DOI 10.22394/1818-4049-2019-86-1-51-59 УДК 346.544
Н. В. Медведева
Антимонопольный комплаенс в системе развития
конкуренции
Статья посвящена актуальным вопросам становления антимонопольного комплаенса в органах исполнительной власти в соответствии с требованиями законодательства о развитии конкуренции. Научная проблематика настоящего исследования обусловлена началом функционирования антимонопольного компла-енса как нового для отечественной практики инструмента управления. Обоснована значимость антимонопольного комплаенса как приоритетного направления в системе развития конкуренции, через его способность выступать в качестве способа предупреждения недопущения и ограничения конкуренции органами исполнительной власти. Определено, что антимонопольный комплаенс является современным инструментом управления комплаенс-рисками, превентивной мерой возникновения ситуаций комплаенс-рисков и механизмом их минимизации для целей предупреждения нарушений антимонопольного законодательства. Автор анализирует и сравнивает подходы к организации антимонопольного комплаенса в органах исполнительной власти, что обеспечит поиск лучшей практики с учетом результатов его функционирования
Ключевые слова: развитие конкуренции, нарушение требований антимонопольного законодательства, антимонопольный комплаенс, комплаенс-риски.
Введение. Актуальность темы настоящего исследования. Приоритетным направлением развития конкуренции на современном этапе выступает создание и организация системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти (антимонопольного комплаенса). Антимонопольный комплаенс позиционируется как способ предупреждения нарушений антимонопольного законодательства и развития конкуренции. Становление антимонопольного комплаенса в органах исполнительной власти обусловливает актуальность темы исследования.
Цель исследования заключается в определении места антимонопольного комплаенса в системе развития конкуренции.
Определены задачи исследования: динамика внедрения антимонопольно-
го комплаенса в практическую деятельность; правовая и методологическая формализация антимонопольного комплаенса; сравнительный анализ становления антимонопольного комплаенса в органах исполнительной власти.
Комплаенс известен как функция проверки на соответствие установленным правилам и нормам, как система контроля и управления рисками несоответствия, как система предупреждения от возможных нарушений и наступления неблагоприятных последствий в результате применения мер ответственности. Методология комплаенса выступает альтернативой росту регуляторных норм (меньше нарушений - меньше правил для их пресечения).
Внедрение института внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) имеет историю своего вопроса. Первоначаль-
Надежда Васильевна Медведева - канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления и служебного права, Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС (680000, Россия, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 33). E-mail:. medvedeva08@istru
но идея обязательного комплаенса разрабатывалась для бизнеса1. Антимонопольный комплаенс позиционировался как система предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, которая предполагает выстраивание внутри организации определенной культуры поведения на рынке. Определяющим в антимонопольном комплаенсе выступает имманентно присущая ему прогностическая оценка негативных последствий принятия решений, он выполняет роль механизма легальной минимизации рисков. Вместе с тем законодательно закрепленный характер предпринимательской деятельности как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, может приоритизировать стремление к максимальной прибыли альтернативе неполного учета потенциальных рисков возможных нарушений антимонопольного законодательства. Санкции в результате применения мер ответственности представляют существенную угрозу для экономического благополучия, поэтому задача предупреждения возможных нарушений и минимизации рисков нарушения антимонопольного законодательства является приоритетной повесткой дня как бизнеса, так и регулятора. Зарубежный опыт показывает, что повысить привлекательность комплаенса могут нормы, направленные на снижение размера имущественной ответственности в случае выявления антимонопольного правонарушения [Белицкая, Вайпан, Городов и др., 2018]. Данный подход имплементирован в российскую практику рассмотрения дел об антиконкурентных соглашениях. Понимание нерациональности императивного подхода к внедрению культуры комплаенса в сфере бизнеса, отсутствие в ряде случаев необходимости внедрения комплаенса, заменяется альтернативой самостоятельного формирования бизнесом проконкурентных практик.
