Научная статья на тему 'ЭФФЕКТ, ДОСТИГНУТЫЙ ПРИ ВНЕДРЕНИИ СТАНДАРТА РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ'

ЭФФЕКТ, ДОСТИГНУТЫЙ ПРИ ВНЕДРЕНИИ СТАНДАРТА РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / СТАНДАРТ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОМПЛАЕНС / РЕЙТИНГ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миненко А.В.

В статье показан эффект, достигнутый при внедрении стандарта развития конкуренции в Алтайском крае. Исследована деятельность органов исполнительной власти Алтайского края по реализации положений Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Показаны документы, позволяющие более эффективно выстроить взаимодействие региональных органов власти и органов местного самоуправления по развитию конкуренции в крае. Приведены результаты опроса мнения жителей и субъектов предпринимательства по развитию конкуренции в Алтайском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT ACHIEVED WHEN INTRODUCING THE COMPETITION DEVELOPMENT STANDARD IN THE ALTAI REGION

The article shows the effect achieved with the introduction of the competition development standard in the Altai Territory. The activity of the executive authorities of the Altai Territory on the implementation of the provisions of the Standard for the development of competition in the constituent entities of the Russian Federation has been studied. Documents are shown that make it possible to more effectively build the interaction of regional authorities and local governments on the development of competition in the region. The results of a survey of the opinions of residents and business entities on the development of competition in the Altai Territory are given.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТ, ДОСТИГНУТЫЙ ПРИ ВНЕДРЕНИИ СТАНДАРТА РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ»

ЭФФЕКТ, ДОСТИГНУТЫЙ ПРИ ВНЕДРЕНИИ СТАНДАРТА РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

А.В. Миненко, канд. экон. наук, доцент Алтайский государственный аграрный университет (Россия, г. Барнаул)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-3-2-31-34

Аннотация. В статье показан эффект, достигнутый при внедрении стандарта развития конкуренции в Алтайском крае. Исследована деятельность органов исполнительной власти Алтайского края по реализации положений Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Показаны документы, позволяющие более эффективно выстроить взаимодействие региональных органов власти и органов местного самоуправления по развитию конкуренции в крае. Приведены результаты опроса мнения жителей и субъектов предпринимательства по развитию конкуренции в Алтайском крае.

Ключевые слова: конкуренция, стандарт развития конкуренции, экономическое развитие, антимонопольный комплаенс, рейтинг муниципальных районов.

Деятельность органов исполнительной власти Алтайского края на протяжении 2020-2021 годов была направлена на реализацию положений Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.

Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2019 №768-р [1]. Принят план мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции на рынках товаров, работ и услуг Алтайского края,актуализиро-ваны мероприятия и ключевые показатели (распоряжение Губернатора Алтайского края от 06.03.2020 №29-рг «О развитии конкуренции в Алтайском крае»). Этим же правовым документом утверждены перечень рынков товаров, работ, услуг и ключевых показателейразвития конкуренции в Алтайском крае до 2022 года; системные мероприятия по содействию развитию конкуренции на рынках товаров, работи услуг Алтайского края; мероприятия, предусмотренные стратегическими и программными документами, утвержденными на региональном уровне, реализация которых оказывает влияние на состояние конкуренции [2; 3].

В работе по содействию конкуренции в соответствии с федеральным законодательством использован проектный подход [4; 5]. Разработан и утвержден региональный проект Алтайского края «Развитие

конкуренции в Алтайском крае в 20202022 гг.». Паспорт проекта Алтайского края утвержден Протоколом Президиума Совета при Губернаторе Алтайского края по стратегическому развитию и национальным проектам от 05.06.2020 №2. Основной целью Проекта является достижение уровня удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ, услуг на товарных рынках до 72,2% к 2022 году. Определены задачи, мероприятия, контрольные точки их исполнения и результаты. По итогам 2020 года целевой показатель: «Уровень удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ, услуг на товарных рынках, %» выполнен, достигнуто запланированное значение 44,4%.

Во исполнение Стандарта развития конкуренции в субъектахРоссийской Федерации, приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.03.2020 № 130 «Об утверждении единой методики мониторинга состояния и развития конкуренции на товарных рынках субъекта Российской Федерации», в целях проведения органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Алтайского края мониторинга состояния и развития конкуренции на товарных рынках в 2020 году утверждены: Порядок взаимодействия органов исполнительнойвласти и органов местного самоуправления Алтайского края при проведении мониторинга

состояния и развития конкуренции на товарных рынках и Перечень органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Алтайского края, ответственных за мониторинг состояния и развития конкуренции на товарных рынках (Указ Губернатора Алтайского края от 24.09.2020 № 156) [6]. Наличие этих документов позволило более эффективно выстроить взаимодействие региональных органов власти и органов местного самоуправления по внедрению Стандарта развития конкуренции в крае.

Принят Указ Губернатора Алтайского края от 04.02.2020 № 13 «О формировании системы поощрений по результатам рейтинга муниципальных районов и городских округов Алтайского края в части их деятельности по содействию развитию конкуренции и обеспечению условий для благоприятного инвестиционного климата» [7]. Приказом Министерства экономического развития Алтайского края от 17.01.2020 № 10 утверждена методика формирования рейтинга муниципальных районов и городских округов. По итогам 2020 года определены администрации муниципальных районов, занявшие в рейтинге с 1 по 3 место: Тальменский район - 1 место, Троицкий район - 2 место, Целинный район - 3 место.

