Научная статья на тему 'Эффективное функционирование системы внутреннего контроля в бюджетных организациях'

Эффективное функционирование системы внутреннего контроля в бюджетных организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1041
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / КРИТЕРИИ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ушаков А. А.

Рассмотрены основные критерии и методическое обеспечение для эффективного функционирования системы внутреннего контроля в бюджетных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективное функционирование системы внутреннего контроля в бюджетных организациях»

УДК 657.1:336.14

А. А. Ушаков, аспирант ГОУ ВПО Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

ЭФФЕКТИВНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В

БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Рассмотрены основные критерии и методическое обеспечение для эффективного функционирования системы внутреннего контроля в бюджетных организациях. Ключевые слова: бюджетные учреждения, внутренний контроль, критерии и методическое обеспечение.

Бюджетным кодексом определено, что бюджетное учреждение - это организация, созданная органами государственной власти РФ для осуществления управленческих, социально-культурных, научнотехнических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов [1]. Бюджетная организация в отраслях АПК использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Правильность составления сметы и ее исполнения влияет на рациональное и эффективное использование бюджетных средств, вследствие этого контроль данного направления финансовой деятельности учреждения является одним и. важнейших этапов проверки расходования бюджетных средств.

Поскольку неукоснительное соблюдение государственными органами, юридическими и фи.ическими лицами норм финансового права достигается, в первую очередь, с помощью финансового контроля, то это также увеличивает его .начение.

В теории и практике финансового контроля принято различать следующие его формы:

- предварительный;

- текущий;

- посл%дующий.

Пр%дварит%льный - это контроль, осущ%ствля%мый до сов%рш%ния финансово-хозяйств%нных оп%раций, направл%нный на пр%дотвращ%ни% н%законности и н%ц%л%сообразности выполн%ния оп%раций %щ% на стадии выд%л%ния бюджетных средств и совершения расходов бюджета поср%дством посл%доват%льного и н%укоснит%льного соблюд%ния тр%бований вс%х этапов проц%дуры санкционирования и финансирования расходов

бюджета. Это позволяет предупредить нарушение д%йствующ%го финансового законодат%льства и выявить %щ% на стадии прогнозов и планов

дополнит%льны% финансовы% р%сурсы, пр%с%чь попытки н%рационального использования ср%дств. Пр%дш%ствуя сов%рш%нию хозяйств%нных и финансовых оп%раций, пр%дварит%льный контроль носит предупреждающий характер. Он важен, когда вводятся новы% важны% нормативны% акты по р%гулированию финансовой д%ят%льности

Observing the main criterion and methodical support for an effective operation of the internal control system in the budget organization.

Key words: budget organization, internal control, criterion and methodical support.

экономических субъектов. Это способствует предупреждению многих ошибок в будущем.

Текущий контроль проводится в короткие промежутки времени - в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюд%ния, т%кущий контроль позволя%т

р%гулировать быстро изм%няющи%ся хозяйств%нны% ситуации. Обычно текущий контроль, как и пр%дварит%льный, н% носит р%пр%ссивного характера. Текущий контроль называют иначе оперативным. Он ежедневно осуществляется

финансовыми службами для пр%дотвращ%ния

нарушений финансовой дисциплины в процессе привл%ч%ния и расходования д%н%жных ср%дств, выполн%ния пр%дприятиями, организациями,

учреждениями обязательств перед бюджетом. Текущий контроль позволяет предотвратить совершение финансовых правонарушений, а также предупреждать возможные потери на фоне быстро меняющейся хозяйственной ситуации.

Последующий контроль является неотъемлемой частью внешнего контроля. Он сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший п%риод на пр%дм%т законности и эфф%ктивности осущ%ствл%ния расходов, полноты и

сво%вр%м%нности поступл%ния пр%дусмотр%нных бюджетом средств. Главным критерием

последующего контроля выступают именно объем и глубина охвата пров%ркой различных сторон хозяйств%нной и финансовой д%ят%льности проверяемой организации. Последующий контроль, отличающийся углубл%нным изуч%ни%м

хозяйств%нной и финансовой д%ят%льности пр%дприятия за ист%кший п%риод, позволя%т вскрыть н%достатки пр%дварит%льного и т%кущ%го контроля [2].