Напротив, формализована обязан-
ность введения антимонопольного ком-плаенса в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Базировалось данное решение, в том числе на факте совершения почти половины нарушений антимонопольного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления. Определяющим фактором в совершении нарушений антимонопольного законодательства является ситуация, когда управляющее воздействие, направленное на решение одной проблемы, непреднамеренно создает другую проблему, проблему ограничения конкуренции. Правовая культура принятия государственных решений, как основополагающий элемент теории принятия решений, в условиях масштабных задач развития конкуренции должна преломляться через учет влияния на конкуренцию.
Актуализация подходов к созданию и внедрению системы антимонопольного комплаенса обусловлена методологически обоснованными принципами и методами государственной политики по развитию конкуренции, реализуемой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»2.
К числу основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции относятся:
- ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за реализацию государственной политики по развитию конкуренции. Основополагающее значение данного принципа заключается в обеспечении целей укрепления национальной экономики, дальнейшего развития конкуренции и недопущения монополистической деятельности, состоящей в провозглашении активного содействия развития конкуренции в Российской Федерации приоритетным направлением
1 Практическое пособие ICC по антимонопольному комплаенсу. Copyright. 2013. С. 14 / Международная торговая палата (ICC). URL: https://iccu)bo.org/pubHcation/icc-antitrust-compliance-toolkit-russian/
1 Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции (вместе с «Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 — 2020 годы») : указ Президента РФ от 21 декабря 2017 г. № 618 // Собр. законодательства РФ. 2017. № 52
(часть I). Ст. 8111.
деятельности органов публичной власти всех уровней;
- внедрение риск-ориентированного подхода в деятельности органов государственного контроля (надзора). Методологическое преимущество риск-ориентированного подхода заключено в коррелирующих с ним основополагающих принципах осуществления деятельности федеральных органов исполнительной власти - запретах, направленных на недопущение, устранение конкуренции.
В числе ключевых показателей, на достижение которых направлены мероприятия Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 гг., утвержденного Указом Президента РФ № 618, предусмотрено снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее, чем в 2 раза по сравнению с 2017 г. Для достижения цели по снижению количества нарушений антимонопольного законодательства Правительству Российской Федерации и высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации были поставлены задачи в срок до 1 марта 2019 г. принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответственно (далее -органы власти).
Системой внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства выступает организация внутреннего контроля за соответствием деятельности органа власти требованиям антимонопольного законодательства, основанная на риск-ориентированном подходе.
Соответствие установленным правилам и нормам (стандартам) (комплаенс) является направлением профессиональной деятельности за рубежом и лучшей практикой для имплементации в российскую практику антимонопольного регу-лирования3.
Надлежащей формой создания и организации системы антимонопольного компленса является ее правовая форма, что получило закрепление в задаче по обеспечению Правительством Российской Федерации до 1 января 2019 г. внесение в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, предусматривающих в том числе правовое регулирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Поставленная задача решена в части методологического обоснования антимонопольного комплаенса - распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 г. № 2258-р4 утверждены методические рекомендации по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее - методические рекомендации по созданию и организации антимонопольного комплаенса; методические рекомендации).
Проект методических рекомендаций по организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) был разработан Федеральной антимонопольной службой России для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Утверждены методические рекомендации по созданию и организации системы внутреннего
3 Антимонопольный комплаенс: текущая практика и перспективы развития : аналитический доклад Управления по конкурентной политике Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. 2015. С. 18. URL: // http://acgov.ru/files/pubUcation/a/7838.pdj4
4 Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства : распоряжение Правительства РФ от 18 октября 2018 г. № 2258-р // Собр. законодательства РФ. 2018. № 44. Ст. 6777.
обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в деятельности федеральных органов исполнительной власти (далее - орган власти). Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано при создании и организации антимонопольного комплаенса руководствоваться указанными методическими рекомендациями.
Методические рекомендации разработаны в целях формирования единого подхода к созданию и организации органами власти антимонопольного компла-енса. Анализ структуры и содержания методических рекомендаций позволяет рассматривать их как стандарт антимонопольного комплаенса (далее - стандарт антимонольного комплаенса).
