ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
H.H. Уваров ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК
Московский государственный областной педагогический университет
В преамбуле Закона Российской Федерации «Об образовании» под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданами (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (общеобразовательных цензов)».
«Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, который утверждается соответствующим документом».
Реализация указанных процессов осуществляется в образовательных учреждениях, которые могут отличаться определенным эксполитическим характером.
Образовательные учреждения носят некоммерческий характер, так как ценою их деятельности является оказание образовательной услуги, а не извлечение прибыли. Это следует из понятия юридического лица, приведенного в Гражданском кодексе РФ. «Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве своей цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)». Наряду с образовательной деятельностью, связанной с исполнением стандартов, дополнительные услуги и деятельность негосударственных образовательных учреждений относятся к некоммерческой деятельности, так как она связана с затратами на образование и увеличение зарплаты.
Образовательная услуга является общественным благом.
Зарубежные экономисты выделяют 3 группы товаров и услуг: «частные блага», «общественные блага»
и «промежуточные блага». Данная классификация зависит от характера потребления продукции во времени и пространстве. Под потреблением во времени разумеется количество времени, которое человеку требуется для потребления какого-то продукта. Время потребления может быть коротким и продолжительным. Потребление в пространстве зависит от количества человек, которые вместе могут потреблять тот или иной продукт.
В условиях социально-экономического кризиса сократились расходы на образование. Хотя в последние годы благодаря усилиям Минобразования России было увеличено финансирование системы образования и доведено в 2001 г. до 48.8 млрд р., а Мин-образованию РФ - до 34.4 млрд р., что в 1.52 раза больше. Однако это финансирование обеспечивает потребности отрасли в денежных ресурсах на 5560 %, что свидетельствует о недофинансировании затрат на текущий ремонт, строительство, приобретение оборудования и ТСО, а также по другим видам затрат. Начиная с 1992 г. сформировалась тенденция к снижению расходов на образование по сравнению с общими расходами федерального бюджета. Так, в 1992 г. доля расходов на образование составила только 3.45 %, что является самым низким показателем за минувшее десятилетие. Начиная с 1999 г ситуация значительно изменилась (см. табл. 1).
Удельный вес федеральных расходов на образование в расходной части федерального бюджета вырос с 3.45 % в 1998 г. до 4.43 % по проекту 2004 г. (табл. 2). Таким образом, в течение последних лет сохраняется увеличение доли расходов на образование в федеральном бюджете, что позволяет говорить о тенденции опережающего роста как экономическом факторе приоритетности образования.
Таблица 1
Расходы на образование в федеральном бюджете в 1999-2004 гг.
Показатель 1999 2000 2001 2002 2003 2004 (план)
Федеральный бюджет, млрд р. 664.7 1 029.2 1 325.7 1 947.4 2 345.6 2 659.4
Расходы на образование:
в млрд р. 20.9 38.1 54.5 81.7 97.67 117.79
в % к предыдущему году 143.1 182.2 143.0 149.9 119.5 120.6
Доля расходов на образование 3.1 3.7 4.11 4.2 4.16 4.43
в федеральном бюджете, %
Н.Н. Уваров. Образование и рынок
Таблица 2
Динамика доли расходов на образование в 2002-2004 гг.
Наименование 2002 2003 2004
млрд р. % расх. % ВВП млрд р. % расх. % ВВП млрд р. (проект) % расх. % ВВП
ВВП 10 863.0 13 250.0 15 300.0
Федеральный бюджет, всего 1 947.4 2 345.6 2 659.5
Образование 81.7 4.2 0.75 97.7 4.16 0.74 117.8 4.43 0.77
Расходы федерального бюджета по системе Минобразования России на приобретение оборудования возросли с 1.6 млн р. в 1999 г. до 1 511 млн р. в 2002 г. В федеральном бюджете на 2003 г. было заложено увеличение этих средств еще в 1.7 раза по сравнению с 2002 г. Это составило в 2003 г. по образованию в целом 3.5 млрд р., в том числе по системе Министерства образования более 2.3 млрд р.
В 1999 и 2000 гг. практически не финансировались расходы на пополнение библиотечного фонда. Положение начало исправляться только в 2001 г. -на пополнение библиотек было израсходовано 0.5 млрд р., примерно столько же - в 2002 г., а в бюджете на 2003 г. эта цифра увеличена в 2.1 раза и расходы достигнут 0.9 млрд р.
