Научная статья на тему 'Эффективное доведение знаний агронауки до потребителя через информационно-консультационную службу'

Эффективное доведение знаний агронауки до потребителя через информационно-консультационную службу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективное доведение знаний агронауки до потребителя через информационно-консультационную службу»

g2 имеет следующую структуру за-

трат (табл. 6).

Таблица 6.

Наименование статьи затрат Доля статьи затрат Рост/снижение в 2007 г.

Зарплата (премия) в сельском хозяйстве 10% 40%

Электроэнергия 4% 18,3%

Дизтопливо 18% 52%

Корма 50% 39,4%

Прочие услуги 18% 13,3%

X С и1

х 1=-С— * (С * (X р< * (1+gi))+

С + В) к ‘=1

к

(5)

+В * (X р] * (1+gJ)))

1=1

где: Р^ - доля затрат 1-го типа в структуре себестоимости продукции; g. - рост или снижение доли затрат 1-го типа за год; п1 - число статей затрат в структуре постоянной компоненты себестоимости; п2 - число статей затрат в структуре переменной компоненты себестоимости; X] - новая закупочная цена, связанная с изменением себестоимости продукции.

Себестоимость производства молока в 2006 г. составила 6,66 р./кг. В полной себестоимости переменная компонента составляет 70%, т.е. В = 4,69 р./кг. В полной себестоимости постоянный компонент составляет 30%, т.е.

= 1,97 р./кг (6)

к

Из формулы (5) следует, что значение закупочной цены Х1 в 2007 г., компенсирующее

повышение зарплаты работников, рост топлива,

а также увеличение других затрат, для сохранения прежнего значения рентабельности производства молока должна на 31% превышать среднее значение закупочной цены 2006 г., при снижении валового объема производства молока, которое учитывается в выражении (6), значение смоделированной цены производителей возрастает. При увеличении - падает.

Из формулы (1), (5) и выражения (6) также следует, что если доля постоянного компонента в себестоимости продукции возрастает, то увеличение валового объема производства приводит к большему снижению смоделированной цены, и наоборот.

Информационная база ИКС и СИР в областных и районных центрах содержит информацию из форм отчетности сельхозпредприятий, включающую показатели, определяющие доли затрат в структуре себестоимости, темпы их роста и снижения от года к году, а также информацию о прибылях и убытках, которая может использоваться в качестве исходных данных в приведенных формулах.

Источники

1. Соболев, О.С. Регулятор рентабельности производства молока и зерна в России/ О. С. Соболев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2005. - № 5. - С. 53 -54.

2. Социально-экономическое положение России:

официальное изд. - М.: Федеральная служба

госстатистики РФ. - 2005. - Вып. 1-12; 2006. -

Вып. 1-12; 2007. - Вып. 1-12.

3. Основные показатели сельского хозяйства в России в январе-июне 2006 года. М.: Федеральная служба государственной статистики РФ. - 2006.

ЭФФЕКТИВНОЕ ДОВЕДЕНИЕ ЗНАНИЙ АГРОНАУКИ ДО ПОТРЕБИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННУЮ СЛУЖБУ

Л.Г. Муратова, к.э.н., ст. науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова

Эффективность деятельности как больших агрофирм, так и крестьянских (фермерских) хозяйств в значительной мере зависит от того, насколько товаропроизводители информированы о новых технологиях, о ценах на ресурсы и о возможностях их приобретения, о ценах на продукцию и особенностях каналов реализации, о юридической стороне подготавливаемых сделок, о прогнозах развития рыночной ситуации и т.д.

В последнее время одной из важнейших организационных структур по передаче сельско-

хозяйственным товаропроизводителям новых знаний, информации по производственнотехнологическим, организационно-экономическим и правовым аспектам развития аграрного производства является информационно-консультационная служба (ИКС). Она призвана обеспечить практическое взаимодействие науки, производства, образования и органов государственного управления агропромышленным комплексом.

Важнейшей задачей ИКС является своевременное обеспечение сельских товаропроиз-

водителей необходимой для их деятельности информацией, распространение знаний и передового опыта. Именно поэтому в деятельности всех звеньев службы должны активно применяться современные информационные технологии, основанные на использовании компьютеров и систем компьютерной связи.

Важной особенностью современных информационных технологий является регулярность и оперативность обновления информации, доступной клиентам различных информационных компьютерных систем. При этом также обеспечиваются возможности, которых не существует при использовании традиционных способов сбора, накопления и поиска информации (библиотеки, картотеки и т.п.). С помощью электронной почты, Интернета можно сейчас быстро получать различную информацию, осуществлять дистанционное обучение и проводить видеоконференции.

Если многие виды коммуникаций, используемые в ИКС (печать, телевидение и др.), способны обеспечить только общие советы для крупных групп потребителей информации, то информационные технологии предполагают конкретность, возможность выдачи информации персонально по запросу любого клиента. Считается, что руководство ИКС должно учитывать тенденцию постоянного удешевления компьютерных услуг и тенденцию удорожания живого труда специалистов. Поэтому при разработке стратегии развития службы следует предусматривать хотя бы частичную замену индивидуальных консультаций, осуществляемых традиционным способом, доступом к необходимым данным с помощью компьютерных средств.

Для обеспечения конкурентоспособности товаропроизводителям важно располагать не только своевременной и полной информацией о конкурентной среде, о возможностях выгодной реализации своей продукции и выгодного приобретения товаров и услуг, необходимых для организации своего производства. Очень важно располагать информацией о научных достижениях, способных повысить эффективность этого производства, и иметь возможность воспользоваться практической помощью профессионалов во внедрении этих достижений.