Стандарт антимонопольного комплаен-са представляет собой минимальный набор требований, реализация которых будет содействовать снижению количества нарушений антимонопольного законодательства при осуществлении деятельности органами власти. Этот документ закрепляет комплекс мер, направленных на внедрение превентивных мер и создание системы оперативного реагирования на ситуации рисков нарушений антимонопольного законодательства.
Стандарт антимонопольного компла-енса определяет необходимые элементы системы антимонопольного комплаенса:
- принятие акта об антимонопольном комплаенсе;
- определение уполномоченного подразделения (назначение должностного лица), ответственного за функционирование антимонопольного комплаенса, образование коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
- порядок выявления, оценки и снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков);
- порядок осуществления контроля за функционированием антимонопольного комплаенса;
- установление ключевых показателей и порядок оценки эффективности функционирования антимонопольного ком-плаенса;
- подготовка доклада об антимонопольном комплаенсе.
Системообразующим элементом антимонопольного комплаенса является локальный нормативный акт органа власти об антимонопольном комплаен-се, устанавливающий организационно-функциональную структуру системы антимонопольного комплаенса. Стандартом антимонопольного комплаенса разграничена компетенция руководителя органа власти, уполномоченного подразделения (должностного лица), коллегиального органа в функционировании антимонопольного комплаенса. Определена необходимость ознакомления служащих органа власти с актом об организации антимонопольного комплаенса и обязательность его размещения на официальном сайте органа власти.
В стандарт антимонопольного компла-енса имплементирован метод создания эффективной системы антимонопольного комплаенса, основанный на оценке рисков (метод комплаенс-рисков). Метод комплаенс-рисков определяет функциональное содержание антимонопольного комплаенса и включает в себя ряд последовательных этапов, которые коррелируют с задачами и принципами антимонопольного комплаенса в части выявления и управления рисками нарушения антимонопольного законодательства, оценки рисков и разработки мероприятий по их снижению.
Функция уполномоченного подразделения (должностного лица) органа власти по применению метода комплаенс-рисков заключается в выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства, учете обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определении вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Стандартом антимонопольного ком-плаенса определены и детализированы проводимые на регулярной основе процедуры и действия по выявлению комплаенс-рисков, в том числе: анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности органа власти, анализ нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых органа власти, мониторинг
и анализ правоприменения антимонопольного законодательства, оценка эффективности мероприятий по снижению комплаенс-рисков.
Выявленные комплаенс-риски распределяются по рекомендуемым уровням рисков, отражаются в карте комплаенс-рисков в порядке убывания уровня риска и подлежат оценке путем их идентификации, анализа и сравнительной оценки и описанию с включением оценки причин и условий их возникновения.
Обязательным этапом применения метода комплаенс-рисков выступает ежегодная разработка плана мероприятий по их снижению, включающего перечень мероприятий, необходимых для устранения выявленных рисков с описанием действий, направленных на исполнение мероприятий, последовательность и сроки их исполнения, лиц, ответственных за исполнение мероприятий, иные сведения и подлежащего последующему мониторингу. Мероприятия по снижению комплаенс-рисков рассматриваются в качестве мер, необходимых для устранения причин и условий недопущения, ограничения и устранения конкуренции.
Систематичность проведения оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса обеспечивается установлением и оценкой достижения ключевых показателей, которые определяются для уполномоченного подразделения (должностного лица) и органа власти в целом.
Методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса разработана федеральным антимонопольным органом.5 Ключевые показатели эффективности функционирования антимонопольного комплаенса (далее - КПЭ) для органа власти в целом соответствуют процедурам и действиям по выявлению комплаенс-рисков, в том числе: коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органа власти, доля нормативных правовых актов и доля проектов
нормативных правовых актов органа власти, в которых выявлены комплаенс-риски. Для уполномоченного подразделения (должностного лица) КПЭ рассчитывается в виде доли сотрудников органа власти, в отношении которых были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу. Оценка значений КПЭ основана на их взаимосвязи с соответствующими показателями и мероприятиями Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 гг. и методических рекомендации по созданию и организации антимонопольного комплаенса, что обеспечивает понимание об эффективности функционирования антимонопольного комплаенса.
