УДК 330.322:332.122+336.581(045)
ШИШКОВА Ирина Сергеевна, соискатель кафедры национальных федеративных отношений Российской академии государственной службы при Президенте РФ, начальник межрайонной инспекции федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области. Автор одной научной публикации
ЭФФЕКТИВНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ СОБЛЮДЕНИЯ ПРИНЦИПОВ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
Статья посвящена вопросам эффективной реализации в условиях антикризисного развития инвестиционной политики, играющей определяющую роль в сохранении социально-экономической стабильности Российской Федерации и ее субъектов. Необходима оценка всех составляющих инвестиционного процесса с точки зрения выравнивания социально-экономического положения субъектов РФ.
Инвестиции, субъекты Российской Федерации, законодательство, эффективность, бюджетный федерализм
Для Российской Федерации и субъектов РФ важно обеспечить гармоничное развитие страны в целом и ее территориальных образованиях, баланс между разными отраслями экономики и социальной сферы, ресурсными источниками. В этом залог прочности государства и роста благосостояния населения. Однако пока диспропорции в экономическом развитии регионов дают о себе знать. Восстановление экономики в антикризисный период и экономическое развитие в целом невозможно без эффективной инвестиционной политики и вливания в экономику финансовых средств. В этом свете главной задачей государства является создание определенных условий.
Результаты мирового финансового кризиса неутешительны. Так, по предварительным данным отток капитала только в 2009 году составил 100-110 млрд долларов, экономический
рост за этот же период минимален, а инфляция значительно возросла1.
И в свете этих событий главная предпосылка форсированного экономического роста -увеличение объемов эффективных инвестиций в производство и обслуживающую его инфраструктуру, повышение конкурентоспособности российской экономики, стимулирование развития наукоемких отраслей, развитие продуктивной системы партнерства государства и частного бизнеса сводится к нулю.
Еще в Бюджетном послании Президента Российской Федерации на 2006 год одной из важнейших задач называлось формирование механизмов привлечения частного капитала к осуществлению важнейших инфраструктурных проектов национального масштаба.
В 2005 году законодательный процесс начал развиваться в направлении совершенство-
вания правовых основ реальной экономики, создания благоприятного инвестиционного климата. Многие принятые законы носили основополагающий характер.
В Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2006 год» было предусмотрено создание Инвестиционного фонда, средства которого направлялись на реализацию совместно с частными инвесторами особо значимых инвестиционных проектов. Однако регионы с малой инвестиционной привлекательностью не могли и не могут полноценно участвовать в софинансировании, а также в федеральных инвестиционных проектах, т.к. не соответствуют установленным условиям для получения финансовой поддержки.
Решить данную проблему может разработка законопроекта, позволяющего индивидуально подходить при инвестировании к субъектам РФ, имеющим ограниченные возможности.
Событием большой важности стало принятие в 2005 году Федерального закона от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Этот закон устранял пробелы законодательного обеспечения эффективной инвестиционной стратегии государства, открывал возможности для развития частногосударственного партнерства.
Вместе с тем эффективность принятого закона снижает то, что из перечня объектов концессионного соглашения исключены участки недр и объекты, связанные с добычей лесных ресурсов; не установлен срок действия концессионных соглашений; не определено понятие «окупаемость капитальных вложений».
С целью инновационного сценария развития России приняты федеральные законы от 22.07.2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» и от 22.07.2005 года № 117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в РФ»», что способствовало улучшению социального и финансово-экономического положения отдельных регионов нашей страны.
Вместе с тем закон имеет недостатки. Так, земельные участки свободной экономической зоны не должны находиться во владении или
в пользовании граждан и юридических лиц, и на них могут быть расположены только объекты государственной и (или) муниципальной собственности. Реализация этого положения влечет за собой необходимость осуществления крупных бюджетных расходов на создание инфраструктуры. Спорным является и положение об осуществлении капитальных вложений в сумме, эквивалентной не менее 10 млн евро, что фактически исключает из числа резидентов малые предприятия, которые во всем мире играют ключевую роль.
На развитие научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ направлено принятие Федерального закона РФ от 19.07.2007 года № 195ФЗ, дающего налоговые послабления в этой сфере.
Во исполнение обозначенной в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2005 год задачи подготовлены законопроекты, связанные с упрощенным декларированием капиталов граждан, накопленных в предыдущие годы2.
Немаловажным элементом для развития экономики является преобразование накоплений граждан в инвестиции, их стоимостная оценка на настоящий момент исчисляется триллионами рублей. В этой связи были приняты федеральные законы: от 21.03.2005 года № 22-ФЗ «О внесении изменения в статью 839 части второй Гражданского кодекса РФ», от 20.10.2005 года №132-Ф3 «О внесении изменения в статью 47 Федерального закона “О страховании вкладов физических лиц в банках РФ”». Федеральные законы от 30.12.2004 года № 218-ФЗ «О кредитных историях» и от 21.07.2005 года № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О кредитных историях”» регулируют отношения заемщиков и кредиторов3.
Еще одним источником инвестиций для регионов могут быть и хозяйствующие субъекты. Однако для того, чтобы частные инвесторы вкладывали деньги, им необходимы гарантии. С законодательной точки зрения данный вопрос регулируют закон РСФСР от 26.06.1991 года № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», федеральный законы от 09.07.1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных
инвестициях в РФ», от 25.02.1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». В соответствии с вышеназванными законами государство предоставляет инвесторам гарантии в виде уменьшения таможенных пошлин, послаблений в сфере налогообложения и валютного регулирования, приватизации и т.д.4
Надо отметить, что многие регионы и до кризиса не обладали финансовыми резервами, необходимыми для исполнения обязательств по предоставляемым государственным гарантиям, а это подрывает доверие потенциальных кредиторов и отчасти блокирует реализацию данными субъектами Федерации активной инвестиционной политики.