Крупные товаропроизводители сельскохозяйственной продукции ориентируются в основном на зарубежные разработки. Особенно это касается внедрения в производство современных высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур, пород животных, технологий выращивания и содержания, техники для переработки сельхозпродукции, как уже апробированных и хорошо зарекомендовавших себя.

Вклад российских научных разработок несопоставимо мал по сравнению с тем, который приходит в форме импортных технологий. Отечественная агронаука слабо внедрена в информационное пространство, и даже научные разработки российских ученых, не уступающие зарубежным аналогам и экономически более выгодные для отечественного производителя, не могут пробиться к нему.

В настоящее время сельскохозяйственные производители все еще недостаточно информированы о научных достижениях ученых-агра-риев. Это связано со слабым освещением их разработок в средствах массовой информации. Деятельность основных производителей агрознаний - научных организаций РАСХН не имеет прямого канала связи с информационноконсультационными службами, которые напрямую связаны с сельхозтоваропроизводителем. Такая ситуация препятствует развитию системы образования рынков наукоемких технологий, уменьшает спрос на высокотехнологическую продукцию, замедляет приток инвестиционных средств в сельскохозяйственную отрасль.

Существующий уровень прикладных разработок НИУ РАСХН, несмотря на большие трудности с финансированием, остается стабильно высоким в большинстве направлений деятельности академии. Сохранение в Россель-хозакадемии кадрового состава ученых-агра-риев, наличие огромных экспериментальных и производственных площадей позволяет институтам РАСХН при достаточно широком использовании современных компьютерных технологий проводить высокоэффективные разработки, направленные на всестороннее повышение эффективности сельскохозяйственного производства в России.

С другой стороны, сохраняется огромный потенциал информационно-консультационной службы АПК, призванной служить связующим звеном между агронаукой и сельскими товаропроизводителями. Тот факт, что информационно-консультационные центры (пункты) ИКС охватывают практически все регионы страны, занимающиеся сельскохозяйственным производством, имеют в своем составе высококвалифицированных специалистов сельскохозяйственного профиля и при этом оснащены современной компьютерной техникой, как правило, с выходом в Интернет, позволяет утверждать, что имеются все предпосылки для высокоэффективного доведения достижений отечественной агронауки до производителей сельхозпродукции.

Однако реальное положение дел показывает, что большинство сельских товаропроизводителей не могут оперативно получать пол-

нообъемную достоверную информацию о прикладных разработках Россельхозакадемии в интересующих их областях сельскохозяйственного производства и, соответственно, принимать обоснованные решения об их использовании в своей практической деятельности.

Использование Интернета позволяет принципиально решать вопросы оперативного доведения действительно последних достижений отечественной агронауки до сельского товаропроизводителя как непосредственно, так и через информационно-консультационную службу АПК России. Некоторые институты РАСХН используют современные сетевые технологии для оперативного представления своих прикладных разработок на собственных вебпредставительствах в Интернете. К сожалению, возникают проблемы с использованием сельским товаропроизводителем информации, представляемой институтами на своих сайтах, из-за сложностей в поиске необходимых ему сведений по конкретной проблематике, связанной с его производственной деятельностью. Трудности с поиском необходимой информации происходят из-за ее нахождения на разрозненных сайтах институтов.

ВИАПИ им. А.А. Никонова предпринял попытку решить проблему оперативного доведения до сельского товаропроизводителя знаний агронауки с предоставлением ему простой и эффективной системы поиска научно-технической продукции по интересующей его тематике и с возможностью получения достоверной информации по конкретной продукции, интересующей пользователя, путем организации прямого электронного общения пользователя с раз-работниками интересующих его видов НТП. При этом заинтересованные товаропроизводители могут использовать как непосредственно Интернет, так и возможности информационноконсультационной службы АПК России по использованию Интернета для организации взаимодействия с сайтами Россельхозакадемии.

В основу предлагаемых решений положен принцип интеграции сайтов отдельных институтов соответствующих отделений РАСХН в иерархическую систему, интегрируемую сайтом отделения. Параллельно с этим сайты отделений (и сайт Президиума РАСХН) будут интегрироваться в Агроакадемсеть Россельхо-закадемии с отражением на едином интегрирующем сайте Агроакадемсети всей проблемно ориентированной информации, представляемой на сайтах институтов, отделений и на сайте Президиума РАСХН.

Интегрирующий сайт Россельхозакадемии будет содержать перечень разработок всех институтов РАСХН, представляющих созданную ими научно-техническую продукцию на своих сайтах. Использование контекстного поиска в пределах интегрирующего сайта Россельхозака-демии обеспечит товаропроизводителю поиск необходимых ему разработок среди наименований и кратких аннотаций всех прикладных разработок Россельхозакадемии. Использование прямой переадресации с сайта Россельхозакаде-мии на рассмотрение описания интересующей пользователя научно-технической продукции на сайте института-разработчика с использованием возможности консультирования непосредственно у разработчика данной научно-технической продукции позволит оптимизировать процесс оперативного доведения до товаропроизводителя всего объема знаний и прикладных разработок научно-исследовательских учреждений Рос-сельхозакадемии.

Важнейшим является то, что для организации поиска и получения пользователем необходимых ему полнообъемных сведений и знаний по всей тематике агронауки ему достаточно будет осуществить со своего компьютера или с компьютеров информационно-консультационной службы АПК обращение только к одному интегрирующему сайту РАСХН.

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

Е.А. Соскиева, к.э.н., ст. науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова

Существует множество направлений инновационной деятельности. К ним, например, относятся:

- разработка и реализация комплекса мер по восстановлению и дальнейшему развитию агропромышленного комплекса страны;

- укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий;

- внедрение новых, более совершенных технологий производства сельскохозяйственной продукции, как растениеводческой, так и животноводческой, с целью повышения эффективности производства;

- внедрение современных технологий хранения сельхозпродукции;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.