Научная статья на тему 'Эффективная модель расчета цены добычи газа на энергоизолированных территориях России: на примере республики Саха (Якутии)'

Эффективная модель расчета цены добычи газа на энергоизолированных территориях России: на примере республики Саха (Якутии) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / NATURAL GAS / ГАЗОСНАБЖЕНИЕ / GAS / ЭНЕРГОИЗОЛИРОВАННОСТЬ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / PRICING / ENERGY ISOLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барахова Вера Васильевна

В статье рассматриваются особенности газодобывающей и газотранспортной систем Республики Саха (Якутии). Результаты анализа практики государственного регулирования оптовой цены на газ, добываемый Якутской топливноэнергетической компанией, позволяют сделать вывод о том, что в газовой отрасли республики не учитывается множество факторов, влияющих на цену продукции. Предлагается модель регулирования цен на газ на энергоизолированных территориях России, учитывающая специфику газоснабжения потребителей в Якутии, основывающаяся на применении метода факторного анализа затрат и определения экономически обоснованной себестоимости добычи газа в республике. Она является более эффективной, чем затратный метод ценообразования, применяемый государственными органами. Предлагаемая модель ценообразования в газодобывающих компаниях на энергоизолированных территориях России может использоваться на всех территориях, не входящих в единую систему газоснабжения России (Камчатский край, Сахалинская область, Норильск).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Republic of Sakha (Yakutia): Its Monopolistic Gas-Production and Transmission Industry

The article has covered the Republic of Sakha (Yakutia), calling its gas-production and transmission system monopolistic in character. Subsequently, it analyzed the operational state regulations affecting the wholesale charge for gas marketed by Yakutsk Fuel and Energy Company, claiming this 'business entity' has disregarded significant factors that impact on the expense of its products. At this stage, the critique set forth a gas-price regulatory model that could be used by all of the Russian Federation (RF) energy-isolated territories (EITs). The model, which also would fulfill the gas-related concerns of Yakutia's consumers, is based upon a cost-factor assessment that justified the projected RF expenditures for gas production from an economic perspective. The review suggested, in the course of the discussion, that the proposed new gas-pricing method would be economically more efficient than the system now utilized by public authorities. The blueprint states, in conclusion, that all of the EITs beyond the purview of the United Gas Supply System (Russia) –Kamchatka Krai, Sakhalin Oblast and Norilsk — could depend on the planned new method to address their gas-pricing needs.

Текст научной работы на тему «Эффективная модель расчета цены добычи газа на энергоизолированных территориях России: на примере республики Саха (Якутии)»

Эффективная модель расчета цены добычи газа на энергоизолированных территориях России: на примере Республики Саха (Якутии)

The Republic of Sakha (Yakutia): Its Monopolistic Gas-Production and Transmission Industry

УДК 339.23:620

Барахова Вера Васильевна

магистр Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального государственного университета им. М. К.Аммосова (г Якутск) 677000, г Якутск, пр. Ленина, д. 1

Barakhova Vera Vasil'evna

North-Eastern Federal University (Named After M. K. Ammosova) Lenina Ave 1, Yakutsk, Russian Federation, 677000

В статье рассматриваются особенности газодобывающей и газотранспортной систем Республики Саха (Якутии). Результаты анализа практики государственного регулирования оптовой цены на газ, добываемый Якутской топливно-энергетической компанией, позволяют сделать вывод о том, что в газовой отрасли республики не учитывается множество факторов, влияющих на цену продукции.

Предлагается модель регулирования цен на газ на энергоизолированных территориях России, учитывающая специфику газоснабжения потребителей в Якутии, основывающаяся на применении метода факторного анализа затрат и определения экономически обоснованной себестоимости добычи газа в республике. Она является более эффективной, чем затратный метод ценообразования, применяемый государственными органами. Предлагаемая модель ценообразования в газодобывающих компаниях на энергоизолированных территориях России может использоваться на всех территориях, не входящих в единую систему газоснабжения России (Камчатский край, Сахалинская область, Норильск).

