ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА
Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 4 (100). С. 155-171. Domestic and foreign pedagogy. 2024. Vol. 1, no. 4 (100). P. 155-171.
Научная статья УДК 372.881.111.22
doi: 10.24412/2224-0772-2024-100-155-171
ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ:
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ РОССИИ И США
Аида Сергеевна Родоманченко1, Ксения Алексеевна Токарева2
1 2 НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются профессиональные стандарты педагога, используемые в образовательных системах РФ и США. В исследовании также приводится сравнение функций, требуемых от педагогов в различных аспектах российского и американского школьного образования. Цель исследования заключается в выделении единого ядра компетенций школьного учителя в профессиональном стандарте педагога в России и профессиональном стандарте для преподавания английского как нового языка в США. Основными методами исследования послужили сравнительный анализ функций педагога, их обобщение и категоризация. В ходе исследования была составлена сводная таблица, включающая в себя объединенные в несколько групп функции педагога из российского профессионального стандарта и добавленные функции педагога из американского профстандарта для преподавания английского как нового языка. Результаты исследования показали,
А. С. Родоманченко
К. А. Токарева
© Родоманченко А. С., Токарева К. А., 2024
что как в российском, так и в американском профстандарте от учителей требуется в первую очередь знание преподаваемого предмета и его методики обучения. Также учителя России и США должны понимать роль образования в развитии личности, знать возрастные особенности учащихся. Большое значение отводится мотивации и вовлеченности учащихся, а также сотрудничеству преподавателей с коллегами. Среди функций педагога в обоих нормативных документах отмечается знание культурного аспекта обучения и умению работать с учащимися с исключительными потребностями. Выделенное единое ядро компетенций школьного учителя в профессиональных стандартах педагогов России и США позволяет сделать вывод о схожести данных нормативных документов в сфере образования и возможном заимствовании некоторых функций педагога из профессионального стандарта США в профессиональный стандарт РФ.
Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, педагог, учитель, профессиональные умения, профессиональные навыки, модель «знать — уметь — владеть», педагогические функции, компетенции учителя
Для цитирования: Родоманченко А. С., Токарева К. А. Единство противоположностей: сравнительный анализ профессиональных стандартов педагога в образовательных системах России и США // Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 4 (100). С. 155— 171. doi: 10.24412/2224-0772-2024-100-155-171
Original article
UNITY OF OPPOSITES: A COMPARATIVE ANALYSIS OF PROFESSIONAL STANDARDS FOR TEACHERS IN THE EDUCATIONAL SYSTEMS OF RUSSIA AND THE USA
Aida S. Rodomanchenko1, Ksenia A. Tokareva2 1 2 HSE University, Moscow, Russia
Abstract. The article examines the professional standards for teachers used in the educational systems of the Russian Federation and the United States. The study also provides a comparison of the functions required of teachers in different aspects of Russian and American school education. The study is aimed at identifying a common core of school teacher competencies in the professional standard for teachers in Russia and the standard for teaching "English as a New Language" in the United States. The main research methods were comparative analysis of teacher's functions, their generalization and
categorization. In the course of the study, a summary table was compiled, including the functions of a teacher from the Russian professional standard combined into several groups and the added functions of a teacher from the American professional standard for teaching "English as a New Language". The results of the study showed that both the Russian and American professional standards require teachers to have knowledge of the subject being taught and its teaching methodology. Teachers in Russia and the United States are supposed to understand the role of education in personal development and know the age characteristics of students. Among the functions of the teacher, both standards present knowledge of the cultural aspect of teaching and the ability to work with students with exceptional needs. The identified single core of competencies of a school teacher in the professional standards for teachers in Russia and the USA allows us to conclude that these regulatory documents in the field of education are similar and that some functions of a teacher can be borrowed from the US professional standard into the professional standard of the Russian Federation.
Keywords: professional standard for teachers, teacher, professional abilities, professional skills, model "to know, to be able, to possess ", pedagogical functions, teacher's competencies
For citation: Rodomanchenko A. S., Tokareva K. A. Unity of opposites: a comparative analysis of professional standards for teachers in the educational systems of Russia and the USA. Domestic and Foreign Pedagogy. 2024;1(4):155-171. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2024-100-155-171
Введение
За последние 30 лет в России [11] и США [28] начались процессы обновления и реформирования национальных систем образования. Общей тенденцией стало введение единых образовательных стандартов с целью повышения качества образования [13, с. 3]. По сравнению с XX веком большее внимание стало уделяться оценке уровня развития компетенций учителей и процессу их сертификации: c 1987 годa в США и с 2012-го в России.
Практика составления и внедрения профессионального стандарта педагога в США охватывает более долгий период, нежели в России, однако так ли сильно различаются данные профессиональные стандарты или же в них есть общее ядро, применимое для профессии педагога вне зависимости от страны и культуры происхождения? Эти вопросы составляют проблему изложенного в данной статье исследования и определяют ее цель — выделение единого ядра компетенций школьного учителя в профессиональных стандартах педагогов России и США.
