Научная статья на тему 'Единство задач правовой политики и искусства: теоретико-методологический дискурс'

Единство задач правовой политики и искусства: теоретико-методологический дискурс Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовая политика / искусство / справедливость / правопорядок.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Васильева Е.Н.

В статье рассматривается единообразие задач правовой политики (политики права) и искусства в установлении сбалансированного и гармоничного миропорядка и правопорядка. Установление справедливости в сфере общественных отношений декларируется как в Основном Законе, так и в произведениях искусства, которая в идеале востребована всей человеческой общностью. Нахождение путей и способов формирования упорядоченности отношений человека, общества и государства представляет собой такую социокультурную проблему, изучению которой должны уделять внимание теоретическое правоведение и социогуманитарные науки в междисциплинарном контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Единство задач правовой политики и искусства: теоретико-методологический дискурс»

GS4 ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -6-379-383 ВАСИЛЬЕВА Евгения Николаевна,

УДК 342 соискатель кафедры теории и истории государства и права

Казанского (Приволжского) федерального университета

г. Казань, Республика Татарстан, е-mail: mail@law-books.ru

ЕДИНСТВО ЗАДАЧ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ И ИСКУССТВА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

Аннотация. В статье рассматривается единообразие задач правовой политики (политики права) и искусства в установлении сбалансированного и гармоничного миропорядка и правопорядка. Установление справедливости в сфере общественных отношений декларируется как в Основном Законе, так и в произведениях искусства, которая в идеале востребована всей человеческой общностью. Нахождение путей и способов формирования упорядоченности отношений человека, общества и государства представляет собой такую социокультурную проблему, изучению которой должны уделять внимание теоретическое правоведение и социогуманитарные науки в междисциплинарном контексте.

Ключевые слова: правовая политика, искусство, справедливость, правопорядок.

VASILYEVA Evgeniya Nikolaevna,

Candidate of the Department of Theory and History of State and Law

Kazan (Volga Region)Federal University Kazan, Republic of Tatarstan

THE UNITY OF THE TASKS OF THE LEGAL POLICY AND ART: THE THEORETICAL AND METHODOLOGICAL DISCOURSE

Annotation. The article considers the uniformity of the tasks of legal policy (the policy of law) and art in establishing a balanced and harmonious world order and law and order. The establishment of justice in the sphere of public relations is declared both in the Basic Law of Russia and in works of art, which is ideally in demand by the entire human community. Finding ways and means of forming the order of relations between a person, society and the state is a socio-cultural problem that theoretical jurisprudence and socio-humanitarian sciences should pay attention to in an interdisciplinary context.

Key words: legal policy, art, justice, law and order.

Доктрина современной правовой политики (политики права) России, расширяясь одновременно в различные сферы социогуманитаристики, обнаруживает необходимость междисциплинарного диалога с такой духовно-практической областью человеческой деятельности как искусство. Право и искусство как обоюдосвязанные социокультурные феномены сопряжены в единстве своих целей и задач по установлению справедливого, гармоничного и сбалансированного миропорядка. Последний в юридической науке (с учетом предмета ее исследований) интерпретируется в качестве право- и законопорядка, что в соответствии с различными типами правопонимания, находит свое отражение при обосновании той или иной теоретической конструкции [9].

Правовая политика, построение концепции которой приходится на «золотой век» русского правоведения с середины XIX в., обосновывалась в трудах отечественных юристов в качестве мировоззренческой универсалии, способной использовать закон и, в целом, право для установления справедливости в обществе. Плеяда русских правоведов: С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин, Н.С. Тимашев, Д.Г. Гурвич, Г.Ф. Шершеневич, Ю.Э. Янсон и многие другие, придавали изучению права широкий социокультурный диапазон, сосредотачиваясь на «назревших вопросах правовой жизни» (Б.А. Кистяковский).

Понимание правовой политики (политики права) известным правоведом и политическим деятелем С.А. Муромцевым в качестве «искус-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

ства управления делами общества», принципиально модифицировало представление о праве в сугубо нормативистском его предназначении («право - воля суверена»), хотя и не отрицало его полностью. Правовая политика, по мнению С.А. Муромцева, - теория искусства, должна определять «что должно быть и к чему следует стремиться», установить цели, задачи, приемы и способы, которыми должны руководствоваться законодатели и судьи [5].