Необходимо отметить, что важнейшая процедура сист%мы внутр%нн%го контроля - уч%т расходов и доходов по соответствующим центрам

ответственности и центрам затрат. Учет по центрам ответственности позволяет формировать показатели, характ%ризующи% вклад отд%льных подразд%л%ний и управл%нц%в в общий р%зультат бюдж%тной организации.

Несмотря на явные преимущества учета по ц%нтрам отв%тств%нности, в бюдж%тных

организациях агропромышл%нного компл%кса такая процедура пока не нашла широкого применения. При этом основным пр%пятствующим фактором явля%тся н%развитость м%тодич%ских подходов к прим%н%нию этой проц%дуры.

В совр%м%нных условиях подразд%л%ния должны пользоваться больш%й самостоят%льностью. Руководит%лям структурных подразд%л%ний необходимо ощущать себя предпринимателями, а не просто исполнит%лями. В числ% вопросов, р%ша%мых руководит%лями данных подразд%л%ний, должны быть: подбор кадрового состава; получ%ни%

бюдж%тных ассигнований на р%ализацию ц%л%й, стоящих п%р%д их подразд%л%ниями; установл%ни% разм%ра оплаты труда и пр%мий по итоговым

р%зультатам д%ят%льности; вн%др%ни% новых видов бюджетных услуг.

Внутрихозяйств%нны% отнош%ния различных подразд%л%ний, постро%нных на принципах самостоят%льности, самофинансирования и самоокупа%мости, могут стать мощным стимулом для развития пот%нциала бюдж%тной организации. Существенное значение имеет выделение конкр%тных ц%нтров затрат или отв%тств%нности и опр%д%л%ни% их функций и пр%доставл%нных им полномочий.

Рассмотрим н%которы% ц%нтры отв%тств%нности бюдж%тной организации в отраслях АПК, их функции и полномочия (табл. 1).

Таблица 1 - Центры ответственности, их функции и полномочия

Центр ответственности Контрольные функции Полномочия

Бухгалтерия Контроль за разработкой учетной политики; составлением финансовых отчетов; налоговых деклараций; сосредоточение всей информации, необходимой для принятия управленческих решений, в центральной бухгалтерии и пр%доставл%ни% %% вс%м заинт%р%сованным менеджерам; соблюдением смет затрат на содержание бухгалтерского аппарата; за текущим обобщением и систематизацией информации и ведением бухгалтерского и налогового учета. Участие в процессе разработки различных бюдж%тов; прогнозировани% будущих и анализ прошлых затрат; право тр%бовать с любого сотрудника бюдж%тной организации надл%жащ%го документального оформления фактов хозяйств%нной д%ят%льности организации; право подписи, б%з которой н%д%йствит%льны и н% принимаются к исполн%нию д%н%жны% и финансовы% докум%нты; вн%с%ни% дополн%ний и изм%н%ний в уч%тную политику организации.

Планово- экономическое управление Контроль за планированием доходов и расходов бюдж%тной организации и %% структурных подразделений; соблюдением смет затрат на содержание планово-экономического управления. Разработка бюджетов по различным направл%ниям; формулировани% выводов по результатам анализа отклонений.

Отдел труда и заработной платы Контроль за обоснованностью размера оплаты труда для различных категорий работников; соблюдением смет затрат на содержание отдела. Разработка бюджета расходов на оплату труда; обосновани% форм и видов оплаты труда.

Сметнодоговорный отдел Контроль за соблюдением правильности применения норм и правил при заключении договоров; соблюд%ни%м см%ты затратна сод%ржани% отд%ла. Участие в разработке бюджетов расходов различных структурных подразд%л%ний.

Структурные подразд%л%ния Контроль за полнотой своевременности и полнотой оплаты услуг; за затратами по сод%ржанию пом%щ%ний и эксплуатации оборудования подразделений. Участи% в разработк% бюдж%та; влияни% на разм%р прибыли от деятельности, направленной на оказани% услуг

Сущность прим%н%ния проц%дуры уч%та по ц%нтрам отв%тств%нности заключа%тся в том, что помимо ц%л%й бюдж%тной организации возникают %щ% ц%ли отд%льных подразд%л%ний. Посл%дни% полностью должны соотв%тствовать г%н%ральным целям всего хозяйствующего субъекта.