Обзор научной литературы по проблеме
Как в российской, так и в зарубежной педагогике широко обсуждаются функции, которые должен выполнять современный учитель [6, с. 2]. Отмечается, что педагогу необходимо уметь интегрировать новые материалы, инструменты и технологии как в процесс обучения [7, с. 3], так и в образовательные материалы [20, с. 4-5]. Педагоги должны обладать глубокими знаниями в своей области [21, с. 2], уметь владеть современными технологиями [19, с. 5], легко приспосабливаться к любым изменениям в сфере образования [23, с. 3; 28, с. 2], а также эффективно решать проблемы, возникающие в процессе обучения [7, с. 2; 27, с. 6].
Изначальной целью разработки профессионального стандарта стала стандартизация набора требований к педагогу, которые обусловлены реальными потребностями современной образовательной системы [18, с. 55]. Однако, прежде чем перейти к ядру компетенций, составляющему основу профстандарта педагога, необходимо уточнить используемую в статье терминологию.
Терминология
Согласно ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», педагог «осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию», учитель «осуществляет обучение и воспитание», преподаватель «проводит обучение» [10, с. 2]. Таким образом, «педагог» является более обширным термином и подразумевает лицо, имеющее специальную подготовку и занимающееся преподавательской и воспитательной работой. Именно поэтому в современном стандарте, описывающем профессиональную педагогическую деятельность, используется понятие «педагог», так как оно шире понятия «учитель» [18, с. 96]. Стоит отметить, что в данной статье термины «педагог», «школьный учитель» и «учитель» используются синонимично.
В российской системе образования профессиональные стандарты представляют системы определения и нормативного подтверждения актуальных и четко сформулированных требований к профессиональной деятельности работников [9, с. 2], уровню знаний, умений, компетенций, к ценностям и личностным характеристикам [4, с. 3].
Профессиональный стандарт «Педагог», действующий в России, наиболее подробно описывает требования к учителям на уровне профессиональных функций, действий, навыков и знаний [3, с. 12].
Под профессиональными умениями часто понимается приобретенное мастерство и способность человека решать проблемы [8, с. 4; 17, с. 12] и выполнять педагогические задачи в соответствии с поставленными целями в изменяющихся условиях [16, с. 29; 14, с. 18]. Умения также предполагают сознательное установление взаимоотношений между целью деятельности и условиями или способами ее выполнения [1, с. 10]. В отличие от навыков, они всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления [12, с. 3]. В то же время навыки включают в себя способность к совершению автоматизированных операций или их сочетания, которая в любой момент может быть реализована [15, с. 28]. Таким образом, навык — автоматизированный способ действия, упроченный, доведенный в результате многократных, целенаправленных упражнений до совершенства выполнения [5, с. 110].
Как было обозначено выше, профессиональный стандарт педагога представляет собой совокупность знаний, профессиональных умений и навыков учителя. Эти важные составляющие компетенций учителя, необходимые для педагогической деятельности, могут быть представлены в формате «знать — уметь — владеть». Каждая из данных категорий отражает определенный набор функций, требуемых от учителя и реализуемых им в различных ситуациях учебного процесса.
Так, рассматривая классификацию «знать — уметь — владеть», заметим, что «знать» подразумевает под собой наличие фактологической информации о предмете или явлении [2, с. 35]; категория «уметь» выражает использование полученных знаний для совершения действия, а также для решения типичных задач на основе воспроизведения стандартных алгоритмов; в то время как «владеть» подразумевает наличие определенного навыка и совершение действия «автоматически», на основе приобретенных знаний, умений и навыков, в том числе в нетипичных ситуациях.
Методология и методы исследования
Материалами для данного исследования послужили профессиональный стандарт «Педагог» [11] и профессиональный стандарт для преподавания английского как нового языка (English as a New Language) [26].
Основными методами исследования являются сравнительный контент анализа функций педагога, указанных в профессиональных стандар-
тах РФ и США, обобщение и категоризация предложенных функций с учетом классификации «знать — уметь — владеть» и затрагиваемых профессиональных и социальных областей. Последнее представляет определенную теоретическую значимость исследования, так как наглядно демонстрирует области ответственности и влияния учителя.
В ходе исследования были подробно изучены такие трудовые функции педагога, как обучение, воспитание и развитие. Важно отметить, что была рассмотрена педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования. Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования не входила в область исследования.
Все трудовые действия, необходимые умения и необходимые знания, обозначенные в профстандарте для каждого трудового действия, были разделены на три категории: «знать», «уметь», «владеть» — с учетом классификации, приведенной выше.