Завершающим этапом годового цикла функционирования антимонопольного комплаенса является подготовка доклада об антимонопольном комплаенсе, который содержит информацию о результатах оценки комплаенс-рисков, об исполнении мероприятий по снижению комплаенс-рисков и о достижении КПЭ. Информация о мерах по организации и функционированию антимонопольного комплаенса в органах власти, содержащаяся в докладах об антимонопольном комплаенсе, направляется в федеральный антимонопольный орган и подлежит включению в доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации.
Анализ практики организации антимонопольного комплаенса в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации позволяет выявить как следование общим методологическим подходам к внедрению системы антимонопольного комплаенса, так и отличительные особенности, обусловленные, в первую очередь, характером деятельности органов власти. Последнее в сравнительной оценке способствует выявлению лучшей практики в освоении антимонопольного комплаенса как нового инструмента развития конкуренции.
5 Об утверждении методики расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса : приказ Федеральной антимопольной службы от 5 февраля 2019 г. № 133/19 // https://fas.gov.ru/ documents/133-19
Так, функции уполномоченного подразделения, ответственного за функционирование антимонопольного комплаенса, возлагаются на структурное подразделение (структурные подразделения) федерального органа исполнительной власти (ФАС России - правовое управление, управление государственной службы, контрольно-финансовое управление6; ФНС России -управление контроля налоговых органов, управление кадров, структурные подразделения центрального аппарата в рамках установленной компетенции7; Минприроды России - отдел внутреннего финансового аудита8; Минстрой России - административно- кадровый департамент9; др.). Аналогичная ситуация в органах исполнительной власти субъектов (Министерство промышленности и транспорта Хабаровского края - юридическая служба10; Министерство социальной защиты населения Хабаровского края - отдел правового обеспечения управления правовой, кадровой и организационной работы11; Министерство промышленности, торгов-
ли и развития предпринимательства Новосибирской области - управление экономики и финансов, отдел организационной и кадровой работы12). Должностное лицо, осуществляющее деятельность по организации и обеспечению функционирования антимонопольного комплаенса назначено в Государственной жилищной инспекции города Москвы - заместитель начальника Государственной жилищной инспекции города Москвы13. Уполномоченными должностными лицами по организации и функционированию антимонопольного комплаенса назначены в Министерстве здравоохранения Камчатского края - референт отдела организационно-кадровой работы и наград, консультант отдела экономики здравоохранения, обязательного медицинского обеспечения, главный специалист-эксперт отдела по развитию здравоохранения и государственных за-купок14.
Функции коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности функционирования антимонопольного
6 О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в ФАС России (антимонопольном комплаенсе) : приказ ФАС России от 27 ноября 2018 г. № 1646/18 // https://fas.gov.ru/documents/670479
7 Об утверждении Положения, об организации в Федеральной налоговой службе и ее территориальных органах системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства : приказ ФНС России от 29 января 2019 г. № ММВ-7-16/33@// https://www. nalog.ru/rn77/about_fts/docs/8356646/
8 Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации : приказ Минприроды России от 30 ноября 2018 г. № 626// http://www.mnr.gov.ru/#search
9 Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации : приказ Минстроя России от 11 декабря 2018 г. № 802/пр // http:// www.minstroyrf.ru/docs/17832/
10 Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в министерстве промышленности и транспорта Хабаровского края : приказ министерства промышленности и транспорта Хабаровского края от 25 февраля 2019 № 09 // https://minpt.khabkrai.u/Deyctelnost/Antimonopolnij-komplaen£/1179?version=normal
11 Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) в министерстве социальной защиты населения Хабаровского края : приказ министерства промышленности и транспорта Хабаровского края от 31 января 2019 г. № 11-п // https://mszn27.ru/node/52103
12 Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в министерстве промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области : приказ министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области от 28 января 2019 г. № 29 // http://mmrpp.nso.ru/page/2832
13 Об утверждении положения о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Государственной жилищной инспекции города Москвы : приказ Государственной жилищной инспекции города Москвы от 22 февраля 2019 г. № 20 // https://www.mos.ru/mgi/documents/normativnye-pravovye-akty/view/223759220/
14 О назначении уполномоченных должностных лиц : приказ Министерства здравоохранения Камчатского края от 22 февраля 2019 г. № 111/1 // https://minzdrctv.kamgov.ru/antimonopolnyj-komplaens
комплаенса, возложены, как правило, на общественные советы при органах власти.