Сл%доват%льно, часть показат%л%й формиру%тся для применения принятия управленческих решений на уровн% отд%льных подразд%л%ний, а другая часть - руководством вс%й бюдж%тной организации.

Таким образом, учетная информация

распределяется по центрам принятия

соответствующих управленческих решений.

Вместе с тем, основополагающими и наиболее распростран%нными являются аналитич%ски% проц%дуры сист%мы внутр%нн%го контроля. Анализ позволя%т выявить факты н%достов%рности

отчетности, дать оценку финансовому состоянию организации, выявить внутренние резервы и другое. С %го помощью мобилизуются р%з%рвы повыш%ния эфф%ктивности хозяйств%нной д%ят%льности

организации. Одной наиболее часто применяемой аналитической процедурой внутреннего контроля является оценка абсолютных и относительных и.менений отдельных статей .атрат, содержащихся в аналитических счетах по учету затрат на оказание услуг бюджетным учреждением.

Например, составление актов сверки с контрагентами является процедурой внутреннего контроля, по.воляющей повысить достоверность и реальность существующей дебиторской и кредиторской .адолженности.

Бюджетная органи.ация любой ведомственной принадлежности использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

Смета доходов и расходов - основной документ, определяющий объем и целевое направление бюджетных средств. Смета содержит расчетные данные по каждому и. целевых направлений на основании доведенных до получателей бюджетных средств пока.ателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обя.ательств на соответствующий год. Ассигнования по отдельным статьям сметы расходов предусматриваются в порядке классификации доходов и расходов бюджетов и в составе ее статей.

Правильность составления сметы и ее исполнения влияет на рациональное и эффективное исполь.ование бюджетных средств, вследствие этого контроль данного направления финансовой деятельности учреждения является одним и. важнейших этапов проверки расходования бюджетных средств, который включает проверку: обоснованности расчетов сметных на.начений; исполнения смет и основных прои.водственных пока.ателей; исполь.ования средств по целевому на.начению; соблюдения финансовой дисциплины; правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности [3].

Основными задачами проверки составления и исполнения сметы доходов и расходов является проверка: наличия в органи.ации сметы доходов и расходов и обоснованных расчетов к ней как в части бюджетных, так и внебюджетных средств (ст. 161, 221 Бюджетного кодекса, п. 3 ст. 1

Федерального закона № 129-ФЗ); наличия

структуры сметы доходов и расходов. Должны быть отражены все доходы, получаемые как из бюджета, так и и. других источников, включая поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Документы, необходимые для проведения проверки: Сметы доходов и расходов и расч%ты к ним; Баланс исполн%ния бюдж%та (ф. 0503130); Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121); Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503127); Справка по внутренним расчетам (ф. 0503125); Пояснительная записка (ф. 0503160); Главная книга; Журналы операций и приложения к ним (первичные документы) [4].

Что касается методического обеспечения подготовки пров%рок, то оно должно отв%чать поставл%нным ц%лям и учитывать особ%нности д%йствующ%го бюдж%тного законодат%льства.

Также необходимо учесть, что методика проверки во многом зависит от объекта проверки (касса, основны% ср%дства, н%мат%риальны% активы и др.) и в каждом отдельном случае должна учитывать специфику проверяемого объекта.

таким образом, в бюдж%тных организациям методы проверки состоят в просмотре документов; их сравн%нии (наприм%р, сравн%нии данных Главной книги с данными баланса и иных отч%тов); в аналитич%ских проц%дурах (правильности прим%н%ния мат%риальных, д%н%жных норм и нормативов при составл%нии см%ты, обоснованности составл%ния расч%тов к см%т%, сопоставл%нии фактич%ских расходов с нормативными (плановыми), анализ% исполн%ния смет доходов и расходов в разрезе кодов бюдж%тной классификации расходов бюдж%тов Российской Федерации).

Кроме того, проверке должны быть подвергнуты д%йствия финансово-бухгалт%рских служб бюдж%тных учр%жд%ний по составл%нию см%ты (по бюдж%тным ср%дствам и ср%дствам, получ%нным от приносящей доход деятельности); расчету (обоснованию) составляющих см%ты; вн%с%нию изм%н%ний в см%ту (должно быть обоснованным); сво%вр%м%нному утв%ржд%нию см%ты; в%д%нию бюдж%тного уч%та лимитов бюдж%тных обяза-т%льств; исполн%нию см%ты.