Сравнивая модель «знать — уметь — владеть» с таксономией Блума, можно предположить, что категория «знать» соотносится с уровнем «знание», «уметь» — с уровнем «понимание» и «владеть» — с «применением» [24, с. 4]. Таким образом, в ходе рассмотрения профессионального стандарта педагога необходимые умения были включены в категорию «уметь», а трудовые действия — в категорию «владеть», поскольку обе характеристики подразумевают прикладной характер умений.
Для удобства восприятия трудовые функции в каждой из трех категорий были объединены в группы «преподавание», «оценивание», «семья», «мотивация», «навыки и умения», «сотрудничество», «методика преподавания», «психология», «нормативные документы», «специфика предмета», «воспитательные методы», «процесс обучения», «работа с информацией», «внеурочная деятельность» и «развитие педагога».
Результаты исследования и дискуссия
Как уже отмечалось выше, в России профстандарты представляют собой набор требований и компетенций, которыми должен обладать учитель. При его создании предполагалось [18, с. 98], что благодаря его введению основу российской системы образования будут составлять настоящие профессионалы, умеющие работать с самыми разными категориями учащихся и эффективно взаимодействовать с другими
специалистами. В то же время американские стандарты педагога являются основой для подготовки и оценки уровня квалификации учителей и ставят перед собой задачу повышения статуса преподавания до профессии [25, с. 5].
В ходе проведения сравнительного анализа двух профстандартов в первую очередь были выделены трудовые функции учителя. За основу был взят российский профстандарт, в который были добавлены функции преподавателя из американского профстандарта, отсутствующие в российском. Стоит отметить, что в американском профстандарте представлено больше категорий, чем в российском. В нем также выделяются такие сферы педагогической деятельности, как «непрерывное образование педагога» и «профессиональное лидерство», которые полностью или частично отсутствуют в российском профстандарте. В процессе анализа документов и создания сводной таблицы педагогические функции из данных сфер были отнесены в трудовую функцию «развитие», поскольку они направлены именно на профессиональное развитие педагога. Среди них — сотрудничество с коллегами и повышение качества преподавания, постоянное участие в процессе профессионального роста и постоянный самоанализ и рефлексия. Предполагается, что профессиональное развитие учителя положительно сказывается и на образовательном процессе, и на развитии учащихся. В российском профстандарте трудовая функция «развитие» включает в себя необходимые умения, навыки и знания педагога, направленные на развитие учащихся, а не на профессиональное саморазвитие.
В результате полученная таблица включает в себя трудовые функции педагога, классифицированные по видам профессиональной деятельности, подкатегориям «знать — уметь — владеть» и относящимся к ним педагогическим функциям (рис. 1-4).
В первую очередь оба профстандарта подчеркивают важность знания преподаваемого предмета и методики обучения. Согласно российскому профстандарту, учителя должны быть знакомы с нормативными документами, включая конвенцию о правах ребенка, трудовое законодательство и документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации, и др. Кроме того, учителя должны понимать документацию специалистов — психологов, дефектологов, логопедов и т.д. В американском профстандарте педагог должен знать окружные, государственные и национальные стандарты,
однако требования к знанию иных нормативных документов отсутствуют.
Среди прочих требований — знание основ психодидактики, методики преподавания, знание основных закономерностей возрастного развития и знание роли и места образования в жизни личности и общества. Можно предположить, что поскольку данным трудовым функциям отводится значимая роль, то от российского учителя требуется глубокое знание данных аспектов, которые могут быть применимы как в процессе обучения, так и в процессе воспитания. При этом данные требования лишь частично отражены в американском профстандарте.
[ Ф^иетши ислдгоги США
Разработка II реализация программ учебных днеимиш и и
бекюкиоА и яшфорпюй оброю плгельмой среды а □
Осуществление профессиональноГг деяелыюет в «ниисктйии с чрейэмтсиш федеральных гмудзрстпетп«; евро»мт«лшы* стпнлартои Пд*1[ирон»11« л проведение >чеб«ыж ммитлй СжтслзппсолсИ анллнт эффективности учсСних итгпсП и гадмэдап е обучению а а а в в □
я а в
* в П в в
УУДЛСаина Фиряк/нгаЗинс универсальных учебних действий ¡а п
Н)ЪШ|Н1 Фирчтнгаа! пге изииШи, СгаШших с НКТ п 11
п в
■дютткт* Форшфочиис МОПИРЩЩ V обучсшио в в
Вплде«|ве ф^ивш! и методами «бу-чашв в в
0 б Прпкшаюос В явлен 1 ее 11КТ- нзм пето т юстяыи а □
У 8> о
ч Отпоило!; Прсдосталюте информации об уептп и кятвэсиоспга каждого учащаося гаиг.ии, отмахи П в
с И впгтт сйуоющпхсл В в
Органнмця* рз1Л1[ч1сия ицпив внеурочной деятельности 19 п
Сол« Лилии ранг Жига, шкалы и сообщества адостИЖати абраюватегъных уипг □ в
1 }юрор 1/цровямие}41744"«я ч н* «-.шыт о/ту'рам. юторые .иол да гохК^^ржнвая!«. юг тыпребкосши и
Знание препатаизечоро причета В в
причт финне рлвонеЯ протрзччн к и столики обучсши по данному предчст)' И в
Знание путеП достижения обраюмтсяшь« результвтоп и егеоеобов опенки результатов обучения И И
3 » Меттажч Знание истории, теории, закономерностей н прнннипо» построения и функционировав » образовательных В в
современных пеллгогичеешхтеяиожгий 0 □
т в в в в в и в . в в □
Пасшмпи Знание оона гегихасшяктики, гсолчкудьтурного обрзтоп»1И«, надаюмер«е>стеА поведан« п соеосмыа«
Знание К1ЯШС111П1И о правах ребенка
Знание трудовое» шамнМзгел ьетвэ в и
Рисунок 1. Функции педагога, относящиеся к обучению как профессиональной
деятельности Источник: составлено автором.
