Научная статья на тему 'Education like a one of social policy priority area of Tony Blair's Labour government in Great Britain'

Education like a one of social policy priority area of Tony Blair's Labour government in Great Britain Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЛЕЙБОРИСТСКАЯ ПАРТИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / "ТРЕТИЙ ПУТЬ" / "THE THIRD WAY" / EDUCATION / EDUCATIONAL POLICY / THE LABOUR PARTY OF GREAT BRITAIN / SOCIAL POLICY / EDUCATIONAL SYSTEM / FINANCING OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Bunkova L. A.

The article touches upon the educational policy provided by Tony Blair's the first Labour government in Great Britain in 1997-2001. The author analyses the results of this policy. The New Labour educational policy is one of the main social directions included traditional Labour and Conservative social ideas.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Education like a one of social policy priority area of Tony Blair's Labour government in Great Britain»

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

УДК 37.014.53

Л. А. Бунькова

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЛЕЙБОРИСТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ТОНИ БЛЭРА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

В статье рассматривается политика в сфере образования, проводимая первым лейбористским правительством Тони Блэра в Великобритании (19972001). Анализируются итоги этой политики, вобравшей в себя ценные элементы и социальные установки традиционных лейбористов и неоконсерваторов.

Ключевые слова: образование, образовательная политика, Лейбористская партия Великобритании, социальная политика, образовательная система, финансирование образования, «третий путь»

The article touches upon the educational policy provided by Tony Blair’s the first Labour government in Great Britain in 1997-2001. The author analyses the results of this policy. The New Labour educational policy is one of the main social directions included traditional Labour and Conservative social ideas.

Kew words: education, educational policy, The Labour party of Great Britain, social policy, educational system, financing of education, “the third way”.

«Новыми лейбористами» Великобритании была создана особая модель социальной политики, критически вобравшая в себя социальный опыт либералов, традиционных лейбористов и неоконсерваторов. После победы на всеобщих парламентских выборах 1997 г. лейбористы во главе с Т. Блэром сформировали новое правительство и приступили к претворению своей социальной программы в жизнь. Социальный блок лейбористского кабинета был представлен министром труда и по делам пенсий Эндрю Смитом, министром здравоохранения Аланом Милберном, министром образования и ремесел Чарльзом Кларком.

В социальной сфере «новые лейбористы» провозгласили курс на реформирование «государства благосостояния» с акцентом на переход от раздачи денег к оказанию комплексной помощи людям. Программа социального реформирования предусматривала меры по укреплению семьи, совершенствованию заботы о детях, усилению борьбы с преступностью, перестройке системы здравоохранения и т. д.

Важным направлением новой социальной программы лейбористов стало создание доступных и равных условий для получения образовательных услуг, а также сферы образования.

Современное образование - автономная система, имеющая относительную самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. Как отрасль социальной сферы образование - это процесс и результат, система учреждений и государственная политика в области получения образования.

Образование всегда находилось и продолжает оставаться в центре первоочередных государственных интересов. Его роль в социальном и экономическом развитии любой страны является общепризнанной. Более того, успехи практически всех крупномасштабных начинаний, в том числе и политических, не в последнюю очередь зависят от того, насколько успешно будет развиваться образование.

От состояния образовательной системы во многом зависят будущее современного государства, его экономическое благополучие, уровень благосостояния в обществе. С образованием связываются надежды на модернизацию экономики и увеличение темпов экономического роста. Наконец, в «связке» с наукой образование представляет собой одну из наиболее существенных гарантий национальной, региональной и международной безопасности.

Таким образом, можно утверждать, что политика, направленная на борьбу с безработицей и бедностью, на улучшение здоровья общества, укрепление прав человека - не даст определенного эффективного результата без соответствующей стратегии в области образования.

Как уже отмечалось, образование занимало центральное место в концепции «третьего пути» британских лейбористов. Они полагали, что в век глобализации только образование поможет личности найти источники своего дохода и обеспечить себя достойной работой, что только через образование существует возможность вырваться из замкнутого круга социального обеспечения, созданного британским «государством благосостояния», и только решение проблемы качественного образования приведет к решению проблем низкой производительности труда и долговременной, хронической безработицы в стране.

По мнению лейбористского руководства, именно в образовательной сфере консерваторы, находясь у власти, потерпели фиаско. Лейбористы обещали с помощью реформы превратить британцев в нацию с лучшим образованием в Европе.