The article has covered the Republic of Sakha (Yakutia), calling its gas-production and transmission system monopolistic in character. Subsequently, it analyzed the operational state regulations affecting the wholesale charge for gas marketed by Yakutsk Fuel and Energy Company, claiming this 'business entity' has disregarded significant factors that impact on the expense of its products. At this stage, the critique set forth a gas-price regulatory model that could be used by all of the Russian Federation (RF) energy-isolated territories (EITs). The model, which also would fulfill the gas-related concerns of Yakutia's consumers, is based upon a cost-factor assessment that justified the projected RF expenditures for gas production from an economic perspective. The review suggested, in the course of the discussion, that the proposed new gas-pricing method would be economically more efficient than the system now utilized by public authorities. The blueprint states, in conclusion, that all of the EITs beyond the purview of the United Gas Supply System (Russia) -Kamchatka Krai, Sakhalin Oblast and Norilsk — could depend on the planned new method to address their gas-pricing needs.

Ключевые слова: природный газ, газоснабжение, энергоизолированность, ценообразование

Keywords: natural gas, gas, energy isolation, pricing

С А

о

С С

>

А

Газовая промышленность Республики Саха (Якутии) должна развиваться в условиях общефедерального рынка. Поэтому сдерживание цены на ее продукцию приведет к торможению развития и снижению надежности как газодобычи, так и транспортировки газа потребителям. Особенностью газодобывающей и газотранспортной системы республики является ее энергетическая изолированность от единой системы газоснабжения России. Газоснабжение республики имеет локальный характер: ее территория подразделяется на независимые друг от друга Центральный, Западный и Среднетюнгский районы.

Поэтому газоснабжение осуществляется в режиме высокой монопольной концентрации на территории. В таких условиях ценовая динамика в локализованных рынках реализации газа должна находиться под государственным контролем, так как развитие конкуренции в отрасли невозможно или неэффективно. Чтобы не допустить завышения естественными монополиями цен и тарифов на природный газ и сокращения объемов производства, необходимо государственное регулирование цен на продукцию.

С нормативных позиций основные направления ценовой политики в отношении газовой промышленности определены Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и Постановлениями Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239, а также от 29 декабря 2000 г. № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» [1] и от 31 декабря 2010 г. № 1205 «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ». Оптовая цена на природный газ, добываемый ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания» (ЯТЭК) в Республике Саха (Якутии), подлежит регулированию Федеральной службой по тарифам (ФСТ). Правительство республики вносит предложения в ФСТ России по уровню тарифов предприятий, регулируемых на федеральном уровне [2].

Уже много лет в Республике Саха (Якутии) осуществляется ценовая политика, согласованная с регулируемыми на федеральном уровне предприятиями и остальными субъектами хозяйствования, что позволяет сбалансировать уровень цен с показателями экономики и бюджета. Предлагаемая индексация цен на газ на уровне прогноза Минэкономразвития РФ позволяет обеспечить предприятия газовой промышленности республики достаточными инвестиционными источниками.

ЯТЭК добывает природный газ и реализует его на входе в систему магистрального газопровода транспортирующей организации «Сахатранснефтегаз»,

^ которая реализует газ конечному потребителю по ^ оптовой цене. Основная цель ЯТЭК заключается в

< обеспечении надежного газоснабжения потребителей Ц Центрального региона республики. Оптовая цена на

0 природный газ, добываемый компанией, утверждаем ется ФСТ [1].

1 В республике отсутствует перекрестное субси-

2 дирование цен на газ для населения и прочих потребителей. Значительные запасы газа имеются на

^ Средневилюйском газоконденсатном месторождении. ^ Поэтому в разработке новых месторождений нет не-х обходимости. В связи с этим индексы роста цен на

3 газ в республике не могут соответствовать индексам ^ Российской Федерации. Тем не менее в 2013 г. темпы

< роста цен на природный газ в Республике Саха (Яку-1 тии) прогнозируются выше уровня инфляции.

Регулируемая государством цена на добычу газа в республике устанавливается несколькими методами, в том числе методом обоснованных затрат. Последний предполагает установление норм и нормативов расходов, а также применение затратного и индексного методов там, где по объективным причинам нормы и нормативы отсутствуют. Удельный вес статей себестоимости добычи газа является существенным фактором, воздействующим на уровень цены продукции. В модели ценообразования, ориентированной на затратный метод, ставится целью покрытие всех затрат и обеспечение некоторого уровня рентабельности [3]. Расчет расходов строится на основе данных производственного учета и планирования себестоимости продукции.

В табл. 1 представлены результаты анализа государственного регулирования цены на газ, добытый ЯТЭК в 2012 г. Они позволяют сделать вывод о том, что в 2012 г. фактическая цена добытого газа оказалась ниже цены, утвержденной ФСТ, на 2%. Снижение цены на газ произошло за счет увеличения объемов добычи, и она составила 1470,5 руб./ тыс. м3 вместо утвержденной цены на газ в размере 1499 руб./тыс. м3.

