона, за 4 года обеспечили 20% контейнеров РСО, что дало

70% граждан в пешей доступности возможность разделять отходы. В городе работали предприятия по переработке ПЭТ, полиэтилена низкого давления и прозрачного тарного и листового стекла. На 360 тыс. жителей поставлено 360 контейнеров. Ежегодно во Владимире образуется 120 тысяч тонн ТКО, и 950 тонн их них, т. е. 20% вывозит компания. Удачное расположение заводов переработки отходов рядом с городом позволило сократить затраты на логистику. Сложнее было найти подход к управляющим компаниям - некоторым из них требовались эффективные экономические показатели РСО для взаимовыгодного сотрудничества. Юридические лица заинтересованы в РСО - ведь чем реже приезжает мусоровоз, тем меньше плата за вывоз неразделенного мусора.

Большинство контейнеров стоят в сочетании: картон - пластик - стекло, они идут на переработку компаниям с хорошей репутацией. «Спецтранс» организовала свою линию по переработке пластиковой пленки, которая еще не была охвачена другими компаниями. В ближайших планах - выход на прибыль. Компания взяла на себя функции по организации информационной поддержки правильной сортировки ТКО для граждан, организовывала акции, субботники, рабочие инструменты для граждан, желающих участвовать в экологических инициативах. Компания организовала глубокую сортировку пластика, что помогло компании снизить число неперерабатываемых отходов с 50% до 10% к 2019 г. Одежду компания отдает на благотворительность, промышленные нужды, и часть на переработку, батарейки поступают в Мегаполис ресурс.

СЦЕНАРИЙ 4 - присоединяемся к целям ЕС

Производство остаточных бытовых отходов составляет менее 100 кг на человека в год (в России среднее значение - 400 кг на человека в год, в США - 600). Вызовы:

• РСО превышает 60% и включает в себя отдельный сбор органики

• Граждане имеют стимул производить меньше отходов

• Оптимизированная и доступная (100% покрытия) для граждан схема раздельного сбора.

• Затраты на утилизацию отходов превышают 70 евро за тонну.

Все основные элементы программы нулевых отходов введены в действие, можно сосредоточиться на сокращении образования отходов, оптимизации раздельного сбора и логистики управления отходами. Внимание будет сосредоточено на сокращении отходов, измеряемые в кг на человека в год, с выходом на улучшение ежегодных показателей. Для этого ежегодно проводится оценка жизненного цикла и анализ морфологического состава в потоке неутилизируемых отходов, с совместной бизнес-моделью и инструментами сокращения отходов. В этом плане необходимо будет установить цели образования отходов ниже 50 кг отходов на человека в год, а так же полностью отказаться от захоронения на свалки и МСЗ в ближайшие десятилетия. Необходимо синергизм с гражданским обществом и местным бизнесом.

Кантарина, Италия[16]. Компания Со^алпа отвечает за утилизацию отходов в районе Приула и Тревизо на севере Италии, обслуживая 50 муниципалитетов и 554 000 жителей. Решение, принятое местной администрацией в 2005 году - запретить сжигание мусора, что было

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м о

о

CS

о

CS

о ш m

X

3

<

m О X X

предварительным условием для максимального извлечения стоимости и подтолкнуло провинцию к тому, чтобы стать лидером в Европе. Contarina смогли утилизировать вдвое больше, чем в среднем по Европе, и производить в пять раз меньше остаточных отходов благодаря:

-постоянному совершенствованию системы сбора

-общей базе данных среди заинтересованных сторон

-введённым стимулам к сокращению отходов через систему Pay-As-You-Throw (PAYt)

В результате РСО достиг 85%, а в некоторых муниципалитетах - около 90%, что намного выше среднего показателя по стране (42%) при сохранении низких затрат на управление отходами (в среднем 178 евро в год на одно домохозяйство). Чтобы улучшить эту систему, в 2015 году Contarina решила открыть завод по рекуперации материалов и биологической обработки (MRBT), который сокращает количество конечных остатков до 46,5%.

