Научная статья на тему 'Education and Market'

Education and Market Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уваров Н. Н.

In this work the author analyses the problems of education in the market economy society and the role of the state in developing educational politics. The authour pays spesial attention to the purposes and tasks of the education in modern society and their normative base of their realization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Education and Market»

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

H.H. Уваров ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК

Московский государственный областной педагогический университет

В преамбуле Закона Российской Федерации «Об образовании» под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданами (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (общеобразовательных цензов)».

«Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, который утверждается соответствующим документом».

Реализация указанных процессов осуществляется в образовательных учреждениях, которые могут отличаться определенным эксполитическим характером.

Образовательные учреждения носят некоммерческий характер, так как ценою их деятельности является оказание образовательной услуги, а не извлечение прибыли. Это следует из понятия юридического лица, приведенного в Гражданском кодексе РФ. «Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве своей цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)». Наряду с образовательной деятельностью, связанной с исполнением стандартов, дополнительные услуги и деятельность негосударственных образовательных учреждений относятся к некоммерческой деятельности, так как она связана с затратами на образование и увеличение зарплаты.

Образовательная услуга является общественным благом.

Зарубежные экономисты выделяют 3 группы товаров и услуг: «частные блага», «общественные блага»

и «промежуточные блага». Данная классификация зависит от характера потребления продукции во времени и пространстве. Под потреблением во времени разумеется количество времени, которое человеку требуется для потребления какого-то продукта. Время потребления может быть коротким и продолжительным. Потребление в пространстве зависит от количества человек, которые вместе могут потреблять тот или иной продукт.

В условиях социально-экономического кризиса сократились расходы на образование. Хотя в последние годы благодаря усилиям Минобразования России было увеличено финансирование системы образования и доведено в 2001 г. до 48.8 млрд р., а Мин-образованию РФ - до 34.4 млрд р., что в 1.52 раза больше. Однако это финансирование обеспечивает потребности отрасли в денежных ресурсах на 5560 %, что свидетельствует о недофинансировании затрат на текущий ремонт, строительство, приобретение оборудования и ТСО, а также по другим видам затрат. Начиная с 1992 г. сформировалась тенденция к снижению расходов на образование по сравнению с общими расходами федерального бюджета. Так, в 1992 г. доля расходов на образование составила только 3.45 %, что является самым низким показателем за минувшее десятилетие. Начиная с 1999 г ситуация значительно изменилась (см. табл. 1).

Удельный вес федеральных расходов на образование в расходной части федерального бюджета вырос с 3.45 % в 1998 г. до 4.43 % по проекту 2004 г. (табл. 2). Таким образом, в течение последних лет сохраняется увеличение доли расходов на образование в федеральном бюджете, что позволяет говорить о тенденции опережающего роста как экономическом факторе приоритетности образования.

Таблица 1

Расходы на образование в федеральном бюджете в 1999-2004 гг.

Показатель 1999 2000 2001 2002 2003 2004 (план)

Федеральный бюджет, млрд р. 664.7 1 029.2 1 325.7 1 947.4 2 345.6 2 659.4

Расходы на образование:

в млрд р. 20.9 38.1 54.5 81.7 97.67 117.79

в % к предыдущему году 143.1 182.2 143.0 149.9 119.5 120.6

Доля расходов на образование 3.1 3.7 4.11 4.2 4.16 4.43

в федеральном бюджете, %

Н.Н. Уваров. Образование и рынок

Таблица 2

Динамика доли расходов на образование в 2002-2004 гг.

Наименование 2002 2003 2004

млрд р. % расх. % ВВП млрд р. % расх. % ВВП млрд р. (проект) % расх. % ВВП

ВВП 10 863.0 13 250.0 15 300.0

Федеральный бюджет, всего 1 947.4 2 345.6 2 659.5

Образование 81.7 4.2 0.75 97.7 4.16 0.74 117.8 4.43 0.77

Расходы федерального бюджета по системе Минобразования России на приобретение оборудования возросли с 1.6 млн р. в 1999 г. до 1 511 млн р. в 2002 г. В федеральном бюджете на 2003 г. было заложено увеличение этих средств еще в 1.7 раза по сравнению с 2002 г. Это составило в 2003 г. по образованию в целом 3.5 млрд р., в том числе по системе Министерства образования более 2.3 млрд р.

В 1999 и 2000 гг. практически не финансировались расходы на пополнение библиотечного фонда. Положение начало исправляться только в 2001 г. -на пополнение библиотек было израсходовано 0.5 млрд р., примерно столько же - в 2002 г., а в бюджете на 2003 г. эта цифра увеличена в 2.1 раза и расходы достигнут 0.9 млрд р.