Паттерны правовой политики, моделируемые юридической наукой с середины XIX в., приобрели свою популярность в современном теоретическом правоведении и получили свое развитие в трудах Саратовской научной школы (Н.И. Мату-зов, А.В. Малько, В.А. Рудковский, О.Ю. Рыбаков и др.)

Правовая политика [12, 13] - «стратегия и тактика развития права» (А.В. Малько) и ее методологическое значение получают воплощение в социальной действительности как: 1) явление правовой реальности; 2) юридическая категория; 3) научная теория; 4) публичная, динамичная и имеющая прогнозируемый характер деятельность, подчиняющая позитивное право - естественному в условиях абсолютного признания, соблюдения и защиты государством прав и свобод человека и гражданина [7]. В этом смысле правовая политика базируется на Основном Законе и основной ее задачей, как и собственно самого права, является повышение качества жизни российских граждан, [8] установление сбалансированного порядка в сфере общественных отношений и создание надлежащих условий для самореализации и развития личности.

Со времен Л. Фейербаха, утвердившего человека «центром всей методологии», социальное познание изменяет направления познания всего того, что связано с человеком и необходимо ему. В этой связи получает свое развитие и семиотика, изучающая свойства знаковых систем и знаков, в числе которых можно рассматривать символы, знаки и «языки искусства» (В.П. Коха-новский). Через последние в сознании, в том числе правовом сознании, отражаются смыслы и значения мира культуры, в том числе правовой культуры, оказывающей чрезвычайно важное воздействие на развитие человека.

В междисциплинарном (право, культурология, этика и др.) контексте можно утверждать, что человеческое развитие представляет собой постоянное совершенствование чувственной сферы и становится возможным при сознательном движении к гуманизации собственных эмоций. Данная проблема является актуальной для всего социума, но особенно для юридического образования, в котором на современном этапе

правокультурные процессы находятся в кризисном состоянии. [10] Такое развитие осуществляется посредством восприятия искусства, которое способно гармонизировать чувства, возвышать их. Другая задача искусства состоит в том, чтобы придать чувствам эстетику, так как чувство прекрасного одухотворяет человека, вносит в его внутренний мир гармонию, формирует эстетически ценностные ориентации, развивает его эстетический вкус. Искусство воспитывает наше ощущение меры и гармонии, что позволяет обеспечить социализацию и правовую культуру.

Искусство противостоит утилитарности жизни. Создавая предметы искусства, художник не задумывается об их удобстве или практической пользе, так как искусство в первую очередь направлено на духовное воздействие. Задача искусства помочь сформировать личность, вовлечь человека в духовную сферу посредством приоритета духовного над материальным. Обыденное в искусстве приобретает черты высокой духовности, потребности и интересы личности переключаются в духовную сферу.

Искусство действует на человеческое подсознание. Если в творческом процессе эмоции переходят из бессознательного в сознательное, то при восприятии искусства происходит обратной процесс. В. Волошинов утверждает, что «всякий художественный образ всегда апеллирует к бессознательному, но в такой форме, что обманывает и успокаивает сознание. Это благородный обман: он позволяет изжить общечеловеческие комплексы» [2].

Человеку свойственны некоторые особенности, которые невозможно найти в дикой природе, к примеру, воображение, абстрактное мышление, память и чувства. Эти способности можно развивать только с помощью искусства.

Аристотель писал: «от прочих животных человек отличается тем, что имеет знания о добре и зле, о справедливости и несправедливости» [1].

Понимание социумом справедливости менялось вместе с обществом: Ф. Энгельс писал: «Справедливость греков и римлян находила справедливым рабство; справедливость буржуа 1798 года требовала устранения феодализма, объявленного несправедливым» [4].

Через понятие справедливости общество формирует представление о должном поведении людей. Сегодня жить справедливо означает жить в соответствии с нормами общественного поведения, которые закреплены в законе. Однако регулятором человеческого сознания выступает совесть.

Совесть — это личностное осознание собственной ответственности перед обществом. Однако также можно говорить о коллективной

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

совести, которая является общим чувством ответственности за то или иное событие, возникающее в социуме (Пример: память о жертвах Холокоста в Германии). Таким образом, совесть, действуя на уровне подсознания, инициирует человека к соблюдению моральных норм.