В России пока нет ни одного города, который мог бы приблизиться к данному сценарию[1, 10].

СЦЕНАРИЙ 5 - нужен переход от сжигания к низко углеродным альтернативам

Повестка дня в области климата предполагает декарбонизацию и уход от углеродных источников энергии, что требует прекращения выбросов от сжигания отходов в МСЗ или цементных печах. Вызовы:

• наличие МСЗ с термической обработкой с большим процентом утилизации

• РСО работает эффективно, но еще не приблизилось к ключевым показателям переработке до 2030 года

Чтобы отказаться от сжигания и других видов угле-родоемких вариантов утилизации отходов, необходимо уменьшить общее количество произведенных отходов за счет увеличения показателей РСО. Декарбонизация предполагает новую инфраструктуру - реструктурирование полигонов и отказ от МСЗ, где производство метана может быть радикально сокращено за счет до 90%. Устранение политического лобби, продвигающего МСЗ будет основной проблемой, т. к. без политической воли и давления со стороны граждан это невозможно. Административно подтвержденный план - один из возможных способов изменения экологической политики.

Во некоторых городах есть контракты, требующих поставки определенного количества отходов в год на МСЗ, цементные печи и др. У всех контрактов свои детали выхода из него, вплоть до сценария амортизации завода или ожидания истечения срока действия контракта. Переход нужно спланировать так, чтобы при прекращении действия МСЗ и мусоросжигающих технологий была реализована низкоуглеродная альтернатива. Согласно требованиям ЕС, муниципалитетам необходимо существенно уменьшить количество отходов, отправляемых на свалки, на 10% к 2035 году и запретить захоронение любых отходов, которые имеют риск горения или продолжительный срок биологического разложения. Для этого разработаны автоматизированные и умные технологии обработки, отделяющие ценное вторсырье из смешанных отходов и обеспечивают контролируемое разложение органики, где ее активность остается ниже пороговых значений, установленных Директивой ЕС.

Население Безансона (Франция) и его окрестностей составляет 225 000 человек, половина из которых проживает в густонаселенных районах. До 2008 года отходы сжигались на двух МСЗ, один из которых построен

в 1975 году и устарел по технологическим и экологическим показателям. Это стало отправной точкой для модернизации управления отходами и изъятия МСЗ из схемы управления отходами[17]. Были приняты три основных меры: -Внедрение системы Pay-As-You-Throw (PAYT) -Принятие плана предотвращения образования отходов (-15% остаточных отходов за 5 лет)

-Разработка децентрализованной системы компостирования

Теперь, спустя более чем 10 лет после отправной точки, это окупилось:

общее количество отходов увеличилось с 531 кг на душу населения в 2000 году до 464 кг на душу населения в 2017 году. С 2008 по 2017 год остаточные отходы сократились на 77 кг.

В 2016 году было компостировано более 7400 тонн органических отходов, что позволило сэкономить около 800000 евро на управлении отходами.

В Москве работают два МСЗ — в Западном Бирюлево и Косино-Ухтомском. Других подобных предприятий не будет, идут переговоры об отказе строительства МСЗ в Подмосковье и Казани стараниями общественных экологических организаций и жителей[10]. Правительство Москвы отказалось от строительства новых мусоросжигательных заводов, хотя такие планы были. Перерабатывающим мощностям МСЗ не было ничего предложено.

