Научная статья на тему 'Эдуардо Николь: жизнь и творчество'

Эдуардо Николь: жизнь и творчество Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
69
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эдуардо Николь: жизнь и творчество»

D

ИСШС Ш галеРея

мышлению апофатическому, религиозному в своей основе. Социальное и культурное пространство не отделено у Ф.М.Достоевского от пространства метафизического, но встроено в него. Таким образом, жизнь, со всеми ее социальными и политическими потрясениями, приобретает глубокий смысл и значение. А история народов предстает как грандиозная история религиозных исканий человечества, его стремления к единению и бессмертию.

1. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. - Москва: Современник, 1989. - С.373.

2. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Москва: Современник, 1989. - Ч.2. - С.342.

3. Там же. - С.357.

4. Достоевский Ф.М. Бесы. - Москва: Правда, 1990. - С.395.

5. Достоевский Ф.М. Идиот. Москва: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; Харьков: Фолио, 1998. - С.391.

6. Достоевский Ф.М. Бесы. - Москва: Правда, 1990. - С.408.

7. Там же. - С.390.

8. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. - Москва: Современник, 1989. - С.47.

9. Достоевский Ф.М. Бесы. - М.: Правда, 1990. - С.234.

10. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Москва: Современник, 1989. - Ч.2. - С.342.

11. Достоевский Ф.М. Бесы. - М.: Правда, 1990. - С.256.

12. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. - М.: Современник, 1981. - Ч.1. - 125 с.

Po6epTo ^нсалез ^oxoca

ЭДУАРДО НИКОЛЬ: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

Роберто Гонсалез Инохоса

профессор- исследователь Гуманитарного факультета Автономного университета штата Мехико, Мексика

13 декабря 2007 года исполняется столетие со дня рождения выдающегося мексиканского философа Эдуардо Николя. Ученики и коллеги, знавшие мыслителя, единодушно отмечают, что он учил мыслить и уважать достоинство своего ближнего; его тексты отличаются оригинальностью, ясностью, логической продуманностью, глубоким содержанием и изяществом стиля. Как любил говорить Николь, ясность и логичность философского дискурса - залог духовного здоровья его автора.

Полное имя нашего автора - Эдуардо Хосе Григорио Николь Франциска, и его жизнь отмечена двойным рождением: физическим появление на свет и духовным становлением в качестве мыслителя. Физическое рождение Николя произошло в в 1907 году, Испании, в Барселоне. После окончания в 1928 году философского факультета Барселонского университета будущий философ начинает свою карьеру в качестве переводчика. В 1929 году он избирается секретарем фонда Берната Метхе, в задачу которого входил перевод древнегреческих и латинских текстов на каталанский язык. В 1933 году Эдуардо Николь становится штатным профессором кафедры философии института Салмерона в Барселоне и его преподавательская деятельность продолжалась вплоть до окончания гражданской войны в Испании, после чего он был вынужден эмигрировать во Францию, а в июне 1939 году французский корабль доставил его в мексиканский порт Веракрус. Судьба уготовила ему пятьдесят оставшихся лет провести на своей новой родине - в Мексике. Так произошло второе рождение Эдуардо Николя как философа. Выступая на своем восмидесятилетнем юбилее, на котором ему было присуждено почетное звание заслуженного профессора Национального Автономного университета Мексики, он сказал: «Здесь, в Мексике не очень принимают во внимание то, что мы

сделали и то, кем мы были раньше, поэтому можно сказать, что мы родились в 1939 году». (Maestros del exilio español, Las Jornadas, 1988, No. 4, p. 9)

С точки зрения Эдуардо Николя, в истоках всякой философии находится надежда. Надежда - это то, что дает необходимый импульс к поиску истины. Надежда присуща всякому человеку, имманентно воспринимающего себя в качестве существа несамодостаточного, а, стало быть, надежда - это компенсация, восполнение существования человека, обойденного вниманием богов или природы. Как существо надеющееся, человек вынужден проектировать себя в будущее, сознавать себя в качестве конечного сущего. Можно сказать, что только будучи существом конечным, человек может на что-то надееться. Именно надежда, имманентно присущая философии, сообщает смысл мудрости в её усилии отыскать истину. Не достаточно утверждать, что всякая истина - это приобретение, необходимо добавить, что всякая истина требует немалых усилий для своего достижения, и это усилие превращает философа в её неустанного искателя. Истина - это результат любовного вслушивания в зов бытия. Здесь находится средостение двух фундаметальных понятий человеческого бытия - надежды и любви. Истина могла родиться только из соединения этих двух чувств. Можно сказать, что философ - это человек, решивший сотворить из любви к постижению истины собственный образ жизни. Но существует множество форм проявления любви. Разумеется, любовь всегда направлена на ближнего, ибо только через любовь человек может попытаться преодолеть в себе несамодостаточность, на которую изначально обрекли его природа или боги. Искать истину - значит, любить её, - значит, помогать своему ближнему, переноситься в бытие другого, тем самым, дополняя и обогащая собственное бытие. Постижение бытия в его явлении, в его выражении требует коллективых усилий, и оно, в известном смысле, задано человеческому разуму. Но истина, как выражение бытия, должна быть свободным от мелких или низменных интересов субъекта, её искателя.