Существенное значение имеет и фактор масштаба инвестиционных проектов. Для крупных субъектов РФ, где одновременно реализуется много инвестиционных проектов, поддерживаемых государственными гарантиями, неисполнение обязательств перед кредитором по нескольким проектам не имеет существенного значения с точки зрения возможности регионального бюджета, т.к. плата за предоставление гарантий по другим проектам покрывает значительную часть выплат по гарантийным обязательствам. Для малых субъектов РФ срыв даже одного проекта может повлечь за собой серьезные бюджетные проблемы.
Если часть рисков, связанных с предоставлением гарантий кредиторам регионально значимых инвестиционных проектов, передать на федеральный уровень, то при заданном объеме финансовых резервов субъектов РФ их возможности по реализации инвестиционной политики заметно возрастут. В этой связи позитивно повлияет на инвестиционный процесс создание Федерального фонда покрытия инвестиционных рисков. Данное предложение высказано Романом Мельниковым5. Механизм функционирования названного Фонда можно охарактеризовать следующим образом:
• вводятся стандартные для всех правила предоставления гарантий и ставки оплаты гарантий с учетом степени риска;
• параллельно с предоставлением гарантии субъекта РФ банку-кредитору предприятия-инвестора предоставляется гарантия Федерального фонда покрытия инвестиционных рисков;
• в случае срыва реализации проекта и не-погашения инвестиционного кредита обязательство перед кредитором исполняется за счет средств регионального бюджета и Федерального фонда покрытия инвестиционных рисков;
• в случае взыскания суммы кредита с предприятия средства возвращаются в региональный бюджет и Федеральный фонд покрытия инвестиционных рисков.
В пакете антикризисных мер Правительством РФ было заложено 300 млрд р. на государственные гарантии системообразующим предприятиям. В случае неплатежеспособности предприятий банки должны были бы потребовать долг с обанкротившегося должника, а уже затем идти к поручителю в лице государства. А банки открыто заявили, что на таких условиях кредитовать не будут, т.к. процедура банкротства предприятий затягивается на годы, и данная программа провалилась. Вот и получается, что банковскому сектору помогли, а условия получения помощи не прописали, и в результате деньги в реальный сектор не пошли. Дмитрий Медведев потребовал разработать новую систему гарантий, которая бы учла данные ошибки6.
Конечно же, в решении проблемы инвестиционной привлекательности субъектов Федерации огромную роль играет помощь федерального уровня. В качестве наиболее яркого примера выравнивание регионов путем их мотивации к привлечению инвестиций можно привести Бразилию.
На первом этапе правительство страны создало три региональных фонда венчурного капитала, которые должны были финансировать инвестиции в трех бедных регионах. При том средствами фондов управляли сами регионы через агентства, которые учитывали мнение губернаторов. Затем фонды были ликвидированы, и на втором этапе проводилась региональная политика, предусматривающая
предоставление субсидированных кредитов частным предприятиям и выплат бедным лю-дям7. Политика сработала так, что государство создало необходимую инфраструктуру, «простимулировало» частный бизнес и покупательную способность жителей дотационных регионов.
В России инвестиции необходимо направлять на развитие внутреннего рынка, дабы не зависеть от внешней конъюнктуры. К примеру, по расчетам экспертов, в Москве и Санкт-Петербурге доля импортного продовольствия
превысила 80%. В то же время, скажем, во Франции, действует протекционистский закон, обязывающий торговые сети продавать не менее 60% отечественных продуктов питания. А знаменитый экономист нобелевский лауреат Милтон Фридман считает, что оптимальное присутствие импортного продовольствия на рынке - не более 20%8. И здесь в целях стимулирования развития экономики субъектов РФ важнейшим направлением государства является обеспечение инфраструктуры, связывающей различные регионы нашей страны.
Примечания
1 Елеков И. Экономический кризис может продлиться три года. Доживем до 2012-го // Российская Федерация сегодня. 2009. № 19. С. 6.
2 Использованы предложения Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 24 ноября 2005 года № 18758-АШ/ДО2, материалы Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению и Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности.
3 Доклад о состоянии законодательства в РФ (законодательное обеспечение основных направлений внутренней и внешней политики в 2005 году) // Федеральное Собрание РФ. М., 2006.
4 Федеральный закон от 09.07.1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ». Ст. 17 // Рос. газ. 1999. 14 июля.
5 Мельников Р. Федеральная региональная экономическая политика: стратегические альтернативы и пути реализации. М., 2006. С. 63.
6 Кузьмин В. Преодолеть порочный круг // Рос. газ. № 85. 2009.
7 Лазуренко И. Валентин Масленников: Регионам дана команда «Равняйсь!» // Рос. газ. 2008. № 13.
8 Фролов А. «Алтайское Приобье» как рецепт от кризиса // Рос. газ. 2008. № 266.
Shishkova Irina
EFFECTIVE INVESTMENT POLICY AS THE MOST IMPORTANT CONDITION OF OBSERVING BUDGET FEDERALISM PRINCIPLES
The article is devoted to the issues of effective implementation of the RF investment policy that plays the determining role for keeping social and economic stability of the Russian Federation and its subjects in the conditions of the anti-crisis development. As far as the implementation effectiveness of the investment policy depends on many factors it is necessary to evaluate all the investment process components from the point of view of balancing the social and economic position of the RF subjects.
Контактная информация: e-mail\ [email protected]
Рецензент - CтоляровМ.В., доктор политических наук, первый заместитель Полномочного представительства республики Татарстан в Российской Федерации, член Экспертного совета комитета по делам Федерации и региональной политики