Научная статья на тему 'Эффективное использование транспортных средств -фактор роста строительного производства'

Эффективное использование транспортных средств -фактор роста строительного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА / УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА / НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / СТРОИТЕЛЬСТВО / ВВОД В ДЕЙСТВИЕ ОБЪЕКТОВ / ФАКТОРЫ РОСТА / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / CONSTRUCTION ENGINEERING / MANAGEMENT / EFFICIENCY / NEW TECHNOLOGY / CONSTRUCTION / COMMISSIONING OF FACILITIES / GROWTH FACTORS / SCIENTIFIC AND TECHNICAL PROGRESS / TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гасанов Магомед Алиенвич

В работе рассматриваются взаимоувязанных управленческих процессов в строительстве. Определены задачи повышения устойчивости строительного производства, выдвигаемые модернизацией экономики. Проведен анализ эффективности труда и транспортных средств в строительстве. Экономический анализ и практические выводы в работе базируются на конкретном материале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гасанов Магомед Алиенвич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE USE OF VEHICLE - CONSTRUCTION INDUSTRY GROWTH FACTOR

This paper deals with interrelated management processes in construction. The tasks resilience building industry put forward the modernization of the economy. The analysis of the efficiency of labor and means of transport in the construction. Economic analysis and practical conclusions are based on the work of a particular material.

Текст научной работы на тему «Эффективное использование транспортных средств -фактор роста строительного производства»

РАЗВИТИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

ГАСАНОВМ.А.

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ -ФАКТОР РОСТА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

В работе рассматриваются взаимоувязанных управленческих процессов в строительстве. Определены задачи повышения устойчивости строительного производства, выдвигаемые модернизацией экономики. Проведен анализ эффективности труда и транспортных средств в строительстве. Экономический анализ и практические выводы в работе базируются на конкретном материале.

GASANOV M.A.

EFFECTIVE USE OF VEHICLE - CONSTRUCTION INDUSTRY

GROWTH FACTOR

This paper deals with interrelated management processes in construction. The tasks resilience building industry put forward the modernization of the economy. The analysis of the efficiency of labor and means of transport in the construction. Economic analysis and practical conclusions are based on the work of a particular material.

Ключевые слова: строительная техника, управление, эффективность труда, новая технология, транспортные средства, строительство, ввод в действие объектов, факторы роста, научно-технический прогресс.

Keywords: construction engineering, management, efficiency, new technology, transportation, construction, commissioning of facilities, growth factors, scientific and technical progress.

Строительство - одна из наиболее трудоемких отраслей экономики страны и ее регионов. Кроме тех вещей, посредством которых труд воздействует на предмет труда и которые поэтому так или иначе служат проводниками его деятельности, в более широком смысле к средствам процесса труда относится все материальные условия, необходимые вообще для того, чтобы процесс мог совершаться - рабочие здания, каналы, дороги, транспорт и т.д. [2]. Функционирование строительного комплекса напрямую зависит от технического перевооружения и повышения эффективности труда и производственной деятельности всех подотраслей этой сферы. Поэтому ее развитие является одним из приоритетных направлений в становлении всей рыночной экономики.

С одной стороны, строительный транспорт характеризуется наиболее тесным сочетанием живого и овеществленного труда. Здесь, в отличие от

других отраслей производства, научно-технический прогресс пока еще не высвобождает ручной труд, ведь машина не может двигаться без водителя. Если же применение прицепов квалифицировать как многостаночную работу, то в данном случае по сравнению с обычным многостаночным обслуживанием имеются серьезные трудности, связанные с организацией движения, перевозкой строительных грузов, погрузки и разгрузки автопоездов, особенно в городских условиях.

Важность развития транспорта особо подчеркнута в Послании Президента республики Народному Собранию Дагестана. В нем говорится, что Дагестан, в силу его геостратегического расположения немыслим без современной транспортной инфраструктуры международного уровня и значения. Конкурентоспособность и эффективность нашей экономики напрямую зависят от качества транспортных коммуникаций. Сегодня бесконечные «пробки» и плохие дороги угрожают безопасности наших граждан, лишают сотни тысяч дагестанцев права и возможности свободного передвижения. Необходимо расширить сеть республиканских и муниципальных автомобильных дорог, реконструировать федеральные автомагистрали.

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в декабре 2011 года РД составил 22915,6 млн. рублей, или 118,1% к уровню соответствующего периода предыдущего года, в январе-декабре 2011 года -68358,3 млн. рублей, или 106,5% (см. табл. 1).