В 1940 году Эдуардо Николь занимает должность штатного профессора факультета философии и словесности Национального Автономного университета Мексики. В 1941 году выходит в свет его первая книга Психология жизненных ситуаций (Psicología de las situaciones vitales). В 1946 году Николь публикует первым изданием вторую свою книгу Идея человека (La idea del

галерея

hombre). Это произведение - результат исследовательского проекта, осуществленного за счет стипендии, полученной из Фонда Рокфеллера. В 1950 году философ издает работу под названием Историцизм и экзистенциализм, темпоральность бытия и разума (Historicismo y existencialismo, la temporalidad del ser y la razón), в которой прослеживаются контуры будущих идей, связанных с проектом осуществления рефрмы и революции в философии. В 1953 году выходит из печати Человеческое призвание (La vocación humana). В 1955 году Николь становится основателем и главным редактором философского ежегодника Diánoia. В 1957 году он публикует Метафизику экспрессии (Metafísica de expresión), один из главных своих трудов, оказавший значительное влияние на латиноамериканскую и европейскую мысль и являющийся несомненной вершиной в его творчестве. В 1965 году выходит в свет другая монументальная работа Николя под названием Принципы науки (Los principios de la ciencia), способная украсить любую философскую библиотеку мира. В 1972 году Николь публикует Будущее философии (El porvenir de la filosofía). В 1974 году он издает расширенный и дополненный вариант Метафизики экспрессии, а в 1977 году переиздает новую версию Идеи человека. В 1980 году выходит из издательства Реформа философии (La reforma de la filosofía), а в 1981 издается Агония Протея (La agonía de Proteo). В 1982 году появляется ещё один монументальный труд мексиканского философа: Критика символического разума, революция в философии (La crítica de la razón simbólica, revolución en la filosofía). В этом произведении осуществлен синтез идей, развитых Николем в своих предшествующих работах. В 1990 году печатается книга под названием Возвышенные формы речи: поэзия и философия (Formas de hablar sublimes: poesía y filosofía), которой суждено стать последним прижизненным изданием нашего автора. Скончался Эдуардо Николь 6 мая 1990 года в городе Мехико на 82 году жизни. Внешне бедная эффектными событиями, вся жизнь мексиканского философа была наполнена интенсивным творческим трудом, посвящена реализации главного его призвания - призвания размышлять. «Мое интеллектуальное усилие было весьма значительным, -пишет о себе Николь,- хотя результат (если честно признаться) не поднимался до той высоты, которую я мог бы себе пожелать в годы моей самоуверенной юности. Могу сказать, что в своем философском творчестве я стремился выразить две вещи: веру и метод. Веру в разум истины и метод, без которого разум не способен быть направленным в русло строгого дискурса» (Eduardo Nicol. Palabras de agradecimiento. En: El ser y la expresión. Homenaje a Nicol. UNAM, México, 1990, pp. 29-30). Эту веру в

разум истины можно также истолковать как надежду человека на самого себя, надежду на открытие истины посредством метода. Метод накладывает запрет на произвол и обязывает исследователя к уважительному отношению к другому, к объективному воспроизведению и анализу предмета исследования. Без метода разум неспособен осуществить логически-строгий дискурс, ибо метод - это очищение, это любовь к мудрости, которая, как и всякая подлинная любовь, освобождает человека от корыстных интересов. Можно утвержать, что в творчестве Николя любовь возвышается до уровня экзистенциального метода науки.

Главный вклад мексиканского мыслителя в сокровищницу философской мысли следует, на наш взгляд, искать в его онтологии, в идеи бытия, изложенной в Критике символического разума. Центральный тезис этой работы - мысль о том, что новый путь метафизики начинается с утверждения бытия не в качестве проблемы, а в качестве первичной очевидности. Бытие есть то, что находится у всех перед глазами, это первая и самая достоверное достояние человека. С точки зрения Николя, всякое вопрошание с необходимостью предполагает идею очевидности бытия. Наличие бытия - это то единственное, что давлеет самое себя, покоится на своем собственном основании; как бы там ни было, а бытие всегда находится здесь, всегда присутствует.

Философия Николя именуется «феноменологической диалектикой» по весьма простой причине: человек всегда имеет дело с бытием, ибо сама реальность всегда реализует себя через явления, выступает в качестве феномена, который, выражая бытие, служит его разверткой, ибо бытие не может не проявлять себя во всяком сущем. Эта очевидность открывается человеку в диалоге. Логос - это диа-лог; смысл его интенции - в тяготении к другому. Отсюда вытекает задача - тематизировать бытие человека как экспрессию: ведь человек всегда выражает себя вовне, в мире созданного им духа и культуры.

Идею человека как экспрессии бытия Николь в свою очередь связывает с идеей человека как существа несамодостаточного. Человек - это единственное сущее, которое, чтобы существовать, обязано выражать себя в действии и в мысли. Посредством экспрессии каждый человек вступает в контакт с другим человеком. Экспрессия - это человеческий способ соединяться с другим, впускать бытие другого в окрестность собственного бытия. В то же самое время, экспрессия - это осуществление свободы; человек должен быть свободным уже потому, что по самой своей сущности он неполон. Смысл экспрессии - в онтологичеком дополнении несамодостаточности человеческого бытия.

Перевод с испанского М. А. Малышева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.