В результате анализа формирования цены на добычу газа ЯТЭК выявлено, что в утвержденной цене в 2012 г. не были учтены изменения факторов, составляющих цену.

1) Объем товарного газа, учитываемого при расчете оптовой цены за 2012 г., составил 1664,7 млн м3, что на 2% выше плановых показателей в утвержденной цене на газ. Это связано с более низкой температурой в отопительном периоде.

2) Существенные отклонения, которые повлияли на рост себестоимости добычи газа, произошли из-за перерасхода по следующим статьям затрат:

♦ «Фонд оплаты труда (ФОТ) с отчислениями» — за счет снижения фактической численности рабочих и увеличения управленческого персонала, повышения минимальной тарифной ставки рабочего 1-го разряда и увеличения зарплаты по контрактам;

♦ «Амортизация» — за счет проведения переоценки основных средств;

♦ «Накладные расходы» — за счет увеличения управленческих расходов пропорционально к себестоимости добычи газа;

♦ «Налоги в себестоимости» — в связи с увеличением объемов добычи газа;

♦ «Проценты по кредитам» — в связи с превышением за счет привлечения новых кредитов;

♦ «Фонд потребления» — за счет выплаты единовременной компенсации согласно трудовому договору;

♦ «Налог на прибыль» — за счет пропорционального распределения выручки на реализацию по добыче газа.

3) К факторам цены добычи газа, повлиявшим на снижение себестоимости, относятся:

♦ «Капитальный ремонт» — за счет принятия управленческих решений о снижении плана ремонтов;

♦ «Услуги сторонних организаций» — за счет сокращения расходов на пожарную, военизированную и сторожевую охрану, услуг по обслуживанию речфлота;

♦ «Затраты на социальные объекты» — за счет оптимизации затрат;

♦ «Капитальные вложения» — в связи с неполным освоением инвестиционной программы.

На основании анализа факторов, влияющих на цену добычи природного газа, выявлено, что в утвержденной цене наибольший удельный вес в себестоимости добычи газа занимают фонд оплаты труда (18%), амортизация (21,6%), накладные расходы (19%) и налоги в себестоимости (26,2%). За 2012 г. себестоимость добычи газа ЯТЭК составила 2447,96 млн руб., что выше запланированных расходов на 1,5%, в то время как выручка компании оказалась ниже планового показателя на 0,3%. Прибыль компании от регулируемого вида деятельности достигла 731,4 млн руб. при рентабельности продаж 42,6%. Анализ государственного регулирования цены на газ ЯТЭК в 2012 г. позволяет сделать вывод о достаточности утвержденного ФСТ уровня.

К основным проблемам газовой отрасли региона относятся высокая степень изношенности основных фондов, недостаточный объем геологоразведочных работ, отсутствие целостной газотранспортной системы и нехватка инвестиций. Сложившаяся в Республике Саха (Якутии) система государственного регулирования деятельности газодобывающей компании не позволяет обеспечить баланс интересов предприятий и потребителей газа, негативно влияет на создание стабильных условий функционирования и инновационного развития экономики в северном регионе. Особенно острой является проблема тарифного регулирования на рынке природного газа. Условием решения этих проблем является повышение эффективности государственного регулирования ценообразования на природный газ, в том числе путем разработки эффективной модели ценообразования в газодобывающих компаниях на энергоизолированных территориях.

По нашему мнению, в государственном регулировании цены газа должна применяться модель ценообразования, предусматривающая проведение в компаниях по добыче природного газа факторного анализа по статьям затрат, что позволило бы сопоставлять плановые расходы с фактическими затратами за отчетный период регулирования и выявлять обоснованность всех расходов. Результаты факторного анализа изменения затрат по добыче природного газа за отчетный период деятельности предприятия предлагаем учитывать в плановом регулируемом периоде формирования цены на газ.

Для разработки эффективной модели ценообразования на природный газ, добываемый ЯТЭК, было бы целесообразно сгруппировать основные факторы, влияющие на уровень цены.

Внешние факторы, не зависящие, как правило, от предприятия или не контролируемые им [4]: • чрезвычайные события, природные и климатические условия, транспортные и другие факторы, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и дополнительную прибыль у других;

Таблица 1

Анализ формирования цены добычи газа ОАО «Якутская ТЭК» в 2012 г., тыс. руб.