Проведено 2 заседания экспертного совета по улучшению инвестиционного климата в Алтайском крае по вопросам реализации в регионе Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

В 2021 году активно проводилась работа по развитию конкуренции на муниципальном уровне. Состоялось 2 обучающих мероприятия руководителей и специалистов органов местного самоуправления муниципальных образований по теме «Внедрение стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации» и «Развитие конкуренции на муниципальном уровне». Органами местного самоуправления (59 муниципальных районов и 10 городских округов) разработаны и утверждены планы мероприятий «дорожные карты» по развитию конкуренции. Организована

методическая поддержка по вопросам внедрения системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) на муниципальном уровне. Всеми муниципальными районами и городскими округами приняты правовые документы, регламентирующие внедрениеанти-монопольного комплаенса в органах местного самоуправления [6; 8; 9].

В результате деятельности органов исполнительной власти по внедрению Стандарта развития конкуренции в Алтайском крае осуществлялся мониторинг ситуации на 36 товарных рынках. При внедрении Стандарта развития конкуренции по итогам 2020 года удалось сохранитьвысокий уровень конкуренции и 100 процентное присутствие частных организаций на 13 товарных рынках из 36 [6; 9].

По итогам 2020 года достигнуты запланированные значения по 41 ключевому показателю, обозначенному в плане мероприятий («дорожной карте») по развитию конкуренции. Выполнены все системные мероприятия, предусмотренные «дорожной картой» - достигнуто 44 целевых индикатора. Об эффективности внедрения Стандарта свидетельствуют следующие результаты опроса мнения жителей и субъектов предпринимательства, проведённого Министерством экономического развития Алтайского края совместно с сотрудниками ФГБОУ ВО Алтайский ГАУ. Доля респондентов из числа представителей бизнеса, оценивающих уровень конкуренции как высокий и очень высокий, составила 43,0%, что на 0,6 п.п. выше, чем результат аналогичного опроса, проведенного в 2019 году. Динамика развития конкуренции на исследуемых рынках товаров и услуг положительная - об увеличении числа конкурирующих организаций сказалив 10 раз больше респондентов, чем о снижении - 51,0% против 5,2%.

Респонденты дали позитивную оценку динамике устранения административных барьеров за последние 3 года. По мнению каждого пятого участника опроса (19,3%) подобные проблемы за это время сталоре-шать легче, либо они были полностью устранены. Об отсутствии трудностей как 3

года назад, так и сейчас сказали 13,3% рынкам, в их числе: социальные услуги, ра-опрошенных предпринимателей. боты по благоустройству городской среды,

Оценка качества товаров, работ, услуг на ритуальные услуги, розничная торговля, товарных рынках, полученная по итогам туристические услуги, услуги по ремонту опроса, положительная - более половины автотранспортных средств, розничная тор-опрошенных потребителей удовлетворены говля лекарственными препаратами, по-качеством товаров и услуг на 16 из 36 об- ставка сжиженного газа в баллонах и семе-следованных рынков. Самые высокие новодство.

оценки качества получили рынки: молоч- Количество и качество информации о

ной продукции (63,2%), общего образова- состоянии конкурентной среды в Алтай-ния (63,0%), дошкольного образования ском крае для потребителей товаров и (62,2%), розничной торговли (61,6%) и роз- услуг оценивается как достаточное. Удо-ничной торговли лекарственными препара- влетворены доступностью, достоверно-тами (60,0%). В сравнении с результатами, стью и удобством получения официальной полученными в 2019 году, увеличилась информации о состоянии конкурентной доля положительных оценок качествапо 9 среды более 70,0% респондентов.

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.04.2019 № 768-р «Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/554275838?marker=64U0IK&section=text, свободный - (дата обращения 07.03.2022).

2. Селиверстов М.В. Основные направления поддержки развития животноводства Алтайского края / М.В. Селиверстов, А.В. Миненко // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 5-3. - С. 40-42. - DOI 10.24411/2411-0450-2019-10720.

3. Погодаев В.А. Конкуренция как охраняемое общественное благо // Наукосфера. -2021. - № 2-2. - С. 215-218.

4. Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями на 16 февраля 2022 года). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901989534, свободный - (дата обращения 07.03.2022).

5. Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/556098509, свободный - (дата обращения 07.03.2022).

6. Министерство экономического развития Алтайского края. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.econom22.ru/about//konkuren/doklad-o-sostoyanii-konkurentsii-v-2020, свободный - (дата обращения 06.03.2022).

7. Указ Губернатора Алтайского края от 04.02.2020 № 13 «О формировании системы поощрений по результатам рейтинга муниципальных районов и городских округов Алтайского края в части их деятельности по содействию развитию конкуренции и обеспечению условий для благоприятного инвестиционного климата». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/561717740?marker, свободный - (дата обращения 07.03.2022).

8. Карамнова А.Ю. Антимонопольный комплаенс в сфере государственных (муниципальных) закупок / А.Ю. Карамнова, М.В. Фатин // Управление закупками в устойчивом развитии Российской экономики: сборник по итогам III Российской научно-практической конференции молодых ученых, Москва, 19-28 апреля 2021 года. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2021. - С. 102-107.

9. Управление Федеральной антимонопольной службы России по Алтайскому краю. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://altk.fas.gov.ru, свободный - (дата обращения 06.03.2022).

EFFECT ACHIEVED WHEN INTRODUCING THE COMPETITION DEVELOPMENT

STANDARD IN THE ALTAI REGION

A.V. Minenko, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Altai State Agrarian University (Russia, Barnaul)

Abstract. The article shows the effect achieved with the introduction of the competition development standard in the Altai Territory. The activity of the executive authorities of the Altai Territory on the implementation of the provisions of the Standard for the development of competition in the constituent entities of the Russian Federation has been studied. Documents are shown that make it possible to more effectively build the interaction of regional authorities and local governments on the development of competition in the region. The results of a survey of the opinions of residents and business entities on the development of competition in the Altai Territory are given.

Keywords: competition, competition development standard, economic development, antimo-nopoly compliance, rating of municipal districts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.