О.А. АНДРЕЕВА, Л.А. ЧЕРНАЯ
ЕДИНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ЮРИСТОВ
Юридическая деятельность требует специальных знаний, умений и навыков, которые приобретаются в процессе высшего образования, цель которого - формирование профессиональных компетенций. В результате установлено, что единство образовательного и воспитательного процессов в
Юридическое образование, принципы, правовая правосознания, воспитание.
Основной целью профессиональной подготовки юристов является их будущая деятельность, направленная на реализацию правовых норм, обеспечение правопорядка и безопасности в различных сферах жизни личности, общества и государства. В таком контексте принципы образовательного процесса как его руководящие начала отражаются в требованиях к содержанию, организации и методике обучения студентов на юридическом факультете, поскольку имеют прямую корреляцию с принципами организации педагогического процесса в целом. Их значимость заключается в научном подходе к методике образовательного процесса, учитывающей особенности юридической профессии, ее направленность на формирование профессиональных компетенций.
Любая образовательная среда является устойчивой, находясь в развитии и соответствии реальным социально-экономическим условиям, что в полной мере относится и к системе профессиональной подготовки юристов. Основой ее стабильности и развития является сосуществование и взаимодействие различных гуманистических парадигм. В образовательном процессе учебный материал должен формироваться так, чтобы он способствовал развитию активности и самостоятельности студентов с учетом дифференцированного и индивидуального подхода к ним. Такой подход приводит к «развитию юридического мышления, научного кругозора, помогает овладевать содержанием и методикой получения профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых, как в практической, так и научной деятельности» [1, с.8], а также к формированию у студентов сознательного отношения к учебе.
Профессиональное правосознание юриста формируется на основе системы правовых взглядов, убеждений, знаний и чувств, ценностных ориентаций и других элементов, необходимых для осуществления будущей деятельности. Данный тип правосознания формируется в процессе получения профессиональных юридических знаний на основе правовой культуры и научного мировоззрения с тем, чтобы преодолеть тенденции, приводящие к потере профессионализма, нарушению принципов профессиональной этики.
профессиональной подготовке юристов позволяет приобретать им навыки мобильного поиска необходимых ответов на поставленные жизнью вопросы, правильно решать возникающие юридические проблемы.
культура, юридическое мышление, деформация
Основой профессиональной деятельности юриста является знание норм права, условий их действия и правовых принципов, понимание поставленных перед ним целей и задач. Знания юристов в области права отличаются от массового правосознания тем, что они конкретны и детализированы, им не свойственны рамки, ограниченные общими представлениями о теории права.
Правоприменение является сложным процессом и, если бы его можно было формализовать с помощью современных информационных технологий, то и специальных знаний получать не нужно: нажали кнопку - и вот готовый алгоритм действий. Но жизнь гораздо сложнее, поэтому юрист должны иметь четкое представление о ситуациях, в которых при наступлении определенных условий норма вступает в действие, они должны осознавать правовые последствия, возникающие при наступлении указанных обстоятельств.
В истории и современном мире юристы занимают особое положение, обусловленное определенным уровнем лежащей на них ответственности, поскольку существует риск деформации профессионального правосознания, а недостаток внимания к этому процессу может привести к тяжелым последствиям для всех участников общественных отношений. Основополагающее значение для формирования профессионального правосознания юриста имеет его идеология. Из истории известно, что в реестре представителей высших сословий традиционно определенное место занимали юристы. Для них определяющее значение всегда имела правовая подготовленность, которая должна иметь высокий уровень, гораздо выше, чем имеют его законопослушные граждане, быть более объемной, отличающейся глубиной знаний принципов и правовых норм, они всегда должны в совершенстве владеть мастерством правоприменительной практики.
Профессиональный юрист должен отличаться устойчивым положительным отношением к праву, он осознает максимальную степень его общественной целесообразности, необходимости и справедливости применения, для него соблюдение закона входит в привычку и становится образом жизни. В то же время у юристов могут иметь место противоречия в
правовом сознании, выражающиеся в критике законов, их целесообразности, что может привести к нарушениям в процессе осуществления профессиональной деятельности. В настоящее время, когда на рынке труда присутствует большое количество лиц, имеющих юридическое образование, важно чтобы в профессиональной деятельности юрист был не только знающим специалистом, но и обладал недеформированным правосознанием.