Следование принципам морали и соблюдение нравственных законов также объясняется через моральную мотивацию. Теория моральной мотивации разработана Г. Гумницким, который утверждал, что моральный поступок является реализацией морального мотива. Гумницкий выделяет следующие виды морального мотива: 1) мотив долга, 2) мотив гуманности, 3) мотив справедливости (определяющие мотивы); и вторичные мотивы (контрольные), например, совесть [3].

Для создания мотивации у личности необходим моральный идеал - представление о том, как в идеале должно поступать моральное общество, моральный индивид. Стремление к такому идеалу является моральной целью, но без моральных представлений (морального сознания) такое стремление и поступки остаются бессмысленными. Аналогично рассуждают и представители юридической науки, обращая свое внимание на необходимость моральных и нравственных установок права. [11]

В идеале, задача искусства в гуманизации человека, совершенствовании его нравственных идеалов. Однако не раз отмечалось и обратное влияние искусства. Ж.-Ж. Руссо в работе «Способствовало ли восстановление наук и искусств восстановлению нравов...» делает вывод о пагубном влиянии искусства на общественную мораль. Он пишет: «когда изысканность и утонченный вкус свели искусство к определенным правилам, в наших нравах воцарилось пошлое и обманчивое однообразие, и кажется, что все умы отлиты по одному образцу» [6].

С развитием социума искусство из «отражения действительности» становилось «другой реальностью», привилегированным возможным миром, более «истинным», чем существующий социальный мир.

В этом смысле, социально-правовая реальность делится на ту, что существует, и ту, что должна существовать. Этот разрыв говорит о не идеальности устройства общества и права, в которой можно выделить эпохи, когда реальность искусства и права (как представление о том, какой реальность должна быть) вступали в конфликт.

Существует два принципиальных пути взаимодействия искусства и социально-правовой реальности. К примеру, искусство может строго придерживается своих границ путем ухода от социума в связи с критикой. Искусство также может испытывать стремление к прорыву границ

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

и попытке непосредственно воздействовать на повседневные практики и участвовать в них.

К первому типу взаимодействия искусства и правовой повседневности следует отнести просветительское представление об искусстве как отличной от повседневного мира реальности. Это представление является следствием развития книгопечатания и усиливающейся секуляризации общественной жизни. В связи с этим, граница между искусством и тем миром, где живет реципиент печатного текста, становится явной, очевидной для него. Со временем наличие границы стало отличительной чертой искусства, что отражается и на правопонимании.

Процессы изменения сложившейся социальной, в том числе правовой, ситуации сначала накапливаются в искусстве, чтобы потом войти в объективную реальность и стать частью повседневности. Может показаться, что методы, например, авангардного искусства, противопоставлены обыденности, но это не так. Искусство стало общественным достоянием, вышло из музеев и галерей в город. Русский авангард стремился к изменению мира, вследствие чего деятели аван-гарада активно работали с городской средой. Такое восприятие искусства получило дальнейшее распространение и развитие во второй половине XX в. в практике хэппенинга и перформанса. Это искусство, нарушающее собственные рамки, которое стремится быть неискусством и стать самим обществом.

С этим напрямую связана политическая и правовая роль современного искусства. Искусство легитимизирует власть, изображая тех, кто находится у власти. Парадный портрет или статуя способны закрепить в сознании общества факт правления, убедить в необходимости и важности правителя. С другой стороны, в случае явного социального конфликта, искусство может выступить оружием против власти, растерявшей поддержку собственного народа. Таким образом, во времена стабильности и процветания искусство помогает укрепить общество, сплотить народ вокруг власти. Во времена политических кризисов и реализации назревших перемен искусство помогает укрепить дух революционеров или реформаторов, убедить остальных в необходимости перемен.

Тесная связь между искусством и политикой образовалась в XX в., когда Модернизм, зародившийся в конце XIX в. и активно развивавшийся в XX, изменил то, как искусство взаимодействует с политикой. Одно из достижений модернизма это высвобождение художественной формы от каких-либо ограничений, что поспособствовало формированию большого количества новых направлений и медиа в XX в. Искусство освободилось от

давления общества и государства, установив полную открытость самовыражения. Такое искусство неразрывно связано с демократическим строем, так как в авторитарных и тоталитарных государствах искусство зачастую вынуждено выполнять роль пропаганды, выражая волю правящей силы.