СЦЕНАРИЙ 6 - туристический город Данный сценарий может включать любой из предыдущих, но в этом случае добавляется проблема всех туристических городов - колебания численности населения в зависимости от сезонности, с соответствующим колебанием образуемых отходов. В низкий туристический сезон функционирует система управления отходами обычном режиме, но она не всегда может справиться с решением проблемы временного увеличения населения. Главная идея плана по экологической модернизации продвинуть концепцию экологичности как ценности для туристического сектора для привлечения сезонных посетителей, как и рядовых граждан в РСО. Независимо от того, какая система управления отходами в городе функционирует в настоящее время, необходимо будет пересмотреть и оптимизировать меры работы муниципальных и частных служб по управлению отходами. Важно просчитать основные туристические потоки и точки потребления, чтобы усилить сбор и сделать его простым для туристов, особенно это касается таких крупных частных секторов как популярные отели, бары и рестораны, достопримечательности, часто посещаемые национальные парки и экологические тропы. Маршруты и частота сбора отходов должны соответствовать сезонным колебаниям. Предотвращение использования одноразовых продуктов и упаковки, предоставление воды в общественных местах и фонтаны, сокращение пищевых отходов и продвижение местных продуктов должно быть первоочередной мерой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2000 году Сардиния была регионом Италии с наихудшими показателями в области управления отходами с уровнем раздельного сбора 3,8%. С тех пор ситуация радикально изменилась благодаря решению о создании Региональной программы по органическим отходам в рамках Плана управления отходами в 2004 году[18]. Программа включала четыре принципа: -Обязательный раздельный сбор органических отходов

-Повышение налога на свалки -Система бонусов / затрат на управление остаточными отходами на основе результатов деятельности муниципалитетов

-Продвижение систем сбора отходов и оплаты по мере использования (PAYT), а также компостирования в домашних условиях

12 лет спустя, Сардиния является самым успешным островом Средиземноморья и занимает лидирующие позиции среди регионов Италии и Европы с уровнем раздельного сбора в 60%, образованием отходов на душу населения снизилось: с 52о кг до 443 кг.

Образование отходов снизилось с 500 кг до 176 кг на душу населения.

1 января в России Краснодарском крае стартовала мусорная реформа. Благодаря региональному оператору - АО «Крайжилкомресурс», Сочи стал одним из флагманов новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами. Статус регионального оператора компания получила на 10 лет. У Оператора спецтехника, оснащённая системой ГЛОНАСС, но на тариф для жителей отрицательно влияют логистические расходы. Для этого планируется реализовать автоматизированную сортировку. На станции планируется выполнять отбор органики, из которой будет производится компост, что позволит сократить объем вывозимого на полигон в Белореченск мусора до 40%[19]

СЦЕНАРИЙ 7- ОТДАЛЕННОЕ ПОСЕЛЕНИЕ/ОСТРОВ Город находится в одном из сценариев с 1 по 6, но его проблема - изоляция от крупных промышленных центров городов или отделение морем (океаном).

Удаленность всегда предполагает удорожание и усложнение логистических операций (что для России особенно актуальная проблема) Удаленные локации стоят перед дилеммой или эффективной и дорогой утилизацией или рентабельной, но менее эффективной и децентрализованой. Чем меньше отходов производится, тем больше возможностей сделать логистику более экологичной и экономичной, жестко отрегулировать обращение с органическими и биологическими отходами на местах их образования. Происходит ли это путем домашнего компостирования, или анаэробным сбраживанием будет зависеть от местных условий. Если биологические отходы собираются и обрабатываются отдельно, большую часть других фракций можно собирать намного реже и хранить до определенного объема, что оправдывает сокращение трат и отгрузку на удаленный сортировочный пункт. Медицинские отходы - самая проблемная фракция, которую будет сложно хранить дома или в деревне / на острове в связи с их высокой биологической активностью и потенциальным риском. Здесь возможна замена на многоразовые варианты или стерилизация перед хранением.

