Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИННОСТРАННОМУ'

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИННОСТРАННОМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / КОММУНИКАЦИЯ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Ю.В., Сафина Е.В., Жерлицина О.А.

В статье описываются интерактивные методы и формы, которые являются наиболее эффективными и популярными среди российских преподавателей русского языка как иностранного. Кроме того, авторами рассмотрены основные достоинства применения таких методов и основные трудности, с которыми может столкнуться педагог в процессе их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE USE OF INTERACTIVE FORMS AND METHODS IN CLASSES OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

The article describes in detail the interactive methods and forms which are the most effective and popular among Russian teachers of Russian as a foreign language. In addition, the author considers the main advantages of using such methods and the main difficulties that a teacher may encounter in the process of using interactive methods.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИННОСТРАННОМУ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

УДК 37.013

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИННОСТРАННОМУ

Ю.В. Лебедева1^ Е.В. Сафина2), О.А. Жерлицина3)

1,2,3)Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород

1)e-mail: iulua.135@gmail.com 2)e-mail: elenasafina-sh@yandex.ru 3)e-mail: olya.zherlitsyna@yandex.ru

В статье описываются интерактивные методы и формы, которые являются наиболее эффективными и популярными среди российских преподавателей русского языка как иностранного. Кроме того, авторами рассмотрены основные достоинства применения таких методов и основные трудности, с которыми может столкнуться педагог в процессе их использования.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, интерактивные методы, коммуникация, развитие речи.

На сегодняшний день процессы глобализации и цифровизации оказывают глубокое влияние на большинство сфер жизнедеятельности общества. Определение успешности современного члена общества, который может внести ощутимый вклад в свою профессию или науку, во многом зависит от обладания навыками использования цифровых ресурсов и технологий, а также владения двумя и более языками для активного участия в процессах взаимодействия, образования и

выполнения трудовых обязанностей за пределами своей родины или в дистанционном формате посредством Интернета.

Положение России как активного участника международных процессов, её богатая история и культура являются факторами, привлекающими иностранных студентов и специалистов. В связи с этим в последние десятилетия заметно возрос спрос на обучение русскому языку как иностранному. Кроме того, в сложившихся условиях пандемии особо важной становится возможность образовательного процесса в онлайн-формате, который предусматривает большее использование цифровых интерактивных технологий, нежели традиционных методов обучения. Однако стоит отметить, что на сегодняшний день не существует чётко выработанной и структурированной образовательной программы с применением интерактивных технологий для иностранных студентов, изучающих русский язык и литературу [4, с. 162]. Данный факт обуславливает актуальность проблемы поиска и разработки образовательных интерактивных форм и методов обучения РКИ и их эффективного применения.

Основная стратегия современного образования РКИ должна ориентироваться на самостоятельную деятельность студента, организацию самообучающей среды и экспериментально-практических занятий, где студенты имеют выбор действий и могут проявлять инициативу, а также гибкие учебные программы, при применении которых учащиеся могут работать в удобном для них ритме [5, с. 58]. Большинству этих требований отвечает внедрение интерактивных методов обучения, которые определяются как методики, способствующие активному взаимодействию всех участников образовательного процесса [3, с. 76].

Большинство российских и зарубежных специалистов утверждают, что интерактивные методы и формы обучения стимулируют иностранных студентов говорить и общаться на изучаемом языке. Это способствует развитию навыков социально-учебного взаимодействия студентов для решения насущных коммуникативных задач в реальных ситуациях общения. Минимализация традиционных методов обучения позволяет организовать обмен мыслями и чувствами в условиях речевого взаимодействия при создании совместного продукта (как вербального,

так и невербального). Кроме того, применение интерактивных методов способствует решению ряда педагогических задач:

- стимуляция интереса к профессии;

- способствование эффективному усвоению учебного материала;

- формирование правильной модели поведения в той или иной коммуникативной ситуации;

- обеспечение высокого уровня мотивации;

- поддержание командного духа и свободы самовыражения;

- содействие развитию комплексных компетенций будущих специалистов.

Для эффективного решения данных задач существует большое количество интерактивных форм и методов. Рассмотрим наиболее распространённые из них [7, с. 87-89].

Симуляционная игра относится к разновидности интерактивных методик, позволяющих учащимся творчески осмысливать и интерпретировать знания. Важный аспект использования такого рода игр заключается в том, что они не только повышают уровень знаний и значительно ускоряют их усвоение, но и обучают учащихся коллективным формам творчества и социального взаимодействия. Данный вид интерактивных методов способствует отработке теоретических знаний русского языка на практике при тренировке коммуникативных и диалогических навыков.