В демократическом правовом обществе искусство отделено от государства и общества. Задача искусства — обнаружение своей собственной, внутренней истины, которая выше всякой политической истины, но находится в пределах, очерчиваемых правом.

Эстетическая свобода, свобода самовыражения, свобода художественного вкуса являются следствием свободы граждан и общества. Демократичность искусства отражается в признании всех возможных подходов к творчеству равноправными.

Другая задача искусства заключается в духовном совершенствовании личности, а через это в построении правового государства. Однако искусство в реалиях XXI в. способно к воздействию не только на личность, но напрямую на социально-политические институты. Объединяя в себе социальный протест и образность, искусство способно поддержать существующую идеологию и совершить революцию. С точки зрения права особое значение имеет возможная роль искусства в демократизации общества и формирования правового государства.

Искусство укрепляет права и свободы личности, так как собственным примером показывает, что люди равны, искусство доступно всем и потому несет в себе саму идею равенства и свободы. В современном мире этот процесс демократизации особенно заметен.

Таким образом, публичность и политизированность современного искусства, в частности российского искусства, направлена на то, чтобы заставить общество обратить внимание на ту или иную социальную или политическую проблему. В эпоху постмодерна искусство вступает в активную борьбу с властью за обеспечение граждан правами и свободами, необходимую для построения правового общества и возможность реализации принципа верховенства права.

Учитывая взаимосвязь эмоций и морали, искусство является инструментом воспитания моральных качеств. Искусство кристаллизует эмоционально-идейную и этическую культуру человека, оно способно воспитывать высокие чувства и убеждения, в т.ч. и нравственные.

Один из возможных способов влияния искусства на личность заключается в способности искусства к моделированию. Человеческие поступки зачастую являются следствием полученного опыта. Опыт можно в т.ч. получить через

моделирование ситуаций. Искусство способно преподать человеку важный моральный урок, поставить его в условия, в которых он вряд ли бы смог сам оказаться. Кроме наглядности, искусство способно к эмоциональному убеждению. Оно предлагает человеку сделать осознанный моральный и правовой выбор, прочувствовать всю ответственность за тот или иной поступок. Искусство участвует в закладывании принципов правового государства, продвигая идеи справедливости, равенства и свободы, реализуемые через следование закону и моральным принципам. Искусство всегда было способно провести границу между справедливым и несправедливым и, используя аспект эмоционального восприятия, донести эти идеи, убедить личность.

Таким образом, для получения объективных и всесторонних знаний о взаимодействии правовой политики и искусства в современной реальности, использование принципа развития предмета исследования и иных методологических средств социогуманитаристики в целом становится научной потребностью, удовлетворение которой сегодня возможно в междисциплинарном контексте.

Список литературы:

[1] Аристотель. Политика. - СПб., 1865. - Кн. 1. - Гл. 1. - С. 7 - 8.

[2] Волошинов В.Н. Фрейдизм. - М., 1993. -

С. 58.

[3] Гумницкий Г. Основы этики. - Ч. 1. - С. 51.

[4] Маркс К., Энгельс Ф. - Соч. Т. 18. - С. 273.

[5] Муромцев. С.А. Определение и основное разрешение права / Муромцев С. А.; вступ. ст., коммент. Ю. И. Гревцова. - 2-е изд., доп. - СПб.: Издательский дом СПбГУ; Изд-во юрид. факультета СПбГУ, 2004. - 224 с.

[6] Руссо Жан-Жак. «Рассуждение о науках и искусствах, получившее премию Дижонской академии в 1750 году, на тему, предложенную этой же академией: Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?» // Историко-педа-гогический журнал - 2012. - № 2. - С. 55.

[7] Рыбаков О.Ю. Методологическое значение теории правовой политики // Юридическая наука. - 2017. - № 4. - С. 50 - 53.

[8] Степаненко Р.Ф. Правовое содержание социально-экономической категории «качество жизни»: аналитический дискурс // Вестник РУДН. Сер.: Юридические науки. - 2021. - Т. 25. - № 2. - С. 376 - 394.