Значительный рост выполненных работ наблюдается среди таких крупных и средних предприятий, занимающихся производством работ по договорам строительного подряда собственными силами, как: ООО «Унисервис», ОАО «Чиркейгэсстрой», ОАО «Махачкалагаз», ООО «Каспийстрой», ОАО «СМУ-4», ОАО «Мостоотряд-99», ЗАО «Атом». Превысили объемы предыдущего года: ПСП «Бетон», ОАО «МДСК», ОАО «Дагюгстрой».

Таблица 1

Объем выполненных работ по виду деятельности «строительство»

в январе-декабре 2011 года

Всего, млн. рублей В % к январю-декабрю 2010 г., (в сопоставимых ценах)

Республика Дагестан 68358,3 106,5

Республика Ингушетия 1827,0 49,9

Кабардино-Балкарская Республика 5382,7 122,7

Карачаево-Черкесская Республика 7239,4 144,1

Республика Северная Осетия-Алания 14654,0 101,2

Чеченская Республика 27384,4 116,7

Ставропольский край 37565,7 110,7

В то же время не достигли прошлогодних (2010 г.) объемов такие организации как: ООО «Энергострой ЛТД», ОАО «Дагэнергоремстрой», ООО «Нарт», ОАО «Дагэлектросетьстрой». Приостановили работу предприятия ООО «Дагспецстройсервис», ООО «Дорстройхолдинг», ОАО «КаспийС-ГЭМ», ЗАО «Чиркейгидроспецстрой».

Крупными и средними строительными организациями в январе-декабре 2011 года выполнено работ на 10090,2 млн. рублей, что составляет 94,9% к аналогичному периоду 2010 года. Доля выполнения такими предприятиями строительных работ за год снизилась с 16,6% до14,9%. В декабре 2011 года в строительном процессе участвовали 75 предприятий, в декабре предыдущего года - 82 предприятий.

По данным обследования деловой активности строительных организаций, проведенного по состоянию на 10 ноября 2011 года, индекс предпринимательской уверенности в строительстве в IV квартале 2011 года составил 3%. Основными факторами, сдерживающими деятельность строительных организаций, являются высокая стоимость материалов, конструкций, изделий (65%), высокий уровень налогов (60%) и неплатежеспособность заказчика (50%). Из числа введенных в действие в январе-декабре 2011 года зданий 99,2% составляют здания жилого назначения. Прогнозные оценки изменения параметров работы строительных организаций РД приведены в табл. 2.

Таблица 2

Прогнозные оценки изменения основных факторов деятельности

строительных организаций

доля ответивших респондентов, в % к их количеству

В IV квартале 2011 года по В I квартале 2012 года по

сравнению с III кварталом сравнению с IV кварталом

2011 года 2011 года (прогноз)

увели- без из- умень- увели- без из- умень-

чение мене- шение чение мене- шение

ний ний

Объем работ, выполняемых по ви-

ду деятельности «Строительство» 1 95 4 9 91 -

Численность занятых 1 69 30 9 91 -

Обеспеченность собственными фи-

нансовыми ресурсами 9 87 4 9 91 -

Просроченная кредиторская задол-

женность 7 93 - 8 92 -

Просроченная дебиторская задол-

женность 7 93 - 8 92 -

Цены на строительно-монтаж-ные

работы 87 13 - 87 13 -

Темпы растут. Так, в 2012 г. в Дагестане прогнозируется ввести в строй в общей сложности 1 млн 280 тыс. кв. метров жилья. По данным Министерства строительства и ЖКХ РД, в период с января по июнь этого года в республике были введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью 394,3 тыс. квадратных метров. Это на 103,3% больше уровня 2011 г. Индивидуальными застройщиками возведено 269,5 тыс. квадратных метров, что составляет 68,3 проц. общего объема. Объем работ, выполненных по виду деятельно-

сти «строительство», в июне 2012 г. составил 5153 млн рублей, или 103,5 проц. к уровню предыдущего года, в 1 полугодии 2012 г. - 15962,9 млн рублей, или 104,1 проц. ОАО «Дагипотека» в 1 полугодии 2012 г. выдано 97 ипотечных кредитов на сумму 132,0 млн руб. 632 семьям отдельных категорий граждан для компенсации расходов по оплате части процентных ставок по кредитам и займам, из республиканского бюджета в виде безвозмездных субсидий предоставлено 30 млн рублей. В своем послании на 2012 г. Президент РД констатировал, что «Один из крупных секторов экономики республики - строительный комплекс. В 2011 году объем работ в этой сфере составил более 68 млрд.рублей. Удалось добиться хороших результатов по вводу жилья. Из введенного жилья свыше 1 млн квадратных метров приходится на индивидуальных застройщиков. Это больше, чем во всех остальных регионах СКФО вместе взятых, а сферы субъектов Российской Федерации по данному показателю мы находимся в пятерке лидеров».