Город Сэлача, расположенный на северо-западе Румынии, сумел не только организовать раздельный сбор при полном отсутствии инфраструктуры с нуля, но и поднять показатели сбора и переработки до 40% всего за 3 месяца, сократил образование коммунальных отходов на 55% за тот же период[20]. В партнерстве с Zero Waste Европа и Zero Waste Romania, власти Сэлача реализовали:

• полный пошаговый РСО пяти потоков отходов, включая биоотходы

•быстрое и эффективное взаимодействиеи сотрудничества с местными заинтересованные стороны, в том числе в основном Eco Bihor, сортировка и региональным оператором очистных сооружений

• ввели комплексную четырехнедельную образовательная программа для жителей, информирования и вовлечения местного сообщества в РСО

Через 3 месяца общий объем образованных отходов снизился с 106,7 тонны до 47,93 тонн, объем отходов, отправленных на свалки, снизился со 105 тонн (98%) до 26,3 тонн(55%). Количество отдельно собираемых отходов выросло с 1% до 61%, а уровень вовлеченности местных жителей увеличился с 8,4% до 97%.

В России в Поселении Лисий нос на 4 851 приходится 10 контейнеров. Движение Раздельный сбор совместно с администрацией в 2015 г. находится в отдалении, что затрудняет экономичность логистики и частый вывоз, а провоцировал образование свалок на курортной зоне. Существующая вывозящая компания не могла выполнять нормы, и кол-во отходов превышало допустимые нормы, появлялся «чужой» мусор с других частных территорий. В 2015 году местные власти внедрили систему «каждый платит за свой мусор сам», обязав собственников домовладений заключать прямой договор с перевозчиком ТКО и организовать контейнеры РСО. Сдать раздельно можно было: ПЭТ-бутылки, стекло, макулатуру, металлы[10].

Администрация поселка ликвидировала коллективные площадки для сбора мусора (свалки) и рекультивировала эти территории (на их месте были разбиты газоны, клумбы), совместно с движением были проведены акции, информационная работа с населением. К 2018 году количество контейнерных площадок для сбора вторсырья увеличилось до 10, что позволило обеспечить их шаговую доступность для 80% населения поселка. Также 1 раз в месяц в поселок приезжает экомобиль и бесплатно принимает от населения батарейки и ртутные отходы. Затраты на экомобиль субсидирует правительство Санкт-Петербурга.

Выводы и заключение

Сравнительные кейсы ЕС и РФ позволили выделить общие инструменты-рецепты zero waste стратегии. В них входит: инфраструктура в пешей доступности как главное условие для удобства жителей, которое всегда сопровождается просвещением и вовлечением жителей в практику РСО по всем доступным каналам (СМИ, социальная реклама, просвещение школьников и студентов, на акциях, субботниках или привлечением залоговой стоимостью, иной денежной мотивацией). Для повышения доверия со стороны жителей важно обеспечить точной информацией о том, на какие предприятия по переработке идет собранное вторсырье, обрисовать весь жизненный цикл. Самая успешная мотивация - пониженный тариф на коммунальные услуги для тех домов, где есть РСО, а для Европы еще и залоговая стоимость тары. Программа с целевыми показателями более эффективна для регионального оператора. Поддержка развития инфраструктуры может осуществляться как 1-2 ключевыми стекйхолдерами так и включать множество заинтересованных организаций с функциями. Если оператор не инициатор РСО, то поддержка должна быть предоставлена другим компаниям, работающим с вторичным сырьем, а так же управляющим компаниям.

Литература

1. Росприроднадзор. Итоговый отчет об управлении отходами производства и потребления в 2019 г. [электронный ресурс ]URL:https://news.ecoindustry.ru/wp-content/uploads/2019/09/789106f5651e63e4ad6b4ae61c5 1e53e.pdf(дата обращения: 24.09.2020).

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о

M

о

о es о es

о ш m

X

3

<

m О X X

2. Мюррей Р.Цель — Zero Waste. М.: ОМННО «Совет Гринпис», 2004. — 232 с.

3. ZeroWIN. Zero Waste Industrial Networks Project. [электронный ресурс ]URL:http://www.zerowin.eu/ (дата обращения: 24.09.2020).