Как правило, пров%рка обоснованности исполн%ни% см%ты осущ%ствля%тся в вид% анализа произведенных расходов со сметными назначениями и финансированием. При этом необходимо учитывать причины отклон%ний лимитов бюджетных обязательств от принятых и исполненных обязательств [5].

Приведем пример проверки сметы расходов бюджетной организации.

Пример 1. В бюджетной организации проведена проверка расходов по разделу, подразделу 0704, целевой статье 4270000, виду расходов 001 за 2009 г. Смета утверждена в общей сумме 13000,0 тыс. рублей. Согласно данным Отчета об исполнении бюджета (ф. 0503127), доведено лимитов

бюджетных обязательств по разделу, подразделу 0704, целевой статье 4270000, виду расходов 001 в сумме 13000,0 тыс. рублей.

исполнено через лицевые счета органов, осуществляющих кассовое обслуживание и спол нен ия бю джета (к асс о в ые расходы) 13000,0 тыс. рублей.

При анализе доходов и расходов путем сопоставления данных Отчета об исполнении бюджета (ф. 0503127), Отчета о финансовых

результатах (ф. 0503121) и учетных данных о начисленных расходах по счету 040101000

«Финансовый результат деятельности учреждения» установлено следующее. Сумма начисленных расходов за 2009 год составила 13500,0 тыс. руб., что выше кассовых расходов (13000,0 тыс. руб.) на 500,0 тыс. рублей. Это объясняется начислением амортизации по коду Классификации оп%раций сектора государственного управления 271 «Амортизация основных средств и нематериальных активов») - 400,0 тыс. рубл%й, списани%м мягкого инв%нтаря по коду Классификации оп%раций сектора государственного управления 272 «Расходование материальных запасов» - 50,0 тыс. руб., по коду 226 «Прочи% услуги» - наличи%м дебиторской задолженности на 01.01.2010 г. в сумме - 50,0 тыс. рублей.

В наруш%ни% статьи 65, 69 Бюдж%тного код%кса Российской Федерации организацией в 2009 г. приняты обязат%льства св%рх дов%д%нных лимитов бюдж%тных обязат%льств и см%ты расходов по целевой статье 4270000, виду расходов 001 статье 226 «Прочие услуги» в сумме 50 000,0 рублей.

Полученные результаты проверки должны подтв%рждаться докум%нтами (копиями

докум%нтов), р%зультатами контрольных д%йствий и встречных проверок, объяснениями должностных, мат%риально отв%тств%нных и иных лиц, таблицами с разнообразной ст%п%нью информативности и другими мат%риалами.

Как показыва%т практика, наибол%% распростран%нной ошибкой являются

арифм%тич%ски% ошибки в подсч%тах и при заполн%нии уч%тных р%гистров, а такж% при переносе данных из одних регистров в другие.

В связи с этим, на наш взгляд, необходимо применить одну из эффективных процедур внутреннего контроля - тестирование.

тестирование условно можно подразделить на текущее, промежуточное и итоговое. Оно может выполнять диагностирующую; контрольную; мотивационную функцию. Таким образом, тестирование будет являться оценкой и контролем уровня профессиональной подготовки работников службы внутреннего контроля.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что под методикой внутреннего контроля следует понимать программу действий, предписывающую в категоричной или рекомендательной форме использовать

определенные методы исследования объектов контроля, а также их последовательность и процедуру применения этих методов.

Мы считаем, что в бюджетных организациях в отраслях АПК требуется разработка организационно-методического механизма по эффективному использованию бюджетных средств, по.воляющего обеспечивать действенность

финансового контроля.

Вместе с тем, нам представляется, что эффективное функционирование системы

внутреннего контроля должно отвечать следующим критериям:

1. Критерий ответственности и

сбалансированности. За надлежащее выполнение какой-либо операции должно отвечать конкретное лицо, причем контрольные функции должны быть обеспечены средствами для их выполнения. Иными словами, при определении обязанностей субъекта контроля должен быть предписан соответствующий объем прав и во.можностей, и наоборот.

