Научная статья на тему 'ЭФФЕКТ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ НА ОБЩЕЕ САМОЧУВСТВИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

ЭФФЕКТ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ НА ОБЩЕЕ САМОЧУВСТВИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
персональный тренинг / физическое здоровье / эмоции / хорошее самочувствие / физические упражнения / personal training / physical health / emotions / well-being / physical exercises

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попова Н.М., Шевченко И.Г., Половинкина А.А.

Регулярные индивидуальные физические упражнения представляют собой привычку, оказывающую воздействие не только на общее состояние здоровья студента (включая физическое, эмоциональное, социальное и умственное благополучие), но также способную оказать положительное воздействие на успеваемость в группе, потоке или курсе. Эта привычка помогает студентам улучшить личное равновесие и восстановиться после напряженного учебного дня, проявляя более высокий уровень энергии. Более того, она способствует продолжению активности, обеспечивая студентам необходимую силу для выполнения рабочих задач и подготовки к предстоящим учебным дням.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF INDIVIDUALIZED PHYSICAL PROGRAM ON GENERALWELL-BEING OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

Regular individual physical exercise is a habit that has an impact not only on the overall health of the student (including physical, emotional, social and mental well-being), but also can have a positive impact on academic performance in a group, stream or course. This habit helps students to improve their personal balance and recover from a stressful school day by showing a higher level of energy. Moreover, it promotes continued activity by providing students with the necessary strength to complete work tasks and prepare for the upcoming school days.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ НА ОБЩЕЕ САМОЧУВСТВИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

УДК 796 Попова Н.М., Шевченко И.Г., Половинкина А.А.

Попова Н.М.

д.м.н., профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Ижевская государственная медицинская академия (г. Ижевск, Россия)

Шевченко И.Г.

старший преподаватель кафедры философии и гуманитарных наук Ижевская государственная медицинская академия (г. Ижевск, Россия)

Половинкина А.А.

студентка 4 курса лечебного факультета Ижевская государственная медицинская академия (г. Ижевск, Россия)

ЭФФЕКТ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ НА ОБЩЕЕ САМОЧУВСТВИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Аннотация: регулярные индивидуальные физические упражнения представляют собой привычку, оказывающую воздействие не только на общее состояние здоровья студента (включая физическое, эмоциональное, социальное и умственное благополучие), но также способную оказать положительное воздействие на успеваемость в группе, потоке или курсе. Эта привычка помогает студентам улучшить личное равновесие и восстановиться после напряженного учебного дня, проявляя более высокий уровень энергии. Более того, она способствует продолжению активности, обеспечивая студентам необходимую силу для выполнения рабочих задач и подготовки к предстоящим учебным дням.

Ключевые слова: персональный тренинг, физическое здоровье, эмоции, хорошее самочувствие, физические упражнения.

Согласно оценкам Всемирной организации здравоохранения, не менее 23% взрослого населения и 81% подростков по всему миру не достигают уровня физической активности, необходимого для поддержания здоровья и контроля массы тела. Этот недостаток активности может быть связан с неинфекционными заболеваниями, депрессией и тревожными проблемами, а также с недостатком сил и энергии в течение рабочего или учебного дня.

Эффективным решением для преодоления проблем с малоподвижным образом жизни, а также его негативными последствиями, представляется целенаправленная занятие физическими упражнениями (ФУ). Физические упражнения представляют собой структурированную форму физической активности с целью улучшения или поддержания здоровья и физической формы. Исследования показывают, что систематические и устойчивые ФУ способны приносить физические выгоды на уровне сердечно-респираторной системы, мышц и скелета, а также снижать риск неинфекционных заболеваний.

Дополнительные исследования многократно подтверждают полезность ФУ на физиологическом уровне: практика ФУ увеличивает уровень эндоканнабиноидов, эндорфинов, серотонина и дофамина. Эти гормоны играют роль в уменьшении болевых ощущений, регуляции эмоций, ощущении удовольствия и снижении уровня стресса. Физическая активность также способствует улучшению психологического благополучия, помогая отвлечься от учебных или рабочих обязанностей, повысить чувство мастерства, усилить самоэффективность и облегчить восстановление после стрессовых ситуаций.

Труд может одновременно выступать как источник самореализации, так и источник стресса, дистресса и беспокойства. Конкуренция, рабочий стресс, напряженность на работе могут способствовать синдрому эмоционального выгорания, состоянию физического и эмоционального истощения, вызванному переутомлением, нехваткой свободного времени и постоянной работой в ситуации срочности. Согласно отзывам студентов, человеческий фактор является наиболее значимым параметром для успеха и комфорта во время учебы. Научные исследования подтверждают, что увеличение физической активности

положительно влияет на студентов, улучшая их чувство идентичности и способствуя созданию благоприятной атмосферы внутри группы. Это включает поощрение физической активности и заботу о здоровье в учебных заведениях, повышение качества жизни, создание здоровых отношений между коллегами, уменьшение числа пропусков по болезни, стимулирование активности и улучшение учебной среды.