4. Atiq Z., Lehmann S. Challenges and Opportunities in Transforming a City into a "Zero Waste City", 2011. Challenges, November 2011, MDPI AG. DOI: 10.3390/challe2040073

5. Mavropoulos A. Megacities Sustainable development and Waste Management in the 21th Century, ISWA, 2010, World Congress, Hamburg, Germany

6. The Zero Waste, 2020 [электронный ресурс ]URL:Masterplanzerowastecities.eu (дата обращения: 24.09.2020).

7. SWANA. ZeroWaste Principles and Practices. [электронный ресурс ]URL:https://swana.org/Training/CourseCatalog/(дата обращения: 24.09.2020).

8. Zero waste Principles [электронный ресурс ]URL:PlanningManagement/ZeroWastePrinciplesandPracti ces.aspx (accessed on 14 September 2018). (дата обращения: 24.09.2020).

9. Crocker, R.; Lehmann, S. Conclusion: The culture and politics of zero waste-looking ahead. In Designing for Zero Waste-Consumption, Technologies and the Built Environment; Crocker, R., Lehmann, S., Eds.; Earthscan: London, UK, 2012; pp. 385-393.

10. Как превратить мусор в пользу? Раздельные сбор отходов в России: лучшие практики. - М., 2018. - 128 с.

11. Зайцев В. А. Промышленная экология [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. А. Зайцев. — Эл. изд. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. — 382 с. ил.

12. International Solid waste Assosiation[электронный ресурс ]URL: https://www.iswa.org/(дата обращения: 24.09.2020).

13. Zero Waste slovenia [электронный ресурс ]URL: https://zerowastecities.eu/bestpractice/best-practice-ljubljana/(дата обращения: 24.09.2020).

14. Zero waste Argentona story [электронный ресурс ]URL: https://zerowastecities.eu/bestpractice/best-practice-the-story-of-argentona/(дата обращения: 24.09.2020).

15. Zero waste story of Pontevedra [электронный ресурс ]URL: https://zerowastecities.eu/bestpractice/the-story-of-pontevedra/(дата обращения: 24.09.2020).

16. Zero waste story of Contarina [электронный ресурс ]URL: https://zerowastecities.eu/bestpractice/best-practice-the-story-of-contarina/(дата обращения: 24.09.2020).

17. Zero waste story of Besancon [электронный ресурс ]URL:

https://zerowastecities.eu/bestpractice/besancon/(дата обращения: 24.09.2020).

18. Zero waste story of Sardinia [электронный ресурс ]URL: https://zerowastecities.eu/bestpractice/the-story-of-sardinia/(дата обращения: 24.09.2020).

19. Чистый город-курорт. Сочи приближается к европейским технологиям переработки ТКО [электронный ресурс ]URL: https://www. kuban.kp.ru/daily/27106.4/4180321 (дата обращения: 24.09.2020).

20. Zero waste story of Salacea[электронный ресурс ]URL: https://zerowastecities.eu/bestpractice/the-story-of-salacea/^ата обращения: 24.09.2020).

Comparative analysis of the best urban practices and cases of implementing zero waste programs and technologies in the cities of the European Union and Russia Ermolaeva Yu.V.

Institute of sociology Federal center of theoretical and applied

sociology of the Russian Academy of sciences The article discusses the understanding and application of the zero waste concept based on real case studies of European and Russian cities. The material is structured on the basis of reports from organizations that have formed the best practices of zero

waste, scenarios were identified depending on the stage of development of the waste management policy. EU cities have great opportunities in the autonomy of the organization of the NNO, and a large percentage of processing, in Russia there are only a few cities, with recycling 60%. In both the EU and Russia, it is assumed that there may be a variety of successful scenarios, but its depend on a thorough analysis of the waste life cycle, morphology and the level of interest and resources of existing stakeholders. Priority should be given to WSS and recycling with a radical move away from incinerators and waste sorting. Success increases the introduction of economic incentives for all stakeholders in providing separate waste collection, the abandonment of disposable items, the development of separate waste infrastructure to solve individual environmental problems of cities, the development of a suitable logistics and utility tariff, an active social policy for the promotion of separate waste infrastructure.