2. Критерий подконтрольности. Лица,

контролирующие выполнение операций

(руководитель бюджетной организации, аудитор, главный бухгалтер), должны, в свою очередь, иметь контроль со стороны заинтересованных лиц, как правило, это учредители (собственники) бюдж%тных организаций.

3. Критерий своевременности. Информация об отклон%ниях должна быть пр%дставл%на лицам, уполномоч%нным принимать р%ш%ния по соотв%тствующим отклон%ниям, в максимально короткие сроки. Если сообщение запаздывает, то н%ж%лат%льны% посл%дствия отклон%ний

усугубляются, кроме того, объект переходит уже в друго% состояни% (д%йстви%), что лиша%т смысла сам проведенный контроль. При предварительном контрол% н%сво%вр%м%нно% сообщ%ни% о возможности возникнов%ния отклон%ний такж% лишает смысла проведенный контроль.

4. Крит%рий ущ%мл%ния инт%р%сов.

Необходимо создавать специальные условия, при которых любые отклонения ставят какого-либо работника или подразд%л%ни% организации в н%выгодно% полож%ни% и побуждают их к урегулированию проблем. Необходимость таких условий обусловливается возможностью появления отклон%ний, в которых заинт%р%сованы

опр%д%л%нны% работники или колл%ктив.

5. Критерий взаимосвязи. Решение задач,

связанных с контролем, должно создавать надлежащие условия для тесного в.аимодействия работников ра.личных функциональных

направлений.

6. Критерий .аинтересованности администрации. Функционирование системы внутреннего контроля не может быть эффективным бе. честности, должной .аинтересованности и участия должностных лиц управления.

7. Критерий компетентности. Если персонал

организации, в служ%бны% функции которого входит осуществление контроля, не обладает этими характ%ристиками, то даж% ид%ально

организованный контроль н% смож%т быть эфф%ктивным.

8. Критерий приемлемости. Означает

рациональность ставящихся контрольных ц%л%й и задач, ц%л%сообразно% распр%д%л%ни% контрольных функций, ц%л%сообразность программ внутр%нн%го контроля, а такж% прим%ня%мых м%тодов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Критерий актуальности. Со временем даже самы% прогр%ссивны% м%тоды управл%ния устаревают. Система внутреннего контроля должна быть постро%на таким образом, чтобы можно было гибко %% «настраивать» на р%ш%ни% новых задач, возникающих в результате изменения внутренних и вн%шних условий функционирования организации, и об%сп%чить возможность %% расшир%ния и мод%рнизации.

10. Критерий важности. Абсолютный контроль над обычными н%значит%льными оп%рациями (наприм%р, м%лки% расходы) н% им%%т смысла и будет только отвлекать силы от более важных задач. Но если высшее руководство считает, что каки%-либо области д%ят%льности организации имеют стратегическое значение, то в каждой такой области обязат%льно долж%н быть налаж%н контроль, даже если эта область с трудом поддается измерению по принципу «затраты - эффект».

11. Критерий целостности. Объекты

различного типа должны быть охвач%ны адекватным контролем, нельзя добиться общей эффективности, сосредоточив контроль только над относительно узким кругом объектов.

12. Критерий распределения ответственности и обязанност%й. Во изб%жани% б%зотв%тств%нности недопустимо закрепление отдельной функции за двумя или н%сколькими подразд%л%ниями. Каждая отд%льная контрольная функция должна быть закр%пл%на только за одним подразд%л%ни%м. Однако за одним подразд%л%ни%м мож%т быть закр%пл%но такж% н%сколько контрольных функций. Функции м%жду сотрудниками распр%д%ляются таким образом, чтобы за одним ч%лов%ком н% были закр%пл%ны одновр%м%нно сл%дующи% функции: санкционировани% оп%раций с опр%д%л%нными активами, р%гистрация данных оп%раций, об%сп%ч%ни% сохранности данных активов, осущ%ствл%ни% их инв%нтаризации. Во изб%жани% злоупотр%бл%ний эти функции должны быть распр%д%л%ны м%жду н%сколькими лицами.