Новая строительная техника и сокращение рабочего дня предполагают переход к более высокой ступени организации труда. Технический прогресс и лучшая организация производства должны быть использованы полностью на каждом предприятии для повышения эффективности труда и снижения себестоимости строительства. Новая техника неизбежно требует применения новых методов и приемов труда как от рабочих, непосредственно управляющих ею в процессе выполнения технологических операций, так и от рабочих, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт строительных машин и оборудования. Ввод действие объектов инфраструктуры приведен в таблице 3.

Таблица 3

Ввод в действие производственных мощностей дорожно-транспортной инфраструктуры

Январь-декабрь 2011 г. Справочно январь- декабрь 2010г

Деятельность сухопутного транспорта

Автомобильные дороги, км 50,7 49,06

Производство, передача и распределение электроэнергии,

газа, пара и горячей воды

Линии электропередачи напряжением 35 кВи выше, км 5,0 -

Линии электропередачи для электрификации сельского хозяйства напряжением 6-20 кВ, км 83,46 8,1

Трансформаторные понизительные подстанции, напряжением 35 кВи выше, кВа 51,0 86,4

Инфраструктура связи

Антенно-мачтовые сооружения для сотовой связи, шт 24 -

Волоконистооптические линии связи (передачи), км 562,4 -

Радиорелейные линии связи, км 690,5 564,4

Подвижная радиотелефонная связь - тыс.номеров 2209,9 11551,0

Научно-технический прогресс является непрерывным процессом, а значит и задачи совершенствования организации труда не являются чем-то застывшим. Определяя главные направления социально-экономического развития в условиях рыночных отношений, следует обеспечить значительный подъем материального и культурного уровня жизни народа на основе высоких темпов развития производства повышения его эффективности, научной организации и ускорения роста эффективности труда. Таким образом, необходимость всемерно внедрять научную организацию труда на предприятиях строительства и объектах инфраструктуры, обеспечивать улучшение условий труда, более эффективно использовать трудовые ресурсы, совершенствовать формы и системы оплаты труда, материального и морального поощрения работников, всемерно укреплять трудовую дисциплину, принимать меры сокращению текучести кадров, широко использовать современные средства организационной и вычислительной техники - все эти задачи связаны с совершенствованием организации труда в строительстве и управления на научной основе.

В январе-декабре 2011 года за счет всех форм собственности построено 6916 домов, в том числе 6848 - индивидуальными застройщиками. По сравнению с соответствующим периодом предыдущего года общий объем введенного жилья увеличился на 7,7%, а индивидуального - на 3,2%. Юридическим застройщиком на территории г.Махачкалы, г.Буйнакска, г.Каспийска, г.Дербента, г.Дагестанские Огни, Ботлихского, Бабаюртовского и Каякент-ского районов построено 68 домов квартирного типа, общей площадью 176,4 тыс.м . Общий объем новой жилой площади за последний месяц увеличился в 2 раза, а индивидуального жилья - в 2,1 раза.

В соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой на 2011 год предусмотрено выделение государственных инвестиций на строительство 59 строек. Из 42 объектов, намеченных к вводу в текущем году было введено 7. Основным источником финансирования является федеральный бюджет - на его долю пришлось 92,5%. За год фактически использовано 5331,0 млн. рублей. Ввод в действие мощностей социальной инфраструктуры в регионе характеризуется данными приведенными в таблице 4.

Широкое применение контейнеров различной грузоподъемности, пакетов, поддонов в сочетании со специальными погрузочно-разгрузочными строительными машинами существенным образом изменило технологию перевозок многих видов груза и повысило эффективность работы строительного производства.

В счет годового лимита в 2011 году профинансировано: из федерального бюджета 5533,1 млн. рублей государственных инвестиций, из них на объекты агропромышленного комплекса - 178,4 млн. рублей, специального -125,6 млн. рублей и социального - 822,0 млн. рублей. В Послании парламенту Республики Дагестан Президент РД отметил, что по обеспечению жильем, несмотря на те положительные результаты, мы все еще отстаем. Отстаем, чем в среднем по стране. Нам надо строить в два-три раза больше, чтобы это отставание ликвидировать. Сегодня у нас 16 кв. мна одного жителя, а по стра-

не - почти 24 кв. м. В собственном жилье нуждается более 90 тысяч дагестанских семей, и задача всех уровней власти - помочь в решении этого вопроса. Необходимо разработать дополнительные меры по дальнейшему стимулированию строительства жилья, развитию ипотечных механизмов.