Понятие благополучия является многогранным и включает в себя разнообразные измерения. Таким образом, выделяются эвдемоническое и гедонистическое благополучие. Эвдемоническое, или психологическое, благополучие заключается в способности эффективно справляться с жизненной деятельностью в соответствии с собственными ценностями. Гедонистическое благополучие, также известное как субъективное благополучие, ориентировано на накопление положительного опыта удовольствия. В связи с этим эффективные программы благополучия сотрудников должны быть комплексными и включать в себя несколько компонентов, таких как консультирование, информирование, осознанность, первичная оценка и персонализированные физические упражнения. Включение регулярных физических упражнений в программу оздоровления представляется обоснованным, целесообразным и осуществимым, поскольку они приносят пользу как для соматического, так и для психологического благополучия, рассматриваемого как ведущий фактор в повышении общего уровня благосостояния. Тем не менее, недостаточное физическое и психическое здоровье студентов представляет серьезные проблемы для выполнения учебного плана и может снизить качество сдачи экзаменов. Одной из основных проблем, связанных с недостаточной физической и психологической подготовкой, является стресс, который является одной из ведущих причин прогулов среди студентов в Российской Федерации.

Как отмечали студенты в опросе, занятия физической активностью в течение дня сопровождаются улучшением физического и психологического самочувствия. Этот положительный эффект объясняется положительными

метаболическими адаптациями, получаемыми после практики. Более того, эти эмоциональные выгоды прогнозируются на организационном уровне, так как существует достаточно научных данных, подтверждающих, что положительные эмоциональные состояния студентов являются важными предикторами повышенной успеваемости. Несмотря на существующие доказательства значимости физической активности для индивидуального благополучия и, в более широком смысле, для образовательных учреждений, существует ограниченное количество исследований, посвященных влиянию этой практики на благополучие студентов. Следовательно, цель нашего исследования заключается в понимании взаимосвязи между практикой физических упражнений и здоровьем, благополучием в процессе учебы, рассматриваемом как существенный аспект удовлетворенности учебным процессом, а также в оценке влияния персонального тренинга на выполнение физических упражнений.

Цель исследования: Понимание взаимосвязи между практикой физкультуры и благополучием в личной жизни на учебу студентов медицинского вуза. Исследование направлено на выявление того, как регулярные физические упражнения влияют на общее благополучие студентов не только в аспекте физического здоровья, но и в эмоциональном, социальном и умственном планах.

Актуальность исследования:

Исследование о влиянии регулярных физических упражнений на благополучие студентов обладает высокой актуальностью, так как в современном образовательном процессе забота о физическом и психологическом здоровье студентов становится все более приоритетной. Исследование направлено на выявление практических методов улучшения общего состояния студентов и их благополучия. Более того, повышенный стресс, тревожность и эмоциональные проблемы могут влиять на успеваемость студентов. Исследование о том, как физическая активность влияет на эмоциональное состояние и, следовательно, на успеваемость, может иметь практическое значение для образовательных учреждений.

Материалы и методы:

Методы исследования включают анкетирование студентов, участвовавших в анонимном тестировании, состоящем из 15 вопросов. Испытуемые для этого исследования были взяты преимущественно из когорты 125 совершеннолетних студентов, обучающихся в ФГБОУ ВО "Ижевская государственная медицинская академия" МЗ РФ. Анкетируемые были преимущественно студентами третьего и четвертого курсов, их возраст составил 20 ± 2 года.

На основании собранных данных можно утверждать, что студенты медицинского вуза в большинстве случаев занимаются физическими упражнениями (84,0 %). Важно отметить, что среди студентов всего лишь 20,9% занимаются утренней физкультурой, остальные занимаются или на парах по физической культуре, или в спортзале, или спортивной секции (рис.1).

Рис. 1. Выбор формы ФУ среди студентов медицинского вуза (абсолютное число).

Внушительный процент, а именно 91,4% из опрошенных студентов, занимающихся физическими упражнениями, отмечают удовлетворенность своим общим состоянием (физическое и психическое) (рис.2).

Рис. 2. Удовлетворенность своим общим состоянием среди студентов медицинского вуза.

В результате проведенного исследования выявлено, что 78,0% участников исследования удовлетворены своей успеваемостью и достижениями в учебе. Более того, 42,0% опрошенных утверждают, что это можно связать с занятиями ФУ, дисциплиной и планированием учебы, работы, отдыха. Результаты основаны на положительной динамике в успеваемости, оцененных на основании результатов экзаменов.

В результате проведенного исследования выявлено, что 19 студентов, составляющих 18,0% от общего числа участников, занимающихся ФУ и занимающихся в спортивном зале, удовлетворены оказанными слугами и рекомендуют частные или совместные тренировки.