Key words: zero waste, zero waste, waste management, environmental management, ecomodernization

References

1. Rosprirodnadzor. The final report on the management of production and consumption waste in 2019 [electronic resource] URL: https: //news.ecoindustry.ru/wp-content/uploads/2019/09/789106f5651e63e4ad6b4ae61c51e5 3e.pdf (date accessed: 24.09.2020).

2. Murray R. Zel - Zero Waste. M .: OMNNO "Council of Greenpeace", 2004. - 232 p.

3. ZeroWIN. Zero Waste Industrial Networks Project. [electronic

resource] URL: http: //www.zerowin.eu/ (date of access: 09/24/2020).

4. Atiq Z., Lehmann S. Challenges and Opportunities in Transforming a City into a "Zero Waste City", 2011. Challenges, November 2011, MDPI AG. DOI: 10.3390 / challe2040073

5. Mavropoulos A. Megacities Sustainable development and Waste

Management in the 21th Century, ISWA, 2010, World Congress, Hamburg, Germany

6. The Zero Waste, 2020 [electronic resource] URL: Masterplanzerowastecities.eu (date accessed: 24.09.2020).

7. SWANA. ZeroWaste Principles and Practices. [electronic resource] URL: https: //swana.org/Training/CourseCatalog/ (date accessed: 24.09.2020).

8. Zero waste Principles [electronic resource] URL: PlanningManagement / ZeroWastePrinciplesandPractices.aspx (accessed on 14 September 2018). (date of access: 24.09.2020).

9. Crocker, R .; Lehmann, S. Conclusion: The culture and politics of

zero waste - looking ahead. In Designing for Zero Waste -Consumption, Technologies and the Built Environment; Crocker, R., Lehmann, S., Eds .; Earthscan: London, UK, 2012; pp. 385-393.

10. How to turn garbage into a favor? Separate waste collection in Russia: best practices. - M., 2018 .-- 128 p.

11. Zaytsev VA Industrial ecology [Electronic resource]: tutorial / VA Zaitsev. - Email ed. - M.: BINOM. Knowledge Laboratory, 2012 .-- 382 p. silt

12. International Solid waste Assosiation [electronic resource] URL: https://www.iswa.org/ (date of access: 09/24/2020).

13. Zero Waste slovenia [electronic resource] URL: https://zerowastecities.eu/bestpractice/best-practice-ljubljana/ (date of access: 09/24/2020).

14. Zero waste Argentona story [electronic resource] URL: https://zerowastecities.eu/bestpractice/best-practice-the-story-of-argentona/ (date of access: 24.09.2020).

15. Zero waste story of Pontevedra [electronic resource] URL: https://zerowastecities.eu/bestpractice/the-story-of-pontevedra/ (date of access: 09/24/2020).

16. Zero waste story of Contarina [electronic resource] URL: https://zerowastecities.eu/bestpractice/best-practice-the-story-of-contarina/ (date of access: 09/24/2020).

17. Zero waste story of Besancon [electronic resource] URL: https://zerowastecities.eu/bestpractice/besancon/ (date of access: 24.09.2020).

18. Zero waste story of Sardinia [electronic resource] URL: https://zerowastecities.eu/bestpractice/the-story-of-sardinia/ (date of access: 09/24/2020).

19. Clean resort town. Sochi is approaching European technologies for MSW processing [electronic resource] URL: https://www.kuban.kp.ru/daily/27106.4/4180321 (date of access: 09/24/2020).

20. Zero waste story of Salacea [electronic resource] URL: https://zerowastecities.eu/bestpractice/the-story-of-salacea/ (date of access: 09/24/2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.