Презентация является одним из самых популярных и действенных интерактивных форм для практики РКИ. Её основным достоинством является универсальность применения: презентации можно использовать для подачи нового материала в наглядной форме, для тренировки монологической речи студентов, а также для стимуляции ведения дискуссий между учащимися. Кроме того, данная форма способствует обмену знаний о культурах и менталитете между иностранными студентами, изучающими русский язык в качестве второго языка.

Ролевая игра способствует эффективному пониманию слов русского языка и обогащению активного лексического запаса студентов. Во время ролевых игр у учащихся развиваются коммуникативные навыки, умение вести диалог и достигать поставленных целей. Также механизм ролевой игры активирует в сознании учащегося особый алгоритм, который помогает ему грамотно подойти к решению той или

иной коммуникативной проблемы. Ролевая игра должна проводиться в условиях, максимально приближенных к естественным. Так, например, ролевая игра «Пресс-конференция» должна отражать реалии реальных конференций, включая количество участников и атрибуты. По возможности рекомендуется использовать шаблоны существующих мероприятий.

Мозговой штурм - методика, придуманная в 1938 г. А. Осборном, помогает учащимся решить предложенную задачу с помощью средств русского языка в условиях аудитории. Алекс Осборн заметил, что одни люди легко предлагают новые идеи, а другие охотнее их критикуют. Отличительной чертой этого метода является то, что он отрицает критику в отношении новых идей, которые вырабатывают студенты. Эта техника наиболее уместна в процессе обучения, который включает в себя усвоение нового словаря.

Интеллект-карта (с англ. "Mind map") - методологический механизм, разработанный Т. Бьюсеном в 1974 году, который обеспечивает усвоение поступающей информации интегрированным и организованным образом. Использование такого метода позволяет упростить восприятие вновь полученной информации. В процессе составления интеллект-карт ученик постигает реальные процессы, переживает конкретные ситуации, проникает в эту информацию, анализирует ее. Следовательно, при работе с картами обучаемому необходимы навыки поиска, анализа, умение сравнивать и синтезировать новые данные. В методике преподавания русского языка как второго языка педагоги активно используют интеллект-карты для закрепления лексического материала. Однако эту технологию можно использовать и при объяснении грамматического материала, поскольку любое грамматическое правило или конструкцию можно представить с помощью данных карт.

«ПОПС-формула (П-позиция, О-объяснение, П-примеры, С-следствие)» (с англ. «PRES-formula») - ещё один эффективный интерактивный метод, направленный на рефлексию студентов и являющийся вспомогательной методикой контроля качества усвоения нового материала. Благодаря данному методу студенты могут выразить свои мысли по той или иной тематике быстро, сжато и без каких-либо ограничений. Сильными сторонами применения «ПОПС-формул»,

несомненно, можно считать следующие: свобода языкового творчества студентов, формирование у учащихся навыка анализа и оценки на русском языке, снижение стресса и страха у студентов перед выступлением на иностранном языке, развитие не только навыка говорения, но и навыка аудирования. Кроме того, нельзя не отметить достоинства методики для преподавателя: универсальность применения -можно использовать для проверки домашней работы, для опроса по пройденному материалу, для подготовки к письменной работе (контрольная, эссе и т. д.), для проектной деятельности по одной конкретной теме или сразу нескольким темам; высокая скорость опроса группы студентов - за небольшой промежуток времени можно опросить сразу несколько человек; возможность выявить глубину усвоения материала у каждого учащегося и др.

- Просмотр видеоматериалов и прослушивание аудиозаписей можно отнести к наиболее продуктивным методикам изучения иностранных языков и РКИ, в частности. Благодаря данной интерактивной форме иностранные студенты знакомятся с культурными особенностями России и разговорной речью русского языка. Хотелось бы отметить, что при отборе материалов для занятия предпочтение стоит отдавать фильмам, произведенным именно российскими киностудиями, а также обязательно ориентироваться на уровень владения русским языком в группе. Как показывает практика, особой популярностью среди студентов пользуются многочисленные серии киножурнала «Ералаш» и советские фильмы.