Более того, российский педагог должен уметь разрабатывать современные психолого-педагогические технологии. Если сравнивать данный аспект российского профстандарта с американским, то важно подчеркнуть то, что в последнем от педагогов требуется только разработка, планирование и подбор заданий, но не программ учебных дисциплин
или психолого-педагогических технологий. Также в американском профстандарте педагога немалое значение отводится роли семьи в процессе обучения. Согласно указанным в нем функциям педагога, учителя должны предоставлять информацию об успехах и успеваемости учащихся их семьям, поощрять участие семей в образовательном процессе, информировать семьи об имеющихся ресурсах.
Одной из первых функций педагога, указанных в российском профстандарте и отнесенных к категории «владеть», является навык разработки и реализации программ учебных дисциплин и осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.
Отметим, что разработка и реализация программ учебных дисциплин была отнесена к навыкам, в то время как разработка современных психолого-педагогических технологий — к умениям ввиду большей значимости программ учебных дисциплин в учебном процессе.
1 ФУИьНИИ II cuti оси РцВДНЯ США
но«»»: Регулировщик II ¿.-масти обучающий* R В В □ □ □
Реоттдии «мрематых,. л том чнеле иякрипынм^ Ф«рч и негож» котгпгсмнЛ píCotn
Пост пне вга воспитательных имей И 11
5 иф iictúAU Проектирование и реалнзашм восшпагелышх программ И 11
а а Г)
д П 1 1
е Tlp«*nii»№ii« «пуиий и событий рмиииии* энсиитяянючитосп^Аф^ре^т в п
ь (^w Со манне, поддержание уклада, отаосфсры н траднпиИ жнтни обриоитсльной организации в в
стасобмсий_ а в в в в □
Сеч и Окаыние nouútqiL семье а peiueiaiM вояросеа воспитают ребенка
& индивидуальных особенностей; в □
в в
M ЕЯ
и Общение с детьми; в п
* ДОнкнж и онрузжшесп Защита доетоинегва it интересов обучашцнхея и
; е X гедагегичееянк работников в □
е Сэтруд)пяест"о с другиии ледопэгичеепшл ptfkmiiaviii и летний {лтшпепш и решении мепкпкоышх задач в □
П в
иифэриашкй Выявление ценностного аспекта учебного зтам и ниформшии в п
Имуринн в в
Мтлип соцкжинш псялгчтчккнхтссиатагиИ в □
3 преподиши Знание истории, теории, найнем ерностеИ и Apuntarnos построения н функционировании обраммйтельних систем^ роли и места образования » жизни личности и общества; в в
я т Пашкам «тия_ _ и
' - Знание основ законодательства о правах ребенка в
Зшлие «ортшшннх лрокшх, ругошмвди* и инктрукппннх floeynetiTon, рет>лир>ют1п; орпиптндаю н проведение Míporpíumtfl а лр&млши тедогмрнм офиамтелик)« «рпшюши в □
Рисунок 2. Функции педагога, относящиеся к воспитанию как профессиональной деятельности Источник: составлено автором.
В российском профстандарте несколько навыков педагога сопряжено с оцениванием и контролем. При этом такие функции базируются на
оценивании знаний и умений учащихся. В американском школьном образовании, помимо вышеперечисленных функций, педагог должен также обладать навыком внедрения самооценки учащихся.
Мотивации и вовлеченности учащихся отводится важное значение в обоих рассматриваемых профстандартах. В американском упор делается на атмосферу в учебном классе, которая должна включать в себя постоянную вовлеченность, общие цели и взаимную поддержку среди учащихся. В то же время, несмотря на наличие педагогических функций в подкатегории мотивации и вовлеченности в профессиональном стандарте РФ, сотрудничество среди учащихся как важная составляющая процесса обучения отсутствует.
Примечательно, что в российском профстандарте некоторые функции педагога, отраженные в необходимых знаниях, представлены и в «обучении», и в «воспитании». В последней категории также определяются следующие необходимые знания: знание основ психодидактики, знание основных закономерностей возрастного развития, знание роли и места образования в жизни личности и общества и знание нормативных документов. Отметим, что последнее требование не отражено в американском профстандарте.