По статистическим данным, около 6% школ в Соединенном Королевстве являлись частными. Большинство общеобразовательных школ находи-

лись на обеспечении местного правительства. По Закону об образовании (1988 г.) школам представилась возможность получения статуса школ на дотациях. Такие школы финансировались правительством через фондовые агентства. Закон 1993 г. предусматривал, что если 10% школ, находящихся в области ведения одного местного органа, сохраняли этот статус, то фондовые агентства в таком случае делили с местными органами ответственность по планированию образования. Если 75% школ достигали этого статуса, то фондовые агентства брали на себя полную ответственность. Число школ, имевших статус дотационных, было незначительным. Высшее образование оставалось вне заботы местных органов власти.

Школьная система была трехступенчатой: дошкольный сектор (до 5 лет), начальное обучение (от 5 лет до 11) и среднее обучение (от 11 лет до 16, иногда до 18 лет). Существовала и существует также система обучения «11+» для детей в возрасте от 9 до 13 лет.

«Третий путь» «нового лейборизма» предлагал расширение возможностей личности при помощи активизации гражданской ответственности. Согласно этому положению, каждый гражданин должен иметь минимальный набор гражданских качеств, необходимых для полноценной жизни, жизни «свободного выбора». Если эти качества отсутствуют, человек превращается в «социально отверженного», и в этом случае государству приходится вмешиваться в его жизнь и помогать ему. Как считали «новые лейбористы», образование поможет добиться активизации гражданской ответственности.

В 1997-1998 гг. расходы на образование составили 13,3% бюджета страны [2, р. 31].

Между тем в конце 90-х гг. лишь 62% семей работников физического труда в Великобритании могли позволить своим детям продолжать учиться после достижения 16-летнего возраста. Лишь 10% населения имели возможность обучать детей в частных школах, что впоследствии гарантировало им поступление в престижные университеты, увеличивая шанс попасть в высшие учебные заведения в 25 раз [6].

Лейбористское правительство поставило задачу повысить уровень преподавания в государственных школах. В июле 1998 г. была принята новая программа развития образования, на которую было выделено 19 млрд фунтов стерлингов. Программа была направлена на увеличение разнообразия школ, совершенствование школьных стандартов, переподготовку учителей и директоров школ, создание партнерств между школами, местными органами образования и центральным правительством, что, по замыслу, должно было привести к улучшению конкурентоспособности британской образовательной системы [1, р. 35].

В 1997 г. министр образования и по делам занятости Дэвид Блан-кетт объявил о намерении правительства в период с 1999 по 2002 г. повысить государственные расходы на обучение на 5%. Целью этой меры было увеличение детских садов и сокращение количественного состава начальных школьных классов до 30 человек к 2001 г. [4, p. 47-62]. Как сообщалось в одном из официальных документов лейбористов, «многие дети учатся в классных комнатах, построенных в 19 в. или до Первой мировой войны», поэтому необходимо приобретать новое оборудование, мебель, компьютеры и т. д.

Министерство образования объявило о переориентации школьных программ на индивидуальные способности детей и приближение к будущей профессиональной деятельности. В феврале 2000 г. был взят курс на то, чтобы каждая школа имела определенную специализацию (свой «ethos»), финансировалась и контролировалась напрямую бизнесом, церковью. Был введен новый инспекционный режим, по которому раз в 6 лет каждое учебное заведение должно было проходить комплексное инспектирование [5].

Большое внимание было уделено использованию в учебном процессе новейших компьютерных и телекоммуникационных технологий. Была поставлена задача провести к 2002 г. техническую модернизацию, оснастив соответствующим оборудованием все общеобразовательные учреждения, и обучить всех учителей основам компьютерной грамотности [1, p. 34].

Уже в феврале 2000 г. Блэр отмечал, что проникновение Интернета в Великобритании идет быстрее, чем на европейском континенте.

В 1998 г. Британский университет промышленности (British University for Industry) открыл интернет-центр, который предлагал информацию о реализуемых в различных регионах курсах и образовательных программах. В 1999 г. была открыта телефонная служба «Образование напрямую» («Learning Direct»), в задачи которой входило предоставлять сведения, консультировать по вопросам образования. В июне 1999 г. был создан правительственный Совет по обучению и развитию (Learning and Skills Council) для лиц старше 16 лет, желающих продолжать образование [1].

Позитивным являлось то, что к 2000 г. 35% британских школьников продолжили учебу в высших учебных заведениях: это более высокий уровень, чем в мире в среднем (23%). Сохранялись и отрицательные моменты, например, несмотря на принятые правительством меры, почти 3/4 студентов высших учебных заведений принадлежали к верхним социальным группам [1, p. 35].

Одной из целей «новых лейбористов» в образовании являлась организация обучения в течение всей жизни. Они считали, что обучение не должно завершаться окончанием школы и университета. Лейбористы по-

лагали, что обучение может продолжаться на протяжении всей жизни путем переподготовки, повышения квалификации и т. п.