В результате проведенного исследования выявлено, что 22 студента, составляющих 86,4% от студентов, занимающихся утренней физкультурой, отмечают снижение утомляемости в течение учебного дня. Более того, 84,0% от всех опрошенных утверждают о снижении утомляемости, стресса, сонливости в вечернее время, после выполнения физических упражнений во время учебного дня и после него.

Заключение:

Результаты данного исследования подтвердили субъективность самочувствия, поскольку каждый из участников отмечал свои индивидуальные цели и источники удовлетворенности жизнью и работой, в том числе в отношении физических упражнений. Воспринимаемое благополучие, описанное

участниками этого исследования, оказало положительное влияние на благополучие, хотя каждый участник ощущал это по-разному. Результаты исследования подтвердили, что студенты описывали преимущества контролируемой физкультуры с позитивной и целостной точки зрения.

Учебное место может стать местом, чреватым физическими и эмоциональными стрессами. Учитывая это, соответствующие физические упражнения могут уменьшить такой стресс, связанный с работой, и некоторые психологические дисфункции, связанные с давлением на работе, такие как тревога, депрессия и другие психосоциальные заболевания.

Необходимы детальные исследования для количественной оценки преимуществ для когнитивных функций и общего состояния здоровья. Однако, учитывая пользу физических упражнений в других областях, вполне вероятно, что регулярные умеренные физические упражнения могут улучшить многие аспекты нашей жизни, включая производительность на работе. Необходимы дальнейшие исследования для получения долгосрочных положительных изменений и устойчивых улучшений после вмешательства ФУ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Маркес, А., Маркончин, П., Вернек, А., Феррари, Г., Гувейя, Эр. Р., Клигель, М., Перальта, М., Иле, А. Двунаправленная связь между физической активностью и дофамином в зрелом возрасте - систематический обзор. Наука о мозге. 2021, 11, 829;

2. Уотерман, А.С., Шварц, С.Дж., Конти, Р. Значение двух концепций счастья (гедонистическое удовольствие и эвдемония) для понимания внутренней мотивации. Дж. Стад счастья. 2008 , 9 , 41-79;

3. Хейман, Э., Гамелен, Ф.-Х., Гоекинт, М., Писцителли, Ф., Роландс, Б., Леклер, Э., Ди Марзо, В., Меусен, Р. Интенсивные упражнения повышают уровень циркулирующих эндоканнабиноидов и BDNF у людей. Возможные

последствия для вознаграждения и депрессии. Психонейроэндокринология 2012, 37, 844-851;

4. Випфли, Б., Ландерс, Д., Нагоши, К., Рингенбах, С. Исследование серотонина и психологических переменных во взаимосвязи между физическими упражнениями и психическим здоровьем. Скан. Дж. Мед. наук. Спорт 2011 , 21 , 474-481;

5. Биддл, SJH, Матри, Н., Горелый, Т., Фолкнер, Г. Психология физической активности: детерминанты, благополучие и меры вмешательства , 4-е изд., Рутледж: Лондон, Великобритания, 2021 г.;

6. Булл, ФК, Аль-Ансари, СС, Биддл, С., Бородулин К., Буман, член парламента, Кардон, Г., Карти, К., Чапут, Ж.-П., Частин, С., Чжоу, Р., и другие. Рекомендации Всемирной организации здравоохранения 2020 года по физической активности и малоподвижному образу жизни. Бр. Дж. Спортивная медицина. 2020 , 54 , 1451-1462;

7. Пуч-Рибера, А., Мартинес-Лемос, И., Джине-Гаррига, М., Гонсалес-Суарес, М., Борт-Ройг, Дж., Фортуньо, Дж., Муньос-Ортис, Л., Маккенна, Дж., Гилсон, Н. Д. Самооценка времени сидения и физической активности: интерактивные ассоциации с психическим благополучием и производительностью офисных служащих. BMC Public Health 2015, 15, 1447;

8. Краш, Э.А., Фрит, Э., Лопринци, П.Д. Экспериментальное влияние продолжительности острых упражнений и восстановления после упражнений на состояние настроения. Дж. Аффект. Разлад. 2018, 229, 282-287

Popova N.M., Shevchenko I. G., Polovinkina A.A.

Popova N.M.

Izhevsk State Medical Academy (Izhevsk, Russia)

Shevchenko I.G.

Izhevsk State Medical Academy (Izhevsk, Russia)

Polovinkina A.A.

Izhevsk State Medical Academy (Izhevsk, Russia)

EFFECT OF INDIVIDUALIZED PHYSICAL PROGRAM ON GENERAL WELL-BEING OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

Abstract: regular individual physical exercise is a habit that has an impact not only on the overall health of the student (including physical, emotional, social and mental well-being), but also can have a positive impact on academic performance in a group, stream or course. This habit helps students to improve their personal balance and recover from a stressful school day by showing a higher level of energy. Moreover, it promotes continued activity by providing students with the necessary strength to complete work tasks and prepare for the upcoming school days.

Keywords: personal training, physical health, emotions, well-being, physical exercises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.