13. Крит%рий взаимозам%ня%мости. Вр%м%нно% выбытие отдельных субъектов внутреннего контроля н% должно пр%рывать контрольных процессов. Для этого каждый работник (субъект внутр%нн%го контроля) долж%н ум%ть имитировать контрольную работу выш%стоящ%го, ниж%стоящ%го и одного-двух работников сво%го уровня во избежание потери адекватной связи с объектом контроля на время их выбытия.

14. Критерий взаимодействия и координации. Контроль необходимо осуществлять на основе четкого взаимодействия всех подразделений и служб организации.

Все вышеуказанное позволяет сделать вывод, что совокупность указанных критериев будет способствовать эфф%ктивности сист%мы

внутр%нн%го контроля н%зависимо от разм%ра,

видов и масштаба деятельности бюджетной организации.

Таким образом, для эффективной системы внутреннего контроля в бюджетной организации в отраслях АПК необходимо принять локальные документы, в которых нужно прописать порядок и м%тоды пров%д%ния пров%рки в зависимости от проверяемого объекта, а также методы подготовки к пров%ркам.

Литература

1. Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (Принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред.от 09.02.2009). [Электронный ресурс] Режим доступа: Справочно-правовая система Консультант Плюс.

2. Виды, формы и методы проведения финансового контроля. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://nuru.ru/fin/021.htm

3. Суглобов, А. Е. Аудит бюджетного

учр%жд%ния: обоснованность см%ты расходов

социальной сф%ры [Эл%ктронный р%сурс] /

А. Е. Суглобов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2006. - №13. -Справочно-правовая система Консультант Плюс.

4. Волчкова, Н. Проверка составления и

исполнения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения [Электронный ресурс] / Н. Волчкова // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности, 2007. -№ 3. - Справочно-правовая система Консультант Плюс.

5. Ильичева, Н. Ревизия как форма

бюджетного контроля [Электронный ресурс] / Н. Ильичева // Бюджетные учреждения: ревизии и пров%рки финансово-хозяйств%нной д%ят%льности, 2008. - №1. - Справочно-правовая система

Консультант Плюс.

Вестник Орел Г Ay

№5(26)

жтябрь 2010

Теоретический и научно-практический журнал. Основан в 2005 году

Учредитель и издатель: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный аграрный Университет»____________________________________________

Редакционный совет: Парахин Н.В. (председатель) Амелин А.В. (зам. председателя) Астахов С.М.

Белкин Б.Л.

Блажнов А.А.

Буяров В.С.

Гуляева Т.И.

Гурин А.Г.

Дегтярев М.Г.

Зотиков В.И.

Иващук О.А.

Козлов А.С.

Кузнецов Ю.А.

Лобков В.Т.

Лысенко Н.Н.

Ляшук Р.Н.

Мамаев А.В.

Масалов В.Н.

Новикова Н.Е.

Павловская Н.Е.

Попова О.В.

Прока Н.И.

Савкин В.И.

Степанова Л.П.

Плыпун С.А. (ответств. секретарь) Ермакова Н.Л. (редактор)

Адрес редакции: 302019, г. Орел, ул. Генерала Родина, 69. Телефон: (4862)454037 Факс: (4862)454064 E-mail: nichо[email protected] Сайт журнала: http://ej.orelsau.ru

Свидетельство о регистрации ПИ №ФС77-21514 от 11.07. 2005 г.

Технический редактор Мосина А.И. Сдано в набор 14.10.2010 Подписано в п%чать 28.10.2010 Формат 60x84/8. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.

Объём 12,5 усл. печ. л. Тираж 300 экз. Издательство Орел ГАУ, 302028, г. Орел, бульвар Победыы 19. Лицензия ЛР№021325 от 23.02.1999 г.

Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикаций научных работ, отражающих основное научное сод%ржани% кандидатских и докторских дисс%ртаций

Содержание номера

Научное обеспечение устойчивого развития АПК и сельских территорий

Парфенов А.С. Демографический кризис: социальное прогнозирование и материнский

капитал............................................................................... 2

Студенникова Н.С. Влияние производственного травматизма на демографическую

ситуацию сельских территорий на примере Орловской области............................. 6

Кузнецова Т.М. Диагностика и оценка эффективности кадровой политики

сельскохозяйственных организаций...................................................... 9

Каменева К.П. Совершенствование управления формированием и развитием человеческого

капитала в аграрном секторе........................................................... 11