Стоит особо выделить интерактивные методы обучения РКИ с применением цифровых технологий, основными достоинствами которых является возможность для педагога удерживать интерес учащихся в течение долгого времени; применение сразу нескольких модальностей (текст, изображение, видео, речь), что способствует высокому уровню восприятия и усвоения материала [1, с. 165]. Кроме того, в условиях развития цифрового образования и нестабильности свободного переезда между странами данный способ даёт замечательную возможность проводить качественные и результативные занятия по РКИ в дистанционном формате.

В качестве наглядного примера электронных интерактивных методов обучения РКИ можно привести приложение «Russian in a

Month». Данный цифровой ресурс содержит 50 уроков с возрастающим уровнем сложности, более 3000 слов и фраз, озвученных русскоговорящими дикторами мужского и женского пола, а также более 2500 красочных изображений. Данное приложение направлено на знакомство с лексикой русского языка, а также усвоение и закрепление изученного материала с помощью выработки устойчивых связей между яркими изображениями и словами, словосочетаниями, предложениями. Данный ресурс также предлагает большое количество тестовых заданий для контроля качества и глубины усвоения лексики. Ещё одним эффективным интернет-ресурсом для изучения русского языка иностранцами является популярное приложение «Duolingo», позволяющее изучать не только лексику русского языка, но и отрабатывать основные грамматические правила в удобной, увлекательной и понятной форме. Достоинствами платформы является индивидуальный подход и темп работы для каждого пользователя в зависимости от уровня владения языком, большое разнообразие тематик и правил, постоянное обновление и совершенствование материала.

В заключении выделим возможные трудности, с которыми сталкивается преподаватель русского языка как иностранного:

- разный уровень владения учащимися русским языком;

- разные уровни письменного и разговорного русского языка;

- недостаточная психологическая готовность студентов;

- проблемы организационного характера (разделение на группы, сложность оценки и др.);

- недостаточная социальная симпатия, взаимопонимание участников образовательного процесса внутри группы;

- неподходящая материально-техническая база для реализации интерактивных методов обучения.

Все эти трудности не должны стать существенным препятствием для педагога в осуществлении обучения учащихся русскому языку как иностранному интерактивными методами. Более того, такого рода методы должны стать неотъемлемым элементом процесса обучения студентов как устной, так и письменной речи. Применение интерактивных методов делает обучение разнообразным и активным, вовлекает учащихся в учебный процесс, а значит, способствует повышению уровня их речевой деятельности.

Список литературы

1. Вафина, А. Х. Цифровые ресурсы для изучения русского языка: сценарий интеграции / А. Х. Вафина, Г. В. Садыкова, А. Р. Каюмова, И. И. Галимзянова // Вестник Марийского государственного университета. - 2020. - Том 14. - № 2 (38). -С. 161-167.

2. Коновалова, М. В. Интерактивное обучение на уроках русского языка и литературы / М. В. Коновалова // Русский язык и литература. Все для учителя. -2016. - № 2 (62). - С. 2-12.

3. Махмудова, М. Ф. Использование интерактивных методов в обучении русскому / М. Ф. Махмудова // Наука и образование сегодня. - 2020. - № 12 (59). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-interaktivnyh-metodov-v-obuchenii-russkomu-yazyku (дата обращения: 22.02.2022).

4. Оковитая, Ю. Ф. Мультимедийные технологии в практике преподавания русского языка как иностранного / Ю. Ф. Оковитая // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер. Гуманитарные науки. - 2016. - № 3. - С. 162-164.

5. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. - Москва : Академия, 2008. - 176 с.

6. Ступина, С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе : учебно-методическое пособие / С. Б. Ступина. - Саратов : Наука, 2009. - 52 с.

7. Харлова, Н. М. Использование интерактивных технологий при обучении русскому языку как иностранному / Н. М. Харлова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2017. - № 2 (34). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-interaktivnyh-tehnologiy-pri-obuchenii-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu (дата обращения: 20.02.2022).

EFFECTIVE USE OF INTERACTIVE FORMS AND METHODS IN CLASSES OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

U.V. Lebedeva1), E.V. Safina2), O A. Zherlitsyna3)

1,2,3)Belgorod State University of Arts and Culture, Belgorod 1)e-mail: iulua.135@gmail.com 2)e-mail: elenasafina-sh@yandex.ru 3)e-mail: olya.zherlitsyna@yandex.ru

The article describes in detail the interactive methods and forms which are the most effective and popular among Russian teachers of Russian as a foreign language. In addition, the author considers the main advantages of using such methods and the main difficulties that a teacher may encounter in the process of using interactive methods.

Keywords: Russian as a foreign language, interactive methods, communication, speech development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.