Аналогичное положение дел складывается с затратами на капитальный ремонт учебных зданий. По системе Минобразования России в 1999 г. они составили всего 6 млн р. В 2000 г. эти расходы возросли в 135 раз - до 825 млн р. В 2001 г. планировалось увеличить эти расходы еще на 25 %. По итогам исполнения федерального бюджета за 2002 г. расходы на капитальный ремонт учебных зданий увеличились в 2.8 раза по сравнению с 2001 г. В федеральном бюджете 2003 г. расходы на капитальный ремонт составили 6 млрд р., в том числе по Минобразования России - почти 4 млрд р.

Увеличение бюджетного финансирования позволило решить ряд задач по модернизации отечественной системы образования.

В Национальной доктрине образования РФ, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 751 от 04.10.2000, сформулированы основные цели и задачи образования на перспективу.

Основные цели и задачи образования

Система образования призвана обеспечить:

- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества и свободы личности, обладающих высокой нравствен-

ностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

- формирование культуры мира и межличностных отношений;

- разностороннее и своевременное развитие у молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

- формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции; обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки; систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

- непрерывность образования в течение всей жизни человека;

- многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание;

- преемственность уровней и ступеней образования;

- создание программ, реализующих информационные технологии в образовании, и развитие открытого образования;

- академическую мобильность обучающихся;

- развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;

- подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;

- воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;

- противодействие негативным социальным процессам;

- экологическое воспитание, формирование бережного отношения населения к природе.

Исходя из национальной доктрины государство должно обеспечивать:

- реализацию конституционных прав и равных возможностей различными социальными слоями и территориальными группами населения для получения бесплатного образования высокого качества;

- формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства, светского характера образования;

- условия для получения всеми детьми основного общего образования, предусмотрев ответственность органов государственной власти, местного самоуправления и родителей (лиц, их заменяющих) за нарушение конституционных прав детей на получение основного общего образования;

- нормативное финансирование образовательных учреждений; свободный выбор направлений и форм образования с учетом потребностей, возможностей граждан, а также ситуации на рынках труда образовательных услуг.

В доктрине сформулированы другие задачи развития образования. Однако недостаточное финансирование вызывает необходимость привлечения внебюджетных средств; низкая зарплата, стипендия и их несвоевременные выплаты, а также старение учебно-материальной базы вызвали отток как молодых, так и опытных работников за рубеж и в коммерческие структуры.

Рост цен и высокие темпы инфляции в 1992-1995 гг поставили систему образования на грань разорения. Учебные заведения должны шире привлекать внебюджетные поступления (источники финансирования). Они связаны с рыночным механизмом хозяйствования.

Статьей 45 закона «Об образовании» предусматривается, что «государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, организациям и учреждениям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), непредусмотренные соответствующими образовательными предметами и государственными образовательными стандартами». В то же время «доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения за вычетом доли учредителя (собственника), реинвестируется (возвращается) в данное образовательное учреждение, в том числе на увеличение расходов на заработную плату, по его усмотрению. Данная деятельность не является предпринимательской».

В статье 45 подчеркивается, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемые за счет средств бюджета «в случае нарушения данного ус-

ловия полученные средства будут изъяты в пользу учредителя (собственника), хотя образовательное учреждение может оспорить принятое решение».

В негосударственных образовательных учреждениях плата взимается за обучение по государственным стандартам и дополнительным услугам, и их деятельность не считается предпринимательской, если доход тратится на развитие образования и зарплату работников данного учреждения. Отношения между учащимися или их родителями с образовательным учреждением регулируются договором, в котором определяется уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия.

Статьей 47 настоящего закона разрешается образовательному учреждению заниматься предпринимательской деятельностью, предусмотренной его уставом. К ней относятся:

- реализация, сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;

- торговля покупными товарами, оборудованием;

- оказание посреднических услуг;

- долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

- приобретение акций, облигаций и иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

- ведение приносящих доход иных внереализационных операций, предусмотренных уставом, но непосредственно не связанных с собственным производством продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Если доход от продукции, работ, услуг не реализуется на развитие образовательного учреждения, в том числе и на заработную плату, то он относится к предпринимательской деятельности.

В своей предпринимательской деятельности образовательные учреждения приравниваются к предприятию и подпадают под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности.

Однако учреждения или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.

Что касается индивидуальной трудовой педагогической деятельности, сопровождающейся получением доходов, то она рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством РФ. Она не лицензируется. При ее регистрации заявитель представляет в соответствующий орган местного самоуправления только заявление и документ об уплате регистрационного сбора. Физические лица, не зарегистрировавшие индивидуальную педагогическую деятельность, несут ответственность согласно законодательству РФ, и их доход может быть конфискован в пользу органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.