Как было упомянуто, если в России воспитание является одной из главных обязанностей учителя, то в США, напротив, учитель не ответственен за воспитание учащихся, поскольку его главной задачей является обучение. Однако наравне с российскими учителями американские должны уметь создавать благоприятную среду обучения, поощрять учащихся к самостоятельному обучению. В обеих странах учителя должны уметь строить воспитательную деятельность с учетом различий и особенностей учащихся, однако, в отличие от российского документа, американский не подразумевает воспитательную деятельность.
Также большое внимание в обоих документах отводится культурному аспекту обучения. Российские педагоги должны уметь выявлять ценностный аспект информации и учитывать культурные различия учащихся. От учителей России требуется уметь организовывать различные виды внеурочной деятельности, в то время как в США внимание учителей направлено исключительно на учебный процесс. Более того, от американских педагогов ожидается умение критически относиться к собственным предубеждениям и возможным предубеждениям в учебных материалах.
В обоих профстандартах сказано, что учителя должны владеть на-
выком развития у обучающихся самостоятельности и творческих способностей и навыком создания соответствующих уклада и атмосферы образовательной организации.
Функции пгдагош
Формирование системы регуляции поведения н деятельноехи обучающихся: Проектирование психологически бсюнасной и комфортной образовательной среды Применение инструментария и методов диагностики и оценки пока кислен уровня и динамики развития ребенка
Освоение и применение нсихолого-псдагогичсских технологий (в том числе инклюзивных)
Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу Оказание адресной помощи обучающимся
Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-мсдико-исдаготического консилиума СЧпдомтсов Разработка и рсалшацня совместно с родителями программ индивидуальною о развития ребенка
Участие в качестве лидера в профессиональных преподавательских сообществах Сотрудничество с коллегами и повышать качество их преподавания Развитие у учащихся критического мышления
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей УУД / 11ша Формирование и реализация про1рамм развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения
поведения в мире виртуальной реальности н социальных сетях
¡Применять новые подходы и технологии для улучшения своего обучения: Проводить постоянный аналитический самоанализ Участвовать в широком спектре рефлексивных практик Вносить вклад в улучшение преподавания Энного предмета
Оказание помощи любому ребенку вис зависимости от его реальных учебных ВмюаокВста возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического ушшшкя здоровья
Формирование дстско-взрослых сообществ
Использование в практике своей работы психологических подходов Составление пснхолого-пслагогнчсской характеристики (портрета) личности обучающегося
Пскшлоютсск Осуществление психолого-педагогичсского сопровождения основных ■к исгадм общеобразовательных программ
Владение стандартизированными методами психоднагностикн личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся: Разработка и рсалтация индивидуальных образовательных маршрутов Иоршпшис Понимание документации специалистов (психологов, дефсктологов. логопедов и т. документ д.)
Оиошымис Оценка образовательных результатов: формир><смыс в преподаваемом предмете предметные I Ставить .1
и профессиональные цели Постоянно участвовать в процессе профессионального роста Знание педагогических закономерностей организации образовательного процесса Понимание роли предыдущего образователылого опытаучащшсся Понимать статистические данные и результаты исследований, касающиеся преподаваемого преЛиета
Знание законов развития личности и проявления личностных свойств Знание теории и технологии учета возрастных особенностей обучающихся Знаннс закономерности формирования дстско-взрослых сообществ, их соцнально-пспхолошчсских особенности и закономерности развития детских н подростковых сообществ
Знаннс социхчьно-психолошчсскнх особенностей н 'закономерностей развития дстско-взрослых сообществ
Знание основ психодиагностики и основных признаков отклонения в развитии
детей_
Понииание сложных экономических. социалы/ых. культурных и языковых условий в
Знаннс основных закономерностей ссмсйных отношений
Понимать вгаимную ответственность учитс.ля и семей за обучение и достижения учеников
□ □
в
□
□
в в
а
в
а
□
□
□
Рисунок 3. Функции педагога, относящиеся к развитию как профессиональной деятельности Источник: составлено автором.
США □
в
в □
□ □
□ □
Говоря о развитии как о профессиональной деятельности педагога, стоит упомянуть о том, что знание возрастных особенностей учащихся также представляет собой важную педагогическую функцию в обоих стандартах. Однако, в отличие от американских коллег, российским педагогам необходимо также уметь формировать детско-взрослые сообщества и обладать знаниями закономерностей их развития.
Умения, требуемые от российских и американских педагогов в контексте развития, существенно отличаются в данных профстандартах. Если в российской образовательной системе предполагается, что учитель должен уметь работать с психологическими методами и взаимодействовать со всеми учащимися, то в американском профстандарте данная подкатегория включает в себя умение развиваться в профессиональной среде.