В целях формирования единого подхода и обеспечения мер, направленных на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в Хабаровском крае утверждено Положение о создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти Хабаровского края (далее - Положение об антимонопольном комплаенсе)15, согласно которому органы исполнительной власти Хабаровского края должны принять правовые акты об антимонопольном комплаенсе. Уточнены сроки и определены документы, составляемые на основе анализа комплаенс-рисков. Определены перечень и методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования в органе исполнительной власти Хабаровского края антимонопольного комплаенса. В указанный перечень включены четыре КПЭ, в разрезе каждого установлены варианты кратности наличия (например, нет; 1; более 1 и т.п.) и соответствующие им баллы (от 0 до 35). Расчет значения итогового показателя производится путем суммирования баллов, по которому определя-
ется степень эффективности (высокая, средняя, низкая эффективность и значение - неэффективно). Существенным образом детализирована матрица рисков, помимо категории уровня риска и его описания, в Положении об антимонопольном комплаенсе по каждому уровню риска предусмотрены функции и полномочия, при реализации которых возможен комплаенс-риск соответствующего уровня и указаны возможные риски нарушения антимонопольного законодательства, перечень которых не является исчерпывающим.
Иной вариант организации антимонопольного комплаенса выявлен в других субъектах Российской Федерации. Изданы акты о создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти в Новосибирской области16, Пензенской области17, Омской области18. В соответствии с данными актами должны быть приняты акты об антимонопольном комплаенсе органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, закреплена обязанность представления ежегодного доклада об антимонопольном комплаенсе. Порядок организации и функционирования антимонопольного комплаенса, КПЭ устанавливаются указанными органами власти самостоятельно.
Так, актом об антимонопольном комплаенсе в министерстве здравоохране-
15 О создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти Хабаровского края : распоряжение Губернатора Хабаровского края от 22 февраля 2019 г. № 55-р // http:// cLvforumkhabkrai.ru/ListDoc.aspx?C=2
16 О создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности областных исполнительной органов государственной власти Новосибирской области : распоряжение Губернатора Новосибирской области от 26 декабря 2018 г. № 268-р // http://minrpp.nso.ru/page/2832
17 О создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности исполнительной органов государственной власти Пензенской области : распоряжение Правительства Пензенской области от 12 февраля 2019 г. № 58-рП // Официальный сайт Правительства Пензенской области http://www.pnzreg. ru, 18.02.2019
18 О мерах, направленных на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти Омской области : распоряжение Губернатора Омской области от 17 января 2019 г. № 1-р // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.01.2019
ния Рязанской области19 определено, что ключевые показатели устанавливаются на основании методики расчета КПЭ функционирования антимонопольного комплаенса, разработанной федеральным антимонопольным органом.
Имеются отличия в подходах к разработке мероприятий по снижению комплаенс-рисков. В органах исполнительной власти Хабаровского края планы мероприятий («дорожные карты») разрабатываются по итогам выявления и оценки комплаенс-рисков20. В министерстве промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области план мероприятий по снижению комплаенс-рисков разрабатывается в разрезе полномочий, реализация которых связана с рисками нарушения антимонопольного законодательства (ситуации риска). При этом, в разрезе каждой ситуации риска определены действия (мероприятия), направленные на минимизацию и недопущение комплаенс-рисков, срок исполнения действия (мероприятия) - в течение года и ответственное структурное подразделение.
Особенности, выявленные в ходе сравнительного анализа организации антимонопольного комплаенса в органах власти, обусловлены, прежде всего, организационной структурой и характером деятельности органов власти, а также разнообразием ситуаций комплаенс-рисков и собственно пониманием эффективности функционирования антимонопольного комплаенса. На этапе внедрения элементов антимонопольного комплаенса возможны риски организационного характера, в том числе формального подхода к организации и функционированию ан-
тимонопольного комплаенса. Практика функционирования антимонопольного комплаенса будет способствовать наращиванию результатов для поиска лучшей практики.