[9] Степаненко РФ. Справедливость и зако-нопорядок: теоретико-методологический аспект // Государство и право. - 2020. - № 6. - С. 79 - 89.

[10] Степаненко Р.Ф., Солдатова А.В. Право-культурные процессы в юридическом образова-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

нии: проблемы и перспективы // Вестник ТИСБИ.

- 2021. - № 2. - С. 5 - 12.

[11] Хамидуллина Ф.И. «Основы нравственности» как комплексная юридическая конструкция // Право и государство: теория и практика. - 2018.

- № 1 (157). - С. 71 - 75.

[12] Малько А.В., Костюков А.Н., Кроткова

H.В. Правовая политика в современной России: актуальные проблемы теории и практики (Обзор материалов «круглого стола») // Государство и право. 2019. № 6. С. 130-137. DOI: 10.31857/ S013207690005270-9

[13] Малько А.В., Гурьев В.В., Затонский В.А., Кроткова Н.В. Правовая культура, правовая политика и права человека (Обзор материалов научно-практической конференции) // Государство и право. 2021. № 2. С. 145 - 159. DOI: 10.31857/ S102694520013680-9

Spisok literatury:

[1] Aristotel'. Politika. - SPb., 1865. - Kn. 1. - Gl.

I. - S. 7 - 8.

[2] Voloshinov V.N. Frejdizm. - M., 1993. - S. 58.

[3] Gumnickij G. Osnovy etiki. - Ch. 1. - S. 51.

[4] Marks K., Engel's F. - Soch. T. 18. - S. 273.

[5] Muromcev. S.A. Opredelenie i osnovnoe razreshenie prava / Muromcev S. A.; vstup. st., komment. Yu. I. Grevcova. - 2-e izd., dop. - SPb.: Izdatel'skij dom SPbGU; Izd-vo yurid. fakul'teta SPbGU, 2004. - 224 s.

[6] Russo Zhan-Zhak. "Rassuzhdenie o naukah i iskusstvah, poluchivshee premiyu Dizhonskoj akademii v 1750 godu, na temu, predlozhennuyu etoj

zhe akademiej: Sposobstvovalo li vozrozhdenie nauk i iskusstv uluchsheniyu nravov?" // Istoriko-pedagog-icheskij zhurnal - 2012. - № 2. - S. 55.

[7] Rybakov O.Yu. Metodologicheskoe znachenie teorii pravovoj politiki // Yuridicheskaya nauka. - 2017. - № 4. - S. 50 - 53.

[8] Stepanenko R.F. Pravovoe soderzhanie social'no-ekonomicheskoj kategorii "kachestvo zhizni": analiticheskij diskurs // Vestnik RUDN. Ser.: Yuridicheskie nauki. - 2021. - T. 25. - № 2. - S. 376 -394.

[9] Stepanenko R.F. Spravedlivost' i zakonopo-ryadok: teoretiko-metodologicheskij aspekt // Gosu-darstvo i pravo. - 2020. - № 6. - S. 79 - 89.

[10] Stepanenko R.F., Soldatova A.V. Pra-vokul'turnye processy v yuridicheskom obrazovanii: problemy i perspektivy // Vestnik TISBI. - 2021. - № 2. - S. 5 - 12.

[11] Hamidullina F.I. "Osnovy nravstvennosti" kak kompleksnaya yuridicheskaya konstrukciya // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. - 2018. - № 1 (157). - S. 71 - 75.

[12] Mal'ko A.V., Kostyukov A.N., Krotkova N.V. Pravovaya politika v sovremennoj Rossii: aktual'nye problemy teorii i praktiki (Obzor materialov «kruglogo stola») // Gosudarstvo i pravo. 2019. № 6. S. 130137. DOI: 10.31857/S013207690005270-9

[13] Mal'ko A.V., Gur'ev V.V., Zatonskij V.A., Krotkova N.V. Pravovaya kul'tura, pravovaya politika i prava cheloveka (Obzor materialov nauchno-prak-ticheskoj konferencii) // Gosudarstvo i pravo. 2021. № 2. S. 145 - 159. DOI: 10.31857/ S102694520013680-9

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.