Финансирование соответствующей программы осуществлялось за счет индивидуальных образовательных счетов (Individual Learning Account). Каждый гражданин, имея такой счет, мог на протяжении всей своей трудовой деятельности вкладывать деньги на последующую переподготовку или повышение квалификации. В марте 1999 г. министр финансов Гордон Браун при представлении бюджета в Парламенте объявил о создании 1 млн таких счетов [3].

Любой человек, желающий открыть счет, получал от правительства первый взнос в размере 150 фунтов; последующие суммы как от самого работника, так и от работодателя не облагались налогом. Кроме того, любой владелец такого счета имел право на 20-процентную скидку при оплате образовательной программы или на дополнительный образовательный грант в размере 100 фунтов, а также на 80-процентную скидку при оплате курсов повышения компьютерной грамотности [3].

По инициативе правительства государство было поделено на 25 региональных зон образовательной активности (Education Action Areas). В каждой зоне на совместную деятельность школ, структур бизнеса и общественных организаций по внедрению инновационных стратегий для повышения образовательных стандартов государство выделяло 750 тыс. фунтов [3].

Таким образом, политика «нового лейборизма» в сфере образования предусматривала вспомогательную, регулирующую роль государства; деятельность институтов власти была в ряде случаев компенсирована за счет повышения активности общества.

Отмечая появившиеся у англичан в годы работы первого лейбористского правительства возможности для получения образовательных услуг, все же надо признать, что далеко не все проблемы в образовании были решены. К главным из них относились:

• ограниченные возможности для молодых людей старше 16 лет. Государство, как правило, акцентировало внимание на небольшом количестве представителей этой возрастной группы, которые по итогам проверки знаний имело уровень «А» и поступали в университет. Остальное население выпадало из системы образования;

• недостаточное количество специализированных школ для больных детей; впоследствии такие дети не могли найти работу и не отличались высокой грамотностью.

Несмотря на имеющиеся недостатки, реформа образования, проводимая первым кабинетом Тони Блэра, - это та реформа, которой сам Блэр гордился больше всего, считая, что именно благодаря ей он войдет

в британскую историю. Основанием для этого он считал тот факт, что в этот период среднее и высшее образование стало много доступнее и качественнее, чем раньше. Англия сегодня - первая из европейских стран по объему иностранных студентов. Особенно славятся английские бизнес-школы, в которые устремляется молодежь со всего света.

Положительным опытом лейбористов, который можно было бы позаимствовать как образец, является тесное, хотя и не всегда бесконфликтное сотрудничество частных образовательных учреждений высшего профессионального образования и государства. Каждый вуз самостоятельно решает вопрос о сумме оплаты студентом своего диплома; в свою очередь, правительство выделяет стипендии для беднейших учащихся (по данным министерства образования, под эту категорию попадет каждый третий студент).

Совместно правительством вузом и учрежден специальный орган, правомочный постановлять, исходя из материального положения каждого конкретного студента, кому и сколько платить за обучение и платить ли вообще.

Наконец, пожалуй, самое главное достоинство рассматриваемой системы - плата за обучение взимается лишь после того, как выпускник вуза получит работу, и при этом лишь тогда, когда его годовой заработок превысит вполне сносную для жизни молодого специалиста сумму в 15 тыс. фунтов стерлингов.

Немаловажно и то обстоятельство, что высшее образование в Англии продолжает оставаться инвестицией выгодной и надежной. Получение университетского диплома увеличивает заработок в среднем на 15 тыс. фунтов стерлингов в год. За весь же период трудовой деятельности разница в сумме зарплат достигает у дипломированных и недипломированных британцев впечатляющих 400 тыс. Разумеется, разница в пользу образованных граждан.

Положительным результатом преобразований является и увеличение притока в страну иностранцев, желающих получить высшее образование. Например, только в 2004 г. в вузах Великобритании на целых 11% возросло количество заявлений из-за рубежа.

Литература

1. Ambitions for Britain. Labour’s Manifesto 2001. April 2001. L.: Labour Party, 2001.

2. Because Britain Deserves Better: New Labour’s Election Manifesto. May 1997. L.: Labour Party, 1997.

3. Chancellor of Exchequer’s Budget Statement - 9 March 1999. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www. hm-treasury.gov.uk, свободный.

4. Stuart White. New Labour: The Progressive Future. N. -Y., 2000.

5. The Chancellor’s 1997 Budget Speech [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www. hm-treasury.gov.uk, свободный.

6. The Guardian. 2001. May 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.