№ п/п Показатели Утвержденная цена Фактическая цена Абс. откл. (+, -) Отн. откл., % Факторы, влияющие на цену добычи газа

1 Выручка 2 454 631 2 447 960 -6671 99,7 Снижение утвержденной выручки на добычу газа на 6,7 млн руб.

2 Себестоимость, в том числе: 1 690 222 1 716 523 26 301 101,6

2.1 материальные затраты 124 547 84 628 -39 919 67,9

2.2 ФОТ с отчислениями 346 551 389 997 43 446 112,0 1) Снижение фактической численности рабочих и увеличение управляющего персонала 2) Повышение минимальной тарифной ставки рабочего 1-го разряда и увеличение зарплаты по контрактам

2.3 проезд в отпуск 14 131 8522 -5609 60,3 Сокращение численности и изменение плана отпусков

2.4 амортизация 321 778 371 461 49 683 115,4 Проведение переоценки основных средств

2.5 капитальный ремонт 74 077 24 806 -49 271 33,5 Принятие управляющего решения о снижении плана ремонтов

2.6 услуги сторонних организаций 88 232 42 824 -45 408 48,5 Сокращение расходов на пожарную сторожевую охрану, на услуги по обслуживанию речфлота

2.7 накладные расходы 272 164 326 919 54 755 120,1 Увеличение управляющих расходов пропорционально к себестоимости добычи газа

2.8 налоги в себестоимости 423 455 449 817 26 362 106,2 Увеличение объемов добычи газа

2.8.1 НДПИ 416 582 443 549 26 967 106,5

2.9 прочие расходы 163 965 26 071 137 894 15,9 -

3 Прибыль от продаж 764 409 731 437 -32 972 95,7 -

3.1 операционные расходы 128 732 158 826 30 094 123,4 -

3.1.2 налог на имущество 68 732 68 294 -438 99,4 Проведение переоценки ОС

3.1.3 проценты по кредитам (под кассовый разрыв) 60 000 90 532 30 532 150,9 Превышение за счет привлечения новых кредитов

3.2 внереализационные расходы 509 855 398 740 -111 115 78,2 -

3.2.1 фонд потребления 19 917 52 435 32 518 263,3 Превышение плана за счет выплаты единовременной компенсации согласно трудовому договору

3.2.2 капитальные вложения 380 000 331 333 -48 667 87,2 Неосвоение инвестиционной программы предприятия

3.3 налог на прибыль 125 822 173 871 48 049 138,2 Введение принципа распределения выручки от реализации продукции

4 Рентабельность, % 45,2 42,6 -2,6 94,2 -

5 Цена предприятия, руб./ тыс. м3 1499 1470,5 -29 98,1 -

о <

о

о о

> <

изменение государственными органами или инфляционными процессами цен на продукцию, потребляемое сырье, материалы, топливо, метанол; тарифов на услуги и перевозки; торговых скидок; накидок; норм амортизационных отчислений; ставок заработной платы, начислений на нее и ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятиями;

нарушения поставщиками и потребителями, снаб-женческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйствен-

ными, финансовыми, банковскими и другими органами дисциплины, связанной с хозяйственными вопросами, затрагивающими интересы предприятия.

Внутренние факторы, зависящие от предприятия и контролируемые им.

а) Основные факторы формирования цены добычи:

♦ количество и качество газа природного, добываемого ЯТЭК;

♦ себестоимость продукции;

^ ♦ цены на продукцию;

♦ элементы себестоимости;

< ♦ структурные сдвиги в составе продукции.

В целом цена добычи природного газа (Р) опреде-

0 ляется по формуле

1 Р = N/V,

2 где N — выручка, V — объем товарного газа.

Выручка зависит не только от количества и качества

^ добываемого газа, но и от структуры себестоимости

^ добычи газа (статей расходов) и уровня цены на добы-

х чу газа. В свою очередь, себестоимость добычи газа

3 определяется структурой постоянных и переменных ^ затрат и ценами на отдельные элементы затрат.