Заключение. Определено, что антимонопольный комплаенс является современным инструментом управления комплаенс-рисками, превентивной мерой возникновения ситуаций комплаенс-рисков и механизмом их легальной минимизации. Обосновано, что посредством функционирования антимонопольного комплаенса обеспечивается снижение нарушений требований антимонопольного законодательства и развитие конкуренции. Сравнительный анализ становления антимонопольного комплаенса в органах исполнительной власти выявил отличия в подходах к организации антимонопольного комплаенса, что обеспечит поиск лучшей практики с учетом результатов функционирования антимонопольного комплаенса.
Список литературы:
1. Акимова М. А., Белицкая А. В., Белых В.С. и др. Актуальные вопросы современного конкурентного права. Сборник научных трудов / отв. ред. М. А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2017. Вып. 1. 288 с.
2. Белицкая А. В., Вайпан В. А., Городов О. А. и др. Актуальные вопросы современного конкурентного права. Сборник научных трудов / отв. ред. М. А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2018. Вып. 2. 212 с.
3. Иванов Э. А. Антикоррупционный комплаенс-контроль в странах БРИКС: монография. М.: Юриспруденция, 2015. 136 с.
Reference to the article
Медведева Н.В. Антимонопольный комплаенс в системе развития конкуренции // Власть и управление на Востоке России. 2019. № 1 (86). С. 51-59. DOI 10.22394/18184049-2019-86-1-51-59
19 Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) в министерстве здравоохранения Рязанской области : приказ Министерства здравоохранения Рязанской области от 5 февраля 2019 г. № 200 // https://minzdrav.ryazangov.ru/documents/acts/normativno-pravovye-dokumenty-ministerstva/?PAGEN_1=2
20 Распоряжение Губернатора Хабаровского края от 22 февраля 2019 г. № 55-р // http://dvforum. khabkrai.ru/ListDocaspx?C=2
Nadezhda V. Medvedeva - Candidate of Economics, Associate professor, the public and municipal administration and the office right chair, the Far-Eastern institute of management, branch of RANEPA (33, Str. Muravyev-Amurskiy, Khabarovsk, 680000, Russian Federation). E-mail: medvedeva08@listru
Antimonopoly complains in the system of development
of competition
The article is devoted to the topical issues of formation of antimonopoly complains in the executive authorities according to the requirements of legislation on the competition development. Scientific perspective of the real research is caused by the beginning of ^functioning of antimonopoly complains as an instrument of management, new to the domestic practice. The importance of antimonopoly complains as priority direction in the system of development of competition, through its ability to act as a way of prevention and restriction of competition by the executive authorities is proved. It is determined that antimonopoly complains is the modern instrument of management of complains-risks, preventive measure of emergence of the situations of complains-risks and the mechanism of their minimization for prevention of violations of the antitrust law. The author analyzes and compares approaches to the organization of antimonopoly complains in the executive authorities that will provide a search of the best practice taking into account the results of its functioning.
Keywords: competition development, violation of requirements of the antitrust law, antimonopoly complains, complains-risks.
References:
1. Akimova M. A., Belitskaya A. V., Belykh V. S. and other. Actual issues of modern competition law. Collection of scientific papers / resp. ed. M. A. Egorova. M.: Yustitsinform, 2017, vol. 1, p. 288. (In Russian).
2. Belitskaya A. V., Vaipan V. A., Cities
Reference to the article —
Medvedeva N. V. Antimonopoly complains in the system of development of competition // Power and Administration in the East of Russia. 2019. No. 1 (86). Pp. 51-59. DOI 10.22394/1818-4049-2019-86-1-51-59
O. A. and others. Actual issues of modern competition law. Collection of scientific papers / resp. ed. M.A. Egorova. M.: Yustitsinform, 2018, vol. 2, p. 212. (In Russian).
3. Ivanov A. A. Anti-corruption compliance control in the BRICS countries: monograph. M.: Jurisprudence, 2015, p. 136. (In Russian).