Аналогичное положение дел складывается с затратами на капитальный ремонт учебных зданий. По системе Минобразования России в 1999 г. они составили всего 6 млн р. В 2000 г. эти расходы возросли в 135 раз - до 825 млн р. В 2001 г. планировалось увеличить эти расходы еще на 25 %. По итогам исполнения федерального бюджета за 2002 г. расходы на капитальный ремонт учебных зданий увеличились в 2.8 раза по сравнению с 2001 г. В федеральном бюджете 2003 г. расходы на капитальный ремонт составили 6 млрд р., в том числе по Минобразования России - почти 4 млрд р.
Увеличение бюджетного финансирования позволило решить ряд задач по модернизации отечественной системы образования.
В Национальной доктрине образования РФ, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 751 от 04.10.2000, сформулированы основные цели и задачи образования на перспективу.
Основные цели и задачи образования
Система образования призвана обеспечить:
- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества и свободы личности, обладающих высокой нравствен-
ностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
- формирование культуры мира и межличностных отношений;
- разностороннее и своевременное развитие у молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
- формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции; обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки; систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
- непрерывность образования в течение всей жизни человека;
- многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание;
- преемственность уровней и ступеней образования;
- создание программ, реализующих информационные технологии в образовании, и развитие открытого образования;
- академическую мобильность обучающихся;
- развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;
- подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;
- воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;
- противодействие негативным социальным процессам;
- экологическое воспитание, формирование бережного отношения населения к природе.
Исходя из национальной доктрины государство должно обеспечивать:
- реализацию конституционных прав и равных возможностей различными социальными слоями и территориальными группами населения для получения бесплатного образования высокого качества;
- формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства, светского характера образования;
- условия для получения всеми детьми основного общего образования, предусмотрев ответственность органов государственной власти, местного самоуправления и родителей (лиц, их заменяющих) за нарушение конституционных прав детей на получение основного общего образования;
- нормативное финансирование образовательных учреждений; свободный выбор направлений и форм образования с учетом потребностей, возможностей граждан, а также ситуации на рынках труда образовательных услуг.
В доктрине сформулированы другие задачи развития образования. Однако недостаточное финансирование вызывает необходимость привлечения внебюджетных средств; низкая зарплата, стипендия и их несвоевременные выплаты, а также старение учебно-материальной базы вызвали отток как молодых, так и опытных работников за рубеж и в коммерческие структуры.
Рост цен и высокие темпы инфляции в 1992-1995 гг поставили систему образования на грань разорения. Учебные заведения должны шире привлекать внебюджетные поступления (источники финансирования). Они связаны с рыночным механизмом хозяйствования.
Статьей 45 закона «Об образовании» предусматривается, что «государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, организациям и учреждениям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), непредусмотренные соответствующими образовательными предметами и государственными образовательными стандартами». В то же время «доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения за вычетом доли учредителя (собственника), реинвестируется (возвращается) в данное образовательное учреждение, в том числе на увеличение расходов на заработную плату, по его усмотрению. Данная деятельность не является предпринимательской».
В статье 45 подчеркивается, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемые за счет средств бюджета «в случае нарушения данного ус-
ловия полученные средства будут изъяты в пользу учредителя (собственника), хотя образовательное учреждение может оспорить принятое решение».
В негосударственных образовательных учреждениях плата взимается за обучение по государственным стандартам и дополнительным услугам, и их деятельность не считается предпринимательской, если доход тратится на развитие образования и зарплату работников данного учреждения. Отношения между учащимися или их родителями с образовательным учреждением регулируются договором, в котором определяется уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия.
Статьей 47 настоящего закона разрешается образовательному учреждению заниматься предпринимательской деятельностью, предусмотренной его уставом. К ней относятся:
- реализация, сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;
- торговля покупными товарами, оборудованием;
- оказание посреднических услуг;
- долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
- приобретение акций, облигаций и иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
- ведение приносящих доход иных внереализационных операций, предусмотренных уставом, но непосредственно не связанных с собственным производством продукции, работ, услуг и с их реализацией.
Если доход от продукции, работ, услуг не реализуется на развитие образовательного учреждения, в том числе и на заработную плату, то он относится к предпринимательской деятельности.
В своей предпринимательской деятельности образовательные учреждения приравниваются к предприятию и подпадают под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности.
Однако учреждения или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.
Что касается индивидуальной трудовой педагогической деятельности, сопровождающейся получением доходов, то она рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством РФ. Она не лицензируется. При ее регистрации заявитель представляет в соответствующий орган местного самоуправления только заявление и документ об уплате регистрационного сбора. Физические лица, не зарегистрировавшие индивидуальную педагогическую деятельность, несут ответственность согласно законодательству РФ, и их доход может быть конфискован в пользу органов местного самоуправления.