Среди необходимых навыков большое внимание в обоих профстандартах уделяется сотрудничеству с коллегами. При этом в США учителям необходимо сотрудничать с широким кругом коллег-преподавателей, и в отличие от российских педагогов они не должны владеть навыками сотрудничества с психологами и медиками в решении воспитательных задач, поскольку, как было упомянуто ранее, перед ними не стоит задача воспитания учащихся. Кроме того, от российских педагогов требуется разработка и реализация совместно с родителями программ индивидуального развития ребенка в случае необходимости, а также проведение коррекционно-развивающей работы. Ожидается, что российский учитель будет исполнять роль не только педагога, но и воспитателя. При этом навык применения инклюзивных технологий прослеживается в профстандартах обеих стран.
Отдельно стоит сказать о том, что развитие педагога, на которое сделан упор в американском профстандарте, также было отнесено к необходимым педагогическим навыкам. Среди этих навыков — применение новых подходов и технологий, самоанализ, рефлексия и улучшение преподавания данного предмета в целом.
Таким образом, было выделено единое ядро компетенций школьного учителя в профессиональных стандартах педагогов России и США в трех видах профессиональной деятельности.
В обучении единым ядром компетенций являются следующие педагогические функции: знание преподаваемого предмета и методики его преподавания, знание основ психодидактики, знание основных закономерностей возрастного развития и знание роли и места образо-
вания в жизни личности и общества, умение мотивировать и вовлечь в образовательный процесс всех учащихся, владение навыком организации и проведения контроля, навыком планирования и проведения учебных занятий.
В воспитании к единому ядру можно отнести следующие функции педагога: знание основ психодидактики, знание основных закономерностей возрастного развития, знание роли и места образования в жизни личности и общества, умение анализировать состояние дел в классе, владение навыком развития у обучающихся самостоятельности и творческих способностей и навыком создания соответствующих уклада и атмосферы образовательной организации.
Говоря о развитии как о профессиональной деятельности педагога, можно выделить следующее единое ядро компетенций: знание возрастных особенностей учащихся, владение навыком сотрудничества с коллегами, применения психолого-педагогических и инклюзивных технологий.
Заключение
В ходе сравнения профессиональных стандартов педагогов России и США было выявлено, что от российских педагогов требуется намного больше функций: они должны выступать не только в роли учителей, но и в роли психологов, дефектологов. Современный школьный учитель должен знать, как справиться с проблемными детьми, как найти подход к каждому обучающемуся и как мотивировать и вовлечь в процесс обучения всех учащихся.
Из проведенного сравнительного анализа данных нормативных документов видно, что основополагающим требованием как для российских, так и для американских учителей является знание преподаваемого предмета и методики его преподавания. Также учителя должны владеть навыком планирования и проведения учебных занятий, организации и проведения контроля, различными методами обучения. Большое значение в функциях педагога отводится психолого-педагогической компетенции, которая отражается в обоих профессиональных стандартах в знаниях возрастных и психологических особенностей учащихся. Как в российском, так и в американском профстандарте указывается, что педагог должен сотрудничать не только непосредственно с учащимися, но и с коллегами для улучшения образовательного процесса и профессионального роста.
Выделенное единое ядро компетенций школьного учителя в профессиональных стандартах педагогов России и США позволяет сделать вывод о схожести данных нормативных документов в сфере образования двух разных стран и о схожих требованиях к преподавателям вне зависимости от социокультурного контекста.
^исок источников
1. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. 141 с.
2. Воробьева А. А. Личностные факторы учебных достижений студентов-лингвистов // Высшее образование для XXI века. 2014. 246 с.
3. Годунов И. В., Дадалко В. А. Инновационные модели управления и наукометрические исследования в сфере образования: Монография. М., 2020.
4. Горшкова О. В., Фалько Л. Ю. Профессиональные стандарты: практика разработки и внедрения в России // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2012. № 5 (18) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-standarty-praktika-razrabotki-i-vnedreniya-v-rossii/viewer (дата обращения: 11.02.2024).
5. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.
6. Калашникова А. В., Ковальчук Т. В. Современный учитель английского языка // Педагогика и психология: перспективы развития. 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=46290750 (дата обращения: 10.02.2024).
7. Кендыш И. А., Кутепова О. С. Современный учитель английского языка: навыки и возможности // Традиционное обучение и воспитание. 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=50108525 (дата обращения: 10.02.2024).
8. Ксенофонтова А. Л. Основы профессиональной коммуникации педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-4 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/osnovy-professionalnoy-kommunikatsii-pedagoga (дата обращения: 09.02.2024).
9. Кузнецова М. Е. Профессиональные стандарты: характеристика, этапы перехода // Вестник Сургутского государственного университета. 2019. № 1 (23) [Электронный ресурс]. URL: https://www.surguvest.ru/jour/article/view/262/229?locale=ru_RU (дата обращения: 09.02.2024).
10. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 // СПС «КонсультантПлюс».
11. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) // СПС «КонсультантПлюс».
12. Овсянникова И. Г. Аналитические умения будущих учителей: сущностные характеристики // Известия ВГПУ. 2013. № 2 (77) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/analiticheskie-umeniya-buduschih-uchiteley-suschnostnye-harakteristiki (дата обращения: 10.02.2024).
13. Попова Н. Е. Профессиональный стандарт «Педагог»: от теории к практике // Педагогическое образование в России. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/professionalnyy-standart-pedagog-ot-teorii-k-praktike (дата обращения: 08.02.2024).
14. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. М.: Академия, 2008. 576 с.
15. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базов. курс лекций: пособие для студентов. М., 2008.
16. Усова А. В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1988. 112 с.
17. Ходжава З. И. Роль установки в интерференции навыков // Вопросы психологии. 1961.
18. Ямбург Е. А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? М.: Просвещение, 2014. 175 с.
19. Arrasyid F. M. Istiqomah. The Needs of Developing English Teacher's Professional Competence In the 21st Century // International Journal of Education and Humanities. 2021. Vol. 1, no. 2. P. 53-63. doi: 10.58557/ijeh.v1i2.16.
20. Biletska I. O. The use of modern technologies by foreign language teachers: developing digital skills // Linguistics and Culture Review. 2021. Vol. 5, no. 2. P. 16-27. doi: 10.37028/lingcure.v5nS2.1327.
21. Billik M. O. The Issue of Teachers' Professional Competence and Pedagogical Competence in English Teaching-Learning Process // English Teaching Journal. 2020. Vol. 8, no. 1. P. 1-7. doi: 10.25273/ etj.v8i1.6490.
22. Degirmencioglu Ü. The impact of teacher self-efficacy on teaching techniques: traditional or contemporary? // European Journal of English Language Teaching. 2021. Vol. 6, no. 3. doi: 10.46827/ejel. v6i3.3662.
23. Dovbysh S., Bakhtin M., Arinushkina A. A. Individual Trajectory of Professional Growth of a Teacher in Russia // Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Russia and the CIS Member States. 2019. Vol. 288. doi: 10.2991/iceder-18.2018.7.
24. Helate T. H., Metaferia T. F., Gezahegn T. H. English language teachers' engagement in and preference for experiential learning for professional development // Heliyon. 2022. Vol. 8, no. 10. doi: 10.1016/j. heliyon.2022.e10900.
25. Lemon N., McDonough S. Building and Sustaining a Teaching Career: Strategies for Professional Experience, Wellbeing and Mindful Practice. Cambridge: Cambridge University Press. 2022. doi: 10.1017/9781108642095.
26. National Board for Professional Teaching Standards (NBPTS). English as a New Language Standards [Электронный ресурс]. URL: https://www.nbpts.org/wp-content/uploads/2021/09/ECYA-ENL.pdf (дата обращения: 08.02.2024).
27. Sadeghi K., Richards J. C. Professional development among English language teachers: challenges and recommendations for practice // Heliyon. 2021. Vol. 7. doi: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2021. e08053.
28. Stoian A. M. Professional Development And Continuous Training Of English Teachers. Education Facing Contemporary World Issues. 2019. Vol. 67. doi: 10.24144/2524-0609.2018.43.93-98.
References
1. Abdullina O. A. Obshhepedagogicheskaja podgotovka uchitelja v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovanija. M.: Prosveshhenie, 1990. 141 s. [In Rus].
2. Vorobeva A. A. Lichnostnye faktory uchebnyh dostizhenij studentov-lingvistov // Vysshee obra-zovanie dlja XXI veka. 2014. 246 s. [In Rus].
3. GodunovI. V., Dadalko V. A. Innovacionnye modeli upravlenija i naukometricheskie issledovanija v sfere obrazovanija: Monografija. M., 2020. [In Rus].
4. Gorshkova O. V., Fal'ko L. Ju. Professional'nye standarty: praktika razrabotki i vnedrenija v Rossii // Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta jekonomiki i servisa. 2012. № 5 (18) [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-standarty-praktika-razrabotki-i-vnedreniya-v-rossii/viewer (data obrashhenija: 11.02.2024). [In Rus].
5. ZimnjajaI. A. Psihologija obuchenija inostrannym jazykam v shkole. M., 1991. [In Rus].
6. Kalashnikova A. V., Kovalchuk T. V. Sovremennyj uchitel' anglijskogo jazyka // Pedagogika i psihologija: perspektivy razvitija. 2021 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=46290750 (data obrashhenija: 10.02.2024). [In Rus].
7. Kendysh I. A., Kutepova O. S. Sovremennyj uchitel' anglijskogo jazyka: navyki i vozmozhnosti // Tradicionnoe obuchenie i vospitanie. 2022 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=50108525 (data obrashhenija: 10.02.2024). [In Rus].