< б) Факторы, обусловленные нарушением хозяйствен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ной дисциплины:

♦ нарушение действующего порядка установления и применения цен на добычу газа;

♦ экономия, полученная в результате невыполнения предусмотренных в трудовом договоре мероприятий по охране труда, улучшению условий труда и техники безопасности, недоиспользования средств по подготовке и повышению квалификации кадров, невыполнения плана текущего ремонта основных производственных средств объектов газоснабжения, непроведения мероприятий по испытаниям и освоению новой буровой техники и др.;

♦ экономия, полученная от реализации газа с отступлениями от условий договоров на поставку газа, стандартов его качества, технических условий и нарушением технологии добычи газа.

На величину добычи и выручки ЯТЭК влияет в основном объективный показатель — спрос со стороны предприятий теплоэлектроэнергетики республики, в большинстве случаев продиктованный температурными режимами отопительного периода в Якутии. Чем длительнее период низких температур, тем больше потребляют газа предприятия. Поэтому изменения объемов добычи можно лишь принять по факту по итогам отчетного года. Соответственно все обоснованные изменения переменных затрат в себестоимости добычи газа необходимо корректировать в плановом регулируемом периоде в виде экономии или перерасхода затрат.

Для выявления влияния одного фактора затрат по добыче газа предположим, что другие факторы не изменились, т. е. расходы на метанол в нашем случае (УС) — переменная, а прочие расходы (FC) — константы:

ТС = УС + FC.

Абсолютный прирост общих затрат зависит от величины изменяемого фактора и относительной величины прироста изменяемого фактора

АТС = УС х АУС/УС.

Следовательно, относительный прирост общих затрат определяется следующей зависимостью:

АТС = АУС/УС х УС/ТС.

Таким образом, динамика общих расходов ЯТЭК в условиях неэластичности спроса на газ прямо зависит от динамики переменных расходов на добычу природного газа.

Детализированный факторный анализ цены на добычу природного газа может быть представлен в разрезе элементов расходов. Кроме того, он может выражаться в укрупненных факторах, таких как валовая выручка, себестоимость добычи природного

газа, коммерческие и управленческие расходы предприятия.

Для применения данной модели ценообразования в целях проведения факторного анализа в газодобывающих компаниях северного региона необходима организация соответствующего аналитического учета на бухгалтерских счетах ЯТЭК, на которых накапливается информация об указанных укрупненных факторах. При наличии необходимых аналитических данных детализация факторного анализа может осуществляться наиболее достоверно.

В результате такого предельно детализированного факторного анализа выясняется, какие элементы расходов наиболее (или наименее) влияют на цену добычи, какими факторами это обусловлено и как эти факторы влияют на изменение цены на добычу газа. Детализированный факторный анализ затрат, влияющих на цену добычи природного газа, позволяет определить степень эффективности государственного регулирования и принять управленческие решения о корректировке величин элементов затрат в текущем периоде или в плановом регулируемом периоде.

Предлагаемая модель ценообразования на природный газ учитывает специфику газоснабжения потребителей Республики Саха (Якутии). Она заключается в применении метода факторного анализа затрат и определении экономически обоснованной себестоимости добычи природного газа в республике и является более эффективной, чем действующая модель с учетом затратного метода ценообразования, применяемая органами государственной власти.

Использование данной модели ценообразования для формирования экономически обоснованной цены природного газа позволило бы осуществлять эффективное государственное регулирование его добычи с учетом перспектив развития газовой промышленности Республики Саха (Якутии). Модель ценообразования в газодобывающих компаниях на энергоизолированных территориях может использоваться и на других изолированных от единой системы газоснабжения России территориях, таких как Камчатский край, Сахалинская область и Норильск.

Литература

1. О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2000 г. № 1021: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/12121555/.

2. О совершенствовании государственного регулирования цен на газ: Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1205: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru.

3. Герасименко В. В. Ценообразование: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2005. 422 с.

4. Цены и ценообразование. 4-е изд. СПб.: Питер, 2004. (Учебник для вузов). 560 с.

References

1. RF Government Resolution № 1021 of December 29, 2000 "On state regulation of gas prices and tariffs for its transportation in the territory of the Russian Federation". Available at: http://base.garant.ru/12121555/. (in Russ.).

2. RF Government Resolution № 1205 of December 31, 2010 "On improving the state regulation of gas prices". Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12083067/. (in Russ.).

3. Gerasimenko V.V. Tsenoobrazovanie [Price formation]. Moscow, INFRA-M Publ., 2005. 422 p.

4. Tseny i tsenoobrazovanie [Prices and pricing]. St. Petersburg, Piter Publ., 2004. 560 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.