В связи с переходом на новый образовательный стандарт необходимыми стали исследования, направленные на анализ условий повышения качества юридического образования и процесса формирования профессионального правосознания юриста, что оказывает прямое влияние на укрепление российского правового государства и гражданского общества. С другой стороны, в системе юридического образования необходимо ориентировать студентов на умение осуществлять научный поиск, получать самостоятельно новые знания в процессе обучения научной и профессиональной деятельности. В образовательном процессе можно использовать как рекомендации теоретических наук, так и сложившуюся педагогическую практику высшей школы, что приводит к единству системы высшего образования и определяет все стороны учебного процесса [2].
В настоящее время к одному из пробелов юридического образования относят вопросы, связанные с профессиональной этикой, когда речь идет о том, что выпускники юридических факультетов не знают и не соблюдают ее основ в профессиональной деятельности. Анализ структуры профессионального правосоз-нания юристов позволяет сделать вывод, что при осуществлении своей деятельности они должны обладать высоким уровнем профессионального пра-восознания, поскольку им приходится оказывать помощь в делах различной категории сложности, что требует высокого уровня знаний и ответственности, неукоснительного соблюдения права и закона, честного, разумного и добросовестного отстаивания прав и законных интересов граждан.
Принцип социальной обусловленности и научности устанавливает необходимость соблюдения преподавателями квалификационных требований при подготовке юристов. Особое внимание этот принцип уделяет формированию умения применять полученные знания на практике, которые становятся профессиональным инструментом, необходимым для осуществления будущей практической деятельности. Студенты должны понимать, что юридические знания постоянно расширяются и углубляются как путем образования, повышения квалификации, так и в процессе практической деятельности.
Профессиональное правосознание будущих юристов должно включать:
- уважительное отношение к праву, закону и правоприменительной практике, что позволяет упорядочить процесс воздействия права на общественные отношения, с одной стороны, а с другой -дает возможность применять стандартные решения по аналогии с ранее имевшими место;
- ответственность за принятые решения на основе профессиональных знаний базовых принципов
законодательства, интерпретаций норм права, что необходимо в их профессиональной деятельности;
- неприятие правового нигилизма, экстремизма, терроризма и других форм произвола, так как доминирующей в профессиональном сознании юристов должна быть идея господства закона, являющегося важнейшим источником права в противовес самовластию и произволу личности. Древнегреческому философу Платону принадлежит высказывание о том, что он видит близкую гибель того государства, где закон не имеет силы или он находится под властью правителя. Далее он указывает, что «закон должен быть владыкой над правителями, а они - его рабами» [3, с.36], что процветание государства зависит от соблюдения законов. Развитое правосознание является необходимым условием для точной реализации правовых норм, люди соблюдают их посредством выполнения осознанной волевой деятельности. Чем выше уровень правового сознания граждан, тем легче добиться обеспечения добровольного, осмысленного осуществления требований законодательства, уразумев его разумность и целесообразность, что формирует у них нетерпимость к нарушению правопорядка.
Необходимость соблюдения преподавателем нор -мативных правовых актов и квалификационных требований в процессе подготовки будущих юристов обосновывается принципами, содержащимися в образовательном законодательстве, определяющем цели и задачи, стоящие перед работниками вузов, в них устанавливается правовой режим открытости различных уровней и направлений профессионального образования. Положения этого принципа позволяют совершенствовать процесс обучения в соответствии с развитием современной юридической и педагогической науки. Его реализация на практике обеспечивается соблюдением ряда педагогических требова-ний, а именно:
- научно обоснованный подход к отбору содержа -ния учебного материала; умение рассматривать в ходе занятий все явления в развитии и взаимосвязи, видеть закономерности и противоречия учебного процесса, пути его совершенствования; излагать учебный материал с позиции последних достижений юридической науки и практики;
- диалектическая связь теории и практики, показывающая, что наука развивается под влиянием потребностей государства и общества в квалифицированных юристах;
- постоянное внимание к актуальным проблемам юридической науки, умение раскрывать основные идеи научных достижений; приучение студентов следить за научной информацией, поощрение исследовательской работы, коллективные обсуждения научно-юридических и социальных проблем. Принцип практической направленности в обучении будущих юристов ориентирует педагога на их подготовку к выполнению профессиональных обя-занностей, что определяет содержание обучения и обеспечивает его связь с современным уровнем развития юридической науки. Этот принцип реализуется в следующих требованиях:
- использовать возможности учебного процесса для моделирования будущей профессиональной деятельности специалистов;
- соблюдать последовательность учебного процесса, гибко сочетать теоретические и практические методы и формы обучения, выбирать в каждом конкретном случае наиболее эффективные;
- следить за развитием юридической науки;
- внедрять в учебный процесс научную организацию труда, учить студентов применять продуктивные и экономичные методы работы с учебной и научной литературой, анализировать и прогнозировать свою деятельность;
- соблюдать требования государственного образовательного стандарта по подготовке специалистов в области юриспруденции, определяющего их профессиональные компетенции. Направленность и логика организации учебного
процесса определяются принципом целенаправленности, системности и последовательности в обучении, что позволяет овладевать различными компонентами профессионального мастерства тогда, когда учебный материал изучается студентами по определенной системе. Систематизированные знания необходимы будущему юристу-специалисту для успешной деятельности при выполнении своих профессиональных обязанностей, но приобрести их он может только при строгой логической последовательности учебного материала, комплексном использовании различных приёмов обучения, четкой организации всего учебного процесса.