8. Ksenofontova A. L. Osnovy professional'noj kommunikacii pedagoga // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2020. № 69-4 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/osnovy-professionalnoy-kommunikatsii-pedagoga (data obrashhenija: 09.02.2024). [In Rus].
9. Kuznecova M. E. Professional'nye standarty: harakteristika, jetapy perehoda // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. № 1 (23) [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.surguvest.ru/ jour/article/view/262/229?locale=ru_RU (data obrashhenija: 09.02.2024). [In Rus].
10. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ // SPS «Konsul'tantPljus». [In Rus].
11. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel')»: Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 № 544n (s izm. ot 25.12.2014) // SPS «Konsul'tantPljus». [In Rus].
12. OvsjannikovaI. G. Analiticheskie umenija budushhih uchitelej: sushhnostnye harakteristiki // Izvestija VGPU. 2013. № 2 (77) [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiticheskie-umeniya-buduschih-uchiteley-suschnostnye-harakteristiki (data obrashhenija: 10.02.2024). [In Rus].
13. Popova N. E. Professional'nyj standart «Pedagog»: ot teorii k praktike // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2017. № 3 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-standart-pedagog-ot-teorii-k-praktike (data obrashhenija: 08.02.2024). [In Rus].
14. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shijanov E. N. Pedagogika: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zaved. M.: Akademija, 2008. 576 s. [In Rus].
15. Solovova E. N. Metodika obuchenija inostrannym jazykam: bazov. kurs lekcij: posobie dlja studentov. M., 2008. [In Rus].
16. Usova A. V., Bobrov A. A. Formirovanie uchebnyh umenij i navykov uchashhihsja na urokah fiziki. M.: Prosveshhenie, 1988. 112 s. [In Rus].
17. HodzhavaZ.I. Rol' ustanovki v interferencii navykov // Voprosy psihologii. 1961. [In Rus].
18. JamburgE. A. Chto prineset uchitelju novyj professional'nyj standart pedagoga? M.: Prosveshhenie, 2014. 175 s. [In Rus].
19. Arrasyid F. M. Istiqomah. The Needs of Developing English Teacher's Professional Competence In the 21st Century // International Journal of Education and Humanities. 2021. Vol. 1, no. 2. P. 53-63. doi: 10.58557/ijeh.v1i2.16.
20. Biletska I. O. The use of modern technologies by foreign language teachers: developing digital skills // Linguistics and Culture Review. 2021. Vol. 5, no. 2. P. 16-27. doi: 10.37028/lingcure.v5nS2.1327.
21. Billik M. O. The Issue of Teachers' Professional Competence and Pedagogical Competence in English Teaching-Learning Process // English Teaching Journal. 2020. Vol. 8, no. 1. P. 1-7. doi: 10.25273/etj. v8i1.6490.
22. Degirmencioglu Ü. The impact of teacher self-efficacy on teaching techniques: traditional or contemporary? // European Journal of English Language Teaching. 2021. Vol. 6, no. 3. doi: 10.46827/ejel. v6i3.3662.
23. Dovbysh S., Bakhtin M., Arinushkina A. A. Individual Trajectory of Professional Growth of a Teacher in Russia // Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Russia and the CIS Member States. 2019. Vol. 288. doi: 10.2991/iceder-18.2018.7.
24. Helate T. H., Metaferia T. F., Gezahegn T. H. English language teachers' engagement in and preference for experiential learning for professional development // Heliyon. 2022. Vol. 8, no. 10. doi: 10.1016/j. heliyon.2022.e10900.
25. Lemon N., McDonough S. Building and Sustaining a Teaching Career: Strategies for Professional Experience, Wellbeing and Mindful Practice. Cambridge: Cambridge University Press. 2022. doi: 10.1017/9781108642095.
26. National Board for Professional Teaching Standards (NBPTS). English as a New Language Standards [Электронный ресурс]. URL: https://www.nbpts.org/wp-content/uploads/2021/09/ECYA-ENL.pdf (дата обращения: 08.02.2024).
27. Sadeghi K., Richards J. C. Professional development among English language teachers: challenges and recommendations for practice // Heliyon. 2021. Vol. 7. doi: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2021. e08053.
28. Stoian A. M. Professional Development And Continuous Training Of English Teachers. Education Facing Contemporary World Issues. 2019. Vol. 67. doi: 10.24144/2524-0609.2018.43.93-98.
Информация об авторах
А. С. Родоманченко — кандидат педагогических наук, доцент Школы иностранных языков НИУ «ВШЭ» К. А. Токарева — магистрант
Information about the authors
A. S. Rodomanchenko — PhD (Education), Associate Professor at the HSE School of Foreign Languages K. A. Tokareva — Graduate student
Статья поступила в редакцию 15.04.2024; одобрена после рецензирования 13.05.2024; принята к публикации 25.06.2024.
The article was submitted 15.04.2024; approved after reviewing 13.05.2024; accepted for publication 25.06.2024.