Таблица 4

Ввод в действие объектов социально-культурной сферы

Январь-декабрь 2011 г. В % к январю-декабрю 2010г. Справочно январь-декабрь 2010 г. в % к январю- декабрю 2009 г.

Образовательные учреждения, ученических мест 1336 43,3 39,5

Больничные учреждения, коек 150 - -

Дошкольные образовательные учреждения, мест 315 - -

Амбулаторно-поликлинические учреждения, посещений в смену 245 122,5 7,3

Спортивные залы, м2 210 - -

Плоскостные спортивные сооружения, м2 7140 98,1 в 2,4 р

Водоводы и сети, км 2,1 17,0 в 2,9 р

Газовые сети, км 234,59 в 16,6 р 12,9

Канализация, км 0,9 9,0 в 4,0 р

Гостиницы, мест 156 - -

Новая технология, как правило связана с новой техникой, хотя в ряде случаев может внедряться и на существующей производственно-технической базе. Приведем лишь несколько примеров. Увеличение парка автомобилей -самосвалов и различных погрузочных машин и механизмов производственной инфраструктуры позволило почти полностью исключить перевозу сыпучих строительных грузов на бортовых автомобилях, полностью механизировать погрузочно-разгрузочные работы, наряду с резким увеличением объема перевозок соответствующих грузов новые техника и технология обеспечили высвобождение большого количества грузчиков.

Индивидуальными застройщиками построено 85,4% от общего объема жилья, введенного в 2011 году. Средняя фактическая стоимость строительства 1 кв. метра общей площади жилых домов, построенных в январе-декабре 2011 г. составила 32712 рублей, в январе-декабре 2010 г. - 19339 рублей. Ввод в действие в общей площади жилых домов приведено в таблице 5. В Послании Президента республики Народному Собранию Дагестана указывается: «Необходимо продолжить модернизацию и формирование индустриальной экономики. Основу нового индустриального комплекса в республике должны составлять предприятия, выпускающие сложную высокотехнологическую наукоемкую продукцию. Актуальными остаются задачи диверсификации производства и расширения кооперации.

Еще одна важная особенность организации труда на транспорте строительной организации связана с тем, что транспортные процессы протекают

во внешней среде. Таким образом, вступают в силу и требуют учета такие факторы, как дорожные, климатические и погодные условия, организация дорожно-эксплуатационной службы, характер взаимодействия водителей подвижного состава между собой и водителями других транспортных средств. Кроме того, необходимо всегда учитывать и наличие других внешних факторов, вытекающих из самого назначения использования строительного транспорта.

Таблица 5

Ввод жилья в январе-декабре 2011 года

Ввод в действие общей площади жилых домов1 в том числе ввод

в действие жилых домов

населением за счет

собственных средств

и с помощью кредитов

тыс. кв. м в % к январю-декабрю 2010г. тыс. кв. м в % к январю-декабрю 2010г.

Республика Дагестан 1210,0 107,7 1033,6 103,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республика Ингушетия 81,8 51,7 73,6 156,4

Кабардино-Балкарская Республика 271,8 102,9 235,7 103,4

Карачаево-Черкесская Республика 82,0 116,9 68,2 121,7

Республика Северная Осетия-Алания 200,1 101,1 64,6 83,6

Чеченская Республика 62,6 54,3 59,2 85,2

Ставропольский край 1266,9 115,1 461,6 96,5

1 Без зданий, построенных на садовых и дачных участках.

Перечисленные факторы существенно влияют на всю деятельность строительно-монтажных организаций и транспортного предприятия в строительстве, на уровень использования рабочего времени, эффективность труда и социально-экономической политики региона.

Таким образом, улучшение использования инфраструктуры строительных машин и механизмов, повышения коэффициента сменности работы их для строительных организаций региона имеет особую актуальность, так как приводит к росту объемов выполненных работ без увеличения основных фондов, обеспечивает рост производительности труда и экономической эффективности производства. В результате того, что почти все производственные процессы в строительстве связаны с перемещением больших масс материалов и строительных грузов, на долю наиболее трудоемких транспортных и погрузочно-разгрузочных работ приходится до 35-40% общих затрат труда региона. Устойчивое функционирование и развитие строительной организации в условиях модернизации экономики требует эффективного использования дорожно-транспортной техники.

_Литература_

1. Социально-экономическое положение Республики Дагестан за январь-декабрь 2011 г. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан. Махачкала, 2012 г.

2. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. , изд. 2, т. 23.

3. Послание Президента Республики Дагестан Народному Собранию Республики Дагестан. Махачкала-2012 г.

4. Дагестан в цифрах - 2010 г. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан. Махачкала, 2010 г.

5. Транспорт и связь в Дагестане. Статистический сборник / Дагестан стат. Махачкала, 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.