Реализация этого принципа предполагает ряд взаимосвязанных педагогических требований:
- строгое соблюдение логики учебного процесса, т.е. тесная связь ранее изученного материала с новым; следование нормативным правовым актам, планирующим документам (учебные планы, программы, расписание занятий и т.д.);
- выделение в изучаемом материале главного фактора, умение формулировать и раскрывать общую цель и замысел каждой темы, раздела, курса в целом;
- направленность на развитие логического мышления, т.е. умение самостоятельно определять перспективы своей учебно-познавательной деятельности;
- целенаправленное усвоение знаний по каждой теме, разделу и курсу в целом, используя многообразие имеющихся форм и методов оценки, контроля и коррекции их учебно-познавательной деятельности;
- систематическое выполнение самостоятельной работы, ее качественное оценивание с тем, чтобы повышать чувство ответственности за результаты учебного процесса.
Обучение на высоком уровне трудности определяет такую организацию учебного процесса, при которой у студентов появляется желание овладевать большим объемом знаний, формируются профессиональные позиции, психологические качества с учетом собственных способностей. Такой подход позволяет переходить от известного знания к новому, еще не известному, от менее трудного к более трудному и
т.д. Л.В. Байбородова и Л.Н. Серебренников считают, что «среда, в которой творчество могло бы актуализироваться, должна обладать высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью (богатством возможностей); неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие уже готовых, многовариантность обеспечивает возможность их нахождения» [5, с.24].
Принцип единства обучения и воспитания позволяет сформировать у студентов правовую культуру, правосознание и другие качества личности, что происходит в силу специальной организации учебно-воспитательного процесса. Единство обучения и воспитания достигается усилиями всех его участников, т.к. их взаимосвязь носит воспитывающий характер и одновременно развивает студентов, обеспечивая подготовку к будущей профессиональной деятельности и решению ее задач. Одной из форм такой работы является ежегодное проведение на юридическом факультете спарринг-семинаров «Латинский язык и история права», «Латинский язык и история зарубежного государства и права», основная цель которых - показать междисциплинарные связи указанных дисциплин.
Эффективное усвоение студентами теоретического материала, полученного во время спарринг-семинара, помогает им научиться выступать публично, грамотно и убедительно говорить, логично строить свое выступление перед слушателями. Оптимизация внутригрупповой коммуникации во время интерактивных занятий учит студентов делать собственные выводы, обобщать и формулировать их, вырабатывать и защищать свою позицию, анализировать информацию, что в результате повышает уровень знаний и культуры. На таких занятиях они учатся аккумулировать знания по различным дисциплинам, что помогает понять логику учебного процесса и межпредметных связей, использовать ранее полученные знания, их понятийный аппарат с тем, чтобы лучше ориентироваться в изученном материале, работать в группе, распределять роли, быстро и верно отвечать на поставленные вопросы и т.д.
Юридическая профессия связана с правовым регулированием общественных отношений, что требует специальных знаний и навыков, приобретаемых в процессе получения образования, поскольку возлагает на юристов социальную ответственность за выполнение ими своих обязанностей. Единство образовательного и воспитательного процесса в профессиональной подготовке юристов позволяет приобретать им навыки мобильного поиска необходимых ответов на поставленные жизнью вопросы, правильно решать возникающие проблемы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева O.A. Проблемы методологии истории государства и права/ O.A. Андреева // История государства и права. - 2004. - № 3.
2. Губанова A.A., Кольга В.В. Дидактические принципы и особенности электронного обучения/ А.А.Губанова, В.В. Кольга // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3.
3. Гайфутдинов A.M. Становление принципов обучения в истории отечественной педагогики
первой половины XX века/ A.M. Гайфутдинов // В мире научных открытий. - 2013. - № 11.
4. История политических и правовых учений /под ред. О. Э. Лейста. - М., 1997.
5. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. Принципы организации образовательного процесса в педагогическом вузе/ Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников //Ярославский педагогический вестник. -2016. - № 1.