Ушаков А.А. Эффективное функционирование системы внутреннего контроля в бюджетных

организациях.......................................................................... 14

Полухин А.А., Алпатов А.В. Развитие рынка зерноуборочных комбайнов в АПК Орловской

области............................................................................... 19

Поздняков В.Ю. Эффективность различных вариантов обновления материальнотехнической базы АПК................................................................ 22

Коробко А.В., Абашин Е.Г. Инновационный способ определения основных качественных парам%тров ж%л%зоб%тонных конструкций б%з пр%дварит%льного напряж%ния арматуры по

результатам вибрационных испытаний.................................................... 26

Баранов Ю.Н., Трясцин А.П. Анализ и оценка риска при перевозке опасных грузов

автомобильным транспортом в АПК....................................................... 29

Г альянов И.В. Исследование инвестиционных затрат на повышение безопасности

машин................................................................................. 33

Кошечкин Ю.В., Барабанова С.Н. Корпоративное обучение вопросам охраны труда -

ступень к созданию системы управления профессиональными рисками в организации......... 36

Семенютина А.В., Подковырова Г.В. Особенности реконструкции рекреационноозеленительных насаждений урбанизированных территорий Нижнего Поволжья.............. 39

Научное обеспечение развития растениеводства

Ищенко Л.А., Козаева М.И., Маслова М.В., Зайцева К.В., Логинов М.В., Акимов В.П.

Климат, стресс и проблема репродукции у растений в новом столетии на примере плодовых

культур............................................................................... 42

Петрова С.Н., Андронов Е.Е., Пина ев А.Г., Першина Е.В. Перспективы использования

методов молекулярно-генетического анализа в почвенной экологии........................ 45

Степанова Л.П., Стародубцев В.Н., Степанова Е.И. Экологическая эффективность использования предпосевной обработки семян водными вытяжками из горных пород и

вермикомпостов........................................................................ 49

Богомолов А.А. Урожайность и качество семян люцерны при обработке посевов

регуляторами роста и микроудобрениями в Северном Зауралье............................. 53

Чекалин Е.И., Амелин А.В., Кондыков И.В. Изменение показателей архитектоники, роста и развития раст%ний гороха пол%вого в проц%сс% с%л%кции на высокую урожайность

семян................................................................................. 56

Головина Е.В. Влияние погодных условий на накопление и реутилизацию азота сортами

сои................................................................................... 58

Корниенко H.H., Бобков С.В., Кондыков И.В. Компонентный состав запасных белков как

критерий оценки сортов гороха на отличимость, однородность и стабильность.............61

Титова Е.М., Внукова М.А. Влияние некоторых элементов технологии на урожайность и

качество зерна ячменя.................................................................64

Карташов А.В. Фотосинтетическая продуктивность сортов средневолокнистого хлопчатника

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на богаре............................................................................. 68

Павловская Н.Е., Гагарина И.Н., Горькова И.В., Козявина К.Н., Муштакова В.М.,

Фомина В.А., Роговин В.В. Пероксидазозависимый иммунитет гороха к фузариозу........... 72

Абдуллаева М.М., Валиханов М.Н., Бабаханова Д.Ш. Роль эндогенной фосфолипазы Д в

превращениях фосфолипидов при прорастании семян кукурузы.............................. 75

Хатефов Э.Б., Кагермазов А.М., Малухов З.М., Кушхова М.С. Корреляционные связи между семенной плодовитостью и морфобиологическими и цитологическими признаками тетраплоидной кукурузы.............................................................. 77

Научное обеспечение развития молочного скотоводства

Шендаков А.И., Шендакова Т.А. Влияние генетических и средовых факторов на интенсивность роста и молочную продуктивность чёрно-пёстрого гоштинизированного

скота................................................................................. 83

Безбородов П.Н. Абомазо-руминальный рефлюкс - фактор нарушения обмена веществ у

высокопродуктивных молочных коров..................................................... 91

Петрушина М.В. Влияние Хотынецких цеолитов и лецитина на физиолого-биохимический

статус высокоудойных коров при промышленном содержании................................ 95

Бунькова H.H., Калинин В.А., Козлов И.А., Козлов А.С. Особенности энергетического питания коров по периодам лактации.................... ............................. 97

© ФГОУ ВПО Орел ГАУ, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.